«В течение всей жизни я стремился увидеть и выразить красоту природы; не внешние формы этой красоты, но то глубокое содержание, то великое единство, которое полнит мироздание и соединяет цветок и звезду, камень и облако, ручеёк и океан.
В этом прекрасном мире и сознание человека становится яснее и гармоничнее, и он сможет найти путь к будущему единству человечества. Что удалось мне сделать на этом пути – пусть судят зрители».
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий родился 21 января 1905 г. в г. Санкт-Петербурге. В 1917 г. вместе с семьей переезжает в Москву. В юности испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А. П. Иванова, познакомившего племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета».
Вышедший из петербургской дворянской семьи, тесно связанной с кругом творческой интеллигенции, Смирнов-Русецкий очень рано оказался в атмосфере, благоприятной для развития эстетических задатков. Во многом определяющими оказались для художника занятия у Ф.И.Рерберга и В.А.Фаворского во ВХУТЕМАСе, увлечённость идеями Н.К.Рериха, переписка с В.В.Кандинским.
Особую роль сыграли рассказы А. П. Иванова о Н. К. Рерихе, которого он близко знал. Именно это знакомство облегчило встречу с Н. К. Рерихом в 1926 г., когда он был проездом в Москве. В том же году Смирнов-Русецкий вошёл в состав группы художников: П. Фатеев, Руна (Вера Николаевна Пшесецкая), А. Сардан, С. Шиголев, А. Микули. Борис Алексеевич вспоминал: “В качестве “презентации” мы выработали кредо своей группы и дали ей имя “Амаравелла”. Предложено оно было Сарданом. “Амаравелла” – слово индийского происхождения, значение которого можно перевести как “ростки бессмертия”, или “берег бессмертия”.
В своих необычайно смелых по мысли картинах художники-космисты “Амаравеллы” воплощали идеи К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л.Чижевского.
Одно из положений Манифеста группы “Амаравеллы” звучит так: “Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса – в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира”.
Художники настаивали на “несказанности” своего искусства, его проникновении в “нездешнее”. Они пытались соединить земное и небесное, реалистическое и фантастическое. Именно эта попытка синтеза, поиск гармонии мира так интересны в их творчестве.
Большое влияние на творчество художников “Амаравеллы” оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами.
В 1927 г. принял участие в выставке общества «Корона Мунди» в Нью-Йорке: экспозиция «Амаравеллы» была развернута в здании Рериховского музея. Нью-йоркская экспозиция положила начало мировой известности художников-космистов “Амаравеллы”. Живописцу Борису Смирнову-Русецкому был тогда 21 год.
В 1928 году он вместе с другими художниками группы экспонировал свои произведения в Чикаго. В 1929 г. принял участие в 6-й выставке группы художников «Жизнь – Творчество» (Москва).
Члены группы “Амаравелла” разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. В 30-х годах группа была репрессирована. Космическое искусство на долгие годы оказалось под запретом…
24 июня 1941 года Смирнов-Русецкий был арестован, получил за «антисоветскую пропаганду», «связь с русским эмигрантом Рерихом Н. К.» десять лет исправительно-трудовых лагерей. Отбыв срок, он был сослан (10 ноября 1951 года) в Акмолинскую область. Освободился в августе 1954 года.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий писал в своем дневнике: «Искусство, в любых его формах, должно зажигать сердца».
Наверное поэтому у художника нет ни одной мрачной картины. Смирнова-Русецкого называют мастером прозрачности, отдавая должное его неповторимой технике.
Художник твёрдо верил в спасительную миссию Красоты. Каждое лето художник с этюдником путешествует по стране, особенно его влекут места, связанные с именем Н.К. Рериха; он повторяет многие маршруты своего учителя. Особенно притягателен для него русский Север, художник прошёл его от Углича до Хибин, всюду открывая новые аспекты в красоте северной природы.
Благоприятные условия для творческой работы сложились у Б.А. Смирнова-Русецкого лишь во второй половине 1950-х годов. В 1957 г. он знакомится с приехавшим в СССР Ю.Н. Рерихом, в 1960 – со С.Н. Рерихом.
В период с 1962 по 1988 гг. в Москве, Ленинграде, Киеве, Новосибирске, Выборге, Пскове состоялись персональные выставки произведений художника.
Борис Алексеевич переживает яркий творческий взлёт. Он работает много и плодотворно: реализуется многое из того, что было задумано в двадцатые и тридцатые годы; рождаются новые замечательные циклы картин, совершенствуется живописный язык мастера, его письмо становится всё более тонким и одухотворенным.
Возрастающий интерес к творчеству мастера не случаен, он обусловлен прежде всего огромным духовным потенциалом картин Б.А.Смирнова-Русецкого: зритель находит в них своеобразную концепцию мира, созвучную лучшим исканиям времени. «Прозрачность», «Осенние раздумья», «Старый Вильнюс», «Север», «Алтай»…
В полотнах этих циклов художник отразил мысли о самом важном, восторгался туманами и звёздами, ароматом трав и силуэтами берёз. Особенность его живописи в том, что он воспринимает природу не только как часть Земли, но и как часть Вселенной.
Отвечая на призыв Н.К.Рериха осознать красоту Космоса, Б.Смирнов-Русецкий стремится передать в своих картинах единство Космоса, выразить Беспредельность в великом и в малом. Поэтому его пейзажи становятся не просто изображением природы, а отражением человеческой души. Природа на его картинах живая, думающая, размышляющая о вечном… Луч интуиции художника высвечивает небывалые дали. Перспектива наслаивается на перспективу; пространство просвечивает сквозь пространство; за нашей Вселенной брезжат иные миры. Художник мастерски передаёт это чередование планов, сквозящих друг в друге, открывая перед зрителем прозрачный образ Беспредельности. В неё хочется глядеть долго-долго, она зовёт, притягивает, настраивает на сосредоточенное внимание, которого нам так не хватает в сегодняшней суматошной жизни.
Борис Смирнов-Русецкий, как вспоминают его друзья, был человеком завидной воли. Не сломленный пятнадцатилетним заточением в ГУЛАГе, он продолжал писать оптимистичные полотна: у него умеют грустить даже розы, но и это чувство выражено в мажорных тонах.
Художник-космист твёрдо верил, что будущее прекрасно и светло, что Вселенная едина и гармонична. И главное в этой Вселенной – человек.
Главной встречей в своей жизни Борис Алексеевич считал встречу с Н.К.Рерихом: «Значимость этой встречи так велика, что за прошедшие 60 лет я ещё не всё освоил, осознал и реализовал… Это была встреча с подлинным Учителем в искусстве и в жизни».
Б.А. Смирнов-Русецкий оставил огромное наследие – 1 800 картин и 2 000 этюдов; он автор более 40 циклов картин.
“Главная задача, – писал художник, – углубление духовности в жизни и в искусстве”.
Мудрость, одухотворённая любовь к жизни, людям, природе, светят нам с его полотен. И будут светить до тех пор, пока не иссякнет в человеке жажда Красоты, что помогает ему совершенствоваться…
Б.А. Смирнов-Русецкий ушёл из жизни 7 августа 1993 года, до последних дней оставаясь служителем Красоты и Истины.
_____________________________
О творчестве художника можно прочесть в книге его ученицы: Грибова З. “Путь длиною в век: Художник и время. Жизнь и творчество Б.А. Смирнова-Русецкого”. Самара: Издательский дом “Агни”, 2003.
Глава из книги:
http://www.centre.smr.ru/win/books/smir_rus1/glava_13.htm#end
Юрий Линник. Хрусталь Водолея
http://svitk.ru/004_book_book/16b/3544_linnik-hrustal_vodoleya.php
Источник: Община “Крылья Духа”
Комментариев пока нет... Будьте первым!