Цель и смысл существования — стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу.
Листы Сада Мории. Озарение
Картина Н.К. Рериха «Странник Светлого Града»: человек c посохом в руке и котомкой за плечом, как в старинных былинах и сказаниях, держит путь в поисках заповеданного края. Извечный поиск той жизни, о которой тоскует душа…
И вот перед странником, впереди под горой, открывается город: его белоснежные стены, сторожевые башни, синие крыши и луковки храмов, иконы над входными вратами. Кажется, вот он — Светлый Град. Путник скоро до него дойдёт, до этого земного счастья. Однако взгляд странника направлен поверх куполов, выше. Что же там? Над горной грядой в небесных просторах, которые у Рериха часто символизируют инобытие, более тонкое измерение, он видит в белоснежных клубящихся облаках едва намеченные, постепенно проявляющиеся формы небесных храмов и Небесного Града. Они ещё не сложились окончательно. Путник ещё не дошёл до них.
Как по земле дойти до Града нездешнего, горнего? На картине Рерих изображает не просто искателя-странника, художник символически отобразил важнейшее в жизни человеческой — Путь духа и поиски этого пути.
Кто мы? Откуда пришли, куда и зачем идём? Кем и почему человеку даётся жизнь и в чём её смысл? Каково предназначение того, кто совершает жизненный путь?
Земная мудрость всех веков так и не дала во всей полноте ответов на эти вопросы. Художник, изобразив два града — земной и небесный, два мира — дольний и горний, словно призывает странника к тому, чтобы познать не только земные пути-дороги, но и непостижимый обычным рассудком Путь духа.
Обратимся к тому пониманию вопросов смысла жизни и назначения человека, которое современным, не иносказательным языком излагается в Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги».
Читаем: «Назначение человека на планете мало понимается»1. «Задайте вопрос о смысле жизни, и вы получите самые безнадёжные ответы»2. «Путники бесконечного пути часто не знают своего назначения. Велик удел человека, но требует осознания»3.
«Приехал человек в город по важному делу, но отвлёкся по пустякам, а о деле забыл. Вспомнил, когда уже было поздно… и вернулся обратно ни с чем. Путники земные, забывшие о своём назначении, как похожи они на этого человека, возвратившегося с пустыми руками. Прожить жизнь и вернуться обратно, ничего не приобретя, будет великой нецелесообразностью»4.
«Умалишённо люди снуют по планете, ибо отброшены основы Истинного Знания»5.
Вспомним сегодня эти Основы — Космические Законы эволюции, без понимания которых жизнь на планете не может быть плодотворной, осмысленной. Речь пойдёт об осознании человеком своего назначения, о взаимосвязи материального и духовного планов существования, о временном и вечном. Всё это грани одного великого процесса — космической эволюции человечества, направляемой Великими Учителями.
Иерархия Светлых Сил,
или Космическое Братство
Знания о Законах Космоса, о смысле Бытия, о космической эволюции, Дальних Мирах и жизни во Вселенной давались земному человечеству от начала времён именно этими Высшими Сознаниями, которые в понимании людей могут считаться Богами. Великие Учителя человечества на заре его существования наделили людей разумом. Началась сознательная эволюция землян, которой Они руководят, без Их Помощи человечество вверглось бы в пучину хаоса, надолго задержавшись в своём развитии.
«Необходимо ясно, чётко и широко осознать Иерархию как единственный путь продвижения»6, — таковы слова Е.И. Рерих. Именно любовь к избранному Великому Облику и стремление следовать указанным Им Путём сможет помочь каждому понять своё предназначение, найти свою тропу жизни и пройти по ней достойно, «свершая назначение своё».
Из бесед Н.Д. Спириной с Б.Н. Абрамовым: «Всё имеет смысл, всё наполнено значением, когда где-то, в глубине сознания, существует Учитель. Если Его там не будет — абсолютно всё станет лишено всякого смысла и цели. (…) Без Него из всех явлений жизни как бы вынимается самая их суть»7.
Рассматривая Основы Бытия с позиций Агни Йоги, мы постараемся осветить отдельные грани назначения человека, насколько это будет возможно в данной небольшой статье.
Жизнь — вечна,
формы её выражения — временны
«Можно ли хотя бы на миг позабыть о великом назначении человека на Земле, — записывает Б.Н. Абрамов слова Учителя. — Ведь тогда жизнь становится бессмысленной. Но именно так и живёт большинство, не желая утруждать себя мыслью о том, для чего и зачем существуют. Но какая нелепость получается в результате, если считать, что одной жизнью в одном теле завершается всё. Откуда же тогда принёс свой бессмертный талант Бетховен, если даже родители его не оставили людям ничего примечательного? Физическая наследственность не объясняет рождения гения совсем не от гениальных родителей. И как можно примириться с мыслью о том, что со смертью тела кончается всё. Для чего же тогда жить, и страдать, и учиться? Для блага будущих поколений? Но ведь и они также умрут. Стоит ли трудиться во имя конечной смерти и уничтожения всего, что существует под солнцем? Смерть формы не есть смерть жизни, её одушевляющей, но переход и проявление этой жизни в новой форме, невидимой или видимой»8.
«Таким образом, смысл или бессмыслица жизни зависят от знания человеком основ»9.
Временная личность
и бессмертная Индивидуальность
«Личность есть временная оболочка духа, который облекается в неё, чтобы выполнить своё назначение и задачу очередного своего воплощения. Личность умирает, но Индивидуальность остаётся, и если сознание перенесено в неё, то этим осуществляется непрерываемость сознания, то есть фактическое бессмертие духа»10.
Иными словами, личность дана человеку для того, чтобы обрести на Земле опыт, необходимый для сознательного выявления его Бессмертной Индивидуальности на всех планах бытия. Основное свойство личности — это временность. «Она существует как таковая в пространстве лишь определённый отрезок времени. Личность не есть конечная цель природы, но лишь форма, которая, подобно всякой другой форме жизни, является лишь временным выражением вечного принципа жизни»11.
«Не для удовольствия и наслаждения пришли мы на Землю, но для того, чтобы, собрав достаточный запас огненных энергий… в Мирах Высших утвердить своё бытие. Земля — лишь средство к цели, но не сама цель… (…) Цель всех и всяких переживаний, испытаний и трудностей — опыт. Если опыт из них не извлекается, они бессмысленны и напрасны и нет от них никакой пользы»12. «Счастливая, безоблачная и беззаботная жизнь… по полезности своей равна нулю»13.
Закон перевоплощения
«…Закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии Востока…»14 — пишет Е.И. Рерих. «Если мы отбросим его, то всякий смысл нашего земного существования сам собою отпадает»15. «Колесом благого Закона», колесом жизни названо в буддизме это прохождение индивидуальности через многочисленные существования, продолжает Елена Ивановна, и «все эти смены форм или бытия ведут к одной цели — достижению Нирваны, т.е. полного развития всех возможностей, заложенных в человеческом организме»16.
Важно «осознать истинное значение и назначение жизни и смысла краткого пребывания в теле земном»17.
Невесомая собственность человека
Что может человек взять с собой в Тонкий Мир из очередного земного воплощения? Ничто материальное нельзя забрать с собой. Поэтому стяжательство, накопление материальных богатств ради них самих не имеет никакого смысла.
«Всеначальная энергия, мысль, сознание, воображение и воодушевление являют невесомую собственность»18, — говорится в книге «Аум». Их можно назвать элементами бессмертия. Именно они принадлежат бессмертной Индивидуальности, или телу Света.
Совершенствуясь, познавая, извлекая опыт из уроков жизни, а также вырабатывая нужные качества духа, такие как преданность, бескорыстие, равновесие, доброжелательность и другие, мы добавляем элементы света в свою бессмертную Индивидуальность. Труден этот процесс необычайно. В Агни Йоге говорится, что за одно воплощение хорошо развить в себе хотя бы одно положительное качество. Путь духа осилит идущий.
Необходимо сказать и о равновесии между временным и вечным. Земное тело должно быть сильным и здоровым, но оно должно служить своему Высшему «Я». Если же человек живёт лишь ради земного тела, находя в нём цель и смысл (например, ведёт здоровый образ жизни ради долголетия, не принося другим никакой пользы), то тем самым обрекает себя на пустое проживание драгоценных лет земной жизни. «Но если, созидая и поддерживая свои тела: земное, тонкое и ментальное, он сознаёт, что не ради них, но лишь ради… растущего в нём тела Света прилагает свои он труды, тогда… вводит он элементы бессмертия, элементы вечности в Бессмертную Сущность свою…»19
Цель жизни духа на Земле есть созидание и утверждение в себе тела Света. «Когда эта цель определена и осознана и движение направляется к ней, то… вся жизнь человека и человечества в целом приобретает космически правильное направление…»20 «Цель, или назначение, имеет в Космосе всё: от атома до звёзд, и планет, и целых систем, и галактик. Тем более должен иметь её человек, и не столько иметь, ибо она уже есть, сколько её осознать. Цель эта и назначение это указаны словами, словами Того, Кто Взял на Себя ответственность за Землю. Он Сказал, обращаясь к людям: “Вы боги”, указав на ступень сверхчеловеческую»21. «Ибо всё заключено в человеке: все энергии Космоса, все аппараты, все возможности беспредельного развития духа… Его настоящие чувства: зрение, слух и т.д. — лишь прообразы будущих чувств космического порядка. Его энергии — лишь зачатки, лишь первичная ступень овладения огненными энергиями Вселенной. Такая даётся ему возможность в процессе эволюции приобрести власть и умение управлять ими и овладеть»22.
О пробуждении духовного начала
Человеческое существо, наделённое разумом и вследствие этого обладающее свободной волей, вмещает противоположные возможности: быть рабом своей низшей природы либо смочь возжечь в сердце огонь космической Правды. Так говорил об этом Христос: «Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»23.
Когда этот огонь зажигается в сердце, это знаменует духовное пробуждение. «Человек… должен осознать в себе сущность Света»24.
Человеку вверены мощные энергии, «потому кто не возжжёт дух, тот не выполнит назначения»25. «Если сравнить время, потерянное человеком напрасно, с временем, проведённым с пользою, результаты будут потрясающи… (…) Отчего же тогда столько отклонений от пути и столько блужданий? Не потому ли, что сердце отстоит далеко от того, что принято и усвоено лишь только рассудком? Головы без сердца недостаточно. Много бед причинили эти головастики, забывшие сердце. Но если решение в сердце, значит, сердцу и следует дать свободу, то есть отпустить его кверху. Как радуется оно всему, что возвышает и осветляет дух. Зовут это чувство совестью. Но ведь совесть-то в сердце живёт»26. «Так постучитесь в огненную дверь души человеческой»27.
Что говорится в Агни Йоге
о задании каждого воплощения
«…Каждый человек несёт особое поручение. (…) Можно представить преображение человека, признавшего пользу своего земного пути»28. «Не без причины человек рождается в определённой стране и принадлежит к определённому народу. Кармические условия устремляют человека к определённому месту. Перед воплощением человек узнаёт причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение происходит добровольно»29.
Замена цели воплощения иллюзиями Майи будет величайшим самообманом, и многие ему поддаются. Всё, что затягивает человека в пучину бессмысленного прозябания, уводит его от цели и выполнения своего назначения. Все обольщения и прельщения, какими бы привлекательными и притягательными они ни казались, служат лишь малой личности, не давая проявляться Высшему в человеке. А цель личности — совсем иная.
«Разделение в сознании на личное и сверхличное идёт до конца… пока личное полностью не преобразится и не станет выражением и слугою сверхличного»30.
Путь человека — по звёздам
«Если всё, к чему устремляется человек, осмыслено знанием Поручения, жизнь приобретает аспект космического понимания своего назначения. Если же нет, человек прозябает на Земле, как слепец. И никакие внешние условия не смогут ему заменить непонятого смысла жизни его личности, хотя бы он приобрёл весь мир и провёл данное воплощение во всей славе земной»31.
Цель всех проявленных форм — эволюция той внутренней сущности, которая оживотворяет внешнюю форму и скрыта внутри неё.
«Космический ключ в руки даётся для постижения жизни. Открывая перспективы космических далей, он позволяет увидеть в истинном свете и смысл земного пребывания человека. (…) Не могут бесцельно и бессмысленно жить и страдать миллиарды людей. Назначение человечества велико. Земной дом — временное его пребывание. Его путь по звёздам, и конца этому пути нет»32.
Человек — творец
«Цель эволюции духа — творчество. (…) Человек — творец, и его удел — творчество: сперва земное, потом Космическое»33. «Его микрокосм — это чудеснейший и сложнейший аппарат, созданный для творчества и эволюционирующий в Беспредельность для беспредельного развития этой творческой мощи. (…) Себя самого, свои возможности, свой потенциал и своё назначение во Вселенной человек должен знать и осознать»34.
«Цель эволюции — возвести человека на высочайшие ступени творчества»35.
Служение Общему Благу, эволюции
«…Разве не знаете, в чём счастье? — спрашивает Учитель. — Счастье в самоотдавании, в отдаче себя, в самозабвении, самоотверженности. Но разве разбухшая самость может себя позабыть? Она себя ставит на первое место и прежде всех и всего»36.
Но тому, кто осознал путь Служения, «пустота ужасная покажется без приложения сил на Общее Благо»37.
Старшие Братья человечества обращаются к нам: «Дайте людям, дайте миру, отделите нечто другим от себя, всё равно что, но дайте. Только даяние в какой бы то ни было форме может служить оправданием жизни и давать жизни смысл. Люди задыхаются от бессмысленного существования, если не могут давать, хотя часто и не понимают причины. Но дух чует пространственную нелепость и бессмыслицу эгоистического прозябания и задыхается в нём. Цель жизни в даянии…»38
В книге «Надземное» есть такие слова: «Жизнь есть служение эволюции»39. На наш взгляд, это определение наиболее полно отражает всё то, что в Агни Йоге вкладывается в понятие смысла жизни и назначения человека: это и духовное пробуждение, и принятие Космических законов, беспредельное познавание и совершенствование, даяние, творчество ради Общего Блага. Всё это вмещает в себя служение эволюции.
«Мыслитель учил, что понятие служения есть решение задачи жизни»40.
Для того чтобы постичь Путь духа, нужно ценою многих раздумий, усилий и страданий пробудиться от земного сна, возжечь в себе искру высшую. И тогда можно будет собрать драгоценные крупицы неземной мудрости. Обрести истинное счастье, дойти до Светлого Града можно лишь этим путём.
Закончим словами Матери Агни Йоги, обращёнными к людям: «Впереди Беспредельность, в сферах её возможно всё и всё достижимо. Этим пониманием и осознанием безграничных возможностей духа и идите. И путь ваш будет прекрасным и необычным. К понятию могущества духа добавьте и понятие вседостижимости. (…) …Всё то, чего может достигнуть дух, находится не где-то там, в заоблачных высотах недостижимого, но тут, около, рядом, только не здесь, на Земле, но в Огненных Сферах Надземных, где дух получил свою грануляцию, в Сферах, где родина духа, которая ближе ему и роднее, чем все родины земные его, через которые он проходил во время многочисленных своих воплощений. Так, осознание назначения духа и всех возможностей его, достижимых на его пути в Беспредельность, делает эти возможности реальностью, а будущее — плацдармом для их осуществления»41.
***
1 Беспредельность. 316.
2 Агни Йога. 249.
3 Грани Агни Йоги. 1956. 44 (Новосибирск, 2009).
4 Там же. 67.
5 Там же. 1965. 291 (Новосибирск, 1995).
6 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 24 (19.10.1929).
7 Искры Света: Из бесед Б.Н. Абрамова с Н.Д. Спириной. Вып. 3. Новосибирск, 2012. С. 8 (4.05.1957).
8 Грани Агни Йоги. 1967. 242 (Новосибирск, 1995).
9 Там же. 1965. 291 (Новосибирск, 1995).
10 Там же. 257.
11 Там же. 1963. 686 (Новосибирск, 2019).
12 Там же. 1955 (I). 46 (Новосибирск, 2015).
13 Там же. 1953 (I). 29 (Новосибирск, 2012).
14 Письма Елены Рерих. Т. 1. С. 179 (8.02.1934).
15 Там же. Т. 2. Новосибирск, 2019. С. 430 – 431 (3.12.1937).
16 Там же. Т. 1. С. 498 (11.06.1935).
17 Грани Агни Йоги. 1963. 613.
18 Аум. 534.
19 Грани Агни Йоги. 1958 (I). 367 (Новосибирск, 2013).
20 Там же. 1962. 201 (Новосибирск, 1994).
21 Там же. 1958 (I). 41.
22 Там же. 1959. 196 (Новосибирск, 2004).
23 Евангелие от Луки. 12: 49.
24 Аум. 68.
25 Мир Огненный. II. 447.
26 Грани Агни Йоги. 1960. 138 (Новосибирск, 2015).
27 Мир Огненный. III. 597.
28 Братство. 568.
29 Надземное. 565.
30 Грани Агни Йоги. 1952 (I). 89 (Новосибирск, 2013).
31 Там же. 1963. 686.
32 Там же. 1962. 72.
33 Там же. 1955 (I). 132.
34 Там же. 263.
35 Там же. 1957. 252 (Новосибирск, 2008).
36 Там же. 1960. 139.
37 Мир Огненный. II. 247.
38 Грани Агни Йоги. 1960. 359.
39 Надземное. 305.
40 Там же. 305.
41 Грани Агни Йоги. 1972. 425 (Новосибирск, 1998).
Источник: Журнал “Восход”
Комментариев пока нет... Будьте первым!