Главная » ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ, Живая Этика (Агни Йога)- Об Учении, УЧЕНИЯ - ЖИВАЯ ЭТИКА (АГНИ ЙОГА) » ЖИВАЯ ЭТИКА О ЖИВОЙ ЭТИКЕ. О форме и идеологии изложения Учения ЖЭ-1. Вл. Чернявский

1 287 просмотров

И несем свет # 7 [И мы приносим свет]. 1922. Н.К. Рерих

И несем свет # 7 [И мы приносим свет]. 1922. Н.К. Рерих

Впервые в период официальной, общепринятой  истории человечества из Твердыни дано оперативно необходимое для применения Знание на русском языке. Эта Высшая Истина предназначена, конечно, для всего человечества и самой планеты Земля; предназначена для срочного осмысления и такого же срочного практического использования. У этого великого события должны быть серьезные основания, и они открываются в Учении.

«Урусвати знает, что при изучении Наставлений следует иметь в виду не только содержание их, но и язык, на котором они даны. Учение дается не без причин на определенном языке. Можно исследовать все Учения от давних времен и понять, что данный язык показывает, какому народу надлежит проявить ступень восхождения. Иногда полагают, что Поучение дается на том языке, который близок получателю, но такое пояснение недостаточно. Нужно наблюдать причины во всей их полноте. Ничто не бывает случайно. Получатель Учения не случаен, и язык выбран по надобности.

Можно видеть, как Наставления давались на разных языках, и всегда эти условия соответствовали важным обстоятельствам, которые имели и мировое значение. Каждая истина общечеловечна, но каждый период имеет свое задание, и каждый народ имеет свою обязанность.

Немало времени требуется, чтобы сложить кристалл сущности народа. При многолюдии трудно бывает распознать, где показывается истинная природа народа. Неопытному наблюдателю могут показаться поверхностные черты и затемнить сущность. Поэтому Мы так советуем научиться терпению и наблюдательности, чтобы после не жалеть о легкомысленных суждениях.

Люди привыкли  судить легкомысленно, они надеются, что никогда не поздно изменить решение»… Надз., п.468.

Есть много зрелых людей в РД, опередивших нас, рядовых участников в усвоении Учения, и их рассуждения существенно продвигают каждого из нас в этом же усвоении. И так легко, приятно и вдохновляюще читать строки, поясняющие и разрешающие возникшие затруднения. Для меня таким человеком стал при работе по данной теме П.Ф.Беликов. «Давно уже Россия намечена как плацдарм для дальнейшего Космического продвижения человечества. Ей суждено меньше пострадать при очередных катаклизмах. В Россию и на русском языке дано Учение Живой Этики, в России оно получило наибольшее распространение… В свое время еще Вивекананда указывал на Россию, как на страну Будущего и наметил его признаки. Не может человек из первобытного состояния шагнуть в Космическую Жизнь, как не может осознать Космической Справедливости человек, судорожно цепляющийся за свой бумажник. Между тем, в предуказанном и ожидаемом переустройстве жизни первая же попытка перераспределения материальных благ вызвала ожесточенное сопротивление… Подчеркнем со всей определенностью, что новое Учение, данное широко всему  миру, в первую очередь имело в виду Россию. И не какую-то отвлеченную Россию далекого будущего, но, именно, ту, которая начала в 1917 году Новую Эру человечества и продолжает начатое, невзирая на все видимые отклонения и неудачи. Слишком велики были жертвы революции, гражданской войны, второй мировой войны и, наконец, внутреннего террора, чтобы их перечеркнуть и начать  строительство в другом месте, если бы это было возможно. Но кратки сроки, долго велась подготовка и не может быть нарушено Космическое Веление». с.203.

Конечно же ЖЭ дана для всего человечества, конечно же понятие национальности – в достаточной степени есть условное понятие, ибо каждый из нас прежде всего является человеком – Божьим творением и воплощается в разных народах, но нынешнее воплощение всех современников – русских и россиян – неслучайно. Это, в подавляющем большинстве, индивидуальности большой силы, носители полярных качеств духа и полярной Кармы, противостоящие друг другу, испытывающие лишения, страдания, действия Стихий. Они обязаны «претерпеть до конца» и спасти себя и человечество, в этом заключено предназначение России, этого огромного, бурно кипящего котла горя и страданий. И в итоге в этом сосуде будет изготовлена духовная пища, которой будет насыщаться шестая Раса. И каждый из нас, рядовых участников, имеет великое и почетное право внести свой скромный вклад в процессы Эпохи.

Отличительной особенностью ЖЭ является ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ (мозаичное построение), попробуем объяснить  эту особенность извлечениями из самого Учения. Язык русский, но как минимум, необычный. И не только; он и непривычный, с особенностями оборотов и звучания, в том числе и с трудностями (на начальном этапе) усвоения и понимания. Первое объяснение – необычность излагаемой информации, необычность содержания, т.е. сам описываемый предмет не имеет подобия, и для его изложения, раскрытия необходимы особые слова и сочетания. Вторым предположением может быть  изложение сути Учения на санскрите или даже сензаре и сложность последующего перехода на «великий и могучий» русский. Третье – необходимость особой осторожности, сокровенности в изложении информации, которая дается для разнообразных уровней сознания и с учетом динамики его изменения. Четвертое – Знание должно быть дано по степени возрастания сложности и глубины  Его с особым ритмом повторяемости. Пятое – при даянии учитывается обязательность воздействия на центры высшего сознания с целью пробуждения их. Шестое – нужно просто создать напряжение, заставить усиленно работать сознание познающего, его творческое начало. И потому Учение дано в виде сложной  красочной мозаики, а иногда и в виде набора смальты, из которой каждый может и имеет право создать красочную картину своего видения Учения.

«Случайна ли отрывочность заметок? Может быть, в этой мозаике заключается  ритм и особый рисунок? Пусть иногда друзья подумают, почему избрана такая система? Не лежит ли в ней особое задание, чтобы воздействовать на разные центры? Усовершенствование способности восприятия является очень важным достижением». АУМ, п.569.

«Представьте себе, как к сложной машине подходит невежда. Он не думает о смысле аппарата, но хватает за первый рычаг, не сознавая последствий. Совершенно то же происходит с человеком, который упомнил лишь одну подробность целого Учения и удивляется, что не видит общего следствия. Так же как неосторожное обращение с машиной грозит невежде гибелью, так же находится в опасности человек, пренебрегший сущностью Учения. Кто-то обратил внимание только на качество пищи, кто-то постарался не сквернословить, другой – не раздражаться, третий – не бояться, но такие полезные подробности будут все-таки отдельными рычагами – не поднимет каждый всю тяжесть. Нужно постепенно вникать в синтез Учения, только радуга синтеза может дать продвижение. Если кто заметит, что им овладела одна сторона, пусть прилежно повторяет и другие части данных указаний. Даем много прикрытого и постепенно приближаем осознание. Пусть не боится человек  подходить близко, пока он не усвоит ритма Мозаики. Так приближение к синтезу научит пользоваться всеми подробностями». АУМ, п.497.

Е.И.Рерих в своих письмах приводит очень серьезные разъяснения в этой же части – в особенностях формы изложения Учения. На пути постижения ЖЭ эти указания бесценны, вообще письма являются органической составной частью Учения, так же, как и последовавшие за ними Грани Агни Йоги.

«…Вы говорите, что советы в Агни Йоге так разбросаны, что трудно собрать их в систему, на это скажу, что это есть Учение Жизни во всей ее сложности, и советы давались ученикам, именно, на жизненных примерах, по мере того, как возникали обстоятельства, вызывавшие их, и, таким образом, они лучше запоминались. Ведь вся природа указывает нам, как совершенный организм растит свои члены одновременно, а не поочередно. Так и Учение Жизни построено так, чтобы на каждой новой ступени сознание охватывало возможно большую периферию и тем входило, именно, в жизнь, а не отрывалось от нее»… ЕИР 2, 30.8.35 г.

Нужно так же учитывать длительность срока усвоения человечеством самого Учения, в течение которого русский язык непременно изменится; вот такое изменение (вполне возможно) учитывает и Учение.

ВОСХОДЯЩАЯ СПИРАЛЬ есть основа и идеология эволюции всех составных частей Космоса: от первочастицы до метагалактики, и она присутствует естественным образом в развитии человеческого сознания, а, значит, не может не присутствовать в Великом инструменте этой эволюции – в Живой Этике. Замысел спирали заключен и в последовательности подаваемой информации, и в последовательности томов; все тщательно продумано и  осуществлено.

«Спиральная структура заложена во всех токах; то же спиральное нужно видеть во всем Бытии. Возьмем пример познания Учения. Кто пробовал Учение однажды, от такого прочтения не будет пользы. Только перечитывая его, можно заметить спиральное строение. Учение как бы возвращается к тем же самым предметам  и почти касается их. Но спираль тока проходит ввысь и несет новое зерно сознания. Огненное сознание утверждает нестираемое познание».  МО2, п.360.

«Может показаться, что Учение дается в одном размере, но если сопоставить последовательность Учения, то можно видеть обороты спирали восхождений. Такой оборот производится, чтобы  человечество незаметно двигалось вперед. Как рост травы невидим каждое мгновение, так и новый оборот спирали не поражает сознание. Ведь разум человеческий не может вместить огненного построения, и потому нужно целесообразно дать ему, насколько он может воспринять. Последствия несоизмеримости уродливы, и никто не может производить уродства в Мире по своему невежеству. Построение должно быть гармонично, потому поучительно сравнить ступени, даваемые Учением, – получится знаменательная лестница восхождения». АУМ, п.273.

«Чаще всего человек не желает помнить наиболее полезные наставления. Они мешают привычкам и не позволяют человеку не утруждаться. Но какими мерами можно напомнить об ответственности и        обязанности? Скажу – повторением. Но люди не терпят неприятных повторений. Между тем они нуждаются в постоянных напоминаниях. Трудно уметь напомнить и не повториться. Мы прошли в этом долгую школу. Мы можем сказать почти то же самое, но, в каждом случае добавить нечто несказанное. Иногда один намек может придать новизну всему предложению. Нужно учиться настойчиво продолжать спираль внедрения полезных начал»… Надз., п.419.

В некоторых организациях РД проводится исследовательская работа с Учением, серьезной частью которой является раскрытие спирали даяния. Спираль несомненна, видим мы ее или нет, но она есть и неотвратимо действует и в могучем потоке информации, и в последовательности построения всех томов.

«…Спросят: «Почему сперва Беспредельность, потом Иерархия, и лишь после Сердце; отчего не наоборот»? Но раньше направление, потом связь, после  средство»… Сердце, п.6.

Поскольку Знание беспредельно, то и дано оно может быть только в НЕЗАВЕРШЕННОМ  виде. Если в учении содержится утверждение окончательности знания, значит, оно зашло в тупик. Незавершенность Учения ЖЭ ясно и многократно подчеркнута и имеет два аспекта. Первый относится к общему содержанию даваемого Знания, и суть его в незавершенности приводимых сведений обо Всем, т.е. в Учении подчеркивается, что это просто очередная часть Знания как такового, что В.Учителя обладают более безграничным Знанием, но сегодня человечество способно вместить только Это.

Второй аспект – незавершенность каждого положения, понятия, процесса даваемого, т.е. каждая часть, каждый факт дан в виде, раскрытом не до конца, и это сделано с умыслом, с целью развития способностей к самостоятельному познаванию, завершению раскрытия, ибо только в таком процессе может меняться сознание, с напряжением, с прилагаемыми усилиями.

Удручающую картину можно наблюдать в рамках большинства значительных религий, где основой вероисповедания является незыблемая, до «конца» исследованная, утвержденная и освященная истина; единственная, незыблемая, истинная, не требующая исследований и доказательств. Конечно же, все остальные подвергаются сильнейшей критике и отрицанию.

«Законченных и исчерпывающих сведений невозможно давать хотя бы потому, что синтетическая способность сознания все время растет, и каждое положение можно расширять и углублять непрестанно. Чем выше поднимается дух, тем шире становится горизонт видимости и понимания. Нет этой законченности и в Учении Жизни, нет ее ни в одном Учении, данном раньше. Этой незаконченностью пронизано каждое слово Христа. Это и понятно, ибо в движении все. Основная особенность знания в том, что его можно расширять и углублять беспредельно».  ГАИ11, п.34.

Только человеческая, корыстная направленность может исказить высшее Знание и ограничить Его.

«От малого до великого, от ежедневного и до миров блуждаем, но никто не назовет ничтожным и никогда следствие не будет неверным. Кто-то спросит: почему Учение рассыпано, как зерна? – Отвечайте: только из различных нитей можно сложный узор создать. 

Спросят: почему Учение не имеет законченных положений? – Отвечайте: ибо в законченности смерть. 

Спросят: почему нельзя соединить логически части Учения? Отвечайте: ибо безобразно растить одну голову или одну руку. 

Спросят: почему не произнести сперва формулу неба, а потом заклятие Земли? – Отвечайте: ибо каждая нить одеяния матери проходит сверху донизу и наоборот. 

Спросят: почему нельзя сразу явить сужденное? – Отвечайте: колонны дома ставятся в порядке. И когда рабочие скажут: «Дай, мы сразу поставим»! – строитель скажет: «Разрушить задумали»! Так содержит капля весь мир. 

Явление неограниченных возможностей даст вам спокойное восприятие. Как же землетрясение отражается на Сущем, разные ветры и грозы?  Как отражается разная аура людей на растениях? Можно целый новый институт построить. 

Право, можно найти нить космической координации, сопоставляя пульс различных элементов. Нового тут ничего нет, но значение всей мировой кооперации можно манифестировать наглядно даже для чтецов, дух которых, вроде тараканов, засевших в углы. Шире широкого шейте. Назначьте в школе награду за количество предложенных вопросов. Прежде платили за ответы, теперь – за вопросы». Оз., п.2.6.5.

«Люди часто негодуют на Заветы Учения – почему книга не дает окончательных формул? Но такое требование доказывает незнание Основ. Завет дает точное направление и зажигает Огни по всему пути труда. Можно двигаться по этим Огням. Можно находить уже космически созревшие решения; можно слушать точные намеки, но собрать эту мозаику дух должен добровольно. Утверждение пути есть Завет Великого Зодчего. Мы должны, как в сказаниях, приложить ухо к Земле, чтобы не упустить ни единого шага и шепота. Но мы много можем читать, но мало прикладывать, между тем близки сроки»!  МО1, п.399.

Но вложить в самостоятельно не подготовленное сознание ученика любую мудрость подобно выполнению задания за него учителем или другим способным на это близким человеком. Формальная часть выполнена, получена хорошая оценка, но в ученике знания не будет, т.е. поставленная цель не достигнута. И, наоборот, при самостоятельном, напряженном усилии оценка может быть средней, но знание будет приобретено.

«…Но прежде, чем приступить к ответам, мне, в свою очередь, хочется спросить Вас, не приходило ли Вам на ум – нет ли глубокого основания в том, что во многих случаях в книгах Живой Этики не приведены готовые формулы, а даны лишь намеки? Именно, так оно и есть. В основу Учения положено правило, вернее, закон, что «все должно быть совершено руками и ногами человеческими». Эта формула содержит в себе всю ценность самостоятельного достижения, являющегося неотъемлемым достоянием нашим.» ЕИР1, 24.6.35 г.

Вернемся к началу нашего скромного труда и вспомним об особенностях наступившей Эпохи. Одним из ее неизбежных условий является факт принятия определенным количеством из лучших представителей человечества Основ Учения Жизни, как действие, позволяющее получить «пропуск» в дальнейшую Эволюцию и человечеству, и планете. Основы, в свою очередь, содержат в себе условие необходимого изменения сознания в части вмещения таких способностей человека, как богоподобие, космичность, а, значит, и естественность его пребывания на Земле, как на временной стоянке – школе и предопределения его КОСМИЧНОСТИ. Все Учение пронизано этим Законом; лучшие ученые планеты открыли и провозгласили этот Закон для нас, течение философов – космистов родилось именно в России, и именно в то же время Великого посева.

«…В жизнь человечества вошла реальность Космоса, он перестал быть «недосягаемым», а следовательно, и сказочным, и эту реальность необходимо осознать, и «дела человеческие» направить сообразно этому. В противном случае еще одна, возможно непоправимая катастрофа переступит порог Сроков. О новом космическом сознании напоминает первая книга Учения: «Час понимания Космоса пробьет». Зов, 1921, нояб. 8

и в ней дано обращение: «Мои дети, учение жизни, направленное Мной – кратчайший путь для достижения явления понимания Космоса». П.Беликов, стр.235.

«Мир Мой – Мир Космической Правды. Печать непреложности накладывается на огненное устремление духа и на право его получать по силе и по созвучию, по степени этих стремлений. Это право космическое. Люди бессильны нарушить его, если бы даже хотели. Силой завоевывается и силой берется оно, право духа. Земля и земное, где скрежет и плач, право получения Космических сокровищ не могут помочь осуществить и голод духа насытить. Надо выше искать, и стремиться за пределы Земли, в Царство Мое, которое не от мира сего (то есть не от Земли). Потому указуется Беспредельность и стремление к Дальним Мирам». ГАИ3, п. 96.

По всей своей сути Учение несет идею необходимости и неизбежности отрыва человеческого сознания от тесных пределов земных и осознания фактической деятельности и жизни человечества в космическом пространстве. Передовая наука утверждает жизнь Космоса, как  гигантской голограммы, в каждой частице которой содержится информация обо всем пространстве и происходящем в нем, т.е. малейшее действие человека мгновенно становится достоянием всего Космоса. Это Закон, действующий независимо от его понимания и признания человеком, даже   привязанным пока к нашей планете. Естественно,  сфера влияния его неизмеримо расширится и усилится при реализации своего назначения – при постепенном движении в Пространство.

«Учение Наше космично, то есть являет собой известный аспект Космической истины, и потому в части своей оно в той или иной форме осуществлено на Дальних Мирах. Чем выше  планета, тем выше и тоньше осуществление. На Земле выдано Учение Жизни, Учение Живой Этики, только частично. Но, прилагая основы его к явлениям эволюции сущего, можно понять дальнейшее направление и формы ее на Далеких Планетах. В рамки, указанные Учением, входит весь проявленный Космос. Пралайи и Манвантары, Циклы, Круги и спиральное восхождение миров и человечеств распространяются на все космические проявления»… ГАИ3, п.261.

Это одна из ценностей Учения – устремление в Беспредельность, знание о проявленном Космосе, Его эволюции, других человечествах и подробные указания о технологии индивидуальной эволюции в применении к каждодневности, в практическом приложении.

«Живая Этика есть мост ко всем Мирам. Только в живом приложении создается прохождение неуязвленное. Ничто не поразит доспех огненный. Можно не тревожиться зарослями метафизики, когда дух знает путь живой мысли. Только мера добра явит Огонь Светлый. С таким светильником можно вступить ясно на великий мост. Только для пути дальнего дается Живая Этика. Нужно любить Ее как путевое пособие». МО3, п. 579.

«За каждым положением Учения стоит беспредельность. Каждое положение можно углублять, расширять и развивать бесконечно. Незаконченные формулы даются, и ступени познания ведут вверх по лестнице, не имеющей конца. Это понявший имеет в своих руках ключ, пользуясь которым, он может, взяв любое звучащее ему положение, раскрывать скрытый в нем смысл, и извлекать его содержание, обогащая свое понимание». ГАИ9, п.439.

И в этом положении заключена еще одна привлекательная черта Учения: соединяя в себе принцип незаконченности с принципом космичности, Оно ведет изучающего к самостоятельному мышлению без остановок и ограничений, Оно развивает творческое начало в познавании. Можно на этом пути и ошибаться, и заблуждаться, но инструменты для избежания этого находятся в самой ЖЭ.

Первое имя, присвоенное Учению – Агни Йога – было изменено самим В. Учителем, как несколько непривычное для западного ученика, даже как несколько отпугивающее, ибо в нем было сильно восточное звучание. Это настораживало априори и предопределяло отношение к Нему, как к мудрости Востока, которая в наши времена была загрязнена различными «пропагандистами». Возможно, поэтому Ему было присвоено более привычное, более усвояемое имя: Живая Этика, Этика Жизни. В это же время на Востоке в стадии полнокровного развития и применения существовали классические Йоги: Карма, Джнани, Бхакти, Раджа, ну, и, конечно, Хатха. Их суть и технология применения сжато, талантливо изложены для западного ученика в трудах С. Вивекананды. Каждая из Йог содержит описание эволюционного Пути человека, и может быть применена либо как самостоятельный Путь, либо в произвольном сочетании каждым человеком в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Живая Этика является высоким синтезом всех указанных Йог, созданным Великими Учителями для современного человека, в современную Эпоху с Ее исключительными особенностями.

«Агни Йога ничего не отменяет и не заменяет, но является синтезом всех Йог. Ибо ко времени приближения Огненной эпохи, о которой говорится во всех древних индусских писаниях, именно Агни – Огонь, в разной степени входящий в основание всех Йог, настолько будет проникать окружающую атмосферу нашей планеты, что все виды Йоги сольются в огненном синтезе. Истинно, приближается огненное крещение»… ЕИР3, 17.02.34 г.

«Посмотрим, в чем разница и сходство Агни Йоги с прочими Йогами. Карма Йога имеет много сходства, когда она имеет действие с земными элементами, но когда Агни Йога овладевает путями к осознанию дальних миров, то различие становится очевидным. Раджа Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога – все они оберегаются от действительности и тем не могут проходить в эволюцию будущего. Конечно, Агни Йог должен быть и Жнана и Бхакти, и развитие силы духа делает его Раджа Йогом. Как красива возможность отвечать задачам будущей эволюции, не отвергая  завоеваний духа прошлого! Можно не кичиться новизной, ибо лишь сочетание элементов обновляет возможности». Агни Йога, п.161.

«Урусвати чтит Карма Йогу. Все Йоги родственны. Можно считать Агни Йогу и Карма Йогу сестрами. Агни Йога светозарно ведет в обитель Высшую. Карма Йога творит священный огонь труда»… Надз., п.937.

Каждый соратник, попутчик, единомышленник в составе РД может испытывать вышеуказанное высокое чувство удовлетворения, как продолжатель Пути, проложенного для ЖЭ всеми предыдущими Йогами, но целесообразно знать при этом их Основы и отнестись к Ним с глубочайшим почитанием, ибо много людей на планете идут Их путями, традициями, и все они являются воинами Майтрейи, составными частями единой планетной Сети Света, которую создали и поддерживают Великие Учителя. Ни малейшей тени превосходства не позволяет ЖЭ выражать ни перед какой религией, философией, учением!

Впервые дарованное Высшее Знание провозглашает, что оно дано ДЛЯ ВСЕХ, для всего человечества, что оно неизбежно будет доведено до каждого вне зависимости от принадлежности к народу, независимо от возраста, пола, социальной принадлежности, уровня сознания, исповедуемой религии, способности усвоения. Но при этом в ЖЭ содержатся возможности для максимального вмещения даруемого Знания как в форме изложения Книг, так в рекомендациях по доведению информации.

ЖЭ открыто оповещает о том, что человек обязан иметь необходимый УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ, дабы вместить даруемое, и Указывает особенности самого процесса даяния:

– многократно, почти во всех томах приведено жесткое условие (требование) о запрещении зазывания и навязывания Учения;

– второе не менее жесткое требование, созвучное первому, – недопустимость насилия над  сознанием, безошибочный учет уровня сознания человека, получающего Знание, а для этого у дающего необходим обязательный, безошибочно работающий аппарат (свойство) различения;

– недопустимость унижения, отрицания других религий, учений, философий духовного свойства; критика допущенных искажений, ложных толкований допустима, но для этого необходимо глубокое и точное знание предмета, Основ всеобщего Великого Учения;

– категорически запрещаются искусственные методики и приемы овладевания психической энергией путем преждевременного открытия центров высшего сознания, как пресекающие эволюцию и приводящие к черной магии и колдовству.

«Теперь встречаете в жизни четыре рода людей: 
  Одни бьются под нашим щитом, 
  Другие бьются без защиты, но уже кончают течение кармы, 
  Третьи бредут, ослепленные темной завесой судьбы, 
  И четвертые – враги Света.   
Первые поймут ваш призыв, 
Вторые затрепещут ожиданием, 
Третьи отвратят голову тупо, 
И четвертые встретят стрелою вашу стрелу. 

Итак, не повторяйте Учение. 
Каждое слово упадет на должную почву и сужденное будет принято. 
Также не отвергайте и не отрицайте. 
Всякое суждение есть уже проявленное действие. 
Что из отрицания пожара, если огонь уже пылает? 
Но покройте огонь и сила его исчезнет. 
Также и в отрицании суждений не достигнете, 
Но покройте отрицательное суждение 
Нашим Учением, и весь город врага  покроется куполом 
Нашего Братства, ибо купол этот вместит все! 

Даю вам кров, Даю вам силу, Даю вам путь прекрасный. 
Я сказал».  Зов. 1922 март 24.

«Опасайтесь навязывания не только в отношении  чужих зазываний, но чтобы и самим не сделаться навязчивыми. Невозможно исчислить вред навязывания, и нельзя без презрения увидеть, как на базаре продается учение с уступкой. Умейте понять, что сознающее свое значение Учение не будет выставляться на базаре. Только исключительное невежество последователей может поставить Учение в позорное положение лжи и пресмыкания. Можно жалеть тех, кто неосведомленно принял ту бесцельную работу. 

Но не думайте, что, осудив чужое навязывание, легко избежать свое собственное. Тонка черта между утверждением и навязыванием. Часто легко  унизить себя не по цели. Каждая капля, мимо упавшая, обращается в жгучую кислоту. Насильственное набухание дает лишь водянку, и вы знаете, что лечение ее невозможно. Потому только качество, но не количество. 

Каждый постучавшийся отвечает сам, но зазванный ляжет жерновом на шею звонаря. 

Потому звоните лишь вовремя – так избегнете навязывания».  Община, п.129.

«Можете встретить людей, совершенно отрицающих Учение. Не пытайтесь убеждать их. Наше Учение не зазывающее, но указующее и предупреждающее уже готовых к совершенствованию. Многие будут выбирать себе одну любимую страницу. Они с ней и пребудут, но не с Учением. Некоторые сделают вид, что уважают Учение, и положат книгу под изголовье во время сна. Также некоторые покажут свою любовь к Учению, но не поступятся ни единою привычкою. Но придут сужденные»! Агни Йога, п.543.

Вообще же вопросу отношения Учения к другим Высшим Знаниям уделено в Учении весьма много времени и места; этот вопрос часто становится непреодолимым препятствием на духовном пути, и устремившийся или приблизившийся уходит от истины именно по причине присутствия в избираемом им Учении враждебного или отрицающего отношения к другим Учениям (религиям). ЖЭ начисто лишена этой проблемы.

«Разве Вы захотите записаться в узкие сектанты? Если кто-то захочет рассматривать Учение с христианской точки зрения, он волен делать это, ибо, истинно, в Учении есть многое, что может быть объяснено, именно на основании переживаний христианских мистиков. Разве источник не един? Конечно, достижения христианских мистиков и узкая церковность – две разные вещи. И тот, кто пойдет по пути этих мистиков и первых отцов христианства, может углубить и свое понимание Учения Жизни. Пусть каждый избирает себе ближайший подход к Учению, но без кощунства на другие аспекты той же великой, единой Истины. Потому приветствуйте каждого на его пути»… ЕИР, 20.12.34 г.

Из собственного опыта постижения ЖЭ могу осознанно утверждать, что и христианство, и буддизм, и иудаизм, и ислам стали достаточно глубоко понятны мне только через Основы Живой Этики; именно через уже усвоенные основные положения в Учении были получены ответы на все возникавшие сомнения, на все предполагаемые искажения, на вольную трактовку «осовремененных», произвольно причесанных мировых религий. Учение до краев наполнено вопросами и ответами в этой области; и это понятно, т.к. в современную Эпоху проблема очищения и последующего единения религий является одной из важнейших, после решения этой проблемы автоматически, а во многом и одновременно. решится проблема единения народов:»Едино стадо и один Пастырь». Прогресс в этой области очевиден: лучшие представители ведущих религий Планеты начинают говорить о едином Источнике и равенстве перед Ним всех конфессий, их принципиальном подобии, единстве цели, единстве провозглашаемых нравственных основ. Представители религий начинают вступать в контакты и обсуждать проблемы международной жизни, связывая их решение напрямую с деятельностью религиозных организаций. Пример свежайший – Астана. В современном состоянии деятельности духовных организаций человечества пока преобладают тенденции и силы разъединения, но процесс единения набирает силу.

 

Необходимо в этом разделе упомянуть еще об одной отличительной особенности ЖЭ. В нашу Эпоху, как предупреждал своих избранных учеников И.Христос еще 2000 лет назад, расплодилось невообразимое количество лжеучителей, лжепророков, лжемессий, которые быстро-быстро усваивают пригодные, акцентированно вырванные части подходящих для этой цели духовных практик (особенно восточных), компилируют из них свои собственные лжеучения и продают с их помощью здоровье, успехи, «исправленную карму», сверхспособности и пр. При этом базой им служит человеческая леность, алчность, зависть, стремление достичь успехов везде и во всем, но быстро и без напряжения. ЖЭ встает на этом разрушительном пути, как непреодолимое препятствие, как носитель и выразитель противоположной идеологии; она не обещает легких, быстрых успехов, а честно, открыто провозглашает длительность и трудность пути восхождения.

Сколько же мне пришлось увидеть разочарованных лиц при совместном постижении ЖЭ в рериховских организациях, кружках, клубах, особенно у молодежи. В основном все «разочарованные» делятся на две категории: одна часть – «при нашей жизни этого не добиться», другая часть – «добьемся святости в этом воплощении». И те, и другие не вмещают именно эту отличительную черту ЖЭ: постепенность, длительность, напряженность духовного труда преображения, в ходе которого выкорчевываются отрицательные качества характера, выросшие в течение ряда воплощений в течение тысячелетий. За такие же примерно сроки от них можно и избавиться.

«Не мало людей, подходящих к Учению с корыстными целями, и когда их надежды не оправдываются, они становятся ярыми врагами Учения. У нас имеются примеры такого прискорбного явления. Потому всех подходящих следует предупреждать, чтобы они не надеялись на приобретение каких-то особых привилегий или земных благ»… ЕИР2, 1.10.37 г.

Необычность ЖЭ и в отношении к сознанию человека, основному инструменту преображения, ему уделено очень большое внимание.

«Понять нужно, насколько окаменело людское сознание. Потому не дайте пищу, которую оно усвоить не может. Наряду с трудным дайте и легкое, иначе слушать не будут. Письма Учителя неизбежно разнообразны, ибо направлены к разным сознаниям. Не противоречие это, но просто лучшие пути. Так приучитесь обращаться бережно с сознанием, как с огнем». МО3, п.502.

 

Учение заключает в себе описание ОСОБЕННОСТЕЙ ОВЛАДЕВАНИЯ ЗНАНИЕМ, изложенным в форме, которую мы рассмотрели, т.е. технологию и подготовки к этому процессу, и требования к самому  познающему, к его созреванию. Не всякий человек может усвоить ЖЭ – это требование и условие подобно изложенному в Евангелии процессу схождения Святого Духа: на одного он сходит (готового), на другого не может сойти (неготового), но это требование впервые заключено подробно в самом даваемом Знании, в ЖЭ. Пришедший к Учению так же может успешно вместить его только при  наличии у него указанных качеств, мы обязаны рассмотреть их в даваемой последовательности.

Первое условие – изучающий должен иметь необходимый уровень образованности и культуры, только тогда он может рассчитывать на начальный успех; он должен быть образован в такой степени, чтобы иметь общее понятие о состоянии и содержании общечеловеческой культуры, достижениях современной науки и философии, истории человечества, мировых религий. Н.К. Рерих так в краткой форме освещает это условие:

«Невежественный человек должен стать образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры… Ни один узкий специалист, как бы ни высока была его специальность, не может назваться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия»? ЕИР1, 29.5.31 г.

Человек, соответствующий понятию культурный, имеет в результате своего роста открытое сознание, способное к свободному развитию, к расширению, т.е. находящееся на предварительном уровне готовности к расширению, к соприкосновению с ЖЭ, к вмещению важного качества по имени – допущение. Это прикосновение уже не даст отрицательного отторжения, какое может произойти при неготовности сознания. Самое большое разочарование, испытанное мною на духовном пути, я получил от очень близкого соратника, с которым мы шли плечом к плечу, сердцем к сердцу не менее десяти лет. Он искренне, я в этом уверен, принял Учение как путеводное, как Учение для своей жизни; он долго щел к нему через ошибки, через сомнительную череду лжеучителей и лжеучений 80-х годов, запылал факелом, и не смог удержать это пламя из-за недостаточного уровня культуры, образованности. Эта нехватка удручала его, держала в напряжении, оказалась слишком сложной и «неподъемной» на данном этапе. Он ушел в более простое учение от самозваных «учителей, лишенных корней», так что ЖЭ в этом вопросе опирается на безошибочный опыт духовных путей многих, и этот процесс, это событие не являются редкими: среди отпавших они составляют большую часть. Такие участники движения ориентируются не на собственное понимание Учения, они черпают убежденность в соратниках, в их жизни и поведении, а так как соратники проявляют слабости и совершают ошибки, то и база разрушается и человек отпадает.

Следующий этап – непосредственное расширение сознания на базе ЖЭ, процесс этот уходит в беспредельность.

«Спрашивают, как приступить к Учению? Ведь для этого надо переродить сознание? Конечно, сознание перерождается после Учения. Для начала надо открыть и омыть сознание. Открытие сознания делается моментально, одною волею. 

Желайте открыть сознание!» Община, п.124.

Творец вложил в каждое сердце скрытое, но неодолимое стремление к самосовершенствованию, и готовность сознания и усилие воли делают свое естественное дело легко и быстро, тем более, что вся идеология Учения и цель его даяния заключена именно в этом – в РАСШИРЕНИИ СОЗНАНИЯ, как мы уже и подтвердили выдержками из Учения.

«Мы никого не зазываем и никому не навязываем книги Учения. Все наши общества являются прежде всего культурно-просветительными учреждениями, где читаются лекции на всевозможные темы, интересующие членов; также даются концерты, и, по возможности, учреждаются курсы по различным отраслям искусства, религий и наук. Ведь, именно, просвещенное сознание помогает восприятию истин Живой Этики. Не может примитивный, некультивированный и недисциплинированный ум охватить и понять космическую всеобъемлемость Учения, идущего от древнейших времен, от самых истоков Знания и Света. Учение Живой Этики  вмещает в себя всю жизнь, все области ее, имеет в виду все усовершенствования, потому, кроме постоянного нравственного совершенствования, каждый человек должен изучать и располагать хотя бы одним мастерством или ремеслом»… ЕИР1,8.9.34 г.

«Как же утвердиться в Учении? Как же приблизиться к высшему закону Иерархии? Только утончением мышления и расширением сознания. Как можно вместить Указ свыше, если нет утверждения соответствия? Ведь нужно явить восприятие для каждой энергии. Ведь нужно принять ширь Учения. Ведь только соответствие может позволить наполнение сосуда. Потому явление широты достойно широкого сознания. На пути к Нам можно достичь только Иерархией». Иерархия, п.84.

Нужно иметь в виду, что начальная готовность может быть символизирована сосудом небольшой емкости и что, соответственно, вмещает он такое же по размеру духовное Знание; но по мере совершаемых последующих усилий в познавании размер его имеет свойство увеличиваться для вмещения растущего сознания. Они растут совместно – сознание и сосуд.

«Приобщение к Агни Йоге происходит просто, так же, как многие знаменательные опыты и достижения совершались просто. Каждый шаг ценен, когда он непосредственен в своем неуклонном стремлении. Мы проходим столько специальностей только для того, чтобы слить их в сердце, для претворения. Кто же не запылает, если костер уже подожжен! Сколько сердец уже готово к будущему воспламенению»! Сердце, п.114.

Итак, приобретена база знаний для превращения в культурного человека с синтезированным мышлением, начата работа с усвоением Учения. Никаких обид или разочарований в этом требовании ЖЭ нет: если подошедший не готов, в его руках время и источники знания, и он имеет широкие возможности для указанной подготовки и приобретения необходимого уровня. Предусмотрено и двухуровневое построение обществ в РД: члены общества и друзья общества, чтобы по мере роста можно было перейти на второй уровень, познающий сам поймет, когда будет готов. Существуют, очевидно, и другие неповторимые, индивидуальные варианты для этого этапа восхождения, ибо каждый из нас неповторим, в том числе (и прежде всего) в области духа. Необходимо отметить многократно подчеркнутые в ЖЭ основополагающие, базовые требования к качествам характера, без развития и необратимого укрепления которых усвоение Учения становится крайне трудным, а иногда просто нереализуемым.

«…Опасаюсь, что мои указания не понравятся кому-то, имею основание так думать. Но как сказано – «Учение не кедровые орешки в сахаре, не серебряные бирюльки, но суровое распятие самости и напряженное преображение низших качеств в тончайшие огни. Сахарные орешки могут быть уместны в преддверии первой ступени, но Учение знает лишь суровые и прекрасные цветы самоотверженности. Кому нужны сахарные орешки, тому лучше не прикасаться к огненным яствам, приготовленным для  идущих в самоотвержении». Да, все темные углы должны быть освещены и сор вчерашнего дня выметен, иначе не построить лучшей ступени»…  ЕИР1, 24.6.30 г.

«Как же внушить неготовым людям, что предмет Мира Высшего заслуживает сердечного отношения? Трудно с людьми, ничего не знающими, но еще труднее с людьми, проглотившими Учение, как ложку похлебки, от них можно ждать особого предательства и извращения. Нет такого знамения, которое убедило бы совращенное сознание, что ему нужно смотреть не столько на ближних, сколько внутрь себя. Как можно видеть огни, когда глаз ищет морщинку на лице соседа! Можно холодным сердцем сомневаться и удивляться в достижении другого и засыпать золою каждую искру сердца». С., п.98.

В любом познании успех сопутствует тому, кто способен под его воздействием измениться, а для этого необходимо быть благожелательно настроенным к познаваемой Истине и способным доверять Ей даже тогда, когда встречаются части непонятные, неусваиваемые, недоступные на этом этапе своих возможностей.

«Самое позорное зрелище являет человек, приступающий к книге с твердым намерением не принять ее во внимание. Отсюда истекает замечание: «Все мне известно и старо». Но самые простые советы остались без применения. Даже можно видеть, как самые нужные наблюдения именно пренебрегались, чтобы этим унизить Учение»… Сердце, п.543.

«Также нужно знать, что от ученика требуется полное доверие даже там, где ему сейчас что-то неясно. При дальнейшем расширении сознания многое, казавшееся иногда даже противоречивым, укладывается по местам. Моя любимая формула – доверие до конца. Примите ее – это путь кратчайший! Не изменяя ей, много радости приобретете»! ЕИР1, 8.11.31 г.

Само собою разумеется, что в минимально необходимом объеме должны быть предварительно прочитаны и приняты в сердце основы мироустройства, основные Законы, определяющие жизнь человека, и вот жаждущий Знания, горящий факелом, человек готов к восприятию.

«…А будучи готовыми, вы знаете все,
Ибо вам будет все открыто, и принесено, и рассказано.
Но только откройте уши и запомните.

А главное, читайте и повторяйте,
Ибо часто оболочка ваша затемняет знание духа.

И, глядя на сужденный пожар,
Вы скажете: вот почему я вынес вещи мои.
И, глядя на молнию,  вы преклоняете голову, почитая веление Бога»… Зов, 1922 сент. 23

К следующей главе О форме и идеологии изложения Учения Живая Этика-2

 Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Один ответ к записи “ЖИВАЯ ЭТИКА О ЖИВОЙ ЭТИКЕ. О форме и идеологии изложения Учения ЖЭ-1. Вл. Чернявский”

  1. Светланан 17.11.2016

    Позвольте в дополнение к Вашей версии возникновения двух названий Учения, попробовать обосновать закономерность таких разных наименований.
    Выражением всеобъемлемости Учения является прежде всего вмещение противоположного. Наш мир состоит из пар противоположностей, которые в конечном итоге сводятся к основным — Мужскому и Женского Началу, или духу и материи.
    Дух проявляется в горении, в устремлении к Высшему, и название Агни-Йога, как Огненная связь, выражает принцип духовности, устремленности человека к преображению, к восхождению. Дух — это Мужское Начало, внутренний Огонь, который необходимо привести в движение, в состояние постоянного горения.
    Живая Этика — это отношения между людьми, основанные на высоких нравственных принципах, это проявление Культуры человека, Культа Света, Женского Начала, внесение тепла и Света во взаимодействия.
    Конечно, обе эти стороны взаимосвязаны, и в результате работы над собой, они соединяются в крест материи и духа. В книге «Община» эта связанность двух начал выражена формулой «Община. Майтрейя» . Также , как Община выражает отношения, основанные на Живой Этике, Майтрейя — Водитель Новой Эпохи — совершенное выражение духа.

    Можно видеть два типа людей, изучающих Учение. Одни более склонны к внутреннему процессу самосовершенствования — Йоге, им тяжелее даются отношения. Другие, напротив, тяготеют преимущественно к коллективным действиям, процесс внутренний у них отходит на второй план. Совместить, охватить оба полюса жизни – Огонь и Свет, Духовность и Культуру — в этом непростая задача освоения Учения.

    Ответить

Оставить комментарий