Главная » красота » Учение Огня. Введение в Живую Этику. Рихард Рудзитис (о красоте)

1 395 просмотров

Предисловие
I. Источник Истины
II. Учение Христа
III. Теософия
IV. Современная наука
V. Живая Этика — новая наука
VI. Что Живая Этика дает материалистической науке
VII. Основа новой медицины
VIII. Живая Этика и другие Учения
IХ. Учение вмещения и терпимости
Х. Знание — друг человечества
ХI. Всеобъемлющее Учение жизни
ХII. Практическая Йога
ХIII. Учение как лейтмотив жизни
ХIV. Колокол тревоги
ХV. Основы Живой Этики
ХVI. Школа Эволюции
ХVII. Весть о Братстве Света
ХVIII. Духовный Учитель
ХIХ. Учение сердца
ХХ. Агни-Йога — Наука Огня
XXI. Доктрина напряжения
XXII. Живая Этика как метод ускорения эволюции
XXIII. Евангелие Вечной Молодости
XXIV. Красота Спасительница

 

XXIV. Красота Спасительница

…Дума о Прекрасном приводит к Учителю.

Даже в самые смятенные часы мысли о

Прекрасном создают лучший мост к Братству.

Надземное, 135

Если только разум человека не затемнился материальными заботами или невежеством, если его глаза могут иногда с детским изумлением посмотреть на окружающее, если его сердце хоть немного способно желать добра, тогда человеку даже среди каждодневности открывается мощный огненный фактор, который бросает искру или возжигает пламя в чаше опыта его сердца, который может ускорить его продвижение по лестнице восхождения, — именно, радость сердца о красоте или осознание красоты.

«Так путь красоты сокращает дорогу» (Листы Сада Мории, ч.II, 122).

Но Живая Этика утверждает новый подход к красоте: момент сознательности.

Бывают два рода людей: один вырос в самом чудесном уголке природы, но не видит в ней ничего необычного, ибо его сердце молчит и глаза еще спят или покрыты пеленою.

Другому с детства постоянно открывали глаз на окружающую красоту, он прозревает все явления жизни и природы, он мечтает и наблюдает, и во всем слышит аккорды гармонии вечно прекрасного. Его привлекает музыка, поэзия, живопись. Он знает то беспредельное счастье восхождения, которое бывает в настоящем понимании красоты.

Задача воспитания культуры — раскрыть глаза человека на истинно прекрасное, научить видеть, познавать, наблюдать и любить явления прекрасного. Помочь приобрести опыт в прекрасном. Так много людей стоят словно в темноте среди самых привлекательных видов природы, перед самыми совершенными образами искусства. Напротив, настоящий художник или одухотворенный друг красоты, одаренный взором восхищения и любви, держит в руках волшебный жезл, который превращает каждую вещь в чудесный образ.

Воздействие красоты может быть беспредельно — не только на эстетическое восприятие человеком всех вещей, на вкус и благозвучие жизни, но и в сфере моральных ценностей.

Прекрасное зажигает мгновения восхищения и экстаза, облагораживает и преображает сердце в несказуемой мечте о добром и священном, одухотворяет все существо. Так прекрасное будит благородные чувства и мысли, вдохновляет к отречению от самости, к желанию подвига. Любовь и мысль, в мгновения бескорыстного горения сознания, рождаются как красота. Потому Учение утверждает спасительное значение сознания красоты. «Нет оков, которые не разложатся в свободе Красоты» (Листы Сада Мории, ч.II, 322). «Произнесший “красота” — спасен будет». (Листы Сада Мории, ч.I, 199).

Но истинные источники и спасительные силы сокрыты в прекрасной душе. В градации прекрасных явлений природы и красоты физического и душевного облика человека, высшей ступенью является Красота Духа, где сияет вся гирлянда этических лучей — самоотверженность, преданность и человеколюбие, самопожертвование, где переливаются утонченные тональности сердечных чувств. В красоте духа — путь откровения или свершения Истины.

Совершенную огненную Красоту воплощает Богочеловек, самый совершенный из всех живущих на Земле и в Космосе.

К выявлению высших, самых одухотворенных, тончайших пламен Красоты в материи ведет путь эволюции Вселенной.

В процессах космической природы чувствуется некая движущая сила, устремляющая к цели, импульс прекрасного, который направляет к закономерности, к распределению в лучшем созвучии. Бессмертный Пифагор сказал, что Тот, кого мы называем Богом, «геометризирует», выявляет себя в порядке, ритме, системе чисел и мер, от атома и кристалла снежинки до всемирной гармонии, или музыки сфер, которая звучит по точным законам силы притяжения на спиральных путях кружащихся планет, солнц и бесчисленных галактик.

Красота жизни в Космической Симфонии, «в утверждении разновидностей. Космос не любит однородность. Космос разлит в сознании миллиардов форм» (Беспредельность, ч.I, 75).

Цель, к которой направлена эволюция мира — трансмутировать дисгармоничную грубую материю, упорядочить, облечь все сущее в благозвучные, утонченные, более сознательные формы, саму материю в Красоте «претворить в радугу». Несовершенная материя развивается и расцветает красотой в человеке на пути его самосовершенствования — в дисциплинировании, утончении и очищении всех внутренних и физических энергий, чтобы на бесконечной лестнице восхождения, опыта и испытания души эволюционирующая материя воссияла бы наконец в прекраснейших огненных чертах Богочеловека — в сияющей духо-материи любви.

Прекрасны земные цветы и капля росы, сверкающая на лепестке цветка. Величественно красивы горы и горизонты долин нашего мира, и сказочное мерцание созвездия Ориона. Еще прекраснее лицо человека, его сияющие благожелательством глаза, ласковая улыбка, сердечные интонации голоса, юношеская бодрость и легкость походки, особенно если в них выражается благородство внутреннего человека. Но несравненно богаче по сочетанию светящихся ультратонов, красок, образов, благозвучия высшие области невидимого Тонкого Мира.

«Так сердце, уже звучащее пространственным ритмом, будет знать и звучание сфер, и аромат тонкий, и ему преклонятся цветы созвучащие. Видеть цветы Тонкого Мира — значит уже подняться в сферу Прекрасного» (Сердце, 398).

Неописуема Огненная Красота — Красота Духовного Мира, — в высшей мере ослепительная, всепобеждающая в священном напряжении торжественности, она недоступна физическому глазу человека вследствие чрезвычайного отличия огненных вибраций от грубых земных энергий.

«Когда повторяю о красоте, хочу приучить к великой красоте Огненного Мира. Каждый, кто может любить прекрасное, уже преображает часть жизни Земли. Только подробным духовным познаванием можно уже здесь сожигать ненужные ветоши. Не в особых кострах на площадях совершается такое сожигание, но в улыбке любви каждого дня. Лишь постепенно познаем, как прекрасен мир духа. Коротко наше пребывание в разных слоях, но войдя в Мир Огненный, мы можем пребывать там. И когда мы приходим оттуда, мы везде сохраняем огненную торжественность» (Мир Огненный, ч.I, 576).

Так человек на пути к красоте высшего мира должен постепенно сбросить паутину иллюзий самости, все ненастоящее, лишнее, некрасивое, обезображенное диссонансами, все ложное, он должен научиться смотреть на вещи в имманентном свете, в горизонте космического понимания он должен искать высочайшие явления Красоты в несовершенных формах земли и в человеческих душах, должен полюбить прекрасное всем своим существом и стремиться рассмотреть его и воплотить в своей жизни, он должен очистить свою сущность в героическом жертвенном пламени преданности и служения.

Путь в Огненный Мир — к вершине нашего восхождения — идет через устремление к совершенной Красоте на Земле. Это устремление пробуждает каждая искра чистого энтузиазма, каждое благоговейное понимание красоты, бескорыстное горение творчества, и тем более — сияющая преданность сердца Учителю Света.

Боль великого духовного напряжения, так же как и несказуемая радость устремления сердца, через формы нашей планеты постепенно приближает путника к той сфере Света, которую «глаз не видел, ухо не слышало».

«Тверди: “красота”, даже со слезами, пока дойдешь до назначенного» (Листы Сада Мории, ч.I, 252).

Подлинная красота высшего мира среди земных явлений, истинное видение и творчество просветленных форм может открыться сознанию человека только в созвучии и в сотрудничестве с Магнитом Космической Красоты — Иерархией Света, возлюбленным Учителем сердца.

Так и художник должен осознать и открыть пламя Высшего Магнита в своей сущности, должен хоть в мгновение вдохновения объединиться с ним, если хочет создать новое отражение бессмертной красоты в образах искусства.

Живая Этика подчеркивает чрезвычайную эволюционную миссию одухотворенного искусства.

«Чистое искусство — достоверное сообщение лучезарного явления Духа.

Через искусство имеете свет» (Листы Сада Мории, ч.I, 2).

Искусство должно пробудить все благое в сознании человека, вызвать духовные вибрации, зажечь огни бескорыстия, гармонизировать моральный и духовный облик человека, очищая его от всего нечистого и стихийного. Оно должно пробуждать в человеке Бога, а не животное. Восхищение искусством повышает психическую энергию, эволюционные силы.

Задание искусства — воспитывать человека прекрасными наглядными образами и идеями, направлять жизнь, подобно солнцу, облагораживать сознание и все качества человека, внушать героическую силу для строительства жизни, — другого задания у него нет и не может быть. Именно, назначение искусства — служить восхождению человека.

Взлет воображения поэта часто есть не что иное, как огненное соприкасание с Красотою высшего мира.

Потому необходимо, чтобы каждый художник обладал широкой амплитудой духовной просвещенности, был высокоморальным, благородным человеком и истинным пророком во всей своей жизни и трудах, чтобы волшебным ключом своего таланта умножать свет мира.

Когда мы видим столь отвлеченные тенденции современного искусства, стоит еще и еще раз повторить, какую просветительную роль Живая Этика отводит силе красоты истинного искусства.

«В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. …Стихия огня напрягает искусство и духотворчество. Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух. Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству, и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты» (Иерархия, 359).

«…Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение тем огнем, который возжигает дух и насыщает все миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека…» (Иерархия, 366).

Высокую миссию красоты искусства для благозвучия и содружества миллионов человеческих сердец всегда утверждал Николай Константинович Рерих, искусство которого своим утонченным, благородным характером задевает сокровенные струны в сердце зрителя. Он пророчески верил, что искусство истинно объединит человечество, принесет мир и братство на Землю, ибо каждый в своей глубочайшей сущности чувствует правду красоты, которая выражается как гармония и любовь.

«Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что- то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем». (Цитируется по книге: Николай Рерих. Врата в Будущее. – Рига: Виеда, 1991)

Потому Живая Этика, во имя прекрасной дружбы будущего человечества, призывает постоянно думать о Красоте, посылать в пространство волны света благородных мыслей.

«Среди трудов многообразных мысль о Прекрасном есть и мост, и мощь, и поток дружелюбия. …Когда гаснут огни во тьме, не время ли помыслить о Прекрасном? И чудо не есть ли неразрывная связь с Иерархией?» (Мир Огненный, ч.I, 177).

Таким образом, именно среди диссонансов сознания и морального упадка нашей эпохи Учение призывает насыщать сокровеннейшие вибрации сердца, свои молитвы мыслью о прекрасном, гармонизируя сияющими мыслями стихийные токи, и тем самым очищать и просветлять пространство. Учение призывает «открыть глаза на прекрасное», чтобы различать не только эстетические, но и высокие этические ценности, которые бы позволили избежать уродливого, бессмысленного в моральном отношении, ибо в человеческой жизни так много некрасивого.

Человек должен стать неустанным творцом прекрасного и строителем в своей жизни и жизни окружающих. Наша задача — украшать эту планету, где «Бог явил Лик Красоты». Для начала хотя бы тем, что всем сердцем устремляться усовершенствовать самих себя, свою сущность, чтобы в новом, лучшем, более одухотворенном облике отдать ее человечеству, ибо мы можем дарить другим только что-то благородное и красивое.

И еще одно задание последователей Живой Этики — преобразовать нашу планету в такие благородные, благозвучные формы красоты, чтобы она, наконец, стала хоть немного похожей на дальние божественные миры.

«…Задача Нового Мира — пробудить сознание и вернуть миру предназначенный Облик Красоты. Потому первым условием будет творить Образ Божий по Божественному» (Мир Огненный, ч.III, 266).

Кто всем сердцем и духом полюбил высший мир и стремится, всем своим огнем и силой преданности, воплотить его в жизни, тот уже творчески преображает не только себя, но и мир.

Сказано, что «только зажженное всеми огнями сердце может познать красоту высшей жизни» (Мир Огненный, ч.III, 207), только огненное сердце может покрыть волны мировой тьмы искрами света красоты и самоотверженности.

Но самую нерушимую, спасительную силу красоты и энтузиазма дает приближение к Тому, Кто излучает своими мыслями человеколюбие, красоту Огненного Мира, — Кто самоотверженно несет священную Чашу Красоты подвига ради спасения человечества.

Так огненно прекрасен на Земле путь истинного Агни-йога.

XXV. Храм Живой Этики
XXVI. Магнит Учения
XXVII. Призыв к очищению древних Учений
XXVIII. Распространение Живой Этики
XXIX. Очищение пространства
XXX. Живая Этика — Зов к Битве
XXXI. Радуга Учения
XXXII. Цикл книг Живой Этики
XXXIII. Учение Майтрейи и Беспредельность

Список книг Учения Живой Этики

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий