Главная » Живая Этика (Агни Йога)- Об Учении, Живая Этика (Агни Йога)-подборки, УЧЕНИЯ - ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА) » Как распространять Учение Живой Этики? (Письма Е.И.Рерих и Н.К.Рериха)

1 052 просмотров

loqo-1087565

 

Письма Е.И.Рерих и Н.К.Рериха

17.02.1934 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)  Относительно распространения Учения тоже не слишком печальтесь. Не следует зазывать и навязывать его. Лишь страшный вред получится от подобного навязывания. Припомните, как Учение предупреждает против всего насильственного. – «Сознающее свое значение Учение не будет выставлять себя на базаре. Тонка черта между утверждением и навязыванием. Часто можно унизить себя не по цели. Каждая капля, мимо упавшая, обращается в жгучую кислоту. Насильственное набухание даст лишь водянку, и вы знаете, что лечение ее невозможно. Потому только качество, но не количество. Каждый постучавшийся отвечает сам, но зазванный ляжет жерновом на шее звонаря. Потому звоните лишь вовремя – так избегнете миссионерства». – Итак, не заботьтесь чрезмерно распространять Учение Света! Учение проталкивается путями неведомыми. Лишь держите сердце на страже и не промолчите на стук страждущего и идущего!

26.04.1934 Е.И.Рерих американским сотрудникам  Между прочим, я просила Авираха прислать мне из писаний Н.К. 29-го года определенную страничку: «Владыка, как распространять Учение Твое?» Надеюсь, что он не забыл, мне она очень нужна.

26.04.1934 Е.И.Рерих В.А.Дукшта-Дукшинской Теперь отвечу на Ваши вопросы. 1) Конечно, Вы правильно понимаете, что прежде всего нужно самим применять Учение в жизни и работать над собою. Ибо как же иначе можем мы привлекать искренно ищущих душ? Ведь на каждом, приблизившемся к Учению, лежит обязанность раздавать полученные им зерна. Но будет ли удачен такой посев, если сами мы не будем уметь ценить и не испытаем зерна, доверенные нам? Многие ли найдутся, кто на веру примут наши зерна? Многие захотят убедиться в результате, увидеть всходы этих зерен. Потому так важны наглядные, личные примеры носителей зерен. Важно показать жизненность Учения, насколько примененное Учение может преобразить весь характер человека и всю жизнь его. Давно уже сказано – «вера без дел мертва есть».  Так и Учение, без приложения его, принесет мало пользы.

11.07.1934 2 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.1)  Ваше письмо от 12-го июня порадовало меня. Ценно, когда друзья предлагают практические и созидательные мысли. Вы правы, что совершенно необходимо спешить с распространением Великого Учения, ибо действительно время так кратко. И именно на всех подошедших и ознакомившихся с Учением лежит эта священная обязанность. Ваше предложение организовать Комитет и Общество для издания и распространения книг Учения есть стук в открытую дверь, ибо такой Комитет уже существует почти в полном составе перечисленных Вами лиц.

08.09.1934 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)  Между тем сроки близятся, и не за горами уже то время, когда и на Родине окажется возможным свободно распространять Учение Жизни.

10.10.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Также Вы пишете, что «после прочтения «Озарения» и «Агни Йоги» люди, хорошие и до сих пор честные и добрые, вдруг начали проявлять свои самые плохие, раньше скрытые, качества», но это обычное оккультное явление. При касании к Учению все действующие в человеке энергии возрастают в напряжении своем и пробуждаются до тех пор дремавшие в нем силы, являя, таким образом, истинную сущность человека. Потому всегда советуется большая осторожность и не зазывание. В Учении миссионерство нигде не заповедано. Нужно качество, но не количество. Умение дать каждому по сознанию есть великое знание продвинувшегося ученика. Потому не следует широко распространять книги Учения, но придерживаться программы культурно-просветительных занятий, в их широком общедоступном понимании. Тем более, что правильно воспринять основы Живой Этики, излагаемой в Учении, может лишь культивированный и дисциплинированный ум, а много ли таких умов даже среди так называемых образованных людей? Без основы культуры или утончения как можно ожидать, что человек воспримет тончайшие вибрации? Можно ли ожидать от человека, который смотрит не видя и слышит не слыша, глазам и ушам которого недоступны тончайшие тона и звуки в окружающей его природе; для которого земля всегда черная, горы зеленые или серые, и все индусы и китайцы на одно лицо, а все звуки водопадов, рек и леса просто шум, можно ли ожидать, что он воспримет тончайшие энергии? Ведь первая основа каждого восприятия есть принятие его в сознание. Сознание есть единственный магнит, собирающий всю нашу сокровищницу. Потому в книгах Ж. Эт. так настаивается на открытии, на очищении и на расширении сознания. Учение предоставляется тем, кто к нему стремится.

06.12.1934 Елена Рерих Рихарду Рудзитису  Конечно, Чаша Востока есть книга, которой предстоит широкое распространение в недалёком будущем, ибо нужно сдвинуть сознание человечества, зашедшее в тупик. И Вы правильно подметили, что именно православным труднее всего принять её. Очень уж запуганы они своими догмами, порождением невежественных сектантских умов средневековья. Сознание наших православных иерархов поистине ужасно в мертвенности своей. В рвении, достойном изуверов инквизиции, они отстаивают искажение всех Заветов Того, Кого они почитают Богом своим, в ослеплении своём не понимая, что именно сами они ежечасно предают и распинают Его. Страшно за эту неподвижность и удушение мысли, продолжающееся на протяжении стольких веков! Будем надеяться, что скоро наука придёт на помощь и докажет, что именно мысль питает жизнь, и потому, где мысль останавливается, там начинается процесс разложения.

28.02.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 Также лихорадка к учительству очень характерна для новичков, и эту ступень приходится пережить и знать. Сама знаю по себе, как вначале мне хотелось поделиться со всеми тою радостью, которая жила в сердце моем, и лишь на опыте убедилась, как осторожно нужно раздавать зерна Учения.

24.06.35 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1  …не приходило ли Вам на ум – нет ли глубокого основания в том, что во многих случаях в книгах «Живой Этики» не приведены готовые формулы, а даны лишь намеки? Именно, так оно и есть. В основу Учения положено правило, вернее, закон, что «все должно быть совершено человеческими руками и ногами». Эта формула содержит в себе всю ценность самостоятельного достижения, являющегося единственным неотъемлемым достоянием нашим.

24.06.1935 Е.И.Рерих А.М.Асееву  Конечно, нельзя неподготовленным сознаниям сразу открывать всю Истину. Во все века давалась лишь та часть, которая могла быть воспринята человечеством. Потому Величайшим Обликам приходилось и приходится прикрываться серым плащом, чтобы блеск Их не ослепил смутное сознание. Пусть сознание Вашего друга постепенно раскрывается навстречу Истине. Думаю, что он – чистая душа. Потому сердце его должно само решить и озариться внутренним светом, содержащимся в его «чаше» накоплений. Не насилуйте его ничем, предоставьте ему самому избрать путь. В этой духовной борьбе он должен сам явиться победителем. Приведу Вам страничку из Учения: «Опасайтесь миссионерства не только в отношении чужих зазываний, но чтобы и самим не сделаться миссионерами. Невозможно исчислить вред миссионеров, и нельзя без презрения увидеть, как на базаре продается Учение с уступкою. Умейте понять, что сознающее свое значение Учение не будет выставлять себя на базаре».

Помните, как у Вас являлось желание объединить все существующие духовные ячейки. Но теперь на личном опыте Вы можете убедиться, как это невозможно при существующем состоянии человечества; природа человеческая не доросла еще до понимания самого примитивного сотрудничества! У нас есть уже некоторый опыт. Потому мы никогда никого не зазываем, никому ничего не навязываем. Но, конечно, если кто присоединился к нашему Знаку, мы должны следить за тем, чтобы под этим знаком не преподносилось бы нечто, совершенно противоположное основным идеям и правилам общества.

15.08.1935 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4) Так сердце мое радуется горением подходящих сердец. Зиночка может смелее приближать, нам нечего бояться раздавать книги Живой Этики. Но при первом же подходе нужно прочно установить закон Иерархии. В первые дни теос[офского] движ[ения] на это особенно обращалось внимание, так же как и в буддизме. Ведь в буддизме прегрешение против Иерархии навсегда исключало бикшу из Общины. Они знали оккультный закон.

30.08.1935 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4)  Много русских примкнуло к этому Общ[еству]. Ведь Теос[офское] Общ[ество], возглавляемое Каменской, никому ничего дать не может, а душ ищущих немало. Нам не следует иметь их врагами. О Парамоновой почти ничего не знаю, смутно припоминаю ее в бытность нашу в Швеции. Конечно, нет никакой опасности в ознакомлении ее с Книгами Учения. Нам нечего бояться наших Книг. Наступило время их более широкого распространения. Давно было Сказано, что самое лучшее, если Книги эти будут приписаны нам. “…”

07.02.1936 Е.И.Рерих А.М.Асееву  Радуюсь, что Вы убедились в низком качестве видений медиумов. Могу подтвердить правильность сведений г. Латыш. Обычно другим запрещают то, в чем сами особенно заинтересованы. Ведь сейчас невероятно развито всякое колдовство и дешевый спиритуализм. Потому так важно распространять книги Живой Этики, указывающие на вред таких действий.

24.05.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2  Так пусть и Новое Учение, как сказано, входит обычным путем преследования. Снова приходится напомнить, что Учение распространяется Путями Неисповедимыми. Потому и Вам я всегда советовала не вербовать последователей. Также указывала начать устраивать культурно-просветительные вечера, и лишь присмотревшись к посетителям, бросить в их сознание несколько новых зерен. Всегда полезно пополнить и свою сокровищницу знаниями. Дисциплинированный, просвещенный ум легче воспримет Учение Света, во всей его всеобъемлемости. Именно недостаток знания является таким препятствием на пути эволюции. «Ад есть невежество» – так сказал один подвижник первых веков христианства.

25.05.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2  Также просим Вас не страшиться никаких нападок или поношений. Все это лишь тина с разлагающихся болот. Я уже писала, что ни одно Учение не входило в жизнь без жестокого противодействия, так должно быть и с книгами «Живой Этики». Как сказал и Иисус (Ев. от Луки, гл. 6, ст. 26): «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали с лжепророками отцы их». – Яснее сказать нельзя.И кто из работающих на поле Истины захочет приобщиться к признаку лжепророка. Кому «Чаша Востока» неприемлема, скажите – широко мироздание, и свет велик. Имеется много очагов, где «Чаша Востока» затеплила новую свечу, новую радость в духе. Было бы непростительно пришпиливаться сознанием к одному месту и к одной группе случайных людей. Учение распространяется путями неисповедимыми. Никто и ничто не может остановить Космический Магнит в его эволюционном движении, все запруды лишь приведут к разрушению. Гибели целых материков и целых рас свидетели тому. Человечество нашей расы, в своем безумии разъединения, ускоряет цикл своего смещения.

25.06.1936 Е.И.Рерих М.Е.Тарасову О какой-либо наживе с книг Учения никто и не помышляет. Со своей стороны, могу сказать: мы не раз убеждались, как люди не дорожат тем, что дается им даром или легко. Так, «Агни Йогу» в русском издании сейчас уже почти не достать, и мы знаем искренно устремленных, которые сидят и переписывают на машинке всю книгу для себя. Вот такие читатели ценны, большинство же тех, которые заплатят легко, так же легко положат ее на полку и, может быть, даже не дочитав.  Учение распространяется Путями Неисповедимыми. Истинно устремленный найдет возможность достать книгу.

17.06.1937 (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)  Вообще пути распространения Истины неисповедимы. Поучительно видеть, как отскакивают всякие предрассудочные сознания, а в то же время в совсем неожиданных краях появляются друзья, и среди них многие молодые, – а ведь это уже является благим знаком. Лишь когда молодые приникнут ухом к Истине, тогда можно сказать “ныне отпущаеши, Владыко”.

31.07.1937 Е.И.Рерих А.Паскевичу и А.Кавка  Учение распространяется Путями Неисповедимыми. Со всех концов мира летят к нам вести от созвучных и горящих сердец, потому зачем отягощаться сознаниями невоспринимающими? Не полезнее ли отдать время и силы истинно нуждающимся в слове Света? Мы никого не собираемся обращать и принимаем лишь добровольно приходящих. Пусть каждый следует пути, который ему ближе.

24.12.1937 Е.И.Рерих З.Г.Лихтман  Родная моя, нужно больше читать и проникаться духом Учения. Пусть каждый день хотя бы пять параграфов будут прочтены со всем вниманием и сердечным огнем. Нужно смотреть на такое чтение как на молитву, как на питание духа. При таком чтении окрепнет дух и много облегчится.

13.08.1938 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу  Многое уродливо преломляется в ограниченных сознаниях, и вред получается огромнейший. Лишь редчайшие единицы людей могут подняться над планом нашей действительности и понять те законы, которые движут событиями, следовательно, людьми. Большое знание не прощается и вызывает злобный антагонизм толпы и средняков. Потому во все века Великие Учителя заповедали говорить по сознанию слушателей и в соизмеримости с обстоятельствами. Отступление от этого мудрого завета кончалось рушением многих светлых начинаний и гибелью человеческих жизней. Приложу копии выдержек из моего письма к одной сотруднице.

На замечание, что Вы затрудняетесь сказать, «в чем было сделано больше ошибок со времени Христа – в излишне поведанном или в излишне умолченном», отвечу, что во всем, что касается до Христа и Его Учения, можно сказать, что не излишне поведанное или излишне умолченное, но именно невежественное и корысти ради искажение Его простых речений и заветов принесло столько вреда. Очень был бы полезен труд, поясняющий Евангелия в свете синтеза всех духовных Учений. Потому, если Вы будете разъяснять Евангелия, пользуясь основами Живой Этики и параллелизмами в других Учениях, это будет полезно, но если хотите быть понятым большим числом слушателей, то не слишком вдавайтесь в сокровенные данные, приводимые в «Тайной Доктрине».

Именно очень удачны приведенные в Вашей главе параллелизмы между Учениями. Конечно, в буддизме их тоже не мало.

11.07.1938  Николай Рерих Рихарду Рудзитису и Гаральду Лукину Книга без распространения как камень на дне колодца.

10.09.1938  Елена Рерих Рихарду Рудзитису “Не только лютеранское духовенство, но, кажется, вообще все местные христианские церкви видят в распространении Учения Живой Этики нежелательное соперничество и критику. Несколько тому способствовала и книга Клизовского[1], которую духовная цензура едва не запретила”.

25.01.1939 Николай Рерих Рихарду Рудзитису и Гаральду Лукину В письме И.Г. имеется одно упоминание, которое вызывает тревогу. Он пишет, что отношение налажено с Беликовым, а что касается других магазинов, то отношения установить трудно. Это звучит прямо трагически. Конечно, мы все достаточно знаем, насколько часто магазины бывают жульническими. Но тем не менее, какой же другой канал для распространения остаётся помимо них? Сейчас на очереди распространение таких больших изданий, как Тайная Доктрина и монография. Рассылка сотни листовок ещё не может вполне помочь распространению. Мы видим, что каталоги магазинов рассылаются очень широко. Вспомним, что Священный Дозор какими-то способами был упомянут во всевозможных каталогах и магазинных объявлениях. Результатом этого было, что мы постоянно слышим из самых неожиданных источников именно о Священном Дозоре, а не о других книгах. Всё время меня беспокоит вопрос о распространении. Очень хорошо сделал Беликов, продвинув за границу маленькие листовки, и, кажется, намерен продвинуть и большие.

26.01.1939 Николай Рерих Пьеру Мабилю  Вы пишете о рекламности Агни-Йоги, что остаётся для нас энигматической[2]  (загадочной), Вы говорите, что угнетены «коммерчески-рекламной формой, в кою облекают издание Агни-Йоги русские американцы». Беру № 1 Фламмы и вижу обычные перечисления книг, имеющихся на складе для продажи, и это никак нельзя назвать какой-то особой коммерческой рекламой, ибо каждая напечатанная книга нуждается в распространении. А такое распространение может быть достигнуто лишь оповещением, иначе книга вместо принесения пользы останется в сотнях экземпляров, как мёртвое тело, в подвале. Кроме того, Вы же знаете, как самоотверженно и жертвенно члены Латвийского общества издают эти книги. Неужели же кто-либо будет осуждать такое прекрасное желание ознакомить человечество с Учением Живой Этики. Кроме того, во Фламме была страница изречений, почерпнутых из Агни-Йоги. Во многих самых серьёзных культурно-философских журналах мы видим постоянно помещаемые изречения различных философов.

01.07.1945 (Письма Н.К.Рерих в Америку) Пришел Ваш пакет с очень дельным циркуляром Дедлея – как полезны такие оповещения. Конечно, их посылаете в ВОКС. Очень хороша и статья Зины – весьма пригодится, все это – строительство. Валентина прислала свою последнюю статью “Мы и дети”. Пусть она собирает свои статьи, из них составится отличная книга – так ей и скажите. Хорошо, если бы Магдалена получила место в Нью-Йорке, – так нужны добрые сотрудники. По [Обществу] А[гни]-Й[оги] тоже ничего особого не сделаете. Главное – распространение книг. Через магазины. Сама жизнь подскажет, который канал окажется лучшим. Насколько время и силы позволяют, нужно постепенно переводить еще не изданные книги. Хорошо, что Вы имели письма из ВОКСа – они дают материал для ответа, для запросов. Некоторые переписки представляют целое творчество. Не только академическое взаимоосведомление происходит, но и зарождаются действия – такова и Ваша переписка с ВОКС. Особенно теперь, когда война кончилась, такое культурное сотрудничество должно расцвести ярко. Когда-то люди оценят работу ради Культуры, не от безделья, не от пресыщенья, но от устремления к светлому будущему. Оповещайте, зажигайте сердца.

05.09.1945 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) Получили статью Зиночки “Pax Cultura”, очень одобряем. Каждый голос о Культуре — уже вклад в строительство новое. Наступили последние дни для основания Красного Креста Культуры. Думается мне, что следовало бы вызвать к жизни, к новой деятельности наш заброшенный Комитет Знамени Мира. Не должен ли этот Комитет с новыми избранными Силами и Членами приступить именно к краснокрестной работе по Культуре? Пора народам осознать всю неотложность деятельности по охране и собиранию Инвентаря Культурных Сокровищ!

Никакое переустройство Мира не может оявиться успешным без осознания насаждения великих основ Культуры, Живой Этики, искания красоты во всем Бытии. Страшно подумать, что Культура уходит, скрывание этого факта ни к чему хорошему не приведет, и новое поколение может оказаться просто цивилизованными дикарями.

15.11.1945 (Письма Н.К.Рерих в Америку)  … корреспонденты спрашивают, что им делать по Аг[ни]-Й[оге] – да прежде всего читать и достойно распространять книги, но именно достойно. А лекции хлопотливы. Не надрывайтесь в бурю. Сибиряки говорят: “Быват, и корабли ломат, а быват, и не ломат”. Доплываем. Привет всем друзьям.

28.01.1950 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику Теперь другое. «Яро не разрешаю распространение Моего Учения путем радиорекламы. Провозвестие Новой Эры и Учения, ему сопутствующего, не может быть распространяемо среди вульгарного окружения и с присоединением к нему ложного основания в виде дешевой новеллы, как бы ни была она интересна с точки зрения искателей приключений и любопытствующих ротозеев».

Космическая Несоизмеримость, оявленная в такой мысли, настолько велика, что сердце мое как бы остановилось от боли. Яро, страстно следует проникнуться сокровенностью Учения и редчайшим оявлением Провозвестия Новой Эры.

«Лучше сокрыть Учение в монастыре Тибета, нежели выдать его в такой пошлой рекламе. Учение не может уявиться на таком яром унижении. Оно говорит само за себя и не нуждается в вульгарной рекламе. Ярая реклама – страшное рушение смысла Сокровенного Учения»

07.02.1952 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику  Не тревожьтесь, родные, что Учение распространяется особыми путями. Учение давалось для будущей новой страны, вернее, всему миру – потому мы должны следить только и протестовать против искажения и требовать, чтобы было указано, откуда почерпнуты те или иные изречения. Но препятствовать распространению мы не можем. Будет время, когда Источник будет известен.

10.05.1952 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.3)  Необходимо прекратить сумасшествие Ренца и происки Бейли с Браншт[едтером]. Они хотят завладеть всем изданием. Мы не можем допустить, чтобы Учение Живой Этики было предметом распрей и судебного процесса. Учение не может быть захвачено лицами, которые не понимают разницы между Великим Владыкою М. и Тибетским учителем г-жи Б[ейли]. Надо прекратить, иначе ярые уявятся на сумасшествии. Ярый срок распространения Учения в Европе еще не настал, и большие переустройства ожидают Западные страны. Того небольшого числа книг Учения, там уже имеющегося, совершенно достаточно для серьезно ищущих душ.

08.03.1953 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику  Мне радостно, Родные, что Вы начинаете глубже понимать значение Учения. Учение В[еликого] Вл[адыки] – сейчас самая большая Сила в Мире. Ведь это синтез всех Учений, но в новом осознании всех Основ Бытия и на новом понимании космического значения человека и его страстной ответственности в поддержании равновесия в Мире.

13.04.1953 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику) Передайте милой сердцу моему мисс Микер Слова В[еликого] Вл[адыки] о ней: “Ярая (говоря о сотрудниках, Вл[адыка] вместо местоимения употребляет определение – ярая, ярый) уявлена на правильном пути, и передай ей Мою радость, что ярая понимает значение Моего Учения для молодых душ. Мое Учение совершенно необходимо распространять чистым сознанием и чистыми руками. Приветствуй ее и ояви ей всю поддержку в ее работе”. И еще: “Ярая сможет оявиться на общении со Мною, если она приучит себя сосредотачиваться в любви и устремлении на избранном ею Моем Облике, вслушиваясь в идущие слова. Постепенно все придет, но нужно явить терпение”.

20.12.1953 Е.И.Рерих – Е.П.Инге  Получила перевод второй книги «Озарение», выходит на днях четвертое издание «Агни Йоги» с добавлением индекса. Также весною приступают к изданию первого тома моих писем в английском переводе. Многие члены готовят индексы к переведенным книгам. Как важно иметь такой индекс и ко всем русским оригиналам; но и это будет сделано. Ведь Книги Учения распространяются по всему миру и несут радость и мощь духу. Все книги оявлены любовью и для любви, и потому они так отвечают ищущим сердцам.

Источник:  Агни Йога вики

 

***

 Как распространять Учение Живой Этики? (Агни Йога)   (Грани Агни Йоги)    (Письма Е.И.Рерих и Н.К.Рериха)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий