Главная » картины, О КУЛЬТУРЕ » Неизвестная статья Н.К. Рериха “ПЬЕТРО ГОНЗАГА”

2 500 просмотров

2649-90

А. П. СОБОЛЕВ, президент «Исследовательского Фонда Рерихов», г. Санкт­-Петербург

В 1922 году в октябрьском номере журнала «Theatre Arts Magazine», выходящего в Нью-Йорке, появилась статья Николая Рериха под названием «Пьетро Гонзага». Посвящалась она выдающемуся итальянскому театральному декоратору, архитектору, сценографу и теоретику искусства. Несколько лет назад этот журнал неожиданно попал ко мне в руки. С удивлением я обнаружил, что этой статьи нет на русском языке. После её перевода у меня возник вопрос: что же побудило Н.К. Рериха написать об этом выдающемся человеке?

Под одной из представленных в статье репродукций театральных декораций Гонзага есть подпись: «С постоянной выставки в Мастер-Школе объединённых искусств», а в конце журнала помещена реклама самой школы (Master School of United Arts). Известно, что идея её открытия родилась у Николая Константиновича сразу после приезда в Америку. Художник хотел создать учебное заведение по образцу Рисовальной школы Общества поощрения художеств в Петрограде, которой он руководил до 1918 года. Конечно же, в работе с учащимися сотрудники и преподаватели школы обращались к лучшим произведениям выдающихся мастеров. Николай Рерих писал, что в новой школе все формы искусства должны быть собраны под одной крышей, чтобы учащиеся получали здесь гармоничное, целостное и законченное художественное воспитание начиная с детского возраста. Школа должна была содействовать выявлению и развитию творческих способностей.

Видимо, произведения выдающегося итальянского мастера, творившего в России, составляли часть постоянной экспозиции в Школе объединённых искусств, в связи с чем Н.К. Рерихом и была написана небольшая статья, посвящённая Пьетро Гонзага.

Представляя читателям статью Николая Константиновича, приведём краткие биографические сведения об этом итальянском художнике и декораторе.

Родился Пьетро ди Готтардо Гонзага (Гонзаго) 25 марта 1751 года в Италии, в местечке Лонгароне близ Венеции, в семье художника и театрального декоратора. С детства мальчик мечтал стать актёром, но его родители видели для сына совершенно иное будущее. С юных лет Пьетро обучался искусству и уже с 14 лет начал работать у театрального художника Карло Бибиены. В 18 лет он переехал для обучения живописи в Венецию, а позже в Милан. Через 10 лет, в 1779 году, состоялся его дебют как художника в театре «Ла Скала». В течение следующих лет Пьетро Гонзага занимался оформлением спектаклей в театрах Милана, Рима, Пармы, Венеции, Падуи, Генуи и других итальянских городов. В 1792 году по приглашению русского посла, князя Н.Б. Юсупова, Гонзага приехал в Петербург и поступил на службу в дирекцию императорских театров, получив должность главного художника.

Находясь в России, Пьетро Гонзага выступил подлинным реформатором русской сцены. Создаваемые им театральные зрелища поражали современников виртуозной живописностью и удивительным правдоподобием пространственных эффектов.

Гонзага оформлял спектакли для театров Петербурга, Гатчины, Павловска, Петергофа, Архангельского и Москвы. Занимался он также оформлением маскарадов, балетов, торжественных церемоний для царской семьи: коронаций императоров Павла I, Александра I и Николая I, траурных процессий при похоронах Петра III, Екатерины II, Павла I и Александра I, бракосочетания великой княжны Анны Павловны и Вильгельма, принца Оранского, и др. Написал декорации к мелодраме с балетом «Медея и Ясон» для комнатного театра вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

Его опыт художника-декоратора оказал огромное влияние на несколько поколений мастеров театральной живописи.

Параллельно с деятельностью в театре Гонзага работал над созданием прекрасного парка в Павловске. Ему так нравилась эта работа, что с 1796 года он стал проводить здесь большую часть времени, благоустраивая и преобразуя отдельные участки парка, хотя многие друзья и отговаривали его от этого, считая, что страдает основной вид его деятельности — работа в театре. Но, видимо, художник ощущал в Павловске громадный потенциал и возможность реализовать свои самые смелые замыслы.

Создавая садово-парковые ансамбли, Гонзага словно рисовал пейзаж, подбирая деревья с учётом цветовой гаммы, где золото клёнов и берёз сочеталось с сереб­ром ив, бронзой дубов и зеленью хвойных деревьев. За счёт этого возникали удивительные картины, так очаровывавшие современников.

При оформлении пространств Гонзага умело избавлялся от лишних деталей. Один из его современников вспоминал, что мастер каждое утро совершал обход парка в сопровождении одного из учеников, нёсшего за ним ведёрко с краской и небольшую кисть. Гонзага указывал на деревья и кустарники, которые юноша помечал краской. Это означало, что данные экземпляры подлежат стрижке или вырубке. Очищая таким образом парк от ненужной растительности и умело компонуя различные виды растений, Гонзага добивался поразительного эффекта.

Вклад Пьетро Гонзага в формирование садово-паркового ансамбля Павловского дворца огромен: он участвовал в планировке Английского парка, по его эскизам целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру. Это, например, Большой дворец, где по его проекту построена галерея между центральным и боковыми корпусами дворца, которая так и называется — галерея Гонзага, а также Елизаветинский и Розовый павильоны парка, Пиль-башня, Новое и Старое Шале. Он декорировал и Остров любви (или Обворожённый остров) на Венерином пруде.

Необычное сочетание предельно простого и торжественного стало основной характерной чертой творчества Гонзага. Он обучил своему ремеслу немало русских и иностранных художников и механиков сцены.

Художник продолжал творить до глубокой старости. В 1828 году он был уволен со службы в императорских театрах, но продолжал архитектурно-декоративные работы в Павловске. Умер Гонзага 6 августа 1831 года и был похоронен в Петербурге.

Свой богатый опыт он обобщил в ряде сочинений, частично изданных в Петербурге в начале XVIII века на французском языке.

Некоторые театральные работы Гонзага хранятся в Театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве.

 

Статья Н.К. Рериха «Пьетро Гонзага» в журнале «Theatre Arts Magazine» (1922, т. 6, № 4)

Статья Н.К. Рериха «Пьетро Гонзага» в журнале «Theatre Arts Magazine» (1922, т. 6, № 4)

Создание очень многих частных художественных собраний в России началось в конце восемнадцатого века, во времена правления Екатерины Великой. Почему? Не потому, что вырос общий уровень сознательности. Не потому, что улучшились перевозки. Всё это имело влияние на развитие искусства в России, но далеко не такое сильное, как удивительное качество императрицы, которая, несмотря на все свои ошибки, была знатоком глубин человеческой души. Узнав о несметном богатстве одного из своих вельмож или купцов, во время приёма она могла обратиться к нему с неожиданными словами: «У вас, должно быть, замечательное собрание искусства! Я бы хотела взглянуть на него. В течение месяца я заеду к вам домой». Кто в таком случае мог признаться в своём невежестве? У кого хватило бы смелости заявить, что прекрасных картин нет у него в доме? Так были заложены основания замечательных коллекций, часто в течение одного месяца, а потом эти собрания только росли. Становится ясно, почему в санкт-петербургском Эрмитаже было 38 картин Рембрандта!

Не только произведения искусства легко попадали в Россию во время правления Екатерины. Их создатели тоже становились желанными гостями. Примечательно, что в то время не было ни шовинизма, ни дешёвого национализма, этих тёмных преград для лучших достижений нашей эпохи.

Пьетро Гонзага был одним из мастеров, прибывших в Россию в то время. Предо мной лежат три его сепии — две театральные декорации и проект идеального города. Даже при беглом взгляде поражают сила его воображения, романтизм, его твёрдая рука и мощная техника. Гонзага создал большое число работ, по большей части для театра. До приезда в Россию он работал в театрах Ла Фениче в Венеции, Арджентина в Риме, Ла Скала в Милане, Сант-Агостино в Генуе.

В 1791 году (по другим сведениям, в 1792-м. — Примеч. П.И. Крылова) по приглашению российского посла, князя Николая Борисовича Юсупова, он приехал в Россию, которая стала его второй родиной, давшей ему и признание, и положение. Он писал декорации для театра во дворце князя, для императорских театров. Он создал планы императорского Эрмитажного театра (построенного Кваренги). Он зарисовал многие церемониальные процессии, включая похороны Екатерины в 1796 году. Незадолго до смерти он написал две книги — «Light Adapted to Theatre Decoration» («Свет в приложении к театральным декорациям») и «The Music of the Eyes, or Theatre Optics» («Музыка для глаз, или Театральная оптика»).

По любому, даже краткому, описанию его деятельности перед на­ми встаёт живой образ итальянского художника, мощного по своей силе и изощрённости духа. Только истинный поэт мог мечтать о подобных фантастических городах, только очень опытный художник мог изобразить всё это сложное переплетение линий безо всякого упрощения. Города Гонзага удивительно живые, все последующие школы не умалили их значения.

[Подпись автора к иллюстрациям]

Две декорации для русского театра, созданные Пьетро Гонзага более века назад. Живые и прекрасные сами по себе, они также интересны тем, каким образом им удаётся перенести зрителя на два века в прошлое, к работам Палладио1, через него к Витрувию2, а потом дать взглянуть в будущее, на работы лучших русских оформителей дня сегодняшнего. Эту прямую линию преемственности, ведущую искусство от мастера к мастеру, от страны к стране, невзирая на политические границы между ними, можно прекрасно проиллюстрировать сравнением проектов Палладио театра Олимпико в Виченце с одним из проектов Иниго Джонса3 Елизаветинского театра, этими двумя эскизами Пьетро Гонзага и современными русскими декорациями.

Публикуется впервые

Перевод с англ. П.И. Крылова

1 Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio), настоящее имя Андреа ди Пьетро (30 ноября 1508, Падуя — 19 августа 1580, Виченца) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. Основоположник палладианства и классицизма.

2 Марк Витрувий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio; I век до н. э.) — римский архитектор и механик, учёный-энциклопедист.

3 Иниго Джонс (Inigo Jones; 15 июля 1573, Лондон — 21 июня 1652, там же) — английский архитектор, дизайнер, художник и сценограф, стоявший у истоков британской архитектурной традиции.

Источник:  Журнал “Восход” № 6 (266), Июнь, 2016

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий