Главная » Для начинающих, перевоплощение » Основы миропонимания новой эпохи (закон перевоплощения. часть 1). Клизовский А.И.

1 267 просмотров

2742-8

 

Глава 5

ЗАКОН ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ (часть 1)

Закон перевоплощения – один из величайших законов мироздания, при помощи которого совершается эволюция. Трудно себе представить, как могла бы эволюционировать жизнь, если бы не было этого закона. Вернее сказать, что представить себе эволюцию жизни, то есть замену несовершенных форм жизни на более совершенные, без закона перевоплощения невозможно.

Как могло бы возникнуть совершенство, если бы одна и та же форма продолжала существовать вечно? Если допустить такую нелогичность, то всякая форма, зародившись каким-то образом, будь она совершенной или несовершенной, должна была бы оставаться такой на вечные времена. Но этого в действительности нет.

Даже поверхностное знакомство с наукой убеждает нас, что жизнь развивается, что формы растений, животных и человека совершенствуются. Всем известно, что представлял собою первобытный человек, прототипом которого до некоторой степени является современный дикарь. Полной аналогии между первобытным человеком и современным дикарем не может быть именно благодаря действию законов эволюции. Если первобытный человек своим видом напоминал большую гориллу, то современный дикарь в своем физическом развитии нисколько не отличается от современного культурного человека. Поэтому, сравнивая современного дикаря с современным культурным человеком, мы видим, что так как развитие формы происходит быстрее, нежели развитие сознания, то разницы в физическом развитии между ними нет, ибо в современном дикаре развитие формы закончилось, но разница в сознании будет большая. Разница между ними в развитии сознания будет такая же, какая существует между современным дикарем и первобытным человеком в развитии физическом.

Если бы не было эволюции и совершенствования жизни, что осуществляется законом перевоплощения, то первобытный человек должен был остаться таким же страшилищем и физическим, и умственным, каким он был миллионы лет тому назад. Что же превратило первобытного пещерного дикаря в современного культурного человека?

Такая метаморфоза есть результат действия метампсихозиса, то есть закона перевоплощения. Лишь действием этого мудрого закона, заставляющим ядро человеческого духа, по природе своей бессмертное и вечное, погружаться в бесконечный ряд временных и смертных оболочек, но каждый раз все более и более совершенных, достигается совершенствование жизни и совершенствование форм, в которых жизнь обитает.

***

Но искусный в деле искажения всякой истины человек исказил и эту истину, и вместе с ней свою природу. Свое смертное тело, обиталище своей бессмертной сущности, человек сделал своим я, своей сущностью, а свою бессмертную сущность – чем-то второстепенным, привходящим, принадлежащим телу, причем самое существование этой нашей действительной сущности не всеми еще установлено вполне точно и многими оспаривается.

Так говорит материалистическая наука, так говорит позитивная философия и примерно так же говорит религия, с той лишь разницей, что она признает, что нечто от человека после смерти остается, которое где-то, «до второго пришествия», обретается, но что остается и где обретается, она сказать не может, ибо сам человек умер и дать о себе сведений не может.

«Ученые предложили, по их мнению, остроумное утешение: «Человек начинает умирать с момента рождения» – утешение скудное и траурное. Мы же говорим – человек рождается вечно, в особенности же в момент так называемой смерти.

Служители искаженных религий поощряют своих питомцев покупкой мест на кладбище, где при заблаговременной заботе они будут лежать выгоднее и почетнее других, более бедных и тем не заслуживших длинных молитв. Ладан им, бедным, будет поддельным и певчие будут петь очень скверно.

Скажите же, наконец, какое подлинное Учение заповедало это уродство?! Поистине, довольно могил, кладбищ и запугиваний!

Можно знать, как светло смотрели Учителя на переход к будущим проявлениям и менее всего заботились о месте на кладбище.

Признак отношения к смерти очень важен для характера Учения, в нем заключается понимание перевоплощения. Прошу отнестись к перевоплощениям строго научно. Если вы можете предложить другую конструкцию мироздания, Мы оставим за вами место профессора семинарии и обещаем похоронить по первому разряду, – ведь вы собрались действительно умереть в глазах просвещенных.

Прочтите внимательно писания вами напечатанных Учителей, и вы удивитесь, как дружно во все века Они говорят о смене жизни.

Путь Света покажется, когда научно и без предрассудков посмотреть отважитесь» (Листы Сада Марии, т. II, § 334).

Никакое Учение никогда не учило, что человек живет на земле однажды. Если в христианском учении не сказано о перевоплощении прямо, то точно так же не сказано ничего о том, что человек живет на Земле один раз. Как уже говорилось в первой главе, священные писания пишутся особым символическим языком, дающим возможность понимать истину так, как она доступна представлению человека. Ни одна истина не дается в чистом, неприкрытом виде, поэтому писания нужно уметь понимать не только буквально, но и уметь читать между строк. Теперь, так же как в начале христианской эры, закон перевоплощения служит основой всех верований всех народов как Востока, так и Запада; никогда он не был для человечества чем-то чуждым, непонятным, поэтому Христу не приходилось утверждать закон перевоплощения как совершенно новое учение, ибо закон этот был краеугольным камнем в каждой религии Востока, и, конечно, религия евреев не являлась исключением.

«Чередование воплощений засвидетельствовано как древними, так и новейшими учениями. В вашей литературе сделались обычными упоминания воплощений и кармы. Тем не менее, эта действительность мало входит в сознание, иначе она преобразила бы всю жизнь. Но память людей отягощена странными соображениями. Они охотно заняты ненужными вещами, но для краеугольных понятий воображение людей не воспитано. Между тем один час дельной беседы может навсегда изменить сущность ребенка.

Неумирающий человек – разве это не будет достойно будущего? Феникс, возрождающийся из пепла, заповедан издревле. Фениксу нужны крылья, но психическая энергия даст лучшие крылья радуги» (Агни-Йога, § 553).

***

Эту истину во многих местах Христова Учения можно обнаружить, если подойти к ним строго научно и без предвзятых предрассудков, но в чистом виде это была тайна, которая вместе с другими тайнами Бытия сообщалась лишь подготовленным умам.

Если для западного мира закон перевоплощения впоследствии стал чуждым и непонятным, то, помимо тех событий, о которых будет речь ниже, главную роль в искажении Учения Христа и изъятии из него высшего тайного знания сыграли враги Света, темные силы. Но что в первоначальном Учении Христа закон перевоплощения и прочие тайны Царствия Божия находились, в этом не может быть никакого сомнения. В Евангелии мы имеем достаточно доказательств тому и свидетельств самого Христа.

Так, например, в Евангелии от Матфея, гл. 17, ст. 10-13: «И спросили Его ученики Его: «Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» Иисус сказал им в ответ: «Правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них». Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе».

Евангелие от Иоанна, гл. 9, ст. 1-3. «И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: “Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божий”». Действительно, как мог слепой от рождения быть наказан за грехи, если бы не существовал закон перевоплощения?

***

Многие места из Учения Христа становятся туманными и непонятными, если их понимать только буквально, исключив скрытый эзотерический смысл. Вся Нагорная проповедь Христа, до сих пор людьми совершенно не понятая, есть синтез божественной мудрости, есть истинное оккультное учение, каждая фраза и каждое слово которого, кроме явного смысла, имеет скрытый. Приведем несколько примеров.

В гл. 7, ст. 6 Евангелия от Матфея Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». О какой святыне и каком жемчуге говорил Христос? Ведь не о материальных ценностях говорил Он, но о духовных, о той божественной тайной мудрости, которую нельзя сообщать неразвитым, неподготовленным людям, ибо они ее не поймут. Для незрелого человеческого ума истина тогда лишь входит в его сознание как истина, когда она запечатлена и подкреплена мученичеством и кровью проповедовавшего ее пророка.

Раскроем Библию или историю и увидим, что всякое новое слово истины всегда встречалось людьми злобно-недоверчиво и неизменно ими осмеивалось, оплевывалось и попиралось ногами, а проповедники этой новой истины также неизменно оскорблялись, распинались, сжигались и всяческим образом истреблялись. Не избежал этой участи и сам Христос, о чем Он знал, конечно, потому дал такое суровое название своим будущим мучителям: свиньи и псы.

В той же главе, ст. 13 и 14, Христос говорит: «Входите тесными вратами: потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

О каких вратах и каких путях говорит здесь Христос? Упоминание врат и пути есть высшее сокровенное учение. Это те врата и тот путь, которые ведут к богочеловеческому состоянию. Истинно, тесны врата, врата посвящения в Адепты и в Учителя мудрости, и труден и узок путь, ведущий к вечной жизни, к освобождению от колеса рождения и смерти, и немногие идут этим путем. Большинство идет пространным путем и широкими вратами от смерти к смерти, к вечно возобновляющейся гибели, к необходимости бесчисленных повторных воплощений.

В той же Нагорной проповеди Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матф., 5: 21-22). Человек, убивший другого человека, подлежит суду человеческому, гнев же судом человеческим не наказывается, ибо человек может скрыть свой гнев и ничем его не проявить, и, тем не менее, Христос говорит, что он подлежит суду. О каком же суде говорит Христос?

Если изъять из этих слов тайный смысл, то они могут быть истолкованы как желание Христа удержать людей от напрасного раздражения, но знакомый с оккультным Учением знает, что мысль рождает желание, желание рождает действие; что гневная мысль рождает злобное существо, которое когда-нибудь воплотит вложенную в него мысль в действие на физическом плане, если не самим породившим ее человеком, то другим. Таким образом, гневающийся на брата своего напрасно может оказаться если и не прямым убийцей, то соучастником в убийстве другого человека, и, следовательно, неизбежно подлежит за это суду.

В беседе с Никодимом Христос говорит: «Если кто не родится свыше, то не может увидеть Царствия Божия». В ответ на недоуменные вопросы Никодима «Как может человек родиться будучи стар?» и «Как это может быть?» – Христос, в свою очередь, задает недоуменный вопрос: «Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Христос удивился, что учитель Израилев не знал, что рождение свыше есть посвящение, что посвящение есть крещение Духом и Огнем, что посвященный назывался дважды рожденным и вновь рожденным, назывался «малым дитятей», откуда другое изречение Христа: «Если не будете как дети, не можете войти в Царствие Божие». Такими «вновь рожденными», получившими крещение Духом и Огнем, были апостолы Христа, получившие посвящение при сошествии на них Святого Духа в виде огненных языков.

Евангелист Марк в гл. 4, ст. 10-12, говорит: «Когда же остался без народа, окружающие Его вместе с двенадцатью спросили Его о притче. И сказал им: “Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах, так что они своими глазами смотрят, и не видят, ушами слышат, и не разумеют”». В той же главе дальше. «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все». Это «все» и «тайны Царствия Божия» есть то сокровенное эзотерическое Учение, которое всякий Великий Учитель передает лишь таким людям, которые в состоянии постичь эти тайны, лишь подготовленным ученикам.

Ученики Христа, в свою очередь, передавали тайну перевоплощения и другие тайны Бытия своим подготовленным ученикам. Апостол Павел в Первом послании к коринфянам говорит: «И я пришел к вам возвещать свидетельство Божие не словами человеческой мудрости, но в явлении духа и силы… Воистину, мы проповедуем мудрость между совершенными, но это не человеческая мудрость. Мы проповедуем мудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков и которую никто из властей века сего не познал… Мудрость эта выше человеческого понимания, но Бог открыл нам это Духом Своим… Все эти духовные истины доступны только духовному человеку, в котором живет сознание Христа… И я не мог говорить с вами как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе… ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские» (см. гл. 2-3).

Святой Климент Александрийский, занимавший высокое положение в первоначальной христианской церкви, считавшийся большим знатоком сокровенного знания, в своих научных трудах проповедовал, что христианская церковь есть организация, имеющая мистический центр для немногих и обычный внешний центр для большинства.

В своем труде Строматы он говорит: «Господь разрешил нам распространять эти святые тайны среди тех, кто способен воспринять их. Он не раскрыл толпе то, что не принадлежит толпе, но лишь некоторым, про которых Он знал, что они способны воспринять и соответственно преобразиться. Но тайны можно передавать словами, но не письменно.

Мы не объясняем тайны полностью – отнюдь нет, – мы лишь напоминаем о них, если они забыты или чтобы их не забыли. Я сознаю, что с течением времени многое из того, что не было записано, утерялось. Некоторое забыто нами. Некоторое, оставшись долго не записанным, пропало для вас. Я стараюсь восстановить это в моих записках. Некоторое я умышленно пропускаю, делая строгий выбор, из боязни писать то, что я опасался высказывать. Делаю это не злостно, но из опасения, что мои читатели могут ложно понять смысл».

Епископ Антиохийский Игнатий, ученик апостола Иоанна, в одном из своих писем говорит, что он еще не совершенен в Иисусе Христе. «Потому я теперь становлюсь учеником и обращаюсь к вам как к своему товарищу ученику. Смею ли писать вам о тайнах? Я боюсь это делать, чтобы не нанести вам вреда, еще младенцам. Простите меня за то, ибо в случае, если вы не выдержите их высокого значения, вы будете подавлены ими. Даже я, хотя я способен постигать небесные явления, ангельские чины, различные роды ангелов, разницу между Силами и Властями, различие между Престолами и Началами, могущество Эонов, превосходство Херувимов и Серафимов, величественность Духа, Царство Господне и возвышающееся над всем несравненное величие Всесильного Бога – хотя я знаком со всем этим, я все же еще далек от совершенства и не такой ученик, как Павел или Петр» (Более подробные, исчерпывающие доказательства по этому вопросу читатель найдет в книге «Эзотерическое Христианство» А. Безант и в книге «Жизнь Иисуса Христа» в оккультном освещении йога Рамачараки).

Из этих свидетельств Евангелия, слов евангелиста Марка, апостола Павла, Климента Александрийского и Игнатия Антиохийского с несомненной ясностью видно, что сокровенная, или оккультная, что божественная, или теософская, мудрость была преподана Христом своим ученикам, которые, в свою очередь, распространяли ее между своими последователями, подготовленными учениками.

Но это была мудрость тайная, передаваемая из уст в уста Учителем ученику, в отличие от мудрости явной, или писаного учения, доступного всякому. Но всякий, стремящийся постигнуть эту сокровенную мудрость, показывая тем свою подготовленность к восприятию ее, такой возможности лишен не был, и для всякого духовно созревшего христианина она была доступна.

Тайной она была лишь для тех, которые не доросли до ее понимания. Великие истины требуют осторожного с ними обращения, ибо нет более опасного явления, как великая истина в малой голове, потому что неправильно незрелым умом воспринятая, она обращается в опасное орудие разрушения. Сообщить великую истину неподготовленному уму – это то же, что дать огонь в руки безумного или острый нож в руки ребенка. Они могут нанести вред и себе, и окружающим. Эту необходимость скрыть истину от тех, кто не в состоянии ее понять, прекрасно понимали апостолы, ученики апостолов – Отцы церкви – и первые христиане. Не понимают этого лишь современные христиане.

Таким образом, для всякого непредубежденного человека, не затемнившего свой мозг ложными толкованиями столь ясных слов, столь высоких авторитетов, должно быть ясно, что закон перевоплощения был известен ученикам Христа и через них первым христианам. Лишь знание христианами первых веков христианства закона непрерывности жизни давало им удивляющее всех мужество и бесстрашие, с которым они встречали смерть на аренах римских цирков.

***

Каким же образом произошло то, что знание тайн Царствия Божия, которые есть тайны Бытия, исчезло из христианского учения? Современные же ревнители современных искаженных религий, ничего об этих тайнах не зная и не стремясь даже узнать, в чем же заключались эти тайны Царствия Божия и где их можно узнать, показывая этим полную свою неподготовленность к восприятию этих тайн, не признают ни тайн, ни надобности в них.

Причины исчезновения знания тайн Бытия из христианского учения нужно искать не только в том вихре политических и социальных событий, которые пронеслись над народами Европы, но и в наличности причин высшего духовного порядка.

Великое переселение народов и связанное с ним падение великого мирового государства – Римской империи – не только изменило политический лик Европы, но, сокрушив старые устои тогдашнего мира, потрясло все основы жизни до самого основания. Не только исчез окончательно старый языческий мир, но и только что народившееся христианство, еще не окрепшее после тех страшных гонений, которые оно испытало от римских деспотов, потерпев новые удары со стороны новых варваров, подверглось значительным переменам.

Образование новых государств и происходившие при этом беспрерывные войны, в которых приходилось принимать участие и христианам, и возникшая в связи с этими событиями трудность сообщения, с одной стороны, уход с жизненной сцены Учителей, посвященных в тайные знания, и трудность найти достойных и подготовленных учеников, с другой, сделали то, что сокровенное знание, передаваемое из уст в уста, от Учителя ученику, постепенно исчезло.

Появились поколения священнослужителей, которые не имели ничего общего с сокровенным Учением церкви, с теми тайнами Царствия Божия, о которых знали христиане первых веков христианства. Не понимая великого значения его, они не только не признавали необходимости подобного знания, но даже писания Отцов церкви, трактующих эти вопросы, как совершенно им чуждые, они стали признавать ложным учением, «язычествующим еретичеством», навеянным языческими воззрениями первых веков христианства. Окончательный удар сокровенному знанию был нанесен пятым Вселенским Собором, который признал учение о перевоплощении ложным, не соответствующим духу Учения Христа.

Для людей средневековья с их ограниченным мировоззрением постановление Собора имело, конечно, решающее значение, но для людей последующих поколений, могущих судить с более широкой точки зрения, некомпетентность Собора в разрешении этого вопроса не подлежит сомнению. Как не может человек, не изучавший астрономии, указать астроному ошибки в его вычислениях, касающихся движения небесных тел, точно так же члены Собора, не имевшие ничего общего с сокровенной мудростью, не могли судить о ложности или неложности закона перевоплощения, ибо истинное понимание духа Христова Учения представителями церкви уже было утрачено.

С исчезновением тайного знания в религии оно исчезло в науке и в философии, потому что главными деятелями во всех областях высшего знания были в те времена те же посвященные, проходившие те же школы вечной философии, которая есть Теософия, питавшая своей мудростью как религию, так науку и философию.

Не стало школ, не стало Учителей, ибо перестал функционировать источник божественной мудрости, все объединявший и всему дававший смысл. С потерей божественного знания было утеряно единство, существовавшее между наукой, философией и религией, утерян был смысл и цель жизни. На народы западного мира надвинулся мрак средневековья с его невежеством, суеверием, нетерпимостью и разъединением. Но мы не живем в мире случайностей, где сегодня может произойти одно, завтра другое. Мы живем в мире, управляемом мудрыми космическими законами, в мире причин и следствий, где ни одно, самое малое явление не происходит без причины, производя неизбежно и свое следствие.

Тем более события столь большого масштаба, как переселение народов, как распад мирового государства, как изменение мировоззрения народов, не были случайностью, но были результатом действия законов эволюции, результатом наступления планетных сроков, и если в этом водовороте событий христианство при деятельном участии темных сил утеряло свою жемчужину, свое сокровенное знание, этот нежный росток, который, не успев еще пустить глубоких корней, должен был засохнуть, то оно должно было понести за это соответствующую карму.

***

Здесь нужно указать на те явления жизни, протекающей на другом континенте нашей планеты, которые, находясь в общей причинной связи с событиями, происходившими в Европе, дают ключ к пониманию последних.

Известно, что на Востоке, где закон реинкарнации является основой всех верований и где не существует вопроса о цели и смысле жизни, никогда не было тех тоскливых исканий и стремлений, какие существуют на Западе, и не было той свирепой религиозной нетерпимости и связанного с ней преследования иначе верующих, как на Западе. Восток живет своей особой, отличной от западной, сравнительно спокойной, малодеятельной, но созерцательной жизнью.

Такой уклад жизни народов Востока есть результат многих причин. Кочевой образ жизни народов Средней Азии, с необходимостью постоянного общения с величественной природой и постоянного пребывания среди беспредельных просторов пустынь, прорезанных гигантскими горными цепями, под необъятным небосводом с его миллиардами звезд по ночам, по которым кочевник определял свой путь на свое новое место жительства, всегда будил в его душе представление о высших задачах мироздания, давал широкий полет его фантазии, делал из него мечтателя, мыслителя, философа, развивал в нем стремление ввысь, к совершенствованию, порождал непривязанность к определенному месту, непривязанность к земле и всему земному.

Но обратной стороной этой медали было то, что эти благоприятные для духовного развития условия в связи со знанием закона непрерывности жизни породили в восточном человеке фатализм, малую активность, отсутствие инициативы, что в окончательном результате дало медленный темп жизни ее застой и мертвенность.

С другой стороны, хотя условия географические и климатические на юге Азии, в частности в Индии, иные, но созданные людьми условия жизни приводят к таким же отрицательным явлениям, как и в центре Азии. Благоприятные климатические условия и роскошная природа Индии, дающая при самом малом усилии со стороны человека обильные трех- и четырехкратные урожаи в течение года, оставляя много свободного времени для духовного развития, для самоуглубления, для внутренней созерцательной жизни, создали из индуса человека высшего духовного развития, обладающего необыкновенной утонченностью чувств, но застывшая система каст, точно железными тисками, сдавила многомиллионный способнейший народ и губит его в своих удушающих объятиях, не давая ему ни возможности свободно дышать, ни малейшей возможности себя проявить.

Кроме четырех основных каст, существует столько подразделений их, сколько вообще имеется занятий и профессий. Каждая каста отделилась от другой касты и оградилась всевозможными нелепейшими запрещениями, и чем выше каста, тем больше этих запрещений, отсюда полное вырождение высших каст. Малейшее нарушение какого-нибудь малейшего кастового запрещения – и человек становится изъятым из жизни. Он исключается из своей касты и в другую не принимается. Он становится бескастником, то есть самым презренным существом, которого сторонятся, которого избегают и с которым не желают иметь никаких дел.

Другим фактором застоя жизни и вырождения народа является полное порабощение женщины и ранние детские браки. Невыход замуж есть величайшее несчастье и позор для целого рода, поэтому все усилия родителей девочек направлены к тому, чтобы найти своей дочери мужа. Венчают детей в младенческом возрасте, часто питающихся еще соской. Нелепость доходит до того, что иногда обручаются не дети, но беременные матери своими будущими детьми. Но когда природа дает двух детей одного пола, то брамины освобождают их от необходимости вступать в брак. Бывают явления и другого рода. Нередко можно видеть девятилетнюю девочку женой шестидесятилетнего старика и уже матерью-калекой мертворожденного ребенка.

Женщина не имеет никаких прав и имеет лишь обязанности. Хотя английское правительство запретило сожжение вдов вместе с их умершими мужьями, но брамины сделали для вдов жизнь хуже смерти, о которой она часто сожалеет, ибо обезображенная сбриванием бровей и волос на голове, она остаток своей жизни проводит как бессловесная раба, как вьючное животное.

Вот в кратких словах главнейшие условия, которые создали застой и медленный темп жизни на Востоке. Истинная, или оккультная, наука говорит, что одностороннее развитие человечеством какого-нибудь одного качества, одной способности в ущерб другим всегда нарушает гармонию мировой жизни и законы эволюции. Нарушенное равновесие жизни должно быть уравновешено развитием противоположных качеств и способностей. Если бы всюду установился такой темп жизни, как на Востоке, то жизнь бы замерла. Поэтому в противовес спокойной созерцательности и малой активности восточного человека должна была проявиться активность и кипучая деятельность западного.

***

Если для нормального развития всего человечества и восстановления нарушенной на Востоке гармонии жизни должна была появиться самодеятельность, предприимчивость и развиться чувство инициативы, то эти качества могли развиться только в Европе, где все условия были иные. Небольшие размеры Европейского континента при сравнительной плотности населявших его народов, с одной стороны, и бедная природа с суровыми условиями жизни севера Европы, с другой, требуя постоянного напряжения и упорной борьбы с соседями и природой, вырабатывали из западного человека упорного, энергичного, предприимчивого борца, создавали сильную индивидуальность.

Если к этому добавить, что западный мир в это время утерял знание тайн Бытия, что дало новый прилив энергии для его внешней деятельности, то становится ясным, что тяжелая задача восстановления нарушенной на Востоке гармонии жизни и создания сильной индивидуальности кармическим законом определена была христианству за утерю христианством своей жемчужины – своего сокровенного знания. Так мудрые космические законы даже совершаемые человечеством ошибки и заблуждения обращают в его же пользу.

Поставленный в странную необходимость верить в то, что человек живет на Земле однажды и что вечная жизнь зависит от того, как он провел свою короткую земную жизнь, вне зависимости даже от того, жил ли он несколько десятилетий или несколько лет, западный человек развил кипучую, нервную, судорожную деятельность.

А так как западный человек, только что вышедший из варварского состояния, по своему умственному и нравственному развитию находился в то время на довольно низкой ступени развития, так как он был лишен истинных духовных руководителей, то он легко подпал под влияние темных сил, для которых открылось широкое поле деятельности, которые внушали и поддерживали в нем стремление к вечной жизни, а также уверенность, что средства для этого хороши все.

Высокое и светлое Учение Христа стало с того времени ширмой, которой прикрывалась вся всплывшая на поверхность жизни мерзость ее. Во имя Бога и Христа совершались неслыханные преступления, развивалась чудовищная жестокость.

Лишившись благотворного, просвещенного и объединяющего влияния, которое давалось истинными духовными руководителями человечества первых двух веков христианства, западный человек развил узость мировоззрения, невероятный фанатизм и нетерпимость ко всякому проявлению свободной мысли человека. Дух Христова Учения он заменил обрядностью, формализмом и, держась как слепой за стены своих искаженных толкований Учения Христа, стал жестко преследовать всякого иначе верующего, иначе мыслящего, полагая таким образом заслужить милость Бога и право на жизнь вечную.

Отсюда развилась инквизиция с ее кострами и пытками, дальше – эпоха крестовых походов с поголовным истреблением всего иначе верующего, еще дальше во времени – эпоха войн, вызванных реформационным движением, и взаимное преследование и уничтожение ереси и еретиков.

Такое положение вещей продолжалось вплоть до эпохи Возрождения. Эпоха Ренессанса и распространение идей гуманизма погасили отчасти религиозную нетерпимость и связанное с ней взаимоистребление, но деятельности западного человека не угасили.

Развитие наук, искусств и техники поглотило часть кипучей энергии западного человека, дало новое направление его мятущейся душе и отчасти заполнило зияющую пустоту его души, которой он страдал и страдает до сих пор. Другая часть его энергии направилась в сторону разрешения политических и социальных вопросов, что выразилось в многочисленных возмущениях, революциях и войнах, то, что мы видим и наблюдаем и в наше время.

Вот в сжатой форме те условия, при которых христианство должно было выработать сильную индивидуальность. Деятельность западного человека, в кратких словах, можно определить как судороги смятенной и мятущейся души, утерявшей основу своего бытия, утерявшей свою лучшую ценность и торопливо старающейся совершить что-то великое, что-то важное, чтобы заработать право на жизнь вечную и заполнить провал в своей душе, ощущаемый им с тех пор, как он утерял свои лучшие ценности.

Это была тяжелая задача и суровое испытание, которое должен был вынести западный человек, но, как говорит русская поговорка: «Тяжкий млат, дробя стекло, кует булат». Под тяжкими ударами испытаний погибли слабые души, но остался булат, выработалась и закалилась сильная, могучая индивидуальность.

Западная цивилизация, исполняя свою миссию – развитие сильной индивидуальности, – развила также многие отрицательные личные качества, которые связаны с развитием индивидуальности, как-то: бездушный материализм, сильный эгоизм, полное отрицание духовной природы человека, заменив развитие духа развитием мертвящей механизации.

В свете Нового Учения видно, что подобные плевелы, выросшие на ниве западной цивилизации, не только не найдут себе применения в Новом Мире, но признаны большим злом, тормозящим дальнейшее развитие человечества и потому подлежащим уничтожению.

***

Человечество стоит перед новой задачей: добытые путем многовековых усилий хорошие качества восточной и западной цивилизации соединить вместе, упразднив их отрицательные качества. Когда восточная духовность, самоуглубленность и созерцательность будут усвоены народами Запада, а западная энергия, активность и самодеятельность станут достоянием народов Востока, тогда только человечество нашей планеты обретет тот мир, которого ему не хватает и к которому оно тщетно стремится.

Но задача, поставленная христианству, выполнена: кипучая деятельность была проявлена, сильная индивидуальность западной цивилизацией развита, утерянная западным миром тайна перевоплощения, с вытекающими из нее другими тайнами Бытия, в настоящее время Новым Учением людям возвращается, поэтому распространение и поддерживание старых заблуждений теперь есть борьба с эволюцией, борьба с Великой Белой Ложей, с Братьями человечества, которые руководят нашей эволюцией. Такая борьба приверженцев старых заблуждений, показывая их неспособность к эволюции, заранее обречена на неуспех и сулит им лишь тяжкие последствия.

***

Однократная, без перевоплощения, жизнь человека, если бы она в действительности была таковой, была бы ужасным диссонансом в общей гармонии космической жизни, где все так мудро, так целесообразно, где смена явлений жизни чередуется с непреложной закономерностью. Смена дня и ночи, времен года, тепла и холода, расцвета и увядания, рождения и смерти – все необходимо, все целесообразно, все мудро.

Возьмем для примера цветок. Весной семя сеется в землю. Оно дает росток, растет, развивается, цветет, дает семя, увядает и умирает. Разве можно сказать, что цветок исчез бесследно, что он был и больше его не будет? Он вышел из семени и в семя обратился. Сущность цветка не исчезла, душа его не умерла, она осталась в семени, которое на будущий год даст не один такой цветок, но множество.

Единство космической жизни, единство законов эволюции не знает исключений из своих правил. Закон развития всякой жизни одинаков. Жизнь растения, человека и Архангела подчинена тем же вечным и неизменным законам эволюции.

Лишь незнание современным западным человеком основных космических законов могло привести его к нелепому заключению, что он находится вне общего течения мировой жизни, что он исключен из стройной системы миросоздания, из закономерной цепи причин и следствий и находится в условиях случайности и бессмысленности, что однократная жизнь его на Земле есть простая случайность, а неизбежная смерть – ужасная бессмысленность.

Если допустить на один момент, что смены человеческой жизни нет, ибо смена жизни в других царствах природы очевидна и человеком признается, что человек является исключением из общего течения космической жизни, то каким образом в одно и то же время он может быть венцом творения и царем природы, каким, не без основания, он себя признает, и исключением из общей жизни природы, живя своей особой жизнью, независимой от общего течения космической жизни?

«Независимость существования человека является невозможностью. Сущность Космического Магнита настолько связывает космические явления между собою, что невозможно представить себе независимое существование. Только Космический Магнит может одно существование включить в цепь для проявления.

Так сложно сочетание всех элементов, что недоступно человеку усмотреть все проявления жизни. Вселенная в огне, и бушует Огонь Пространственный. Легко проследить, как одно кольцо влечет за собою другое, как один нарост утверждает другой, как одна жизнь предсказывает другую. Но не легко человеку принять истину о его зависимости. Ведь ту цепь существований не прервать, не выделить себя, не приостановить течение. Как один поток Вселенная!

Свобода, которая так манит человека, есть иллюзия. В Беспредельности есть свобода выбора, и в этом вся красота. Свобода выбора утверждает человека. И назначает человек сам себе мир следствий. Так творится жизнь зависимости. Нескончаемы существования и связаны явлениями строительства» (Беспредельность, ч. I, § 193).

«Мы, ваши Братья, знаем ту страницу жизни, где записано единство Космоса. Мы утверждаем, что не разобщением создается явленная эволюция, но беспредельным устремлением гармонии. Чем прекраснее, тем выше; чем мощнее, тем выше. Почему уявлять борьбу духа и материи, когда исходят из одного источника? Почему не напрячь силы и чуять в себе ту психожизнь Космоса?

Мы зовем к Первоисточнику зарождения. Мы веками прилагаем Наше устремление дать человечеству радость Бытия, но участники Космоса являют недогадливость и мечтают иметь спокойствие и завершение одною оболочкою. Нужно понять, что ткань пряжи состоит из многих нитей и явление пряжи повторено множество раз. Ткань космическая состоит из всех проявлений психической энергии и украшена Материей Люцидою. Путь украшен устремлением к Беспредельности» (Беспредельность, ч. I, § 71).

Если представить себе эволюцию как совокупность законов, действием которых развивается и совершенствуется жизнь, то закон перевоплощения будет правой рукой, а закон причин и следствий, то есть закон кармы, левой рукой одной и той же Силы, которая движет жизнью Космоса.

Так как всякая жизнь состоит из жизни формы и жизни обитающего в форме духа, то закон перевоплощения имеет двоякую цель: развить несовершенную форму в более совершенную и развить и раскрыть сознание обитающего в форме духа соответственно развитию формы.

Начиная с человеческого состояния развитие формы происходит быстрее, нежели развитие сознания. Развитие сознания отстает в сравнении с развитием формы, потому что в человеке должен развиться самостоятельный центр сознания, должна развиться индивидуальность, или то, что называется душой, тогда как низшие царства природы самостоятельным сознанием не обладают и каждый вид имеет общую созвучную душу.

Благодаря тому, что развитие человеческой формы происходит быстрее, нежели развитие сознания, мы видим, что современный дикарь обладает таким же совершенным физическим телом, как современный культурный человек, в иных же случаях даже более совершенным, но как первому, чтобы достигнуть культурного состояния, так и второму, чтобы достигнуть высшего сверхчеловеческого состояния, предстоит еще много раз возвращаться на Землю, чтобы выполнить то назначение, для которого человек существует.

Потому человеческая душа проходит поочередно через все эпохи и расы, через все культуры, через все общественные положения, чтобы своим собственным усилием, своим собственным творчеством развить до полноты все те высшие божественные свойства, которые заложены в нем как возможности.

Развитие же этих возможностей происходит из взаимодействия основных условий эволюции: с одной стороны, толчков или воздействия всех сил природы извне, с другой – ответных вибраций человеческого организма изнутри. Подобным образом создались у первобытного человека органы для восприятия жизни извне. Усилие же человеческого духа полнее познать жизнь вне себя усовершенствовало эти проводники чувств, которые стали способными более совершенно передавать сознанию человека разнообразные явления внешней жизни.

Как создались физические органы чувств человека, так же развивалась у него духовная организация. Только в первом случае на него действовали стихийные силы природы, во втором – вся совокупность психических и духовных вибраций, которые, действуя на его сознание, требуют ответов внутри человеческого организма – в невидимой лаборатории духа, вызывая в нем стремление стать в общение с высшим сознанием.

Таким образом, сущность закона перевоплощения заключается в том, что человек бесконечным рядом последовательных жизней на физическом плане Бытия приобретает все более и более полный жизненный опыт, который в промежутках между воплощениями, то есть во время нахождения в развоплощенном состоянии на высшем ментальном плане – в Дэвачане, по индусской терминологии, или в Раю, по христианской, – претворяется в способности и в характер человека.

С этими способностями и тем характером, который создался в предыдущих жизнях, человек является в новую жизнь, причем всякая новая жизнь, продолжая предыдущую, начинается с той ступени развития, на которой человек остановился в предыдущей жизни.

Всякая жизнь есть определенный урок, определенное задание, которое нужно выполнить. Если человек был успешен в разрешении поставленной ему задачи, он движется в своей эволюции быстрее; если он менее успешен, он много раз возвращается в те же условия, в ту же обстановку, в которых он не добился успеха.

«Можно рассматривать ряд воплощений как ряд отдельных жизней, но лучше смотреть на смену воплощений как на одну жизнь. Правда – жизнь одна, и с момента овладения человеческим сознанием жизнь не прекращается со всеми последствиями, и окружающие космические токи вызывают единообразные ощущения в разных фазах жизни. Это одно из самых связующих жизни обстоятельств, доказывающее одно природное начало. Промежутки воплощений можно называть сном или днем, это зависит от точки зрения. В прошлом может быть это сон, в будущем может быть день. Это зависит от успеха эволюции» (Агни-Йога, § 450).

Трудно себе представить тот бесконечный ряд жизней, которые каждый из нас прожил для того, чтобы достигнуть своего теперешнего развития, и сколько раз еще придется явиться на Землю каждому из нас для того, чтобы, не отставая от эволюции всей жизни, быть достойным своего названия венца творения.

«…На каждой планете, включая нашу Землю, человек должен совершить семь малых кругов в семи расах (по одному в каждой) и семижды семи ответвлениях. «…» Тем не менее, чтоб направить вас на правильный путь, скажу: одна жизнь в каждой из семи коренных рас, семь жизней в каждой из 49 подрас – или 7х7х7= 343 и прибавьте еще 7. И, кроме того, ряд жизней в ответвлениях и веточках рас, что дает в сумме 777 воплощений человека на каждой остановке или планете. Принцип ускорения и замедления действует таким образом, чтоб исключить все низшие роды и оставить лишь один высший род для совершения последнего малого круга. Не стоит спорить из-за нескольких миллионов лет, которые человек проводит на одной планете. Возьмем лишь один миллион лет – о котором догадывалась, а теперь приняла ваша наука – как полный срок пребывания человека на нашей Земле в этом большом Круге. Допуская в среднем столетие как продолжительность каждой жизни, получаем, что тогда как он провел за время всех своих жизней на нашей планете (в этом большом Круге) лишь 77 700 лет, в субъективных сферах он пробыл 922 300 лет. Не слишком вдохновляюще для чересчур увлеченных современных реинкарнистов, которые помнят несколько своих предыдущих существований!

Если вы предадитесь каким-либо вычислениям, не забудьте, что мы вычисляли здесь лишь полные средние сознательные и ответственные жизни. Ничего не было сказано о неудачах Природы в виде недоносков, врожденных идиотов, смерти детей в их первом семилетнем цикле, ни об исключениях, о которых я не могу говорить. Также вы не должны забывать, что средняя продолжительность человеческой жизни значительно меняется в зависимости от большого Круга. Хотя я должен придержать сведения по многим вопросам, тем не менее, если бы вы решили любую из этих проблем самостоятельно, моим долгом было бы сообщить вам об этом. Пытайтесь решить проблему 777 воплощений!» (Чаша Востока, письмо XVII).

Цель многообразного опыта многочисленных жизней человека – раскрытие разнообразных сторон нашего сознания, полное выявление скрытых в нас в потенциальном состоянии силы, красоты и величия, которыми Единая Жизнь наделила каждого из нас, с присущей ей щедростью, как свое лучшее проявление.

Человек не есть законченное существо, но подлежит всем переменам, связанным с законами эволюции. В настоящем он не тот, что был в прошлом, и в будущем он будет не тот, что есть теперь. Его прошлое, так же как его будущее, уходят в Беспредельность.

Перемены, связанные с законами эволюции, для человека неизбежны, но сделать для себя эти перемены благодетельными и полезными или губительными и вредными зависит от самого человека. Человек является сам творцом своей судьбы. Если «…даже воплощается дух по желанию» (Агни-Йога, § 259), то желания человека и наличие свободной его воли имеют решающее значение в создании человеком своей судьбы.

«Человек определяет свое назначение в Космосе. Сказать, что назначение проявляется только течением эволюции, значит сделать из человека мяч судьбы. Судьба, или Космос, или Беспредельность – можно определить как хотите, но утверждать, что человека несет течение эволюции без участия его волн, значит разобщить его с Космосом» (Беспредельность, ч. I, § 86).

перейти к  СОДЕРЖАНИЮ

***

Клизовский Александр Иванович

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий