Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » 2 августа – Ильин День. Алексей Селищев

1 778 просмотров

2643-50

Как уже было отмечено, наряду с праздником урожая 2 августа отмечают день Ильи (20 июля по старому стилю). Ильин день является не только праздником верующих, но и переходом от лета к осени, когда уменьшается световой день, ночи становятся холодными, меняется поведение животных и насекомых.

Илья — один из наиболее почитаемых пророков и ревнителей веры — грозный и щедрый. Пророк наставляет заблудших, покровительствует верным Господу. В подчинении святого — дожди, громы и молнии, от него зависит урожай и земное плодородие. Дата праздника неизменна из года в год, хотя в разных ответвлениях христианства она может варьироваться: например, у католиков день пророка Илии отмечается 16 февраля, а армянская церковь празднует Илью в первое воскресенье после Троицы (Пятидесятницы). В исламе пророку Илье (Ильясу) также отведено почётное место, он считается праведником и посланником, вознесённым после смерти на небеса.

В 9 веке до н.э., за 900 лет до рождения Христа, в иудейском городе Фесвия (Фисвы) родился ребенок, которому суждено было стать пророком Ильей (Элийяху, Элийя). По легенде в момент его рождения отцу будущего пророка был сон, в котором ангелы оборачивали малыша в огненные пелёнки и кормили огнём. Сон оказался вещим. Илья подрос и удалился в пустыню, где ревностно молился и соблюдал строжайший пост.

О жизни Ильи известно, что жил в IX в. до Рождества Христова. Пророк был примером целомудренной жизни, всеми силами противостоял идолопоклонничеству и нечестивым действиям. Святому приходилось многократно совершать чудеса, чтобы вразумить израильского царя Ахава, который избрал путь служения богу Ваалу. Илья пророчествовал, низводил огонь с небес, «заключал» небо, молитвами призывал дождь, воскресил мертвого отрока, разделил реку Иордан.

Ветхозаветный образ Илии характеризуется легендарными, мифопоэтическими чертами. Илия представляется ангелом в образе человека, который не имеет ни предков, ни потомства; “птицей небесной”, облетающей мир и появляющейся там, где требуется божественное вмешательство; чудесным исцелителем, советником в брачных спорах, примирителем детей и родителей – за этими самыми благами и имеет смысл к нему обращаться, в особенности в его собственный праздник – 2 августа. По преданию, к концу своего земного пути пророка забрали живым на небо, куда он умчался на огненной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями, оставив после себя своего духовного ученика Елисея. Считается, что на небе Илья ждёт второго пришествия Христа, чтобы снова возвратиться на землю.

Культ пророка Илии, придя из Византии, где он был широко распространен, на Руси соединился с дохристианскими славянскими верованиями и приобрел ярко выраженный народный характер. Так, святому Илии приписывалась власть над грозой, громом, молнией, дождем, ветром, таким образом, он ассоциировался со своим предшественником – языческим Перуном – громовержцем.

Отмечался не только сам Ильин день, но и придавалось большое значение его канунам: “Баскому Четвергу” – четвергу на “Ильинской неделе”, в который выпекали специальное обрядовое печенье – “колоб” и Ильинской пятнице.

Почитать пророка Илью начали в Византии в 9-10 веках н.э., по случаю Ильина дня византийские императоры устраивали празднества и театрализованные представления. Не удивительно, что после принятия Киевской Русью христианства этот святой стал не менее чтимым и уважаемым и у славян.

Пророк Илия очень органично вписался в новую государственную религию, фактически заменив собой грозного громовержца и стража небес Перуна и переняв его характеристики и «полномочия». Первый православный храм на Руси был построен в Киеве именно в честь Ильи Пророка ещё до официального Крещения Руси (современная Свято-Ильинская церковь), что, несомненно, свидетельствует о его огромном почитании в народе. История предполагает, что и само Крещение Руси происходило около этой церкви, которая находится на берегу Днепра и некогда существовавшей речки Почайны.

Ильин день славится своими магическими обрядами, приметами и заговорами. Народ верил в то, что Илья управлял плодородием земли и без его воли не будет собран хороший урожай, поэтому об Илье говорили: “Пророк Илья – воевода небесных сил” (пермск.); “Илья грозы держит и наводит”, а услышав гром, отмечали: “Илья великий гудит” (нижегородск.); “Илья – пророк по небу на колеснице ездит”; “Илья едет на колеснице, запряженной быком и львом” (сибирск.); “Илья – пророк – громобой”. В народе верили, что гром образуется от стука по небесной дороге колесницы Ильи – пророка, а день его памяти называли “громовым” праздником. Следили: “Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню”; “Гром беспрерывен – будет град”; “Гром гремит громко и не резко – к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно – будет ясно” и т.д. На Илью часто бывают так называемые “воробьиные ночи” с раскатами грома, молнией, озаряющей небо, с испуганными птицами, которые мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такие ночи ревет скот, и мучается бессонницей человек.

2643-48

Чтобы отвести опасность от своего дома, полей, скота крестьяне вечером накануне Ильина дня окуривали весь дом ладаном, а также закрывали полотном или выносили из дома все светлые и блестящие предметы – самовары, зеркала и др., так как, по народным представлениям, Илья – пророк считал роскошью иметь такие предметы в крестьянском быту, мог послать молнию и спалить дом (вологодск.).

В некоторых местах Илью задабривали приношениями. О том, какие дары более угодны Илье, известна легенда, рассказывающая о двух спорящих об этом соседей, решивших возникшее разногласие тем, что и “от овцы свято и от пчелы свято” (орловск., вятск.).

Кроме того, чтобы умилостивить грозного пророка в Ильин день не разрешалось работать в поле (“На Ильин день в поле не работают”; “Кто робит в Илью, того гром убьет”) и огороде. Считали, что если в этот праздник поработать в огороде или даже просто зайти туда, то огурцы сгниют на корню и опадут, а капуста сделается мягкой. Нельзя было и косить сено: “Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниет, а сметанное сено по полю все ветром разнесет” (пермск.); “На Ильин день стогов не мечут – спалит грозой”; “На Илью грех возить сено – Илья сожжет его”.

Предания и поверья приписывают Илье – пророку происхождение не замерзающих зимой родников и ручьев (так называемых “гремячих” или святых), произошедших от удара огненных (“громовых”) стрел пророка о камень. Над такими святыми источниками ставились кресты и часовни с иконами св. Ильи и Божьей Матери, к ним совершались крестные ходы, а вода в них считалась целебной.

Все народные сказания свидетельствуют о том, что пророк Илья является исполнителем Божьего закона и проявлением гнева Божьего, причём особенно достаётся от Ильи демонам и представителям нечистой, потусторонней силы, которых он поражает своими стрелами – молниями.

Скрываясь от Ильи, черти вселяются в ползучих гадов и зверей, как в диких, так и, к сожалению, в домашних. Именно поэтому домашние любимцы 2 августа не впускаются в дом и не выпускаются из него, дабы не дать возможности нечистой силе спрятаться в них и в их личине пробраться в жилое помещение. Если случилось, что в обличьи любимой кошки в жилище проникла нечисть, то возрастает риск того, что Илья попадёт в дом молнией, дабы её поразить. Мало того, в день Ильи даже рыбаки пристально осматривают улов и выбрасывают любую рыбу с красноватыми глазами. А вдруг в неё вселились коварные черти?

2 августа, согласно народным приметам, происходит поворот лета к зиме («На Илью зима с летом борется»). В этот день молитвенно просили у Ильи дождя или солнечной погоды, в зависимости, что было нужнее. Если случалась гроза, то дождевую воду собирали и хранили, считая, что она обладает целебной силой и оберегает от дурного глаза («Кто попал в этот день под дождь, то запасся здоровьем на весь год»).

Во время грозы или простого дождя тоже нужно было соблюдать определённые правила. Нельзя было находиться в воде, стоять под деревом, издавать громкие звуки, бегать или шумно веселиться. Особенно недопустимым считалось стоять под сосной, у которой две верхушки. Во время грозы следовало плотно закрыть двери и занавесить окна, перед иконами зажечь лампадку, крещенскую или четверговую свечу; креститься самому и крестить место вокруг себя со словами: “Свят, свят господь бог Саваоф” или “Илья – пророк, избавь от грома трясучего, от стрелы летучей”, при этом необходимо быть с непокрытой головой.

В канун Ильина дня люди стремились заблаговременно провести охранительный обряд, потому они вечером окуривали ладаном жильё, огороды, скот и обязательно поля, чтобы «застраховать» их от попадания молнии.

2643-47

День Ильи разделял два сезона («На Илью до обеда – лето, после обеда – осень»), следовательно, крестьяне в обязательном порядке к этой дате завершали покос сена и приступали к жатве.

Исключение делалось только для работ на пасеке, поскольку пчёлы считались Божьими тружениками, а из их продукта – воска производились церковные свечки. Считалось, что нечисть боится пчёл и ни за что не полезет прятаться в улей.

В старину в некоторых местах отмечали братчину именно на Ильин день. Центральным блюдом стола был барашек или бычок, которого символически приносили в жертву Илье, а в качестве основного напитка обычно подавалось пиво. Деревенские женщины также выпекали обрядовое печенье (хлебцы) из новой муки. А после пира начинались весёлые гулянья: хороводы, игры и песни.

Особенностью дня Ильи был категорический запрет на купание. Причин и объяснений этому запрету множество. Народная версия говорит о нечисти, которая прячется от Ильи в воде, оскверняя её, и вполне способна утянуть купальщиков и купальщиц на дно. Если же вам повезло, и никакая русалка или водяной не утянули вас в пучину, то вы рискуете серьёзно заболеть или покрыться фурункулами и нарывами.

Более же рациональное объяснение, скорее, связано с тем, что лето заканчивается, и наступают холода («До Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекою прощается»). Из других трактовок можно упомянуть легенду о подкове, оброненной в воду лошадью, везущей колесницу Ильи; собственно, эта подкова якобы и резко остудила все водоёмы.

Имя самого Ильи – пророка проникло в “целительные” поверья и заговоры. К нему обращались за исцелением от разных болезней: икоты, порчи, уроков, осуда, притки, прикоса, призору очес, сглазу, падучей, сибирской язвы, при этом произносили заговор: ” …на том Окияне море стоит Божий остров, на том острове лежит бел горючь камень Алатр, а на камени святый пророк Илия с небесными ангелами. Молюся тебе, святый пророче Божий Илия, пошли тридцать ангелов в златокованном платье, с луки и стрелы, да отбивают и отстреливают от (имя рек) уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, и ветроносное язво, туда, куда крылатая птица отлетает…” (Великорусские заклинания. 1994. С. 81).

Чудодейственную силу при лечении болезней имели свечи, вытопленные из змеи, убитой в день Ильи – пророка; а от зубной боли помогала кора, снятая со старого дуба, считавшегося деревом громовержцев (в частности, Перуна), из-под которых вытекали бы ключи, вымоченная в этих ключах и привешенная к ладанкам (тульск.).

Кроме того, помогал Илья от укуса змеи, был защитником в бою, его имя упоминалось в заговоре от опасности в сражениях и в молитве-заговоре “от огненного бою и от сабель, и от копий, и от всякого ратного оружия на войну идучи, и от всякого немеренного меча”: “Именем святого пророка Ильи от порчи и от стрел, и пулкя, и дробь, и ядро стой, не ходи ко мне” (Иваницкий Н.А.); в заговоре от колдуньи, напустившей на человека порчу: “Еще покорюсь я, раб Божий (имя рек), Илие пророку: свет ты, Илья пророк, огненна карета и огненна колесница, туго ты тянешь, метко стреляешь, врага и супостата убиваешь и огнем опаляешь, чтобы меня, раба Божия (имя рек), не испорчивать, не исколдовывать ни колдунье, ни злому и лихому человеку, ни злой крови и думе злой, помышлению, встречному и постижному, и на питие и на еже в пиру, в беседе, во всякой смертной потехе” (пермск.- Агапкина Т.А.). Недаром, чтобы не пострадать от Ильи – пророка “пережинщицы” – колдуньи, совершившие заломы во время цветения ржи или другого хлеба с целью, чтобы созревшее зерно было перенесено в житницу последних – купались в Ильин день между заутреней и обедней, желая очиститься от совершенного греха.

Почти повсеместно по всей России наиболее значимым обрядом Ильина дня были коллективные трапезы с закланием барана или быка (ранее – оленя), известные под названием “мольбы”, “жертвы”, “мирские складчины”, “братчины”, “быкобои”. Обряд жертвоприношения имел под собою языческую основу и нёс вполне определённое магическое значение – обеспечить урожай, плодовитость скота, благополучие в семье.

2643-46

Именно Илья, к слову, считается нынче покровителем воинов, вернее десантников и авиаторов. Эту функцию раньше выполнял Перун. А позже уже к святому обращались перед боем в охранительных молитвах и заговорах. Ещё в давние времена на Ильин день прославляли доблесть воинов. А в наше время 2 августа, в день сурового и грозного Ильи-пророка, наказывающего своих врагов, отмечают День воздушно – десантных войск. Это совпадение интересно и, возможно, неслучайно. Дата праздника была выбрана в честь первого парашютного десанта, который в 1930 году в этот день был десантирован на войсковом учении. Поэтому 2 августа является Днем рождения ВДВ. Десантники уже более 80 лет отважно защищают Родину под покровительством Ильи и любят отмечать Ильин день, число которого совпадает с датой их профессионального праздника. Как и сам святой, они карают с воздуха своих врагов, высаживаясь с самолетов, являющихся символическими колесницами. Они бороздят небеса, а также открывают огонь, когда стреляют по противнику.

Ильин День считался временем летних гроз и бурь, страх перед последствиями которых (пожары, разрушения, гибель урожая) породил отношение к Ильину Дню как опасному и крайне неблагоприятному (ср. русс. Илья немилостивый, Илья сердитый). Ильин День входил в цикл дней, празднуемых для защиты от грома и пожаров: сравним также сербское поверье о том, что св. Пантелей (отмечаемый 27.VII) приходится Илье-пророку братом, а Огненная Мария (30.VII) — сестрой. В России в Ильин День совершались молебны в поле и в церквях и часовнях, посвященных Илье; запрещались различные виды хозяйственных и домашних работ (косьба, вывоз сена, жатва, а также стирка, колочение белья вальками); несоблюдение этих запретов могло навлечь на село, дом, угодья грозу, сильные ветры, пожары. В России в Ильин День совершались молебны от засухи.

2643-45

У южных (реже и у восточных) славян известны поверья о том, что от грома в Ильин День портятся орехи: они становятся червивыми, пустыми, сгорают изнутри, «их съедает молния». Плоды лесного ореха и сам кустарник расценивались как прибежище демонического или хтонического существа, поражая которое, гром (громовержец) наносит вред и самим плодам.

Ильин День считался календарной границей, когда проявлялись первые признаки осени. Болгары говорили, что в Ильин День Илья надевает первый из своих семи кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень». Верили, что с Ильина Дня перестает греть солнце («До Ильина Дня и под кустом солнце сушит, а после Ильина Дня и на пустоши роса не обсыхает»); начинаются утренние холода и даже заморозки («На Ильин День и камень прозябает», «До Ильи — хоть разденься, а после Ильи в зипун оденься»); сокращается световой день («Петр и Павел час убавил, Илья-пророк два уволок»); опадают листья с деревьев («Придет Петрок — оторвет листок, придет Илья — отщипнет и два»); начинаются дожди и ненастье («До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит»).
С Ильиным Днем связывалось сезонное исчезновение животных (змей, птиц и других), а также начиналось «волчье» время: открывались волчьи норы и волки могли нападать на скот; в некоторых местах в Ильин День начинался сезон охоты на волков и охотники считали, что, затравив в Ильин День волка, они обеспечат себе удачу на будущее.

С Ильина Дня отменялись запреты на пищу нового урожая. В Ильин День пасечники в первый раз подрезали соты и угощали всех медом. К Ильину Дню должно было закончиться роение пчел; после него пасечники отгоняли чужой залетевший к ним рой, считая его ненадежным (ср. рус. «Ильинский рой не в корысть»). У восточных славян с Ильиным Днем связано появление хлеба из муки нового урожая (сравним приметы: укр. «На Илли новий хлиб на столи», бел. «На Илью поуну печь хлеба нальлю»). Хлеб из новой муки приносили для благословения в церковь, оставляли его перед иконой Ильи.
Ильин День был одной из хозяйственных границ года: в Ильин День могли начинать жатву («Илья жниво зачинает») или заканчивать уборку урожая (укр. «Илля на поли копи личить»), а также завершать косьбу: «Илья – пророк — косьбе срок»; после Ильина Дня косили толокой в помощь вдовам, сиротам и одиноким старикам.

2643-44

Поговорки и приметы, связанные с Ильиным днём:

Илья грозы держит.
Грім гримить, то Ілля по небесному мосту в огненній колісниці їде (укр.).
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья наделяша (наделяет хлебом).
Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
Не коси — сено от молний сгорит.
Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник.
Ілля жніво пачынае, а лета канчае (белор.).
Илья надзелив гнильля (белор.).
До Ильина дня сено сметать — пуд мёду в него накласть, после Ильина — пуд навозу.
Илья – пророк — косьбе срок.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
Илья пророк — копны считает.
На Іллі новий хліб на столі (укр.).
Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
Ильинская соломка — деревенская перинка.
Новая новина на Ильин день — спят на Ильинской (новой) соломе.
На Илью до обеда — лето, после обеда осень.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул — вода в реках делается холодной».
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
Илья в воду налья (укр.).
На Илью и купаться нельзя.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
Ильин день без гроз не стоит.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит.
С Перунова дня собирают горох.
От божьего гнева да божьей милости (то есть грозы) не уйдёшь.
Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
На святога Галляша (местное название Ильи) з новых круп каша (белор.).
На Илью начинали пахать паровое поле (белор.).
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню заборанивай пар.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
Илья Пророк три часа приволок.
Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
В Ильин день с утра облачно — сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень — средний сев; а вечером облачно — сев поздний и урожай плохой.
Открываются волчьи норы — весь зверь бродит на свободе.
Богат, как ильинский сот.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
На Илью — первое подрезывание сотов на пчёльнике.
На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
Дождь слепой, — гласили деревенские святцы. — Ему говорят: „Иди, куда тебя просят“. А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут“. А он пошёл, где жнут.
Докучлив, как ильинская муха.
Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).

2 августа также отмечают Угинде (Праздник урожая). Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня в благоприятный для проведения праздников день недели, чаще всего в пятницу. Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника — поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.

Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на новый урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Пёрке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные.

В некоторых селениях богу изобилия Пёрке Юмо делали жертвоприношения в священной роще. Горные марийцы посещали в день праздника церковь — молились и освящали новое зерно, новый хлеб. Сегодня освящают в церкви свежие овощи.

автор Алексей Селищев

Источник:  Община “Крылья Духа”

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий