Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Живой Этики » Современные проблемы обучения школьников и пути их решения в свете законов психической энергии. Гореликова М.В.

337 просмотров

2622-94

«…Можно ли считать учительство ничтожным занятием? …народ, забыв учителя, забыл своё будущее. Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего. Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны. Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием. Огонь у порога»
(«Мир Огненный» I, 582).

Уровень способностей к учению у большинства современных школьников является достаточно низким, и этот уровень снижается. Если десяток лет назад подобное  утверждение ещё потребовало бы доказательств, или даже вызвало бы возмущение, особенно среди апологетов теорий о поколениях необычно развитых детей, то сегодня едва ли найдутся работающие учителя, для которых проблема слабой восприимчивости к школьным знаниям, проблема недостатка развития мышления учеников, не являлась бы печальной очевидностью. Как наиболее характерное психологическое явление, свойственное в том числе детям интеллектуальным и способным, наблюдается вялость волевых процессов, выражающаяся в нежелании активизировать внимание, память, т.е. совершать те необходимые внутренние усилия, без которых невозможно развитие способностей, а знания могут быть только поверхностными.

Ракурс рассмотрения задач образования в свете будущего (т.е. в контексте  действительных целей развития и воспитания человека, становления его сознания и внутренней культуры), будь он принят за основу подхода к образованию детей, помог бы избежать усугубления проблем, но такой подход по-прежнему является непопулярным, школа негласно ориентирована обществом и государством на господствующий идеал  сиюминутных успехов – «звёздных», когда явление «известности» личностей подменяет собой истинность достижений, а эффектность действий – их созидательность. Даже наиболее прогрессивная педагогическая общественность сегодня демонстрирует увлечённость модными течениями и яркими ярлыками типа «такие-то дети», «такая-то педагогика, школа» и т.п. штампами, порождёнными, с одной стороны, поверхностностью знаний о «человеке внутреннем», с другой – всё тем же желанием быстрого и яркого результата. В таких условиях действительный труд по улучшению качества образования — воспитания будет противоположением общепринятости, и в своих целях, и в результатах, и в критериях, и в перспективах, ибо в своей сущности не соотносится с тем планом жизни, на котором царит увлечённость звуками аплодисментов и жаром соревнований, и проявляет свою результативность, скорее, в качестве психической атмосферы, чем в зримых достижениях, по крайней мере, достаточно длительное время.

Понимание соотношения зримого и Незримости является знаком Эпохи Новой, которая, в отличие от Эпохи уходящей, ориентированной на скорые и сугубо  материальные проявления результатов, приходит как осознание тонкой энергетики жизни: энергии пространства, энергии человека в их многообразных взаимодействиях являются истинными результатами всех действий.

Именно понятие энергия станет ключевым понятием и критерием обновления. Изучающие глубокие Источники знают о том, что возвышенное понятие Огонь, которое, философски, во все века означало прежде всего свет бытия, единую созидательную мощь, в Новом Веке станет научной основой построения сознания и переустройства жизни. И закон главенства тонкого начала над плотным, став, наконец, осознанным людьми, будет  руководить во всех действиях и на всех путях.

«Всё насильственное, всё грубо показное, всё физически проявленное уступает тонкому принципу. И потому начало новой расы закладывается на проявленном, утверждённом принципе огня на Земле» (Е.И. Рерих).

«Огненное представление приведёт к опрощению самой сущности земной жизни.  Так же было, когда  Огонь начинал сгущать явленные образы, также умейте понять намёк об обратном положении. Огненное в плотном, и плотное в огненном» («Мир Огненный» III, 454).

«Можно себе представить человека, который путём науки нащупал присутствие огненной субстанции, но не имеет воображения претворить её в жизни. Именно, каким несчастным будет такой слепец!.. Считают, что совершенно достаточны механические познания, но они не приведут людей к преображению земной жизни» («Мир Огненный» III, 461).

Даже для не слишком пристального взгляда на современные проблемы школы очевидно, что в условиях небывалого падения в обществе образованности и культуры надо искать необычные подходы к решению этих проблем, сложившееся положение не может быть изменено путём отдельных преобразований. И, если сегодня ещё немногие могут осознавать внутренний план жизни (жизнь мысли, сознания, духа – психожизнь) как  действительный, то сам по себе факт того, что привычными путями, как, например, изменение форм обучения или неких сторон взаимоотношений, невозможно существенно изменить условия, сложившиеся в образовании, уже очевиден для всех.

Понятия красоты и культуры – ведущие, но только насыщение их осознанием незримой единой реальности – Огня, откроет их подлинную сущность и позволит обрести в этих великих понятиях ключи к новым возможностям.

…Обратим внимание на следующий факт педагогической действительности. Обиходное в педагогической практике понятие «старание» как-то «само собой» стало анахронизмом. Причина, думается, не только в том массово проявленном явлении – уклонения учеников от всех видов внутреннего напряжения, но и в том, что и сама педагогическая практика, адаптируясь к особенностям «времени», т.е. психологии новых поколений и приоритетов общества и государства, старания от ученика уже как бы и не требует – «не модно»: способные призываются к всевозможным демонстрациям побед, суть которых должна быть всем понятна, а подача ярка. Вдумчивость, поиск, как положительные качества ученика, в таких условиях не акцентируются, соответственно, «не приживаются», зато привычка к ярким и поверхностным выявлениям прививается легко, и расцветает пышно.

Помимо факторов пространственно-энергетических, роль которых в активном проявлении накопившихся причин является важнейшей, и о которых далее тоже пойдёт речь, понижение культуры в обществе является одной из важнейших причин того, что растут поколения людей, мало способных к созидательному творчеству, основанному на  активности познавательных и духовных сил и сознании Общего блага.

Именно для того, чтобы подчеркнуть актуальность потребности в культуре, выражающейся прежде всего в осознании истинных ценностей трудов человеческих,  ключевую роль культуры в решении всех вопросов обучения и воспитания, мы взяли эпиграфом утверждение о судьбоносной для современной цивилизации задаче осознания роли учительства. Сегодня состояние культуры таково, что все вопросы должны начинаться с вопроса об отношении к учителю. Именно в решении этой задачи – улучшения положении учителя в государстве и обществе, зависит и будет зависеть с каждым годом всё более жизнь людей во всех её аспектах, как очевидных для большинства и связанных с материальной стороной жизни, так и неочевидных, но наиболее значительных, связанных с причинными уровнями настоящих и грядущих событий.

Для культурного или хотя бы достаточно образованного человека – в классическом понимании образованности, – всегда понятна прямая связь между способностью новых поколений воспринимать наиболее ценные знания, приобщаться к процессу нового познания и творчества, и уровнем культуры и образованности в обществе. Сегодня этот уровень низок, действительно, близок к средневековому по степени грубости сознаний и, как следствие,  узости восприятия жизни и знаний.

Современности присуще явление разрыва между уровнем знаний и представлений о действительности, доступных наиболее развитым сознаниям, и степенью допущенного цивилизацией разложения культуры. Говорим «допущенного», ибо, несмотря на ряд объективных причин эволюционно-инволюционного аспекта, в большой мере от целенаправленных усилий всех способных к ответственности представителей цивилизации зависит и уровень культуры в его энергетическом выражении, проявляющийся в  способности общества к самопросвещению, и положение культуры в государствах,  обусловленное позицией государственной власти, степенью её человечности.

Таким образом, проблема образования формулируется как задача качественного образования школьников, т.е. образования, воспитывающего и развивающего сознание, в условиях низкой культуры общества и затемнённой государственной идеологии, ставящей человека в положение материального и духовного рабства, утверждающей абсолютную власть капитала и оправданность преступлений против культуры.

Изучающие законы бытия знают, что подобная ситуация – следствие накопившихся  явлений разлада между цивилизационными процессами как суммарной волей людей и ритмами бытия, иначе говоря, между человеческой волей и процессом Эволюции – этой сокровенной и фундаментальной Реальностью, в основе которой могущественные, но мало осознанные людьми Законы. Их можно именовать божественными, космическими, энергетическими или законами Истины, но они существуют, неумолимо требуя от человечества и каждого человека согласованности с их великими Энергиями.

Огонь – ключевое понятие обновления. Огонь и его аспект – психическая энергия являются понятиями, на осознании которых строится новое мировоззрение и будет осуществлено преобразование жизни во всех областях.

Соответствующим подходом в улучшении качества образования может явиться ориентация внимания на качество энергий, призванных в образовании: на какие энергии (качества человека, его мотивы, стремления) опирается образовательный процесс, какие призывает к действию, стимулирует. Возможно, в практике школы это позволит очистить образовательное пространство от грубости, от фальши, подавляющих действие духовных сил. Именно освобождение духовных сил является целью (исчерпанные резервуары сил эгоистического мира заменяются источниками чистыми, бесконечной глубины). Именно поэтому принципиально важной является ведущая роль воспитания по отношению к образованию.

Когда в теории образования и воспитания ключевую позицию займёт понятие «психическая энергия», рассмотрение всех вопросов будет осуществляться в свете закономерностей действия психической энергии – огня, претворённого в человеческом сознании и сердце. Каковы энергии – такова и действительность. Сегодня многие знают, что  способности учиться, воспринимать культуру и знания прямо зависят от состояния психической энергии и её проявленных качеств. Но мало применения этому знанию. Как только действительно явится осознание этой единой ценности, сами собой уйдут из пространства школы многолюдные «мероприятия», лозунги и соревнования уступят место сосредоточенной вдумчивой работе с книгой и терпеливому исканию, непоказному исследованию и опыту.

Многие из учителей замечают: как будто некая «оглушённость» стала общей чертой сознания учеников. Почему при разнице индивидуальностей и способностей прогрессирует общая проблема трудности восприятия тех основ знания, которые гораздо легче воспринимались предыдущими поколениями учеников? Мало читают, поэтому плохо воспринимают информационно насыщенную речь учителя? Мало размышляют (действительно, а не «на оценку»), поэтому слабо развито абстрактное мышление? Много причин, учителя замечают не просто слабость умственного аппарата, но некую общую  неспособность к сосредоточению, которая характерна даже для детей с неплохим потенциалом интеллекта, и от которой в основном и зависит качество учебного результата. Нет ли в этом, помимо причин, касающихся характеристики поколений (то есть особенностей восприятий, связанных с разницей мышления, с разницей в комбинации мыслительных центров), ещё и пространственных причин? Почему многие, даже весьма способные, ученики отвергают необходимое в каждом труде усилие: усилие воли, усилие внимания? То самое старание, или старательность постепенно превращается в архаическое понятие и, что характерно, методики обучения «подгоняются» под эту характеристику поколения (не отсюда ли преувеличение роли игры в обучении, всё более утверждающей развлекательные формы, а с ними и ложные представления о талантливости как о труде без усилий).

Именно радость Огню рождает духовную потребность в усилии, напряжение рождает подъём энергии, являет её более тонкие качества. Отсюда явление радости творчества и познания как процессов. Пространство полнится огненными энергиями. Эти энергии тонко воспринимаются высшими нервными центрами. Сознание, не знающее потребности в возвышенном мышлении, потребности в тонких формах красоты, наоборот, подавляется притоком этих тонких энергий.

Наполненность пространства Огнём, характерная для начала Новой Эпохи, требует от людей новой способности восприятий. Способность восприятия огня пространственного укоренена в сердце (в духовном понимании этого центра организма человека). Именно сердце – духовное солнце существа – орган ассимиляции высших энергий. Дружелюбие и сострадательность, благодарность и устремлённость, оптимизм и готовность к сотрудничеству… – качества утончённой психической энергии, позволяющие воспринимать токи пространственного огня. Недостаток огня внутреннего в условиях интенсивного притока космического огня в пространство планеты ведёт к разрушениям, но накопления огня даёт явление быстрого роста всех высших способностей. Отсюда – столь огромная разница между отдельными проявлениями необычных способностей, сущность которых – чувствознание, или так называемые, «прозрения», – и стремительно снижающимся общим уровнем сознания и интеллекта.

Но не будем спешить с выводами о способностях и неспособностях. Современность уже показала, к каким извращениям приводят поверхностные знания фундаментальных законов, данные нам в Учении. Не о разделении людей, и тем более детей, говорит Учение, призывая растить новое сознание, не искать «новых», но усмотреть каждую созидательную искру огня в проявлениях мысли  разных людей и дать возможность роста. «Искра» в данном контексте – буквально явленный огонь мысли, светлого чувства, вдохновения, озарения. Не личности, но энергии, коллективно явленные людьми, вот в чём «заинтересована» жизнь, и что требуется осознать. Современному человеку трудно воспринять явление пространственно, сказывается материальность представлений. Однако именно пространственность в понимании ключевых вопросов явит выход из создавшихся тяжёлых положений.

Огненная эпоха с характеристикой зависимости всех процессов от накопленного человеческим духом огня предрекалась всеми великими учениями и всеми религиями. Это то самое переходное время, та самая грань конца и начала, над которой посмеивались невежды, не увидев в 2012 якобы предрекаемого «занавеса» – « конца света».

Однако время ограниченных представлений о жизни действительно закончилось. Сей факт может во многом объяснить и проблемы обучения детей. Нежелание учиться у неглупой части молодёжи  связано может быть с тем, что процесс учения не даёт тех ответов, которых жаждет ум и дух. Программы изучения предметов следует ориентировать на целостность, на синтез. Картина мира должна «вырисовываться» перед пытливым оком, а не дробиться в результате детальных, но разрозненных познаний. Начальные формулы должны являться как принципиальные основы, а не как мелкие детали неизвестного целого. Об этом принципе целостного знания говорится давно, но осуществить его можно, только давая  представление о единой объединяющей основе, едином принципе – огненном Начале бытия, находящемся в основе любого явления природы. Знание об этой Единой энергии, понимание её качеств, осознание особенностей проявления в плотном и Тонком мирах поможет объединить познания.

…Призывность познания – не в тех имитациях, которых сейчас так много в школах и которые обманывают детей, выдавая развлекательные мероприятия, «шоу» за научно- исследовательскую и творческую деятельность, а приобщение к реальным задачам действительного познания, улучшения жизни и труда.

Глубоким умам свойственно стремиться к глубоким познаниям, и именно в детстве, когда сознание ещё «помнит» уроки и задания, получаемые в Мире Тонком. Только действительное, вовсе не «игрушечное» знание, может зажечь огни мысли и стремлений. Для тех, кто ещё не имеет развитых духовно-познавательных потребностей, должны стоять задачи любознательного творчества разного уровня. И каждый учащийся может быть поставлен перед задачами увлекательного развития внимания, сосредоточения, памяти – при одном главном условии: красота. Всё, что предлагается ученикам, должно отвечать критерию  красоты.  Простота – не значит примитивность. Чем младше ученик, тем более возвышенным должен быть урок.

Именно критерий красоты и является решением задачи, как обеспечить индивидуальность подхода в массовой школе. Кажется странным, что понятие красоты, успев стать трюизмом, до сих пор не стало ни принципом, ни критерием в повседневной педпрактике. Подход к обучению на этой основе – это и выбор материала, и способа его подачи, и качество наглядности, и в целом внимание к «атмосфере». Всё это создание условий для действия тонких энергий, которые и есть то спасительное «вещество», «волшебным» образом меняющее возможности людей, вызывая к действию скрытые потенциалы и зажигая сознания.

«Волшебным» – только потому, что  процессы  тонких, светоносных энергий незримы, а результаты могущественны, а вовсе не потому, что имеет место некий запретный процесс. Все проявления мракобесия, суть которых в стремлении дискредитировать все высшие понятия и формулы знания, должны быть изобличены и побеждены именно растущим знанием законов бытия, которые суть действующие Энергии единой Огненной Основы. Именно создание условий для действия и проявления тончайших сил Света будет спасительным.

«Приучайте детей улавливать токи тепла жизненного. Помогите детям улыбаться радостно истинному явлению Бытия. Удержите от почитания призраков. Не надо вымыслов, когда Мир раскрывает своё чудесное построение. Так всё пространство полно лучами Миров прекрасных» («Мир Огненный» III, 479).

«Духовность является природным заработанным качеством. Но на средних ступенях она может быть воспитываема…» («Мир Огненный» III, 499).

Воспитание культуры – ни что иное, как воспитания бережности к энергиям, иммунитет к грубости и любовь к утончённости. Жест, взгляд, интонация речи – всё суть энергии, и внимание к их качеству надо прививать с первых лет. Хаос побеждается не жёсткостью запретов, но качеством просвещения об Основах жизни.

…Трудность сосредоточения в условия стремительно растущих скоростей жизни объясняется тем, что поверхностное движение сил, причём сил преимущественно эгоистических, находится в страстном противодействии со светоносными энергиями пространства. Направить внимание от целей эгоистических к целям Общего блага, значит, создать возможности гармонии, основанной на ассимиляции сознанием человека высоких энергий. Поэтому напряжённость углубленной мысли, сосредоточенная в мышлении и прекрасном тишина – «друзья» школы. Пафос, напряжение псевдотемперамента – в условиях хаоса пространства – её главные враги.

 «…Являть сосредоточение нужно во всех малых делах. Явление сосредоточения в древности считалось явлением первостепенной важности. Все Учения твердят  о явлении сосредоточения, считая его необходимым качеством» («Мир Огненный» III, 430).

«Человечество должно лучше изучать мышление. Нужно в школах установит науку о мышлении, не как отвлечённую психологию, но как практические основы памяти, внимания и сосредоточения.

Конечно, кроме названых четырёх областей науки о мышлении, многие качества требуют развития – чёткость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие. Можно также излечивать вспыльчивость. Если бы часть усилий, затрачиваемая на спорт в школах, уделялась бы мышлению, то скоро результаты были бы поражающими.

Жизнь и изречения явленных великих сподвижников и героев, конечно, нужно явить во всех школах.

Как тьма есть отсутствие Света, так невежество есть отсутствие знания» («Мир Огненный» III, 429).

Мышление детей понижено также по причинам экологическим, но среди них не только промышленность и многолюдье мегаполисов, но и растущая компьютеризация. Отсутствие меры в применении наглядности, особенно с применением электронных средств, играет пагубную роль в становлении мышления, ибо страдает его основа – воображение. Ученики сегодня мало способны воспринимать развёрнутую речь, их внимание и память расслаблены, воображение не развито, зато, не будучи укоренённым в красоте, легко поддаётся на все «манки» грубости. Преступно пользоваться этим, пытаясь таким путём внедрить необходимую учебную информацию. Но недопустимо и искусственное перенасыщение информацией способных детей. Так называемая эрудированность, сама по себе, как поверхностное нагружение ума, является преградой развитию разума и духа.

«Ум не любит огня, ибо всегда состязается с сердцем. Ум не любит мудрости, ибо опасается Беспредельности. Ум старается ограничить себя законами, ибо он не надеется на полёты. Так можно находить начало земное и  полёты в Мир Огненный» («Мир Огненный» III, 463).

Только малочисленность группы — класса может раскрепостить лучшие силы и учителя, и учеников, только малочисленность – возможность скорого обучения способных, и качественного развития каждого, – даст возможность учителю подойти к обучению с этим великим и простым помощником – индивидуальным подходом, оберегающим силы и время, раскрывающим индивидуальные пути и преграждающим входы хаосу.

Время, когда нужно осознать психическую энергию пришло. Психические процессы в психологической науке – законное понятие, но увы, не ставшее в материалистической науке   фактом реальности. Поэтому психология, пришедшая в школу, пришла не как целительное средство, а как грубое обезболивающее, которое вместо создания каналов для целительных сил, лишь глушит восприимчивость. Именно создание условий для гармоничного взаимодействия человеческих сил с созидательными силами пространства будет в обновляющейся школе главной задачей. Не всевозможные адаптации ребёнка к школьной среде, не подстраивание обучения под сознания детей, порабощённые привычками обыденности и вредных клише социума, но создание чистой психической атмосферы, где царит уважение к высокой мысли, где превыше отдельных личных достижений почитается мечта Общего блага, и «Благо» – не просто звучное слово, но мысль, насыщенная  сознанием света и пониманием путей созидания, открытых каждому, независимо от материального и социального положения. Необходимо целенаправленное очищение школы от эгоизма – путём развития всех форм взаимопомощи, очищение от модного пустодействия и пустословия – путём требования действительного беспафосного усердия, от мракобесия невежества – путём просвещения об основах бытия, очищение от грубости – путём активного почитания Прекрасного, прежде всего в поступках и мышлении. Даже малое очищение атмосферы такими путями приведёт к результатам в виде умножившихся энергий человечности, сердечности, мышления, талантливости.

Простое наблюдение за качеством энергии, образующейся в результате совместных  действий и результатами её воздействия, явит очевидность обозначенного пути. Посмотрим на условия «атмосферы» любого детского конкурса: дисгармоничность, насыщенная несогласованными эмоциями, утомление, болезненные состояния и др. Атмосфера совместного труда с благой целью зависит от согласованности участников, правильного распределения труда. Возможность работы в малых согласованных группах, в единении, возможность индивидуального сосредоточения явит приток психической энергии, новые искры замыслов, новые уровни осознания. В каждом деле можно видеть два противоположных пути: один будет путём умножения и утончения энергии, другой – расточением или огрублением. Огонь двойственен, не гнев и раздражение – искомый огонь, но благодать высшего устремления – единая цель. Созидательны все тончайшие формы огня (среди них так называемые озарения, вдохновения). Укрепление и оздоровление, умножение творческих способностей, талантливости – результат накопления чистой психической  энергии в пространстве школы.

«…Когда привыкнете признавать повсеместно присутствие огненной энергии, тогда всё в жизни преобразится» («Мир Огненный» III, 512).

«…Преданность Огненному Миру заключается в изысканном наблюдении за всеми проявлениями его. Так можно пройти мимо самых значительных явлений, не обратив внимания. Пространство соединяется с каждым человеческим организмом, но многие ли обращают внимание на такие воздействия? Если чуткий организм звенит на дальние землетрясения, извержения и трепещет на атмосферные давления, то7то же бывает перед великими событиями. Уже давно сказано, что лучшие люди станут особо чуткими, тогда как сор Кали Юги онемеет и оглохнет перед великими событиями» («Мир Огненный» III, 541).

Автор:  Гореликова М.В.

Источник:  Педагогическая газета «Scalae»

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий