Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » “Пусть любовь к Родине научит любить и все человечество”. Патриотизм по Рериху

1 492 просмотров

2701-3

К 140-летию со дня рождения Николая Рериха меня попросили подготовить доклад для Русского Культурного Центра в Чeннае (Индия). И я наткунулась на весьма неожиданные аналогии…

“Собственности у меня нет. Но вот что завещаю всем. Всем. Любите Родину. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит любить и все человечество. Пусть познавание чужих стран приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные, дана мысль об общем благе, дана бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Где нарождается красота, там придет и рассвет всех трудовых достижений. В мире идет строительство и светлое будущее”, – написал Николай Рерих незадолго до своей смерти в 1947 году.

Про семью Рерихов в Индии известно едва ли не больше, чем на Родине. Однажды я побывала в местах Рериха в Гималаях, около Дарджилинга и монастыря Гхум – они сами  привлекли меня, без путеводителей. Теперь я читаю дневники Николая Рериха с большим удовольствием, чем иные блоги т.н. “тысячников”.

“Чем больше мы знаем, тем яснее наше незнание. Но если мы вообще не знаем, то даже и ощущения незнания нет. И двигаться нечем. И двигаться некуда. Тогда уже неизбежно – кромешное царство пошлости”, – пишет Рерих, в духе классического Мастера Дзен.

 

Про собственность Рерих не лукавил. Все средства от продажи своих картин, книг, он направил в фонд Красной Армии во время Великой Отечественной. Оба его сына c первых дней просились добровольцами на фронт. После окончания Второй Мировой войны, Николай Рерих собирался вернуться в Россию, но не успел. Он умер в Индии. Тело было сожжено и похоронено в Гималаях. Там же установлен памятник.

Но я не об этом. Во-первых, несмотря на советскую риторику в своем завещании и лояльность режиму (“Махатма Ленин”), попытки скрестить буддизм с коммунизмом, Рерих,  безусловно, был человеком не только широкой души, но и широких взглядов. Эта широта позволяла ему обнаруживать в крайностях общее и примирять непримиримое. Он способствовал налаживанию не только дипломатических связей между Советской Россией и Америкой, Индией, но и соединял совершенно незнакомые друг с другом художественные архитипы в своих картинах. Еще при жизни Рерих считался фигурой неоднозначной. Когда его номинировали на Нобелевскую премию мира, соратники Рериха устроили заговор и даже отправились из Нью-Йорка в Стокхольм, чтобы якобы его разоблачить. Был большой международный скандал. Читая об этой  крысиной возне, изучая многочисленную критику, обострившуюся особенно в последнее время, становится почему-то уже совершенно неважно, был ли Рерих масоном или нет. Этот факт сам по себе совершенно теряется в масштабе его личности.

2701-4

Во-вторых, о патриотизме.. Любовь к Родине в контексте Рериха означает не тот патриотизм, объединяющий “нас” против “них”. А ведь именно такой “патриотизм” встречается чаще всего. И это несмотря на явную угрозу, которой был пропитан весь прошлый век и которую так явно предчувствовал Рерих, предсказывая и Первую и Вторую Мировую войны в своих дневниках и картинах. Нет, в словах Рериха содержится что-то совсем другое. Это не ревностная любовь, упакованная в патриотизм, ради защиты от внешних врагов. И она не зиждется на втором анально-территориальном контуре (в терминологии Роберта Антона Уилсона).

Если провести аналогию с любовью человеческой, то такая любовь не ограничивается одним единственным человеком, не замыкается на нем по принципу “Ты, я и больше никого!” Она является любовью ко всем живым существам, к миру вцелом. Проявленная и раскрытая через определенного человека, которому удалось подобрать ключ и проникнуть в наше сердце, пускай с изрядно изношенным замком. 

2701-5

Рерих не сильно вглядывался в политическую обстановку, несмотря на тесные связи с главами некоторых государств (Неру и Ганди были гостями в его индийском доме). Его больше волновали вопросы “космической справедливости” и “потухшей в человеке жизни духа”. И хотя Рерих действительно влиял на политику, он делал это совсем не так, как мы привыкли думать. Рерих использовал политику как инструмент, когда того требовала более высокая задача, которую он перед собой ставил. Инструмент ведь сам по себе не обладает доброй или злой волей. Он превращается в орудие возмездия или наведения порядка в руках того, кто им владеет. Обычно, политическими инструментами дирижируют тщеславные корыстолюбцы, ничтожные для эволюции, “космический шум”. Рерих был человеком совершенно иного свойства. Он был “космическим антропологом” или “онтологическим партизаном”. Рерих мог бы стать русским пророком, если бы кривое зеркало не мешало нам вечно путать пророков и лжецов.

Он не мог оставаться в стороне, когда стабильность в мире вдруг рухнула, и социальные обломки неуправляемой массой рванули в бездну истории, подминая под себя идеологии, культуру и стремясь найти и обрести новую форму. Возможно, Рерих как никто другой понимал непредсказуемость и опасность происходящих процессов. Две долгие экспедиции в Гималаи и на Алтай, встречи с Ламами, паломниками; исследования местного фолклора, строгая дисциплина, зарисовки, осмысление культурных кодов, – все это было личным поиском новых эволюционных сочетаний.

2701-6

В этом небольшом храме у дороги останавливался Лама в изгнании, и здесь же произошла встреча Рериха с Учителем

Творчество Рериха – о проблемах исторической памяти, развития философско-этической мысли, о культурном развитии и сотрудничестве народов. И в то же самое время проблема выбора путей развития нашей страны. Других целей, в которых его пытаются упрекать завистливые посредственности, у Рериха не было.

Есть факты более ошеломительные, например:

– Рерих при жизни создал около 7 тысяч картин.

– В свою первую 3-летнюю экспедицию по Гималайям, через Алтай, Монголию и Тибет ( в общей сложности около 10 тысяч километров) Николай Рерих отправился в возрасте 50 лет. На экспедицию нападали разбойники, их обстреливали и грабили. Сложно в это поверить, но во время одного из перевалов при подходе к Тибету Рерих столкнулся с бумажной волокитой – вместо двух дней оформления документов, он прождал 5 месяцев, проживая в летней палатке на высоте 1400 футов. Было так холодно, что за время ожидания умерло около 90 животных из каравана и 5 членов экспедиции.

– “Пакт Рериха” о сохранении археологических и культурных памятников во время военных действий. Николай Рерих составил еще предчувствуя Первую Мировую и, разослал правительствам Франции, США и России, получив в ответ полное равнодушие. Впоследствии именно “Пакт Рериха” послужил основой в разработке и принятии “Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта” в Гааге в 1954 году.

 

автор  Веста Спиваковская

Истоки:  Сноб

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий