Кашкалда В.Я.

Кашкалда В.Я.

2739-17

 

Рерихи: вершины духа и долины человеческих страстей

В начале октября мировая общественность отметила 130 лет со дня рождения Николая Рериха, а сегодня исполнилось бы 100 лет его младшему сыну — Святославу. Оба были большими художниками, философами, мыслителями, общественными деятелями, путешественниками, востоковедами…
В постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея находятся шестьдесят работ Рериха-отца и пять  —  Рериха-сына.Каждый, кому хотя бы однажды довелось побывать в залах Рерихов, никогда не забудет этих многокрасочных, прозрачных, полных воздуха и света, как бы светящихся изнутри, завораживающих и возбуждающих полотен…2639-39

Бесценный дар

Долгое время «энергетическая живопись» Рерихов, как все новое и необычное, принималась далеко не всеми. Главным доводом было: «таких красок в природе не бывает». Помог, казалось бы, очень далекий от искусства человек — Юрий Гагарин. Поднявшись в космос и взглянув на Землю, он сделал в бортовом журнале запись: «Цветовая гамма необыкновенная — фиолетовый, сиреневый, желтый — как на полотнах Рериха». Это стало достойным аргументом в споре.

Искусствовед Вера Яковлевна Кашкалда хорошо помнит 1960 год, когда картины Николая Рериха поступили в наш музей и стояли распакованными на полу в зале. Музей только начинал формироваться, и вдруг такой поистине королевский подарок! Вера Яковлевна тогда только что закончила искусствоведческое отделение Московского университета и приехала по распределению в Новосибирск. Жилья первое время не было, приходилось ночевать в музее, на стульях. Дискомфорта от этого она не испытывала, напротив, на картины можно было смотреть и днем и ночью:

— Как они полыхали, как светились! Их просто нельзя было не любить — настолько они были необыкновенные, красивые, радостные, светлые. Они, как драгоценные камни, переливались своими тончайшими тонами и оттенками…

Позднее она пережила подобные же чувства рядом с картинами Святослава Рериха — достойного преемника своего отца. Историю пяти работ, подаренных художником с его персональной выставки в Новосибирске в 1975 году, Вера Кашкалда тоже помнит очень хорошо. Она тогда была главным хранителем НКГ, переписывалась со Святославом Рерихом, встречалась с художником в Москве, вела с ним переговоры о выставке. В Новосибирском музее Рериха хранится красивый индийский платок — подарок Вере Яковлевне жены Святослава Рериха известной актрисы Девикой Рани.

Обо всем этом и состоялся наш разговор с искусствоведом в канун двух круглых дат.

Возвращение в Россию

Долгое время их картины находились в Союзе под запретом — их не было в музейных экспозициях, о самих Рерихах не писали, их научных и художественных работ не печатали, книг не издавали. В 1916-м, как известно, Николай Рерих с семьей уехал из России. Рерихи много путешествовали, изучая культуру, медицину, археологию, природу и фольклор Запада и Востока. С 1928 года обосновались в Индии, в Гималаях, в имении Нагара.

Отношение к Рерихам в России изменилось во времена хрущевской «оттепели». В 1957-м Никита Сергеевич, посетив Индию, побывал на выставке Рериха и к живописи художника отнесся весьма благосклонно. Старший из сыновей Рерихов — Юрий Николаевич, ученый-востоковед, попросил тогда разрешения вернуться на родину. С собой в Союз он привез бесценное наследие — более 400 картин отца и библиотеку семьи: более пяти тысяч томов.

— Когда Юрий Николаевич впервые появился перед нами в переполненной аудитории Московского университета и начал читать лекцию, все были буквально зачарованы, — рассказывает Вера Кашкалда, — он открыл перед нами совершенно удивительный, уникальный, бескрайний мир, полный красок, новых имен и идей. Лекции проходили в вузах, музеях, галереях, библиотеках. Залы повсюду были переполнены.

Именно в те годы Новосибирская галерея и получила в дар 60 работ Николая Рериха — переговоры с Юрием Николаевичем вел научный сотрудник НКГ Павел Муратов. На коллекцию претендовали многие музеи, но предпочтение было отдано Новосибирску. Юрий Рерих вообще был очень неравнодушен к Сибири и ее столице, даже собирался работать в нашем Академгородке. Как знать, если бы не ранняя смерть ученого-востоковеда в 1960-м, мы, возможно, имели бы честь иметь его в числе почетных граждан нашего города.

Несостоявшийся визит

2739-19
Святослав Рерих. Москва, 70-е годы
(из семейных архивов Веры Кашкалда)

Знакомство Веры Яковлевны со Святославом Рерихом состоялось при следующих обстоятельствах:

— На картинах Николая Рериха появились кракелюры, трещинки, — вспоминает она, — и я составила письмо Святославу Николаевичу, где объясняла, в каком состоянии находятся картины, и спрашивала совета, как хранить работы. Святослав Николаевич тогда очень помог, проблема была решена. Но меня настолько интересовало его творчество, его личность, что я продолжала писать ему письма. Кроме того, в галерее было большое желание приобрести в собственность хотя бы одну из его работ. И в середине семидесятых это желание самым неожиданным образом осуществилось.

Когда в 1974-м, в год 100-летия отца, Святослав Николаевич приехал с женой в Союз, Вера Яковлевна была направлена дирекцией картинной галереи вести переговоры с художником о выставке в Новосибирск.

— Вся Москва разделилась на два потока, — вспоминает искусствовед, — выставка Николая Константиновича открывалась в Академии художеств, а Святослава Николаевича- в Третьяковской галерее… В тихом Лаврушенском переулке стояла огромная очередь. Первое, что я увидела, пройдя через служебный вход, — картину Святослава Николаевича «Распятое человечество». Потом рериховед Павел Беликов представил меня художнику.

Святослав Рерих узнал свою корреспондентку и поинтересовался: «Как вы там живете в Сибири?»

— Я ответила, что очень ждем его с выставкой. «У вас же холодно?» — «А мы дадим вам шубу и валенки, чтобы не замерзли». До открытия выставки оставались считанные часы, а экспозиция была еще не готова, работы стояли на полу, и я предложила: «Могу я чем-то помочь?», он ответил: «Помогите добрыми мыслями и добрыми побуждениями». Выставка открывалась очень торжественно и собрала полные залы.

После Москвы картины Рериха экспонировались в Ленинграде, потом в Улан-Удэ, и лишь в 1975-м выставка наконец была привезена к нам. Однако сам Святослав Николаевич на открытие приехать не смог. Надежда на приезд дорогого гостя из Индии еще долгое время оставалась, и его визита с большим нетерпением ждали.

— Естественно, было желание собрать интеллигенцию и ученых города. А главное — была идея поехать с художником на Алтай, по маршруту Рерихов, который они проделали в 1926 году…

Но Святослав Рерих в наш город так и не приехал. Письма от него приходили все реже. А потом неожиданно Мария Качальская, тогда директор галереи, получила письмо о намерении художника подарить городу пять работ. Радость, которую мы испытали, вспоминает Вера Кашкалда, трудно передать.

Вера Яковлевна листает исписанные мелким почерком тетради. Семь раз Святослав Рерих приезжал в Россию, и она трижды на встречу с ним ездила в Москву, благоговейно записывая каждое слово. В этих бережно хранимых тетрадных записях — мысли о духовности, утонченности чувств, о красоте, которую художник должен нести миру… «Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой. Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте…». Многие из этих высказываний хорошо известны и часто цитировались тогда, в теперь уже далекие70–80-е, когда Россия еще только открывала Рерихов, конспектировали его многие.

Она по-прежнему очень часто ходит в любимый зал Рерихов, чтобы, постояв у этих картин, напитаться их светом и радостью, ощутить высокую духовность их создателей и тонкость их чувств. И каждый раз, переступая порог, она испытывает необыкновенное чувство.

— В моей жизни было много незабываемых встреч, — говорит она, — но две — с Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем — особенные. Они разделили мою жизнь на две части, открыв мне мир, полый смысла и света. И многие посетители зала Рерихов открывают для себя этот мир…

Источник:  Вечерний Новосибирск