Главная » Бог, Абсолют, Непознаваемая причина, об Учениях, УЧЕНИЯ » Бог и Иерархия Света. Ступени познавания. Данилова С.Д.

1 609 просмотров

2643-10

Среди изучающих Живую Этику является распространенным представление о том, что «Иерархия Света» «и есть Бог». Возможно, что такое понимание родилось из прочтения письма, известного под наименованием «Бог» («Письма Махатм», 57 письмо, 1882 г.).

Но в указанном письме отрицается существование антропоморфного Бога, и утверждается «абсолютный и неизменный закон», «сама сущность и природа этой беспредельной и вечной материи, её энергия и движение».

«Тайная Доктрина» уточняет: два противоположных аспекта Единого – энергия Космической Субстанции и Космическая Мыслеоснова, Божественная Мысль, – есть причина Вечного Движения, Великого Дыхания. Это Вечное Движение уравновешивает дух и материю: «Мы признаем лишь единый закон во Вселенной — закон гармонии, совершенного РАВНОВЕСИЯ», – говорится в следующем письме Махатм.

Уходя в крайности в своем мировоззрении, человек теряет путеводную нить, ведущую к Истине. Делая акцент на материи, впадает в атеизм. Отвергая её, создаёт антропоморфное Идеальное Существо. Истина – не то, и не это, но их «философская середина и соглашение». Она выражена архаическим символом креста или свастики. Точка пересечения Духа и Материи «не ограничивается одним индивидом, хотя бы и совершенным. Принцип (Бог) находится в человечестве, и человечество, так же, как и всё остальное, находится в нем, подобно каплям в океане…», – пишет Е. П. Блаватская.

Расхождение с теологическим пониманием Бога, как чистого Духа за пределами материи, не означает отрицание Бога как Целого, как «Единой Жизни», основанной на неизменном Законе. Не являясь ни духом, ни материей в чистом виде, эта скрытая неизменная Основа эманирует как сокровенный, невидимый Первозданный Свет.

Совечный Вечному, Первозданный Свет — слитность духа и материи, духоматерия. «Доктрины наши, – читаем в «Письмах Махатм», – показывают лишь единый принцип в природе — дух — материя или материя — дух …квинтэссенция обоих… Этот третий принцип, говорят философы Веданты — есть единственная реальность…». В другом месте находим такое выражение тройственности: «дух — жизнь — материя», из которого видно, что жизнь — синтез обоих полюсов, и без любого из них не может проявиться.

Это Единство двух полюсов (тройственность) заключает в себе и свойства магнита, и движение, Импульс, порождающий устремление к обретению многообразных форм.

«Мы верим…, в пульсацию инертной материи, её жизнь», – возвращаемся к письму о Боге. Это непрерывное движение вытекает из сущности самой «первобытной материи», а изначально присущие ей свойства порождают разнообразие природных феноменов.

«Первобытная материя» – семя Света, Триединство в Едином Пространстве. Оно прорастает, как ХАОС, ТЕОС и КОСМОС, и вновь возвращается в пространство материнской почвы.

Невозможно отделить Иерархию Света – ТЕОС, от Бога, но неверно будет свести понятие Бога только к Иерархии Света, к богам разных религий и духовных направлений.

Когда Идеальная Абстрактная Причина именуется «Бог», это слово не относятся к «Создателям», «Творцам» – Иерархии Творящих Сил, но означает Отца всего сущего, Его Всемирного Присутствия, наполнения Им всей беспредельной Вселенной.

«В каждой Космогонии, – разъясняет «Тайная доктрина», – позади Божества «Творящего» и выше него пребывает Божество Превышнее, Планировщик, Зодчий, по отношению к которому Творец является лишь выполняющим посредником. И ещё выше, над и вокруг, внутри и во вне находится Непознаваемое и Неведомое, Источник и Причина всех этих Эманаций».

«Весь мир – тело Господне, и воля Наша несет приказ наилучшего выражения Воли Всевышнего», – так Учение Жизни подчеркивает главенство Закона, Всевышнего. Иерархия Света наилучшим образом выражает Волю Бога, воплощая в себе Его Закон. Это возможно благодаря накопленному в веках опыту. «Разумом рожденные Сыны, Риши, Строители и т.д., все были людьми – разных форм и обликов – в других мирах и предыдущих Манвантарах», – так учит «Тайная Доктрина».

Именно благодаря Единому Закону – Вечному Движению, и человек наделён способностью устремляться от физического существования к нахождению Бога в себе и в окружающем. От бессознательности — к Разуму, от невежественного состояния – к богочеловеку и Богу, – этот путь проторен нам Иерархией Творящих Сил.

Божественная частица, зерно духа, дана человеку, чтобы он мог восходить, накапливая Свет собственными усилиями. Нет предела этому восхождению, движению между познанным и непознанным. При расширении границ вместимости сознания, постижимы всё более утонченные формы существования. Иерархическая лестница выражает восходящие уровни сознания ко Храму – Богу.

Человек – «кульминация и отображение всего сущего в Феноменальном мире». Невидимый Принцип, существующий во всей Природе, находит своё высочайшее проявление в Человеке. Эта мысль Блаватской не возвеличивает человека, но устремляет осознать ответственность перед всем Мирозданием. Этому созвучны строки Данте:

«Подумайте о том, чьи вы сыны:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены”.

Бесконечная жажда познания приводит к Богу, к открытию в себе Того, что есть в каждом из людей — первой божественной эманации — Духа Святого.

«…Единый судья ваш дух – в нем Бог», – открывает Учение путь наверх. Построить связь с духом — Атманом, – обрести в себе Бога, стать Светом, изливающимся для всего живого.

«При упоминании о Боге, – пишет Блаватская, он явлен, как делающий вихрь своим вестником...». Огненный вихрь — не просто раскаленная космическая пыль, но каждый её атом «вместе с тем Ангел».

Из низшего воинства Ангелов рождаются люди. Ангел — вестник, значит он несёт в себе весть о мире Высшем. Природа Ангелов «непреходяща (не подвержена изменениям)», и только через человеческую форму, «падший» на землю для обретения опыта, он прогрессирует, совершенствуется. Человек же «обладает потенциальностью, превосходящей способности Ангелов», он способен достичь Божественного.

За минусом физического тела, своего низшего принципа, и высшего принципа – духа, человек представляет собой саму сущность низшей группы Дхиани- Коганов (в оккультизме – Предков человека, Питрисов). «И лишь Божественный Луч, Атман, исходит непосредственно от Единого».

В этом двуначальный состав человека. Он происходит от Огня и Света – от Мужского и Женского. Иерархия Света – Сыны, Мужское Начало, дают человеку искру Разума – Огня. Носителем Атмана, Света Единого является Духовная Душа – Будхи. Это Женское Начало.

Две нити – Огня и Света, человеку необходимо связать в Единое. Следуя за Иерархией Света, сознание вбирает в себя Слово Логоса – Учение Жизни. Воплощая это Слово в повседневности, человек освещает, благоустраивает окружающий мир, вносит в него ясность понимания смыслов своими действиями.

«В некоторых системах, – пишет Елена Блаватская, – Человек рассматривается, как Третий Логос. Эзотерический смысл слова Логос — Речь или Слово, Verbum — есть передача сокрытой мысли в объективном выражении, как в фотографии. Логос есть зеркало, отображающее Божественный Разум».

Подобно этому и человек отражает свой земной мир, а в процессе продвижения сознания к миру Высшему, может свидетельствовать — нести весть о нём всем своим существованием — словом и действием.

Устремление к Богу выражалось в разные эпохи по-разному. В индийской традиции об этом говорится так: «Все, что достигалось медитацией на Вишну в эпоху Сатья, ведическим жертвоприношением в эпоху Трета и поклонением в Двапара-югу, в век Кали достигается воспеванием Имени Всевышнего».

«В ведизме Всевышний и есть сущность слова, посредством которого поддерживается не только порядок Вселенной, но и природа человека, выражаемая в языке и его многообразных проявлениях», – говорится в предисловии к Гимну Всевышнему.

Прославляя Бога посредством сущности слова, мы можем достигать единения с Ним. При проникновенном чтении Гимнов Богу, в нас могут отражаться лучшие качества: «Всякий раз, когда вы воспеваете чьи-то достоинства, они сами по себе появляются и в вас, – говорил Махараджи» (Баба Вирса Сингх).

Воспевание Единого Бога объединяет людей, вносит мир и гармонию в человеческие отношения. А миротворческая деятельность, труд объединения, созидание братских отношений является воспеванием Единого Бога через действие.

Данная в настоящем времени Живая Этика, потому и Живая, что воплощая её заветы, мы можем ощущать эту Единую Жизнь во всём, относиться к ней с почитанием, взращивая в себе человечность.

К единству устремляет нас Новая Эпоха, и это выражено символом Знамени Мира.

Обращаясь к нему в этой теме, можно рассмотреть три сферы этого универсального символа, как три мира – физический, Тонкий и Огненный. Познавая эти миры, человек расширяет своё сознание, и оно, таким образом, меняет свою форму, становится качественно иным. Каждая форма сознания так разительно отличается от предыдущей, как сами миры отличны друг от друга. В этом логика любого развития, закон, известный нам со школьной скамьи, как закон отрицания отрицания, когда последующее отрицает предыдущее. В действительности, предыдущее является той основой, на которой только и возможно познать следующую ступень.

Учение Жизни устремляет нас к тому, чтобы стать проводником Света, формируя Огненное тело: «Ведь мы должны достичь той ступени, когда будем изливать Свет из сущности нашей, тогда мы истинные сотрудники с мирами высшими. Изливая свет Благодати, мы и врачи, и создатели, и покровители по нисходящей линии. Сперва мы видим внешний Свет, потом знаем его внутри и лишь после возжжения «факела» можем изливать Свет».(п.38, «Сердце»)

Таким образом, три ступени восхождения, три формы сознания, очерчивают путь по трём мирам. От материального сознания (Физический Мир), когда Свет виден только во вне, восходим к духовному сознанию, на ступень борьбы, стяжания духа (Тонкий Мир), и, наконец, к объединению в сознании духа и материи (Мир Огненный).

Библейский миф об искушении Евы плодом с Древа Познания Добра и Зла символически говорит нам о начале этого пути. Для прохождения земного опыта человеку были даны «кожаные одежды», т.е. он обрел материальное тело, с помощью которого осваивал физический мир форм, удовлетворял свои материальные желания.

Тело есть основа для развития чувств и мыслей, с ними связанных. Они уже вводят нас в мир невидимый – Тонкий. Познавая этот духовный полюс бытия, устремляясь к идеальному, мы неизбежно будем в борьбе, в преодолении искушений и препятствий внешнего, которое является лишь отражением внутреннего неравновесия, ещё неизжитых страстей. На этой ступени, в процессе разделения – различения добра и зла, идет накопление Силы (Воли).

Все Священные Книги учат различению, чтобы человек мог утвердиться в доброй воле, отвергнув путь зла, которое неизбежно выявлялось в человеке, будучи, связано с его низшей материальной природой желаний.

Так, второе название Корана – Различение, а его одноименная 25 Сура Аль – Фуркан начинается со слов: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он предостерег миры». И комментарий разъясняет далее: «…Священный Коран, который назван Различением, потому что благодаря его аятам люди различают между дозволенным и запрещенным, между прямым путем и заблуждением…»

«…Травы растут, исполняя Волю Господню», – говорит нам уже Живая Этика о том, что всё живое стоит в Воле Высшей, и только человек наделён свободой воли, чтобы научиться распознаванию и осознанно подойти к исполнению своего предназначения — быть проводником Света.

Вспомним строки из «Державы Света»: «Сперва молния и гром, и вихрь, и трепетание и лишь затем в молчании Глас Несказуемый. Благовествует Агни-Йога: первый завет грому подобен, но последний творится в молчании. Сперва Вестник Пламенный, а затем Сама Пречистая София – Премудрость…»

Встают перед глазами две огненные картины художника. Такие призывные и такие разные, потому что олицетворяют две качественно отличные ступени сознания. Война, разделение, различение врагов и друзей.

Мир, единение, собирание, соборность, община.

Вестник Пламенный — в эпоху Армагеддона, в эпоху борьбы. Два противостоящих крыла его как символ противостояния Света и тьмы. София Премудрость открыла в наступающую эпоху Женского Начала свиток с символом ТриЕдинства. В этом зов к новой ступени сознания, к мудрости, к вмещению, к миру.

Но почему они даны в одно время, в грозную эпоху? Потому что Армагеддон требовал накала борьбы, а Победа, завершившая эту эпоху, открывала путь к новой ступени сознания. Созревание его у всех идет по-разному. Кто-то ещё продолжает жить в заведённом состоянии войны, борьбы с ближними и дальними, борьбы за… а кто — то уже лелеет ростки мира.

Откуда же прорастает эта тишина?

Когда воля достаточно сформирована, когда мысль и чувство подчинены, внутри устанавливается равновесие, сознание обретает нейтральную позицию Мудрости. Постепенно раскрывается цветок духа. Сначала утихает стремление отстаивать свою правду, потому что общее – Дух, Свет, вытесняет своё, и открывает Общее. Неверно путать это с равнодушием, безразличием, когда человек ещё не различает – не прошел путь различения добра и зла, а значит, и нет осознанности действия! Вспоминается в связи с этим значение имени Вивекананда – Блаженство (Ананда) различения (вивек). Разве может быть борьба с кем-то в состоянии блаженства? Постигая целое, становится ясно, что «каждый встречный – это ты в прошлом или будущем».

Один и тот же Человек — дух, пребывающий в веках, сначала материалист, доверяющий только тому, что можно потрогать руками, что можно разъять и понять, из чего это сделано, как это устроено. Превыше всего ставит он свой рассудок, поэтому так яро отстаивает своё понимание. В других воплощениях, он же, накопив опыт материалистического сознания, приходит к идеальному, духовному сознанию. На этом пути его подстерегает духовная гордыня, непримиримость с ближними, от которых он отделён силой той же иллюзии превосходства. Оба этих полюса сознания отмечены борьбой с внешним. И лишь на следующей ступени постижима Благодать, Свет, Мудрость единства духа и материи.

В Новой Эпохе человечеству даётся новый импульс развития для восхождения на эту ступень. Его порождает идущая к Земле Всеначальная энергия, Первозданный Свет, Дух Святой, Дух Утешитель – первая эманация Божественного. В прошлом постижение этой мощи было доступно единицам. «И если Благодать проникла в долины сердца, то она властвует над всеми членами тела и над всеми помышлениями», – так передавали свой духовный опыт святые отцы. Теперь путь к Свету, к святости, открыт всему человечеству. Само слово «благодать» раскрывает смысл такой формы сознания: БЛАГО ДАТЬ. Это же и есть «изливание Света», в этом человек выражает Богу своё сыновство.

Всё человечество в своей совокупности является Сыном Человеческим. И всё оно восходит по ступеням познания к Богу. Борьба между людьми характеризует незрелое человечество. Борьба за выбранный идеал свидетельствует о недопонимании своей божественной природы, имеющей отношение к Единому, об отсутствии роста в неё, как единственно действенного утверждения идеала.

Борьба в рериховском движении связана именно с безбожием, с непроникновением в глубину Учения, с не выросшим ещё пониманием целостности, отсутствием Духовной Культуры. А Духовная Культура и есть Живая Этика. Такое говорящее название дано — стройте со всем живым отношения этические!

Это процесс роста, и там, где есть готовность строить, люди строят. Где ещё отстаивание своего понимания, этап борьбы, не стоит подливать масла в огонь, пусть перегорит ненужное, оставив закаленную в борьбе волю. Ведь только такая человеческая воля сможет принять и Волю Божью, раскрытие в сердце мира.

На эту ступень всем нам предстоит взойти, набрав опыт горения, противостояния, закалки огненной, созидающей силу. Но одной силы сегодня уже недостаточно, чтобы сохранить мир на Земле. Более того, она разрушительна в современных условиях. Вывести мир из тупика борьбы и войн сможет мощь Мудрости, которая не борется, а побеждает Светом. Как это возможно?

«…таков естественный закон, – объясняют Махатмы, – …что свет ещё менее может понять тьму и никогда не может узнать её, ибо проникая во тьму, свет убивает её, уничтожает мгновенно».

Та же мысль выражена и в книге «Беспредельность»: «Учение Владыки Готамы утверждало, что Свету тьма не страшна. Побеждающий Свет поглощает все. Так и Космический Огонь все проникает, во всем сущ и могуч, и беспредельна сила его».

Впервые в человеческой истории у достаточной части человечества за такой длинный срок пройдены первые две ступени человеческой эволюции – невежество материального полюса бытия и самопознание (познание духа). Теперь может быть достигнуто их объединение – вмещение духа и материи, обретение уже собственными усилиями Мудрости, мощи Разума.

В человеке должен произойти, аналогичный космическому, процесс преображения, упорядочивания в себе всеначальной энергии, созидание моста к своей божественной сущности, Атме. Мост этот и есть нерушимая связь духа и материи, Огня и Света.

«Воистину человек может познать Бога», – такой утвердительной мыслью заканчивается известная книга Анни Безант «Эзотерическое христианство».

Познание Бога означает обретение Жизни вечной, вкушение от второго Древа Эдемского сада – Древа Жизни. Наполнить жизнь Светом, вносить в неё гармонию, строить добрые, дружеские, братские отношения – это и есть ступень Мудрости, ступень мира, выраженная в Учении формулой – «Агни – Йог – миротворец».

Закончу стихотворением Зинаиды Миркиной, её поэтическим образом Бога.

«Это Бог ворваться хочет
В мир из всех набухших почек.
Это Он, сминая глину,
День вчерашний опрокинул
И рванул летящим шагом,
Всей пахучей вешней влагой,
Всеми реками, ручьями
Оживлять последний камень…
Погляди, вдохни, потрогай, –
Мир перенасыщен Богом!
В каждой травке, в каждой птице,
В каждом всплеске Бог искрится.
В каждом взгляде, в каждом сердце
Пробуждается бессмертье».

Человек – «последний камень» Природы, который ещё не ощутил Бога, не стоит в Его Воле.

Но время не ждёт. И Бог «сминая глину, день вчерашний опрокинул…»

Борьба, война, противостояние – то, что уже принадлежит дню вчерашнему. Это форма сознания сминается Богом, как отжившая. На смену ей приходит новая форма Мудрости – МИР, не враждующее сознание единства.

автор Данилова Светлана Дмитриевна,
педагог, член Международной Ассоциации «Мир через Культуру»

доклад прочитан на 23 научно-практической конференции 2016 года “Иерархия как Единый закон исполнения Высшей Воли”, г.Екатеринбург

ЛИТЕРАТУРА:
1. Гимн Всевышнему. Ред. П.Ю. Квартальнов, Издательство «Дельфис», Москва, 2015 г.
2. Е. Блаватская «Тайная Доктрина»: В 4 т. – Д.: Сталкер, 1997.
3. Е. Блаватская «Свет на Пути».
4. Н. Рерих «Держава Света».
5. «Письма в мир человеческий» . Ред. А.Н. Виноградская , И.С. Дарнева. – Новосибирск: НИЦ ОИГГМ СО РАН, Издательский дом «Манускрипт», 2000 г.
6. «Письма Махатм», Предприятие «Алгим». Новосибирск: издательство «Вико», 1993 г.
7. Учение Живой Этики: В трех томах. Сост. Г.Е. Чирко. – СПб.: отд-е изд-ва «Просвещение», 1993 г.

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий