Рерих Д.Р.

Рерих Д.Р.

Девика Рани и Святослав Рёрих в день свадьбы

Девика Рани и Святослав Рёрих в день свадьбы

 

9 марта 2009 года исполнилось15 лет со дня ухода всемирно известной актрисы, звезды индийского кино Девики Рани Рерих. Её талант знатоки кино ценят до сих пор. Свидетельство её красоты хранят фильмы, в которых она играла, и портреты кисти Святослава Николаевича Рериха, чьей женой она была.

Девика Лакшми Чаудхури (Рани – артистический псевдоним) родилась 30 марта 1907 (1908?) года в Вишакхапатнаме, штат Андхра-Прадеш. Её отец, полковник Чоудхури, был врачом на военной службе у британской колониальной администрации. Род Чоудхури принадлежал к высшей касте восточно-бенгальских браминов. Девика приходилась внучатой племянницей великому индийскому мыслителю и писателю Рабиндранату Тагору, лауреату Нобелевской премии. Аристократизм предков проявился в ней в полной мере. Своё имя, Рани (что значит «повелительница», «княгиня», «королева»), она несомненно оправдывала сполна и до последних дней.

Когда Девике исполнилось девять, родители отправили единственную дочь в Англию получать образование в одном из частных пансионов. Девика была хорошей ученицей, закончив колледж, она получила гранты на обучение в Королевской школе драматического искусства и Королевской школе музыки. Позднее она стажировалась у Элизабет Арден, изучая одновременно архитектуру, декор и дизайн.

Именно как специалист по дизайну она заинтересовала индийского кинопродюсера немецкой кинокомпании Universum Film Archiv Химансу Раи, который предложил ей поучаствовать в оформлении эпизодов к его фильму, где сам Раи играл роль Будды. А затем – поработать постановщицей декораций и грима на съемках нового фильма. По образованию Химансу Раи был юристом, окончил университет Калькутты. Его родители под влиянием успехов Махатмы Ганди прочили ему карьеру адвоката и для этого отправили доучиваться в Лондон. Однако склонность к искусству, к художественному творчеству оказалась сильнее.В 1929 году Девика и Химансу поженились, ему было 37, ей 21.

Девика совершенствовалась в искусстве сценических декораций, работала гримером на съемках Греты Гарбо. В 1933 г., уже в павильонах британской IBP, Раи снял первый звуковой индийский фильм «Карма», в котором он и Девика сыграли дуэтом – это был самый первый фильм с участием Девики, и она сразу же стала популярной. В Лондоне она приняла участие в первой широковещательной телепередаче Би-Би-Си, вела первые коротковолновые радиопередачи Би-Би-Си на Индию.

Вернувшись в Индию, в 1934 году супруги основали прогрессивную киностудию «Bombay Talkies». С этой студией связаны яркие страницы истории индийского кино. В год снимали по три фильма. Почти во всех Девика играла главные женские роли. В 1936 году вышел самый известный из фильмов с участием Девики Рани – «Неприкасаемая». Эта роль сделала ее примадонной индийского кино. Девика покорила абсолютно всех: и зрителей, и критиков далеко за пределами Индии. В самой Индии песни из этого фильма любят и поют до сих пор. После этого фильма ни одна из индийских актрис не могла соперничать с Девикой Рани в популярности. После скоропостижной смерти мужа 19 мая 1940 года, руководить творческим процессом на студии стала Девика. Свою последнюю роль в кино великая актриса сыграла в 1943 году, а всего за 10 лет актерской карьеры исполнила 15 главных ролей.

Со Святославом Николаевичем Рерихом Девика Рани познакомилась в 1944 году, в его творческой мастерской, во время поисков художника для создания декораций к новому фильму. В 1946 году они поженились. Выйдя замуж, Девика Рани Рерих оставила руководство киностудией и удалилась в далекую от больших городов долину Кулу, где полностью отдалась интересам и делам мужа.

«Портрет в жёлтом сари – первый портрет Девики, написанный художником в Кулу, осенью, через полгода после их свадьбы, – пронизан особой нежностью чувств. Сама же она – одухотворённый образ земной женщины с проникающим в сердце взглядом больших выразительных глаз.

Свадьбу Святослава Николаевича и Девики Рани население Кулу отметило с необычайной торжественностью. Все 365 храмов, находившихся в долине, прислали своих представителей встречать Девику. Люди пели, танцевали и забрасывали цветами паланкин, в котором её несли до дома, стоящего высоко над рекой. Девику торжественно ввели в дом, осыпая лепестками цветов, которыми благоухала долина; особенно, как вспоминает Девика, много цвело тогда жёлтого жасмина, наполнявшего окрестность чудесным ароматом… »

Елена Ивановна Рерих в письме к А.М.Асееву писала: « Мой младший сын Святослав женился на Девике Рани, знаменитой артистке и пионерке в индусских фильмах. Вот уже четвертый год, как они поженились, и брак этот не оставляет желать ничего лучшего. Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора, и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей её жизни. Мы очень полюбили её… Н.К. очень ценил её чуткость и удивительно ровный характер».

После 1945 г. Девика несколько лет работала в Комитете цензуры. В 1953 году она была избрана членом новой Академии Искусств Индии и состояла в числе её советников и основателей. В 1955 г. организовала в Дели семинар по проблемам и путям развития индийского кино. В 1958 году была награждена орденом «Падма Шри», в 1970 первая получила высшую премию Индии за вклад в киноиндустрию. Имела и зарубежные награды – советская премия имени Дж. Неру (1989г.) и болгарская юбилейная медаль (1984г.). На протяжении многих лет Девика была активным членом различных культурных (общественных и правительственных) организаций.

Когда журналисты часто спрашивали у Девики, не жалеет ли она о том, что так неожиданно и вдруг бросила мир кино, она неизменно отвечала: «Я никогда не оглядываюсь назад. Для меня важно только то, что есть сейчас и то, что будет».

Умерла Девика Рани Рерих 9 марта 1994 года в Бангалоре. Индийская поэтесса Сароджини Найду назвала Девику «магическим цветком романтики». Этот магический цветок, околдовывавший поколения поклонников Девики, будет продолжать завораживать и вдохновлять людей на долгие времена.

 

Источник:  Терос