Стульгинскис С.В.

Стульгинскис С.В.

2730

 

Вдающийся литовский архитектор и общественный деятель, организатор и первый декан архитектурного факультета при Каунасском университете, учредитель и первый председатель Союза архитекторов Литвы. Рериховец первой волны, он восстановил и возглавил литовское Рериховское общество в 90-е годы. Автор знаменитых «Космических легенд Востока».

Стяпонас Викентьевич (1908-1995) родился 19 апреля 1908 г. в Санкт-Петербурге. После Первой мировой войны семья переехала в Литву. На духовное становление и мировоззрение С.В.Стульгинскиса в гимназические годы большое влияние оказала личность и творчество литовского философа-теософа Видунаса, и не только его лекции и работы, но и духовный образ жизни этого человека, подкреплённый личным примером. По словам Стяпонаса Викентьевича, встреча с Видунасом уберегла его от атеизма.

С.В.Стульгинскис учился в Пражском политехническом институте, где в 1932 г. получил специальность инженера-архитектора. По окончании учёбы работал в Литве в Тельшяе городским, позднее областным инженером-архитеархитектором. По его проектам в городе были построены музей, гимназия и другие общественные здания. С. писал на темы урбанистики, архитектуры и строительства, много печатался, издал книгу «Направления в политике литовского строительства».

В 1931 г. С. женился на Тамаре Ейнорите, которая была верной спутницей и искренней сподвижницей всей его жизни.

В 1940 г. С. приглашается в Каунас (в 1918-1940 гг. – столица Литвы) преподавать в Каунасском университете им.Витаутаса Великого. С. явился основателем архитектурного факультета этого ВУЗа – стал его деканом и заведующим кафедрой архитектуры. Лично испытывав большую нужду в годы учёбы, С. учредил стипендию декана, которую выплачивал из своей зарплаты нуждающимся студентам.

В 1940 г. духовные поиски приводят его к знакомству с Учением Живой Этики. В Каунасе уже с 1935 г. активно работало Литовское Рериховское общество, по инициативе которого в 1936 г. лучшая часть литовской интеллигенции подписалась под обращением ратифицировать Пакт Рериха в Литве. В 1942 г. С. становится членом общества. С присущей ему целеустремлённостью и энтузиазмом он изучает Учение Живой Этики, принимает активное участие в работе общества. В те годы между литовским и латышским рериховскими обществами поддерживались дружеские отношения, поэтому С. неоднократно ездил в Ригу для решения возникающих в рериховском обществе проблем.

В годы Второй мировой войны в оккупированном немцами Каунасе семья С. помогала спасению евреев.

С 1944 г. в семье С. появляется приёмная дочь Ирена Вянцкунайте (Залецкене), которая не только приняла Учение Живой Этики, но впоследствии и продолжила дело С. (С 1993 г. И.Залецкене председатель Литовского Рериховского общества).

В 1949 г. С. был арестован, осуждён за «идеализм» взглядов и приговорён к десяти годам заключения с отбыванием в лагере Павлодарской области. По этому же делу были осуждены восемнадцать членов рериховского общества.

Чтобы не потерять человеческое достоинство и не сойти с ума в одиночной камере НКВД, С. придумал задачу, посильную только архитектору духа: начал писать трактат о том, что бы он делал, если бы стал королём Литвы… Эти мысли, изложенные на папиросной бумаге, были не больной фантазией, а научной теорией, основанной на логике и фактах. В лагере С. провёл почти семь лет, и как узнал позже, там же отбывал заключение и А.И.Солженицын.

В 1955 г. С. попал под амнистию и вернулся в Литву, в Каунас. После больших затруднений и долгих мытарств он был принят на работу в Проектный институт сельского хозяйства. Но серьёзной работы ему не давали. Тогда С. начал изучать по материалам зарубежной печати на правления развития архитектуры и строительства в других странах, так как свободно читал на русском, немецком, английском, чешском языках. Заинтересовался направлением районного планирования и таким образом создал для себя рабочее место – стал начальником районного планирования при институте.

С 1963 г. С. жил в Вильнюсе, работал начальником отдела в Проектном институте городского строительства, был экспертом по генеральным планам в Комитете строительных дел, участвовал в утверждении генпланов Вильнюса и Каунаса.

Из лагерей и ссылки возвращались друзья, но общались мало, Учение Живой Этики изучали индивидуально. Семья С. жила идеями Живой Этики, в их доме постоянно шла интенсивная духовная работа.

В 1963-1968 гг. С. серьёзно и глубоко изучал «Тайную Доктрину» Е.П.Блаватской, сочинения А.Й.Тойнби и О.Шпенглера, сопоставляя их труды с Учением Живой Этики. Много литераторствовал. Легенды, написанные белыми стихами на русском языке, он читал в семье, посылал друзьям, чутко прислушиваясь к их замечаниям. Такого рода работой он занимался несколько лет.

В 70-е годы «Космические легенды Востока» (сознательно — без указания авторства) как произведение «самиздата» разошлись по всему бывшему Советскому Союзу. Многие принимали эти легенды за сочинения Н.К.Рериха — так они были близки его работам по стилю и содержанию. По словам В.М.Сидорова, о легендах, написанных С, ходили легенды… Позже, в 90-е годы, в разных издательствах вышло более 10 изданий «Космических легенд Востока», в том числе на латышском, болгарском, английском и литовском языках. С. всегда подчёркивал значение мечты в жизни человека, и этот его труд был своего рода высказанной им мечтой…

1974 г. — год 100-летия со рождения Н.К.Рериха – ознаменовался более свободным общением с друзьями в Литве, Латвии, России и Польше. С. поддерживал тесные отношения с Б.А.Смирновым-Русецким, Н.Д.Спириной, В.М.Сидоровым, академиком Туляевым, Р.А.Григорьевой, Р.Рудзитисом, АА.Макаровым, Ю.Косяти и другими.

Всё время самой большой мечтой и целью С. было восстановление Рериховского общества в Литве, прекратившего, в силу обстоятельств, свою деятельность в 40-е годы. В 80-е годы в Советском Союзе начавшиеся перемены и перестройка давали надежду на свободу не только политическую, но и мировоззренческую.

2 декабря 1989 г. по инициативе С, профессора Вильнюсского университета Ч.Кудабы и деятеля Компартии Литвы Л.Шепетиса на торжественном заседании в Доме художников Литвы было официально восстановлено Рериховское общество Литвы, и его председателем был избран С.
В 1990 г. С. выступил в передаче по Литовскому телевидению, и это выступление имело большой резонанс в республике — впоследствии С. приглашался для чтения лекций во многие города Литвы. После этих встреч стали образовываться отделения Рериховского общества в Каунасе, Клайпеде, Шяуляе…

Дом С. стал центром общества — здесь собирались для встреч с интересными людьми, для знакомств с новыми книгами, приходили за помощью и советом. Когда литовскому Рериховскому обществу было предоставлено помещение, С. инициировал еженедельные семинары на темы Учения Живой Этики. С. особенно подчёркивал значение духовной дисциплины и личного самосовершенствования. Он был строгим, требовательным, но в то же время чутким руководителем. С. по опыту общения с молодым поколением понимал, как не хватает простых и легко воспринимаемых указаний при изучении Живой Этики в работе на совместных семинарах, в маленьких группах. На эту тему он высказывался в обществе, писал статьи в журнал общества «Naujoji samone» («Новое сознание»). В 1995 г. С. подготовил книгу «Введение в Агни Йогу», которая вышла в Риге уже после его смерти. С. умер 17 марта 1995 г. в Вильнюсе в возрасте 83 лет.

Источник:  Культурно-просветительский журнал “Дельфис”