Главная » ГОРОДА И СТРАНЫ, Канада » П О К А Я Н И Е. Андросова Л.А.

1 820 просмотров
Пауэл Риве

Пауэл Риве

Я живу в Канаде, провинция British Columbia (Британская Колумбия), в небольшом городе Powell River (Пауэл Риве),  который я называю “деревней-в-которой-я-живу”, а жители гордо величают его Сити. Канада совсем молодая, совсем юная страна. В этом году ей исполняется 150 лет. А моему городу и того меньше, ему немногим более ста лет. В городе проживает всего чуть более 13 тысяч человек. Он расположен на севере так называемого Sun Shine Coast, что в переводе означает Побережье Солнечного Сияния. Название исключительно оправдано.

Город расположен на самом берегу Тихого океана недалеко от известного всему миру города Ванкувер. От него на запад до моей деревни едва ли наберется и сотня километров. Но в том-то и штука, что проехать их на машине нельзя, там одни только скалистые горы. Приходится путешествовать на двух паромах, затратив на дорогу не меньше шести часов. Хотя я очень люблю эту дорогу – ничего живописнее этого извилистого пути вдоль разбросанных тут и там на фоне гор островов, я не знаю. Как видим, попасть в Ванкувер легко, но долгий путь способствует некоторым образом изолированности моей деревни. И мне эта изолированность по душе.

Здесь живут люди самых различных национальностей. Они приехали сюда со всего мира. Но в основном живут европейцы, переселенцы из западных стран, таких как Голландия, Германия, Австрия, Англия, Франция – да разве всех перечислишь. Все эти люди приехали не на пустое незаселенное никем место. Здесь, на этом самом Побережье Солнечного Сияния, в том числе и там, где стоит моя деревня, жили люди, которые во многом отличаются от приехавших европейцев. Это коренные народы – индейцы, те, кого здесь называют людьми Первой Нации и аборигенами. Они жили здесь многие тысячелетия, занимаясь  в основном охотой и рыболовством. А теперь живем мы. Как же это случилось и где живет коренное население сейчас и как оно живет? Мне известно было лишь то, что совсем недавно только в 1994 году правительство Канады признало свою вину перед коренными народами и публично принесло свои извинения.

Я хочу рассказать об одной недавней встрече с представителями коренного населения, индейцев племени Тлайамин (Tla’amin), что живут сейчас в непосредственной близости от моей деревни, всего лишь в нескольких десятках километров от нее. Эта встреча произошла 7 марта в Объединенной Церкви (United Church). Объединенная церковь лишь одна из многочисленных церквей моей деревни. Мой муж Джон Влоксом, много лет назад приехавший сюда из Англии, поет в ее церковном хоре и иногда во время службы играет на органе.

В этот день в цереви с участием приехавших индейцев проходила очень интересная церемония под названием “Blanket Exercise”. Я бы назвала ее церемонией Покаяния.

Число прихожан, непосредственно участвующих в церемонии, было ограничено тридцатью. Они условно представляли коренных жителей нашей деревни. Остальные прихожане, включая меня, были зрителями. В холле церкви широким кругом были расставлены стулья. Внутри этого круга были растелены одеяла. Каждое одеяло представляло землю, на которой тысячелетиями жило это коренное население. Участники церемонии, представлявшие коренных жителей, встали на расстеленные одеяла.

Программой церемонии предусматривалось чтение ее участниками основных ключевых событий истории индейцев Канады. Текст был подготовлен на отдельных листках, что раздавались прихожанам, желающим  его прочесть по ходу церемонии. И вот первое чтение:

“С незапамятных времен наши люди жили на землях, которые создатель определил для наших предков. Наше племя одно из многих коренных племен, населяющих Северо-Западное побережье Тихого океана. Весь уклад нашей жизни построен на уникальном отношении наших предков к земле, их древним традициям и знаниям, их обычаям…”

Продолжается чтение, рассказывающее о том, что в 1876 году правительство Канады приняло так называемый “Индейский Закон”, которым определялось что они могут делать и чего нет, чем они теперь владеют и чем нет, что они могут иметь и чего нет и где им теперь жить. Жить им теперь можно было в специально созданных для них поселениях – резервациях. Они организовывались по всей стране. А по сути их просто изгоняли с земли где они жили тысячелетиями. И одеяла свертывались, уменьшаясь в размерах.

И потом произошло ужасное – у них всех отобрали малых детей и отвезли далеко от дома – туда, где при церквях были созданы специальные школы-интернаты  (residential schools). В этих школах-интернатах детям запрещалось говорить на родном языке и носить традиционные одежды. Излишне говорить какой большой травмой обернулось это для индейцев.

Европейцы занесли много болезней, дотоле неизвестных коренному населению, Болезни унесли тысячи жизней – и многие из участвующих в церемонии сошли с одеял и встали рядом. Мы все почтили память этих людей минутой молчания. А тем временем одела все уменьшались и уменьшались в размерах и наконец исчезли совсем.

Все снова сели в круг. Каждому из присутствующих была дана возможность высказать свое отношение к только что увиденному и услышанному. Появилось орлиное перо, ритуальный символ торжественности неперебиваемой речи. Оно передавалось из рук в руки по кругу. Говорить начали представители племени. Старейшина поприветствовал всех сначала на своем родном языке, затем на английском. Он выразил всем присутствующим свою глубокую признательность за организацию церемонии и участие в ней. Перо перешло в руки престарелой женщины из племени. Прерываясь рыданиями, она поведала свою историю о том, как много лет тому назад у нее отобрали троих детей и увезли далеко от дома. Они уже никогда не вернулись в резервацию. Рассказали еще об одном прогремевшем на всю Канаду случае, когда один малыш ушел из интерната домой – его нашли на дороге замерзшим, он знал направление, но не знал как далек его родной дом.

Каждый из выступающих выражал свое глубокое соболезнование и сострадание. Многие говорили о том, как несправедливо было то, что случилось. Они говорили о своем глубоком уважении к традициям коренных жителей, об их уникальном отношении к природе. Говорили о том, что мы, люди разных национальностей и рас, живем под одной крышей и вместе в ответе за все, что происходит. Мы все вместе можем создать атмосферу дружбы и уважения друг к другу. И это совсем не случайно, что мы собрались сегодня именно в Соединенной церкви. Все вместе мы объединены нашими надеждами, нашими мечтами, нашей общей верой в Создателя. Мы благодарны за то, что тысячелетиями исконные жители генерировали в пространство  энергию божественного отношения к земле, ко всем живым существам ее населяющим, включая животных и растения. Эта мощная энергия, вскормленная тысячелетиями, сейчас питает нас. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы сохранять и нести эту гармонию и это дружелюбие в нашу повседневную жизнь.

Орлиное перо пришло ко мне и я сказала, что у нас в России живут их родственные соплеменники эскимосы, которых наше правительство не переселило как их на живописный берег океана, а просто обрекло на вымирание. И пожелала чтобы такого никогда и нигде больше не было. Когда перо обошло весь круг, забил барабан и старейшина сначала на своем родном языке, а потом на английском пригласил всех на церемонию как он ее назвал “снятия негативной энергии”. Захотели все и я в том числе. Каждый подходил к этому старцу и под бой барабана и пение чистым женским сильным  голосом (молодая аборигенша) старец совершал как бы омовение человека с помощью пальмовых (cedar) ветвей, которые он держал в руках. Он как бы омывал человека с головы до ног со всех сторон.

И закончилось все шикарным обедом, что приготовили прихожане вместе с аборигенами. Вот так волнующе и вкусно провела я целых полдня моей жизни. И выглянуло и засияло солнце.

Поселение Тлайамин, где живут индейцы и откуда они приехали к нам в Соединенную церковь, находится от Пауэл Риве всего лишь в получасе езды на машине. Мы с мужем, проезжая мимо, всегда не упускаем возможности свернуть с шоссе и проехаться вдоль живописного берега океана, где расположено поселение индейцев.

2616-31 2616-30 2616-29
2616-28 2616-27 2616-26

Поселение Племени Тлайамин

В этом  поселении сейчас живет более тысячи индейцев, много молодежи.

В апреле прошлого 2016 года между Федеральным правительством Британской Колумбии и местным советом поселения Тлайамин, был подписан Договор о восстановлении исконных прав племени на самоуправление и владение ими землей. Это стало возможным после неустанной многодесятилетней борьбы индейцев за свои права и длительных переговоров.

2616-25

Подписание Соглашения. 2016 год, Апрель

Только что закончилось строительство здания Правительства поселка. Вчера мы с мужем специально поехали в Тлайамин, чтобы полюбоваться красотой этого величественного здания. Оно прекрасно и изнутри и снаружи.

2616-23 2616-24

Здание Правительства и тотемы возле него

Как многое в нашей каждодневной жизни здесь не дает  нам забыть, что мы живем на земле, что принадлежала индейскому племени, и что племя это жило на этой самой земле многие тысячи лет. Даже слово Канада произошло от индейского слова “Каната”, что означает “Деревня”. И более того, названия многих близких и дальних от моей деревни городов и поселков, хранят в себе истоки языка индейских племен. А вспомним кленовый листок на государственном флаге Канады. Что это как не отзвук того благоговейного отношения к природе, что является лейтмотивом всей древней культуры индейцев?

2616-21 2616-22

Флаг Канады и флаг племени Тлайамин в центре города на берегу океана

Повсюду в моей деревне, на каждой ее площади и в парках, можно видеть вырезанные из дерева так называемые тотемные столбы с изображением на них животных, являющихся у индейцев предметом особого поклонения. В них воплощен дух человека, дух племени. Тотемные столбы символизируют космическую связь души человека с силами природы.

2616-17 2616-18
2616-19 2616-20

Тотемный столбы

В июле прошлого 2016 года в Пауэл Риве проходил 18-ый Международный фестиваль хорового пения КАТАМЬЮ (KATHAUMIX). Слово это на  языке племени Тлайамин есть символ единения народов всего мира и в переводе означает – “Соберемся вместе, люди разных народов” (“Gather together of different people”). Каждые два года, начиная с 1984, мой городок принимает со всего мира исполнителей хорового пения. Международный фестиваль Катамью является одним из самых известных во всем мире фестивалей хорового пения. В прошлом году для участия в международном фестивале в Пауэл Ривэ прибыло более тысячи хористов из 32 хоровых коллективов, включая молодежные и детские. Из 10 стран мира – Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Тайваня, Гонконга, Венгрии, Китая, Кубы, США и Канады. Чтобы говорить на одном, всем понятном языке песни.

В этом международном конкурсе победителя ждала уникальная награла – Тотемный Столб Мира, символ единения людей планеты. Это дар племени Тлайамин, выполненный его талантливым резчика Крейг Galligos.

2616-15

Фотография Тотемного столба мира

Торжественная церемония открытия фестиваля… Кажется  здесь присутствует чуть ли не все население моего городка. Торжественное, под оркестровую музыку волынок и гром аплодисментов, вынесение хористами флагов своей страны.

2616-12 2616-13 2616-14

Фото церемонии открытия

Звучит гимн Канады, он исполняется на двух языках, на английском и на языке племени Тлайамин. На трибуне старейшина племени. От имени всех аборигенов она поздравляет присутствующих с открытием фестиваля и молится за его участников. Чтобы здоровыми и невредимыми вернулись они в свои страны.

И вдруг тысяча хористов встали плечом к плечу и начали петь. Это было просто чудом. Люди со всего мира, разных национальностей, разных традиций и верований из разных стран, говорящих на разных языках  приехали чтобы сотворить это чудо – петь и говорить на одном языке – языке песни. Словно среди тысяч собравшихся пробежала волна всемогущего единства.

2616-11 2616-10 2616-9
2616-8 2616-7 2616-6

Выступление участников хорового пения

На гала-концерте, заключительном концерте 18-ого Международного фестиваля хорового пения Тотемный Столб Мира был присужден молодежному хору колледжа из Гонконга (Китай, Лау), лауреату многих международных премий. Этот столб Мира они увезут к себе домой.

2615-87

Победители  конкурса

2615-21 2615-22

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

3 Ответов к записи “П О К А Я Н И Е. Андросова Л.А.”

  1. admin 27.03.2017

    Интересная статья о покаянии.
    Покаяние обязательно нужно. И нам, и странам, и народам. Покаяние, мне кажется, это первый шаг к исправлению. А Канада, судя по статье, уже сделала и первый, и второй шаг.
    Людмила Александровна. Спасибо! Замечательная статья: на повседневных событиях жизни, на мелких деталях показать величие дел. Вы это всегда умели.
    Администрация сайта

    Ответить
  2. Светлана 27.03.2017

    Спасибо, дорогая Людмила, за этот рассказ. Эти события – знаки Нового времени, созвучия, единения людей. И Вы были к этому причастны. А через Вас и мы стали причастны.Поэтому радостно!

    Ответить
  3. Ольга 29.03.2017

    Дорогая Людмила Александровна! Спасибо за Вашу интересную и полезную статью! Очень трогает и восхищает церемония Покаяния, стремление правительства и населения вашего городка жить в мире, дружбе и единстве со всеми. Проведение торжеств, конкурсов и фестивалей международного значения говорит о кипучей творческой энергии людей, желании всеобщего блага!
    С уважением, Тренина Ольга

    Ответить

Оставить комментарий