Главная » О КУЛЬТУРЕ, события Культуры » Третьяковка сделала «Русскую сказку» былью. Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

627 просмотров

590-776

В новом проекте искусственный интеллект оживляет картины, а актуальные художники соседствуют с классиками.

Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Новой Третьяковке вызвала ажиотаж еще до открытия. Как можно «скрестить» Ивана Билибина с современными художниками — группой «Синий суп», а Михаила Врубеля — с Владом Мамышевым-Монро? Пуристы насторожились: коктейль и правда взрывоопасный. Однако тщательно продуманная концепция — а научным консультантом выступил заведующий научно-исследовательской лабораторией теоретической фольклористики РАНХиГС, доцент РГГУ Никита Петров — застраховала экспозицию от недоразумений.

Тот, кто берется препарировать русские сказки, неизбежно обращается к легендарной монографии Владимира Проппа «Морфология волшебной сказки». Выпущенная в 1928 году, она не раз переосмыслялась и даже критиковалась, но до сих пор сохранила культовый статус. Пропп пытался понять, как сконструирована волшебная сказка, и разложил ее на элементы. Вывел 31 функцию действующих лиц: запрет, нарушение, преследование, спасение… А также насчитал семь типов героев, среди которых — вредитель, помощник, даритель и даже ложный герой. Подход Проппа впоследствии распространили на другие жанры: ученые пытались анализировать не только литературные произведения, от эпоса до бульварного романа, но и, например, театральные постановки и фильмы.

590-775Весь этот научный бэкграунд на выставке, безусловно, есть. Но «Русская сказка» тем и хороша, что может быть прочитана кем угодно: хоть ребенком, хоть профессором. Кураторы Татьяна Гетман, Иван Антонов, Игорь Волков, а также архитектор и художник Алексей Трегубов погружают посетителей в зачарованную вселенную. Первый зал символизирует развилку трех дорог с Вещим камнем (аналогичный зал находится и в другом конце экспозиции). Зритель должен решить, куда ему направиться: в волшебный лес, подземное или подводное царства. Каждому предлагается создать свою индивидуальную сказку — гулять по выставке не в установленном порядке, а так, как хочется.

Например, отправиться в волшебный лес с уходящими под потолок деревьями. Посередине зала — гигантский медведь: герой множества русских сказок и потенциальный любимчик юных зрителей. Можно потрепать его по холке, сделать селфи, но вот лазить по мишке все-таки не рекомендуется. Экспонаты здесь самые разнообразные — от «Аленушки», эскиза к одноименной картине Виктора Васнецова, до ироничного «Ледникового периода» Дмитрия Цветкова, изобразившего промысловых зверей в роскошных шубах, правда, из искусственного меха. Главные персонажи этого зала — обитатели волшебного леса, а также его гости: от богатырей до Ивана-царевича.

Следующий зал — подземное царство: место страшное, таинственное, хтоническое. Кураторы представили его как пещеру. Сторонники классики смогут полюбоваться на рисунки Билибина. А для тех, кто увлекается мультимедиа, приготовили сюрприз: с помощью компьютерной графики оживили картину Виктора Васнецова «Баба-Яга». Чтобы понять метод художника, искусственному интеллекту пришлось скрупулезно изучить его творчество.

Наконец, подводное царство: стены превращены в огромные волны, под потолком «плывет» гигантская золотая рыбка. Васнецовская «Царевна-лягушка», видеофрагменты из спектакля «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона, серия Ростана Тавасиева «Абрамцево» с пушистыми водяными, приклеенными к картинам… Главные герои подводного мира — Морской царь, русалки, Садко. И, конечно, та самая золотая рыбка — «рыба — золото перье», волшебный помощник в русских сказках (интересно, что в немецких аналогичную роль играет камбала)…

Фото на анонсах: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Источник:  Газета “Культура”

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий