Главная » РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, события Рериховского движения » Главы крупнейших музеев написали Путину о проблемах с наследием Рерихов

105 просмотров
Музей Рерихов на ВДНХ (Фото: Гавриил Григоров / ТАСС)

Музей Рерихов на ВДНХ (Фото: Гавриил Григоров / ТАСС)

Почему музейщики просят вмешаться Кремль

Главы крупнейших российских музеев обратились с письмами (есть у РБК) к президенту Владимиру Путину, помощнику главы государства Владимиру Мединскому и руководителю администрации президента Антону Вайно, в которых просят «провести комплексную оценку ситуации», сложившейся вокруг художественного наследия Рерихов, и «оказать содействие в ее разрешении».

Направленные в феврале письма подписали директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак, руководитель Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и другие — всего 13 человек.

По мнению авторов письма, Международный центр Рерихов, Национальный рериховский комитет и другие общественные организации «начинают диктовать свои, зачастую дилетантские и непрофессиональные условия по хранению и экспонированию произведений Рерихов», рассказал РБК один из подписантов, генеральный директор Музея Востока Александр Седов.

В письме помощнику президента Пиотровский сообщил о создании комиссии, которая будет заниматься сохранением рериховского наследия. Как рассказала РБК Марина Лошак, комиссия, в которую вошли директора и главные хранители музеев, а также реставраторы, выработает рекомендации по работе с коллекцией и ее экспонированию. «В ситуации с наследием Рерихов действительно есть проблемы технического свойства, но Минкульт выделил деньги на их разрешение», — добавила она.

РБК направил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову по поводу обращений глав музеев.

Чем недовольна «рериховская общественность»

В 2017 году художественная коллекция Международного центра Рерихов перешла в федеральную собственность — к Музею Востока, а в 2019 году ее экспонирование началось на ВДНХ. Однако это вызвало возражения центра, обусловленные условиями экспонирования, и в ноябре 2019 года Генпрокуратура начала проверку по его обращению. «Они жаловались на то, что температурные и влажностные режимы в павильоне не соответствуют необходимым требованиям», — рассказал собеседник РБК в музейной отрасли. Представители центра настаивали на том, что наследие художника необходимо вернуть центру и экспонировать в усадьбе Лопухиных.

В усадьбе условия для экспонирования картин были неподходящими, сказал РБК глава Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) Дмитрий Антонов. ГосНИИР проводил оценку помещений и павильона ВДНХ, и усадьбы. По словам Антонова, в особняке «вообще ничего выставлять нельзя сейчас». «Это здание XVII—XVIII веков, без гидроизоляции, там плесень, грибок, оно требует серьезной, многолетней, комплексной реставрации, — считает он. — На ВДНХ условия лучше, хотя и они от идеальных далеки».

Павел Журавихин пояснил РБК, чем были вызваны протесты центра. «Там [на ВДНХ] не музей, а склад, картины висят как ковер, гибнут там, — заявил он. — Они осыпаются, картина «Весть Шамбалы» висит рядом с дверью, которая открывается на улицу, полотно страдает из-за перепада температур».

По словам Антонова, в павильоне «Здравоохранение» на ВДНХ нет резких перепадов температуры и влажности. «Рано пока говорить, чем закончится экспонирование там, потому что еще даже года не прошло с того момента, как картины там выставлены, — сказал Антонов. — Мы мониторим ситуацию очень серьезно, и в этом помещении — на ВДНХ — есть что улучшать».

Авторы письма президенту утверждают, что мнение Международного центра Рерихов о небрежном отношении к коллекции не соответствует действительности. «К наследию Рерихов нужно подойти столь же профессионально и бережно, как к наследию любого крупного художника. Но значит ли это, что на людей, которые могут и должны профессионально решать эту задачу, могут оказывать давление люди непрофессиональные, далекие от реальной музейной практики?» — сказала РБК Марина Лошак.

Александр Седов подчеркнул, что никаких изменений в сохранности картин, экспонируемых на ВДНХ, на данный момент не выявлено. Результаты проверки Генпрокуратуры ему неизвестны, но, судя по промежуточным оценкам пожарного контроля и Роспотребнадзора, «никаких глобальных проблем» нет.

Причиной для обращения к руководству страны стала «некоторая нервозность коллектива» музейщиков, которые работают с наследием Рерихов, говорит Седов. «Нас преследуют с ноября месяца, работать в таких условиях довольно сложно, а в целом ситуация продолжается лет 25, — сказал он. — Это пора заканчивать».

Какова позиция Министерства культуры

Новый министр культуры Ольга Любимова 18 февраля не исключила, что коллекция Рерихов может вернуться в усадьбу Лопухиных. Но сначала будет проведена дополнительная экспертиза здания. Она будет завершена 25 февраля.

«Должна быть очень взвешенная экспертная оценка, в том числе и по тому, в каком состоянии сейчас находится коллекция Рерихов на ВДНХ», — сказала министр, добавив, что принципиальной позиции министерства о размещении картин пока нет.

По словам Любимовой, министерство предложило «рериховской общественности» семь других особняков в Москве для размещения коллекции. Но они отказались от всех предложенных вариантов.

Автор: Евгения Кузнецова
При участии: Полина Химшиашвили, Иван Кравчук

Источник:  РБК

***

Команда министерства (слева) встретилась с парламентским комитетом по культуре. Фото предоставлено пресс-службой комитета

Команда министерства (слева) встретилась с парламентским комитетом по культуре. Фото предоставлено пресс-службой комитета

Ольга Любимова навестила Елену Ямпольскую

Состоялась первая беседа нового руководства Министерства культуры с комитетом по культуре Государственной Думы

Во вторник, 18 февраля, в Москве комитет Государственной Думы по культуре встретился с недавно назначенным министром культуры Российской Федерации Ольгой Любимовой и главами основных подразделений ее ведомства. Был обсуждены некоторые актуальные вопросы развития культуры, пути взаимодействия профильного ведомства с комитетом, приоритеты законодательной деятельности. Глава комитета Елена Ямпольская поздравила Ольгу Любимову с назначением, пожелала ей успехов, терпения, женской мудрости и мужской силы на новом посту.

— Надеюсь, что сотрудничество между законодательной и исполнительной властью в сфере культуры с вашим приходом выйдет на новый уровень, мы всегда будем находить общие подходы и вместе искать ответы на волнующие вопросы, – сказала Елена Ямпольская.

Ольга Любимова согласилась с ней:

– У нас есть общая повестка, буду рада оперативно решать все проблемы.

— Буквально на днях президент поручил правительству представить предложения о целесообразности программы «Земский работник культуры», – начала обсуждение Елена Ямпольская. – Это то, над чем мы бились несколько лет, о чем мечтаем, необходимость чего постоянно видим в регионах. Каковы перспективы?

— Нас поддерживают все субъекты Российской Федерации, мы видим абсолютную целесообразность в этом вопросе, – озвучила позицию ведомства заместитель министра культуры Ольга Ярилова. – Однако нужно провести тщательный анализ, четко понимать, каких специалистов нам не хватает в большей степени, какие преференции для них мы можем предусмотреть.

Члены комитета также обсудили с представителями министерства предложенные Минфином поправки в закон об НКО, запрещающие бюджетным учреждениям тратить средства, полученные в виде субсидии на выполнения государственного или муниципального задания, на дополнительные закупки работ или услуг по выполнению этого задания. Если такие поправки будут приняты, то, например, театры лишатся возможности приглашать на постановки режиссеров, актеров и иных специалистов, не работающих непосредственно в данных коллективах. Понятно, что такое положение пагубно сказалось бы на творческих связях и поставило крест на многих ярких творческих работах.

Много внимания парламентарии уделили возможному возвращению художественной коллекции Рерихов с ВДНХ в усадьбу Лопухиных, где она хранилась во время нахождения там Рериховского центра. Сейчас, доложили работники министерства, возвращение нецелесообразно, т.к. в усадьбе нет необходимого температурно-влажностного режима и присутствует грибок, а в 13-м павильоне ВДНХ, напротив, условия полностью соответствуют требованиям надежного хранения.

Среди вопросов, волнующих депутатов, было реальное наполнение сельских учреждений культуры интересными программами. Новых домов культуры в стране появляется немало, но стены, даже самые современные, мертвы без работающих в них высококвалифицированных специалистов, а таковых остро не хватает.

Больной темой остается и спасение тысяч памятников архитектуры, в том числе храмов, которые находятся в руинированном состоянии и нуждаются по крайней мере в срочной консервации, за которой уже можно ставить вопрос о реставрации.

В завершение участники встречи поговорили о тех законопроектах, над которыми думский комитет по культуре активно работает в настоящее время – например, об отмене избыточно подробной возрастной маркировки произведений, и о тех, что еще пребывают на стадии идей, — например, о бесплатном втором высшем образовании для работников некоторых творческих профессий, что особенно актуально, например, для композиторов, режиссеров и пр.

Депутаты обсудили с работниками министерства и предложенную правительством поправку в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Это поправка, выдвинутая прошлым летом, разрешила бы продажу и употребление таких напитков в музеях, музеях-заповедниках, галереях, библиотеках, архивах, цирках, зоопарках, планетариях, ботанических садах, домах и дворцах культуры. Председатель думского комитета Елена Ямпольская тогда воспротивилась принятию спорного законопроекта в третьем, окончательном, чтении. И сейчас Елена Александровна подтвердила жестко отрицательную позицию комитета по торговле спиртным.

Конечно, сжатые временные рамки встречи продолжавшейся час с четвертью, не позволили обсудить все наболевшие вопросы. Так, не была затронута тема реорганизации основных творческих коллективов, в последнее время обретшая особую остроту – достаточно напомнить громкую историю с несостоявшимся объединением Александринского и Волковского театров. Сейчас угроза такого объединения-слияния нависла над не менее знаковыми коллективами – Государственной академической хоровой капеллой имени Юрлова и Государственным академическим русским хором имени Свешникова, что грозит потерей как минимум одного из этих коллективов с почти столетней историей.

Но хозяйка встречи Елена Ямпольская, поблагодарив гостей, выразила желание сделать такое общение регулярным. Будем надеяться, оно поможет решению и этой, и многих других проблем.

Автор Сергей Бирюков

Источник:  Труд

Поделиться с друзьями:
Метки: ,

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий