Маточкин Е.П.

Маточкин Е.П.

 

ВЕЧНОЕ УСТРЕМЛЕНИЕ. ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ПАЛЛАДИЕВИЧА МАТОЧКИНА.

2739-4

 

Евгений Палладиевич Маточкин. 1942 – 2013

 

Физик, музыкант, художник, археолог, искусствовед – это был человек постоянного движения вперед. Сегодня он на Алтае, завтра его можно было увидеть в Москве, а послезавтра он был уже в Санкт-Петербурге. Он ушел для всех неожиданно. Но нет ощущения, что это навсегда. Идеалы и смысл его жизни были настолько Высоки, что устремления Евгения Палладиевича Маточкина не могут прерваться с его уходом в другой мир. Нам еще предстоит осмысливать и его практический опыт, и его творческое наследие.

Идеалом Евгения Палладиевича было Учение Живой Этики. И он всю жизнь творил согласно этим идеалам. Фактически Евгений Палладиевич явил собой человека, который смог Учение воплотить на практике. Он был неутомимым тружеником, который реализовал в своем творчестве синтез науки, религии и искусства.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Евгений Палладиевич (первый слева) – участник международной конференции посвященной столетию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха.
Индия, Дели, декабрь 2002

Необыкновенно одаренный множеством талантов Евгений Палладиевич был наделен самым главным из них – преданностью идеалам Красоты. Музыка и художественное творчество наиболее полно выражали чувство Красоты исследователя. Он мог стать профессиональным музыкантом-исполнителем, но болезнь не позволила реализоваться полностью этому таланту. Исполнительским мастерством Евгений Палладиевич радовал своих друзей.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Выступление Евгения Палладиевича в Дели

 

Профессионально жизнь направила исследователя по иному руслу: музыка звучала для него в изобразительном искусстве. Физик по образованию, Е.П.Маточкин стал доктором искусствоведения. Его исследования художественного творчества Алтая с древнейших времен и до наших дней переоценить невозможно. До последних дней жизни он вновь и вновь совершал экспедиции на бесконечно любимый им Алтай, открывая каждый раз новые археологические памятники.

 

Величайший вклад ученый внес в осмысление художественного наследия Н.К.Рериха. Его монографии о творчестве художника открыли новые грани искусства великого живописца и мыслителя.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Евгений Палладиевич (второй слева в верхнем ряду) с участниками конференции в Имении Рерихов в Наггаре, Куллу.
Индия, декабрь 2002

 

Как истинный практик Евгений Палладиевич Маточкин стоял у истоков Рериховского движения в Советском Союзе, которое начиналось в Новосибирске в 1970-е годы. Именно он был одним из главных организаторов Первых Рериховских чтений 1974 года. Он же вместе с друзьями совершал восхождения на безымянные вершины Алтая, посвятив одну из них  Ю.Н. Рериху в 1981 году и в 1983 году С.Н. Рериху.

Он нес на вершины Знамя Мира – три красные окружности на белом полотнище, символ вечного Триединства.

Только со временем мы начнем понимать, какой колоссальный вклад внес Евгений Палладиевич Маточкин в утверждение Будущего, в утверждение Учения Живой Этики, в утверждение Новой Эпохи. Он явился одним из Столпов утверждения Нового Времени.

Для тех, кто его знал, Евгений Палладиевич Маточкин остался человеком вечного устремления и вечного полета.

18 января 2013 года

 

Р.А. Григорьева, режиссер, член Союза кинематографистов России, Лауреат Государственной премии СССР

Ю.В. Григорьев, режиссер, член Союза кинематографистов России, Лауреат Государственной премии СССР

О.Ф. Мартынов, кинооператор, член Союза кинематографистов России, Лауреат операторских премий кинофестивалей, заслуженный деятель искусств России

Р.П. Сергиенко, режиссер, член Союза кинематографистов России, Лауреат Государственной премии СССР и Украины

Л.А. Андросова, кандидат технических наук

Н.С. Дико, Президент Международного фонда гуманитарных инициатив, координатор Международного комитета гражданской дипломатии

А.В. Клюев, фотограф, член Союза фотохудожников России, Лауреат  премии Правительства России

Н.В. Тютюгина, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов России

А.Н. Доценко А.Н., член Союза журналистов России

С.Н. Леонов, кандидат медицинских наук

Б.М. Винников, член Союза архитекторов России

Л.Е. Лунева

Е.В. Тушене

А.Адамкова, индолог, Лауреат Ордена Дружбы России

Список работ Е.П. Маточкина по искусству Горного Алтая

1.Алтай и художники. Первая экспедиция к Белухе (Об экспедиции Г.И. Чорос-Гуркина к Белухе в 1908 г.)// Звезда Алтая, 16 февраля 1979.

2.Песнь солнца (О выставке новосибирского художника Н.В.Шагаева) // Советская Сибирь, 31 января 1980. – № 26 (18080).

3.Алтай-кистью художника (О творчестве Н.В. Шагаева) // За науку в Сибири, 15 октября  1981. – № 41 (1022). То же: Вечерний Новосибирск, 14 сентября 1981. – № 211 (71960.

4.След в жизни (О Горно-Алтайской художественной школе) // Звезда Алтая, 17 октября 1981. – № 201.

5.Н.В. Шагаев. Каталог. – Новосибирск: Новосибирская организация союза художников РСФСР, 1983. – 15 С.

6.Певец горного края (О творчестве Н.В.Шагаева) // Алтайская правда, 2 марта 1983. – № 48 (18586).

7.Традиционные образы в народном и профессиональном искусстве Горного Алтая // Социально-культурные процессы в Советской Сибири. Тезисы докладов областной научной конференции по проблемам современного искусства и народного творчества. Омск: СО АН СССР, 1985. – С. 103-105.
8.Художник Шагаев. Созвучие времени // Наука  в Сибири, 17 января 1985.
9.Новые петроглифы Бии // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Сборник научных трудов. – Новосибирск, 1986. – С. 20-23.
10.Куйлуда табылган петроглифтер (на алтайском языке) // Эл-Алтай, 1986. – № 3. – С. 56-65.
11.Первые памятники (О творчестве Н.И. Чевалкова) // Звезда Алтая, 26 апреля 1987.
12.Горно-Алтайская художественная школа // Художественная культура Сибири: особенности освоения и развития. – Новосибирск: Наука, 1988. – С. 101-113.
13.Петроглифы грота Куйлю – памятник древнего искусства Сибири // Эпоха камня и палеометалла Азиатской части СССР. – Новосибирск: Наука, 1988. – С. 80-88.
14.К разгадке древнего рисунка//Бийский рабочий, 16 апреля 1988.
15.Открытие мастера (О творчестве Н.М. Чедокова)//Советская Сибирь, 24 июля 1988.
16.Наследники Гуркина (О выставке И. Ортонулова, К. Басаргина и Н. Чедокова) // Звезда Алтая, 9 августа 1988.
17.Художники Горного Алтая. Каталог.  – Новосибирск, 1988.
18.Возрождение наследия (О выставке И. Ортонулова, К. Басаргшина и Н. Чедокова) // Наука в Сибири, № 47, 25 ноября 1988.
19. Народные традиции в современном искусстве Горного Алтая // Народы Сибири на современном этапе, – Новосибирск: Наука, 1989. – С. 132-146.
20. Новое и традиционное в творчестве алтайских детей // Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса. Тезисы докладов конференции 4-6 мая 1989. – Новосибирск, 1989.- С. 127-129.
21.Алтай – горы дружбы (О выставке алтайских и монгольских художников)// Наука в Сибири, 1989. – № 12.
22.Воскресшая история (О выставке М.П. Чевалкова)// Наука в Сибири, 1989. – № 47.
23.Уурт Уурукчы ( на алтайском языке) // Эл-Алтай, 1989. – № 4. – С. 64-70.
24.Традиционные образы в современном искусстве алтайских чабанов // Известия СО АН СССР. Серия истории, филологии и философии,1989. – Вып.1. – С. 103-105.
25.Граффити Карбана // Археологические исследования на Катуни. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 150-160.
26.К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. – Новосибирск: Наука, 1990. – С. 35-53.
27.Петроглифы Чёрной речки // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сб. науч. тр./ АН СССР. – М.: Ин-т археологии, 1990. – С. 158-161.
28.Неизвестные произведения Чевалкова // Эл-Алтай, 1990. – № 2. – С. 114-130.
29.Главное – гуманизм (О судьбе памятников в зоне затопления Катунской ГЭС) // Звезда Алтая, 29 февраля 1991.
30.Руническая надпись Карбана // Известия СО АН СССР. Серия истории, филологии и философии, 1991. – Вып. 1. – С. 65-56. (Совместно с Кляшторным С.Г.).
31.Наследие и новации в изобразительном искусстве Горного Алтая. Автореферат диссертации на соискание учено     степени кандидата искусствоведения. – М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1991. – 24 с.
32.Ойротская художественная школа 1931-1941. Каталог выставки. – Горно-Алтайск: Республиканский краеведческий музей им А.В. Анохина, 1992. – 45 с. (Совместно с Еркиновой Р.М.).
33.О сохранении петроглифов Горного Алтая // Проблемы сохранения, использования и изучения памятников археологии. Материалы конференции. – Горно-Алтайск: ГАГПИ, ГАНИИИЯЛ, 1992. – С. 13-14.
34.Петроглифы Алтая. – Новосибирск: Институт Археологии и Этнографии СО РАН, 1992. – 123 с. (Совместно с Кубаревым В.Д.).
35.Вторая Турочакская писаница Горного Алтая // Природа, 1992. – № 8. – С. 80-83. (Совместно с Молодиным В.И.).
36.К истории изучения современного изобразительного искусства Горного Алтая // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий (Материалы конференции, посвящённой 40-летию ГАНИИИЯЛ). – Горно-Алтайск, 1992. – С. 152-155.
37. Древние представления о мире в петроглифах грота Куйлю // Тезисы докладов 1-й межд. конференции «Алтай. Космос. Микрокосм». – Барнаул: Ак-Кем, 1993. – С. 167-169.
38.Творчество Г.И. Гуркина в свете изучения культур народов Сибири // Возвращение. Сборник докладов и сообщений научно-практической конференции «Чорос-Гуркин и Современность» 11-12 января 1991 г. Горно-Алтайск – Анос. – Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1993. – С. 184-198.
39.Петроглифы Бош-Туу // Проблемы изучения культурно-исторического наследия Алтая. – Горно-Алтайск: ГАНИИИЯЛ, 1994. – С. 75-78.
40.Памятники древности из Теке-Туру // Гуманитарные науки в Сибири. – Новосибирск: СО РАН, 1994. – Вып. 1. – С. 74-75. (Совместно с Кляшторным С.Г.).
41.Картины «о жизни, о красоте земли, гор» // Кан-Алтай, 1994. – № 4. – С. 30-35.
42.По Коксу, Аргуту и Катуни // Обозрение результатов полевых и лабораторных исследований археологов, этнографов и антропологов Сибири и Дальнего Востока в 1993 году. – Новосибирск: Институт Археологии и этнографии РАН, 1995. – С. 112-113.
43.Цвет и свет в «Маадай-Кара» // Алтай и тюрко-монгольский мир (тезисы, статьи). – Горно-Алтайск: Горно-Алтайский институт гуманитарных исследований, 1995. – С. 11-18.
44.Петроглифы Чичкеши и проблемы их реставрации // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Материалы научно-практич. конференции. Выпуск V. Часть первая. – Барнаул: БГПУ, 1995. – С. 131-134.
45.Путями возрождения (О народном искусстве чабанов Горного Алиая)// Кан Алтай, 1996. – Вып. 2. (10). – С. 36-38.
46. Конь-огонь (О рисунках детей Улаганского района) // Перед восходом, 1996. – № 10 (50). – С. 6-7.
47.Лучник и птица петроглифов Карагема // Гуманитарные науки в Сибири, 1997. – № 3. – С. 57-63.
48.Публикация рисунков чабанов // Алтайские героические сказания: Очи-Бала, Кан-Алтай. – Новосибирск: Наука. Сибирское издательско-полиграфическое и книго-торговое предприятие РАН, 1997. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, Т.15). – С.617.
49.Архетипические образы в скифском искусстве Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд-во Алтайского Гос. Университета, 1998. – С. 122-126.
50.Архетипические образы в изобразительном искусстве Горного Алтая // Алтай. Космос, Микрокосм. Тезисы 4-й научной конференции. Сознание человека и биосфера на пороге XXI века. – Барнаул: Алтайский гос. институт искусств и культуры, 1998. – С. 94-102.
51. Посвящается Катуни (О выставке И. Ортонулова, В. Чукуева и Ф. Торхова)// Звезда Алтая, 8 июля 1998.
52.Космос языческий и современный // Кан-Алтай, 1998. – № 1 (17). – С. 32-33.
53.Красные кони Калтака // Гуманитарные науки в Сибири, 1998. – № 3. – С. 57-59.
54.Памяти Кайчи // Наука в Сибири, октябрь 1998. – № 37-38 (2173-2174).
55.Шаманистические композиции грота Куйлю // Сибирь в панораме тысячелетий (Материалы международного симпозиума): В 2 т. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. – Т.1. – С. 367-378.
56. Магия искусства (О выставке художницы из Горно-Алтайска Е.М.Чеботаревой) // Звезда Алтая, 28 ноября 1998.
57. Сцены плодородия на скалах Аргута // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии № 4. Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд. ГАГУ, 1999. – С. 201-204. (Совместно с Ильиным С.Б. и Дьяченко А.И.).
58. Традиционные образы в народном искусстве Горного Алтая // Международная научно-практическая конференция «Проблемы этнологии и этнопедагогики». Сборник статей и материалов. Вып. 8. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. – С. 66-67.
59. «Я здесь пишу рукой чабанской…» // Кан-Алтай. – № 18, 1999. – С. 6-7.
60.Зооморфный образ богини-матери грота Куйлю // Сохранение и изучение культурного наследия Алтая: Сборник научных статей. Выпуск XI. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2000. – С. 98-100.
61.Обаяние живописи (О творчестве В.Д. Запрудаева) // Звезда Алтая. – 9 сентября 2000.
62.В соавторстве с природой (О юбилейной выставке скульптора Гурьянова А.В.) // Горный вестник. – 14 сентября 2000.
63. Героика Алтая (О рисунках детей Улаганского района) // На восходе. – Новосибирск: СибРО, 2001. – № 1 (81), С. 16-18.
64.Современные рисунки алтайских чабанов // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии № 6. Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд. Г-А ГУ, 2001. – С. 143 -155.
65.Будущее глазами юных художников // Звезда Алтая. – 27 января 2001. (Совместно с Корсаковой В.А.).
66.С мыслями о Высшем (О республиканском конкурсе детского рисунка «Русь православная», посвящённом 2000-летию Рождества Христова) // Звезда Алтая. – 25 мая 2001.
67.Образы Алтая (О юбилейной выставке алтайских художников в Новосибирске)// Советская Сибирь. – 4 июля 2001. № 120.
68.С любовью к учителю и Алтаю (О выставке Д.И. Кузнецова) // Звезда Алтая. – 6 июля 2001. -№ 1 01.
69.Современные изваяния алтайских чабанов // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии № 7. Межвузовский сборник научных трудов. – Горно-Алтайск: Изд. ГАГУ, 2001. – С. 159-166.
70.Мгновения красоты (Заметки с выставки бийского художника Ю. Коробейникова). – Звезда Алтая. – № 48. – 30 марта 2002.
71.Красота неведомого (О выставке Е.М. Чеботарёвой)//Звезда Алтая. – 6 апреля 2002.

 

Источник:  Культурно-просветительный портал “Адамант”