Главная » Об огне » Елена Рерих: огненный опыт. Н. Ковалева

323 просмотров
Е. И. Рерих

Е. И. Рерих

Огненный опыт

Ровно 90 лет тому назад, холодной зимой 1928 года, на высотах Тибета происходили сразу две драмы. Одна из них была явной для всех: на продуваемом ураганными ветрами нагорье, в холоде и голоде боролись за выживание арестованные участники экспедиции Рерихов, оставленные тибетскими властями без помощи в экстремальных условиях.

О второй же драме мало кто знал, не говоря уже о том, чтобы понимать её значение. Она состояла в прохождении отважной русской женщиной наиболее опасного этапа сложнейшего духовного эксперимента – Огненного опыта.

Что же представлял собой этот эксперимент?

С незапамятных времён целые поколения неизвестных миру отшельников стремились к овладению своим духовным потенциалом путём открытия энергетических центров, или чакр, в Агни-Йоге называемых также центрами сознания. Этот путь предстояло пройти и Елене Ивановне. Практика открытия центров всегда была тяжела и опасна даже для йогов, следующих ей в отшельничестве, на лоне природы и вдали от суеты и тревог обычной жизни. Но духовный опыт Е. И. Рерих оказался на несколько порядков сложнее и опаснее пути, которым следовали тысячи обычных индийских и тибетских аскетов. Ей предстояло овладеть высшим духовно-энергетическим потенциалом своего организма не в отшельничестве, а в обычной мирской жизни, не удаляясь от людей и от земных дел.

Этот духовный эксперимент Елены Ивановны осуществлялся под непосредственным руководством Учителя М. и был назван Огненным опытом. Наряду с созданием – совместно с Учителем – Учения Агни-Йоги, он стал величайшим духовным достижением всей жизни Елены Ивановны.

В чём состояло общечеловеческое значение Огненного опыта?

Скажем сразу, что явление это было столь уникальным и многогранным, что по-настоящему постичь и оценить его значение для духовной эволюции всего мира можно будет лишь в будущем. Сейчас, в нашу эпоху, мы способны выделить лишь самые общие итоги этого эксперимента.

Главное его значение состоит в том, что он стал прообразом, как бы моделью, будущей духовной эволюции всей прогрессивной части человечества в новых условиях смены природно-космических эпох на нашей планете.

Высшие духовные способности, которыми предстоит овладеть будущим поколениям, чтобы подняться на новую ступень космической эволюции, можно обрести лишь с помощью активизации энергетического потенциала высших центров сознания. Елена Ивановна осуществила весь этот процесс на практике – и притом не в отшельничестве, а в обычной жизни, на глазах других людей. Благодаря этому она стала первопроходцем, на своём личном опыте проложившим для других тот путь духовного преображения, который предстоит пройти всему человечеству при смене космических эпох на Земле.

Огненный опыт Е. И. Рерих дал миру практические знания о том, как будет осуществляться духовно-психологическое развитие будущих поколений людей. В записях ученика Рерихов Бориса Абрамова об этом важнейшем аспекте Огненного опыта говорилось:

«Раскрытие центров и самоотверженное предоставление себя на испытание пространственному огню представляет собою подвиг, вся глубина и величие значения которого не понимаются человечеством. Собою явила она сущность того преображения, которое суждено и которого достигнут люди в будущем»[1].

Учение Агни-Йоги, или Живой Этики, было получено Еленой Ивановной от Махатмы М. также на основе её Огненного опыта. Это учение заложило основу нового менталитета, столь необходимого всему миру для ускорения его духовного развития. Не будет преувеличением сказать, что распространённое Рерихами учение Живой Этики сформировало в культурном поле планеты нечто подобное новому информационному пространству, которое в недалеком будущем, в период смены космических эпох, составит основу духовной эволюции будущих поколений.

Объём этой статьи не позволяет подробно рассмотреть начальные ступени Огненного опыта; данная тема достаточно подробно освещена в книге «Елена Рерих. Путь к посвящению»[2]. Остановимся лишь на самом ответственном, сложном и опасном этапе этого уникального эксперимента, произошедшем 90 лет тому назад на гималайских высотах.

Йога внутреннего огня

Чрезвычайно суровой зимой 1928 года, в адских условиях холода, голода, ураганных ветров и небывалых колебаний температур Елене Ивановне предстояло пройти самый опасный этап Огненного опыта, заключающийся в воспламенении если не всех высших центров, то, во всяком случае, целой группы их. Е. И. Рерих впоследствии назвала это время «особо огненным» в её духовном опыте: «…особо огненное время я провела на высотах в 16 тысяч футов; но когда приходит время для такой огненной трансмутации, то и обстоятельства слагаются соответственно»[3].

Почему духовный Учитель Елены Рерих предпочёл осуществить самую сложную фазу Огненного опыта именно тогда, в столь сложный период, когда на карту, фактически, была поставлена сама жизнь участников экспедиции?

Причина этого состояла в том, что одновременное возжжение целой группы чакр сопровождалось развитием в организме человека неестественного, сверх-интенсивного тепла. Этот эффект издавна был известен в Тибете и назывался туммо – внутренним огнём, или жаром.

Тело человека, осуществлявшего этот чрезвычайно опасный опыт, превращалось как бы в живой генератор энергии, излучавший аномальный внутренний жар. Но перегрев организма при этом был смертельно опасен, так как неминуемо вёл к возгоранию и так называемому пожару центров, следствием которого как правило была гибель подвижника.

Именно в силу этого возжжение целой группы чакр, сопровождаемое явлением туммо, могло осуществляться лишь в условиях высокогорья, в особой природной среде и чистой духовной атмосфере, и только зимой, при самых низких температурах воздуха. Е. И. Рерих писала об этом в одном из писем: «…настоящее «тумо» может оявиться только на высотах и среди ледяной атмосферы, иначе человек сгорит. Моё «тумо» произошло на высоте в 17 тысяч футов среди ледяной температуры, под наблюдением Великого Владыки, и всё же я уявилась на пожаре центров. Три дня моя жизнь висела на волоске, но, конечно, Луч Великого Владыки спас меня, но всё же я опалила тогда моё тонкое тело»[4].

На тибетских высотах, где оказались в ту суровую зиму Рерихи, были главные условия для осуществления этого рискованного эксперимента: холод и высокогорье. Конечно, опыт Елены Ивановны проходил бы намного безопаснее и спокойнее, если бы он осуществлялся во время планового продвижения экспедиции по намеченному маршруту, а не в период ареста и нахождения её участников под стражей в экстремальных, заведомо гибельных условиях. Но выбора не было, время пребывания экспедиции в условиях высокогорья и зимних морозов нельзя было упускать, и опыт состоялся, невзирая на козни врагов. Не случайно в сообщениях Учителя той поры прозвучало: «Посылаю вам Моё терпение. Скоро придёте в движение, но, Фуяма, запасись терпением с людьми, помни, что ты стоишь перед гидрой Ан[глии]. <…> Предвижу малодушие окружающих, но канун Праздника всегда хлопотлив. Каждая кажущаяся преступность содержит нечто предусмотренное Мною». (Запись от 29.10.27.)

В Гималаях с древних пор существовала йога туммо, или «йога внутреннего огня (жара)» – особый вид буддийской йогической практики. Все знают, что индийские и тибетские последователи йоги туммо обладают способностью развивать в своём теле аномальный жар, позволяющий им, не замерзая, находиться без одежды на снегу в самые сильные морозы, а иногда ещё и высушивать на собственном теле мокрую ткань. Подобное интересное явление запечатлел и Н. К. Рерих на своей картине «На высотах. Тумо».

Н. К. Рерих. «На высотах. Тумо». 1936

Н. К. Рерих. «На высотах. Тумо». 1936

Йога туммо практикуется и в наши дни. Как правило, современные практики туммо основаны на активизации силы Кундалини с помощью различных психотехник пранаямы, результатом чего является сильный разогрев организма в условиях холода. Находятся даже европейцы, успешно осуществляющие «йогу внутреннего огня».

Но что касается настоящей, классической практики туммо, то вырабатывание в теле феноменального тепла, точнее, жара, не являлось в ней самоцелью. Истинная цель этой йогической школы состоит не в осуществлении феноменальной терморегуляции, а в ускоренной духовной самореализации и достижении высшего уровня сознания. Следовательно, психотехника классического туммо основывалась не только на активизации силы Кундалини, но и на раскрытии и трансмутации всех высших центров.

Огонь и лёд

В ходе самой опасной фазы Огненного опыта, пройденной Еленой Ивановной зимой 1928 года, ей предстояло испытать и эффект туммо, или «внутреннего огня». Реакция её организма на воспламенение сразу нескольких высших центров напоминала состояние тибетских йогов, практикующих туммо – при страшном холоде, от которого страдали все члены экспедиции, её тело излучало нестерпимый жар. Но это было лишь неизбежным следствием высшей степени раскрытия её энергетических центров, а не намеренно вызванным эффектом.

Поскольку излишнее тепло в тот момент было опасно для работы центров, ей приходилось спать на резиновых мешках, наполненных ледяной водой, и вдобавок для охлаждения периодически опускать руки и ступни ног в стоящие рядом с её постелью ёмкости, наполненные снегом. И это было в неотапливаемых помещениях во время зимних морозов! Зинаида Фосдик писала в своём дневнике: «Е. И. рассказывала, как у неё из всего тела идёт жар. Из ступней ног, когда они были в пути, шёл как бы огонь; во время сильнейших морозов она заходила в палатку и мылась, чего никто не мог делать, затем, ложась в ледяную постель, чувствовала через пару минут сильнейший жар»[5].

Конечно, не стоит думать, что духовный опыт Елены Рерих был подобием того, что и в наши дни совершается тибетскими и индийскими йогами в гималайских снегах. Степень открытия и трансмутации (что не одно и то же) основных энергетических центров, достигнутая Еленой Рерих под руководством Учителя М., была непревзойдённой. Духовные последствия этого опыта, по словам Махатмы М., также были уникальными и не имели аналогов за всю историю существования различных видов йоги на нашей планете.

«Достижение внутреннего огня степени, достигнутой Матерью Агни Йоги, – редчайшее достижение. Эта степень огня называется степенью уявленного, идущего архата[6] », – сообщал Учитель Рерихам.

Махатма М. и другие сотрудники Братства всячески старались помочь организму Елены Ивановны справиться с теми нагрузками, которые она испытывала во время самого сложного этапа Огненного опыта. Но трудное положение, в котором находилась арестованная экспедиция, и примитивные условия жизни окружающего населения всё-таки сделали своё дело: эксперимент был осложнён внешними обстоятельствами.

В поселении Нагчу, куда членам экспедиции было указано переместиться для переговоров с губернаторами, местные жители отапливали свои дома кизяком (сухим навозом). Из-за этого вся местность, в которой находились путешественники, была задымлена аргальным (кизячным) дымом. Организм Елены Ивановны из-за открытых центров был особо уязвимым и чувствительным к внешним факторам, и задымлённый воздух вызвал у нее отравление. Следствием этого стало возгорание и пожар нескольких центров, при котором особенно пострадал центр гортани (в традиции йоге называемый вишудха-чакра).

Е. И. и Ю. Н. Рерихи. 1927–1928 годы

Е. И. и Ю. Н. Рерихи. 1927–1928 годы

О последствиях пройденного ею духовного эксперимента Елена Ивановна писала: «Сейчас моё слабое место – сердце, оно немного пострадало при Огненном опыте, особенно после происшедшего общего возгорания центров, которое случилось у меня на высотах Тибета из-за отравления аргальным, или кизячным, дымом, которым наполнена была стоянка, местечко Нагчу. Я была спасена лучом Великого Владыки, но горение было ужасное. Несколько дней я изредка глотала льдинки мороженного молока. Центр гортани был настолько воспламенён и запух, что с трудом могла проглотить слюну. Там же случилось и второе возгорание, но менее сильное. Достаточно сказать, что при температуре от 15 до 20 градусов по Реомюру[7] ниже нуля в неотапливаемом помещении я лежала в одной рубашке и едва переносила простыню на ногах; шея, грудь и руки до плеч были обнажены»[8].

Махатма М. немедленно пришёл на помощь своей сотруднице, то же самое сделал и Махатма Кут-Хуми, в то время находившийся уже на Тонком плане бытия, что в ряде случаев делало его помощь особенно быстрой и эффективной. Чтобы помочь организму Елены Ивановны справиться с этим опасным состоянием, Учителя направили на неё мощные потоки целительных энергий, называемых в Агни-Йоге лучами. В эти мучительные дни и ночи страдавшая от нестерпимого жара и сильных болей Елена Ивановна видела астральным зрением вибрировавший над ней голубой луч Учителя, лечивший её.

Пик страданий из-за возгорания и пожара центров пришёлся как раз на день её рождения. В 1928 году ей исполнилось 49 лет. Особый возраст, отмечавший важную веху в духовном развитии личности, уготовил сотруднице Великих Учителей и особое, невиданное по сложности, испытание.

Фрагменты записей, сделанных Еленой Рерих в это время, позволяют хотя бы приблизительно представить, какой ценой завоевывались духовные достижения Огненного опыта:

«Моя болезнь, воспламенение синтезирующего горлового центра, усилилась. Боль ужасна, отёк всей области рта, не пошевелить языком. Никакие лекарства не помогают. Видение голубого луча, сильно  вибрирующего». (Запись от 10.02.28.)

«Учитель отменил все лекарства, возможно лишь холодное молоко и холодные компрессы на горло. Несмотря на то, что в комнате температура 4° и 5° ниже нуля по Реомюру, лежу на резиновом мешке, наполненном ледяной водой. Сильный жар». (Запись от 11.02.28.)

«Ночь – горение в горле ничем не утолить. Жар, обжигающий руки, сердце летает, а не бьётся, иногда ощущаю его в горле или же под лопатками и даже в боку. Голубой луч всё время действует». (Запись от 12.02.28.)

Как писала в дневнике Елена Ивановна, в те дни во сне она увидела рядом с собой Учителя К.Х. и поняла, что, помогая ей справиться с огнём пылающих центров, он пренебрёг личной безопасностью, и из-за этого его аура получила ожоги. Вскоре Махатма М. подтвердил этот факт, сказав, что Учитель К.Х. «получил несколько ожогов при тушении пожара Урусвати, но это не раз случается с Нами, когда в астрале нужно спешить переменным током. Урусвати помнит голубой луч, действовавший  во  время  сильного  огня». (Запись от 17.02.28.)

На вопрос своей ученицы «какой был это луч?» Махатма ответил: «Луч успокоения, когда пожар грозил распространиться на центры ушей и Третий глаз. Температура воздуха помогла успокоить пожар, ибо жар тела мог быть опасен для центра Чаши». (Запись от 17.02.28.)

Примерно через неделю страшное горение в гортани прошло, и Елена Ивановна поднялась на ноги. Правда, вскоре у неё вновь случилось возгорание центров, но на этот раз болезнь прошла сравнительно быстро. Тем не менее, Николай Константинович, встревоженный состоянием здоровья любимой жены, подолгу сидел у её постели и держал в своих холодных руках её пылающие ладони, стараясь охладить их.

Махатма М. в своих сообщениях не раз отмечал, что Н. К. Рерих очень переживал из-за самочувствия Елены Ивановны; сама она тоже знала это и потому неизменно подбадривала мужа.

Наконец, состояние Елены Ивановны стабилизировалось.

Самая опасная фаза Огненного опыта была пройдена, но трудности духовной работы Елены Ивановны на этом, конечно, не закончились. Впереди её ждал ещё не один этап Огненного опыта, а вместе с тем – и немало случаев крайне болезненных воспламенений центров, несколько раз приводящих к их пожарам, и надо было обладать необычайным мужеством, чтобы продолжать эту, в высшей степени самоотверженную, работу.

В одном из писем Е. И. Рерих писала: «Да и весь [19]29 и [19]30 год с весны до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяной водою, и у кровати моей стояли лоханки, наполненные снегом, чтобы я могла охлаждать ноги и руки. В те дни мои милые русские девочки, убирая мою комнату и постилая постель, постоянно получали сильные электрические разряды от моих вещей. Когда же я сама прикасалась к своим носильным вещам, то получались сильные вспышки сине-серебряного или же лилово-серебряного огня. Конечно, этот огонь виден был окружающими. Истинно, сон Валькирии, окружённой огнём, не сказка. Не описать в письме всех огненных явлений, но имеются десятки тетрадей с записями этого Огненного опыта. Пусть эти краткие описания послужат вехами»[9].

Как говорится в записях Бориса Абрамова, значение духовного подвига, совершённого Еленой Ивановной, человечество поймёт ещё не скоро. Она слишком опередила своё время. «Соединение пространственного огня с огнями зажжённых центров – явление настолько редкое и настолько трудное при настоящих условиях планеты и её человечества и зараженности ауры больной планеты, что описать для не знающих всё величие подвига Матери Огненной Йоги не представляется даже возможным. В веках, когда Учение Жизни дойдёт до сознания многих и наука об огненных центрах человека получит признание, подвиг Матери Агни Йоги будет оценён по справедливости. И возвышено будет имя её человечеством»[10] – говорится в записях Абрамова.

12 февраля, в памятный день великой сотрудницы Учителей Белого Братства, вспомним ещё раз об огненном подвиге, совершённом ею во имя грядущей духовной эволюции всех людей нашей планеты.

С. Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих. 1937

С. Н. Рерих. Портрет Е. И. Рерих. 1937

Примечания:

[1] Грани Агни-Йоги. Т.10, 500.
[2] Ковалева Н. Е. Елена Рерих. Путь к посвящению. М.: ЭКСМО, 2013.
[3] Рерих Е. И. Из письма от 11.12.34. Т. 2. (МЦР)
[4] Рерих Е. И. Из письма от 23.01.51.
[5] Фосдик З. Г. Воспоминания о Рерихах. М.: ЭКСМО, 2014. Запись от 29.08.28.
[6] Беспредельность, часть 1, 82.
[7] Температура 15–20 градусов ниже нуля по Реомюру равна приблизительно 19–25 градусам мороза по Цельсию. – Прим. авт.
[8] Рерих Е. И. Из письма от 22.05.39.
[9] Рерих Е. И. Из письма от 22.05.39.
[10] Грани Агни Йоги. Т.10, 500.

Источник:  Этико-философский журнал «Грани Эпохи» № 73 Весна 2018

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Один ответ к записи “Елена Рерих: огненный опыт. Н. Ковалева”

  1. admin 10.03.2018

    Иисус сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16, 24).
    Елена Ивановна с полным правом могла бы сказать: «Кто хочет идти вперёд, зажги свои огни и следуй за мной»!
    Вл.Богинский

    Ответить

Оставить комментарий