Главная » ПЕДАГОГИКА » Время выбора: заучивать формулы или развивать мозги. Яков Абрамсон

3 188 просмотров

“Математику только зачем учить надо, что она ум в порядок приводит” ( М.В.Ломоносов)
“Математика – гимнастика ума” (А.В.Суворов)
“Наука математика – царица всех наук” ( Карл Фридрих Гаусс)

Формулы сокращенного умножения, аксиомы и теоремы, определяемые и неопределяемые понятия, отрицательные числа, задачи на логику и множества эти дети легко осваивают уже во втором классе! В третьем они умеют выполнять преобразования графиков функций, решать линейные Диофантовы уравнения и доказывать теоремы по геометрии, входящие в программу 8-го класса. Думаете, это научная фантастика? Только не для учеников Якова Иосифовича Абрамсона.

Не имеет смысл заниматься сравнением стандартной школьной программы и методики Абрамсона – они просто разные. Здесь дети с первых уроков изучают системы счисления и привыкают к тому, что десятичная – лишь одна из многих, но далеко не единственная. Числа не делят на однозначные, двухзначные и трехзначные. Здесь существуют однозначные и многозначные, а ребята без труда сразу переходят к работе с тысячами и миллиардами.
Сложение и умножение нужно освоить самостоятельно. То есть никаких формул здесь не дают. Дети пытаются умножать сами, сначала неумело, потом все увереннее, пока, наконец, не приходят к самому удобному способу – умножению столбиком.
«Любая формула выводится, – рассказывает Яков Иосифович Абрамсон. – Для детей она получена ими, это – их собственное достижение, она ими открыта! Я их лишь подвожу, чтобы у них сложилось ощущение, что открыли они. Не получили от учителя в готовом виде, а сами открыли.
Они у меня с 5 класса и до выпуска ни один учебник и ни один школьный задачник не открывают. Вместо этого они получают распечатки моих конспектов. Это параграфы и главы пока ненаписанного учебника, мои разработки. Вот по ним и учатся».
Занятие напоминает университетский семинар: дети совместно обсуждают решение какой-нибудь задачи, ищут их вместе. Учитель при этом практически не вмешивается в процесс – дети все делают сами.
«Я считаю, что учитель не должен объяснять, а должен лишь наталкивать на мысль, – говорит Яков Иосифович. – Не рассказывать, а помогать найти. Это все равно, что учить плавать, показывая детям, как ты сам плаваешь. Они будут видеть, как я плаваю, но сами не научатся».

Оптимальный путь – это когда информации достаточно, чтобы дети еще могли сами найти решение, но чтобы сделать это им было настолько трудно, насколько возможно. Математика – это как спорт, только интеллектуальный. Дети должны быть в состоянии постоянного максимального напряжения. Тренироваться на пределе своих возможностей. Именно при таком подходе прогресс наступает быстрее всего.
«Кто сказал, что маленьким детям не стоит заниматься математикой? Я вижу любознательных детей, которые приходят в первый класс и хотят учиться, хотят все знать. Они постоянно задают вопросы, им все интересно, интересен мир вокруг. А им говорят: «Не забивайте себе этим головы!» Но это не позиция ребенка, это позиция взрослого, – считает Абрамсон. – У ребенка позиция совершенно другая. У них масса энергии, другая энергетика, они пришли в школу за знаниями. Так пусть их получают! Да, возможно, в чем-то им сложно, но они стараются, потому что это интересно».

Даже обычный ребенок, без особых способностей в математике может учиться по этой системе и достигнет большего, чем мог бы в обычной школе. В этом смысле методика универсальна.
Однако один из ее важнейших принципов – соблюдение однородности группы. Вместе должны учиться дети одного интеллектуального уровня. Это сделает обучение наиболее эффективным. Проще будет и ребятам и учителю.

Большинство современных детей еще до школы умеют читать, почти все умеют считать до ста, многие ходят в художественные кружки, лепят, рисуют, занимаются музыкой или английским. Они совершенно не сравнимы с теми детьми, которые были 100 или даже 50 лет назад, и приходили в школу практически без знаний.
Только вот общеобразовательная школа по-прежнему рассчитана на тех, кто не знает ни цифр, ни букв и приходит в первый класс учиться грамоте и счету.
Система, которую применяет Яков Иосифович Абрамсон, называется «Метод поэтапного формирования умственных действий» проф. П. Я. Гальперина. Она применима практически ко всем дисциплинам. По ней учили военных связистов, спортсменов, плотников, ремесленников и даже лингвистов.
«Вопрос систематического и развёрнутого применения этой теории для интенсивного, качественно отличного по содержанию от принятых программ и методик, обучения математике младших школьников пока никем не решался», говроит Яков Иосифович. –
Этот метод, если не революционный, то, во всяком случае, уж точно не стандартный. Но, несмотря на кажущиеся противоречия, он дает результат и весьма впечатляющий.

В пятом классе дети, обучающиеся по методике Абрамсона, далеко впереди своих сверстников. С обычными пятиклассниками их смешивать уже нельзя, ведь у них теперь знания восьмого!
«О том, что у нас происходит на уроках в 9 классе, это вообще нельзя никому рассказывать, – смеется Яков Иосифович. – Если вы придете на урок, то не поймете, о чем вообще идет разговор. Туда обычного школьного учителя нельзя пускать. Это математика, но к школе она не имеет никакого отношения».
Из 11 класса эти ребята выйдут со знаниями трех первых курсов математического факультета университета. То есть, спокойно могут начинать учиться с четвертого курса, идти на спецкурсы и заниматься научной работой, уже с 17 лет, выигрывая, таким образом, три года жизни.
И, возможно, все это звучит невероятно и действительно смахивает на научную фантастику, но это правда. Проверить просто: ГБОУ «Интеллектуал», Абрамсон Яков Иосифович, учитель математики.

Евгения Чернышова

Источник:  www.liveinternet.ru

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий