Главная » воспитание, ПЕДАГОГИКА » УЧИТЕЛЬ. Василий Скакун

197 просмотров
1966 год, г. Ставрополь, Кубок СССР. Я занял второе место

1966 год, г. Ставрополь, Кубок СССР. Я занял второе место

Нас, пацанву, не только города Ставрополя, но и окрестных сел тянуло к этому удивительному человеку. Наверное, потому, что за основу методики обучения был взят абсолютно недоступный всем замысел — важно не то, сколько раз ты научишься переворачиваться вокруг своей оси (в одной или другой плоскости), а как изменяют тебя эти занятия спортом, становишься ли ты лучше.

Ежегодные международные турниры по прыжкам на акробатической дорожке «Звезды прыжков» мы неизменно посвящаем памяти заслуженного тренера СССР Михаила Владимировича Страхова. Он – наш отец – родоначальник этого вида спорта на Ставрополье, непререкаемый авторитет для всех тех, кому довелось знать и тренироваться под его началом. Он был удивительным человеком, и удивительным он был во всем, так, как он, никто не относился к своей тренерско-педагогической деятельности. И это касается не только абсолютной преданности делу, так, как он, никто (поверьте на слово) не мог налаживать отношения со своими воспитанниками, вне зависимости от того, были ли это спортсмены сборной страны или студенты, с которыми он вел академические занятия. Его удивительность распространялась на все: на отношение к жизни, на понимание и выражение честности и готовности прийти на помощь. И потому был многими непонимаем, так как все удивительные люди никогда не подходят для обоймы всех тех, кого жизнь тащит по своему большаку. Но именно все удивительные люди и двигают прогресс в области прилагаемых усилий. Он ходил в горы и летал на дельтаплане. А однажды на Эльбрусе, схватив незапланированную ночевку на выступе скалы (стоя при температуре -30), сохранил жизнь товарищам, не давая им заснуть.

Что отличало нашего Учителя? Мы все привыкли, что люди, тем или иным образом связанные с педагогикой, направо и налево раздают рекомендации, как жить, что делать, куда идти, как себя вести, что такое хорошо и что такое плохо. Зайдите в любую школу, подобный принцип работы – это основной тезис, используемый учительским корпусом.

Однако наш Учитель совсем мало говорил, совсем не советовал, никому не объяснял, что такое хорошо и как не делать плохо. Он просто учил всех нас своим примером. Примером, как быть самым честным, самым преданным делу. Бывало, в праздничные дни в пединституте на несколько дней опечатывались все помещения и, естественно, спортивные залы. Он же не боялся брать на себя ответственность – и мы все праздники тренировались, лазая в зал через окно. Затем он получал за это очередной выговор от ректората. Кстати, тренерство – это было его хобби, скажем так, а основная работа – преподаватель физкультуры в институте.

Мы видим вокруг себя тренеров-коллег, которые летом спокойно оставляют своих воспитанников и уходят в законный отпуск. Михаил Владимирович за всю жизнь ни разу не использовал свой отпуск по назначению. Он забирал всю свою ватагу, и мы уезжали в Архыз, беря с собой снаряды, чтобы не терять зря время.  Абсолютное большинство тренеров современности, глядя на своих учеников, неизменно связывают с их прогрессом возможные дивиденды, которые они могли бы получить от успешных выступлений своих воспитанников. Наш Учитель старался передать нам свои лучшие черты характера, используя которые в своей дальнейшей жизни, мы бы смогли стать достойными людьми.

Я помню, когда пацаном приезжал из своего села Петровского (г.Светлоград) к Мастеру на каникулярные стажировки, больше всего был поражен не его профессиональными тренерскими приемами, а тем, как уважительно он относился к каждому из подопечных. И совсем не обязательно в этой связи было быть самым лучшим, надо было быть самым старательным, самым прилежным. Затем уже, в ранний период своего студенчества, зачастую прогуливаясь с Учителем по улицам города, я с восхищением воспринимал тот факт, что его знали практически все, и с большинством встречавшихся нам людей он здоровался самым приветливым образом.

Михаил Владимирович вел занятия в пединституте не только на факультете физвоспитания, но и других специальностей. Мы их называли «межфак». И так, как он возился с этими студентами, не имеющими никакого отношения ни к спорту вообще, ни к гимнастике в частности, не мог никто. Настолько все то, что он говорил, показывал, умело учил, лучилось такой доброжелательностью и человеколюбием, что все студенты были им просто очарованы.

Именно тогда, когда я был заурядным перворазрядником, коих в его легионе были десятки десятков, не говоря уже о признанных мастерах и чемпионах, он сказал мне: «Я знаю, ты будешь продолжателем нашего дела», хотя ему в ту пору было едва за
тридцать.

И я горжусь тем, что мы не подвели надежды своего Учителя, Учителя спорта, Учителя жизни.

И, оглядываясь на прожитые годы (уже без него), можно с некой гордостью заметить, что нам (следующему поколению) удалось воплотить в жизнь многие его задумки.

Он мечтал о специализированном зале для прыжков – мы его имеем, и по своему оснащению – он лучший в мире.

Он приезжих ребят расселял у себя в квартире, мечтал о своем общежитии. Мы построили свою гостиницу и свое общежитие.

Он пристроил к спортзалу в пединституте мастерскую, где гордостью был токарный станок для изготовления и ремонта прыжкового оборудования, — мы имеем свой мини-завод по выпуску гимнастических снарядов, а наша акробатическая дорожка не только имеет международный сертификат качества, но и была использована на трех Олимпийских играх для показательных выступлений и шести чемпионатах мира как основной снаряд.

Он мечтал о чемпионах мира и чемпионах-ставропольцах. Мы дождались соревнований этого уровня и имеем 19 абсолютных чемпионов мира, как ни одна страна и ни один регион России.

Он мечтал об олимпийском статусе. Мы тоже о нем мечтаем и, по всей вероятности, передадим эту мечту для воплощения следующему поколению.

У каждого из нас на пути встречается Мастер, но многие, проходя мимо, думают: нет, этот мне не подходит – он слишком строг, он слишком принципиален, он слишком требователен к себе. И будут искать другого, менее амбициозного, менее загадочного, менее человечного.

Мне повезло в этой жизни. У меня был отличный учитель физкультуры – Сотников Василий Харлампиевич, который в 1958 году привозил меня из села Петровского в Ставрополь на смотрины к М.В. Страхову.

К моему большому счастью, я прошел школу жизни и спорта у Великого Мастера – Страхова М.В. Это был истинный педагог. И недаром у него на памятнике начертано только одно слово «Учитель».

P.S. И случилось так (а в случайности я не верю), что у нас с Михаилом Владимировичем и день рождения пришелся на один день. Ему 18 марта был бы 91 год, мне – на 16 лет меньше.

Источник:  Вечерний Ставрополь

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий