Главная » ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ » ВЕКТОР ПЕРЕМЕН. И.Дарнева

972 просмотров

2814-1

В современном мире, впрочем, как и в более древние времена, вопрос разрозненности геополитических полюсов и народов, населяющих их, не перестает быть актуальным. И если раньше эта проблема замыкалась на разности этнокультур, верований и языковом барьере в сопредельных территориях, то сегодня она усугубилась внешней и внутренней идеологической борьбой, достигнув своего апокалипсического максимума: мир человеческий претерпевает общий кризис бытия, затронувший все сферы жизнедеятельности как самих людей, так и планеты. Такая масштабная геосоциальная болезнь является следствием исповедания, но лучше сказать, подчинения некой преобладающей философии власти. Платон дал ей определение «тимократии», а именно отрицательной форме правления, при которой власть принадлежит военным, честолюбцам и корыстолюбцам – привилегированному меньшинству, обладающему высоким имущественным и материальным цензом. Согласно Платону, «чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше они почитают добродетель», и, таким образом, тимократия становится олигархией, продвигающей повсеместно философию имперского и материального превосходства, выставляя все более высокие барьеры между народами и государствами, имеющими разный уровень жизни и материального благополучия.
Старый «тимократический» мир, ныне претерпевающий разрушения, придавал значение добродетели в меньшей степени и больше всего уделял внимание установлению своего миропорядка. Отсюда и «судный день» – кризис бытия, где не только власть имущие, но все мы уравнены перед Богом и все в ответе за происходящее.
Попытки решить проблему недобродетельного и несправедливого миропорядка все же предпринимались и предпринимаются до сих пор, например, внедрением демократии – власти народного большинства. Однако Аристотель, ученик Платона, считал демократические виды мирового устройства отрицательными, поскольку они дают право всем участвовать во властном управлении, в том числе и олигархическому меньшинству, имеющему больше возможностей, нежели обычные люди. Несомненно, что эти «возможности» снова возвращают человеческий мир на круги своя, тогда как могли бы значительно улучшить не только человеческую жизнь, но и ситуацию на планете. Но общий кризис бытия говорит об обратном.
Как быть? Тема, открытая для поиска новых решений.
На протяжении всей человеческой истории люди не оставляли попыток найти оптимальное решение справедливой и добродетельной жизни. Им давались науки и знания, способствующие развитию интеллекта, нацеливающие внимание на материальный прогресс. Познание материи было обусловлено необходимостью освоения земель и регионов биологической жизни: флора и фауна служили источником питания и материальных благ. Так постепенно формировалась тотемная цивилизация, ограниченная природными ресурсами и их принадлежностью определенным территориям.
И все же вопрос собственной идентификации «Кто я?» поднимал взоры мыслителей к небесам в поисках ответа. Небо отвечало языком мудрости и правды. Постигая его, из дикарей и племенных народов мы постепенно превратились в разумное человеческое сообщество, способное не только трудиться, осуществляя материальный прогресс, также и эволюционно восходить к Высшему прообразу и подобию.
Мировые религии и духовные учения служили ступенями этого восхождения, поднимая человеческие устремления от мира вещей и явлений к более Высоким смыслам существования – к добродетели во всех ее проявлениях. Если сопоставить все ортодоксальные религии и общепринятые философии, можно увидеть одну основную линию: они опираются на этико-нравственную экспоненту, как на свод моральных устоев и предписаний в поведении. Вопреки разности верований, традиций и взглядов, именно Этика жизни формировала один тип Культурного и Добродетельного человека, способного не только развиваться, но и сделать мир более гармоничным. И именно такому человеку было определено стать сотрудником Высших Сил, влиться в Великое Братство Света, и, в конце концов, постичь Мир Новый и Царствие Небесное. Постепенно религиозная духовность интегрировалась в повседневную жизнь, а на современном этапе можно наблюдать преобладание так называемой светской духовности, выражающей себя во всевозможных идеологических и философских направлениях. При их столь огромном количестве качество все же остается ключевым понятием Культурного, а значит, одухотворенного и добродетельного человека, следовательно, и Этика жизни становится все более актуальной и востребованной для практического применения.
Следует отметить, что тезисы этических постулатов в виде отдельных религиозных и философских элементов можно найти в любой теологической доктрине, будь то буддизм, христианство, ислам, индуизм и в других течениях. Но лишь конструктивный синтез может дать целостную надрелигиозную этическую концепцию. Такой концепцией можно назвать Живую Этику как своего рода оптимизированное решение общего кризиса бытия через внутренний путь познания. Учение делает упор на то, что установление Космической справедливости и возвращение человечества к Добродетели есть необходимость жизни во всех периодах человеческого существования. Надо также отметить, что число последователей этой фундаментальной науки во всем мире растет, и этот процесс обусловлен не только светским интересом к нетрадиционным духовным знаниям, но больше продиктован временем, требующим смены парадигмы человеческого существования.
Сегодня Этика жизни становится не только лишь метафизическим Учением духовных Учителей человечества, заметим, данное не одному, двум избранным или группе лиц, но предназначенное для широкого круга людей, желающих улучшить жизнь во всех областях существования, начиная от собственной эволюции и охватывая вселенский масштаб. Этическая концепция показывает Новую ступень развития человеческого сообщества. Некоторые мыслители придают ей формат сугубо экзистенциальной науки, в практическом применении рассматривая в виде технического процесса этизации всех сфер бытия.
Такой взгляд сужает диапазон ее действия, поскольку отдельное понятие «этика» (в этимологическом толковании) ограничено некой поведенческой дисциплиной, функциональностью человеческой природы мысли, что не отвечает широкому спектру задач, которые ставятся перед человечеством в Новой эпохе. Живая Этика потому названа так, что она неотделима от процесса эволюции жизни и всецело охватывает и материальную, и духовную стороны человеческого бытия, исключая какое бы то ни было этическое морализаторство. Не этизация, но Культурное одухотворение человека и мира, как привнесение в жизнь незыблемых общечеловеческих основ – базисных ценностей и их утверждение во всех областях жизни является общей планетарной необходимостью.
Узкий взгляд на спектр действия Этической концепции также замыкает на себе и внимание ее последователей, разбивая общность интересов в достижении мировой справедливости и гармонии на отдельные ограниченные группы почитателей и приверженцев Живой Этики. Показательным является так называемое «рериховское течение». У европейских сподвижников, занимающихся вопросами этизации, возникло предложение проанализировать это движение в России и за ее пределами, чтобы выявить духовный потенциал и определить, насколько готово человеческое сообщество войти в Новую эпоху, но в большей степени понять, сможет ли Россия исполнить свою священную задачу возрождения человеческого мира, предписанную ей Свыше. Возможно, такой анализ и необходим, но лишь для того, чтобы найти общие звенья сотрудничества – духовные скрепы, позволяющие целенаправленно и разумно подойти к решению кризиса бытия, не обошедшего стороной и Россию. Действительно, нашими современниками и другими мыслителями прошлого много сказано слов и предсказаний об «огромном культурном русском потенциале», способном придать человеческому миру импульс преображения. С одной стороны, это возлагает на нас огромную ответственность перед миром и историей, с другой – в некоторой степени убаюкивает сознание, переводя внимание в режим ожидания: когда же этот потенциал проявится? А ждать нам придется долго, если оставаться безучастными к происходящему в мире, стране и плыть по течению, куда выведет. Здесь уместно напоминание о возлагаемых на русский народ надеждах. По всей видимости, настало время быть пассионарием русскому потенциалу.
Со стороны Европейского отделения Международной ассоциации «Мир через Культуру» выдвинуто предложение создать Российскую ассоциацию координатором деятельности и взаимодействия между разрозненными общественно-культурными группами, нацеленными на пассионарность. Это в какой-то степени отвечает сегодняшней ситуации в нашей стране и является призывом к пробуждению русского потенциала. История повторяется в деталях, поэтому формат такого призыва актуален и не устаревает еще со времен воззвания, как утверждают некоторые историки, на русский престол Рюрика для объединения разрозненных княжеств. Действительно создание подобной организации в России как никогда насущно, но имеет множество подводных камней и самый основной из них – авторитетное мнение и доверие ему. На сей день ситуация в России такова, что фактор народного доверия определенному руководству, будь то светскому, духовному, либо государственному, находится под властью симпатий и антипатий, склонности к поиску вождей и лидеров, способных отвечать общенародным чаяниям и требованиям.
Но времени нет для подбора универсальных кадров, отвечающих этим требованиям, уже сейчас вектор перемен требует кардинальных изменений в каждой стране, мире, человеческом сообществе. Россия не является исключением, находясь под всеобщим вниманием: оправдает ли надежды перед миром? Режим ожидания второго, либо третьего пришествия выдающегося лидера, вождя, сверхдуховного человека от Бога или Махатм для нас может обернуться не лучшим исходом, поскольку общемировая ситуация осложняется с каждым днем. Она налагает негативный отпечаток на происходящее и в нашей стране, равно как и на другие геополитические полюса. Все это требует скоординированных действий, которые возможны только в сложении общности интересов вне вождей и лидеров, по сути, в гражданской и общественной инициативе.
В Новой эпохе должны решаться стратегические задачи жизни исключением идей, насаждающих глобализационное устройство мира. Эти предложения также поступают от зарубежных специалистов, более того, глобализация широко шагает по миру. Однако, как показывает история, глобализация процессов жизнедеятельности не приводит к положительным результатам, поскольку мир человеческий не может быть однородным, он многополярен, и в этом заключена его индивидуальная особенность. Поэтому предложение создать на определенной геополитической площадке некий глобализационный координационный центр, как своего рода новое мировое правительство, утопичен в условиях многополярного мироустройства. Здесь уместнее рассмотреть вопрос о создании Международного координационного совета с территориальными представительствами в России и других государствах. Эта инициатива была заявлена на Всемирном форуме духовной культуры, состоявшемся в октябре 2010 года в Казахстане, и ее дальнейшее освещение было продолжено на Международной конференции «Духовная культура – ключ к преображению мира», прошедшей 17 октября 2011 года в Астане (Казахстан).
Мысль о необходимости развития общемирового движения «К Новому миру через духовную культуру» приобретает в сердцах людей все больший отклик. В Международной конференции принимали участие представители 24 стран мира. Их доклады в основном касались темы координирования общемировых процессов через Этику жизни – духовную культуру, а также дальнейших перспектив развития человечества и планеты.
Тенденции же современного мира в плане его дальнейшего развития направлены на преодоление кризисных процессов в мировой экономической системе. Согласно физическим законам бытия человеческий мир изменяется циклично. Как правило, за восхождением наций и народов, отдельных государств следуют периоды спада, а в критических случаях наступает их полное разрушение. В настоящий момент мы являемся очевидцами и участниками подобной цикличности. В исторически обозримом отрезке времени на примерах собственных государств, также и других геополитических регионов можно проследить общемировую кризисную ситуацию, которую следует выразить определением «дисгармония существования».
Имеется множество причин, повлекших дисгармонию, можно перевести стрелки на тимократию, несовершенство демократии, глобализацию и т.п. Но на самом деле их примерно столько, сколько живет людей на Земле, ведь каждый из нас несет что-то свое этому миру, в той или иной степени нарушая изначальную гармонию жизни. Таким образом, происходит накопление напряженности в разных сферах человеческой жизнедеятельности, что влечет за собой разъединение народов, повышение уровня конфликтности, возникновение на этой почве антисоциальных явлений и противоречий. Вне всяких сомнений, ситуация в мире, как и в нашей стране, требует безотлагательного применения антикризисных мер.
Все эти вопросы остро возникают на фоне современного (как его принято называть) мулътикультурного пространства, разделенного границами социальных, этнических и национальных различий, взаимопроникающих друг в друга. На этот счет в мире человеческом сложилось устойчивое мнение, что национальная культура создает препятствие для взаимодействия этносов и народов других стран и континентов, однако все эти границы являются в большей степени идеологическими и политическими, нежели культурными.
Вопрос мира во всем мире – главный в повестке дня. Для его решения изыскиваются разные формы межкультурного взаимодействия. Как показывает история, попытки создать некий усредненный тип толерантной культуры, приемлемой для всех народов мира, оборачиваются разрушением древних этнических основ, что ведет к потере собственной идентификации народов, тогда как именно эти основы являются коренной жизненной энергией, дающей возможность развиваться этносам и материально, и духовно, а значит, поддерживать гармонию жизни.
В вопросе урегулирования межнациональных и межэтнических отношений, стирания барьеров существования наряду с идеей создания толерантной усредненной культуры существует и другой подход – аккультурация, как слияние народов в одну социокультурную среду. Изначально этот процесс был направлен на ассимиляцию и заимствование элементов культур сопредельными народами для их мирного сосуществования. В дальнейшем он приобрел выраженное преобладающее влияние культуры, позиционирующей себя доминантной. Здесь возникает более существенный вопрос качества этой доминантной среды, а следовательно, качества жизни как таковой. Показательным является пример современной попкультуры, одного из основных элементов аккультурации. Ее деструктивное влияние на молодое поколение, равно как и на качество жизни в целом, безспорно.
Культура призвана воспитывать поведение человека, взращивать в нем Этику жизни, прививать красоту и гармонию. Аккультурация нынешнего периода ставит задачу смещения акцентов в сторону потребления благ и ресурсов, превращения их в удовольствия жизни. Такая тенденция разрушительно действует на человеческую личность и общество, происходит потеря ценностных ориентиров, что ведет к засилью безкультурья и безнравственности. Когда не учитываются возможности культурного развития и эволюции во всех областях человеческой жизнедеятельности, включая и самого человека, тогда невозможен подъем наций и народов.
Развитие и эволюция обусловливают не только материально-технический прогресс, но в первую очередь способствуют последовательной смене поколений. Каждое поколение, вовлекаясь в определенную среду, впитывает ее условия и культуру, воспринимая их за эталон, поэтому важно, чтобы условия жизнедеятельности несли в себе основы Духовной Культуры, содержанием которой являются неоспоримые истины Бытия, общие для всех народов и наций.
Человечество вполне закономерно сталкивается с проблемами освоения Нового эволюционного витка в развитии мира, поскольку наряду с открытиями в области науки и других жизненно-важных сферах, а также раскрытием духовных возможностей, действуют и старые стереотипы поведения, общественной морали, как и старые формы международных отношений и документов, тормозящие эволюционный прогресс. На передний план выходят вопросы выживания человечества, диалога культур и религий, принятия решений в построении нового международного порядка. Все эти вопросы имеют одну стратегию их решения: развертывание панорамы мирокультурного устройства жизни. Начало ему положено на Всемирном форуме духовной культуры в утверждении идеалов Света, дружбы, единства и духовного согласия.
Мир вступил в новую фазу своего развития, что подразумевает не изыскание креативных форм существования и интеллектуального бытия, а возвращение к незыблемым ценностям Духовной Культуры. Эти ценности представляют собой краеугольный камень жизни, представляющий Добродетель, также они являются фундаментом для построения Нового Мира.
Духовная Культура в современном ее прочтении утверждает Светлую Жизнь не для отдельной нации, этноса, социальной группы, а для всего человечества в целом. Улучшение жизни – задача и мечты каждого человека. Каждый стремится жить в светлом настоящем, тогда как в старом мире мечты и грезы были о светлом будущем. В отличие от культуры, представляющей собой разновидности творчества и этнических особенностей, Духовная Культура содержит сплав всех светлых мыслей человечества, а также извечных основ существования. Мирокультурное устройство жизни определяет дальнейшее человеческое бытие. Невозможно ни методом усреднения культур, ни методом заимствования элементов культур привести человеческое сообщество к единству и согласию. Каждый этнос, нация, раса имеют свои культурные особенности и традиции, но все мы имеем одно стремление к Общему Благу, а значит, к Свету. Духовная Культура является носительницей Света и Общего Блага. Высший Свет имеет один источник, таким образом, и народы имеют один корень жизни.
Культура народов – неотъемлемая часть мировой сокровищницы Духовной Культуры. Процесс построения миро-культурного пространства определяет приоритетом единство и духовное согласие народов, Культурное достояние человечества. Эта направленность выражает новый цивилизационный вектор, ведущий к гуманизации, одухотворению и улучшению жизни во всех сферах жизнедеятельности. Всемирный форум духовной культуры явился не просто историческим моментом смены парадигмы существования, он поставил своего рода точку для развертывания Новой панорамы жизни – одухотворенного пространства.
Поэтому необходимо от слов перейти к конкретным шагам реализации постулатов Духовной Культуры, отраженным в Декларации «К Новому Миру и созиданию через Духовную Культуру». Отстоять Культурное мироустройство – наша общая задача и цель в дальнейших действиях!

Ирина Дарнева, член президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру», Россия

 

Источник:  газета “Знамя Майтрейи”

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий