Акбар Великий

Акбар Великий

2649-65

«Не смешает со множеством славных имен народ Индии имя Акбара, собирателя, творца счастливой народной жизни. Народ не забывает и не припишет никаким умаляющим побуждениям широкие мысли великого объединителя Индии. В храмах индусских имеются изображения Акбара, несмотря на то, что он был мусульманин. Вокруг головы императора изображается сияние, что вовсе не всегда является отличием просто властителя. Для Индии Акбар является не просто властителем, но сознание народное отлично понимает, что он был выразителем души народной. Так же, как и многие, священные в памяти, имена, он собирал и сражался вовсе не для личной ненасытности, но творя новую страницу великой истории». 
Николай Рерих

 

Император Индии Джелал­-ад­-Дин Мухаммад Акбар, называемый в народе Акбар Великий, потомок Чингисхана и Тамерлана, внук основателя династии Великих Моголов Бабура.

Португальскими иезуитами, приглашенных ко двору, внешность Акбара, описывается так: «Его осанка и облик красноречиво свидетельствуют о королевском достоинстве, так что любой понимает с первого взгляда — перед ним настоящий владыка…

Лоб — высок и открыт, глаза — настолько яркие и лучистые, что напоминают искрящееся на солнце море. Лицо, всегда спокойное, ясное и открытое, исполнено достоинства, а в минуты гнева — устрашающего величия.

Цвет лица был светлый, но с лёгким смугловатым оттенком. Когда он был спокойным и задумчивым, то обладал благородством и великим достоинством. В гневе он был величественен».

Акбар был среднего роста, атлетического сложения. Страстно любил спорт и слыл неустрашимым и доблестным охотником.

В переводе с арабского Акбар означает «Великий», и жизнь его — лучшее тому свидетельство. «По действиям и движениям он не был похож на людей этого мира, и величие Бога проявлялось в нем», — писал его наследник Джахангир.

***

Акбар Великий — родился 14 октября 1542 г. В детстве Акбару сопутствовали необычные знамения, предвещавшие ему великое будущее.

Будучи еще грудным младенцем, он заговорил со своей кормилицей, утешая ее в трудную минуту. В трехлетнем возрасте он поднял и перебросил через плечо пятилетнего мальчугана.

В 13 лет он унаследовал трон отца после его трагической гибели в 1556 году.

Империя на тот момент, раздираемая войнами и мятежами, была в состоянии хаоса. Чтобы устранить смуту, разброд и беспорядок, вызванные борьбой за власть, между сыновьями Бабура, 14 февраля 1556 года, Акбар, в срочном порядке, высшими сановниками и военачальниками, был провозглашён шахиншахом, что означало с персидского «Царь царей».

Опекуном несовершеннолетнего монарха был назначен полководец Байрам Кхан.

Через четыре года, Байрам-хан из-за придворных интриг был отстранён от управления государством и удалён от двора. Акбар стал править самостоятельно. К этому времени ему исполнилось 18 лет.

Это был юноша, обладавший незаурядными способностями. Он был страстным охотником. Известен случай, когда он врукопашную убил раненую тигрицу. Любил спортивные состязания. Был подлинным мастером в искусстве объезжать лошадей и верблюдов. Любил ездить на слонах. Однажды Акбар укротил взбесившегося слона, только что убившего своего погонщика. Акбар интересовался военным делом. Он обладал необычайной памятью – помнил клички всех своих боевых слонов, которых в его войске насчитывалось несколько тысяч.

Акбар проявил себя удачливым полководцем и доблестным воином. Был великодушным по отношению к побежденным, а также мудрым политиком, старавшимся, где возможно, избегать кровопролития, добиваясь результатов путем проведения мирных переговоров, заключения союзов и династических браков.

Завоевательные походы были для Акбара не самоцелью, а скорее жестокой необходимостью, средством создания монолитного и мощного государства. Держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан. При завоевании соседей, Акбар проявлял минимум насилия и максимум милосердия.

2649-64Чтобы создать империю, Акбар понимал, что нужен союз с исконными жителями Индии, и в первую очередь – с раджпутами, считающимися «сыновьями раджей», или «сыновьями царей». Вместо военных действий против них, он предпочел вести дружеские переговоры. И в 1562 году Акбар взял себе в жены индийскую царевну Джодх-бай.

 

Акбар, вопреки общепринятому обычаю, разрешил ей сохранить свое вероисповедание – индуизм. Джодх-бай стала для владыки не только любимой женой, но другом и единомышленницей. Так, политический союз перерос в союз двух любящих сердец на всю жизнь.

Несмотря на все усилия учителей, он так и не освоил арабской письменности, днем и ночью он заставлял читать себе книги и жадно расспрашивал окружающих обо всем, что его интересовало. Но, будучи даже очень занятым, он обязательно находил толику своего времени для ежедневного размышления и сосредоточения.

Его тайный недоброжелатель, историк Бадауни сообщает: «Много дней подряд по утрам можно было видеть, как он, погруженный в молитву или грустное раздумье…  Сидел возле дворца (в Фатехпур-Сикри) в безлюдном месте, склонив голову на грудь и вбирая в себя благодать утренних часов».

Акбар был не только философом, но и практиком: трудно назвать ремесло или искусство, которого бы он не знал. Иезуиты с изумлением отмечали широту интересов императора: «Его можно было видеть погруженным в государственные дела или дающим аудиенции своим подданным, а в следующее мгновение застать его за стрижкой верблюдов, тесанием камней, или занятым резьбой по дереву, или кующим железо — и все это он делал с большим прилежанием, словно это было его особым призванием». 

В 1562 году он издал указ, запрещающий обращать пленников в рабов и примерно в тот же год впервые дал индусам возможность делать карьеру при дворе и занимать государственные должности.

Он пришёл к убеждению, что единственный путь, ведущий к духовному освобождению, – это путь бескорыстного служения и помощи всем людям, невзирая на их пол, положение, расу и вероисповедание. Именно эти философия и понимание и стали фундаментом для его последующей жизни и деятельности.

В 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ. Целью реформ было создание могущественного централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам.

В первую очередь он усилил контроль за армией, провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения. Налоговая реформа имела в своем основании строжайший учет, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном.

Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улуг-Бека.

Огромное значение падишах уделял развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Как правителя его отличала большая мудрость. Акбар часто прощал, мятежных вассалов и это в большинстве случаев шло ему же на пользу, ибо превращало тех в верных слуг своего господина.

«Акбар, названный великим, очень бережно относился к врагам. Любимый советник вел список врагов. Акбар часто осведомлялся, не появилось ли в списке какое-либо достойное имя? «Когда увижу достойного человека, пошлю привет переодетому другу». И еще говорил Акбар: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенен большими врагами». (Агни Йога, 270)

Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком.

О богатстве Великих Моголов стали слагать легенды. Именно тогда укоренилось представление об Индии как о сказочной стране. Знавшие свои обязанности крестьяне собирали несколько урожаев в год, купцы получали хорошую прибыль от торговли пряностями и изделиями знаменитых индийских мастеров. А Индия славилась в мире тогда, как, впрочем, и сейчас, своими месторождениями золота и драгоценных камней.

Постоянство и последовательность проводимых Акбаром реформ привели к осуществлению уникального культурного синтеза индуизма и ислама, позволившего империи, основанной Акбаром, просуществовать более полутора веков.

2649-63 Акбар Великий — объединил не только народы Индостана, но смог примерить в одном государстве множество различных религий. Акбар верил в единство источника всех религий.

Сам будучи мусульманином, он с интересом знакомился с разными религиями, собирая все лучшее, что можно найти в других религиях, он проделывал все это с присущим ему талантом и духом исследования, противоречащим всем принципам ислама.

В его сердце постепенно выросло убеждение, что благоразумные люди есть во всех религиях. Таким образом, если подлинные знания можно найти повсюду, то почему истина должна быть достоянием только одной из религий?

Для того, чтобы как следует разобраться в сути ислама и других религий, в 1575 году Император Акбар построил «Молитвенный дом» для религиозных дискуссий, что само по себе было неслыханным новшеством. Это было прекраснейшее здание с величественным куполом, предназначенное специально для диспутов на духовные темы, в которых сам Акбар принимал деятельное участие.

«Система мировоззрения, выработанная Акбаром, объединила лучшие законы всех верований — индуизма, ислама, христианства, иудаизма, — став государственной идеологией… Суфийское учение о том, что все религии являются различными, равно приемлемыми способами служению Богу, было положено в основу попытки выбрать из всех вер наиболее разумные черты… Почитая все верования за все, что в них есть достойного, Великий Акбар с мудрой женой Джодбай, создал храм Единой Религии». Николай Рерих

Акбар

-отменил мусульманский лунный календарь и применял местный — солнечный,

— он запретил мусульманам убивать и есть священных индуистских коров,

— отменил смертную казнь за вероотступничество

— финансировал содержание самых разных религиозных учреждений вне зависимости от их направлений.

Он ставил на первый план справедливость и человеческое достоинство, отодвигая на второй те или иные религиозные предписания. Это сказывалось, в частности, в том, что он боролся против рабства, принятого у некоторых групп мусульман, а приверженцам высших индуистских каст запретил сжигать вдов после смерти их мужей.

Акбар пытается утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи – «Божественная вера». Она соединяла в себе наиболее нравственные идеи из разных вероучений: индуизма, зороастризма, ислама, суфизма и отчасти христианства.

Примечательно, что приверженцы дин-и иллахи обменивались приветствием: «Аллаху акбар!», что одновременно означало «Акбар и Бог!» и «Велик Господь!», всякий раз при встрече напоминая друг другу о Высшем.

Акбар никого не принуждал следовать никакой религии, полагаясь на разум и свободную волю человека. Терпимость была его отличительной чертой. Основную задачу Акбар видел в примирении различных народов, населяющих его империю. Он не сделал ни одной попытки насадить новое учение силой.

Как уже говорилось, одним из главных принципов политики Великого Императора был принцип веротерпимости — солх-и-кул, «мир для всех». Он писал: «Следует заметить, что благодатью Господней отмечены все религии, и необходимо приложить все усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех».

«В царствование Акбара в его землях строились христианские церкви, еврейские синагоги и мусульманские мечети — и он посещал их все», — писал индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан.

В царствование Акбара, политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры, в которой взаимное влияние индуистской и мусульманской традиций не мешало сохранению их индивидуальных черт. Вообще во время правления Акбара искусство и наука, поддерживаемые государством, находились на высшей стадии расцвета.

Особым вниманием правителя пользовались строительство и архитектура. Благодаря этому и сегодня можно наслаждаться величественными архитектурными памятниками, построенными во времена Великих Моголов, и роскошно изданными книгами той эпохи, украшенными необыкновенного качества миниатюрами могольской школы живописи, сочетавшей лучшие достижения персо-таджикской и индийской миниатюры.

Акбар прославился как тонкий знаток и ценитель литературы. По его приказанию многие индийские сочинения перевели на персидский язык, а мусульманские тексты – на санскрит. Всего во время его правления было переведено более 40 тысяч книг, собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов.

Он создал вокруг себя культурное окружение: при его дворе жили знаменитые поэты и художники, он приютил у себя Тансена — переводчика великой древней поэмы «Рамаяна» на современный индийский язык и легендарного певца, которого позже почитали как священного покровителя всех певцов.

Его ближайший сподвижник, визирь Абу-ль-Фазиль, был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившем записки о правлении Акбара. По словам Абу-ль- Фазиля, на службе у правителя состояло несколько тысяч стихотворцев, и около 700 наиболее известных литераторов упоминается и цитируется в исторических хрониках того времени.

Дальновидный и мудрый правитель большое внимание уделял образованию своих подданных. В деревнях и городах были учреждены школы для простых людей, где их учили читать, писать и считать. Возросло число высших учебных заведений для мусульман и индусов, в программу которых Акбаром были введены новые предметы: медицина, история, арифметика, геометрия, экономика ведения домашнего хозяйства, а также наука о морали и поведении в обществе. В новой столице, Агре, он лично основал учебные заведения.

Акбар был большим покровителем живописи, унаследовав богатство тимуридской дворцовой культуры и дворцового искусства. Через священников-иезуитов, он также узнал европейское искусство, особенно живопись.

Его визирь и историограф Абу-ль-Фазиль писал: «Работы всех художников каждую неделю приносят Его Величеству. Общая отделка, сочетание красок и свобода выражения в этих миниатюрах несравненны». Акбар утверждал, «что художникам присущи совершенно особые способы понимания божественного».

Особой популярностью пользовался жанр портрета; сам Акбар с удовольствием позировал художникам и заказывал для своей коллекции портреты всех придворных. Акбар ежедневно просматривал работы художников своей мастерской, награждая лучших «согласно их достоинствам». Последние два десятилетия XVI в. отмечены подъемом школы живописи Акбара, иллюстрировавшей большое количество рукописей.

Для того, чтобы люди лучше понимали другие религии, Акбар приказал перевести на фарси и проиллюстрировать индийские эпосы такие, как «Рамаяна», «Махабхарата», «Хари-ванша», поскольку император придерживался убеждения, что «они содержат Истину». Акбар покровительствовал историкам, и во время его правления был написан фундаментальный исторический труд Акбар Нома (Книга Акбара).

Несмотря на свое огромное богатство и могущество, на окружавшую его пышность и великолепие, Акбар оставался человеком простых привычек: ел мало и воздерживался от употребления мяса, по крайней мере, до шести месяцев в году. Мясо он не любил, называл мясные блюда безвкусными. Единственной причиной, по которой он не отказался от мяса полностью, было опасение, что «многие из тех, кто пожелал бы последовать его примеру, могли бы в результате впасть в уныние». Тем не менее, в его владениях шесть месяцев в году запрещался забой скота, как зрелище непристойное.

 

2649-62Во всех делах и творческих начинаниях Акбара принимала участие его любимая жена Джодх-бай. Их любовь была символом взаимного уважения и государственных забот. Джодх-бай давала самые мудрые советы Акбару, и Акбар очень гордился великой царицей.

 Акбара отлично умел распознавать людей. Он подбирал способных и одаренных помощников. История сохранила имена и деяния, наиболее прославленных из них – мусульманин Абу-ль-Фазиль, мудрец индус Бирбал, певец Тансен, военачальника Ман Сингх.

Акбар Великий, умер 25 октября 1605 года в возрасте 63 лет. Он пробыл во главе государства почти 50 лет.

***

61После его смерти империя Великих Моголов занимает две трети полуострова и считается одним из самых сильных государств на Земле. Любимая жена Джодх-бай, после смерти Акбара продолжила прогрессивные начинания своего мужа.

До сих пор, Акбар остается для индийцев символом милосердия, справедливости и благородства.

 

Огромная империя, благодаря постоянной заботе своего властителя, достигла при Акбаре такого расцвета, какого не было ни до, ни после него. Он по праву остался в веках под именем Акбара Великого – мудрого правителя и объединителя народов, чьи идеи единства источника всех религий пережили столетия.

 Источник:  Агни-Йога СЕРДЦЕ

Статьи:

ВЕЛИКИЙ МОГОЛ АКБАР. Бугаева Л.В.

Акбар. Спирина Н.Д.