Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ, Люди Культуры » Зримая музыка: Выставка Чюрлёниса открылась в Томске. Мария Ситникова

224 просмотров
Выставка Чюрлёниса в ТОХМ Фото: Евгения Павлова

Выставка Чюрлёниса в ТОХМ
Фото: Евгения Павлова

Я полечу в очень далекие миры, в края вечной красоты, солнца и сказки, фантазии, в зачарованную страну, самую прекрасную на земле. И буду долго, долго смотреть на все, чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах.
                Микалоюс Константинас Чюрлёнис

В Томском  художественном музее можно познакомиться с творчеством художника, музыканта и поэта Микалоюса Константинаса Чюрлёниса. Мечта о единении искусств, владевшая умами в начале XX века, нашла в этом художнике свое наилучшее воплощение. В силу особенностей его эстетического чувства и художественного мышления Чюрлёнис, безусловно, принадлежит эпохе символизма, но в живописи ему удалось коснуться таких глубинных, мифологических, архетипических начал, которые много древнее эстетики символизма и лежат в самой основе человеческой культуры.

Сотворение мира IX Фото: Микалоюс Чюрлёнис

Сотворение мира IX
Фото: Микалоюс Чюрлёнис

Художник и музыкант Микалоюс Чюрлёнис воспринимал окружающий мир, как исключительно чувствительный, восприимчивый музыкальный инструмент. В случае Чюрлениса метафора о душевных струнах, резонирующих с вселенской музыкой, не звучит штампом, о нем хочется говорить именно в таком ключе.

Чюрлёнису удалось проникнуть на тот космический уровень бытия, где творится непрерывное чудо созидания, влиться в высокий канон вселенской музыки сфер. Его произведения стали своеобразной картой для всех искателей и путешественников по духовным мирам, а сам художник – верным проводником.

Проект, который представлен в ТОХМ — это выставка факсимильных копий на ткани . Увидеть и оценить оригинальную живопись Чюрлёниса можно только в Литве, на родине художника. Оригиналы картин находятся в Национальном художественном музее в Каунасе.

Судьба живописного наследия Чюрлёниса драматична, так как в силу различных причин большая часть его произведений подверглась постепенному разрушению, которое было частично приостановлено невероятными усилиями реставраторов и руководства Галереи Чюрлёниса только в 70-е гг. Отсутствие работ художника в других местах, кроме как в удаленном от крупных культурных центров Каунасе сыграло свою роль – оригинального Чюрлёниса мало видели и недостаточно знают даже профессионалы.

 

Рай Фото: Микалоюс Чюрлёнис

Рай
Фото: Микалоюс Чюрлёнис

Заботясь о сохранении пострадавших от времени произведений, сестра художника, в 60-70-е гг. – директор Галереи Чюрлёниса, возражала против отсылки работ за пределы Литвы и даже Каунаса. Именно поэтому картины Чюрлёниса увидели в Москве только в 1975-м, через 60 лет после предыдущей выставки, а за границей (в Западном Берлине) они впервые были выставлены 1979-м году. В Советском Союзе этот художник  приобрел поклонников благодаря репродукциям даже не смотря на то, что их качество в то время оставляло желать лучшего.

Куратор выставки Олег Орловский и представитель Литовского землячества в Томске Светлана Ярумбавичуте Фото: Евгения Павлова

Куратор выставки Олег Орловский и представитель Литовского землячества в Томске Светлана Ярумбавичуте
Фото: Евгения Павлова

«В чем загадка Чюрлениса? По моему мнению, у него сказочное искусство, — говорит представитель Литовского землячества  Светлана Ярумбавичуте. Не смотря на то, что моя любимая работа «Сказка королей», которая темная со светлым пятном и на первый взгляд кажется мрачной, для меня эта картина потрясающе светлая. И я в каждой работе Чюрлениса вижу сказку. Возможно это привлекает людей. Может людей привлекает то, что его душевные поиски нашли отображения в его работах. В конце жизни у него были проблемы со здоровьем, но я считаю, что он не сошел с ума, а просто ушел в миры сказок и фантазий. Может разум его и оставил, но душа у него осталась на светлой стороне и это видно в его работах. Для меня это очень светлое искусство».

Сказка королей Фото: Микалоюс Чюрлёнис

Сказка королей
Фото: Микалоюс Чюрлёнис

«Чюрлёнис был наделён сразу двумя талантами — композитора и живописца, которые, казалось, спорили друг с другом. Сегодня очевидно, что при несомненной композиторской одарённости Чюрлёнис был в общем традиционным музыкантом и в какой-то мере повторял открытия Скрябина, Рахманинова и Метнера. Гораздо значительнее его вклад в изобразительное искусство. Как-то Максим Горький, восхищённый полотнами Чюрлениса, назвал их «музыкальной живописью». Художник же мечтал об ином. Он «болел» идеей создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и их изобразительный аналог»».

Л.Рапацкая, Искусство «Серебряного века».

«Перед Чюрленисом стояла задача самой высокой трудности в живописи – показать бесконечность вселенной. Это задача 6 или 7 уровня».

Генрих Альтшуллер, автор ТРИЗ-ТРТС, изобретатель, писатель

«Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент, Христофором Колумбом которого, несомненно, остается Чюрленис… Я думаю, что он сам должен был пережить какую-то мечту и то ощущение, которое нас охватывает, когда мы, засыпая, вдруг чувствуем, что парим в воздухе».

Ромен Роллан, писатель.

«Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века назад во многих кругах были встречены произведения Чюрлениса . Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая напитывала каждое произведение этого истинного художника. Было в нем нечто поистине природно вдохновенное. Сразу Чюрленис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый. И пришла она будущая слава, эта легкокрылая гостья, не для того, чтобы только переночевать около произведений Чюрлениса, но чтобы озарить его творения навсегда».

Николай Рерих, художник

2591-706Биография: Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене, умер 28 марта (10 апреля) 1911 года. Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, умел играть на органе и подрабатывал органистом в деревенском костёле. Мать — Адель (по национальности немка).

Вскоре после рождения Константинаса семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. Литовский он начал учить довольно поздно (за шесть лет до смерти). Вторым языком был русский.

В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. В детстве освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.

Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет, по рекомендации знакомых попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. В этой школе Огиньский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огиньского. С подачи последнего Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института (будущей Варшавской консерватории). Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. И много занимался самообразованием. В 1899-м, окончив с отличием институт, отверг предложение стать директором музыкальной школы Люблина. В 1901-м поступил в Лейпцигскую консерваторию (где проучился около года).

В 1902 году Чюрлёнис стал брать частные уроки рисования (у Я. Каузика) и много времени посвящает живописи. В 1904-м поступает в Школу изящных искусств в Варшаве.

В 1905 году прибавляет к своему имени литовские окончания. В том же году знакомится, а в 1909-м женится на Софье Кимантайте, которая учит Чюрлёниса литовскому и приобщает к литовскому культурному движению.

Первая выставка работ Чюрлёниса прошла в Варшаве в 1905 году. В 1908-м в Вильнюсе Чюрлёнис руководит хором.

Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года в психиатрической клинике под Варшавой после неудачной попытки побега оттуда, в результате которой получил воспаление лёгких. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).

Основные произведения Чюрлёниса

В черновых тетрадях Чюрлёниса было обнаружено более полусотни фортепианных пьес. Наследие Чюрлёниса продолжает публиковаться и разбираться. В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.

Чюрлёнис автор более 300 живописных произведений, в числе которых «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты». Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса. В Друскининкае есть Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе).

2591-705 2591-704
2591-703 2591-702

Источник:  ТВ2

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий