Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Шаталова » Восприятие учебного текста (или сказка про репку, атом и Куликовскую битву). Виноградов С.Н.

824 просмотров

Не секрет, что сегодня школа теряет былые высоты. Что делать и кто виноват? Легче всего указать на учителя – в нём всё должно быть прекрасно. Но важнее определиться с главными ориентирами в поиске эффективных методик и оценок их результатов, иначе можно экспериментировать, как незадачливый коллега из фильма «Республика ШКИД» – бить чечётку на уроке для улучшения успеваемости.

Наука пока не предложила объективных критериев оценки эффективности как учебников (текстов письменных), так и уроков (текстов устных). Издательская политика в лучшем случае опирается на анализ продаж предшествующих изданий, в худшем – издаются лоббируемые авторы, которые никогда не работали в школе.

Во все времена школе нужна была система, которая позволяет быстрее выращивать кристаллы знаний, придаёт им прочность, облегчает усвоение новой информации, максимально освобождает от зубрёжки текста, помогает поверить в свои силы и идти по жизни с гордо поднятой головой. Я – могу!

Есть ли закономерности в передаче информации и усвоении учебных текстов? Чтобы в этой проблеме быстрее найти главное, примем три очевидных ограничения. Первое: наибольшую ценность представляют целостные, систематизированные знания. Второе: школьные знания представлены в основном текстами или математическими записями (тот же текст, но в других знаках), отражающими реальные явления. Понимая текст, мы можем понять действительные отношения вещей. Третье: в отличие от научных текстов, учебные тексты фиксируют относительно устойчивый уровень знаний, принятый школьной программой.

Раз текст является основным посредником в передаче знаний, то дело за малым – надо найти закономерности усвоения текста, чтобы в соответствии с ними строить учебный процесс. Тогда будет понятно, что делать и кого винить за нарушение естественных законов усвоения информации. Как в физике: если закон Ома для участка цепи не нарушать, утюги и лампочки не перегорят. Не возникнет и потребности в реформировании закона («принятого» природой, а не собранием депутатов).

Виктор Фёдорович Шаталов и Софья Николаевна Лысенкова впервые в мировой практике обучения создали систему, эффективно обеспечивающую работу механизма понимания текста, получив при этом огромный выигрыш во времени и в качестве усвоения учебного материала.

1. Уроки Шаталова и Лысенковой

В.Ф.Шаталова и С.Н.Лысенкову называют педагогами новой эры. Звание «Народный учитель СССР» они получили одним указом в 1990 году. И сегодня мало кому удаётся достигнуть даже близких к ним результатов. Софья Николаевна учит дошкольников и младших школьников, а Виктор Федорович готовит старшеклассников. Ученики С.Н.Лысенковой легко переходили из 2-го класса в 5-й, а питомцы Шаталова всегда заканчивали школьный курс в 9-м классе, и все поступали в вузы, и так – двадцать лет подряд. Методики подробно изложены в книгах знаменитых педагогов [см. библиографию их работ в конце статьи]. Их 60-летняя практика шла параллельно исследованиям учебных текстов, но чаще обгоняла их.

 

2834-7

Диаграмма по курсу астрономии, которую использует В.Ф.Шаталов

Оба учителя по-своему группируют учебную информацию, дают глубокие прогнозы учебного материала, используют наглядные опоры для усвоения, систематически повторяют весь материал и т.д. Софья Николаевна даже называет свою методику «опережающим обучением». Методики Лысенковой и Шаталова имеют отличия, но, по большому счёту, они объяснимы возрастными особенностями детей. Объём одномоментного восприятия малышей меньше, чем у старшеклассников. Для малышей – меньше порции материала, меньше абстрактных картинок, короче сами «урочки», больше повторений, больше игры.

 

2834-8

В.Ф. Шаталов

Система В.Ф.Шаталова родилась не за ночь, но постепенно заработала, вначале на математике, а затем была приспособлена и к другим предметам. Он не искал дополнительных учебных часов, не прибегал к помощи родителей, репрессиям и другим средствам стимуляции. Значит, всё-таки дело в методике, в умелой подаче учебной информации. Логично предположить, что учитель настроился на некий механизм, посредством которого учеником обрабатывается речевая, текстовая информация, и эмпирически определил её оптимальные формы, дозы, последовательность подачи, способы закрепления и активации.

Изучение каждой новой темы начинается у Шаталова рассказом учителя. Педагог создаёт «скелет» предмета. Это логически завершённый, взаимосвязанный и компактный рассказ с постепенной детализацией, возвратами и повторениями, сопровождающийся записью на доске. Текст буквально растёт на глазах. Растёт пропорциональным, единым целым. Выверенный до буквы (чтобы не загромождать память) опорный конспект раздаётся каждому ученику в конце урока. Во время его запись недопустима – продуктивно два дела делать невозможно.

Домашняя работа заключается в воспроизведении конспекта в тетради по образцу (обязательно самостоятельно!) и, если потребуется, – прочтения учебника. Проверка домашнего задания сводится к мгновенному взгляду на схему и не требует бессонных учительских ночей. Далее следует ответ учителя по неясным вопросам, и дети рисуют схему на бумаге. Затем в устной форме, по опорному конспекту каждый успевает изложить урок (у доски или на магнитофон) и получить оценку за то, что этот материал воспроизведён. Так дети не только становятся «демосфенами», но и привыкают осваивать курс без послаблений. Не секрет, что, при традиционном обучении, ответив у доски, ученик может не напрягаться до очередной «угрозы» вызова.

Пропуски в знаниях исключаются. Для тех, кто пропустил урок или отстал, существует множество приёмов, чтобы восполнить пробел. Оценки, заносятся в открытую ведомость и, как правило, бывают только отличными. Ведь педагог объясняет столько, сколько надо, даже после уроков. Оценка «хорошо» ставится карандашом и может быть исправлена на «отлично» в любое время. Оценки ниже четверки остаются пропусками в графе очередного раздела и немым укором отстающему.

2834-9

На уроке

Многократные повторения в разной форме продолжаются круглый год и не вызывают затруднений. Дети знают всё и всегда! Это удивляло учителей, которые присутствовали на уроках Шаталова. «На завтра повторить «Геометрию — 8″», – говорит учитель. Повторение всего материала за 8-й класс посторонним казалось невозможным. Не удивлялись только ученики. Для них это привычная работа. На неё уходит не более 15 минут. И как же легко повторять пройденный материал! Ученики не листают заново весь учебник, а легко пробегают по ядру, зная, что всё остальное всплывёт само собой в памяти. Однажды выученную песню легко повторить. Способность восстанавливаться из отдельных фрагментов – неотъемлемое свойство образа, целого. В этом сила методики, опирающейся на законы понимания.

Имея постоянную обратную связь, в отличие от академического автора, учитель совершенствует не только форму опорных сигналов, но и их содержание. Идёт «обкатка» учебных текстов до оптимальной формы и размеров. Эту работу в народном творчестве делает время. Ведь сказка про репку, прежде чем обрела современный вид, претерпела те же изменения, что и «железная дорога метрополии». Сказка имела массу персонажей, прежде чем бабушки и внуки пришли к оптимальной форме и стилю. Причём в тех случаях, когда педагог считает, что теоретический материал учебника целесообразней рассмотреть на одном занятии, он объединяет значительно разнесённые программой темы, показывает их органическую взаимосвязь, обеспечивая тем самым высокое качество понимания. (А разве не этим занимаются учёные, преодолевая фрагментарность картины мира?)

Конечным продуктом такой всесторонней «обкатки» становится учебник в несколько страниц и опорные конспекты к разделам. Сравнивая со сказкой, в учебнике остаётся лишь то, что дед тащил репку с бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и мышкой (до семи элементов), а рядом изображён опорный сигнал со всеми персонажами. Многократные повторения процесса вытягивания овоща проходят на уроке в устной форме.

Внешне методические приемы для каждого предмета отличаются, как отличается геометрия от истории, но результат неизменен – материал прочно усвоен. Ведь «рождение» новых знаний шло в полном соответствии с законами развития целого. Причём чем меньше класс, тем менее эффективен процесс обучения. Это объяснимо тем, что в большом классе количество повторений возрастает пропорционально количеству учеников, становятся заметнее характерные ошибки. Это тоже важно для понимания.

В методике Шаталова важную роль играют знаменитые «опорные сигналы», позволяющие надежно усваивать большой объём информации, применять особую методику повторения и оценивания знаний, находить оригинальные системы решения задач и эффективно инспектировать учебный процесс.

По существу, опорные сигналы являются моделью текста. Процесс разворачивания изложения на уроках В.Ф.Шаталова предполагает постепенное углубление и конкретизацию материала на основе первоначального краткого охвата проблемы в целом. Причём в тех случаях, когда педагог считает, что теоретический материал учебника целесообразней рассмотреть на одном занятии, он объединяет значительно разнесенные программой темы, показывает их органическую взаимосвязь, обеспечивая тем самым высокое качество понимания.

Иными словами, В.Ф. Шаталов совершенствует не только форму опорных сигналов, но и их содержание. Что касается количества взаимосвязанных групп знаков в его опорных сигналах, то оно не превышает восьми, количество же буквенных знаков бывает довольно значительным.

Методические приёмы новатора иногда считают «натаскивающими», а используемые при кодировании содержания учебного материала знаки – «примитивными», хотя я бы сказал – они простые и лёгкие для запоминания. Что же до «натаскивания», то применительно к Шаталову и Лысенковой справедливее использовать другое слово – повторение. Классические тексты не зубрят, в отличие от скороспелых инструкций или учебников. Понятый материал легче запомнить, но без повторения не обойтись – природа не знает пока более надёжных путей к знанию.

2. Философы о рождении целого

3. Психолингвисты и филологи о тексте

4. Текст и наглядность

5. Заключение

 

Опубликованные работы Шаталова и Лысенковой:

Шаталов В.Ф. Приглашение к поиску. – М.: ГП ЦРП МСП, 2002.

Шаталов В.Ф. Сквозь призму сердца. – М.: ГП ЦРП МСП, 2002.

Шаталов В.Ф. Соцветие талантов. – М.: ГП ЦРП МСП, 2004.

Шаталов В.Ф. Трудных детей не бывает. – М.: ГП ЦРП МСП, 2005.

Шаталов В.Ф. Видеозапись курса алгебры. – М., 2007.

Шаталов В.Ф. Изустная алгебра. М., 2007.

Лысенкова С.Н. Как учить маленьких. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Дортранспечать, 2007.

Лысенкова С.Н. Использование опорных схем на уроках математики в начальной школе. – М.: Дортранспечать, 2007.

Лысенкова С.Н. Использование опорных схем на уроках русского языка в начальной школе. – М.: Дортранспечать, 2007.

 ***

[1] Гилберт Дж.. Малкей М. Открывая ящик Пандоры. М.: Прогресс, 1987.

[2] Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М.: Молодая гвардия, 1990.

[3] Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология. М.: Прогресс, 1964.

[4] Миллер Дж. Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1965.

[5] Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: МГУ, 1975.

[6] Типологические исследования по фольклору. – М.: Наука, 1975.

Источник:  Дельфис №77 (1/2014)

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий