«Усвойте ощущение центра Моей Земли» (0)
Алтай – Гималаи. Два магнита, два берега. Между ними целый мир образов полных еще предстоящих открытий. Их вершины подобно колоколам, зовут к пробуждению, путешествиям и постижениям.
Еще «Алтай – Гималаи» это название замечательной книги Николая Константиновича Рериха, уже десятки раз переизданной. Она не только не теряет со временем свою притягательность, но и делается все более интересной. Как искусная мозаика, эта книга собрана из записей путевого дневника. Дневника длиной в пять лет (с 1923 по 1928 год). И в двадцать пять тысяч километров, которые пройдены в основном верхом.
Эпическое путешествие под названием Центрально — Азиатская экспедиция, можно смело назвать грандиозным. Без всякого преувеличения, оно именно такое.
Не очень-то легко сейчас представить в полной мере это событие. Те жёсткие условия и сложнейшие тропы, перепады высот и неисчислимые препятствия, политические обстановки и каждодневные ситуации. А еще добавить подчас смертельные испытания и постоянные опасности. И через все эти события проходят совершенно фантастические панорамы окружающих пространств.
Ну, хорошо, Гималаи, самые высокие, самые прекрасные. Если перефразировать известное выражение, то может получиться, — говоришь Рерих, ощущаешь Гималаи. Это на самом деле так. Как-то, индийский поэт и писатель Мукержди желая объяснить своему другу, как можно постичь Гималаи, посоветовал мысленно наложить картины Рериха на реальные горы. Он сказал: — И ты увидишь, что вместе с реалистичной передачей их формы и цвета, каким-то непостижимым образом передан именно дух Гималаев.
Но Алтай? Казалось бы яркая вспышка, двухнедельный эпизод в пятилетнем грандиозном маршруте. Всем известно, что экспедиция, даже вместе с дорогой, пробыли на Алтае меньше месяца. 30 июля приплыли на пароходе из Новониколаевска в Бийск, 1 августа выехали из Бийска в Горный Алтай.
7 августа добрались до Верхнего Уймона, поселились в доме Вахрамея Семеновича Атаманова, а 26 августа уже отплыли на пароходе из Бийска обратно в Новониколаевск (Новосибирск).
В целом, о пребывании Рерихов на Алтае во время Центрально-Азиатской экспедиции, написано много и подробно. Основные данные можно посмотреть, например, здесь.
Если более глубоко исследовать письма, записи, дневники и все наследие этой выдающийся семьи, то окажется, что Алтаю посвящено немало строк и бесед, картин и замыслов. На протяжении всей творческой жизни, Рерихи часто мыслями были именно с Алтаем.
Однако, по количеству полотен, Алтай даже сравнивать с Гималаями нет смысла. И это понятно. Рерихи прожили только в гималайской долине Кулу восемнадцать лет.
Тем не менее, Николай Константинович вводит Алтай в название всей книги. Как будто подчеркивая, Алтай — это не просто яркий эпизод среди многолетних странствий. Это великого значения земля, это полюс мира, наряду с Гималаями.
Значит можно смело перефразировать, — говоришь о Рерихах, ощущаешь Алтай. Их имена настолько прочно и навсегда оказались вплетены в тугую алтайскую вязь истории, что стали неразделимы. Как и с Гималаями.
И если индийский поэт советовал своему другу для постижения духа Гималаев, смотреть на картины Рериха. То можно быть уверенным, для постижения духа Алтая, понадобится изучать труды Рерихов. Вот такая получается взаимосвязь.
Рерихи сумели взглянуть на алтайскую ширь и высь совершенно новыми глазами. С присущей им способностью видеть одновременно высоко и глубоко.
Но отчего именно Алтай? Россия огромна и разнообразна, богата удивительными ландшафтами и потрясающими местами. Если представить себе нашу страну в виде огромного полотна, то Алтай занимает на нем, лишь небольшую сверкающую точку на колоссальной драгоценной карте.
И все-таки даже среди всей нашей необъятной широты и долготы, Алтай, выделяется как важнейшее средоточие, куда собираются лучи и потоки света.
Не случайно, что именно самая высокая точка Сибири – Белуха – понимается как белая, светлая, сияющая гора. Интересно, что в русском названии подчеркивается именно ее белизна и светимость. Не зря о таких высотах говорят, что они «светом пылают».
Происхождение русского названия Белухи от старославянского корня «белъ» и, в свою очередь, от исконно-родственного древнеиндийскому «bhalam» — свет, блеск, говорит само за себя.
Свойство вечных снегов светиться, сверкать, излучать белый свет. Интересно, что в мире физических законов белый свет не только представляет собой электромагнитное излучение, но и даёт рассеянное излучение Солнца. «Свет» в русской словесности — это воплощение солнечной и чистой природы жизни.
В народной традиции «Белый свет» приравнивается к таким понятиям как миропорядок, справедливость, свобода. Белый свет — «Божий свет» чистый и безграничный. Край чистоты и Божьего света мыслился как белый, непорочный, отсюда и происхождения названия «Беловодье».
Например, принято переводить Гималаи, как обитель или хранилище снега. Но может быть, не только снега, но еще и света? Ведь если с санскрита хима – снег или точнее зима, то алайя – вместилище и свет сознания. Вместилище света, возможно, так будет точнее.
Вершины земли, подобно естественным антеннам или природным нерукотворным пирамидам, фокусируют и аккумулируют для нашей планеты звездный и солнечный свет. Они, по сути, являются мега хранилищами не только льда, снега и воды, но, что важно, света.
Представить значение Алтая можно через понимание всей крупнейшей горной системы, куда он входит. Горы Южной Сибири являются величественным горным хребтом, который образует рубеж между Россией и Азией. Этот рубеж протягивается от равнин Западной Сибири до хребтов побережья морей Тихого океана. Это одна из наиболее крупных горных систем России.
Южно-Сибирские горы образуют водораздел между великими сибирскими реками, стекающими к Северному Ледовитому океану, и реками, отдающими свои воды бессточной области Центральной Азии, а на крайнем востоке — Амуру. В эту горную систему входят: Алтайские горы, Салаир, Кузнецкий Алатау, Саяны, Горы Тувы, Прибайкалья, Забайкалья, Алданское нагорье, Становой хребет. Итого девять горных областей.
Длина этой горной системы поражает, целых 4.500 километров чистых горных пород. Для сравнения длина Гималайской гряды около 2. 400 км. А самая высокая точка Южно-Сибирской горной страны — Белуха, составляет 4509 км.
Площадь основания Южно-Сибирской горной системы — более 1,5 млн. квадратных км. Вот уж поистине великие северные врата с девятью башнями предваряющие вершины мира. Выходит, что «за тридевять земель, в тридесятое царство» это не простая присказка.
«В Срединной Азии, в Тибете, в Гималаях встречались врата в тридесятые царства. Высились нерукотворные великаны, и грозные, и ласковые, и гордые, и зовущие».(1)
Вот и одно из наиболее известных алтайских названий Белухи Уч-Сумеру. «На Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение ее приравнивается мировой горе Сумеру». (2)
Уч в переводе с алтайского языка – три. Сумеру – вершина мира, жилище богов. В этом названии выделяется именно образ трехгранника, как триединства божественного присутствия.
В «Махабхарате» описываются земли, лежащие на севере за Гималаями: «На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле…» (3)
Кроме того, что Меру или Сумеру неизменно помещается в древних письменных источниках на севере, она осмысливается, не только как вершина, но и как страна.
«Великий мудрец и герой, старший из Кауравов, Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря – вот та страна». (4)
Но Рерих взглянул еще дальше и выше: «На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре. Уч-Орион. Сюре — жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру». (5)
И тут бы поспорить, засомневаться, — отчего «Уч» это Орион, когда «уч» по-алтайски это «три»? А Орион на Алтае называют Уч-Мыйгак, что в переводе три маралухи. И есть легенда о богатыре охотнике Когютей –Мергене и о том, как он охотился на трех маралух, и что произошло с ними потом.
И все-таки важнее здесь будет разглядеть нечто иное. В трехгранной Уч-Сумеру распознается и триединство звездного пояса Ориона и еще что-то несказанное… Всякий раз, пытаясь осознать, насколько широк у Рерихов масштаб видения и чувствования Алтая, невозможно не восхититься.
И настолько же значителен, оказался для нас, следующих поколений, именно алтайский аккорд в космической симфонии под названием — Рерихи.
Чтобы в этом убедиться, достаточно лишь чуточку глубже взглянуть, например, на любой фрагмент из книги «Алтай-Гималаи». Взять хотя бы запись, завершающую алтайскую часть дневника.
Вот как она звучит: «Семнадцатого августа увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород. А за Белухой покажется милый сердцу хребет Куэнь-Луня, а за ним — «Гора божественной владычицы», и «Пять сокровищ снегов», и сама «Владычица белых снегов», и все писанное и неписанное, все сказанное и несказанное. «Между Иртышом и Аргунью, через Кокуши, через Богогорше, по самому Ергору едет всадник…» (6)
Вернемся к началу: «Увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород». (6)
Здесь сразу надо сказать, что «увидели» означает нечто иное, чем просто увидели. Эти строки написаны на десятый день пребывания в Уймонской долине. За это время Белуха уже была увидена Рерихами, и даже не с одного ракурса. Значит, «увидели» надо понимать глубже. Так же как и следующую фразу — «чисто и звонко».
Чистый белый свет, «Божий свет» — это, как мы уже разобрали, свет, исходящий в данном случае от Белухи. Значат «чисто» здесь имеет отношение непосредственно к ней. А вот «звонко». Оно уже ведет нас дальше, к следующему предложению и открытию: — «прямо Звенигород». Надо сказать, что прямо перед смотрящими на Белуху с южных отрогов Теректинского хребта, где и находились в тот момент Рерихи, лежит Уймонская долина. Это означает, что «звонко» относится уже к долине.
Что собой представляет Уймонская долина? Это глубокая межгорная котловина, вокруг которой поднимаются почти отвесными стенами склоны Теректинского и Катунского хребтов. Катунь после своего истока с ледников Белухи, образовывает наиболее широкую террасу, на которой и сформирована Уймонская степь или как принято говорить, долина.
С Уймонской долины благодаря ее высоте и непосредственной близости к Катунскому хребту хорошо просматриваются вершины Белухи. Особенно хорошо ее видно с южных отрогов Теректинского хребта.
А вот Звенигород, откуда это название и что стоит за ним? Название «Звенигород» носило несколько городов Древней Руси. Были Звенигород Киевский, Звенигород Галицкий, Звенигород-на-Оке, но не один из них не дожил до наших дней. Зато, конечно, всем известен Звенигород, который расположен на берегу Москвы-реки. Существует легенда, в которой название города объясняется тем, что он своим монастырским колокольным звоном давал знать Москве о приближении неприятеля.
Но знаменитый Саввино-Сторожевский монастырь основанный Саввой, учеником Преподобного Сергия Радонежского, со своими мощными колоколами возник позже самого Звенигорода Московского, и уж тем более позже всех других Звенигородов. Значит, название было связано не только с предупреждающим набатом, и не лишь с именем Звенислав, или с рекой Звеной, как считают некоторые исследователи.
«Звенигород Светлый по-прежнему белеет на перепутье к новому строению, и да не умолкнут освященные славной стариной колокола». (7)
Рерихи очень любили именно зовущий и светлый образ Звенигорода. Они чувствовали в его звучании особую родственную созвучность. Находили в нем сердечный отклик со своими мыслями и идеями о будущем. От Звенигорода старинного и славного они протягивали нить к образу Звенигорода нового, светлого, звучного.
В самом слове уже слышна древнеиндийская корневая основа svanás «звук», svánati «звучать». Откуда и возник позже русский глагол «звенеть», который употребим, как к колокольному звону, так и звенящему ручью. Выходит Звенигород, это звучащий, звонкий, связующий город. Ведь это не только «звон», но еще и «звено».
Звенигород для Рерихов наполнен звучанием небесных и земных знаков. Он неизменный источник вдохновения. И что особенно трогательно, Звенигород, как образ города будущего, обновленного и светлого, оказался соединен связующей незримой нитью с Алтаем.
«На высоких склонах Алтая старые сосны и ели заняты мирным общением. Они знают много — эти горные леса… Знали ли они о Звенигороде, Городе Колоколов?» (8)
А вот строчка из записей Елены Ивановны Рерих, датированной тем же числом, что и завершающая алтайскую часть дневниковая запись Николая Константиновича (17.08.1926): «Сегодня видели Белуху и долину города».(9)
Для сравнения можно привести фрагмент из дневниковой записи присутствующей в том же месте и в тоже время Зинаиды Григорьевны Фосдик также от 17.08.1926: «17 августа. Этим утром мы переправились через реку Катунь в Уймонскую долину и любовались великолепной панорамой Белухи с ее снежными пиками и седлом между ними. Так же мы удостоверились, что эта долина и есть место для Звенигорода, предназначенное для великого свершения». (10)
Но ведь великие свершения возможны после пробуждения сознания. Выходит, что Звенигород – это призыв к пробуждению. И, значит, это не индустриальный «город будущего», а нечто в корне совершенно другое. Город творчества и созидания. Город — колокол, связующий небо и землю.
Словом, Звенигород – это Явление, о котором столько сказано и не сказано. Предчувствовано и прочувствовано. Осмысленно и предрешено. Запечатлено и возрадовано.
Насколько далек он от нас теперешних? Кто это может сказать с уверенностью…
Еще многое предстоит осмыслить, чтобы вместить это явление.
Вспоминаются Есенинские вдохновенные строки, обретающие новый смысл:
«Звени, звени, златая Русь,
Волнуйся, неуемный ветер
Блажен, кто радостью отметил твою пастушескую грусть…»
Но возвратимся к последнему абзацу алтайского дневника Н.К. Рериха: «…. А за Белухой покажется милый сердцу хребет Куэнь-Луня…» (6)
Рерих смотрит уже дальше, туда, где за Белухой на юг возвышается одна из крупнейших горных систем Азии – Куэнь-Лунь. Она простирается от Памира на западе до Сино-Тибетских гор на востоке, окаймляя Тибет с севера. «Милый сердцу Куэнь-Лунь» все сильнее приближает нас к Тибету. Согласно даосской традиции, есть легендарная гора Куньлунь, которая является китайским вариантом горы «Меру».
За Куэнь-Лунем лежит уже область зовущаяся «заповедной страной». Все вершины земли, превышающие 8.000 м, сосредоточены в этом одном географическом районе. В гигантской складке земной коры – горных системах Гималаев и Каракоруме.
Многие географы эту высшую точку земли называют «Третьим полюсом». В Гималаях и Каракорумах известно 14 вершин выше 8000 м. – так называемых, башен крепости «Третьего полюса Земли».
А Рерих продолжает : …а за ним — «Гора божественной владычицы»…(6)
Под этим эпитетом может скрываться несколько вершин, но велика вероятность, что в данном случае это гора Чогори (более известная на западе под названием К2), вторая по высоте горная вершина на планете после Эвереста.
Вершина представляет собой пирамиду с крутыми снежными откосами высотой 8.614 м. Чогори входит в Центрально-азиатскую горную систему Каракорум и является самым северным восьмитысячником мира. Чогори — страж «северо-западных ворот», ведущих в «страну Гималайских восьмитысячников».
А дальше Н.К. Рерих называет свою одну из самых любимых Гималайских вершин: «… Пять сокровищ снегов…» (6)
Это, конечно, Канченджанга. Потрясающий по величию горный массив в Гималаях. Главная вершина массива — 8.586 м. Это третий по высоте восьмитысячник мира. Название «Канченджанга» означает «Пять сокровищ великих снегов». Горный массив состоит из пяти вершин, причём высота четырёх из них превышает 8.000 м. Канченджанга самый восточный восьмитысячник Гималайской горной системы, поэтому её называют восточными воротами на «Третий Полюс Мира».
Наконец, Н.К. Рерих произносит: «… и сама «Владычица белых снегов»…(6)
Сомнений нет, это Джамалунгма 8.848 м. над уровнем моря, высочайшая вершина Земли, которая венчает Гималаи высочайшую горную систему нашей планеты. Джамалунгма имеющая, кстати сказать, форму трёхгранной пирамиды, в переводе с тибетского означает «Божественная (jomo) Мать (ma) жизненной энергии (lung)».
Н.К. Рерих перечисляет вершины не в случайном порядке. Чогори (К2) и Канченджанга, второй и третий восьмитысячники с запада и с востока как бы размыкают границы величайшей в мире горной страны. Вершина которой — Джомолунгма — Гималайская Меру.
Подобно тому, как Белуха – Уч-Сумеру – вершина Сибири и всей Южно-Сибирской горной системы является стражем и северными воротами в «священные земли» Меру.
Ведь Меру это и «божественная вершина» и одновременно страна «блаженного народа». Она расположена в отдалённом северном краю, высоко на вершинах Меру и на его склонах у берегов Молочного моря.
Судя по описаниям из «Махабхараты» живыми в эту страну могут вознестись лишь некоторые прославленные герои или мудрейшие риши. Здесь не живёт человек жестокий, бесчувственный и беззаконный.
В буддийской космологии гора Меру, или Сумеру располагается в центре земли. На мандалах её изображают в окружении четырёх двип (островов). Она состоит из четырёх драгоценностей, а именно, восточная сторона из серебра, южная из лазурита, западная из яхонта, северная из золота. Вспомним, что Алтай, как раз золотой.
И тут Н.К. Рерих добавляет: «…и все писанное и неписанное, все сказанное и несказанное». (6)
А затем цитирует описание пути в Беловодье, услышанное им в Верхнем Уймоне и приведенное уже ранее в этом же дневнике.
Вот как звучит это описание чуть ранее: «Дед Атаманова и отец Огнева ходили искать Беловодье. Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор — по особой тропе». (11)
В монгольском дневнике Рерих более подробно поясняет «Беловодский маршрут»: «За Ангар-Дакчином — Кокушили, те самые Кокушили, которые знают староверы на Алтае, эти искатели Беловодья. Тут уже недалеко заповедные границы. (12)
А в одной из своих статей, впоследствии, Рерих вносит новые детали и подробности: «Когда вы сообразите названные географические имена, вы легко поймете их смысл. Иртыш и Аргунь произнесены правильно. Соленые озера, конечно, это озера Цайдама с их опасными переходами.
Богогорше или Богогорье, конечно, это горный хребет Бурхан-Будда. Кокуши — каждому понятно, является хребтом Кокушили. А Ергор, т. е. самое высокое нагорье, конечно, будет Чантанг у Трансгималаев, уже в виду вечных снегов. Это учение о Беловодье и теперь так сильно на Алтае… Опять легенда и сказка переплетается с жизнью. И эти люди твердо знают о Беловодье — Шамбале. И они шепчут путь к Гималаям. (13)
Возвращаясь к последней фразе в предложении, которым заканчивается алтайский дневник, мы замечаем, что она звучит несколько иначе, чем прежде. Первый вариант был такой: «через Ергор — по особой тропе» (11).
Теперь же Рерих немного меняет фразу: «… по самому Ергору едет всадник…» (6) Ергор или Яргор по словам самого же Н.К.Рериха это: «самое высокое нагорье Чантанг у Трансгималаев». (14)
Фраза «едет всадник» здесь и символична, и вполне реальна, так как после Алтая экспедиция прошла верхом через нагорье Чантанг. И не просто прошла, а была задержана на долгие и лютые осенне-зимние месяцы в летних палатках. К морозу, не уступающему стуже в самой холодной точке Азии якутском Оймяконе, добавлялся ураганный ветер высокогорья. Это совершенно особая страница в истории экспедиции.
Символизм же всадника едущего по вершинам пустынного высокогорного тибетского плато Чантанг направляет нас к образу последнего десятого Аватара Вишну — Калки. Согласно традиции принятой в индуизме, десятый Аватар Вишну будет цвета грозовой тучи в образе всадника на белом коне, со сверкающим мечом в руке, истребляющий злодеев, восстанавливающий дхарму и подготавливающий грядущее возрождение мира.
В некоторых случаях, изображение Калки Аватара — всадника цвета грозовой тучи, может заменять его оседланный белый конь, знак скорого пришествия. Считается, что Он явится с севера в самом конце Кали-юги, согласно пуранической хронологии. Это единственный из всех десяти Аватаров, относящийся именно к будущему. Вот таким удивительным аккордом завершается алтайская часть странствий.
Со свойственной всей семье Рерихов, мудрой недосказанностью, строки дневника указывают на грядущие события и будущие свершения. Одним росчерком, одним взглядом охватывая бескрайнее.
С мастерством одного из самых выдающихся художников нашей эпохи, Рерих создает невиданное, до сей поры, алтайское полотно. Которое будет волновать, вдохновлять и звучать. На многие поколения вперед.
«… Белы снега и бело серебро самой Белухи-матери…И звучит всё Беловодьем. Истинно Звенигород. Да будет!» (15)
Алтай — Рерих — Гималаи. Будущее и прошлое — встреча назначена в настоящем.
Всем звонкой радости!
Марианна Яцышина
Посмотрите о легендах и былях Уймонской долины здесь
Авторская экскурсия по окрестностям Уймонской долины здесь
О конных маршрутах по Катунскому хребту тут
Зарисовки из жизни Уймонской долины посмотрите здесь
Цитаты в тексте:
0. Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. Выпуск 4. с. 31 Январь-декабрь 1991 Санкт-Петербург-Извара-Барнаул-Горно-Алтайск Международный фонд истории науки. Рериховский исследовательский центр. 1992
1. Н.К.Рерих Зажигайте сердца. «Тридесятое царство» с.178 «Молодая гвардия»М.:1990
2. Н.К.Рерих Алтай – Гималаи. с.387 Серия «Держава Рериха» «Сфера» М.: 1999
3. Г.М. Бонгард-Леви, Э.А. Грантовский От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев с.33-35 «Мысль» М.:1974
4. Г.М. Бонгард-Леви, Э.А. Грантовский От Скифии до Индии. Загадки истории древних ариев с.36-37 «Мысль» М.:1974
5. Н.К.Рерих Алтай – Гималаи. с.133 Серия «Держава Рериха» «Сфера» М.: 1999
6. Н.К.Рерих Алтай – Гималаи. с. 388 Серия «Держава Рериха» «Сфера» М.: 1999
7. Н.К.Рерих Берегите старину. Из прошлой и настоящей жизни русского искусства.
8. Н.К.Рерих Шамбала. Жальник, место сострадания с.87 Международный центр Рерихов «Фирма Бисан-Оазис»
М.:1994
9. Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. Выпуск 4. с. 45 Январь-декабрь 1991 Санкт-Петербург-Извара-Барнаул-Горно-Алтайск Международный фонд истории науки. Рериховский исследовательский центр. 1992
10. Рериховский вестник. Публикации – сообщения – исследования. Выпуск 4. с. 36 Январь-декабрь 1991 Санкт-Петербург-Извара-Барнаул-Горно-Алтайск Международный фонд истории науки. Рериховский исследовательский центр. 1992
11. Н.К.Рерих Алтай – Гималаи. с.373-374 Серия «Держава Рериха» «Сфера» М.: 1999
12. Н.К.Рерих Алтай – Гималаи. с.403 Серия «Держава Рериха» «Сфера» М.: 1999
13. Н.К.Рерих Сердце Азии. Шамбала с.77 Издательство «Университетское», Белорусский фонд Рерихов, Минск: 1991
14. Н.К.Рерих Обитель Света. Священная Земля.
15. Н.К.Рерих Твердыня пламенная. Всем сынам Сибири сердечный привет! с. 351 Серия «Держава Рериха» «Сфера» М.:1998
Источник: АлтайазиЯ
Комментариев пока нет... Будьте первым!