Фатей Шипунов. Истины великой России
Я ничего о нём не знала, прочитала эту статью и тут же нашла в сети его книгу “Истина великой России” и текст его лекции в Доме художников в 1989-м году. Читала до утра.
Он в советское время был директором центра экологии АН, родом из Алтайских крестьян, внешне и по характеру чем-то на своего земляка Шукшина похож, в 94-м погиб при не расследованных обстоятельствах, много писал на тему советской безхозяйственности и дикого отношения к природе, многое реально сделал для её спасения.
Некоторые его выражения, например, что ферма – это концлагерь для коров, или что ели – миролюбивые, няньки леса, что корова понимает тысячу слов, а у деревьев сердце у корня и они помнят тех, кто их обидел – просто не идут у меня из головы…
Равно как и его рассуждения, что индустриализацию можно в любой стране провести за 15 лет, а вот вернуть ту великую цивилизацию, которой была крестьянская царская Россия – практически невозможно. Что ветряные мельницы и лошади давали больше энергии, чем гидроэлектростанции, сгубившие Волгу и трактора, сгубившие почву…
Когда я читала его книгу, у меня было такое чувство, что я всё это знала уже, только выразить не могла, и так болела душа – не передать. У меня всегда было это чувство, или, может, не всегда, а с тех пор, как попала я в университетской экспедиции к староверам и стала понимать разницу между их и нашей жизнью: что старая русская жизнь была на порядки выше, гармоничнее, красивее нашей, а наша – уродство и насилие над природой.
Хотя нет, раньше ещё, в школе, в Минске в 1980-м году, когда посмотрела я “Сталкера” – я просто потрясена была той правдой о жизни и человеке, которую не смогла бы тогда проговорить, только чувствовала, что Тарковский уловил самую суть, сокровенное что-то.
“Покорение природы”, которое в Европе в Новое время стало актуально и перекочевало к нам вместе с революцией, правда, под другим названием (не капитализма, а социализма – которые великий Шафаревич правильно назвал “двумя дорогами к одному обрыву”), а по сути своей является безбожием и антихристианством – мне всегда, с тех пор, как стала я задумываться и что-то понимать в жизни – всегда было страшно и чуждо, вызывало сильную душевную боль и желание делать хоть что-то, что в моих силах, чтобы противодействовать ему, или, по крайней мере, не участвовать во зле, потому что так болит душа и совесть.
Чувствуешь себя частью этого насилуемого и страдающего мира, и если не сострадать и не помогать – невозможно жить, хотя бывают периоды, когда нарастает кора и как-то закрываешься…
Но Фатей Шипунов тем и занимался, что не давал по-страусиному спрятаться, будил в людях совесть. Пересказывать его идеи и сочинения я не стану, размещаю здесь ту статью Крупина, что меня заинтересовала, и лекцию самого Фатея Шипунова, прочитанную – внимание! – четверть века назад!
Фатей.Владимир Крупин, Русская народная линия,11.07.2013
Памяти Фатея Яковлевича Шипунова (1933 – 1994) …
Вечная ему память, Фатею Яковлевичу
Русское воспоминание о ком-то – это как свеча в Церкви. Вот и я зажигаю свечу памяти и освещаю ею Фатея Яковлевича Шипунова. О, это был великий человек. Великий.
Он никого не боялся. Выходил на трибуну Академии наук и сообщал академикам, что они-то, судя по их возрасту, не доживут до гибели планеты, но пусть хоть внуков пожалеют. Мы познакомились в конце 70-х. Он позвал меня в поездку по Северу, по такому маршруту: Вологда, Феропонтов, Белозерск, Нилова пустынь, Кострома, Ярославль, Иваново, Владимир. Потом мы ездили в Калугу, Оптину пустынь, Елец, Куликово поле, Рязань, Тулу… много куда ездили. Вид его был незабываем: волевое лицо русского, выросшего на Алтае, брезентовая куртка, сапоги. Возила нас машина академии. Чтобы нас не задерживали, Фатей прикреплял по диагонали ветрового стекла голубую фосфорисцирующую ленту с надписью: «Осторожно – радиация! Академия наук». Эта лента действовала всегда. На севере тогда был коллективный побег уголовников из лагеря, все машины останавливали патрули, обыскивали, но мы ехали насквозь. Другой его прием был такой: когда мы выбирали место для ночлега и это кому-то не нравилось, Фатей доставал карту (обычно самую примитивную, туристскую), глядел на нее, на местность и сообщал: «Будем бурить». Тут нас были готовы чем угодно накормить-напоитъ, на перины уложить, чтоб мы только не бурили.
Знания Фатея были не только энциклопедическими, но и вообще всеохватными, они были где-то в нем, и он брал любые, в любое время «из себя». Помню, у впадения Непряды в Дон, мы увидели стреноженных коней. Фатей тут же прочел лекцию, он всегда говорил, как диктовал, четко раздельно: тезис – антитезис-выводы, лекцию о конской упряжи, стременах, удилах, металле для удил и об аппарате для срезания травы зубами лошади и зубами коровы. Что вы думаете, кто более вреден природе – лошадь или корова? Увы, лошадь, она выгрызает траву до корня, нельзя пасти дошадей в поймах рек, реки мелеют, берега размываются. А толщина коровьих губ сохраняет жизнь травинки. Татарская конница начала губить Волгу еще за семь-восемь веков до строительства гидроэлектростанций. Тогдашнии татары-лодыри сено не косили, пасли коней у реки, чтоб и на водопой не гонять, а к зиме нападали, знали, что русские кормов для скота наготовили вдоволь.
У Фатея была командная привычка (или командирская?), когда он, привезя нас куда-то, например, в Иосифо-Волоколамский монастырь, прочтя лекции у могилы Малюты Скуратова («…таким образом, смерть митрополита Филиппа Колычева была планетарным сдвигом, который привел Россию к необратимым последствиям…») или на поле под Молодями в Подмосковье («…поэтому, по значению победы великого военачальника средневековья Воротынского, это поле мы можем приравнять к полю Бородинскому…»), или еще куда, прочитав кратко, конспективно, тезисно необходимое для нас знание, он говорил: «Здесь, именно здесь история России. Тут надо быть часами в безмолвии, размышлять, сопоставлять и делать выводы… – Тут он смотрел на часы и приказывал: – Через двадцать минут быть в машине».
Научных авторитетов у Фатея не было. Может быть, немного Вернадский и Чижевский. Им он позволял хоть как-то иметь свое мнение. Флоренскому отводилась роль богослова, вынужденного философствовать, Федоров для Фатея был «румянцевским мечтателем», вообще не было фамилии ученого, историка, писателя, которого Фатей бы не знал и ставил на свое место. Из современников Фатей уважал Валентина Распутина и Василия Белова. Распутина больше, так как Распутин его слушал, а Белов, согласно своему характеру, с первой же минуты кинулся спорить с Фатеем, а Фатей этого не любил. Во всех научных центрах: Черноголовке, Обнинске, Протвино Фатея, конечно, знали, знали его труды по ноосфере (то есть по сфере разума). Молодежь шла за Фатеем, старшее поколение с ним старалось не встречаться и на всякий случай обзывало поверхностным популистом.
Да, еще двум историкам современности, Льву Гумилеву и Николаю Яковлеву, Фатей позволял и работать. Он их приглашал на свои семинары в институт морфологии растений, на свои знаменитые семинары. Знаменитые тем, что на них, в отличие от диссидентских московских кухонь говорилось все в полный голос и гораздо резче. Вообще для меня загадка, почему его оставили на свободе. За гораздо меньшие разговоры, за пустяки, в общем, забирали, а Фатей говорил, что хотел, а говорил в защиту России. В том числе и о безопасности России, «Человек может спастись только в государстве, – говорил Фатей, – значит, и у государства должна служба безопасности. Но вот посмотрите, что масоны слопают всю эту безопасность».
Отлично помню, как на семинарах Фатей забирался в своих сапогах повыше, и всем было ясно, что это он дал возможность высказаться тому же Гумилеву. Да не просто дал, а даже и вдохновил на написание трудов про этносы, субэтносы и суперэтносы, а также про пассионарные вспышки людей, обществ, наций, государств. Гумилев, человек с юмором, в споры с Фатеем не вступал, да и Фатей Гумилева не трогал, они, как владельцы породистых собак, стравливали своих аспирантов. О, тут летели искры!
Авторитет у Фатея был один – космос. «Хаос, – говорил он, – всегда от человека, космос – это гармония, высший порядок и целесообразность. Мы, люди, посланы в материальный мир, чтобы одушевить его. Человек руководит природой. И она по космическому устроению подчиняется человеку. Но какому? Только тому, кто есть образ и подобие Божие. От пьяного хозяина собака бежит, на него лает. Так и природа – сейчас землетрясения, грозы, засухи, наводнения… это не природа сошла с ума, она потеряла хозяина, мается, она ненормальна из-за нас».
Когда мы заезжали, заходили в церкви, ставили свечи, Фатей тоже ставил и тоже крестился, но у него и религия была подтверждением его убеждений. В Задонске, в Тихоновой пустыни, тогда была психиатрическая лечебница, женская. Мы пошли к источнику. Сам источник был, но окружал его не мрамор, как прежде, а трава. Креста над источником не было. За нами шли больные. Попить было не из чего. Что делать? Хоть и помнили мы уподобление пьющих прямо из реки скотам не смышленым, но пить-то надо было. Черпая ладошкой, напились. Тем временем больные расположились кругом вокруг источника и тоже стали пить. Одна даже просто лакала, смеялась и фыркала. Подавленные, мы шли обратно. Но Фатей и тут сказал, что эти люди рас корректированы, но несколько иначе, чем вся жизнь, что разумом они напоминают руководителей советской науки и культуры, только тем подсказывают, что говорить, что делать, и приносят боржом со стаканом.
Слово «коррекция» он употреблял часто.
– Космос не допустит гибели земли, в свое время внесет коррекцию в земную жизнь. Это будет стоить большой крови. Но кровь – единственная плата за вразумление. Космос уже вмешивался в жизнь России при Рюриковичах, когда поставил нас меж востоком и западом, выявив главное в России – сохранение планеты. Вмешивался в предкуликовское время и во время самой битвы. Почему Ягайло не пошел на Димитрия? Почему Тамерлан повернул от Ельца? Космос в лице Божией Матери, чтоб ему было понятнее, сказал ему: «Уходи». В России нет заразы содомского греха, а Тамерлан его истреблял. Почему победил Воротынский при Молоди? Почему Россия вышла из Смутного времени? Почему Наполеон бежал из захваченной столицы? В Кремле сидел, французские кони в Успенском соборе, это как? И что? И позорно бежал, проникся страхом. Осевые линии времен всегда через Россию. Батый, Чингиз-хан протыкали пространства как шилом, а здесь гибли. Почему? Кони сыты, воинов полно, рожают непрерывно, плодятся как кролики, рабы со всего света, а на России низводятся к нулю. А хазары, их остатки – это караимы в Крыму. Хазарский каганат – да это же империя. Организация, власть, религия, золотом забиты под потолок, и что? И сломали зубы о Святослава. Кто помог, кто внес коррекцию? И вот, – Фатей был скуп на жесты, но тут ораторски вознес руку, – вся эта мерзость запустения, которая в нас и вокруг нас, – это следствие попытки космоса дать нам свободу воли. Бесы сильнее нас, это в такие периоды выясняется отчетливо. Они не спят и не устают, они действуют непрерывно, челночно и конвейерно. Все разворовано, разрушено, загажено.
Фатей едет в кабине, мы в крытом кузове, Фатей дает, нам время осмыслить сказанное им. Но ему всегда кажется, что сказано мало, что мы еще не совсем докорректированны, он останавливает машину среди леса и велит выходить.
– Встаньте полукругом, так. Мы в лесу. Лес – прообраз планетарного общежития, а в каждом дереве прообраз нервной системы. Сердце дерева у корня. Рубить дерево нужно как рубили вначале, каменным топором и повыше, чтоб не тронуть сердце. Сейчас пилят прямо по сердцу, чтоб убить. Такова психология современности – не войти в содружество с природой на правах отца, а подчинить через страх, через убийство. Засыпать землю отравой, ядом. Душа дерева перед сгоранием вспыхивает, понаблюдайте в костре за любой щепочкой или прутиком, перед гибелью вспыхивает, душа искрой уносится в небо. Дерево падает со стоном, плачет перед смертью, укоряет. Ударь березу топором, приди к ней через десять лет – узнает. Природа корректировалась дважды: ледником, который все сглаживал, потом природа отлаживалась заново, а вторая коррекция – всемирный потоп. В первой коррекции у нас должна быть экологическая совесть, природа десятки тысяч лет формировала пейзаж, мы его запакостили. Смотрите – ферма, свинарник, пакость антенн, это огрубляет природу. Вписывается в природу церковь, дом, банька у реки. На нерест раньше не звонили колокола, не тревожили рыбу. Зимой ей делали лунки для дыхания, сейчас только для ловли. Вторая коррекция – потоп – нравственная, сопряжена с программой наследства, она не у всех духовна, надо работать над этим. Как? Улучшать землю, дом, огород. Нет яблонь, посади! Есть пять, оставь сыну десять. Даже птица улучшает гнездо, прилетая раз в год. Фермы – концлагеря для коров. У коровы должна быть хозяйка. Корова понимает до тысячи слов и сто интонаций… Так, – Фатей секунду подумал. – Это потом. В машину!»
Не успели мы осмыслить даже и одну коррекцию, как снова остановка. Уже без команды выскакиваем, становимся в полукруг. Фатей: «Я ждал, что попадется муравейник, нет, все загублено. Придется представить. Муравейник, что это? Это высшее развитие самостоятельной живой природы и ее тупик. Также и улей. У муравьев есть начальники, есть солдаты, есть рабочие. Есть королева. Есть расчеты на зиму и есть знание о том, какая будет зима. В соответствии с этим количество рабов, которые выводятся из яиц. Есть разведчики. Общение через магнитные волны. И тут же – полная тупость. Но и пример – выбрасывание трутней. Лишние рты ликвидируют. – Фатей отвел мешавшую ему ветку и оглянулся и таким же тоном, будто продолжал о муравьях, сказал: – Бузина. Показатель азота. Растет на заброшенных усадьбах. Ель. Самое миролюбивое дерево. Нянька леса. Вырубленный лес никогда не восстанавливается в старом виде. Вырастает качеством на порядок ниже. Вопрос – почему? – Мы съежились. – Нарушен порядок природы. Коррекция, – упрек в нашу сторону, – нарушена. Два чуда в природе: человек и что? И лес. Лес – кислород. Но есть и деревья – волки, например, сосна среди елей. – Тут Фатей, наверное, решил, что это еще сложновато пока для нас и закончил лекцию угрозой: А Россию западный мир вводит в состояние муравейника, Россию хотят поглотить. Империализм – волк.- Фатей помолчал, вспомнил: – После выстрела вся жизнь в округе на километр замирает. После залпа вся жизнь замирает в округе на десять километров. При атомном взрыве замирает вся планетарная жизнь. Поехали!»
О разных непонятных явлениях, об НЛО, инопланетянах Фатей говорил так, будто и сам был из инопланетян. «Вон зависла тарелка, – говорил он, когда мы среди лунной ночи отходили от костра, отозванные от него опять же Фатеем, чтоб выслушать лекцию о ноосфере.
«- Вся вселенная забита пакостью слабого человеческого разума. – Фатей разворачивал карту околоземного пространства. На ней разными цветами были показаны космические объекты, наши и американские. Наших было больше. – Пакость и мерзость. Скоро в космосе дышать будет нечем. Не-ет, космос просто вынужден будет внести коррекцию. Уже и сейчас обострилось внимание космоса к нам. И с земли забираются люди для исследований и среди нас есть люди с задачей разработки программы спасения земли».
Смерти для Фатея не существовало. «Надо отпевать покойников. Обряд отпевания соединяет душу с космосом, она приходит к себе. Неотпетые души страшатся и мечутся. Они лишены земного тела и не могут попасть в Божию обитель. Это ад…»
Скажу в конце, что это очень немногое из того, что сохранил я в памяти о Фатее Яковлевиче. Как же обостренно и даже трагически нам его не хватает. В наше оболганное и заболтанное демократами время. Как бы нужен был его сильный, смелый ум, его воля, его напористость в деле служения России.
Вечная ему память.
Выступление Фатея Шипунова в Доме художников в Москве в марте 1989г.
Начнем нашу беседу с установления ряда исходных точек. Сейчас судьба нашего Отечества находится в руках нашего народа. Давайте обсудим, что у нас происходит, куда мы идем, что с нами может стрястись, если дальше будем вести ту же хозяйственную, экономическую и политическую линию, а потом обменяемся мнениями. Нам надо разобраться, что с нами происходит.
Всякое государство, всякий народ жив только тогда, когда он сохраняет четыре священных принципа:
1. веру в высочайший идеал и смысл жизни;
2. овеянное славой государство, которое возглавляет Верховная власть как символ народной веры и духа;
3. семью как нравственно-духовную твердыню Отечества и первооснову Родины;
4. частную собственность как орган духовной активности народа и его материального благополучия.
Только на основе собственности – частной, личной, общей и общественной на все средства производства, на землю, на всё, что творит человек, может развиваться нормальная экономика и хозяйство.
Сейчас мы наблюдаем за перестройкой и за всеми нашими общественными движениями: собраниями, митингами и т.д. Мы видим, что эти четыре принципа у нас до сих пор не соблюдаются. Они были упразднены 70 лет тому назад и с тех пор мы о них забыли.
Без соблюдения этих четырех принципов всякий народ разлагается и вымирает. В наше время, оказавшись у разбитого корыта, мы попытаемся исправить создавшееся положение потому, что если будет продолжаться нравственная и экономическая жизнь, как она продолжалась прошедшие 70 лет, то наш народ вряд ли просуществует более 15 лет. После этого он сойдет со сцены как историческое бытие прошлого. И так как те священные принципы не соблюдаются, то делается попытка возбудить некоторые материальные механизмы, которые обеспечивают только физическую жизнь человека, которая неизбежно погружается в нравственную нечесть и вещественную нечисть. Это делается не с помощью соборности, а с помощью подогреваемой общественности. В такой общественности господствуют следующие законы:
1. преобладание права над обязанностью;
2. несогласие и раздор, бесчестие, недостоинство, беспамятство;
3. паралич индивидуальной свободы, общественный разлад, разнузданное самодурство властей; распад экономики и ниспадение образа жизни общества.
К сожалению те, кто пытается двигать нашу историю и нести ответственность за неё, забыли о том, что создание подлинной ответственности любого народа, опирающейся на материальный механизм, возможно только в том случае, если соблюдаются духовно-нравственные принципы, так как кроме материального механизма у каждого народа существует духовный организм…
Духовный организм строится из понятия человеческих душ, которые, сливаясь в одно целое в святыне, образуют соборность.
Вот об этой соборности мы и забыли. Но без неё не может развиваться ни материальная, ни нравственная, ни историческая, ни культурная жизнь народа. В соборности господствуют совсем другие законы. Они суть: преобладание благодати-силы над правовым законом-идеей, всепроникающей солидарности над общественным разладом, чести и достоинства над бесчестием и недостоинством, народной памяти над беспамятством, обязанности над правом, индивидуальной свободы над рабством. В соборности господствуют высочайшая нравственность, возрастающая в силе и мощности экономика и усовершенствование жизни общества.
Вот этих, главных устоев в жизни нашего современного общества не имеется. Несмотря на четырехлетнюю неугомонную деятельность со стороны партийных и правительственных органов, даже и народа, “воз остается и ныне там”…
И сегодня я буду говорить, как строился в исторической России, да и в любом цивилизованном государстве строится, этот мир взаимодействия духовного организма с материальным механизмом.
Проблема эта очень сложная, о ней можно говорить особо… а я хотел бы остановиться… немного поразмышлять с вами о сущности монастырей. В России за долгую историю, за 1000 лет, был создан и выстроен уникальный монастырский строй. Именно монастырский строй внес в жизнь народа и укрепил в нем духовный организм.
По Оптиной пустыни мы знаем, как и по другим сотням обителей, что монастырь есть центр духовного возрождения; даже если народ нравственно тяжко заболевает, то при существовании монастырей, при наличии их духовного огня, он выздоравливает. Именно монастыри были тем центром, где шло созидание, творение духовного организма, т.е. соборности, но этим сказано ещё не всё. Каждый монастырь, велик ли мал ли, обязательно поддерживал и оберегал нравственные устои народа. Из каждого монастыря, как из драгоценного сосуда, постоянно выливался нектар благодатного учения: каждый человек должен благоговеть перед высшим божественным миром, сострадать равному себе миру-человечеству и всемерно помогать нижележащему миру-животных, растений и минералов. И тысячу лет наш народ пил этот божественный нектар возвышаясь нравственно.
Многие десятилетия тому назад мы порушили (по своей ли воле или не по своей) эти центры духовного возрождения и нравственного совершенствования и подошли к нравственной, экономической и экологической катастрофе.
Более того, монастыри являлись очагами святоотеческой государственности, такой государственности, которая не насилует народ, не создает рабства, борется со злом и защищает его духовный организм. Именно монастыри были академией и думой, судом и законом. И в добавление к сказанному, монастыри являлись вековыми накопителями экологического и хозяйственного опыта народа.
Достаточно вспомнить, что экологическое хозяйство монастырей было настолько совершенным и образцовым, что сейчас не найдем его ни на одной пяди нашей земли. Перед революцией наши монастыри занимали около 900 000 гектаров земли и давали почти 15-20% сельскохозяйственной продукции, производимой в стране.
Это были не только духовные и нравственные светильники, но и очаги образования и просвещения, науки и искусства, сельского хозяйства и народных промыслов. Наши монастыри учили индивидуальную, семейную и народную личность нравственно-духовной ответственности перед окружающим миром. Но этого мало: монастыри были центрами высочайших, возможных в жизни человечества, небесно-земных культуры, философии, науки, искусства, образования и просвещения.
Образование в точном смысле обозначает несение в собственной душе образа Бога. Именно принятие в душу такого Образа и просвещает нас Светом Божиим. Вот что такое образование и просвещение.
И будем помнить наше русское слово “образование”: несение образа Бога в душе человека и в душе всего народа, без которого нет просвещения. Вот что такое образование и просвещение. И именно монастыри несли функцию такого образования и просвещения.
В 1924 году были разгромлены 673 монастыря. В 30-ые годы погром монастырей расширился и в руинах и запустении их уже стояло около тысячи. В сороковых годах и позднее из 1245 монастырей было разгромлено 1225, вместе с Оптиной пустынью…Монастыри обладали большим капиталом, их вклады составляли в 1921 году около четырех миллиардов рублей золотом. Большая часть драгоценностей монастырей была “экспроприирована” и пошла в основном заграницу.
Каждый монастырь был замечательным памятником истории и культуры, выдающимся архитектурным ансамблем! От разрушения их Россия понесла ущерб более чем в 10 миллиардов рублей золотом. Сейчас нам придется восстанавливать все эти монастыри, иначе мы не выживем! И нам потребуется именно такая сумма, а может быть и больше!…
Кроме того, было разрушено уникальное экономическое и экологическое хозяйство монастырей, которое, как я уже сказал, давало 15-20% продукции, и это хозяйство не знало ни засух, ни невзгод, ни порухи. Монастыри являлись подлинными центрами кормления народного.
Вспомните историю Троице-Сергиевой лавры в Смутное время. Жители Москвы вымирали, и на помощь пришла Троице-Сергиева лавра. Именно на площадях Москвы раздавался бесплатно хлеб из той обители. Москва выжила со стотысячным населением. То же делали десятки и сотни других монастырей. Именно они хранили запасы хлеба и продовольствия для таких бедствий и всякий раз приходили на помощь. Вечная слава и память монастырям.
Богатейшие ризницы, реликвии народные, собранные монастырями в течении веков, не имели цены, но то, что её имело, исчислялось в сотни миллиардов золотых рублей. И всё это было разграблено. Большая часть тех народных драгоценностей также ушла за границу и осела в банках ростовщиков западного мира и обогатила многих политических авантюристов.
Достаточно сказать, что в 20-х и 30-х годах эшелон за эшелоном с изделиями из золота и серебра, с драгоценностями и произведениями искусств шли за границу, где продавались на вес в городах Западной Европы и Ближнего Востока. Надо сказать, что вся смута, развязанная в России международными силами, была заварена для того, чтобы ограбить самую богатую страну мира, каковой она являлась тогда. По экспертным оценкам, из благословенной России было увезено драгоценностей, произведений искусств, предметов быта и мебели, народных реликвий, библиотек и архивов, включая церковные и монастырские, на сумму в 300 миллиардов золотых рублей.
С тех пор наша страна не поправилась ни финансово ни экономически. Значение её рубля упало в бездну, и она влачит жалкое существование.
“Преобразователями” России было избрано три пути уничтожения монастырей. Первый – это полное разрушение монастырских сооружений и строений взрывчаткой. Примерно одна треть монастырей были уничтожены взрывами. Ныне там мерзость запустения, остались только фундаменты или безобразные на их месте застройки.
Второй путь их уничтожения был избран такой: передавать монастыри тюрьмам, концлагерям, психбольницам, фабрикам и заводам, под жилье, воинским частям, которые и добивали эти святые места. Около половины обителей было отдано таким организациям и учреждениям. Остальная часть монастырей была просто брошена, чтобы они разрушались под воздействием ветра, дождей и снега. Погром таких святынь довершали стяжатели, грабители и воры, кои росли в числе с годами.
За прошедшее лихолетье мы потеряли величайшие духовные святыни, где сливались русские души в нерасторжимое единство, где творилась душа русского народа и создавалась его соборность. Мы потеряли уникальные, богатейшие эколого-экономические хозяйства, а может быть, самое главное – красоту нашего Отечества…
1245 монастырей, 80.000 церквей создавали благотворный колокольный звон, симфонию звукосферы. То было поистине космическим явлением, и не было страны, по красоте равной нашей России… Нам сейчас даже трудно представить, что из себя представляла Россия. Мы только по отдельным осколкам видим эту красоту, и ни на одной пяди земли мы уже не увидим того, что было в Великой России.
И русский народ всегда знал, что каждый шаг человеческой деятельности, его хозяйственности и бытия направлялся на то, чтобы творить красоту, ибо красота является единственным связующим звеном между материальным и духовным миром. И последнюю копейку, весь свой великий труд народ веками отдавал творению красоты. И то, что мы сейчас видим, ту обезображенную нашу землю, есть самое страшное надругательство над смыслом жизни. Не воссоздадим былую красоту, или, хотя бы чуть-чуть к ней не приблизимся – не выжить нашему народу! Ибо самая гибельная и неизбывная трагедия в душе человека наступает тогда, когда он видит вокруг себя безобразие. Мы это видим в Москве, в градах и весях, селах и деревнях, на всем пространстве России.
На месте самых удивительных красных горок стоят теперь скотные дворы, фабрики и заводы, дымят трубы, высятся гнетущие бараки… С этим нормальная человеческая душа не может мириться! И сейчас мы должны показать правительству и всему народу то громадное нравственное, духовное, историческое, культурное и хозяйственное значение монастырей, без которых нет у народа будущего. Восстановление Оптиной пустыни, Свято-Данилова, Толгского монастырей и других обителей – это первая ласточка. Это – первая брешь, через которую польется поток творения соборности народа.
Я думаю, что нам надо сейчас пойти по пути передачи Церкви, воссоздания и восстановления таких святынь Отечества, как Соловецкий, Преображенский. Валаамский Спасо-Преображенский, Кирилло-Белозерский, Спасо-Каменный, Павло-Обнорский, Ростовский Сергиев-Вариницкий, Троицкий-Калязин, Успенский Отроч, Нилово Столобенский, Переяславский Никитский, Аврамиев Покровский, Печерский Вознесенский, Серафимо-Дивевский, Саровский Успенский, Хутынский Спасо-Преображенский, Успенский Вышинский, Задонский Богородицкий, Дивногорский Успенский, Казанский Зилантов Успенский, Боровский Пафнутьев, Перемышльский Троицкий, Казанский Амвросиев Шамординский, Глинский Рождество-Богородичный, Святогорский Успенский, Абалаковский Знаменский и другие монастыри. И Столица наша Москва-матушка должна засиять, как встарь такими святыми обителями, как Чудов и Вознесенский (в Кремле), Страстной, Сретенский, Симонов, Спасо-Андроников, Николаевский Угрешский монастыри.
Нам надо незамедлительно отдать Патриархии всю округу святынь, которые окружают Троице-Сергиеву лавру, где до сих пор, к нашему стыду, сохраняется мерзость запустения. Это нужно сделать незамедлительно по двум причинам.
Первая причина. Наш народ, особенно его старое поколение, измученное в лишениях, голодовках, мытарствах, издевательствах, труде и лагерях, оказалось беспризорным и обездоленным, бесприютным и непригретым. То “призрение”, которое взяло на себя государство, вылилось в жуткую трагедию для миллионов соотечественников. И негде преклонить голову измученным старикам. Всегда, на протяжении веков, монастыри призревали народ. Поэтому, передадим это дело из рук государства, которое фактически уничтожает людей, – наши дома для инвалидов хуже тюрем, – в руки монастырей, и они с успехом справятся с этой задачей.
Вторая причина: незамедлительно надо восстановить испокон веков существовавшие нравственно-духовные лечебницы. Монастыри и есть такие лечебницы. Исследования показывают, 90% нынешнего населения страны являются духовно больными, 70% – нравственно больными. Из них более 70% каждый день совершают безнравственные поступки. Редко сейчас встретишь человека, который бы не воровал, не лгал, не обижал другого человека, не насиловал и не уничтожал бы животный и растительный мир. Всё это стало нормой поведения, которая и есть страшная, безотносительно к их психическому состоянию, нравственная болезнь. Каждый второй психически болен. У нас не хватает психбольниц. Нам кажется, что людьми совершаются безнравственные поступки, но на самом деле они их совершают из-за психических болезней. Они доведены до психического угара в среде рабовладельческого псевдогосударства, я сказал бы даже – суперрабовладельческого, где уничтожены элементарные основы существования веры, семьи, собственности и свободы. Такого рабовладельческого государства история всех народов и времен ещё не знала.
Несчастный наш народ! Нам нужно будет выйти из этого положения! И начинать надо это святое дело с восстановления наших святынь – монастырей, которые необходимо передать в лоно Церкви. Вот все эти вопросы и надобно нам решать без промедлений. Воссоздание нравственно-духовных святынь как величайшей красоты Отечества и будет началом творения нашей соборности. Я закончу на этом. Может быть у вас будут вопросы, я с удовольствием на них отвечу. Спасибо за внимание.
Вопрос: Вы говорите о возобновлении монастырей. Верите ли вы в эту возможность?
Ф.Я. Шипунов: Ни один из вас здесь сидящих ни одной секунды не может жить без Промысла Божия.(Аплодисменты). Вся наша жизнь, каждый её момент, каждый час, каждый день есть подлинное чудо – от рождения до смерти. Ведь только Промысел Божий спас нашу страну. Ведь она по попущению Божию стала экспериментальным полигоном, для того, чтобы всему миру показать, на что способны атеисты. Только наш народ выдержал этот натиск зловещих сил и показал, что он находится в руце Божией и что Промысел Божий с нами. Ни один народ не выдержал бы такого натиска и вымер бы в считанные десятилетия… (Аплодисменты). Поэтому я верю в нравственное и духовное выздоровление народа с помощью его вековых святынь.
Вопрос: А что насчет пленумов о нравственном возрождении?
Ф.Я. Шипунов: С этим придется разобраться. Перестройка внесла крохи элементарной радости жизни, в которой что-то прибавилось, что-то убавилось. Дали нам поговорить, но в любое время это могут закрыть. Но самое неутешное то, что та радость жизни, та полнокровность нашего бытия часто омрачается и висит на волоске… Наш народ отличается в радости и в веселии от других народов. Для того, чтобы возродилась большая радость жизни, чтобы начали жить без огорчений, красиво одеваться, питаться чистыми продуктами, ходить в церковь, исполнять свои нравственные обязанности пред современниками, предками и потомками, нужно заниматься не экономическими реформами (хотя и они были нужны), а разрешать главным образом совсем другие вопросы: как нам возродиться к нравственной и духовной жизни. Я думаю, что последующие народные собрания должны быть посвящены как раз этому. Если об этом заговорят наши богословы, наши иерархи, выступят церковные деятели, подумают о том, как нам возродить нашу нравственно-духовную жизнь – то весь народ поддержит проведение таких форумов (Аплодисменты).
Вопрос: Знает ли Политбюро об экологическом положении в стране?
Ф.Я. Шипунов: На Волге произошла экологическая катастрофа, и великое, изобильное стадо осетровых находится на краю гибели. В тридцатых годах некуда было девать огромное количество заключенных, те миллионы человек, которые назывались кулаками и подкулачниками, и которые не только кормили наш народ, но и давали физически здоровых воинов, талантливых промышленников, рабочих, интеллигенцию, духовенство и т.д. Вот эти народные кормильцы и были брошены на уничтоженье, как вражий класс, в пекло “строек коммунизма”, в руки палачей ОГПУ. Большая часть их сгибла там! А результат – гигантская экологическая трагедия общеволжского масштаба. Ради чего задуман весь этот план преобразования Волги? Мы имеем двенадцать электростанций на Волге и Каме, с их гигантскими водохранилищами. Продажа получаемой там электроэнергии дает всего 600 миллионов рублей в год. А ущерб какой от водохранилищ?
Только от затопления пойменных и заливных лугов теряется 10 миллиардов рублей в год. И такова картина всюду. В такой же степени затратны все наши министерства, за небольшим исключением. Такая “экономика” не оправдала себя. Нужна или другая система экономики, или совсем иной подход к ней. Если так будет продолжаться далее, то мы все просто погибнем, станем колонией одной из высокоразвитых держав. Русский народ любит работать, способен творить, талантлив веселиться, умеет отдыхать. Никто так не умеет самозабвенно работать, как наш народ. Но для этого ему нужно создать условия. Обеспечим ему эти условия и он сможет показать на что он способен. Я думаю, что незамедлительно и всеми мерами надо остановить такое разбазаривание природных ресурсов. Прошу всех ходатайствовать о создании фонда спасения славянского населения и оказания ему материальной помощи (Аплодисменты). Именно славянские народы – русские, белорусы и украинцы десятилетиями подвергались геноциду и оказались в самом тяжелом положении по условиям жизни.
Я думаю, что это предложение надо поддержать, потому что вы, наверное, знаете, что сейчас Западная Европа сильно консолидируется. Скоро будут открыты границы и принят ряд мер по объединению Германии. Усиливается западноевропейский парламент. Идет объединение всех западноевропейских сил. То есть создается сверхгосударственное образрвание. Чтобы ему противостоять, – мы ведь живем в реальном мире, – нам нужно возродить идею славянского объединения (Аплодисменты). Почаще собираться, объединять ресурсы, обмениваться идеями, восстановить нашу соборность, и потому создать такой фонд было бы замечательным делом (Аплодисменты).
Вопрос: Как наша экономика справилась во время войны?
Ф.Я. Шипунов: Наша экономика справилась во время войны по трем причинам. Во первых, за тысячу лет наши государи и правители, наш народ собрали и накопили гигантский запас внутренних ресурсов. Многое из того было брошено на алтарь войны. Во вторых, к началу войны сохранился тот русский человек, который ещё нес в своей душе старые вековые традиции воинской славы и доблести, тот крестьянин, который из века в век нес свой крест не только по кормлению, но и защите Отечества. Большая часть наших войск, полков, дивизий, корпусов состояла из крестьян. Этих-то крестьян мы и положили на фронтах, то есть самую лучшую часть народа. Вы думаете, мы их 20 миллионов положили? Надо бы спросить наших статистиков да военных историков, чтобы привели нам точную цифру – сколько погибло народу на войне. По последним данным, погибло не менее 27 миллионов человек. И погибли, главным образом, крестьяне, кормильцы нашего народа. В третьих, правители 41-го года, когда враг стоял под столицей, обратились не к “передовому учению”, а к овеянной славой государственности, к нашим историческим полководцам, к нашим нравственным и духовным вождям, и сим, так сказать, выиграли войну. Та к вот, если забудем нашу овеянную славой государственность, подвиги наших предков, проиграем и погибнем.
Вопрос: Вот в “Комсомольской Правде” писалось, что Россия была тюрьмой – темной, нищей страной, тюрьмой народов. Как это расценивать?
Ф.Я. Шипунов: Что касается тюрьмы народов – темной, нищей, то могу вам сказать, что Россия была не только самой богатой страной мира. Она была самой свободной страной мира. Нигде такой свободы не было, ибо большинство русских людей было верующие, жили с Богом, а быть с Богом, значит жить в абсолютной свободе (Долгие аплодисменты). Жизнь России как государства, пронизывалась такими божественными принципами, как:
— православие – славление права быть с Богом и в Боге, т.е. исповедание Абсолютной Правды;
— печалование о розни и раздорах, позволявшее мирное рядомжительство народов и их процветание;
— свобода вероисповедания, ведущая к той же Абсолютной Правде, исповедуемой Православием;
— восприимство всех народов, всех сирых, обиженных, гонимых в свое лоно.
Поэтому-то Россия и была нравственным столпом мира и ей суждено было пострадать за его грехи. Россию называют тюрьмой народов те, кто пытался и ещё пытается сделать её таковой, всеохватным концлагерем, кто превращал и ещё превращает её в забитую, нищую, бесправную колонию.
Но давайте посмотрим, была ли нищей наша страна, как представляют современные её ненавистники? Они утверждают, что она в энергетическом плане была самой отсталой в мире. Но при этом умышленно забывают один факт: Россия была страной преимущественно аграрного типа. Промышленно развитую страну можно создать на любом конце света, на любом континенте за 10-15 лет, с ракетами, бомбами, танками, автомобилями, тракторами и т.п.
А вот создать аграрно-развитую страну со свободным тружеником крестьянином, с самобытным крестьянским строем, могли лишь отдельные страны за столетия. Именно такой страной, самой высочайшей державой по идеалам крестьянстования и сельского хозяйства, была наша Россия. А раз она была самой развитой в этом отношении, то и имела самую развитую энергетику, причем экологически безопасную, о которой ныне мечтают все государства. Вспомним 816 тысяч ветряных двигателей суммарной мощностью более 6-7 миллионов киловатт, до ста тысяч водяных двигателей мощностью более одного миллиона киловатт, т.е. в сумме столько же, сколько дает Волжский каскад ГЭС. А 36 миллионов рабочих лошадей и волов мощностью около 8-10 миллионов киловатт, да производство биологических энергоресурсов и т.д. Так что мощность энергетики дореволюционной России мы догнали лишь в 1975 году. Именно она кормила шесть месяцев в году всю Европу и была главным производителем жизненных припасов в мире, а по выпуску промышленной продукции стояла в первых рядах самых развитых стран. Вот что такое была Россия.
Вопрос: Как вы относитесь к монархии?
Ф.Я. Шипунов: К монархии отношусь положительно (Аплодисменты). Изучая правовые и богословские работы по поводу соотношения республики и монархии, заключаем, что монархическая государственность различается. Российская монархия была не абсолютная, а народная, единственная в мире. Никогда наши государи не присваивали себе Божественную власть и не узурпировали власть народа, они были действительно слуги народа по воле Божией и выполняли свой долг, возложенный на них Богом и народом. Без Земского собора или гласа народного они не действовали. У нас в прошлом прошло 25 соборов. Что такое монархия?
Монархия – это чудо природы, чудо духа, чудо нравственности, это самая совершенная социальная и общественная форма правления. Она есть верховная власть, как верховенство народной веры и духа. Давайте вдумаемся с вами вот в какой факт. Если отец погибает, что остается от семьи? Семья, теряя своего отца, распадается. Каждый народ только тогда живет радостной жизнью, если он имеет отца своего Отечества. А что такое Отец Отечества? Он не только следит за историческими традициями, но и является провиденциальным символом, то есть это тот наш соотечественник, которому вверена судьба нашего народа, кто видит больше, чем отдельные люди. Он видит и знает, куда должен двигаться народ и как взаимодействовать ему с другими народами. Монарх стремился передать свое государство и его хозяйство наследнику в улучшенном состоянии. Хотя в истории и бывали случаи, когда этого не происходило, но в принципе движение являлось именно таковым. Поэтому монархическая государственность, олицетворяемая отцом Отечества, если мы собираемся выжить, должна быть восстановлена. В какой форме она должна быть восстановлена? Надо подумать. Причем, надо иметь в виду, что монархическая государственность управляется не столько конституцией и законами, сколько благодатью. Если нет в стране благодати, закон не действует. Монархическая верховная власть является хранителем благодати народа, только тогда действует конституция. Наша монархия была народной. Это особый разговор. Об этом нужно говорить отдельно. (Громкие аплодисменты).
Вопрос: Почему существует такое огромное количество министерских постов, которые принесли стране такие бедствия?
Ф.Я. Шипунов: Лет 15-20 тому назад наши министерства создавались для дружков. Вот, скажем, был у Брежнева дружок Алексеевский, с которым они вместе пьянствовали на Украине и в Молдавии, и вот где-то при попойке, когда Брежнев стал “верховным правителем”, Алексеевскому было создано особое ведомство Минводхоз. Мафия и создала… Так организовано большинство министерств. Они созданы не для каких-то общегосударственных задач, нет – для дружков, при круговой поруке этой мафии, которая насчитывает несколько миллионов человек. Ныне только в центре обитает около ста министерств и ведомств. Но в нормальном государстве исполнительная власть должна выполнять только одну функцию – защищать народ от внутреннего и внешнего зла, а не заниматься хозяйственной деятельностью. Последнее принадлежит самому народу, его хозяйственным объединениям и усилиям. Для нормального функционирования правительственных служб требуется всего 8-10 министерств таких как: министерство обороны, финансов, внутренних дел, социального страхования, просвещения, юстиции, госконтроля, ресурсов и сохранения экологической среды, иностранных дел. Вот и всё!
Вопрос: Расскажите пожалуйста о Святой Троице.
Ф.Я. Шипунов: Троица – это величайшая тайна и богословский догмат. На устоях Троицы построена вся Вселенная – материальная и духовная. Вся духовная деятельность, все творческие силы Вселенной истекают из Троицы. Это самый величайший догмат, равного которому не было и не будет. Это есть абсолютное знание, которое мы понимаем как откровение. Вся трагедия России как раз заключается в том, что мы отбросили самый важный уровень знания – Откровение.
Евангелие является Божественным Откровением. Самый низкий уровень знания – это наука, которую мы сделали высоким знанием. Наука без богословия, без философии не может дать знания. Да и надо сказать, что эмпирическая наука в конце XX века закончит свое существование. Теория систем, организованности природы, квантовая волновая механика доказали существование творческих сил Вселенной и этим заканчивается существование эмпирической науки. И хорошо, что оно заканчивается, потому что всё, что переживает человечество и наш народ, вся трагедия, которая сейчас происходит в межнациональных отношениях, с психическим строем мира, есть дело эмпирической науки (Аплодисменты).
Вопрос: Что вы можете сказать о богословии в противовес эмпирической науке?
Ф.Я. Шипунов: Без богословия не может развиваться и существовать единое знание. Поэтому наступает время развития богословия, без которого мы не сможем сделать ни единого шага (Аплодисменты). Под сенью богословия только и возможно развитие всех отраслей знания. Именно богословие и дает нравственную оценку любому знанию. Россия создавалась как христианское государство и прожила века печалования о раздорах и розни и своей добротой, без всякого завоевания, мирным путем, вобрала в свое лоно многие народы. И как же могло быть иначе, если Россия была нравственным и духовным столпом этих народов. На русский народ, на его веру, духовность смотрели, как на величайшую святыню. Русский народ считал своей задачей христианизацию входящих в состав России народов. И все эти народы жили в мире и не было тех центробежных сил, которые ныне возникли.
Сейчас наднациональных, надгосударственных идей, единого смысла жизни нет в стране. Политика в этом отношении не выработана и потому наше многонациональное общество расползается по всем швам… Поэтому нам нужно возродить, опять я напоминаю, вековую традиционность наших наднациональных отношений, иначе наше многонациональное общество распадется во вражде, и это может кончиться катастрофой. То что создано русским народом в содружестве с другими народами: и благожелательство, и братство, и взаимопомощь, и мирное рядомжительство, основанные на христианстве, есть великая заслуга русского и всех других народов. Будем беречь как зеницу ока и эту вековую работу и эту заслугу (Аплодисменты).
Вопрос: Скажите, кому была нужна революция?
Ф.Я. Шипунов: Видите ли в чем дело: революция это не прогресс, но духовная болезнь, которая накапливалась веками, это есть нарыв, который развивается и кровоточит в сердце народа. Всякие революции – французская, российская отбрасывали нравственное духовное и экономическое состояние государств на целые столетия назад. Франция до сих пор не может оправиться от своей великой революции. Мы от своей, тоже “великой” будем оправляться многие десятилетия, а то и столетия. Поэтому, это вопрос многоплановый, нельзя на него ответить однозначно, но я думаю, что историки, философы и богословы с этим вопросом должны разобраться. Вообще это вопрос не научный, а совсем другого плана, он касается духовной жизни человека.
Революция, о которой вы задали вопрос шла и идет во всем мире, а не только в России. Она есть результат духовной болезни всего мира, всего человечества, и если события будут так продолжаться и дальше, то она закончится просто катастрофой. Имейте в виду, когда Маркс говорит, что существует закон борьбы классов, то он отмечает некую поверхностную закономерность, которая существует в реальном мире. Но Маркс не заметил того, что существует более фундаментальный закон солидарности классов, их содружества и взаимопомощи. Всякое общество, всякий народ – это натянутый тетивой лук, в котором крылья лука тянут в разные стороны (сопоставимо с борьбой классов), а тетива противоборствует этому. Тетива и играет роль основного устоя жизни – “лука-общества”. Будем помнить, что если мы восстановим этот основной закон жизни народа, то одно его сословие будет помогать другому, а выиграет в целом весь народ, его экономика, экология и т.д. Поэтому с учением марксизма-ленинизма, я думаю, сами марксисты и особенно философы и историки должны разобраться (Громкие аплодисменты)…Ныне оно выступает, как сверхложное учение.
Вопрос: Как вы думаете, война будет?
Ф.Я. Шипунов: Война идет. Духовная война. Имейте в виду, духовная война, на духовном уровне, начинается раньше физической. Физическая война наступает спустя несколько лет или десятилетий. Войны заранее запланированы. Ныне идет война самая страшная, не только человека с человеком, но и человека с окружающей природой. Дело дошло до опасного состояния. По 120 экологическим параметрам биосфера проживет всего 15 лет. Правительству об этом было доложено. Американская академия наук также доложила своему правительству. В общем, человек ещё не угомонился и ведет совершенно дьявольскую войну со своим живым дополнением – окружающей средой. Нависла экологическая катастрофа, которая, по мнению многих экологов, будет более мощной и страшной, чем термоядерная война. И поэтому государственным деятелям, парламентам, организациям, Объединенным нациям, нашему Верховному Совету. правительствам других стран, всё нужно откинуть и все следующие 10-15 лет заниматься только экологическими проблемами во внутренней и международной политике.
В этом году будут проходить несколько международных форумов, посвященных этой проблеме, чтобы выйти из этого страшного положения. Не надо взрывать ни атомных, ни водородных бомб, мир и так уже подошел к своей катастрофе.
Хочу вам напомнить, что по теории систем наша биосфера входит в более высокостоящую систему Земли; система Земли входит в солнечную, а та – в галактическую и т.д. Может произойти коррекция вышестоящих систем. Термин “коррекция” я употребляю в смысле исправляющего, возрождающего и спасающего действия Промысла Божия в хаосе, творимом человечеством: Потоп, Вавилонское столпотворение, Рождество Христово, Второе пришествие… Коррекция может проявиться в трех планах: духовном, нравственном и физическом. О последствиях такой коррекции мы толком не знаем и вряд ли будем знать. Одна из таких коррекций произошла в первом веке. Без такой коррекции мир прожил бы всего 200-300 лет. Сейчас время точно такое же, только отличается по форме, и содержанию. Тогда не было техники, сейчас есть техника. Тогда были локальные катастрофы, в наши дни – глобальные. Поэтому, если не опомнимся, не наберемся ума, внутренне не исправимся и не исправим положение, то произойдет Космическая коррекция, о последствиях которой можно только догадываться. Так говорит теория систем, так говорит история.
Вопрос: Не считаете ли вы, что против Троице-Сергиевой лавры осуществляется диверсия?
Ф.Я. Шипунов: Ведь вы теперь знаете монастырский строй. Каждый монастырь с его святынями, с его подвигами есть духовное сердце России. Именно по этому сердцу был направлен удар, когда мы пытались творить новый мир “от себя”. Так была уничтожена величайшая святыня Отечества – Саровская Успенская пустынь, а всего 1220 монастырей, которые, как драгоценные сосуды, хранили в себе народную веру и дух, народные реликвии, славились нравственными подвигами и т.д. Уму не постижимо, чтобы ту мировую славу и ту славу Отечества уничтожить почти до тла. Всё там снесено, разрушено и предано мерзости запустения. На месте Саровской пустыни построен стотысячный закрытый город, где создается водородное и атомное оружие. Что, другого места не было? Это ли не кощунство, не надругательство над духовной жизнью народа? Совершенно ясно, что нашлись силы, которые мечтают закупить нашу страну, её ресурсы, уничтожить её духовную жизнь, размещая радиоактивные отходы около величайшей святыни нашей Родины – Троице-Сергиевой лавры. С этим делом будем разбираться и вытряхнем эти радиоактивные отходы, чтобы очистить Троице-Сергиеву лавру и её окрестности от этой погибели (Аплодисменты). Мы их отвезем и закопаем в подвалах министерства атомной энергетики.
Ф.Я. Шипунов выражает некоторые мысли об образовании.
Образование и просвещение нераздельны, дополняют друг друга. Из образования вытекает просвещение. Это единая связка и когда мы именуем министерство или комитет, или какое-то общество, то надо иметь в виду и образование и просвещение, потому что без образа Божьего не бывает на свете разума, поэтому надо сначала произносить “образование”, а потом “просвещение”, они соподчинены, так в России было всегда.
Вопрос: Известна ли власть святых над стихиями? Что вы можете сказать о влиянии личной святости на экологические процессы в настоящее время? А также на общую обстановку в мире?
Ф.Я. Шипунов: Из законов квантовой волновой механики и уравнений Шредингера, мы теперь знаем, что чем тоньше мир, тем больше он имеет управляющее значение. Эти уравнения надо было бы включить в учебники. А в них вы найдете уравнение Эйнштейна, уравнение не совсем точное, хотя и отражающее общую суть физических процессов, но ни в одном учебнике нет уравнений Шредингера, говорящих о существовании волновых функций мира. Каждый атом, каждая молекула, каждая галактика, земля, каждая сущность имеет свою волновую функцию. Эта волновая функция не материальна, но она строит мир. Существует волновая функция, метрика которой равна метрике вселенной, то есть она распространяется мгновенно. Творец управляет материальным миром с помощью этой волновой функции… Это вытекает из уравнений Шредингера. Это крупнейшее открытие нужно обнародовать. Его должен знать каждый школьник, каждый образованный человек. Есть другие фундаментальные обобщения знаменитого нашего ученого-богослова П.А. Флоренского. Эти обобщения до сих пор мало известны. Зная их, народ поймет, для чего он живет, как мир существует и Кто его создал. И вот после этого вступления я хочу непосредственно ответить на ваш вопрос.
Вы спрашиваете о влиянии наших святых подвижников на материальные процессы. Такие влияния имели место, например, вызывание дождя. В 1972 году высохла вся Псковская область, и секретарь обкома, когда я в шутку посоветовал ему обратиться за помощью в Печерский монастырь, взял да и обратился туда. Я, конечно, не шутя говорил, а только в шуточной форме, и настоятель монастыря пошел на это дело. Он три дня совершал соответствующий молебен, а на третий день Псковская область была обильно орошена дождем, в то время как в соседних областях стояла засуха.
Года три тому назад мы попытались восстановить колокольный звон Николо-Угрежского монастыря XVI века. С помощью Творца человек изобрел колокол, который является уникальным инструментом излучающим, как из фокуса, ультразвуковой диапазон. Ультразвуковые колебания настраивают молекулярные колебания и они сохраняются в воздушной среде. И по великим праздникам колокольный звон увеличивается, если даже монастырь или церковь снесены. Творческие силы Вселенной творят там, где и когда им нужно. Каждая церковь, каждый храм, каждый монастырь не столько принадлежат земле, сколько Вселенной. Они и созданы для этого. Поэтому в них происходят совершенно иные процессы – небесно-земные. Когда, например, подъезжаешь к Кирило-Белозерскому монастырю, гамма электромагнитные датчики в 70 км от монастыря дают о нем знать. На богословском языке это называется “промолённостью”. Мы это называем повышенным напряжением электромагнитного поля. Так что построенные однажды церкви, а особенно монастыри, где много было храмов и подвизались святые, не уничтожены в духовном плане. Они навечно сохраняются на этой земле и, если человек восстанавливает их, то тем самым он совершает великое благо.(Аплодисменты)
Вопрос: Что такое экуменическое движение?
Ф.Я. Шипунов: Это сложный вопрос. Я могу только вкратце ответить. Я не поддерживаю экуменическое движение без Христа. Если в этих движениях будет присутствовать наш Спаситель, пожалуйста, можно развивать эти движения, будем приветствовать. Но если в них будут присутствовать и сливаться религии, которые отрицают Христа, то подобный экуменизм приведет только к разрушению нравственной жизни всех народов. Поэтому экуменическое движение должно внимательно рассматриваться, в нем надо смотреть в корень, куда оно движется, кто его организует и кто там присутствует и кто его направляет. А то ведь доходило дело до того, что рядом с Христом стоял Бафомет. Бывало и такое и это тоже – экуменическое движение. Вот с таким экуменизмом мы не пойдем.
>Вопрос: А кто виноват в том, что у русского народа деревня – бурьян, а в союзных республиках люди работают? Ф.Я. Шипунов: Во первых, насчет работы. Русский человек в РСФСР работает во много раз больше и утомительнее, чем представители других национальностей в других республиках. Есть целые гигантские производства, где трудятся только русские, украинцы и белорусы. В доказательство этому есть данные статистики. Уровень зарплаты тоже выше в союзных республиках. Не во всех, конечно. Я не имею в виду Белоруссию и Украину. В Прибалтике, в Кавказских, Среднеазиатских республиках, учителей и врачей, ученых в расчете на сто тысяч населения больше чем в РСФСР. Значительная часть наработанных продуктов и полученных финансов из РСФСР отдается в республики. Из Российской Федерации более 50 миллиардов передается в “центр”, а тот куда? В окраинные республики и на содержание общесоюзных управленческих структур. Так обескровливается Россия! Это первое. Теперь скажу о запустении деревень. Процесс погрома сел и деревень начался 70 лет тому назад. В 29-ом году была создана комиссия политбюро по коллективизации, которую возглавил Яковлев (Эпштейн).
Подкомиссию по раскулачиванию крестьян, их выселению и репрессиям возглавил секретарь Московского комитета партии Бауман. Другую подкомиссию по срокам изгона крестьян возглавил Владимирский. Эта партийная комиссия предложила план коллективизации. Недавно в “Правде” была опубликована статья о том, что коллективизацию в “верхах” возглавляли Жданов и Андреев. Последние имели отношение к ней только на региональном уровне. Жданов руководил Горьковским обкомом партии, а Андреев – Северокавказским. Там они и руководили коллективизацией. В центре коллективизацию возглавляли совсем другие лица, которые не только не знали крестьянства, но многие и по-русски то плохо говорили. Именно они предложили репрессировать 8 миллионов крестьян, причем цифры убиваемых и изгоняемых были заранее подготовлены: они были известны комбедовскому активу ещё в 18-19-ых годах. Эти крестьяне были кормильцами нашего народа, именно теми, кто по Столыпинским реформам получил в собственность землю, которая давала большую часть сельскохозяйственной товарной продукции. Все торговое зерно производилось именно этими хозяйствами.
Именно эти восемь миллионов крестьян, соблюдавшие все устои крестьянского строя, были становым хребтом всего крестьянства и будущим всего сельского хозяйства, и именно на них обрушились репрессии. Никакими кулаками они не были. Большая часть из них были многосемейные и никакого наемного труда не использовали. Те, кто действительно использовал наемный труд – торгаши, торговцы скотом, зерном, будучи грамотными и читавшими газеты, укрылись еще в 17-18-ых годах. А тех, кого в тридцатые годы ссылали в концлагеря, были богатырями духа, солью крестьянства и народа. Но репрессиям в тридцатые годы было подвергнуто не восемь миллионов крестьян, а намного больше – около 17 миллионов. Из них погибло в тюрьмах, ссылках, концлагерях, в душегубках “великих строек” не менее 7 миллионов душ. Крестьянство, выселенное из сел и деревень на 80% погибало. На моей малой родине, в селе из 480 человек в коллективизацию погибло 120. Их изгнали на болота Нарымского края, где зиму не пережило 50%, а выжило всего только 20%. Многие из них не вернулись, и так было в каждом селе, в каждой деревне. Если “законы” тех погромных времен применить к социальному расслоению населения в наше время, то более половины его надо бы раскулачить. Сделал железную крышу – кулак, имел гармонь -кулак, купил самовар – кулак, завел жнейку – кулак. Раскулаченные крестьяне были великими тружениками. Они с четырех часов утра и до позднего вечера трудились и содержали народ в нравственно-духовном здоровье и в достаточном кормлении.
А сколько всего крестьян было репрессировано, расстреляно. заморено, сгублено в лагерях, тюрьмах, душегубках, согнано с земли и превращено в беззащитных рабов? К коллективизации, то есть к 1930-му году, их набралось 12 миллионов душ, вместе с казачеством. После коллективизации разгромленное крестьянство имело в своих рядах дополнительно 17 миллионов душ. Это означает, что страна потеряла почти 30 миллионов крестьянских душ, а вместе с погибшими на фронтах – 50 миллионов. А это половина всего крестьянского люда России. Вот и ответ на ваш вопрос – откуда у русского народа деревни заросли бурьяном.
Вопрос: Как вы относитесь к деятельности П.А. Столыпина?
Ф.Я. Шипунов: Петр Аркадьевич – выдающийся государственный деятель, личность незаурядная, талантливая, подкупавшая своим беззаветным служением Родине и потрясающим мужеством в отстаивании её законных прав независимости и самобытного развития от наседавших на неё новоявленных супостатов-смутьянов. Он был истинным воином государственного масштаба, рыцарем чести и долга! За великое дело служения исторической России террористы от революции – злейшие ненавистники Отечества тринадцать раз пытались убить Столыпина. Но в четырнадцатый раз они его убили в Киеве в возрасте 49 лет руками провокатора Богрова. Наш народ до сего дня не прочувствовал и толком не понял эту беду, от которой он и ныне не излечился. Это убийство было местью носителя национальной идеи, дьявольские задачи которой уже давно были видны, носителю вселенской благой идеи, или, другими словами, оно было непримиримой схваткой с вечным “Евангелием”. В глубочайшей основе той благой идеи лежала Христианская Правда, звавшая к любви, состраданию, умиротворению, созиданию, творению прекрасного Небесно-земного мира.
П.А. Столыпин был столпом утверждения той Вселенской Правды и стоял как непреодолимая скала на пути неправды – замятии, смуты, погрома и войны, именуемых революцией. И это бесило ненавистников нашей государственности, осененной той Правдой, и вызывало у них страшную злобу. И как тому было не быть, если рушились все их планы? А в тех планах было: создать на месте исторической России такое себе обиталище, в котором под покровом кровавого тумана можно было бы совершать убийства, насилия, грабежи, обогащения, господство во всем над повергнутым ниц народом. Поэтому убийство Столыпина имеет не только всероссийское значение, но и мировое. Оно изменило ход мировой истории, которая быстро пошла к пропасти: вначале к мировой войне, затем к мировой революции, а далее ко всеобщему хаосу и катастрофе, которая нависла над миром. Вот подлинное значение убийства Столыпина. Это злодейство было результатом мирового заговора против исторической России. Отвратительная “богровщина”, явившаяся в 1911-ом году, не затухала после этого года, но покатилась и далее широко и привольно, особенно после “великого октября”. Таких богровых стало тогда не единицы, а тысячи и десятки тысяч.
Но ненавистники исторической России просчитались: можно было убить П.А. Столыпина, но невозможно было сгубить его дело. Оно пережило и переживет века и уже послужило и ещё послужит на благо Отечества. Именно в наши дни становится, как никогда, ясным, что то, что сделал Петр Аркадьевич только для крестьянского мира, и берегло народ потом, и мы живы теперь тоже тем же, ибо те носители этого мира, которые были рождены крестьянками в 1906-1916 годах, и выиграли последнюю войну и спасли мир от катастрофы. Поэтому, всё что связано с жизнью и деятельностью Петра Аркадьевича нам дорого и незабвенно.
Россия восстанет из руин тогда, когда имена последнего убиенного Государя Императора Николая Александровича и Его Августейшей Семьи и рядом с Ними стоящего Петра Аркадьевича станут для нас самыми дорогими, а Их жизнь и деяния – путеводным светом! Быть по сему!