≪В 36 курить я бросил, в 40, может, брошу пить, неужели же в 108 перестану я любить?≫, – эту забавную частушку Народный артист России Николай Петрович Бурляев от радости предвкушения иной, новой жизни сочинил, когда решил раз и навсегда изменить свою…
К тому времени ≪прелести≫ богемного существования людей искусства уже вплотную подобрались и к нему… А страна еще не успела отойти от «несправедливых≫, трагических потерь – Высоцкий, Шпаликов, Даль… – эти имена так рано ушедших талантов заставили о многом задуматься Бурляева.
Свое интервью журналу ≪Трезвое слово≫ он назвал последним перед полуторагодовалым творческим перерывом: ≪Я ухожу в отпуск для создания проекта, который поможет возродить Россию≫. Об актерском мастерстве и лицедействе, о вере и спасении, отрезвении и великих талантах – все это в разговоре с актером и кинорежиссером Николаем Бурляевым.
Николай Петрович, как Вы пришли к вере?
Я убежден, что вера дается человеку при рождении, другое дело, как человек этой верой распорядится: пронесет через всю жизнь или утратит под натиском плоти. Каждая душа – Божия, она приходит в этот мир по воле Господа, Он вдыхает в нее часть Своей энергии и ждет, что люди за короткий отрезок жизни приумножат этот дар и возвратят Ему. Но, увы, зачастую Господь не получает обратно то, что дает, люди слушают голос сатаны и уходят за ним. Насколько ребенок сможет укрепиться в вере, во многом зависит от родителей. Если они сами будут грешить, то что потом удивляться. Дочка закурила: а ты, мама, что делаешь? Сын пьет: а ты, папаша, сколько раз при сыне поднимал стакан водки? Как правило, какие мы, такими будут и наши дети.
Почему Вы выбрали профессию актера?
Я не выбирал, это она меня выбрала. Вовсе не думал быть актером и всегда критически (первое время интуитивно, а позже осознанно) относился к этому виду деятельности. Так вышло, что в 1959 году, когда мне было 13лет, я шел из школы домой, и мне преградил путь Андрей Кончаловский. Он и определил мой путь в кинематограф.
Кончаловский предложил мне главную роль в его учебномстуденческом фильме ≪Мальчик и голубь≫, после чего передал ≪из рук в руки≫ Андрею Тарковскому, за что я Андрону очень благодарен. Он подарил мне человека моей судьбы, человека, которого я полюбил при первой же встрече и на всю жизнь, и сейчас люблю не меньше, чем при его жизни.
Когда я попал в кинематограф, то захотел стать режиссером, глядя на то, как прекрасно работает с актерами Андрей Кончаловский. Потом я захотел стать писателем-поэтом, ведь все мои друзья, которых я знал еще задолго до их известности, начали тогда петь – это и Владимир Высоцкий, и Геннадий Шпаликов, и Олег Даль. Я написал песенку – одну, другую, пел с ансамблем ≪Самоцветы≫ под руководством Маликова-отца.
Возникал ли в работе над ролями конфликт между Бурляевым-актером и Бурляевым-христианином? Как Вы его разрешали?
Я как актер и человек всегда стремился к Господу, уменя даже была своя поэтическая молитва: ≪К Тебе стремлюсь, владей моей душой, благослови сказать святое слово≫. Я прорывался и тянулся к Нему, как антенна, почти вкаждой роли, а осознанно это произошло в моей 25-й роли в фильме Алексея Баталова ≪Игрок≫ по Достоевскому. Так что конфликта не было, не было его и в выборе ролей, почти. У меня ведь только одна отрицательная роль – в фильме ≪Проверка на дорогах≫ Алексея Германа – полицайчик, но это всего лишь эпизод, после этого отрицательных ролей у меня не было, нет и не будет. Совсем не хочется настраивать свою душу на нечто неприглядное и, с помощью актерского мастерства, делать его привлекательным для народа.
Хороший актер должен обладать подвижной психикой, мгновенной эмоциональной возбудимостью, в нужный момент мастерски вытаскивать из себя и темные стороны в том числе. Мешают ли все эти техники актерской игры стяжанию Духа Святого? Что Вы, как человек верующий, думаете об этом?
Это очень важный для меня вопрос. Все время его решал, теперь – решил. Человек должен устремляться к Богу, а лицедеи тратят время жизни на то, что принимают и накладывают на себя всякие личины… От этого очень много в актерском мире тщеславия, кривляния, самолюбования, – все чрезмерно, все напоказ. Мудрых лицедеев мы, практически, не знаем. Их лица – маски, за которыми трудно сохранить собственную личность. После роли Иешуа я практически отказываюсь от всех предложений, за последние 18 лет у меня было только три роли: в фильмах Натальи Бондарчук «Любовь и правда Федора Тютчева» (роль Тютчева) и «Гоголь. Ближайший» (граф Толстой) и в фильме Андрея Кравчука «Адмирал» (роль Николая II). Еще лет пять тому назад я говорил, что придет время, и я вернусь на экран в том образе, в котором еще не появлялся, и скоро этот момент настанет.
Заинтриговали…
Моя мечта – поставить фильм, который прибавит в России Света. Какой именно это будет проект, пока говорить рано, подождем полтора года.
Вы затронули тему лицедейства в искусстве. Актуально ли вести об этом речь, если актер работает на хорошем литературном материале?
Роман «Мастер и Маргарита» – хороший литературный материал, талантливый? Да, очень, и я после долгих сомнений дал согласие участвовать в этом проекте, потому что душа моя понимала, что сын священника Булгаков стал проповедником тьмы в этом романе, он избрал главным героем книги Воланда. Кто такой Воланд? Это сатана. У Булгакова он очень обаятельный, остроумный, но… нельзя заигрывать с темной силой! За это поплатились очень многие великие художники. Лермонтов придал Демону человеческие благородные черты, и «человекоубийца от начала» (Ин. 8:44) отомстил ему. С Булгаковым тоже не все благополучно, потому что он позволил себе искажение евангельских моментов, и я, прежде чем дать согласие на эту роль, поставил условие, что изменю тексты Иешуа. Получив это право, постарался очистить этот образ от всего наносного, что позволил себе Булгаков.
Вы совсем не употребляете спиртного и не курите. Почему Вы решили стать трезвенником? У Вас возникли личные проблемы?
Личных проблем не было, передо мной был трагический опыт моих старших друзей, обладавших величайшим талантом, но, к большой моей печали, из-за пагубных пристрастий очень рано покинувших этот мир, – это уже упомянутые мной Высоцкий, Шпаликов, Даль, и многие-многие другие люди. Видя их быстрый уход из жизни, я понял:если буду жить так, как принято у нашей богемы, значит, и мне придется очень рано покинуть землю.
Я решил, что прежде брошу курить, а потом и алкоголь оставлю потихонечку, но так вышло, что в 36 лет я все это бросил одновременно. И тогда же я принял решение – жить чисто, думать чисто и поступать чисто, ведь не так много времени отпущено нам, чтобы послужить Господу и Отечеству нашему. Земная жизнь – миг по сравнению с вечностью, но некоторые еще и сами сокращают ее, разрушают свое тело – храм Божий, потом удивляются: а почему это мы в 40 лет калеки, а что это мы уходим из жизни в 35 лет, в 30, в 25?.. Сами виноваты, Господь дал нам волю и право выбора, и каждый должен выбрать, – добру или злу присягать.
Как Вам удается в течение целых 30 лет воздерживаться от спиртного?
При помощи четкого осознания, что это пагубно. И никотин, и алкоголь – это яд, это разрушение и отдельной личности, и страны. Лукавый ведет войну с оплотом и надеждой Господа на спасение планеты – с Россией – вот это надо понять и отстранить от себя алкоголь и наркотики как вредоносное, как дань сатане и всеми силами устремиться к Богу.
Человеческий век короткий, ну что такое 80 лет? Это очень мало. Мне 66, и уже надо подводить итоги. Очень скоро мы все Туда придем. Так, неужели надо оказываться перед Господом в пьяном или наркотическом бреду? Ради чего? Ради трехминутного «кайфа» после рюмки алкоголя или часа после инъекции? А потом что? Божья душа, что ты Там будешь делать, в вечности, об этом подумай!
Как Вы относитесь к Обету трезвости?
Хорошо. Лучше обет трезвости, чем обед с водкой.
Но сами Вы такой обет не давали?
Нет, просто взял и отрезал.
А сложно держаться вот так, только на силе воли? Возникают ли соблазны, срывы?
Надо признаться, что 17 лет после своего решения я потрясающе себя чувствовал, и желания выпить вообще не возникало. Потом мне случилось оказаться в блокадной Сербии, у наших православных братьев. И предстала такая картина: их бомбят, а у них праздник – жарят баранов, играют оркестры в твою честь, восклицают здравицы, в общем, застолье в полном разгаре… И вот один сербский священник говорит мне: «Ну что Вы так уж строго-то, Николай Петрович, ну, уж красненького-то можно?!» Ну, сербы-братья, такая обстановка: оркестры, бомбы, а мы празднуем наше православное единство. Думаю, ладно, красненького, черногорского можно. Подняли по бокальчику, потом смотрю, они мне уже «ракию» поднесли, потом еще что-то… С того случая, я понял, что могут быть и такого рода соблазны, поэтому нужно быть очень бдительным.
Вы один из тех, кто предлагал ввести сухой закон в стране. Как Вы считаете, надо ли всех убеждать не пить? Может, это нужно делать выборочно, только по отношению к тем, кто не может остановиться самостоятельно?
Я ввел бы сухой закон и не видел в этом особой трагедии.
Надо понять, что сегодня наша страна, практически, находится в «белой горячке», пьют даже дети! С 10 лет! Есть такие примеры: когда человеку в «белой горячке» не давали пить, выводили его из этого критического состояния, и он не только не умирал, но возвращался к жизни. Русский человек талантлив, он должен понимать, ради чего живет. Если нашим людям дать правильные ориентиры, понимание того, что их ждет в вечности, тогда все будет иначе, тогда можно вводить сухой закон и активно действовать.
Сухой закон в том числе и для тех, кто считает, что пьет «культурно», по чуть-чуть?
Во-первых, русская душа очень размашиста, она не может «по чуть-чуть»… Во-вторых, я в принципе не принимаю идеи «культурного пития». Алкоголь – это наркотический яд. Можно ли культурно пить яд? И если надо яд или наркотик продавать, то в аптеках и продавайте по рецепту, а не в продуктовых магазинах.
Ваше отношение к трезвенному движению в России. Есть ли у него перспективы?
Если вообще есть перспективы у России, то поддержка трезвенного движения должна идти на серьезном государственном уровне. Культура должна стать приоритетом государственной политики: бюджет Минкультуры должен быть равнозначен бюджету Министерства обороны, ведь культура – это оборона души.
Если потеряем душу, кому понадобятся все эти инновации и модернизации? Их плодами воспользуются духовные мутанты. Я уже не раз цитировал радиостанцию «Свобода», меня потрясла фраза: «Цель Перестройки в том, чтобы приблизить русских к западным стандартам, в том, чтобы произошла мутация русского духа. Нужно русских выбить из традиций».
А как относятся к трезвости в вашей семье?
У нас в доме сухой закон. Мои дети от рождения не видели отца, поднимающего рюмку, все праздники у нас проходят без алкоголя, мы пьем соки, чай, квас. Ведь праздники не для того, чтобы напиться и забыться, а для того чтобы побыть в кругу родных, сказать добрые слова тем, кого любишь. Как Вы можете поддержать тех, кто сегодня решился идти по трезвому пути? Самое главное, умом и душою понять, что ты начинаешь новую чистую жизнь. Это нужно осознанно принять и идти по выбранной дороге смело, без компромиссов.
Как Вы можете поддержать тех, кто сегодня решился идти по трезвому пути?
Самое главное, умом и душою понять, что ты начинаешь новую чистую жизнь. Это нужно осознанно принять и идти по выбранной дороге смело, без компромиссов.
Ваш любимый фильм из тех, в которых Вы снялись.
До последнего времени самым дорогим для меня был мой авторский фильм «Лермонтов», далее шел «Военно- полевой роман», потом – «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Игрок». Теперь я бы назвал первой роль Иешуа в «Мастере и Маргарите».
Какие еще темы в своем творчестве Вы бы хотели поднять как режиссер и как актер?
Нам всем пора понять, что такое культура. Сегодня ее трактуют или очень узко, или чересчур широко, а культура – это умение слышать Господа и ничто иное. Такое ощущение было у Андрея Тарковского – в каждом его фильме есть отблеск Неба, к которому он стремился. Удивительно, как человек, рожденный и проживший в атеистическом обществе, смог передать отзвук таинственного, Божественного, а те, кто жили в странах, где можно было верить, до этого так и не дотянулись.
Сам Андрей Тарковский в мире режиссуры признавал только пять-шесть имен, он при мне их озвучивал: это Бергман, Антониони, Феллини, Бунюэль, Брессон, Куросава. В свою очередь эти режиссеры высоко ценили Тарковского, называли режиссером номер один, хотя они были постарше его. Бергман, например, писал: «Когда я увидел фильмы этого молодого русского режиссера, я понял, что у него есть ключи от той тайной комнаты, в которую я бы тоже очень хотел попасть, но не могу, а он в этой комнате ориентируется как дома».
Вот что я хотел бы пожелать всем нам – деятелям культуры, режиссерам, и всем, всем, всем – понимание того, что в каждом виде творчества должно присутствовать Небо: если оно есть, значит это культура и высокое искусство, если нет, это доходный промысел, заигрывание и поиск компромисса с сатаной. Пора переключаться, мы живем в России, на которую надеется Господь, и пора людям давать ощущение Неба на экране, в театре, музыке, литературе, живописи, во всем.
Источник: Журнал “Трезвое слово” № 19/2013
Я живу трезво уже три с половиной года и очень этому рада. Раньше употребляла “культурно”, но когда поняла, что рядом от этого зелья гибнут тысячи, решила отказаться от алкоголя навсегда. Нет у меня желания спонсировать алкогольную промышленность.