Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, Светочи » Е.И. Рерих и Н.К. Рерих – духовные учителя Б.Н. Абрамова. Аверьянова Т.В.

974 просмотров

Доклад был прочитан 2 августа 2014 года на XVIII Венёвских чтениях, посвящённых памяти Бориса Николаевича Абрамова (1897 – 1972), духовного подвижника, мыслителя, ближайшего ученика Е.И. и Н.К. Рерихов, автора «Грани Агни Йоги»

*******

 

0_349a1-4

 

Среди деятелей духовного просвещения человечества первой половины ХХ века особенно значимы облики Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов.

Николай Константинович был великим художником, писателем, философом, учёным, путешественником и общественным деятелем, известным во всём мире. Искусство живописи и литературный талант, а также выдающиеся организаторские способности давали ему возможность доносить до людей высокие мысли и идеи.

Жена Николая Константиновича, Елена Ивановна Рерих, являлась выдающимся философом, писателем, общественным деятелем.

Н.К. Рерих и Е.И. Рерих были в ХХ веке посланниками Братства Света на Земле и духовными учениками Великого Учителя этого Братства, давшего миру этико-философское Учение, названное Учением Живой Этики. Оно научно поясняет ранее данные людям религиозные знания об устройстве мира и законах его развития, а также утверждает научно обоснованные правила жизни и поведения людей.

Благодаря Рерихам и их сотрудникам, Учение Живой Этики в ХХ веке распространилось по всей планете и стало для многих людей руководством по всем вопросам их жизни.

Жизнь Рерихов была тесно связана с Россией. Вместе с тем, к их идеям и философии в ХХ веке прислушивались тысячи людей во всём мире. Имя Е.И. Рерих стало широко известно российской общественности только в 90-е годы ХХ века. Свои философские труды она публиковала под псевдонимами, и современники очень мало знали о ее подвиге служения человечеству. А ведь именно она записала со слов Великого Учителя и подготовила к изданию книги Учения Живой Этики – провозвестия Новой Эпохи. Ее огромная роль в эволюции нашей планеты еще недостаточно осознана людьми.

Имя же Н.К. Рериха было хорошо известно уже в начале ХХ века и в России и во всем мире. Елена Ивановна писала о нем: «Его называли русским Риши и приравнивали к величайшим мировым гениям. И уже одна идея Пакта Рериха навсегда увековечила имя среди величайших мыслителей и вождей культуры» [Пис., МЦР, т. III, с. 713, 20.12.35]. В зарубежной русской прессе того времени звучало большое почитание Н.К. Рериха не только как мирового художника, но и как мирового лидера, знающего о путях спасения человечества.

Важнейшим для всего мира делом Н.К. Рериха стал «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», известный как Пакт Рериха. Он подписан уже почти 60-ю государствами мира. Пакт утвердил также знак охраны – знак Знамени Мира – три малых круга в одном большом. Это древнейший знак триединства, встречающийся во всех религиях, Николай Константинович трактовал его, в частности, как единство религии, науки и искусства в едином поле Культуры

Так, мы видим, какой многогранной и насыщенной была деятельность Е.И. и Н.К. Рерихов, и какими выдающимися деятелями культуры были духовные учителя Б.Н. Абрамова.

Встреча Николая Константиновича с его будущим учеником произошла в 1934 году в китайском городе Харбине, в то время культурном центре русской эмиграции на Дальнем Востоке. В Харбине Борис Николаевич жил с 20-х годов ХХ века. Н.К. Рерих с сыном Юрием, известным в мире учёным-востоковедом, приехали в Харбин во время их научной экспедиции по Маньчжурии, Китаю и Монголии.

В Харбине Рерихов встретили с восторгом, там о них уже много знали. Николай Константинович и Юрий Николаевич выступали с лекциями в больших залах города. После лекций люди беседовали с ними. Николай Константинович выделил несколько человек и создал группу по изучению Учения Живой Этики. В неё вошли Борис Николаевич, его жена Нина Ивановна Абрамова, писатель-теософ Альфред Петрович Хейдок и другие. Двух человек их этой группы, Б.Н. Абрамова и А.П. Хейдока, Н.К. Рерих избрал своими духовными учениками.

Почему так важно и так редко бывает духовное ученичество? Прежде всего, из-за глубокой духовной связи учителя и ученика, из-за постоянного особого обмена мыслями и энергией, существующими между учителем и учеником. Это нелегко даётся и требует большого напряжения психических сил, как ученика, так и учителя. Кроме того, учитель несёт постоянную ответственность за поступки и мышление ученика. Вот почему немногие люди могут быть духовными учениками высокого учителя.

Благодаря особой связи с учителем, духовное восхождение ученика неизмеримо ускоряется по сравнению с обычным человеком. Так и в жизни Бориса Николаевича с 1934 года начался совершенно новый этап его духовного роста. Время до встречи с Н.К. Рерихом было для него периодом активных поисков ответов на вопросы о смысле жизни, о жизни после смерти и т.д. Многие вопросы Борис Николаевич разрешал, читая большое количество книг по философии, особенно восточной, но полной удовлетворённости не было. После встречи с Николаем Константиновичем уже в Харбине Борис Николаевич стал получать Истину, которую искал, непосредственно от Учителя, его Гуру.

После отъезда Николая Константиновича из Харбина в экспедицию, затем в Индию, контакт Бориса Николаевича с семьей Рерихов поддерживался через переписку. Расстояние не разъединило их, а сердечная и мысленная связь с годами укреплялась.

Необходимо отметить и ту большую роль, которую сыграла Е.И. Рерих в духовном восхождении Б.Н. Абрамова, взяв на себя роль земного духовного наставника Б.Н. Абрамова, а также и его жены Нины Ивановны. Между Абрамовыми и Е.И. Рерих шла переписка, одобренная Великим Учителем. Эта переписка была довольно обширна. В девятитомном собрании писем Е.И. Рерих, изданном Международным Центром Рерихов в 1999-2009 годах, опубликовано 35 её писем к Абрамовым.

Елена Ивановна внимательно следила за духовным самосовершенствованием Бориса Николаевича и Нины Ивановны и часто давала советы о том, как правильно идти по пути Йоги. Писала она и о большой значимости Записей Б.Н. Абрамова, и о необходимости упорного выполнения этой особой работы, «не смущаясь ничем».

Елена Ивановна очень тепло и даже нежно относилась к Б.Н. Абрамову и его жене, считая их своими ближайшими сотрудниками.

Жизненной миссией Бориса Николаевича, ступенями его духовного ученичества явился многолетний, продолжавшийся до конца земной жизни труд – запись мыслей и идей, развивающих духовное Учение Живой Этики.

Ещё живя в Харбине, он стал улавливать мысли из пространства, сначала в виде слов, фраз, а затем – потоком информации. Рерихи подтвердили в письме, что мысли шли от Великого Учителя. После ухода Рерихов с земного плана знания стали приходить и от этих великих людей.

Приём информации был большим, самоотверженным и напряженным трудом. Как правило, она приходила ночью и нужно было её быстро записывать. И так – несколько десятилетий, каждую ночь писать. Днём Борис Николаевич всё переписывал с черновика в тетради. В виде нескольких десятков тетрадей эти бесценные Записи были сохранены сначала Н.И. Абрамовой, затем – Борисом Андреевичем Даниловым, единомышленником Б.Н. Абрамова, которого он знал ещё в Харбине.

В 90-е годы прошлого века Б.А. Данилов, став руководителем издательства «Алгим» в Новосибирске, опубликовал эти Записи в виде многотомного издания под общим названием «Грани Агни Йоги». На сегодняшний день издано 25 томов Записей и их публикация продолжается.

Подчеркнём, что книги эти полностью созвучны с Учением Живой Этики, и служат теперь тысячам людей источником Света, указующим путь в жизни. В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Ведёт мысль, и записи мыслей, идущих от Учителя Света, яро послужат тому, кто пойдёт после» [ГАЙ, т. III, § 128].

Из этих книг можно очень многое узнать о духовном ученичестве Б.Н. Абрамова под руководством Рерихов. Приведём для примера несколько указаний Николая Константиновича и Елены Ивановны своему ученику.

Николай Константинович дает наставления о том, как властвовать над своими чувствами, подчёркивая необходимость развития в себе качеств равновесия и спокойствия во всех обстоятельствах, для чего требуется постоянный контроль над собой. «Стоит над чем потрудиться. Это шаг первый к свободе духа». «Стать владыкою <…> своего собственного мира внутри – вот цель, к которой следует устремляться» [ГАЙ, т. I, § 185].

В связи с трудными условиями жизни в Венёве от Николая Константиновича шла незримая духовная поддержка: «Знаем, что условия вашей жизни в данное время весьма нелегки, но что же хорошего родится из лёгких и приятных? <…> Всё хорошо будет и наладится жизнь» [ГАЙ, т. I, § 366].

Высокое предназначение Б.Н. Абрамова ярко выражено в Записи, полученной в декабре 1961 года. В ней сообщается, что на Земле после ухода Рерихов самым близким к ним и Великому Учителю человеком остаётся именно Борис Николаевич. Вот слова Николая Константиновича: «<…> Как бы представителем будете моим. И говорить, и действовать будете так, как будто действую я» [ГАЙ, т. II, § 29].

Елена Ивановна Рерих говорит Б.Н. Абрамову о значении развития его сердца в Записи 1956-го года. «Возможность уявления Света в себе и качество спокойствия неотделимы друг от друга. Не может быть ни спокойствия, ни равновесия <…> без стойкости сердца. <…> Не в мозгу средоточие качеств, но в сердце. <…> Так опять и опять возвращаемся к сердцу, ибо сокровище сердца задача моя утвердить» [ГАЙ, 1956 год, § 172]. Другое её наставление, обращённое к Борису Николаевичу: «Каждым потворством слабостям своим лишаешь себя чего-то, <…> помни, что <…> постоянство устремления, любовь и преданность нам снимают наросты духа. <…> Лишь бы сердце пылало устремлением и любовью» [Там же, § 184].

В заключение отметим ещё раз, что Борис Николаевич продолжал на Земле начатое Рерихами утверждение идей Учения Живой Этики через свои Записи. Вся его жизнь как духовного ученика была наполнена преданностью своим Духовным Учителям и безусловным доверием к ним, основой которых была его огромная любовь к Николаю Константиновичу и Елене Ивановне, научившим его служить человечеству.

Борис Николаевич передал Свет Миру через эти Записи. Как сказано в «Гранях Агни Йоги»: «Если бы всё человечество в целом вдруг в духе возвысилось мыслью, люди подняли бы Землю на более высокую ступень эволюции. Но сперва надо поднять мысль человеческую, Светом насыщая её. Это и есть миссия жизни Духов Великих» [ГАЙ, т. III, § 237], таких, как Рерихи и их духовный ученик – Б.Н. Абрамов.

Источник:  Этика в жизни и во мне

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий