Главная » Люди и даты, Педагогика гуманная » Встречи с Ш.А.Амонашвили. Татьяна Эмануэль

27 просмотров

2609-87

Шалва Александрович Амонашвили — это, конечно, светоч. Сидишь, просто слушаешь, воспринимаешь то, что и КАК он говорит, делает и думает, а сам переполняешься какой-то светлой и адекватной энергией. Пишу свой структурированный хаос «узелков» с цитатами)

Ключевая мысль — две известные фразы:

  • - «не надо воспитывать детей — надо воспитывать себя».
  • - «нет ключей от счастья. …там всегда открыто».

Дети воспитывают нас. Мы — это воспитанники наших же воспитанников.

Три важных пункта:

  • - ребенок- это явление,
  • - со своей миссией как частью общей миссии,
  • - с безграничными возможностями.

Пункт 1. Ребёнок — это явление, которому надо удивляться, к которому важно относиться с восхищением. Воспринимать так, как мы воспринимаем прекрасные природные явления: восходы солнца, например. Нет смысла ругать это «явление»: от нашего ворчания, скажем, мороз не станет морозить меньше или чуть подальше от нас.

Пункт 2. Каждый имеет свою миссию и предназначение. Важно понять, осознать и реализовать. Каждый должен что-то оставить после себя. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Ребёнок — это наше лучшее произведение, дар этому миру. Важно любить жить, любить людей, дарить радость и свет, быть на своем месте, удивляться, познавать непознанное и т.д.

Пункт 3. Возможности духа безграничны. Важно становиться лучше, чем был вчера. Основной посыл ребенку: «ты всё можешь». Наш образ жизни — лучший метод воспитания.

Гиперактивным детям нужны вдвойне гиперактивные родители и педагоги.
Если мы гиперпассивные, то, конечно, все дети для нас — гиперактивные.

Современных детей важно учить гипотезам (ориентироваться на перспективу),  потому что за время взросления и становления ребят эти гипотезы станут знаниями. Лет 10 назад не было такого интереса со стороны родителей, т.к. дети были «старыми», а потом вдруг поменялись. Теперь дети — другие, «новые». Другое поколение.

По ходу встречи Ш.А. приглашал желающих на открытую консультацию.
Знакомился в своей доброй манере, тихим и радостным голосом он задавал вопросы, просил описать ситуацию. А когда молодые мамы доходили до «проблемного места» и начинали рассказывать про то, чем обусловлены ссоры с детьми, Амонашвили вопрошал: «Ругаетесь со своим ребенком? А какие слова вы произносите? Назовите их сейчас, со сцены. Может, и нам будет полезно?» Когда же его собеседница в смущении заминалась, он спокойно и участливо, но четко и прямо спрашивал: «Что, неудобно? А перед ребенком, перед своим Ребенком, удобно?» Все это «по-отечески строго», но в атмосфере полного принятия.

Много говорили про целеполагание. Про важность вопроса «А что потом?». Вот, предположим, есть у нас супер-мега-мощная машина. Отлично, а что потом? Куда мы на ней поедем и т.д.?

Сегодня картина «Опять двойка» неактуальна. Двойка сейчас «приходит» раньше ребенка. По мнению Ш.А., электронный журнал — «донос».

Cсеминар вместе с Шалвой Александровичем ведет и его сын Паата.
Классно наблюдать ту безусловно нежную и уважительную связь между ними, а еще слушать «земные» истории из жизни. Например, сын рассказывал, что рос он как раз в то время, когда стартовали активные педагогические эксперименты его родителей. И как однажды его шалости, всегда активно поддерживаемые, были резко прерваны «на самом интересном месте». А стоял он на краю подоконника второго этажа, вооружившись зонтиком и намеревавшись проверить, сработает ли он в качестве парашюта. К счастью, в комнату вовремя вошла бабушка и очень резко «прервала всю гуманную педагогику». Поэтому свобода — это осознанные ограничения. Либо мы принимаем законы, либо «законы» принимают меры.

Встреча длилась целый день (с 11 до 19) и продолжилась  на следующий день.
Каждая минута с Ш.А. наполнена светом, радостью, улыбкой и уроком.

2609-86

 

День второй

Шалва Александрович Амонашвили — это Человек-легенда, мудрец, Учитель, признанный классик. И как же трогательно, ценно и «выводопроизводительно», что каждым своим словом, взглядом и движением он демонстрирует ученье, скромность, простоту и открытость. Пишу частичные материалы сего дня)

Законы развития:

  • - развивающая среда,
  • - календарные сроки,
  • - преодоление трудностей,
  • - общение со взрослым,
  • - обстановка любви и заботы.

В каждом человеке заложены семена возможностей. Возможности говорить, думать, ходить, радоваться и т.д. Что нужно, чтобы эти семена проросли? Почва, среда и уход. На столе семена не прорастут, как бы их ни поливали.

Поэтому первый закон развития – развивающая среда. В детях заложена возможность говорить на любом языке. Но в Китае дети НЕ начинают говорить на русском, а в России – на испанском. Поэтому детям нужна среда, которая развивает и обогащает их семена возможностей.

Второй закон развития – календарные сроки. 6 месяцев от рождения – оптимальное время для развития чувств. До года формируются способности к речи. И только высшие мозговые функции, в среднем, заканчивают свое формирование примерно к 10 годам. Всем известный пример «в подтверждение» — эффект «Маугли»: дети, которые росли только с животными и не слышали речи людей до 5 лет, так никогда и не смогут заговорить, даже попав потом в человеческий мир.

Семья Амонашвили иллюстрирует это положение следующим метафорическим образом. В голове у каждого новорожденного находится Университет лингвистики, в котором трудятся лучшие академики, которые быстро и успешно раскладывают информацию по нужным папкам. По мере взросления ребенка эти академики стареют и годам к 5 уходят на пенсию. Университет закрывается. Остается только то, что академики успели наработать за эти несколько лет.
Поэтому лучше учить детей с рождения нескольким языкам. Позже они тоже смогут выучить иностранный язык, но только при наличии ооочень сильной мотивации.
Поэтому оптимально – сразу давать ребенку несколько языков.

Как это делать?
— «Носитель языка» говорит с ребенком только на этом языке. Без перевода – просто раз, и говорит!
— Этот «Носитель» обязательно должен быть привлекательным для ребенка:  приходить в сказке, приносить радость, улыбки, сюрпризы и т.д. Ребенку должно захотеться с ним заговорить и начать друг друга понимать!
Кто это может быть:  член семьи, няня с иностранным языком, приглашенный «персонаж».

Важный прием: если родитель хочет время от времени (а не постоянно) практиковать иностранный язык, он может делать это через куклу. Каждый день эта Кукла будет приходить и несколько часов общаться с ребенком на своем языке.
Важно: делать все это надо именно в возрасте от 0 до 2х лет.
Важно-2: нужно именно личное общение. Рафинады в виде видео и прочих замен не подойдут.

Был проведен эксперимент. Детей разделили на 3 группы. К первой группе каждый день на два часа приходил «клоун», который в течение 2х часов говорил с ними ТОЛЬКО на иностранном языке. Вторая группа смотрела все то же самое, но в формате видео. Третья слушала аудио. Результаты: Первая группа стала понимать язык уже через 12 дней. Вторая и третья – нет.

Возле ребенка должна звучать богатая, остроумная и содержательная речь.
Можно рассказывать им, как прошел день, читать «взрослые» стихи и т.д.

Третий закон – необходимость преодоления трудностей. Это – важный этап и метод развития ребенка. Нужен взрослый, который:
— предложит трудность,
— поможет ребенку самому ее преодолеть,
— разделит радость.

Волшебные слова: «А давай вместе»! Пример. Как понять ребенка. Однажды к Паате подошла мама с вопросом. Поведала, что ее ребенок ведет себя странно: берет гравий, подбрасывает в воздух, а потом пытается увернуться.На вопрос «Зачем» никак не отвечает. Паата спрашивает ее: «А как именно вы задаете свой вопрос «Зачем?». «Скажи, зачем ты творишь такие глупости, почему ты не можешь вести себя нормально?». Важно обращаться без упреков. Паата уличил подходящий момент, подошел к мальчику с волшебными словами: «А можно вместе?»
Они удалились на безопасное расстояние, стали подбрасывать камни и «ловить» их головами. После нескольких попыток (разной степени удачности) Паата задумался вслух: «Я в недоумении. Скажи, а что мы вообще делаем?» Оказалось, мальчик прочитал про метеоритный дождь, который вот-вот может обрушиться на землю. А когда выяснил, что метеориты – это космические камни, решил начать тренироваться заблаговременно.

Закон «атмосфера любви и заботы». А НЕ упреков и запретов.
Важно: 80% информации и взаимодействия, которые для нас выглядят как «любовь и забота» слышатся ребенком как «запреты и упреки». Не делай, хватит, зачем, почему ты и т.д. Это – как заливать асфальт на их семена.

Пример: можно собрать детей и заговорческим голосом предложить им учредить Клуб ученых. Этот Клуб ученых будет решать сааамые важные задачи и сложные вопросы. Но для этого нужно написать заявление на имя директора.
— «Все согласны?»
— «ВСЕ!!!»
— «Тогда давайте писать..»
И тут начинается…. диктант.
Орфограммы встроены в заявленный сюжет, уже дети замотивированы, тк понимают, что заявления с ошибками приняты не будут и т.д.

Для детей важно взросление. Дети стремятся быть взрослыми.
Например, если ребёнку детском саду предложить представить, что он попал в школу, все радостно начнут играть в школу. А вот если школьникам предложить снова пойти в садик, никто не рад, потому что детям важно двигаться вперед.
Фраза «Что-то вы постарели лет на 10», как правило, является оскорблением для взрослых. Так детей задевают фразы в стиле «ты ещё маленький», «тебе ещё рано», «это не для детей» и так далее. Да, мы не можем сделать детей взрослыми, но мы можем дать им ощущение взрослости. Через сказку, тайну и игру учить быту, вовлекать в уроки и т.д. Ненавязчиво, в игре, но с мотивом взросления..

Например. Грузинского дошкольника попросили начать учить грузинскому языку прекрасную русскую девушку Наташу. Мальчик начинает старательно показывать, как пишется буква «А». Наташа пытается повторить, но пишет коряво. Мальчик показывает снова и снова,третий раз, 10й, 20й. Все это время мальчик САМ, усердно прописывает нужную букву, мотивированный своей миссией. А если бы его посадили за парту и сказали: «Таааак. А теперь 20 раз напиши-ка букву «А»??

Классный прием – «написать записку». Например, «письма из ящика».
Когда ребенок находит письма с размышлениями, заданиями и т.д.
(Отступление: вот у нас так и было в детстве!! Была Фея (много раз рассказывала про нашу Маму). Говорящие Львы у Русского музея и т.д.)

Кроме того, писать письма можно «Из комнаты в комнату». В сложных ситуациях, описывая чувства и эмоции членов конфликта. Без обвинений и упреков.

Важно видеть в ребёнке будущее. Сын — это уже мужчина. А мужчину мы НЕ «берём» с собой гулять. С мужчиной мы договариваемся. Это – дружба равных, двух взрослых людей. Важно предоставлять выбор.

Важен настрой ребенка на день: утренний, вечерний. Например, перед тем как попрощаться перед школой, можно посмотреть ему в глаза, положить руку на плечо и сказать: «Я предвкушаю, как замечательно пройдёт твой день! Представляю, как ты придёшь в класс, как радостно тебя встретит учительница! Как ты будешь решать сложные задачи, дружить и т.д.! »

Можно так же настраивать на урок: «Ребята, а закройте глаза! Вообразите! Вы — настоящие математики! Вы любите математику, вы умеете решать сложные задачи, и математика любит вас! А теперь откройте глаза! Я вижу настоящих математиков! Давайте решать интересные сложные задачи!»

Если ребёнок не хочет спать, можно рассказать ему, что существует такая гипотеза: во сне все могут взаправду летать и дарить другим сны! Есть такое мнение! Без 100% гарантии, конечно». А потом предложить ребёнку попробовать!
Да, мы не уверены в этом, но ведь можем попробовать! Если наутро ребёнок ничего не помнит, это нормально – ведь мы не всегда помним свои сны, давай пробовать снова!

Важное место в воспитании занимает совместной чтение. По такой схеме: немного почитаем, а теперь представим, что и как будет происходить. То есть: читаем отрывок, останавливаемся, обсуждаем и фантазируем. Читаем дальше)

Полезно найти дополнительную информацию: разобраться, кто автор, когда он жил, где всё происходило. Тогда и книга станет более понятной. Такое чтение с обсуждениями – основа для общения. Сразу есть и повод, и сюжет для разговора и развития

Как научить ребёнка читать: сесть с книжкой, изобразить искреннюю заинтересованность и начать читать ее с упоением и с комментариями, перелистывать, смеяться, звать маму или папу и т.д. Тогда и ребёнок сам подойдёт. То есть: важно показать ребёнку образ читающего человека, который радуется этому чтению

Сочинительство: важно сочинять истории, в которых ребёнок является персонажем. Взрослый задаёт некий сюжет и регулярно вовлекает ребёнка.
Можно придумывать серии.

Как общаться с ребёнком на равных. Привели пример.
Мужчина сделал проект на целый год. Они с сыном задумали отправиться в настоящую (взрослую) экспедицию. Начали основательно готовиться к ней. Аж за 10 месяцев. Для этого всю подготовку поделили по месяцам и темам.
Каждый месяц решали какую-то задачу в рамках подготовки к этой экспедиции. И каждую неделю (по субботам) они проводили конференцию, на которой выступали с подготовленными докладами.
Например, в первый месяц они решали вопросы географии: выбирали место, куда бы им отправиться, учились читать карты и так далее. Ребёнок готовил и делал доклады, изучал материал. К ним быстро присоединились соседи со своими детьми.
Второй месяц был посвящен математике: настоящей экспедиции нужен настоящий бюджет. Поэтому все продумывали траты, узнавали цены (минимум и максимум), высчитывали проценты и т.д.
Третий месяц – биология: растения и животные. И всё – с докладами на темы)
Следующий месяц — искусство, ведь после экспедиции необходимо сделать пресс-конференцию, надо заранее научиться делать фотографии, писать картины и статьи.
Все это время велась работа по укреплению здоровья, ведь в экспедиции важно быть сильным!
В итоге все пошли в эту экспедицию, которую САМИ так долго и тщательно планировали, а потом в следующую и в следующую.

Еще один прием — это общение с вымышленным персонажем. Им может быть кукла-марионетка. Важно понимать что ребёнок — в адеквате: он осознает, что это — кукла. Но для ребенка существует и вторая реальность, которая наслаивается на первую. Объект — это и камень, и мобильник одновременно. Когда ребёнок берет палку и начинает скакать на ней, он понимает, что это – палка. Но в то же время эта палка является конем. Люди «договариваются», что объект выполняет несколько функций.

Очень важно понимать: во что играют дети, тем они и живут. Поэтому игры должны быть интеллектуальными и добрыми.

Один папа поделился проблемой: ребёнок перебивает. И ничего не помогает вот уже три года. Паата Амонашвили спросил его: «А как вы объясняете ребёнку, что не надо перебивать?»
— Ну мы говорим, что вот сейчас ты перебил, а надо было подождать, аккуратно спросить, привлечь себе внимание и т.д.
И тут Паата возьми и начни причитать: «А вот вы не так стоите, не так спрашиваете, не так одеты, так вопрос вообще-то не задают, бубубу, бубубу». То есть «отзеркалил» стратегию поведения родителей.
А потом дал рецепт: «Покажите своим примером, как надо «отвлекать»: регулярно демонстрируйте правильный образ: подойдите к маме и спросите: «Дорогая, я не отвлекаю тебя сейчас? Тебе удобно? Хорошо, через 2 минуты подойду, а пока подожду».

В воспитании важна не формальная дисциплина, а дисциплина духа.
Когда дети сами себя организовывают

Идеальная схема взаимодействия: мы размышляем вслух, а дети сами делают выводы.
То есть: мы не делаем этот вывод для них, а помогаем детям открывать знания
Наша цель — привести ребёнка к открытию. Помочь через личный опыт открыть те знания те навыки, которые уже заложены в них.

2609-85

 


Автор: Татьяна Эмануэль, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А.И.Герцена, методист.

Источник:  Лаборатория гуманной педагогики

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий