Главная » Для начинающих » ВВЕДЕНИЕ В АГНИ ЙОГУ. СЕРГЕЙ КЛЮЧНИКОВ (Что такое Агни Йога?)

490 просмотров

2770-3

I. АГНИ ЙОГА СЕГОДНЯ.

ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ  ПРОВОЗВЕСТИЯ  ХХ ВЕКА.

Об Агни Йоге (Живой Этике) сегодня слышали многие, но целостное представление о ней у широкого круга читателей отсутствует как по причине малой известности этого Учения современному человеку, так и потому, что, за редким исключением, нет серьезных исследований на данную тему. Сенсационно-популяризаторскими материалами об Учении Огня ныне удивишь немногих, но их обилие как раз и порождает вместо целостного глубокого представления хаотический образ Агни Йоги в умах читателей. Средний культурный читатель приблизительно знает, что это некое восточное учение, связанное с именем Рерихов — Николая Константиновича или Елены Ивановны — и с загадочной гималайской страной — Шамбалой. Он слышал также, что в нем говорится о совершенствовании, перевоплощениях и космических энергиях, что оно, наконец, много места уделяет развитию нравственности, духовности и тонких психических способностей. Еще более низкий уровень восприятия, питающийся вульгарными «оккультными слухами», связывает Агни Йогу с миром экстрасенсов, НЛО, многочисленных чудес и внезапных исцелений.

Между тем, все перечисленные выше темы присутствуют в каких-то слоях и уровнях многомерного пространства Учения, но отнюдь не охватывают его синтетической полноты. Подобно тому, как глубина океана обычно скрыта и завуалирована под поверхностными пенно-волновыми движениями воды, так и мистическая глубина подлинного начала в сфере духа всегда окружена более мелкими и хаотическими явлениями, искажающими духовную суть. Лишь тренированный зоркий взгляд человека высокой психологической культуры, огненной пробужденности сердца и ясности помыслов способен пробиться сквозь дымовую завесу ложной информации и подойти к главной двери Храма Учения.

Для того, чтобы правильно воспринимать Агни Йогу, необходимо знать историю ее создания, круг основных идей и методы внутренней работы человека по овладению этим Учением. А для того, чтобы понять, что оно все же собой представляет, полезно оттолкнуться от противного и определить, чем оно не является.

Агни Йога не является ни религией, ни наукой в общепринятом, привычном смысле этого слова. Она не является также ни сводом поэтических легенд, окрашенных в восточный колорит, ни сборником житейских предписаний и филантропических рекомендаций, ни безблагодатной морализаторской доктриной, ни прекраснодушной утопией. Ее не следует считать также модернизацией восточных йогических школ или некой обновленческой «живой» церковью. Она не может рассматриваться как философская система в духе европейских классических традиций и экзистенциальных построений.

Агни Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной деятельности. Важно отметить, что многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности растворены в нерасторжимом божественном единстве. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро. В Агни Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, веданта, египетский эзотеризм, зороастризм, античные мистерии, христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими интерпретациями, а с другой стороны, обращенные в будущее. Известные прошлые традиции соседствуют в Учении с такими неизвестными Европе мистическими доктринами, как сокровенная наука Тибета — Калачакра.

Синтез традиций, присутствующий в Агни Йоге, имеет несколько измерений, которые можно уподобить кристаллу с разными гранями. Прежде всего Агни Йога — это наука самовоспитания и богатейшая энциклопедия приемов практического совершенствования и улучшения человеческой природы. Она не просто провозглашает необходимость улучшения своего характера и души, но и подробно показывает как достичь желаемого совершенства, что нужно сделать, чтобы и внешний и внутренний мир в конце концов были преображены. Поскольку предлагаемые методы совершенствования не просто ориентированы на жизнь, но и жизненны и действенны по своей сути, Учение называется также — Живая Этика, и противостоит этим вторым названием многочисленным проявлениям и вариантам этики мертвой. В то же время Учение носит название огненной йоги, которая направлена на пробуждение в человеке скрытой энергии организма и психики, а также на использование творческих сил сознания и сердца. Являясь изначальной и необыкновенно тонкой, психическая энергия имеет исключительное значение для всех видов деятельности человека и потому может быть сопоставлена с христианской благодатью. Благодаря влиянию этой силы этическое начало из области благих пожеланий переходит в сферу действия.

К важнейшей стороне Учения необходимо отнести его космизм, вселенское измерение и масштаб, которые оно придает человеческим попыткам сделаться лучше и совершеннее. Эволюция человека, с точки зрения Агни Йоги, — это прежде всего космическая эволюция, предполагающая расширение индивидуального сознания до беспредельных размеров, установление связей с тончайшими пространственными энергиями, лучами и разумными существами вселенной, что возможно, в свою очередь лишь при помощи многообразной внутренней работы по одухотворению космоса.

Одну из самых существенных граней огненного кристалла Учения составляют понятия: мысли, идеи, мыслетворчество. В своей оценке мысли, как основной творящей силы бытия, Агни Йога продолжает традицию идеализма, восходящую еще к Платону. Однако это особый идеализм, ничего общего не имеющий с абстрактными построениями и схемами. По признанию самого Учения, в нем платоновское оправдание роли идеи («идеология мысли») дополнено подробно разработанным изложением ментальной психологической науки («механика мысли»). Учение включает в себя бесчисленное количество приемов и методов, повышающих творческий мыслительный потенциал человека и позволяющий благодаря этому оказывать благотворное воздействие на тонкую психосферу (ноосферу) планеты. Принципиальная новизна подхода Живой Этики к данной проблеме, по сравнению с учениями прошлого, состоит в выдвижении на первый план принципа ответственности человека не только за действия, но и за собственные мысли. Своеобразие подобного агнийогического идеализма в том, что мысль рассматривается не только с идеальной, смысловой стороны, но и в материально-энергетическом аспекте, как тончайший волновой импульс, живущий в ноосферном пространстве и незримо влияющий на состояние духовности общества. Как видно, философская основа Учения не только идеалистична, но и материалистична, причем этот утонченный и просвещенный материализм, ориентированный на познание тонких свойств материи, составляет важнейшее свойство «Провозвестия ХХ века».

Живая Этика является также натурфилософским учением, озабоченным проблемой восстановления гармоничных взаимоотношений с природой, улучшением экологической ситуации в мире. Природа рассматривается в ней не как мертвая масса движущейся материи, но как живая субстанция, пронизанная и управляемая разумным и одухотворяющим началом — Матерью Мира, творительницей проявленных форм.

И наконец, еще одна важнейшая составляющая Учения — его эсхатология, суммирующая и обобщающая воззрения других религий и доктрин по поводу конца человеческой истории, наступления Новой Эпохи и неизбежных кризисов и катаклизмов переходного периода. Агни Йога на современном и более понятном людям ХХ столетия языке вскрывает сущность предстоящего эволюционного отбора на планете, именуемого на религиозном языке Страшным Судом и дает конкретные указания о путях преодоления кризиса. Эсхатологическое видение Живой Этики отнюдь не напоминает собой мрачный финализм некоторых мистических учений естественно-научных и историософских доктрин. Оно пронизано глубочайшим оптимизмом, хотя и не скрывает трагедийного характера предстоящих потрясений. Заповеданное всеми религиями пришествие Мессии «в конце времен», призванное сокрушить зло и восстановить высшую справедливость, рассматривается в Учении не как личностное воплощение божества в человеческом теле, но как проявление его божественной сущности и утверждение новой ступени мировой гармонии в масштабе планеты. Подобное событие предполагает полноту восстановления истины, потому Агни Йога — Провозвестница великого пришествия — являет собой полноту духовного синтеза, вмещающего в себя все духовные огни мира.

Сергей Ключников. Введение в Агни Йогу. Издательство: Беловодье 1995. – 30 с.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Агни Йога сегодня. Основные характеристики Провозвестия ХХ века

II. Кризис современности. Сакральная история. Обновление эзотерической традиции

III. Духовный путь Рерихов. Получение Агни Йоги от Великих Учителей по каналу яснослышания. Новый этап эволюции

IV. Четыре краеугольных камня Учения. Воспитание необходимых психологических качеств. Доктрина Сердца

V. Проблема сознания. Эволюция  сознания в Космосе

VI. Белое Братство. Шамбала. Учителя Света и основы духовного ученичества

VII.  Космические законы

VII.  Принципы этики. Очищение пространства

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий