Главная » Буддизм, наука, УЧЕНИЯ » В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»

1 904 просмотров
Направляясь на конференцию с российскими учеными и буддийскими учеными-философами, Его Святейшество Далай-лама приветствует верующих, собравшихся во дворе главного тибетского храма. Фото: Тензин Чойджор

Направляясь на конференцию с российскими учеными и буддийскими учеными-философами, Его Святейшество Далай-лама приветствует верующих, собравшихся во дворе главного тибетского храма. Фото: Тензин Чойджор

Первый в истории диалог Далай-ламы с российскими нейроучеными (11.08.2017)

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 мая 2018 года – По небу бежали темные тучи, когда сегодня утром Его Святейшество Далай-лама пешком отправился из своей резиденции в Цуглакханг на открытие диалога между российскими и буддийскими учеными по теме «Понимание мира». Встреча организована московским Центром тибетской культуры и информации, фондом «Сохраним Тибет» и фондом Далай-ламы при поддержке «Московского центра исследования сознания» при философском факультете МГУ и Института философии РАН.

В храме Его Святейшество поклонился статуе Будды Шакьямуни и поприветствовал сидящих близ нее монахов. Затем он поздоровался со старыми друзьями среди десяти российских ученых, сидевших вокруг стола в главном зале храма. Кроме ученых в зале собралось более 200 зрителей, среди них 75 россиян, 18 тибетских монахов, прекрасно разбирающихся в естественных науках, 17 студентов из Института буддийской диалектики и Колледжа высшей тибетологии, 25 студентов Института тибетской медицины и астрологии «Мен-ци-кханг», 50 учеников Тибетской детской деревни, три человека из центра «Тонглен» и два преподавателя из Правительственного колледжа в Дхарамсале, а также 18 гостей, прибывших по приглашению офиса Его Святейшества Далай-ламы.

Тэло Тулку Ринпоче, представитель Его Святейшества Далай-ламы в России и Монголии, сказал несколько слов перед началом второго диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами в Дхарамсале. Он поприветствовал российских ученых, а также всех, кто следил за прямой трансляцией встречи по интернету, заметив, что она доступна на английском, русском, китайском и тибетском языках.

Ведущий утренней сессии профессор Константин Анохин поблагодарил Его Святейшество за участие в беседе. Он заметил, что все участники конференции с глубочайшим вниманием прочли его книгу «Вселенная в одном атоме: наука и духовность на служении миру» и стремятся построить нынешний диалог на изложенных в ней идеях. Профессор попросил Его Святейшество сказать несколько вступительных слов.

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Ведущий утренней сессии профессор Константин Анохин благодарит Его Святейшество Далай-ламу за участие в диалоге между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

«Братья и сестры, ведь именно членами одной большой человеческой семьи я считаю всех семь миллиардов жителей нашей планеты, – начал Его Святейшество, – Многие проблемы, которые одолевают нас сегодня, мы творим своими собственными руками. Однако согласно данным научных исследований, по природе своей человек сострадателен. Мы создаем себе трудности, попадая в сети разрушительных эмоций и потакая своей привычке делить людей на своих и чужих. Из-за собственной недальновидности мы забываем, что каждый из нас – часть человечества, и это толкает нас на причинение вреда другим. Мы полагаем, будто уничтожение врагов приносит нам победу. Быть может, так оно и было в прошлом, однако, сегодня мы все настолько взаимозависимы, что нанося вред другим, мы вредим и самим себе; кроме того, перед нами встают глобальные проблемы, такие, как изменения климата, касающиеся каждого без исключения.

Сейчас, когда мы с вами сидим здесь и мирно беседуем, в других уголках мира, таких как Сирия или Йемен, множество людей погибают в вооруженных конфликтах, умирают от голода. И самое ужасное, льется кровь во имя религии. Мы идем против собственной сострадательной природы, и виной тому наша недальновидность и нежелание признать единство всех семи миллиардов людей Земли.

Мы общественные животные и зависим от сообщества себе подобных, поэтому пришла пора прививать людям идею о том, что мы все одинаковые. Наше будущее зависит от других. Чрезмерно сосредотачиваться на себе – значит игнорировать действительность. Упрямая погоня лишь за собственной выгодой – признак узости мышления и невежества.

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Его Святейшество Далай-лама выступает со вступительным словом в начале диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

На протяжении тысячелетий религии несут людям послание любви, однако их влияние ограничено. Сегодня современное образование вращается в основном вокруг материальных задач. И все же мы все родились и выросли в сени материнской любви и заботы, благодаря чему для малышей совершенно естественно проявлять присущую человеку сострадательную природу.

Ученые утверждают, что постоянные страх и гнев плачевно сказываются на нашем самочувствии, тогда как сострадание и душевная теплота укрепляют здоровье тела и духа. Поэтому точно так же, как мы соблюдаем правила физической гигиены для поддержания физического благополучия, нам нужно взращивать и эмоциональную гигиену».

Его Святейшество отметил, что уже на протяжении более 30 лет ведет диалог с современными учеными, главным образом в сферах космологии, нейробиологии, физики и психологии. Эти дисциплины в центре изучения как современной, так и буддийской наук. Например, буддийские и современные ученые в целом сходятся во мнении по поводу возникновения, существования и разрушения галактик, а также о возможности более чем одного Большого взрыва в прошлом.

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Слушатели, собравшиеся в главном тибетском храме, во время выступления Его Святейшества Далай-ламы на конференции с российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

Что касается вопросов физики, Его Святейшество припомнил, что индийский физик-ядерщик Раджа Рамана сказал ему однажды, что идеи квантовой физики новы для западной науки, однако созвучные им воззрения он обнаружил в трудах великого буддийского наставника Нагарджуны. В сфере психологии нам нужно больше знаний о методах обуздания разрушительных эмоций. Его Святейшество отметил, как важно понять, насколько пагубны гнев и отсутствие заботы о других. Оружие и применение грубой силы не в состоянии решить наших проблем, добавил он, ведь насилие вызывает лишь ответное насилие, и этому нет конца и края.

По мнению Его Святейшества, мир и покой сознания способствуют физическому здоровью, и наша цель – избавление от насилия и вступление в эру диалога. Он заметил, что далеко не всех людей интересуют религиозные материи, однако к данным научных исследований прислушиваются практически все. Таким образом, одна из задач подобных конференций понять, как, опираясь на светский подход, донести до людей идею о необходимости взращивания душевной теплоты.

«В свете вышесказанного, – продолжил Его Святейшество, – России, которая стоит на стыке западной и восточной культур, отведена особая роль. Во времена моей юности российские ученые-философы из Бурятии, Калмыкии и Тувы учились в наших монастырях, поэтому нас связывают стародавние узы. Кроме того, во времена Тринадцатого Далай-ламы велась переписка с российским царем. Поэтому я бесконечно рад, что мне выпал случай встретиться и побеседовать с учеными из России».

Первым слово взял нейробиолог профессор Павел Балабан, который занимается исследованиями мозга и изучением функционирования эмоций. Ученый заметил, что в мозге крыс обнаружены центры удовольствия, при стимулировании которых наблюдается видимая ответная реакция, однако его заинтересовал вопрос, есть ли эмоции у внешне необщительных улиток.

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Нейробиолог профессор Павел Балабан выступает с докладом в начале диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

Его Святейшество повторил вопрос, который часто задает ученым. Он объяснил, что порой, когда он уверен, что нет опасности заразиться малярией, он позволяет комарам напиться своей крови. Насытившись, насекомые улетают без малейших признаков благодарности. В связи с этим встает вопрос: какой величины должен быть мозг, чтобы проявилась способность быть благодарными. Исследования профессора Балабана показали, что среди крыс, как и среди других видов животных, 30-40% естественным образом склонны к проявлениям сострадания. Его Святейшество заметил, что, судя по всему, это присуще всем млекопитающим, но было бы интересно понаблюдать за рептилиями, скажем, черепахами, которые, вылупившись из яиц, не вступают в непосредственный контакт с матерью и не нуждаются в сострадании для своего выживания.

Его Святейшество посоветовал всем поразмышлять, полезен ли для нас гнев – ведь он разрушает покой ума. Сострадание, с другой стороны, дарит оптимизм и надежду. Далай-лама упомянул, что некоторые религии полагаются на запугивание, добиваясь послушания от своих последователей. Однако он считает такой подход неверным, поскольку это ведет к пессимизму и упадку духа.

Его Святейшество задал два вопроса, имеющих отношение к сознанию. Первым делом он спросил, с неизбежностью ли произойдет зачатие, если абсолютно здоровые сперматозоид и яйцеклетка встретятся в идеальных условиях? Во-вторых, он упомянул о явлении, которое нередко наблюдается, когда умирает опытный практикующий. После зафиксированной клинической смерти тело остается свежим на протяжении многих дней, поскольку, согласно буддийскому толкованию, в нем все еще присутствует тончайшее сознание. В настоящее время у ученых объяснений для этого феномена нет.

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Его Святейшество Далай-лама дает комментарии во время первой сессии диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

До конца 20-го века ученые занимались лишь изучением мозга, пренебрегая сознанием, заметил тибетский духовный лидер. Однако в последнее время многие ученые признают, что тренировки сознания ведут к физическим изменениям в мозге. Таким образом, они делают первые шаги в исследованиях отношений между мозгом и сознанием. Буддийская наука описывает несколько различных уровней сознания: наше обыденное сознание, связанное с восприятием органами чувств; более тонкое сознание во время сна со сновидениями; сознание в глубоком сне; и наитончайший ум, который вступает в свои права во время умирания. Его Святейшество добавил, что у сознания нет ни начала, ни конца.

Профессор Святослав Медведев рассказал, что исследует природу отношений сознания и мозга в свете нашей способности сохранять внимание. По его мнению, существуют законы, например такие, как законы термодинамики, которые выводятся математически, однако их сложно доказать экспериментально. Он сам сторонник логического подхода в некоторых областях. Ученый заметил, что академик Павлов говорил об очагах возбуждения в головном мозге, однако только сейчас, столетие спустя, стало возможным увидеть их своими глазами.

«Сегодня мы переходим от чистой теории к практике, – уверил Медведев, – Мы пытаемся понять устройство головного мозга. Вполне вероятно, что сознание существует отдельно, а мозг – это в некотором роде интерфейс».

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Профессор Святослав Медведев слушает комментарии Его Святейшества Далай-ламы к своему докладу, представленному во время первой сессии диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

Коснувшись трех этапов дарования буддийских учений, известных как три поворота колеса Дхармы, Его Святейшество объяснил, что при первом повороте Будда наставлял о Четырех благородных истинах. Во время второго поворота колеса учения он более подробно остановился на Третьей благородной истине, прекращении страданий, которое достигается благодаря победе над неведением. Неведение рассеивается знанием – в данном случае пониманием, что в реальности вещи лишены самобытия. Это не означает, что ничего нет, вещи существуют, но только лишь как обозначения. Его Святейшество пояснил, что для тех, кому трудно было воспринять эти идеи, Будда даровал третью группу учений, объясняющих сознание и то, что тончайшее сознание – это и есть природа Будды.

Затем Его Святейшество рассказал о трех видах явлений – очевидных, частично скрытых, которые мы понимаем с опорой на обоснование и умозаключения, и полностью скрытых, о которых мы знаем только благодаря свидетельствам других. Он также упомянул четыре принципа обоснования – законы природы, зависимости, функциональности и логического доказательства.

После короткого перерыва на чай профессор Николай Янковский, ведущий российский ученый в области генетики, объяснил, что гены влияют на нашу способность заниматься медитациями и получать пользу от психологического консультирования. Подобным образом, от генов может зависеть и наша подверженность приступам гнева. Его Святейшество поинтересовался, сравнима ли роль генов с ролью тончайшей энергии в нашем сознании, о которой упоминается в тантрах.

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Профессор Николай Янковский, ведущий российский ученый в области генетики, выступает с докладом в ходе первой сессии диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

По словам профессора Янковского, внесение изменений в генетический код человека может помочь в лечении определенных видов болезней. Он добавил, что генетические манипуляции могут стать опасным оружием, что заставляет задуматься об их нравственности. Он подчеркнул, что сами по себе новые открытия, возможно, нейтральны с этической точки зрения, однако вопрос о этичности неизбежно встает, как только начинается практическое внедрение результатов научных исследований. Его Святейшество ответил, что поскольку все живые существа хотят счастья, все, что приносит им счастье, будет добром, а все, что причиняет страдания, злом.

Он также пояснил, что поскольку гнев – часть нашего сознания, противоядие к нему должно исходить тоже из нашего сознания. Ученые подтверждают, что камни и мозг состоят из одних и тех же элементарных частиц. На определенном уровне организации материя мозга становится основой для сознания. Появляются живые существа, способные переживать боль и удовольствие. Его Святейшество призвал ученых затронуть эти темы во второй половине дня в беседе с молодыми учеными-философами, чьи умы свежи и ясны.

Профессор Евгений Рогаев рассказал о своих исследованиях мозга, цель которых выявить, какие гены ответственны за появление шизофрении. По словам ученого, генетические данные подтверждают идею Его Святейшества о том, что все люди – братья и сестры, и не нужно далеко ходить, чтобы обнаружить наших общих предков. Он рассказал о разработке методов, помогающих преобразовывать агрессивность в миролюбивое поведение, на основе экспериментов по приручению сибирских диких лисиц.

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Профессор Евгений Рогаев рассказывает о своих исследованиях мозга в ходе первой сессии диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами.

Профессор Александр Каплан рассказал Его Святейшеству об искреннем интересе его московских студентов к их нынешней встрече. Он также упомянул о своих исследованиях, в ходе которых пытался добиться прямого контакта с мозгом пациентов, переживших инсульт и потерявших способность говорить и двигаться. Он рассказал, как ученые выбирали буквы, которые больные видели на экране, с опорой на реакцию в мозге испытуемых, вступая таким образом с ними в общение. По мнению ученого, подобные методы могут быть полезны и при изучении эмоций совершенно здоровых людей.

В Дхарамсале начался диалог между российскими и буддийскими учеными «Понимание мира»
Профессор Александр Каплан выступает с докладом в конце первой сессии диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами.

Его Святейшество добавил, что глубочайшее, самое тонкое сознание, называемое природой Будды, обладает колоссальным потенциалом и его нужно исследовать, хотя это требует огромных затрат времени.

В заключение Его Святейшество поблагодарил всех участников за то, что приехали, и уверил, что они снова увидятся завтра. Он покинул храм и вернулся в свою резиденцию. Докладчики и зрители отправились на обед, который накрыли во дворе храма, после чего состоялась вторая сессия диалога, в которой участвовали российские ученые и их буддийские коллеги.

Перевод: Ольга Селезнева.

Источник:  Его Святейшество Далай-лама XIV

***

Доктор Намдол Лхамо из Института тибетской медицины и астрологии «Мен-ци-кханг» выступает с докладом о понимании мира с точки зрения традиционной тибетской медицины во время второго дня диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор

Доктор Намдол Лхамо из Института тибетской медицины и астрологии «Мен-ци-кханг» выступает с докладом о понимании мира с точки зрения традиционной тибетской медицины во время второго дня диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор

Второй день диалога между российскими и буддийскими учеными

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 4 мая 2018 года – Сегодня утром, когда Его Святейшество Далай-лама оказался в стенах главного храма Цуглакханга, он первым делом поклонился священным изображениям, а затем поприветствовал российских ученых и занял свое место. Тэло Тулку Ринпоче, не теряя времени даром, представил доктора Намдол Лхамо из Института тибетской медицины и астрологии «Мен-ци-кханг», которая осветила тему конференции «Понимание мира» с точки зрения традиционной тибетской медицины.

В начале своего доклада доктор Лхамо объяснила, что в медицинской традиции Тибета человека рассматривают как совокупность шести элементов: земли, воды, огня, ветра и пространства. Его Святейшество добавил, что для людей, не знакомых с традиционными тибетскими представлениями, будет легче воспринять эти идеи, если они объяснят, что настоящего огня в теле человека нет. Слово «огонь» означает жар, точно так же, как «ветер» отсылает нас к энергии и движению. Доктор Лхамо добавила, что шестой элемент – это сознание. Вернувшись к вопросам, которые Его Святейшество задал вчера, она пояснила, что для зачатия недостаточно одной только встречи сперматозоида и яйцеклетки в идеальных условиях, требуется также присутствие сознания. Кроме того, карма объединяет все эти составляющие вместе. Если один из элементов отсутствует, зачатия не произойдет, что бывает примерно в 20% случаев.

Доктор Лхамо рассказала о том, что эмбрион за 38 недель внутриутробного развития проходит через различные стадии – рыбы, черепахи и свиньи. Согласно тибетским медицинским воззрениям, скелетные структуры происходят из сперматозоида, а мышцы и другие мягкие ткани из яйцеклетки. Доктор упомянула, что в возрасте 24-х недель внутренние органы и кровеносная система человеческого эмбриона полностью развиты и он начинает испытывать боль и удовольствие. К 25-й неделе он уже способен дышать, а к 26-й – ясно мыслить и вспоминать свои прошлые жизни.

Намдол Лхамо рассказала, что тибетские врачи исследуют три основополагающих вида энергии: ветер, характеризующийся легкостью и движением; желчь, связанную с жаром; и слизь, которую называют холодной, влажной и тяжелой. Когда нарушается равновесие между этими тремя, человек заболевает. Рассказывая о черных и белых жизненных каналах, она объяснила, что к черным относят вены, артерии, кровеносные сосуды и так далее, а к белым – мозг и нервную систему.

Второй день диалога между российскими и буддийскими учеными
Слушатели во время доклада доктора Намдол Лхамо на конференции с российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

Завершая доклад, Намдол Лхамо напомнила: чтобы оставаться здоровыми, важно избегать вредной пищи и нездорового образа жизни. И хотя предрасположенность к болезням всегда присутствует, ее можно нейтрализовать вторичными факторами. Она посоветовала рассматривать человека в целом, как совокупность тела и сознания.

Как только доктор Лхамо завершила свой доклад, ведущий сессии профессор Анохин спросил, откуда известно, что 26-недельный эмбрион может вспоминать свои предыдущие жизни. Та ответила, что этой способностью наделяет полностью развитая на данном этапе энергия ветра. Его Святейшество пояснил, что иными словами, к этому моменту память в целом уже ничто не ограничивает. Он добавил, что когда ребенок рождается, первое время у него могут оставаться воспоминания о прошлых жизнях, однако по мере развития мозга и взросления они стираются.

После короткого перерыва на чай профессор Виктория Лысенко, специалист в области индийской и буддийской философии, с которой Его Святейшество уже встречался раньше, спросила, действительно ли он полагает, что хотя у буддийской науки много общего с современной, буддийская философия и медитационные практики дело лишь буддистов.

Второй день диалога между российскими и буддийскими учеными
Профессор Виктория Лысенко, специалист в области индийской и буддийской философии, выступает с докладом в ходе второго дня диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

«Обычно я провожу грань между буддийской наукой и буддийской религиозной практикой, – ответил Его Святейшество. – Религия личное дело ее последователей, однако прозрения буддийской науки должны быть доступны каждому, кому интересны эти вопросы. Буддийская наука, как она представлена в традиции Наланды, плод скрупулезного логического исследования. Разъясняя Четыре благородные истины во второй главе своего труда «Праманаварттика» (Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании), Дхармакирти наставляет, что даже после того, как вы пришли к достоверному выводу, он все еще нуждается в подтверждении практикой.

Как я говорил вчера, учение Будды опирается на верное понимание реальности. Теория о бессамостности, объяснение, что “я” – это всего лишь обозначение, наложенное на совокупность тела и сознания, подразумевает, что когда меняется сознание, меняется и “я”.

Нагарджуна говорил, что буддийское учение построено на Двух истинах: относительной истине о внешней видимости вещей и высшей истине о настоящей реальности. С опорой на понимание мы продвигаемся по пути.

Второй день диалога между российскими и буддийскими учеными
Буддийские ученые-философы слушают комментарии Его Святейшества Далай-ламы во время второго дня диалога на тему «Понимание мира». Фото: Тензин Чойджор.

Логика и достоверное познание использовались задолго до появления буддизма, вот почему я предпочитаю говорить, что эти знания пришли из Древней Индии. Нетеистические традиции, такие как буддизм, джайнизм и некоторые направления школы самкья не признают идеи бога-творца. Они учат, что наше будущее зависит от наших собственных поступков, и несем мы благо или зло, полностью обусловлено нашей мотивацией. Следовательно, нельзя забывать о психологии. Мы в силах преобразовывать свое сознание, опираясь на осведомленность».

Девяностолетний профессор Давид Дубровский, который изучает философию науки и побывал на первом диалоге между российскими и буддийскими учеными в прошлом году, спросил, слышал ли Его Святейшество, каково его мнение о конвергентных технологиях. Его Святейшество ответил, что встречает порой ученых, которые убеждены, что венцом научно-технического прогресса в конце концов станет создание искусственного сознания. Другими словами, сконструируют нечто подобное живому существу с искусственным интеллектом.

«Сомневаюсь, что это возможно, – добавил Его Святейшество. – Помимо всего, технологии сами берут истоки в человеческом сознании. Однако, если создадут существо, не ведающее о гневе, можно будет только радоваться. Но я действительно не думаю, что это произойдет».

Второй день диалога между российскими и буддийскими учеными
Доклад профессора Давида Дубровского зачитывают на английском языке в ходе второго дня диалога между российскими учеными и буддийскими учеными-философами. Фото: Тензин Чойджор.

Профессор Дубровский в своих работах стремится показать, что буддийское описание сознания не противоречит данным современной науки – они опираются на общую концептуальную платформу. Однако сознанию присущ субъективный аспект, а субъективная реальность для науки проблема. Он полностью согласен с идеей Его Святейшества, высказанной в книге «Вселенная в одном атоме», что необходимо научиться сочетать объективное исследование от третьего лица с подходом от первого лица. Умение управлять своими мыслями наделяет нас возможностью контролировать свой мозг. Профессор Дубровский, однако, сомневается, что ум по природе своей чист и лишен недобродетельных аспектов. В заключение профессор отметил, что давно пора учиться преобразовывать человеческое сознание, и бесконечно важно не терять надежды на лучшее.

Отвечая, Его Святейшество заметил: «Все хотят прожить счастливую жизнь. Поистине, каждый человек имеет полное право быть счастливым. Но есть разница между счастьем на уровне сознания и счастьем, которое доставляют ощущения органов чувств. В настоящее время наша система образования неадекватна, поскольку склонна принимать в расчет только материальные задачи, направленные на удовлетворение органов чувств. Людей отличают от других животных именно ментальные переживания, однако ум можно использовать и в дурных целях. Обезьяны ссорятся и дерутся между собой, но они никогда не поднимут тысячи своих сородичей на убийство себе подобных, как это делают люди.

Второй день диалога между российскими и буддийскими учеными
Его Святейшество Далай-лама выступает с обращением во время второго дня диалога на тему «Понимание мира». Фото: Тензин Чойджор.

Таким образом, в современных образовательных учреждениях должны больше рассказывать об устройстве человеческого сознания и эмоций, придерживаясь строго светского подхода. Желание мира и покоя, так свойственное людям, имеет отношение к нашему сознанию. Вот почему я принял на себя обязательство по продвижению древнеиндийских знаний по психологии. Я верю, что только Индии под силу объединить это древнее наследие с современными научными достижениями ради блага всех.

Нам требуется научный подход к развитию душевной теплоты. Людям необходимо показать, как важно обуздывать гнев. Этот труд, быть может, и не принесет скорых плодов и мне до той поры не дожить, однако те, кому сегодня нет тридцати, увидят на своем веку более миролюбивое человечество.

На заре развития атомного оружия некоторые ученые горели энтузиазмом, но сегодня, учитывая все возрастающее желание истинного мира, пора искать пути для его полного уничтожения. Ученые могут внести немалый вклад в построение лучшего, более сострадательного мира, ведь в целом люди гораздо охотнее прислушиваются к данным научных исследований.

Второй день диалога между российскими и буддийскими учеными
Его Святейшество Далай-лама преподносит российским ученым традиционные шарфы-хадаки в знак благодарности по завершении диалога на тему «Понимание мира». Фото: Тензин Чойджор.

«Вот и подошел к концу второй день нашей встречи – надеюсь, мы увидимся снова, и быть может, однажды даже в Москве». Зал заполнили теплые аплодисменты – знак того, что и участники встречи разделяют эту надежду Его Святейшества.

Его Святейшество покинул храм и отравился в свою резиденцию, куда на обед были приглашены и его гости из России.

Перевод: Ольга Селезнева.

Источник:  Его Святейшество Далай-лама XIV

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий