Недавно у вас произошел вот какой случай, — пишешь ты. — Несколько мальчишек шестиклассников шли помогать одинокой старушке — несли воду полить капусту. Встретился им слепой старик. И мальчикам пришло в голову… Там, где он должен был пройти, нашли ложбинку и вылили туда воду. Дедушка забрел в лужу, поскользнулся. А мальчишки, притаившись за кустом, смеялись. Потом пошли поливать капусту бабушке»…
Прочтя это, я задумался: откуда идет соседство жестокости и доброты в юной душе?
Подросток — уже не ребенок. Он — как путешественник, карабкающийся на вершину высокой горы. Вершина — зрелость. И с каждым шагом — шире горизонт. На уроке, в воспитательных беседах учитель раскрывает перед подростком мир нравственных богатств и ценностей. Школьник уже знает, что хорошо, а что плохо, где правда, а где ложь.
Но как часто этим и исчерпывается воспитание. Настоящее же становление характера с этого только начинается. Подросток должен научиться мерить свои поступки высшей мерой нравственности, спрашивая: что я за человек? Хорошо ли мне среди людей, хорошо ли людям со мной?
Все, что слышит, думает, делает человек, — все это должно пройти через его сердце — лишь при втом условии зерна. посеянные учителем, дают всходы. У воспитанного человека на страже мысли, разума стоит сердце. Добрые чувства, утвердившиеся в сердце, порождают отвращение к злу прежде, чем человек успел подумать: а можно ли это сделать? А хорошо ли я делаю?
Для того чтобы выработать иммунитет против зла, чтобы сердце всегда было чутким стражем совести, как раз и необходима духовная деятельность: стремление к идеалу, к нравственной красоте.
Если ты хочешь, мой юный друг, чтобы твои питомцы были воспитанными людьми, чтобы у них рука не поднялась оскорбить старика, думай прежде всего о воспитании добрых чувств, о воспитании сердца.
Как огня, остерегайся трех вещей:
пустоты души,
духовной бездеятельности и
показной, фальшивой активности.
Шестиклассники шли помогать старушке не по велению сердца, а потому, что тимуровская работа есть в плане, вожатый требует… Ох, как юные сердца калечит эта показная активность, искусственная доброта, трескотня о человечности вместо подлинной человечности!
Воспитание сердца начинается с пробуждения чувства восхищения нравственной красотой. Вот вы рассказываете о героической жизни и смерти коммуниста Сергея Лазо. Не надо назидательно призывать ребят: будьте и вы такими же стойкими, отважными, мужественными. Пусть подросток сам посмотрит на себя глазами настоящего человека. Пусть забудет о том, что вы ведете воспитательную беседу. А этого можно добиться, если разговаривать с ребятами, как со взрослыми. Только еще тоньше.
Но нельзя допускать, чтобы в юношеской душе зародилась мысль: нравственная красота — это что-то исключительное, герои были когда-то, сейчас их нет. Расскажи подросткам о необыкновенных людях, живущих рядом в вашем городе, селе. Ребята удивятся: «Так это же простые люди, а не герои». Доказать, что в обыкновенном — необыкновенное, — секрет твоей воспитательной политики.
Только не надо растолковывать подростку то, что ясно и без разъяснений. Пусть работает творческое воображение юного разума!
А дальше подросток должен быть наедине с самим собой. Пусть думает, мечтает, читает. Без этих минут и часов раздумий нет индивидуальной личности. Вот почему меня очень радует рассказ родителей о том, что 15-летний подросток сидит вад книгой задумчивый, даже встревоженный чем-то! Я советую родителям: не надо нарушать этой задумчивости. Не надо говорить: иди к товарищам, развейся.
В эти часы идет тонкая внутренняя работа — самоутверждение человека, формирование идеала. Вы в эти часы не с ним, во вы как раз в эти часы и воспитываете своего питомца. Чтение и перечитывание хорошей книги о замечательном человеке обогащает духовную жизнь.
В нашей комнате чтения есть специальный шкаф с книгами для подростков. Литература в жизни и борьбе выдающихся людей. Рассказывая ребятам об Александре Ульянове и Софье Перовской. Сергее Лазо и Юлиусе Фучике, Феликсе Дзержинском и Якове Свердлове, Мусе Джалиле и Януше Корчаке, я стремлюсь, чтобы после беседы подросток как можно дольше сохранял чувство изумления перед этими людьми, чтобы душевный настрой привел его к книге, ставшей источником моего рассказа. И если я вижу, что беззаботный паренек, который сам никогда не знал, что сделает через минуту, вдумчиво читает, если мне становится ясно, что он начинает пытливо всматриваться в людей, придирчиво оценивать свои поступки, я радуюсь. Значит, начались та внутренняя духовная деятельность, которой я так долго ожидал.
Почему и опытных и начинающих педагогов волнуют подростки? Потому что его переломный период в жизни ребенка. В это время он особенно восприимчив ко всему, что происходит вокруг. И очень важно, чтобы рядом были умные и чуткие старшие товарищи, помогающие подростку осознанно шагать по земле. Чтобы утвердить добро, надо приложить много сил — даже самый маленький огонек можно зажечь в юной душе только большим, ярким пламенем.
Есть в моей жизни страница, которую я никогда не забуду. Это Николай Л., двенадцатилетний подросток, приехавший с матерью в наше село среди года. Он стал для меня испытанием моих взглядов и убеждений. Его душа казалась мне страшной раной — так много в ней было страданий, боли. Узнав обо всем, что пришлось пережить Коле в годы детства, я ужаснулся: сколько зла видел он, сколько горя перенес! Обстоятельства семейной жизни сложились так, что вокруг него всегда были ничтожные люди, которые приносили много несчастий и ему и его матери. Коля потерял веру в добро. Слова учителя о моральной красоте он считал сказкой для дураков. Доброе слово воспринимал с болезненной раздражительностью. Помню я рассказывал подросткам о великом человеке, отдавшем жизнь во имя убеждений. Мои глаза встретились с глазами Коли, и я увидел в них презрение, ненависть и к тому, кто рассказывал, и к тому, о чем шла речь в рассказе.
Как же найти путь к этому сердцу? Как убедить этого маленького человека, что в мире есть не только зло, но и добро, не только горе, но и счастье? Чувство подсказывало, что к человеку, у которого сердце, как открытая рана, нельзя идти со словами сочувствия. Надо, чтобы мы стали друзьями, чтобы Колю что-то увлекло в моей работе и он потянулся бы ко мне.
Я пригласил несколько подростков прийти после уроков в сад: будем делать что-то интересное. Я волновался придет Коля или нет? Он пришел. Мы прививали яблоню к дичкам. Ходили от дерева к дереву. Я рассказывал историю каждой яблони. Наверное, потому, что в эти минуты я сам забыл о цели нашей встречи, увлекшись рассказом, Коля не чувствовал, что воспитание идет полным ходом. Постепенно я перешел к жизни ученых, исследователей природы: Ламарка, Тимирязева, Мичурина. Я видел: Коля внимательно слушал. А когда я напомнил о книге, в которой описывалась жизнь Мичурина, он попросил дать ее.
Так зародилась наша дружба. Опуская подробности, скажу, какую роль во взглядах Коли сыграло первое знакомство с литературой:
«Когда я читал книгу о Мичурине, передо мной открылся новый, совершенно неизвестный мир: я поверил, что есть люди, которые находят свое счастье в борьбе за счастье других. Стыдно стало за то, в чем я раньше был убежден. Ведь я считал, что каждый думает лишь о собственном благополучии. Мир представлялся мне игрой, в которой надо уметь обмануть других, чтобы самому стать счастливым. Я читал книгу о Мичурине, а думал о тех людях, которых знал в детстве. Они обманывали мать. Книга убедила меня, что настоящие люди не такие. И вот что удивительно: хороших людей теперь я увидел и в жизни. Их, оказывается, несравненно больше, чем дурных».
Николай стал настоящим человеком — честным тружеником, добрым и чутким отцом.
Полнота духовной жизни в юные годы — это корень, стержень человеческой личности. Твой питомец вырастет настоящим человеком лишь тогда, когда уже в годы отрочества для него станут дорогими, незабываемыми, глубоко личными нравственные ценности мира. Пусть же он ими дорожит, как своей честью и совестью, как своим добрым именем.
Автор: Василий Александрович Сухомлинский, Учительская газета . – 1966 . – 16 августа
Источник: Лаборатория гуманной педагогики
Комментариев пока нет... Будьте первым!