Главная » ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ, женщина » ЖИВАЯ ЭТИКА О ЖЕНЩИНЕ. Баныкин Н.П.

1 652 просмотров

2609-57

Двадцатый век наглядно показал, что научно-технический прогресс, достижения человеческого интеллекта не сделали человека более счастливым, скорее наоборот, эти достижения только умножили его страдания.

“В мире потеряно счастье, ибо счастье в духе. Отвернувшиеся от духа должны испытать несчастье, ибо иначе, как же им вернуться”, говорится в Учении. (А. Й., 14)

Ум человеческий сильно развился за последние века, но сердце человека застыло , осталось на уровне каменного века. Ближайшая задача эволюции – развитие человеческого сердца и связанной с ним духовности. Эта задача будет решаться в наступающей новой эпохе, и ведущая роль в этой эпохе, как говорит Учение, будет принадлежать женщине.

“Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины… В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества”. (П., 1, С.14)

1. В Живой Этике много говорится о том, что весь Космос зарождается и живет законом единства двух полярных начал – мужского и женского. На этом принципе построено все мироздание. При этом нормальная эволюция возможна только при равновесии начал. Преобладание какого-либо одного начала над другим неизбежно приводит к тяжким последствиям. Именно такое нарушение закона эволюции произошло на нашей планете.

Все переживаемые и грядущие бедствия и космические катаклизмы, – пишет Елена Ивановна Рерих, – в значительной степени являются следствием порабощения и унижения женщины. Страшное падение нравственности, болезни и дегенерация некоторых народностей имеет в основании рабскую зависимость женщины. Женщина лишена возможности пользоваться в полной мере величайшим человеческим преимуществом, приобщением к творческой мысли и созидательной работе. Она лишена не только равноправия, но во многих странах и равного образования с мужчиной. Она не допущена к выявлению своих способностей, не допущена к построению общественной и государственной жизни, полноправным членом которой она является в силу космического закона или права. Но женщина-раба может дать миру только рабов… Ибо сын часто больше заимствует от матери и, обратно, дочери – наследницы отцовских сил. Велика справедливость космическая! Унижая женщину, мужчина унизил себя!” (П., 1, С.14)

Нарушение равновесия начал на нашей планете и унижение женщины произошло по замыслу Люцифера. “Замечательно то обстоятельство, что для достижения своей цели стать полным и единственным владыкою Земли, его главные усилия были обращены на унижение женщины. Он знал, что с унижением женщины неизбежно должно наступить огрубление и вырождение человечества… Новая эпоха под лучами Урана принесет возрождение женщины. Эпоха Майтрейи – эпоха Матери Мира”. (П., 2, С. 459)

“Знамя великого равновесия мира дано поднять женщине, – говорится в Учении. – Так настало время, когда женщина должна завоевать права, от нее отнятые и те, которые она добровольно отдала”. (П., 1, С. 282)

2. Но восстановление равновесия мужского и женского начал вовсе не означает их уравнивания, однообразия.

“Западная женщина, – пишет Елена Ивановна, – уже проснулась к осознанию своих сил, но у большинства стремление к уравновешиванию прав вначале, как обычно, выражается в подражании”. (П., 1, С. 15)

Действительно, стремясь к равноправию, многие женщины стали подражать мужчинам вместо развития своей индивидуальности.

Одеть мужскую одежду, копировать особенности поведения мужчин, особенно их дурные привычки, вовсе не означает достижения равноправия,и уж тем более не является достижением космического равновесия начал.

Не в подражании, – пишет Е.И.Рерих, – а в своем индивидуальном неповторяемом выражении лежит красота равновесия или гармонии. Разве нам хотелось бы, чтобы мужчина утерял свою красоту мужества? Также и мужчине, не лишенному чувства красоты, неприятно видеть подражание присущим ему привычкам и соревнование в разнузданности нравов. Подражание всегда начинается с наиболее легко достижимого. Будем надеяться, что эта первая ступень будет быстро изжита, и женщина, углубляя свое познание Великой Матери Природы, найдет неповторяемое величие своего творческого выражения. Космос, являя единство закона, неповторяем в своем разнообразии. Почему же только человечество стремится к однообразию во всем, но нарушая при этом единство закона? Однообразие видимости, однообразие жизни и пуще всего оберегается однообразие мысли. Забывая, что однообразие выявлений приводит к застою и смерти”. (П., 1, С. 15-16)

“Пусть женщина, осознавшая этот закон, стремясь к своему законному праву или к уравновешиванию Начал, сохранит всю красоту женского облика, пусть не утеряет мягкости сердца, тонкости чувств, самопожертвования и мужества терпения”. (П., 1, С. 51)

Чтобы женщине справиться с задачей спасения человечества, ей необходимо будет развить в себе качества духа, особенно характерные для женского начала. Качества эти связаны с сердцем. Это – любовь, сострадание, милосердие, терпимость и терпение, готовность к самопожертвованию, высочайшая нравственность и многое другое – все то, что названо таким емким словом – ДУХОВНОСТЬ.

3. Несколько великих предназначений имеет каждая женщина, и самое главное из них – быть матерью.

На Востоке существует сокровенное понятие Матери Мира. С этой Великой Индивидуальностью связано зарождение жизни на нашей планете. Все великие Учителя человечества высоко почитали этот образ. Известно почитание Матери Мира Христом и Буддою. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем о его трепетном почитании Богоматери. В Индии говорят, что каждая женщина есть отражение, прообраз Матери Мира на нашей планете. Каждая женщина в потенциале своем есть Матерь Мира. С этим Утверждением перекликаются слова, сказанные нашим русским писателем Валентином Распутиным. Он пишет о “носимом в себе женщиной прообразе богородичного склада”. (В. Распутин. “Chercher la femme”// “Наш Современник”, N 3, 199О)

Русский философ князь Евгений Трубецкой писал, что “в образе Богоматери – Царицы Небесной – русская иконопись олицетворяет то любящее материнское сердце, которое через внутреннее горение в Боге становится в акте богорождения сердцем вселенной”. (Е. Трубецкой. Умозрение в красках. Репринт. М., 1916)

4. Особенно велика роль женщины-матери в воспитании детей. Все духовные направления и устремления, а также творческие способности закладываются в самом раннем возрасте (до трех – пяти лет), и роль и значение матери здесь трудно переоценить. Обращаясь к женщинам-матерям Н.К.Рерих писал: “Вы скажете детям первое слово о красоте… Вы сможете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятия подвига и героизма. Вы скажете малым о преимуществах духовных ценностей. Вы произнесете священное слово Культура”. ( Н.К.Рерих. Женщинам. “Держава Света”. Алатас. 1931. С. 59)

Именно мать, наблюдая за развитием ребенка, бережно поддержит его прикасание к Тонкому Миру. Иногда “можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожарах, о звездах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но, именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней… Не трудны для матери эти наблюдения, нужно только знать, что и зачем наблюдаете… Можно заметить, как радостно открываются глаза ребенка, когда его движения и восклицания о сокровенном бережно поддержаны. Насмешка самый вредный воспитатель. Чуткость есть степень культуры. Не готовить Агни-Йогов, но лишь открыть им путь, – космическое явление не терпит насилия. Но где цветок огня готов распуститься, там не мешайте”. (А. Й., 457)

“Разве не мать закладывает первые зерна сознательной жизни ребенка? – писала Е.И.Рерих. – Разве не мать дает направление и окраску или качество всем его стремлениям и способностям? Но мать, лишенная культуры мысли, этого венца человеческого существования, может способствовать лишь развитию низших проявлений человеческих страстей”. (П., 1, С. 15)

“Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности в своей семье”. (П., 2, С. 3О8)

5. Велика и прекрасна роль женщины-жены, вечной спутницы мужчины.

Роль и значение мужского и женского начала в семье существенно различны. Если мужчина является как бы интеллектуальным основанием семьи, то женщина должна быть ее духовным стержнем. Потому грустно видеть, как во многих современных семьях идет часто не утихающая борьба начал за власть. Вряд ли можно вообразить более отталкивающее явление, нежели женщина, проявляющая в семье черты диктатора.

Если рассматривать семью как единый организм, то можно сказать: мужчина – это ум семьи, женщина же – ее сердце, ее ведущее духовное начало. Именно женщина призвана явить в семье пример нравственности, любви и верности, терпимости и миротворчества и увлечь своим примером других ее членов.

В Учении сказано, что семья есть прообраз государства, а брак, брачные узы являются понятием священным, в основе которого лежит сокровенная космическая истина о половинчатых душах.

“Мудрые космические законы создали человека мужчиной и женщиной не для замены их друг другом, но для дополнения одного другим, создали их не для одиночной жизни, но для жизни парами. Каждый из членов каждой такой пары обладает присущими только ему качествами и свойствами: каждый силен в своей сфере и слаб в другой… Порознь взятые они составляют половинчатое существо и лишь двое они образуют цельную сущность. Мужчина сильнее физически, женщина духовно, мужчина более развит интеллектуально, женщина интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют тем, чем силен один и слаб другой, они правильно выполняют свое назначение в мироздании”. (А. Клизовский. Основы миропонимания новой эпохи. Рига: Виеда, 1991, С. 281)

И потому только чистота брачной жизни может приблизить нас в будущих воплощениях к нахождению созвучной души, когда лишь и становятся возможными величайшие достижения во всех мирах. Сейчас же, при нравственном падении современного человечества, как пишет Е.И.Рерих, “созвучное сочетание явление редчайшее среди редких”.

“Живая Этика, выдвигая, прежде всего, нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себя обязательств и честности во всем и ко всем… Человек, вступающий на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою углубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что поступал в неведении. …Чистота брачной жизни есть непременное условие для истинных учеников. Как можно прикасаться к светлым Заветам, если душа полна необузданных чувств?” (П., 2, С. 526)

“Женщина настоящей расы, сказано в Учении, приближается к высшей точке в идущем Цикле, и каждая женщина, которая поможет спасти мужчину от его низшего “я”, тем, что она сама не будет уступать соблазнам, которые и ее низшая природа будет ставить на ее пути и, таким образом, утверждая существование высшей фазы жизни, эта женщина сделает больше для спасения расы, к которой они оба принадлежат, нежели любой мужчина, как бы ни был он велик, может сделать в идущем Цикле. Грядущая эпоха будет эпохой женщины и потому, именно, женщина будет призвана, в конце концов, к суровой ответственности за безнравственность нашего века больше, нежели мужчина. Грядущее время приносит великую возможность для женщины, потому Я снова обращаюсь к вам, дочери Света, молитесь, чтобы Бог, который внутри вас, помог вам сохранить чистоту”… (Из книг Учения. П., 2, С. 527-528)

Потенциальные возможности женщины очень велики. В Учении сказано:

“Как Учитель творит через учеников, так Женщина творит через мужское начало, потому женщина возвышает мужчину”.

“Следовательно, – пишет Е.И.Рерих – женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собой”… (П., 1, С. 282)

“Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий – поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину. Все силы Света ждут этого подвига”. (П., 1, С. 285.)

6. Незаменима также женщина как звено связи двух миров – земного и тонкого.

“Психический аппарат женщины утонченнее мужского”. (П., 1, С. 462) “Женский организм являет собой синтез, и тем самым женщина обладает всеми космическими энергиями”. (П., 2, С. 361) “Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения, как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса”. (П., 2, С. 3О8)

“Древнейшие предания, именно, женщине приписывают роль хранительницы сокровенного знания, потому пусть и сейчас она вспомнит свою оклеветанную прародительницу Еву и снова прислушается к голосу своей интуиции, и не только вкусит, но и насадит как можно больше яблонь познания добра и зла. И как раньше она лишила Адама тупого бессмысленного блаженства, так пусть и теперь она выведет его на еще более широкий простор и величественную битву с хаосом невежества за свои божественные права”. (П., 2, С. 363)

“Истинная культура мысли растет культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание дает тот великий синтез, без которого невозможно постичь все величие, все многообразие и сложность узора жизни человека, в ее космическом беспредельном совершенствовании. Потому, стремясь к знанию, пусть не забывает она (женщина) Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества… Пусть именно женщина познает и провозглашает об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым. Грядущая эпоха несет миру познание мощи этой великой всеначальной энергии, которая выявляет свои высшие качества в бессмертных творениях человеческого гения”. (П., 1, С. 15)

“Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ведет, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза”. (Бр., 282)

7. Еще одно важнейшее назначение женщины – охранительное. Вот как об этом совершенно в духе Живой Этики пишет наш современник и соотечественник Валентин Распутин. “Мироткущая” – так издавна называли женщину. Призванная давать жизнь, она призвана была создавать вокруг себя такие условия, такой мир, чтобы произведенная ею новая жизнь могла развиваться правильно. Охранительность – вот сущность женщины. Уют, тепло, ласка, умирение, утоление, верность, мягкость, гибкость, милосердие – вот из чего женщина состоит”. (В.Распутин “, “Cherche la femme” // “Наш современник”, N3, 199О)

Н.К.Рерих писал:

“Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно и во Благо. Не похвалу женщине говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отхода”. (Н.К.Рерих. Женскому сердцу. Твердыня пламенная”. Нью-Йорк. С. 311)

8. В Живой Этике говорится не только о роли женщины в семье, но и о мировой, планетарной миссии женщины, которая становится все актуальнее с наступлением Новой Эпохи.

“В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничивалась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах”. (П., 2, С. 3О8)

“Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти бесчисленные очаги укрепят и украсят ее собственный очаг”. (П., 1, С. 5О)

“Да, теперь женщина должна готовиться быть допущенной разделить тяготы и по управлению страной. Женщина, дающая жизнь и закладывающая первые основы воспитания, имеет право голоса в создании лучших условий для развития этих жизней. Ее здравый смысл и, главное, сердце подскажет многие правильные решения. Если мы возьмем исторические факты и правдивые биографии многих великих людей, то увидим, что источником их вдохновения и главным советником часто была женщина. Так и в древнем Египте верховные жрицы были вдохновительницами иерофантов и передавали им веления Богини…” (П., 1, С. 285)

В Учении сказано: “Женщина, дающая жизнь народу, имеет право распоряжаться его судьбой. Хотим видеть женщину у кормила власти, в совете министров, у всего строительства!” (П., 1, С. 467)

9. Как же женщине приступить к выполнению своей великой миссии спасения мира?

“…Женщина должна занять место сужденное ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть, прежде всего, призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте”. (П., 1, С. 282)

“Зная, что ограничение ведет к разрушению, но каждое расширение дает созидание, всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению мысли и чувств…” (П., 1, С. 5О)

“Но как достичь истинного знания – спросят нас? Скажем, это знание лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его!
Устремление к красоте будет ключом к нему. Знание это заложено в каждом устремлении к общему благу. Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававшихся миру. Оно разлито в каждом проявлении Природы… Потому, собирая воительниц духа, устремим их к пробуждению в себе этого сокровенного знания”. (П., 1, С. 51)

Елена Ивановна Рерих была именно такой воительницей духа, человеком, неустанно расширяющим свое сознание. Она всей своей жизнью показала женщинам планеты великий пример применения в жизни заветов Учения. Идет ли речь о роли ее в семье как матери и жены, как ведущего духовного начала, или речь идет о ее общественной деятельности, о ее самоотверженном служении Общему Благу, носящем планетарный размах, в любом случае ее вдохновляющий пример может служить образцом для подражания.

На первой странице книги Н.К.Рериха “Врата в будущее” написано посвящение: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице посвящаю”.

В этих словах отражен весь глубокий смысл и то значение, которое имела Елена Ивановна в его жизни.

В статье “Лада” Николай Константинович пишет:

“…Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на все это готова Елена Ивановна. На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она… Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера.
И живет Елена Ивановна в постоянной и неустанной работе… В разных странах целые очаги питаются ее помощью… Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. …велика радость давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса”. (Н.К.Рерих. Избранное. М.: Советская Россия, 1979. С. 371)

10. В чем же может каждая женщина последовать примеру Елены Ивановны? Деятельность планетарного и даже государственного масштаба доступна немногим, да и для этого нужно иметь большие накопления и благоприятствующие условия. Но вот начать воспитывать в себе замечательные качества духа, которые так ярко были проявлены в Е.И.Рерих, может каждая женщина. Зажечь в себе внутренний огонь духа и стать источником Света и духовной Красоты для своей семьи и для окружающих людей в той или иной мере может каждая женщина, нужно только осознание своего назначения и несломимое устремление к Свету.

В Учении заповедано несение Света в своей ауре. Многие знают, как внутренний огонь духа преображает женщину, делает прекрасной даже ту, которая не отличается особыми внешними данными. Этот сердечный огонь, как магнит, притягивает к такому духу сердца других людей.

Несение Света и сердечного тепла, что может быть прекраснее этого!

“В тяжкие дни мировых потрясений, человеческого разъединения и забвения всех высших принципов бытия, которые одни лишь дают истинную жизнь и ведут к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскресению духа, внесению огня подвига во все действия жизни и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей на протяжении многих тысячелетий чашу страдания и унижения и тем закалившей дух свой в великом терпении.

Пусть теперь женщина – Матерь Мира скажет: “да будет Свет”, и утвердит свой огненный подвиг”. (П., 1, С. 50)

“Пусть сердце женщины воспламенится этим самоотверженным подвигом, и мужественно и бесстрашно подымет она сверкающий, но и разящий Меч Духа.
В час сужденный призовем сердца горящие и руки, готовые вознести Чашу Спасения Мира.
Да будет каждый день наш самоотверженным служением великому сдвигу. Грядет Великая Матерь!” (П., 1, С. 285)

 ***

СОДЕРЖАНИЕ:

Лекция 1. Живая Этика и современность

Лекция 2. Живая Этика о Законах Бытия

Лекция 3. Психическая энергия и здоровье человека

Лекция 4. Живая Этика о женщине

Лекция 5. Живая Этика о детях и дошкольном воспитании

Лекция 6. Живая Этика о школе и школьном воспитании

Лекция 7. Предостережение

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий