Главная » сознание » Учение Живой Этики об особенностях интеллекта. В.В. Макаров

412 просмотров

С.Н. Рерих. Пандит Джавахарлал Неру. 1942 г. Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия

С.Н. Рерих. Пандит Джавахарлал Неру. 1942 г.
Государственный музей искусства народов Востока. Москва, Россия

«…Вредно …покрытие сердца рассудком!
…Спор сердца с рассудком является
пе­чальною страницею человечества!
(«Сердце», п. 486)

«…Лишь просветленное сердце, или
ра­зум, озаренный светом сердца, может
явиться надежным путеводителем».
(Письмо Е.И. Рерих от 17.05.1937 г.)

«Ныне наступает Эпоха Сердца, и сердце
поведет человека через дебри рассудоч­ных
построений».
(«Грани Агни Йоги» 1955 г., п. 340)

Учение Живой Этики говорит о важной и необходимой роли интеллекта в эво­люции человека. Е.И. Рерих утверждала: «Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, – великая Мощь в Космосе»1. И наша планета Земля в силу специ­фики её строения даёт особые возможности его развития. Вместе с тем, однобокое и избыточное развитие интеллекта, когда он не уравновешен и не руководим ду­ховным сердцем, – содержит неизбежные опасности.

Порой встречается антагонистическое противопоставление интеллекта серд­цу. Оно ведет к умалению, пренебрежению интеллектом, что не продуктивно и не соответствует позиции Авторов Учения. Сначала покажем значимость разума в эволюции человека.

Эволюционный момент. На заре появления самосознания человека развиваю­щийся интеллект объективно играл необходимую и весьма позитивную роль. С этого времени человек стал обладать свободой воли, и на основе своего внутренне­го выбора мог самостоятельно познавать и действовать. Это привело к необходи­мой индивидуализации человека, выделение его из группового и неосознанного су­ществования. Он стал себя самоосознавать, собирать свой жизненный опыт, накап­ливать собственные знания. «Интеллект проявляется при осознании своей обособ­ленности от всего существующего и окружающего», – пишет Е.И. Рерих. Однако далее она подчёркивает: «Такое осознание обособленности развивается позднее в страстный эгоизм …Человек становится подчиненным своему эгоизму, и только проснувшаяся любовь к Высшему Идеалу может спасти его от разложения, именно Любовь к Прогрессу, к Красоте Высшей определенно способствует возвышению духа… и тогда интеллект… преображается в Высший Разум»2. В перспективе сво­ей эволюции сознательно мыслящий человек достигает глубины, синтетичности мышления и становится генератором светлых, одухотворённых и прекрасных мыс­лей. «Потому мыслящий человек, – утверждает Е.И. Рерих, – озаренный светом ду­ховности, и назван венцом Мироздания и Творцом. Лишь дух, прошедший бесчис­ленные формы и существования, может накопить тот опыт, ту основу чувств и во­ображения, без которых нет ни распознавания, ни мысли, ни творчества. Так разу­мение, озаренное духовностью, есть, истинно, дар Божий»3.

 

С.Н. Рерих. Мы сами строим свои тюрьмы (1967) Государственный музей искусства народов Востока (Москва)

С.Н. Рерих. Мы сами строим свои тюрьмы (1967)
Государственный музей искусства народов Востока (Москва)

Цивилизационный момент. Всеми достижениями человеческой цивилизации и науки мы обязаны деятельности интеллекта. Везде, где требуются исследования, вычисления, анализ, логические рассуждения, рациональное мышление, – интел­лект необходим. Мы постоянно пользуемся огромным числом разнообразныx приборов и аппаратов, которые облегчают и улучшают нашу повседневную жизнь. Благодаря научно-техническому прогрессу человек активно осваивает кос­мическое пространство, атомную энергетику, успешно борется со многими заболе­ваниями и т.д. И нет смысла эти достижения оспаривать. Однако остаётся большим вопросом – стала ли наша жизнь безопаснее, добрее и счастливее?

С.Н. Рерих. Тибетские ламы. 1920-1930-е гг. Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха Москва, Россия

С.Н. Рерих. Тибетские ламы. 1920-1930-е гг.
Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха Москва, Россия

В настоящее время ученые спорят, какая из глобальных угроз человечества может явиться преобладающей в вероятном сценарии гибели человечества и даже – планеты. Авторы Учения Живой Этики видят главными причинами этого преоб­ладание рассудка и недостаток духовности современного человечества. В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Каждое новое открытие, полезное людям, обращается во зло и на разрушение, каждое доброе начинание оборачивается обратной стороной. Казалось бы, заводы и фабрики должны служить человеку, но вредоносные отходы отравляют огромные реки и водоемы. И химия – хорошая и нужная часть науки, но неразумное ее применение смертоносно отражается на живых организмах. Меры защиты оказываются неэффективными. Эрозия почв есть результат варварского отношения к защитному растительному покрову Земли. Планете угрожает вырож­дение. Ежедневно на газетную бумагу хищнически уничтожается огромное коли­чество деревьев. Роль лесов для жизни планеты сегодня известна всем, но мало кто встает на их защиту и сохранение. Поразительно неразумие человеческое, и нет ему предела. Мы Предупреждаем людей и Призываем образумиться, пока еще не поздно»4.Эти слова были написаны Борисом Николаевичем полвека назад, в 1967 году, но актуальность их только возрастает.

В Учении Жизни так много сказано о вреде односторонне развитого интел­лекта. Однако некоторые последователи Учения, ощущая в себе соответствующие способности, порой чрезмерно увлекаются интеллектуальными упражнениями и своей эрудицией, тем самым культивируя в себе рассудочность, часто в ущерб утончённости. Поэтому в своём кратком выступлении мне видится важным обра­тить внимание на отрицательные стороны интеллекта.

В анализе негативного влияния одностороннее развитого интеллекта можно выделить познавательный, этический, экологический, ценностный аспекты. Мы коснемся, прежде всего, познавательного и этического аспектов.

Согласно Учению Живой Этики, человек многомерен. Его структуру можно представить состоящей из иерархически соподчинённых принципов (начал). Так, можно выделить троичную структуру (тело, душа, дух) и более сложную – семе­ричную. В этой структуре Духовное начало соответствует 7 принципу, Сердце – 6-тому, а Разум – 5 принципу. Можно выделить 3 ступени разума человека по их верховенству: см. Таблицу.

Поря­док по верхо­венству Наименование принципов (Живая Этика / Теософия) Источник Общая характеристика Характеристика познавательных свойств Характеристика нравственных свойств
7 Дух, Духовное начало
(Атма)
Высшее «Я»
(индивидуальность). Бессмертно.
6 Сердце
(Буддхи)
Высшее «Я»
(индивидуальность). Бессмертно
(проходит цикл перевоплощений в земных личностях).
Связь с Духовным началом, Высшим Миром и Духовным Учителем.

Направленность к расшире­нию, утончению и одухотво­рению сознания.

Созвучие с космическими законами, глубокое пости­жение и овладение ими. Просвещённость высшими ценностями.

Чувствознание, духоразумение.
Способности:
— оперировать внутренним, ду­ховным знанием,
— понимать целостную сущность явлений,
— постигать причины событий и предвидеть (предчувствовать) будущее,
— синтетичность мышления,
— вмещать противоположения,
— «знание направления эволюции, знание будущего».
Источник и средоточие ду­ховно-нравственных и духов­но-волевых качеств.

Одухотворённость.
Направленность к объедине­нию, любви, помощи живому.
Оперирование глубокими идеями, действие на принци­пах высокой этики, Красоты и Общего Блага. Задают смысл и ценности жизни.

5
(5.3)
Духовный Ра­зум (Буддхи Ма­нас)
5
(5.2)
Интеллект
(Кама Манас)
Низшее «я»
(личность).Смертно.
Рационализм, абстрактное мышление, невысокий уро­вень синтеза, аналитичность, изобретательность, опреде­лённая дальновидность. Оперирование известными внешними фактами, опытом и суждениями, которые собраны на базе ограниченного восприятия 5-тью органами чувств явлений видимого физического мира и обработаны логическим, рацио­нальным мышлением. Это часто приводит к ограниченно­сти, схематизму, догматизму и предрассудкам. Нахождение противоречия и ан­тагонизма там, где их нет. Направленность к:
— рассудительности,
— практичности,
— эгоизму,
— высокомерию, гордыни,
— тщеславию,
— корысти,
— равнодушию к другому,
— нетерпимости,
— безответственности и др.
5
(5.1)
Рассудок
(Кама Манас)
Низшее «я»
(личность).Смертно.
Практичность, способность расчленять объекты на со­ставляющие, расчетли­вость, житейское мышление, направленность на собствен­ную пользу и выгоду

Охарактеризуем негативные черты и свойства, присущие рассудку и интел­лекту:

1) Направленность на индивидуализацию, что является причиной обособле­ния, разъединения человека (“я” от “не я”). При этом, «себя» и «своё» отчуждается от всего остального. В итоге это ведёт к эгоизму, гордыне, тщеславию, равноду­шию, нетерпимости, враждебности и т.д.

2) Интеллект обладает способностью оперировать идеями и абстрактными поня­тиями, невысоким уровнем синтеза, изобретательностью, аналитичностью, опре­делённой дальновидностью.

3) Рассудок склонен расчленять, раздроблять целостные объекты на составные час­ти, противопоставлять их. Как правило, он усматривает противоречия и антаго­низм там, где их нет. Это, скорее, житейское, расчетливое мышление, отличающее­ся конкретностью и ориентированное на практическую пользу, извлечение выгоды, часто – без учёта интересов окружающих. Но рассудок не задает целей, не опе­рирует идеями, не способен на нравственное осмысление.

4) Интеллект и рассудок оперируют известными внешними фактами, опытом и суж­дениями, которые собраны на базе ограниченного пятью органами чувств восприятия явлений видимого физического мира. Это часто приводит к схематизму, догматизму, предрассудкам, что сопровождается самоуверенностью и гордыней.

5) Интеллект и рассудок действуют путем логического анализа и эксперименталь­ного изучения окружающей действительности, но это явно недостаточно для по­знания многомерного бытия и многомерной природы человека. Отрицается новое, вне­экспериментальное, метафизическое знание.

Таким образом, в познавательной сфере это часто приводит отрицанию ново­го, вне­экспериментального, метафизического знания, к схематизму, догматизму, предрассудкам и т.д.

А в нравственной сфере это ведёт к эгоизму, высокомерию, гордыне, тщесла­вию, корысти, равнодушию к другому, нетерпимости, враждебности, безответст­венности и др.

Как заключение подытожим, что часто интеллект вмешивается и направляет сознание по ложному пути вопреки тонкому голосу духовного сердца. Сосредота­чиваясь на узколичном и ограниченном, интеллект ставит себя превыше всего, от­рываясь от духовного начала, загромождая его тонкие вибрации.

Стоит подчеркнуть, какого бы объёма не было знание интеллектуала, по сравнению с беспредельным познанием любое конечное знание будет малым. Та­кой человек зачастую добровольно закрывает для себя возможности углубленного многогранного познавания. Поэтому малое знание нередко оказывается хуже не­знания. В этом контексте в «Гранях Агни Йоги» утверждается: «Земная мудрость есть вражда против Господа»5, т.е. Высшего знания.

С.Н. Рерих. Профессор Николай Рерих. (1937) Государственный музей искусства народов Востока (Москва)

С.Н. Рерих. Профессор Николай Рерих. (1937)
Государственный музей искусства народов Востока (Москва)

Более высокие начала в человеке, во многом противостоящие интеллекту и рассудку, – это Духовный разум и Сердце. Они очень близки в плане своей синте­тичности и непосредственной близости к Духу. И далее мы будем преимуществен­но говорить о сердце, поскольку именно о нём в основном идёт речь в Учении. «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце,– сказано в Живой Этике, –…Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много преж­де, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить. Не отнимая извилистый путь мозга, разве можем умолчать о прямейшем достижении сердца»6.

Сердце здесь – это не физиологический орган, а источник высших аспектов сознания человека. Оно являет «благую чашу» духовности, накоплений опыта жизней, глубинных знаний, творческих и познавательных способностей человека. «Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце…»7 – говорится в Учении.

Духовный разум и сердце ярко проявляются в чувствознании. Это синтети­ческая способность человека непосредственно постигать целостную сущность яв­ления, идеи или других людей. Е.И. Рерих отмечала: «Чувствознание знает непре­ложно именно сущность всего происходящего и всего, с чем приходится соприка­саться, знает направление эволюции, знает будущее»8. Содержание этого термина раскрывается как «синтез духовности», «сердечный ум», мудрость, «духовное про­зрение» и т.д. Согласно Учению одним из главных признаков синтетичного мыш­ления является «обобщение процессов Бытия Видимого и Невидимого»9.

Так, в Учении Живой Этики чувство и разум, являющиеся вечными антипо­дами в философии познания, перестают исключать друг друга, а представляют здесь единый сплав духо­разумной природы.

Н.К. Рерих. Книга Жизни. 1930-е гг. Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха Москва, Россия

Н.К. Рерих. Книга Жизни. 1930-е гг.
Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха Москва, Россия

Духовный разум и сердце проявляется в способности к трансценденции, т.е. к выходу за границы наличного земного опыта, а также в целостном восприятии сущности познаваемого и нравственном целеполагании. Это означает сознательное вхождение и участие человека в многомерной жизни космоса, слияние в его созна­нии материального и духовного начал. Важным следствием этого явится синтез науки, религии, философии и искусства как проявлений единого начала – духа.

К характерным свойствам духовного разума и сердца в нравственной сфере можно отнести: одухотворённость, направленность к объединению, любви, помощи живому, оперирование глубокими идеями, действие на принципах высокой этики, Красоты и Общего Блага. Они задают смысл и ценности жизни.

Исходя из вышеизложенного, важно подчеркнуть, что как бы не был изо­щрён рассудок, какой бы мощью и масштабной эрудицией не обладал интеллект – все они проигрывают развитому духовному разуму и сердцу.

Означает ли, что приведённые негативные черты холодного рассудка и ду­ховно слепого интеллекта нивелируют их значение? Конечно, нет. Они имеют свою область возможного и лучшего применения. Однако там, где интеллект вы­ходит за свои рамки, он приводит к неверным выводам, ошибочным результатам и заглушает всё тонкое, нравственное и сердечное.

Подчеркнём, что Учение Живой Этики основано на принципе Знания. По­этому разумное постижение, научное освоение явлений не только не отрицается, а поощряется. При этом, мы должны осознавать врождённые особенности и нега­тивные стороны интеллекта, чтобы найти ему правильное, адекватное применение. А главное, чтобы, развивая интеллект, дисциплинируя, упорядочивая и возвышая ментальную деятельность, человек ставил бы его под контроль нравственной воли и духовного сердца. «Интеллект живет Майей, ибо базируется на внешних чувст­вах, – утверждается в «Гранях Агни Йоги». – Прозрение в будущее ему недоступ­но. Он не может мгновенно решить сложную математическую задачу, как это де­лала Ковалевская, и он не может увидеть жизнь на Дальних Мирах. Знание духа, и только оно, поднимет человека на следующую ступень эволюции. А интеллект бу­дет духу служить, как инструмент хорошему мастеру. Пятый принцип дорогу ус­тупает шестому, чтобы в слиянии с ним идти дальше к вершинам познания ми­ра»10.

Н.K. Рерих. Капли жизни. 1924 г. Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США

Н.K. Рерих. Капли жизни. 1924 г.
Музей Николая Рериха. Нью-Йорк, США

Может возникнуть вопрос, возможно ли, чтобы крупные мыслители (интел­лектуалы с большой буквы) одновременно были высокодуховными людьми? Да, в истории человечества известны такие общепризнанные мыслители и учёные как Солон, Пифагор, Платон, Сократ, Леонардо да Винчи, Флоренский, Вернадский, Чижевский, семья Рерихов и др.

Завершить своё выступление мне хочется притчей из Живой Этики: «Некий учитель спросил школьника: «Где живет глупость?» Тот сказал: «Когда не знаю урока, вы стучите меня по лбу, вероятно, глупость живет там». Нужно понять, по­чему теперь Мы (говорят Духовные Учителя – В.М.) стучимся не в лоб, но в серд­це. Лоб запас много вычислений, но сердце не успело стать лучше. Так нужно вы­ровнять отсталое»11.

В качестве дополнения приведём несколько очень поучительных высказываний из первоисточников, крас­норечиво показывающих отношение Духовных Учителей к чрезмерным интеллек­туалам. Для нас, стремящихся в той или иной степени следовать по пути Учения, предельно чёткая позиция его Авторов является очень важным камертоном.

«Истинное зло порождается человеческим рассудком и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя с природой. Таким образом, лишь само Человечество является истинным источником зла. …Вдумайтесь глубже и вы найдете, что …происхождение каждого зла, большого либо малого, заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого де­лает его единственным свободным деятелем в природе» (Чаша Востока, Письмо IV.)

«Ничего не привлекает нас к человеку, …кроме как его растущая духов­ность. Он может быть Беконом или Аристотелем по своим знаниям и все же не быть в состоянии заставить нас ощутить его ток, хотя бы как прикосновение пу­шинки, если сила его ограничивается Манасом. Высочайшая энергия пребывает в Буддхи. …Манас, …– он от земли и земной, так что ваши величайшие люди счи­таются ничтожествами на арене, где влияние измеряется мерою духовного разви­тия». («Письма Махатм». Письмо 112.)

«Но интеллект, эрудиция никогда не являлись главными факторами прибли­жения. Часто именно интеллект развивается за счет сердца и притупляет великий огонь чувствознания. Неуравновешенность между интеллектом и сердцем отражает Великую Истину как в кривом зеркале». (Письмо Е.И. Рерих от 22.08.1934 г.).

«Один только интеллект сам по себе сделает черного мага. Ибо один только интеллект сопровождается гордостью и эгоизмом: человека поднимает интеллект плюс духовность. Ибо духовность предотвращает гордость и тщеславие.

Белый Адепт вначале не всегда является обладателем могучего интеллекта. Фактически, Е.П.Б. знала Адептов, интеллектуальные силы которых первоначаль­но были ниже среднего. Чистота Адепта, его равная любовь ко всем, его сотрудни­чество с Природой, с Кармой, со своим «Внутренним Богом» дают ему его силу». («Тайная Доктрина», том 3).

«Теперь о братьях Тьмы. Братья Тьмы, конечно, встречаются среди самого человечества. (…) Трудно даже представить себе, насколько изощрены духи, при­надлежащие к большим степеням, среди сознательно работающих на разъединение братьев Тьмы. Как сказано – они очень любят пользоваться подошедшими к Уче­нию Света и приобщившимися к ячейкам добра, но шаткими в преданности и убе­ждениях своих. (…) Братья Тьмы очень любят большие интеллекты, развившиеся за счет сердца, ибо через них можно особенно тонко действовать. Ведь только са­мые грубые духи набрасываются и пользуются низкими сознаниями…». (Письмо Е.И. Рерих от 16.07.35 г.).

«…Но много страниц оявлено и сторонниками Тьмы, так, к примеру, в кни­гах Алисы Бейли. …Ярая обладала хорошо развитым интеллектом и немалою эру­дицией, но без каких-либо признаков духовности. (…) В конце жизни она уявилась последовательницей Люцифера». (Письмо Е.И. Рерих от 10.10.1954.)

«Мозгу надо потушить себя. Это очаг самости, стремящийся себя утверждать независимо от воли и часто вопреки ей». («Грани Агни Йоги» 1953 г., п. 574).

«Потому путь через сердце. Бессилен мозг и мозговая логика. Переходим к языку сердца». («Грани Агни Йоги» 1952 г., п. 210).

«Никакая интеллектуальность не продвинет нас ни на йоту в мире Духа, если наше сердце ожесточилось. Великодушие и любовь есть питание сердца, без этих энергий сердце засыхает». (Письмо Е.И. Рерих от 19.08.1937 г.)


1Письмо Е.И. Рерих от 15.10.1953 г.
2Письмо Е.И. Рерих от 15.10.1953 г.
3Письмо Е.И. Рерих от 31.05.1935 г.
4«Грани Агни Йоги». 1967 г., п. 269
5«Грани Агни Йоги». 1963 г., п. 126
6«Сердце», п. 353
7«Надземное, п. 689
8Письмо Е.И.Рерих от 19.06.1933 г.
9Рерих Е.И. У порога Нового Мира. – С.252 и «Мир Огненный», Ч.3 – П.334.
10«Грани Агни Йоги». 1962 г., п. 161
11«Мир Огненный», ч. 1, п. 973

В.В. Макаров,
руководитель Тульского Рериховского исследовательского центра

Доклад прочитан на Двадцатых Венёвских Чтениях, посвящённых памяти Б.Н. Абрамова (31.07.2016)

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий