Главная » О воспитании, О музыке, ПЕДАГОГИКА » Родителям о музыкальных способностях детей и ценностях обучения музыкальному искусству. М.В. Гореликова

64 просмотров

2591-595

Многие родители с первых лет своего ребенка интересуются вопросом наличия у него специальных способностей, связывая с этим целесообразность обучения музыке.

Прагматизм, поднятый современностью на высоту ведущих принципов жизни и тем несправедливо потеснивший действительные ценности человеческого блага и развития, нередко заставляет взрослых совершать ошибки, когда они, стремясь лучше обеспечить будущее своим детям, уподобляются тому садовнику, который тянул растения вверх, желая ускорить их рост и вскармливал многими удобрениями, не сочетающимися друг с другом, надеясь на то, что «какое-нибудь поможет».

Прагматизм и эгоистический максимализм («обучить скорее и как можно большему» или: «зачем обучать, если нет ярких способностей») играет в отношении детского развития ту же злую шутку. Вместо плодотворности воспитания – отрыв музыкальной деятельности от внутренней жизни ребенка, или вместе с обретением полезных и «перспективных» навыков (вспоминая модные «5 (10) причин обучения музыке») – цинизм в отношении прекрасных явлений искусства.

С какой же целью следует обучать ребенка музыке? Кого следует учить музыке и в каком объеме?

Воспитание слуховой и эстетической утонченности – единая задача и общего, и профессионально направленного музыкального образования. Учиться «для общего развития» – не означает поверхностность в отношении задач овладения навыками звукообразования и художественного интонирования.

Учиться «ради будущей профессии» – не означает игнорирование процесса воспитания музыкальности, музыкального мышления ради скорейшего накопления внешних навыков.

В условиях современности, когда искусство вытеснено из общего школьного образования, можно не сомневаться в том, что учить музыке необходимо каждого ребенка – в меру его интереса и способностей. Но обязательно – на базе классического искусства, обязательно на «живом» инструменте и на материале доступной степени трудности.

Качество как музыкального, так и общего развития ребенка обеспечивает только высокохудожественное искусство и работа с живым звуком (синтезаторы и электромузыкальные инструменты исключают не только психическую энергию из звучания, но и сам процесс звукообразования – основу музыкального развития).

Необходимость соблюдения меры внешних трудностей не позволит вытеснить задачу понимания музыки проблемами инструментальной техники (всегда достаточно сложной для ребенка, даже способного). В музыкальной педагогике этот общекультурный и общепедагогический принцип (который требует также постепенности, неспешности, систематичности обучения) именуется принципом единства художественного и технического развития, при ведущем художественном начале.

Иными словами, учить музыке как умению воспринимать и передавать художественное содержание музыкальных произведений, овладевать основами музыкального творчества – задачи обучения каждого ребенка. При этом главным является умение жизненно подойти к явлению красоты, понимая, что красота, как цель и ценность – отнюдь не абстракция, не относительность, но живое явление энергий утонченных качеств, обладающих особыми свойствами.

Особенность высоковибрационной энергетики, содержащейся в наиболее высоких образцах музыкального творчества, состоит в том, что она, при условии отзывчивости человека, может вызывать к проявлению его высшие способности, качества и сдерживать развитие негативных свойств характера.

Если ученик тонко воспринимает красоту в музыке и проявляет самостоятельную активность в процессе обучения, устойчивый интерес и работоспособность, то можно думать о профессии музыканта.

О музыкальных способностях (и это касается не только музыки, но и других искусств) важно знать следующее: скорость формирования только элементарных навыков зависит от комплекса тех способностей, которые обычно тестируются перед началом обучения. Настоящий успех обучения зависит от более глубоких факторов, от синтеза способностей разного уровня, а также от качеств характера ученика (поэтому в классической педагогике принято говорить о способностях лишь по результатам некоторого периода учебной деятельности).

Музыкальный слух является комплексной и синтетической способностью, суть которой – тонкое и многоаспектное дифференцирование звуковой ткани, то есть способность различать звуки по высоте, ритму, тембру, воспринимать ладогармонические, полифонические взаимодействия и художественно-смысловые аспекты звуковой ткани. Многообразие аспектов музыкального восприятия и необходимость понимания музыкально выраженных идей, способность к творчеству мысли в музыке выражается в понятии музыкальность.

Понятие «музыкальность» как синтез способностей и качеств восприятия музыки опирается на музыкальный слух, но еще более указывает направление на сознание человека в целом, на глубину его мыслей, чувств, духовности – в неразрывном единстве с чувством красоты.

Способность дифференцированно воспринимать звуковую ткань на элементарном уровне, как способность частная, развивается быстрее в сравнении с интеллектом, тем более с такими способностями, как отзывчивость к красоте, к проявлениям духовности.

В процессе музыкальной деятельности человек пользуется всем комплексом своих способностей и качеств. При этом одни способности пробуждают другие. В соответствии с иерархическим принципом, более общие способности управляют развитием частных, специальных.

Принцип иерархичности – единый закона бытия. Суть проявления его в человеке состоит в том, что более высокие уровни психики являются движущим и управляющим фактором в отношении более низких «этажей» психо-физического устройства человека. Высшие нервные центры управляют действием низших, не наоборот. Эта закономерность объясняет необходимость возвышать мышление и воображение ученика. И хотя, по закону обратной связи, внешняя активность человека отражается на его высших центрах (не обязательно благотворно), процессы развития, то есть совершенствование сознания человека, подчинены закону тонких энергий: высшее управляет низшим, никогда наоборот.

Единая закономерность управляет и процессами развития мастерства в искусстве: чем глубже, искреннее, возвышеннее чувство в искусстве, чем яснее представление художественного образа, тем больше «вызывается» возможностей для его талантливого воплощения.

В отношении развития способностей ребенка это означает, что именно все возвышенные движения в его душе в процессе занятия искусством и являются главным развивающим фактором. Если каждое внешнее умение – это инструмент развития, и он, по определению, нейтрален (то есть его использование может быть благом для личности, а может и не быть), то все явления искренних и возвышенных чувств и мыслей не только являются благотворным фактором в отношении воспитания и здоровья, но и пробуждают и развивают способности, которые соответствуют лучшим интересам личности.

Сегодня модными стали упоминания о развивающей роли мелкой моторики рук для дошкольников. Именно понимание принципа иерархичности поможет восстановить соизмеримость в таких вопросах. О моторике уместно говорить в отношении действий односложных, концентрированных на физическом плане (завязывание шнурков, специальные пальчиковые упражнения, полезные в определенных случаях, чаще всего в медицинских). Занятия музыкой, искусством – деятельность синтетичная, опирающаяся на целостную работу сознания, а не на физическую активность.

Восстанавливающие, коррекционные результаты занятий музыкой (побочные) так же, как и развивающие (основные), обусловлены отнюдь не физическими действиями музицирующего ребенка, а фактором целостной его вовлеченности в творческий процесс, причем под постоянным вниманием учителя.

Именно явления психической инициации суть то, что происходит, когда в ученике пробуждаются в процессе музыкальных занятий ранее дремавшие силы (или гармонизируется работа нервных центров). Это прямое следствие комплекса целенаправленных усилий, которые необходимы человеку в процессе исполнения музыки, это фактор классической музыки, повышающей психические вибрации, а также инициирующее воздействие сознания учителя на ученика. (Все это закономерности действия психической энергии – главного фактора всех чудесных восстановлений здоровья и пробуждений способностей).

В практике обучения можно наблюдать также следующие соответствия, указывающие на ведущую роль разумности и духовности как ведущих начал в отношении частных умений и способностей. Если ребенок проявляет качества глубокого мышления и работоспособности, то даже при изначально малой приспособляемости к инструменту он более качественно овладевает умениями игры на инструменте, чем его менее интеллектуально развитый соученик, хотя и имеющий изначально значительно лучшие слуховые и двигательные данные, но не владеющий вниманием, не умеющий сосредотачиваться в работе. Более развитый духовно имеет возможность развить более утонченную музыкальность, чем духовно неразвитый обладатель блестящего слуха.

Таким образом, способности взаиморазвиваются, одни укрепляют другие и вызывают к проявлению соответствующие качества характера и духовные силы.

Высокие области музыкальной деятельности достигаются музыкантом лишь тогда, когда музыкальным способностям и умениям соответствует высокий уровень мысли и культуры. Ученик достигает блестящих результатов, когда его музыкальные способности сочетаются с интеллектуальными способностями, такими, как способность длительной и глубокой концентрации внимания, способность логического и образного мышления, памяти. Важна база общеэстетических и общехудожественных способностей, таких, как способность восприятия красоты в искусстве и в явлениях жизни, активность воображения.

Музыкальные способности «питаются» качеством общекультурных и духовных способностей – способностью слушать, сотрудничать, прилагать усилия, нести ответственность, способностями к возвышенному мышлению, интуиции, созерцанию и т.д. Конечно, в свою очередь, вызывая и «питая» эти востребованные в обучении способности.

Таким образом, в вопросе развития любых специальных способностей к искусствам важно понимать, что именно синтез сознания человека, развитие чувства красоты, интеллекта и духовности определяющим образом влияет на уровень всех его возможностей и качество деятельности. На этой истине основано утверждение о ценности классической музыки, всех возвышенных явлений искусства и жизни, вызывающих в ребенке лучшие силы души.

Необходимо не принижать смыслы высокого искусства, якобы для облегчения усвоения, но именно учить детей возвышать мышление и воображение, чтобы уметь войти в соприкосновение с красотою, дающее благотворные результаты в отношении развития и здоровья.

Из сказанного следует, что узко направленные действия по овладению отдельно взятыми приемами мастерства, как и внешнее разнообразие занятий ребенка сами по себе не решают вопрос развития его способностей. («Моторика» в музыке – не средство развития и не цель. Игра на музыкальном инструменте способствует развитию центров высшей нервной деятельности через процессы мышления и восприятия гармонии и ритма).

Явления же истинной талантливости всегда опирается на человеческую глубину, искренность, способность к самозабвенному труду, на способность воодушевляться, т.е. зажигать свой огонь самостоятельно. Проявляется талантливость и как самостоятельное стремление к качеству и неприятие всякой поверхностности. Поэтому в вопросе обучения детей музыке очень важна позиция родителей, понимание ими ценности классического искусства и классических принципов обучения: последовательность, системность, осознанность, опора на чувство красоты.

Важно понимать и влияние общественных условии на все процессы обучения и воспитания. Современная школа, в том числе музыкальная, отражает все проблемы современного общества, и так же, как и общество в целом, страдает от противоречия между истинными задачами человеческого развития и сиюминутными требованиями бюрократических систем, игнорирующих гуманистические и культурные ценности. В таких условиях учитель в одиночку не может вполне решить задачу качественного воспитания ребенка. Необходимы союзы, необходимо сотрудничество культурных сил.

Именно культурное сотрудничество учителей и родителей учеников могут стать той опорой, которая поможет ребенку понять включенность обучения музыке в круг задач его самовоспитания и саморазвития.

Важно также занять правильную позицию относительно ценностей, которые справедливо именуются вечными, и к ним стремиться. Заметим, что только они и являются истинными, ибо что же ценно, как не то, что остается в духе человека – т.е. навсегда? Именно навсегда остаются с человеком, в его нетленном естестве, озарения от касаний Красоты, способность чувствовать гармонию созвучий, утонченность ритмов, свет возвышенной мысли и опыт ее звукового выражения – то есть подлинные музыкальные способности.

Благо обучения музыке, как общего, так и профессионального – едино, с разницей лишь в объеме узкоспециальных навыков и знаний. Это единое для всех обучающихся благо музыкального искусства состоит в осознании новых энергий, поднимающих сознание над обыденностью, приносящих радость и открывающих человеку более высокие области бытия, собственно то, для чего рождается в этом мире человек и для чего рождено искусство. Задача взрослых поколений – объединенными усилиями помочь молодым не заблудиться в жизни, среди множества явлений, привлекательных своей яркостью и обещаниями успехов, рассмотреть истинные возможности, укрепиться на пути созидательного творчества, что принесет счастье и неиссякаемый оптимизм, приобщив к источникам энергий Света.

Автор:  М.В. Гореликова

Источник:  Газета «Scalae» №31 июль 2018 г.

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий