Главная » терпимость » ЖИВАЯ ЭТИКА О ТЕРПИМОСТИ. Вл.Чернявский

418 просмотров

2611-51

«…ВСЯ ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ СОСТОИТ ИЗ ЧЕРЕДОВАНИЯ СНИСХОДИТЕЛЬНОСТИ И СОСТРАДАНИЯ»…
Надземное — 553

«…Стремящийся к посвящению должен вырабатывать в себе ШИРОКУЮ ТЕРПИМОСТЬ, спокойное принятие каждого характера, каждой живой формы такой, какова она есть, не требуя, чтобы она соответствовала его личному вкусу. Начиная сознавать, что единая ЖИЗНЬ облекается в бесчисленные формы, из которых каждая нужна на своем месте, он принимает всякое ограниченное выражение этой ЖИЗНИ, не желая придавать ему иной характер; он научается уважать мудрость, которая дала начертания этому миру и которая руководит им, и с невозмутимой ясностью видит он, как различные части целого медленно и постепенно усовершенствуют свои отдельные формы.

Пьяница, проходящий азбуку страдания, вызванного деспотизмом его низшей природы, совершает на своей ступени такую же важную задачу, как и святой, заканчивающий свой последний урок земной школы, и требовать от них по справедливости можно только то, на что каждый из них способен. Первый находится в детском саду и обучается наглядным образом, тогда как другой заканчивает университетский курс. Оба проявляются соответственно своему возрасту и занимаемому месту, и оба нуждаются в помощи и симпатии, каждый на своей ступени. Это один из тех уроков, который в оккультизме известен как ТЕРПИМОСТЬ».  А.Безант » Древняя мудрость»

«Терпимость есть одно из условий наблюдательности. Истинная наблюдательность есть основа познания. Человек нетерпимый не может составить справедливого суждения о вещах. Он лишает себя наблюдательности и теряет прозорливость. Какое же познавание может родиться из самости, отвергающей действительность? Много примеров, когда великие Истины подвергались искажению вследствие нетерпимости. Можно сказать, что нетерпимость есть невежество, но такое определение будет слишком мягко. Нетерпимость есть зло. Не может быть доброй нетерпимости. Она непременно содержит в себе и ложь, ибо скрывает правду. Только весьма неумные могут легкомысленно не считать нетерпимость чем-то недостойным».   Братство — 409

Итак, одним из определяющих аспектов терпимости является способность реально оценивать действительность и соответственно относиться ко всему наблюдаемому в окружающем. Отсутствие терпимости порождает искажение действительности, в частности можно привести яркий пример искажения человечеством всех даваемых ему Высшими Силами Учений. Как и в большинстве отрицательных качеств характера человека основой терпимости является победа над эгоизмом ( самостью ). В основе своей человечество искажает восприятие мира. Даже если беспристрастно заглянуть на краткое время в самого себя, оценить свои взгляды, отношения с миром и конкретными людьми, определение происходящего, самооценки – мы с удивлением отметим много субъективности и нетерпимости. Основой терпимости является снисходительность, вот она в современности в дефиците.

«Поясним, как принять понятие терпимости. Когда Мы говорим о высшей терпимости, значит Иерархия может являть снисхождение, обо сердце Иерарха всевмещающе, оно все чувствует, и знает все импульсы, намерения, и взвешивает все хорошее и дурное. Своим снисхождением Высший Дух спускается в сферу сознания ученика и своим снисхождением и терпимостью поднимает сознание ученика. Но не так нужно принять указание о терпимости общиннику. Терпимость для ученика, который являет нетерпимость к окружающему, не может называться снисхождением. Когда ему указывается на развитие этого чудесного качества, значит он прежде всего должен изъять осуждение. Указание на терпимость не значит всегда начальствовать над общинником — собратом, не значит, что дух на таком уровне, что может осудить окружающих. Указание о терпимости прежде всего должно пробуждать в ученике понимание, что дух должен освободиться от самости, ибо самость порождает самые страшные уродства. Только дух ученика, освободившегося от самости, может являть снисхождение. На пути к Миру Огненному нужно понимать истинное значение терпимости».    МО-3 — 54.

«Что есть путь естественный? Самое неограниченное познавание в терпимости и терпении, без всякого сектантства. Неограниченное познавание нелегко усваивается. Все около трудов человеческих ограничено. Каждое занятие как бы пресекает многие пути сообщения. Даже хорошие умы бывали загнаны в тесное русло. Болезнь самоограничения не похожа на самоотвержение. Для удобства ограничивает себя человек! Ведь исключением будут смелые действия для неограниченного познавания. Злоба и ненависть совершают свои действия в ограниченности. Для неограниченного действия нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия глазом добрым»…    Бр. — 41.

Еще одно указание на то, что ТЕРПИМОСТЬ — качество, присущее неограниченному сознанию, основанному на постоянном познавании, на расширении области деятельности, на преодолении самоограничения. Совмещение преодоления самости с расширенным сознанием может обеспечить развитие терпимости, это наиболее быстрый и эффективный способ.

При этом нужно обращать прежде всего внимание на самые трудные области нетерпимости, к ним относятся отношения с людьми невежественными, ярыми отрицателями, ортодоксы от религии и науки, тем более изуверы и фанатики.

«Урусвати знает, что качество терпимости есть одно из условий продвижения. Каждый знак терпимости должен быть оценен. Разве Мы могли бы помогать людям без высшей терпимости? Каждое горение должно быть использовано для Общего Блага. Самым убийственным будет мертвое безразличие. Истинно, иногда ярый отрицатель может быть скорее оправдан, нежели бесчувственное безразличие.

Мы иногда улыбаемся отрицателям, ибо в каждом отрицании есть доля утверждения, но льды безразличия не дают цветов. Вот почему выделены горячие и холодные , но отвергнуты теплые. Каждый отрицатель не согласится, что он может помочь тому, кого он отрицает. Как рассказать ему, что он полон огня и что его холод может претвориться в великий жар? Обычно отрицания сменяются утверждениями — так бывает с вопросами бытия. Но льды, которые в «Откровении» названы теплыми, тают нескоро…

Нужно научиться различать каждую малую частицу энергии и обратить на нее заботливое внимание. Люди кричат: «Он не наш, распни его»! — глупцы, он не ваш, но огненный. Только невежды тушат свет, чтобы остаться во тьме, и тогда будут жаловаться на жестокую судьбу.

Мыслитель учил, чтобы умели различать даже малейшую частицу энергии: «Будьте зодчими бережными».    Надземное — 381

ТЕРПИМОСТЬ — выработанная способность, качество характера, нравственное качество, выражающееся в умении воспринимать в равновесии, со снисхождением, доброжелательностью, состраданием негативные явления в окружающем Мире, человечестве и конкретном человеке: агрессивность, невежество, осудительство, дурные поступки и качества характера. В ТЕРПИМОСТИ отсутствуют: самость, ограниченность, необъективность, отрицание, осуждение, злоба, ненависть. В терпимости присутствует расширенное сознание, уважение к человеку и человечеству как к творению Высшего, способность видеть в происходящем конечное положительное содержание, а также высшая мудрость и устремление к Общему Благу. ТЕРПИМОСТЬ дает великие возможности восприятия человека человеком независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, профессии, социального и имущественного положения, пола, возраста, земных заслуг, уровня сознания, совершаемых поступков. ТЕРПИМОСТЬ — антипод осудительству, отрицанию и сопутствующим им злобе и ненависти. Наиболее яркими выражениями ТЕРПИМОСТИ являются способности уважать и спокойно воспринимать свободу выбора и поступка, свободу иного мнения, свободу вероисповедания, свободу действия — для окружающих, близких, друзей, умение мудро мириться с недоступным твоему пониманию и с низким уровнем сознания.

Истинная ТЕРПИМОСТЬ присуща человеку, достигшему высокого нравственного уровня, проникшего в сущность причинно-следственного Закона, в побуждения человека и групп людей, способного видеть скрытые причины происходящего вовне и оставаться в равновесии даже в состоянии борьбы со злом. Терпимость построена на мощном основании по имени ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, т.е. только построив свое качество духа или хотя бы качество характера по имени способность различения и на его основании умение различать ОЧЕВИДНОСТЬ от ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, можно воспитать в себе и вожделенную терпимость.

Это трудно, это часто просто нереализуемо при наблюдении безобразного поведения человека, человечества, народа, человека партийного, проповедующего высокие истины для окружающих и со смаком нарушающего их основы. Ну как тут удержаться от осуждения, справедливого, праведного?! И тем не менее человек терпимый способен удержаться. Вот поэтому среди нас и существуют «магнитные люди», так я условно называю неформальных авторитетов, к которым всегда обращается сознание в трудные минуты неразрешимых проблем. Мы чувствуем таких людей интуитивно,хотя и не называем их носителями терпимости.

«Полезно говорить об Учителе, полезно говорить об Учении, полезно говорить о жизни. Мудро понимать спираль движения, ибо приложение энергии устремляет струю высоко, но закон тяготения осаждает уровень. Так слагаются ступени.

Говорите по сознанию собеседника. Нетерпимость есть несменная одежда».   Агни Йога — 328

При общении вообще, а особенно в духовном общении целесообразно глубоко знать собеседникам друг друга, не оставлять невыясненных вопросов, преодолевать чувство дискомфорта, проявлять чувство истинного взаимоуважения и дружно подниматься по ступеням, складываемым совместными трудами. Все это – примеры классической терпимости

«…Терпимость и терпение — тоже путь Боддхисатвы. Не на облаках этот путь, но на Земле; чад велик, и тоже нужен путь Боддтхисатвы. Именно нечеловечески ничтожен этот чад; но по сердцу он режет, как соленая вола»…   Сердце — 568

Таким образом , Учение указывает, что человек, овладевший качеством терпимости, приравнивается к Служителю Общего Блага — Боддтхисаттве, польза, приносимая им, имеет пространственное значение, не говоря уже о конкретном, персональном влиянии на близких и всех окружающих. Терпимый человек – редкость в современной жизни и потому он виден далеко, как яркий огонь в темноте и на ветру.

Как Учение объясняет действие терпимости в отношении к лжеисточникам, к искажению истинного Высшего Знания?

«Спросят: почему не останавливаем те лжеисточники? Почему не выявляем тех, кто послания искажает? Отвечайте — если бы насильственно останавливать течение, по которому человечество идет, то изуверство перешло бы в зверство. Так злая, свободная воля течет, как лава, поглощающая в истории тех, кто ополчается против Блага. Ведь насильственное явление не может дать человечеству пути праведного, потому все тонкие энергии могут восприниматься лишь огненным сознанием. Так терпимость, истинно, удел огненного сознания»…    МО-3 — 14

Только при невмешательстве в свободное волеизъявление человечества в процессе его эволюции можно наблюдать самоочищение от лжи и искажений Высшего Знания. При насильственном воздействии можно получить процесс, аналогичный «красному террору», т. е. массовые расправы над инакомыслящими. Все и здесь решает терпимость.

В современную эпоху, когда Истина попирается, искажается всеми религиями мира, когда неописуемо расцвела религиозная нетерпимость вождей от религий, эта истина особенно важна для приложения в общении.

Не в меньшей степени необходимо применение терпимости и при даянии и усвоении человечеством Высшего Знания.

«Правильно заметили, что великие Воздействия происходят особыми путями. Часто внешне люди будут противоречить, но сами отлично возьмут присланное. Но Нам важно, чтобы произошло полезное. Не следует настаивать, чтобы нечто происходило по мерке сегодняшнего дня, — важно следствие. Мы должны быть терпимыми и не обращать внимания на неумение и грубость. Потому нужно смотреть на сущность происходящего».    АУМ — 165

«Урусвати знает, что каждое зерно истины должно быть принимаемо благожелательно. Безразлично, откуда приходит истина. Она может быть произнесена на любом наречии. Она может быть облечена в одежды каждого века. Она может быть возвещена при различных обстоятельствах. Нет ни новой, ни старой истины. Кто может поручиться, что какая-то истина не была возвещена на исчезнувших материках? Одни провозвестники отличались высокой ученостью, другие были даже неграмотны и, тем не менее, были сеятелями истины.

Для чего же Мы все это напоминаем? Появляются захватчики истины и уверяют, что только через них истина может быть явлена. Но пора напомнить, что широк путь истины. Главным противоборником будет нетерпимость. Неужели такие самозванцы полагают, что их здание прочно? Чем больше терпимости и благожелательства, тем основание крепче. Каждый шаг истины направлен к Общему Благу, оно и будет мерилом»…    Надземное — 509

ТЕРПИМОСТЬ является необходимым условием успеха в главной задаче, стоящей перед нами — объединение всего человечества в единую Общину, и первым этапом неизбежно станет преодоление религиозной нетерпимости.

«…Как же быть с теми, которые далеки и чужды по ауре? И тут надо явить терпимость, вмещение и понимание и найти хотя бы малое, могущее объединить. Ведь Наша цель — объять весь мир и все человечество. Учитель заповедовал быть мудрыми».    ГАИ-4 — 439

Самое яркое, положительное действие ТЕРПИМОСТИ заключается в содействии единению на самых разных уровнях и в самых разнообразных качествах и, соответственно, в противодействии разъединению. Единение — успех индивидуальный, успех конфессионный, успех отдельных народов и государств, успех человечества, успех пространственный. Подтвердим это указаниями из Учения.

«…Даже отталкивающие действия не мешают помнить о равноподобии сущности, и это сознание делает Нас терпимыми. И Нам ясно, что разногласие обычно происходит лишь от несоответствия ритма. Конечно, эти несоответствия препятствуют объединению психической энергии целых групп. Между тем именно групповая энергия может приблизить пользование лучами без уничтожения или сжигания сил…

Двое, сидящие за одним столом против друг друга, не могут быть противниками, если принадлежат одному Учителю. Вмещение или терпимость — одно и то же. Лишь предательство не может быть терпимо».    Агни Йога — 311

В данной выдержке открывается такой аспект терпимости, как возможность объединения энергий разных групп людей, народов, наконец, человечества в целом для могущественных, полезных для эволюции действий, для продвижения человечества и овладения им Высшими энергиями.

Это заповеданное, неизбежное будущее, но для его осуществления нужны конкретные усилия. И, конечно, начать приложение таких усилий целесообразнее всего отрабатывать в организациях единомышленников, ставящих перед собою цель духовного совершенствования

Важнейшее значение имеет терпимость и для расширения сознания в части познания Высшего, продвижения в Высшие Миры.

«Урусвати знает, что нетерпимость есть сестра невежества. Широкая терпимость порождает допущение, из него происходит дерзание. Самая ярая устремленность требует, кроме чувствознания, и разумного допущения. Невозможно принять Надземный Мир без обоих оснований. Чувствознание может шептать сердцу, но и мозг должен принять возможность Надземного Мира»…     Надземное — 714

«История отмечает всех лжепророков и самозванцев, но недостаточно отмечены все духовные самозванцы и лжеисточники. Если в основание Государства принять духовное начало, можно будет уследить все пагубные следствия лжеисточников. Под рекордами тьмы подразумеваются все лжеисточники и злонамерения самозванцев. Правильно сказали: зачем хулить Высшее Учение? Ответ один — самозванцы живут Майей. Но для того, чтобы получить крупицу для Общего Блага, нужно явление терпимости. Со скорбью являем тем самозванцам прощение, ибо живут они Майей и уйдут в Майю; то же и с искажением посланий».    МО-3 — 11

Еще одна выдержка, показывающая влияние терпимости на продвижение духа при правильном взаимодействии в духовном общении. Как никого нужно прощать, уважать, всемерно поддерживать именно единомышленников.

«Трудно избежать чувства печали, когда снимаются маски, и трудно еще и потому, что нельзя допускать осуждения. Раскрытая сущность человека редко бывает привлекательной. Но подошедшие к Учению — это те, через кого, помимо пространства, Учение выливается в мир. Потому нельзя быть слишком строгим к этим немногим.. По характеру сознания все пекутся по-разному, но об одном. Лучше искать точки соприкосновения и взаимопонимания, нежели расхождения. И хорошо понимать, чего стоит дающему раздача даров духа».    ГАИ11 — 545

Итак, ТЕРПИМОСТЬ благотворно действует на:

- эволюцию индивидуальную,

- эволюцию объединений, групп, коллективов, народов:

- эволюцию духовных образований;

- эволюцию человечества в целом, на процесс овладения Высшим Знанием, Высшими Энергиями.

Это качество является необходимым условием выхода из современного, небывалого кризиса человечества и планеты Земля и именно нетерпимость, т. е. отсутствие ТЕРПИМОСТИ создали нынешние невыносимые условия во всех областях нашей современной жизни.

Как же наиболее эффективно овладеть данным качеством? Как победить его антипод — нетерпимость, как создать прочную основу для его действия и постоянного применения? Учение дает для этого процесса соответствующие рекомендации.

Во-первых — религиозная терпимость. Воспитание ее необходимо с первых проблесков самостоятельного мышления, ибо это сознание позволяет избежать противостояния в человечестве.

«Урусвати знает, что особенно жестока религиозная распря. Нужно не вмешиваться в споры о религиях. Нужно творить добро, и пусть люди не пожирают друг друга во имя Милосердного Бога.

Учение хорошо, когда оно находится в достойных руках. Можно это же применить ко всем человеческим установлениям. Давно замечено, что форма жизни зависит от добропорядочности правителей. Нужно направить всю терпимость, чтобы не вмешиваться в соседние верования.

Можно осторожно внести в образование ознакомление со всеми верованиями, но мудро должен быть преподан этот предмет. Мы говорили о вреде, который получается от насилия. Запомните, что насилие есть отравление сознания . Каждый волен произносить свои основы. Пусть он выражает их за себя и ради себя, чтобы не было подозрения о желании совратить кого — то»… Надземное — 564

Во-вторых, терпимость воспитывается на основе введения в сознание человека такого важнейшего качества, как уважение, внимательное отношение и сострадание к окружающим. К сожалению, данное качество не воспитывается должным образом в системе дошкольного и школьного воспитания и в подрастающих поколениях культивируется сознание превосходства, преимущество насилия, подавления, неравенства народов и граждан в государствах.

«Урусвати знает ценность природных качеств вмещения и терпимости. О них следует особенно упомянуть, ибо люди в жизни вообще о них не размышляют. Иногда человек сетует на нетерпимость и даже называет ее признаком дикости, но в то же время он не желает подумать — как развить терпимость?

Человек не хочет присмотреться, на каких основах могут расти терпимость и вмещение, но оба качества недалеки от сострадания. Они научают пристально всматриваться в сознание ближнего и понять, какие причины породили его заблуждение.

Нужно учить народ и пробуждать его нравственность, но такая задача невозможна без индивидуальной наблюдательности. Каждый заблуждается по-своему, и в основании могут лежать глубокие причины. Невозможно судить о толпе по ее крикам и стонам. Боль у каждого своя и требует особого лечения.

Не должны люди забывать о вмещении и терпимости, ибо такие мосты понадобятся в Надземном Мире. Явление Надземного Мира нужно в каждом человеческом действии. Не об отвлеченной нравственности говорим, но о действенной строительнице жизни. Нужно приложить явление Надземного Мира к каждому действию, только так можно стать сотрудником Надземного Мира и подготовить себя к жзни.

Мыслитель говорил:  «Познайте терпимость, и она научит вас великому терпению».    Надземное — 788

«Урусвати знает, что есть великое терпение. Полагают, что эта твердыня человеческого преуспеяния основана на знании. Но поверх знания требуется еще особое качество, именуемое терпимостью, потому можно сказать, что терпение есть терпимость. Такое ценное качество должно быть воспитано.

Утверждение терпимости нужно особенно для Надземного Мира, без этого качества человек построит себе жалкое существование. Он оттолкнет всех встречных, ибо в каждом найдет какую — то черту, ему неприятную. Ради такой мелкой черты человек не увидит самых ценных накоплений. Потому следует с самых ранних лет в детях развивать широкую терпимость.

Нужно научить их распознавать наиболее ценное качество человека и ради него не углублять неприятные недостатки, тем более, что многие кажущиеся недостатки являются видимыми лишь в настоящее время. Скоро обновится сознание, и человек устыдится своей тупой нетерпимости.

Можно написать полезные книги о вреде нетерпимости. Многие исторические примеры могут быть приведены, как вожди не могли воспринять наиболее полезное нахождение. Пусть историк укажет, как такие тупые вожди делались посмешищем грядущих поколений. Уметь допускать уже есть путь к великому терпению.

Мыслитель советовал ученикам утверждать терпимость как средство расширения сознания».    Надземное — 807.

В-третьих, терпимость как воздух необходима в жизни духовных людей, избравших путь восхождения; в кругу соратников..

Из нетерпимости рождается насилие, что совершенно недопустимо особенно в области духовной и еще более — во взаимоотношениях упомянутых единомышленников, соратников, совместно идущих по Пути восхождения. Именно в таком общении воспитание терпимости может быть быстрым и результативным.

«Нельзя ни в чем насиловать волю людей. Учение Света претворяется в жизни, когда дух совершенно добровольно познает необходимость восхождения. Потому не утруждайте никого наставлениями. Люди усовершенствуются и придут сами. Можно из истории человечества видеть, как дух людей находит путь к Свету. Светильник духа находит путь по своим особенностям. Многие не примут все предложенное, чтобы самому изыскивать тайный путь к Истине. Нужно с полной заботливостью отнестись к таким самоходам; не все любят хоровое начало. Наблюдательность подскажет, какая мера уместна. Но нужно спокойно принимать людские особенности. Даже песчинки отличаются друг от друга. Но кому же уважать индивидуальность, как не служителям Света! Так не надо утверждать ничего насильно. Сказано: кто сегодня не ищет Света, не значит, что не восплачет о нем завтра».    МО1 — 622

Одна из часто повторяющихся ошибок — нетерпимость в спорах, диспутах, обменах мнениями, в том числе в духовном общении. Цена таких ошибок может быть неизмеримой, если они приводят к разрушению единения, а избежать их достаточно легко. Противоядие то же — терпимость, рецепт тот же — воспитание терпимости.

«Убеждение в неправильности собеседника должно быть проверено тщательно. Особенно должна быть проявлена наблюдательность за способом выражения. Часто люди говорят об одном и том же в совершенно разных выражениях. Так же и наоборот, люди умеют говорить в тех же самых словах, подразумевая различные значения.

Особенно при суждении о предметах Высших нужно проявить осторожность, чтобы избежать недоразумения».    АУМ — 485.

Таким образом, воспитание ТЕРПИМОСТИ, как и всех основных духовных качеств человека происходит через преодоление эгоизма, самости; через расширение сознания — ликвидацию невежества и вмещения естественного качества внимательности к людям, уважения к разнообразным видам самовыражения, к разнообразию мнений, мировоззрений.

Все духовные ( нравственные ) качества человека сплетены в чудесный, индивидуальный венок, где составляющие его цветы плавно переходят от одного к другому, обязательно прикасаются друг к другу, влияют взаимно. Можно замечать, как изменение любого качества характера не остается без последующего влияния на близкие к нему другие качества. Посмотрим на качество ТЕРПИМОСТЬ.

Если его поставить в условный центр, то по две стороны от него можно расположить: с одной — благожелательство, сострадание, помощьность, сотрудничество, единение и как венец — любовь к ближнему. Все эти высокие качества являются естественным продолжением ТЕРПИМОСТИ

С другой стороны разместятся — самомнение, грубость, способность к насилию, отрицание, высокомерие, зависть, ложь и лицемерие, т. е. качества, присущие человеку нетерпимому

Основная информация по данной теме – ТЕРПИМОСТЬ – имеющаяся в ЖЭ, ГАИ, письмах ЕИР, перечислена ниже:

- Агни Йога: 311, 328; Сердце: 568, 578; МО3: 11, 14, 54, 379;

- АУМ: 165; Братство: 41, 119, 409; ЕИР1: 3.12.30; 24.11.32; 21.5. 35;

- ЕИР2: 31.7.37; Надземное: 276, 381, 509, 714, 752, 788, 807- ГАИ4: 393, 439;

- ГАИ6: 519; ГАИ7: 500; ГАИ8: 86, 377, 512.

 перейти к ОГЛАВЛЕНИЮ

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий