Главная » Живая Этика (Агни Йога)-подборки, О воспитании » Живая Этика о воспитании детей

75 просмотров

2607-81

(выдержки из книги «АГНИ ЙОГА о взаимодействии Начал». Раздел 2. Брак: медицина и астрология)

«Если мать не будет терпеливо внимать первым же­ланиям своего ребенка, она не будет матерью» (Сердце, § 239).

«Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста.
Прежде всего, можно рекомендовать молоко матери или козье, но наемная кормилица — уродливое явление. Кроме того, молоко матери часто удобоваримее и содер­жит уже частицы сердечной энергии. Но до сих пор это не принималось в расчет; даже самые простые люди чуют больше истину, нежели холодные догматики» (Сердце, § 408).

«Образование народа надо вести с начального обу­чения детей с возможно раннего возраста. Чем раньше, тем лучше. … Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, скажет первую формулу образования: ты все можешь. Не надобны запреты; даже вредное не запрещать, но лучше отвести внимание на более полезное и привле­кательное.
То воспитание будет лучшим, которое сможет возве­личить привлекательность блага. При этом не надо кале­чить прекрасные образы, как бы во имя детского неразумения, — не унижайте детей.
Твердо помните, что истинная наука всегда призыв­на, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования. После семи лет уже много потеряно. Обычно после трех лет организм полон восприятий. Рука водителя уже при первом шаге должна обратить внимание и указать на дальние миры. Беспредельность должен почуять молодой глаз. Именно глаз должен привыкнуть допустить Беспредельность.
Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль. Изгоняются ложь, грубость и насмешка. Преда­тельство даже в зачатке недопустимо. Работа как большие поощряется. Только сознание до трех лет вместит легко общину. Как ошибочно думать, что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими.
Сознание все могу не есть хвастовство, но лишь осоз­нание аппарата. Самый убогий может найти провод к Беспредельности, ибо каждый труд в качестве своем от­крывает затворы» (Община, § 102).

«Урусвати знает великое значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Люди могут понять, что бережное воспитание открывает воз­можность правильному образованию. Но одно образова­ние еще не восполнит воспитания. Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложившимся характе­ром. Можно облагородить и возвысить сущность челове­ка, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны прежде всего распоз­навать неизменную сущность ребенка и уже по этой мер­ке прилагать все остальное.
Не будет ограничением, если мы признаем, что сущ­ность человеческая слагается в тонком мире. Все род­ственные земные накопления будут лишь внешними придатками, но зерно сущности оказывается уже внедрен­ным среди тонкого пребывания. Матерь иногда счастли­во угадывает эту сущность и начинает бережно прилагать усердие, чтобы чутко вооружить на земное пребывание.
Но часто ли встречается воспитание сознательное и бережное? Даже лучшие наставники бывают поставлены в такие тяжкие условия, что они лишены возможности обратить внимание на личные качества учеников. Среди семей часто вопрос воспитания вообще не затрагивается, дети растут сами по себе, и ласковая рука не коснется их, и голос близкий не расскажет о мире чудесном.
Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наи­лучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей.
Наши Сестры много трудятся, помогая воспитанию. Малыши могут рассказать много сказок, как их посеща­ют прекрасные женщины и даже сверстники. Явлений таких много, но взрослые не любят выслушивать детские сказки. Но такие посещения необходимы, иногда одним касанием можно напомнить о задании, принятом на себя в Тонком Мире. Много слез детских можно осушить при явлении светлом.
Нужно для воспитания уметь шепнуть: «Радость!» — и преобразить будни в праздник. Можно слышать, как дети получают нежданную помощь. Но велик труд Носи­тельниц Света, работа надземная требует самоотвержения, ибо протекает в условиях самых разнообразных и, нередко, отвратительных.
Мыслитель призывал матерей, чтобы они дали де­тям лучшие образы о мире чудесном» (Надземное, § 425).

«Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образова­ния» (Надземное, § 812).

«Мать иногда говорила сыну о значении высшей Благодати и вечной связи с высшими силами. Мальчик однажды очень внимательно наблюдал за птичкой на своем окне и шепнул матери: «Она тоже следит за мною, чтобы не сказал ничего гадкого». Так тоже может начинаться мысль о великой связи» (Мир Огненный. Ч. 2, § 34).

«Мечтание должно преобразоваться в дисциплини­рованное мышление. Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знако­мить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов? Мир Огненный прежде всего открыт героям и подвижникам» (Мир Огненный. Ч. 2, § 428).

«Пусть все складывается целесообразно. Для этого знакомьте детей от раннего возраста с величием Мироз­дания. Микроскоп и телескоп пусть будут показаны ма­лышам. Еще лучше, если их поведут на обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направле­ние мыслей. Не нужно опасаться, что дети не поймут показанное. Они не только признают когда-то виденное, но получат радость. Также не нужно опасаться, что ма­лыши будут потрясены зрелищем. Наоборот, зрелище семейных ссор может потрясти мировоззрение. …
Кроме того, знакомство с телескопом должно начаться раньше школьного возраста. Нельзя не дать малышам самых величественных наблюдений. Конечно, когда мы видим состояние многих деревень, то совет о телескопе представляется утопией. Но нужно начинать все-таки на Общее Благо» (Надземное, § 663).

«Лечение музыкой уже применяется, но следствия не всегда ощутимы. Причина в том, что не принято раз­вивать восприятие музыки. Следует от малых лет при­учать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждает­ся в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. Но велико невежество, когда в семье забы­ты лучшие панацеи. Особенно, когда мир содрогается от ненависти, необходимо спешить открыть ухо молодого поколения. Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание природы. И, конечно, нельзя мыслить о музыке сфер — только шум будет доступен духу невеж­ды. И песни водопада или реки, или океана будут лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого. Может ли народ совершить свое вос­хождение без песни?» (Бр, § 292)

«В каждом ребенке заложено какое-то мастерство. Ребенок может припомнить заветы из тонкого мира. Можно видеть разногласия, происходящие между взрос­лыми и детьми. Обычно взрослые навязывают детям игры по своему разумению вместо того, чтобы наблюдать, куда устремляется внимание ребенка. Дети любят не сами игрушки, но зачатки мастерства, в них заключенные. Дети любят разобрать игрушку, чтобы применить ее по-свое­му. Это свое не будет навеянным из окружающей жизни. Часто оно напоминает нечто, что ребенок не мог видеть вообще. Имеют большое значение такие претворения, принесенные из тонкого мира.
Мы нередко поддерживаем такие накопления, и мож­но себе представить явление битвы, когда Нам приходится бороться с условиями семьи! Может быть, на тысячу семей Найдется одна, где обратят внимание на природу детей.
Мы потратили много сил, давая наставления для семьи. Мы дали женщинам полноправие, но не успеет оно быть произнесено, как восстают варвары. И сейчас в Целом мире лишь одна страна находится на пути к пол­ноправию, там же будет развиваться и мастерство. Помните, как говорил — из лучинок будут слагать солнце» (Надземное,§298).

«Дети должны быть ограждены от возможности впасть в распущенность» (Надземное, § 846).

«Теперь, когда близится важное время, нужно омыть возможно больше детей, они будут думать о городах бу­дущего. Нужно им дать правдивую книгу о подвижниках Общего Блага, но книга эта еще не написана. Поддельны книги детей, поддельны игрушки, поддельны улыбки вос­питателей.
Среди сплошной подделки можно ли ожидать прав­дивости?
Советую явить время для детей. Пусть тащат сами бревна своего города. …
Но если вы детям покажете Наше Поселение, они с радостью пройдут по всем лабораториям и обсерватори­ям. Наши призматические зеркала доставят им радость незабываемую, ибо они любят все настоящее, а Мы стре­мимся к правде.
Давайте детям лишь настоящие вещи!» (Листы Сада М. Озарение, ч. 3, гл.5, §19)

«Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дур­ной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию» (Община, § 116).

***

СОДЕРЖАНИЕ:

О подборе пары
О единстве и борьбе начал
О половой энергии и детях
Живая Этика о воспитании детей
Живая Этика о Женщине
Живая Этика о Любви
Живая Этика о Началах

читать полностью книгу «АГНИ ЙОГА о взаимодействии Начал» (1999 г.)

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий