6 мая мы отмечаем праздник святого воина Георгия – Победоносца. Почему он особо почитаем на Руси? Дело в том, что символизм его образа, его деяний оказался глубоко собирательным и отражает собой многие священные явления для нашего народа, а также объединил в себе наиболее важные понятия и тенденции (самоотверженности, героизма, патриотизма, борьбы с силами зла и другие, в том числе особого фокуса Иерархии Светлых Сил), необходимые для вхождения в заповеданное нам Будущее, для строительства Святой Руси. Рассмотрим эти символы и проведём некоторые параллели.
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности – Белит) у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклитиана. Диоклитиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал своё имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклитиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжёлый камень. Но св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашёную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик всё терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Это ставит Георгия в один ряд с другими христианскими мучениками из военного сословия (Дмитрий Солунский, Фёдор Стратилат, Фёдор Тирон, Маврикий и др.), которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматриваться как небесные покровители «христолюбивого воинства» и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле брани, а перед лицом палача).
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности – называют ещё Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвящённом ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьём змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьём поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе ещё называют «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий – покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом – «древним змием». Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
У русских князей начиная с равноапостольного князя Владимира существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов Хранителей. Князь Ярослав Мудрый (1019–1054), во Святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела Хранителя – великомученика Георгия. Этот Храм находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства.
Черты блестящего аристократа сделали Георгия образцом сословной чести: в Византии – для военной знати, в славянских землях – для князей, в Западной Европе – для рыцарей.
Иные мотивы акцентируются народным почитанием Георгия, вышедшим за пределы христианского круга (византийская легенда повествует о грозном чуде, научившем арабских завоевателей с почтением относиться к Георгию). Георгий выступает как олицетворение животворящей весны («Зелени Юрай» хорватской обрядности), в связи с чем мусульманские легенды особо подчёркивают его троекратное умирание и оживание во время пыток.
Мотив жизни в смерти, символизирующий христианскую мистику мученичества, но апеллирующий и к мифологической образности крестьянских поверий, не чужд и византийской иконографии, изображавшей Георгия стоящим на молитве с собственной отрубленной головой в руках (как на иконе, хранящейся в Историческом музее в Москве); этот же мотив стал причиной смешения в мусульманских странах Георгия (Джирджиса) с Хадиром (значение этого имени – «зелёный» – сопоставимо с фольклорным эпитетом Георгий) и Илйасом.
Весенний праздник Георгия – 23 апреля отмечался в восточноевропейском и ближневосточном ареалах как сезонный рубеж скотоводческого календаря: в этот день впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого весеннего ягнёнка, пели особые песни (костромская песня: «Мы вокруг поля ходили, Егорья окликали… Егорий ты наш храбрый…, ты спаси нашу скотину в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым месяцем, под красным солнышком, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого»); ритуальный выгон коней султана на пастбище назначался на этот день дворцовым укладом османской Турции.
По-видимому, славянские народы перенесли на Георгия некоторые черты весенних божеств плодородия вроде Ярилы и Яровита, с чем, возможно, связаны народные варианты его имени типа Юрий, Юры, Юр (украинский), Еры (белорусский). Русский крестьянин называл Георгия «загонщиком скота» и даже «скотным богом»; впрочем как покровитель скотовода Георгий выступает уже в византийской легенде о чудесном умножении скота Феописта.
Эта линия почитания Георгия перекрещивалась с воинской, княжески -рыцарской линией на мотиве особой связи Георгия с конями (в подвиге драконоборчества он обычно изображается как всадник). Охраняя скотину и людей от волков, Георгий оказывается в славянских поверьях повелителем волков, которые иногда именуются его «псами». Он отвращает от человека и домашних животных также змей, что связано с его ролью змееборца (драконоборца): легенда приписала ему умерщвление хтонического чудовища, этот популярнейший подвиг богов – демиургов (например, Мардука, Ра, Аполлона, Индры) и героев (например, Гильгамеша, Беллерофонта, Персея, Ясона, Сигурда и др.).
Повествуется, что возле некоего языческого города (локализуемого иногда в Ливане, иногда в Ливии или в других местах) было болото, в котором поселился змей-людоед; как всегда в таких случаях, ему выдавали на съедение юношей и девиц, пока черёд или жребий не дошёл до дочери правителя города (мотив Андромеды). Когда она в слезах ожидает гибели, Георгий, проезжающий мимо и направляющийся к воде, чтобы напоить коня, узнаёт, что происходит, и ждёт змея. Самый поединок переосмыслен: по молитве Георгия обессилевший и укрощённый змей (дракон) сам падает к ногам святого, и девица ведёт его в город на поводке, «как послушнейшего пса». Увидев это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь Георгия и принять крещение; Георгий сражает змея мечом и возвращает дочь отцу.
Этот рассказ, в котором Георгий выступает одновременно как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обречённой невинности, известен уже в низовой, полуофициальной византийской агиографии. Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времён крестовых походов в Западной Европе, где он воспринимался как сакральное увенчание и оправдание всего комплекса куртуазной культуры. Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Георгия, разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще (так называемый крест св. Георгия, в Англии с 14 в.; Георгий считается св. патроном Англии).
«Приключение» битвы со змеем, бесстрашно принятое на себя ради защиты дамы, вносило в религиозно – назидательную литературу и живопись дух рыцарского романа; эта специфическая окраска легенды о Георгии приобрела особое значение на исходе западного средневековья, когда приходящий в упадок институт рыцарства делается предметом нарочитого культивирования (созданный именно с этой целью ок. 1348 англ. Орден Подвязки был поставлен под особое покровительство Георгия).
Тема драконоборчества вытесняет все другие мотивы иконографии Георгия, ложится в основу многочисленных произведений искусства. Интересное исключение представляют русские духовные стихи о «Егории Храбром», игнорирующие эту тему. В них Георгий оказывается сыном царицы Софии Премудрой, царствующей «во граде Иерусалиме», «на Святой Руси», его облик наделён сказочными чертами («Голова у Егория вся жемчужная, по всем Егорие часты звёзды»); от «царища Демьянища», то есть Диоклетиана, он терпит за веру заточение в подземной темнице в продолжение 30 лет (как это заточение «во глубок погреб», так и 30-летнее сидение богатыря – постоянные мотивы былин), затем чудесно выходит на свет и идёт по русской земле для утверждения на ней христианства. Трёх своих сестёр, коснеющих в язычестве, он видит заросшими коростой и волосами дикими пастушками волчьей стаи; от воды крещения короста с них спадает, а волки, как и змеи, отходят под упорядочивающую власть Георгия. Всё кончается богатырским поединком Георгия с «царищем Демьянищем» и искоренением на Руси «басурманства».
С 14 века изображение всадника на коне становится эмблемой Москвы (затем входит в герб г. Москвы).
Щит с изображением всадника с копьём стал составной частью российского герба в XVI веке, в царствование Ивана Грозного.
Особым уважением святой Георгий традиционно пользовался у воинов, считался их помощником и защитником. С древних времен в народе ходило множество рассказов о видениях святого на войне, где он являлся христианам и помогал им в бою. Поэтому по всему миру воины стали обращаться к Георгию как к своему заступнику и просить его о помощи.
Русское же воинство считало святого Георгия своим небесным покровителем и потому почитало его особо. Начиная с 16 века, за особую храбрость воинов жаловали серебряной монетой с изображением Победоносца, её полагалось носить на шапке.
26 ноября 1769 года Екатерина Вторая учредила орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Орден вручался особо отличившимся офицерам «за службу и храбрость». Среди награждённых орденом 1-й степени славные русские полководцы: А.В. Суворов — за разгром турецкой армии, М.И. Голенищев-Кутузов — за победу над армией Наполеона, М.Б. Барклай де Толли — за окончательное сокрушение наполеоновской армии и взятие Парижа, адмирал П.С. Нахимов. Орден был предназначен для офицерских чинов, а для нижних в 1807 году учредили Георгиевский крест – знак отличия для солдат и унтер-офицеров «за неустрашимую храбрость». Обычно солдаты награждались по представлению командиров, но также практиковалась выдача крестов отличившемуся в бою подразделению, с тем чтобы потом распределить награды с учётом мнения самих солдат. Этот порядок назывался «приговор роты», и получить крест таким образом считалось особенно почётным.
Гумилев Николай
Идущие с песней в бой,
Без страха — в свинцовый дождь.
Вас Георгий ведёт святой —
Крылатый и мудрый вождь.
Пылающий меч разит
Средь ужаса и огня.
И звонок топот копыт
Его снегового коня…
Он тоже песню поёт —
В ней слава и торжество.
И те, кто в битве падёт,
Услышат песню его.
Услышат в последний час
Громовый голос побед.
Зрачками тускнеющих глаз
Блеснёт немеркнущий свет!
С герба России образ Святого Георгия исчез весной 1917 года, после Февральской революции. В ноябре 1993 года на гербе нашей страны снова появилось изображение Георгия Победоносца: на груди двуглавого орла помещён щит со всадником, поражающим дракона копьём.
В древнерусском искусстве известен ещё один образ воина, победившего змия: это Архистратиг Михаил, Водитель всего Небесного Воинства, «обещанный всеми пророками Спаситель Мира и Избавитель человечества от сетей и козней дьявола. Владыка, побеждающий Дракона, Змия древнего», как пишет Е.И. Рерих. «Более того, в древнейших еврейских Писаниях Архистратиг Михаил назван Богоподобным, Отображением Бога и даже Богом, а Сатана — противником, тенью Его. Отсюда и изображение Михаила Архистратига, поражающего дракона».
Восточная традиция также имеет разнообразные образы воинов, ярко проявляющие себя и в буддийской, и в даосской, и в индуистской традициях. Агни Йога наследует и развивает почитание воинского духа, присущее всем перечисленным традициям. Понятие воина, воина духа, воина света встречается на страницах Учения довольно часто. Подход огненной йоги к понятию воина ориентирован, прежде всего, на духовную сторону понятия битвы. В широком смысле слова огненный воин духа – это тот, кто отстаивает и защищает принципы Учения в жизни, в данном случае принцип единения. Огненное
воинство собиралось на битву за единство сил света и потому обязано быть единым.
В картине «Свет побеждает тьму» Н.К. Рерих отразил один из великих космических законов — борьбы и победы сил Света над силами зла. В своих статьях и письмах Николай Константинович не устаёт повторять священную формулу: «Свет побеждает тьму. Эта истина остаётся непреложной. Вооружитесь всем оружием Света в обеих руках. Свет побеждает тьму».
Е.И. Рерих в своих письмах отмечала: «Такое напряжённое время, такое насыщенное время! Все энергии устремляются к созиданию космическому. Также и силы тьмы напрягаются, но Свет побеждает тьму. Так приближается великое время». «Борьба Светлых и тёмных Сил ужасна! Но Свет побеждает тьму. В этой радостной вере мы продолжаем бороться и ждём суждённого часа великой Победы».
О великой битве и неотвратимой победе говорится и в «Гранях Агни Йоги» — Записях Б.Н. Абрамова: «Суждена победа Света, но люди должны принять в ней участие, встав на стороне сил созидания, сил Света».
«При построении будущего нельзя забыть тёмные руки, пытающиеся разрушить каждое светлое начинание. Где Свет, там и тьма — его антипод, потому так и сложно строительство в мире земном. Лишь область абсолютного Света, Света без тени, тьму исключает совсем. Свет побеждает тьму. Эту формулу надо запомнить, как к Свету ведущий магнит. На Нашем щите начертано слово ”победа”».
«Скажут: ”Вот вы говорите о победе Света, а на Земле, яро противодействуя эволюции, проявляется воинствующая тьма”. Ответим: тьма конечна, и в этом залог её поражения. Небо прейдёт и Земля, но не сферы бесконечного Света над ними. Эти сферы примут в себя всех и всё, кто и что, в процессе эволюции жизни, в состоянии будут подняться до них. Космический сор подлежит уничтожению и переработке. Тьма и служители её — явление временное и местное — на высших планетах тьмы нет. Есть высшие и низшие ступени эволюции, но нет тёмных сил, как на Земле. В этом второе ограничение тьмы. И третье: тьма сама разрушает и пожирает себя. Но явления Света суждены бесконечному росту. Конечна тьма, бесконечен Свет».
Был явлен России Георгий Победоносец и в судьбоносном для всего человечества 20 веке, когда борьба сил Света и тьмы достигла своего апогея на плотном плане, и судьбы целых народов решались на полях сражений нашей Родины. Речь идёт, конечно, о Георгии Константиновиче Жукове.
На иконе Георгий Победоносец топчет дракона копытами белого коня. Жуков не проиграл ни одного сражения на войне, но был неизменно в видимом «проигрыше» в мирное время. На самом деле он не знал поражения никогда. Забытый, униженный, отодвинутый в тень властителями века сего, он никогда не менял своего белого коня (на котором мы его запомнимна Параде Победы), оставаясь лучше, чище, нравственнее других. Белый конь жизни — вот главный символ ПОБЕДЫ каждого из нас на своём фронте сражения с тьмой внешней и внутренней.
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
Когда Россия изнывает в муках,
Свой лик земной являет людям Он,
Под именем последним “Маршал Жуков”,
Как молния, прорезав небосклон.
И снова дух, он дышит нынче в каждом,
Кто не торгует честью и страной,
Чьё сердце высоту духовной жажды
Не растворяет в низости земной.
Ах, Родина! Среди бесовских оргий
Так много чистых, но поникших душ!
Напомни им о мужестве, Георгий,
Прибавь им сил и веры, светлый муж.
Сегодня враг укрылся в сердце нашем,
Его ввергая в смуту и в печаль.
Яви душе, яви, Великий Маршал,
Твоей непобедимости печать!
(Ю.М. Ключников)
В завершении хочется сказать о георгиевской ленте, цвета которой символизируют самого Святого Георгия и обозначают его мученическую смерть – три чёрных полосы, и чудесное воскрешение – две оранжевые полосы. Сейчас она стала символом возрождения не только героических и патриотических традиций, символом памяти подвига павших в сражениях за свободу своей отчизны. Но и символом возрождения свободы русского духа в целом, символом борьбы с несправедливостью и насилием, невежеством и человеконенавистничеством. И пусть этот день пройдёт для каждого из нас под знаком победы нашего внутреннего света над всеми тёмными нашими порождениями.
Тени ночные сгустились во мраке,
Холодом липким страданье бежит,
Слышно, как яростно лают собаки,
Листьями осени тело дрожит.
Страх пауком крестовым заползает
В щели, отверстия нежной души,
Маски причудливых форм принимает,
Но не пугайся, молитву верши.
Воин Георгий копьё подымает,
Змея лихого бесстрашно разит,
Чудищу злому главу отсекает.
Тих и бессилен поверженный вид.
Страхи ушли, растворились печали
И настроенья унылого нет.
И отворились прекрасные дали,
Где торжествует Божественный свет.
Комментариев пока нет... Будьте первым!