Главная » РЕЛИГИЯ, События Католицизма, События Православия » Учение одно — церкви разные. История одного «раскола»

63 просмотров

2600-51

Учитель один, но ученики — разные!

Что было главной причиной разделения церквей? Раскол христианской церкви. А.Лашин

Христианская церковь никогда не была единой. Это очень важно помнить, дабы не впасть в крайности, так часто имевшие место в истории этой религии. Из Нового завета видно, что ученики Иисуса Христа еще при его жизни имели споры о том, кто из них главнее и важнее в зарождающейся общине. Двое из них – Иоанн и Иаков — даже просили о престолах по правую и по левую руки от Христа в грядущем царстве. После же смерти основателя, первое, что стали делать христиане – делиться на различные противоборствующие группы. Книга Деяний и послания апостолов сообщают о многочисленных лжеапостолах, о еретиках, о том, кто вышел из среды первых христиан и основал собственную общину. Разумеется, те смотрели на авторов новозаветных текстов и их общины точно так же – как на еретические и раскольнические сообщества. Почему же так происходило и что было главной причиной разделения церквей?

Доникейский период Церкви

О том, что представляло собой христианство до 325 года, нам известно чрезвычайно мало. Мы знаем только, что это мессианское течение внутри иудаизма, которое было инициировано бродячим проповедником по имени Иисус. Учение его было отвергнуто большинством иудеев, а самого Иисуса распяли. Немногочисленные последователи, однако, заявили, что он воскрес из мертвых и объявили его мессией, обещанным пророками Танаха и пришедшим, чтобы спасти мир. Столкнувшись с тотальным неприятием среди своих соотечественников, они распространили свою проповедь среди язычников, из числа которых нашли немало приверженцев.

Первые разделения среди христиан

В процессе этой миссии и случился первый раскол христианской церкви. Уходя на проповедь, апостолы не имели кодифицированного прописанного вероучения и общих принципов проповедования. Поэтому и проповедовали они разного Христа, разные теории и концепции спасения и налагали разные этические и религиозные обязательства на новообращенных. Одни из них принуждали христиан из язычников обрезываться, соблюдать правила кашрута, блюсти субботу и выполнять иные постановления Моисеева закона. Другие, напротив, отменяли все требования Ветхого завета не только в отношении новообращенных язычников, но и в отношении самих себя. К тому же, кто-то считал Христа мессией, пророком, но при этом человеком, а кто-то стал наделять его божественными качествами. Вскоре появился пласт сомнительных преданий, вроде непорочного зачатия, рассказов о событиях из детства и прочего. Плюс ко всему по-разному оценивалась спасительная роль Христа. Все это привело к значительным противоречиям и конфликтам внутри первохристиан и инициировало раскол христианской церкви.

Из Нового завета хорошо видны подобные расхождения во взглядах (вплоть до взаимного неприятия друг другом) между апостолами Петром, Иаковом и Павлом. Современные ученые, исследующие разделение церквей, выделяют на этом этапе четыре основных ветви христианства. Вдобавок к трем вышеозначенным лидерам они добавляют ветвь Иоанна — также обособленный и независимый альянс локальных общин. Все это естественно, учитывая, что Христос не оставил ни наместника, ни преемника, и вообще не дал никаких практических указаний по организации церкви верующих. Новые общины были полностью независимы, подчиняясь лишь авторитету основавшего их проповедника и избранным лидерам внутри себя. Богословие, практика и литургия имели в каждой общине самостоятельное становление. Поэтому эпизоды разделения присутствовали в христианской среде с самого начала и носили они чаще всего вероучительный характер.

Посленикейский период

После того как император Константин легализовал христианство, а особенно после 325 года, когда состоялся первый вселенский собор в городе Никее, облагодетельствованная им ортодоксальная партия фактически абсорбировала большую часть других направлений раннего христианства. Те, что остались, объявились еретиками и были поставлены вне закона. Христианские лидеры в лице епископов получили статус государственных чиновников со всеми юридическими последствиями своего нового положения. В итоге со всей серьезность встал вопрос административного устройства и управления Церкви. Если в предыдущий период причины разделения церквей носили доктринальный и этический характер, то в посленикейском христианстве добавился еще один важный мотив – политический. Так, за бортом церковной ограды мог оказаться и правоверный кафолик, отказавшийся подчиняться своему епископу, или сам епископ, не признавший юридическую власть над собой, например, соседнего митрополита.

Разделения посленикейского периода

Мы уже выяснили, что было главной причиной разделения церквей в этот период. Однако клирики часто пытались окрасить политические мотивы в вероучительные тона. Поэтому данный период дает примеры нескольких очень сложных по природе своей расколов – арианского (по имени своего лидера, священника Ария), несторианского (по имени основателя — патриарха Нестория), монофизитского (от наименования учения о единой природе во Христе) и множества других.

Великая схизма

Самый значительный раскол в истории христианства произошел на рубеже первого и второго тысячелетий. Единая дотоле ортодоксальная кафолическая церковь в 1054 году разделилась на две независимые части – восточную, именуемой сейчас Православной церковью, и западную, известную как Римо-католическая церковь.

Причины раскола 1054 года

Говоря кратко, главная причина разделения церкви 1054 года – политическая. Дело в том, что Римская империя к тому времени составляла две независимые части. Восточной частью империи – Византией — правил кесарь, чей престол и административный центр располагался в Константинополе. Император же был и главой церкви. Западной империей фактически правил епископ Рима, сосредоточивший в своих руках как светскую, так и духовную власть, а кроме того, притязающий на власть и в византийских церквях. На этой почве, разумеется, вскоре возникли споры и конфликты, выразившиеся в ряде церковных претензий друг ко другу. Мелочные, по существу, придирки послужили поводом к серьезному противостоянию.

В конце концов, в 1053 году в Константинополе по приказу патриарха Михаила Керулария были закрыты все храмы латинского обряда. В ответ на это папа Лев IX направил в столицу Византии посольство во главе с кардиналом Гумбертом, который и отлучил Михаила от церкви. В ответ на это патриарх собрал собор и взаимно предал анафеме папских легатов. Сразу на это не обратили особого внимания, и межцерковные отношения продолжались в привычном русле. Но через двадцать лет первоначально незначительный конфликт стал осознаваться как фундаментальное разделение христианской церкви.

Источник:  fb.ru

Папа римский

Папа римский

Что разделяет православных и католиков? К.Бандерсон

Церкви запада и востока пребывали в общении тысячу лет. За период с 325 года по 787 год они провели семь определяющих для христианской веры вселенских соборов.

Однако со временем культуры латиноязычного запада и грекоязычного востока отдалились друг от друга. Между ними постепенно нарастали взаимные недоверие и враждебность. Иногда это приводило к расколам, таким как Акакианская схизма конца пятого века и Фотиева схизма 860-х годов, но первое время их удавалось преодолевать.

Первенство римского епископа

С 1009 года епископ Рима перестал упоминаться в диптихах — списке епископов, находящихся в общении с поместной церковью, — Константинопольской церкви, традиционно считающейся «первой среди равных» в православном мире.

В 1054 году папские легаты, направленные к константинопольскому патриарху, отлучили его от церкви и были в ответ отлучены им. Хотя эта схизма в большой мере была плодом личной вражды и взаимного непонимания, ее — в отличие от предыдущих расколов — так и не получилось преодолеть.

Не менее важным фактором, чем Великая схизма 1054 года стало разграбление Константинополя в 1204 году. Западные крестоносцы, которые должны были отправиться в Иерусалим, чтобы освободить его от власти мусульман, вместо этого три дня разоряли и грабили столицу Византийской Империи. Это дополнительно укрепило на востоке недоверие и неприязнь к западу и помешало уврачеванию раскола.

Ключевым теолого-экклезиологическим расхождением между восточным православием и католицизмом остается роль епископа Рима, которого также называют римским папой. На западе единство церкви выражается в церковном общении с ним как с преемником святого Петра.

Учение о примате папы было сформулировано католической церковью на Первом Ватиканском соборе, прошедшем в 1870 году. Этот собор, который католики считают вселенским, постановил, что римский епископ обладает прямой и непосредственной юрисдикцией над всей церковью и что он непогрешим, когда выступает ex cathedra.

Восточные православные, напротив, придерживаются концилиаризма. С их точки зрения, церковь объединяют общая вера и причастие, а не централизованная власть. Они не признают власть римского епископа над всеми христианами и считают его равным прочим епископам, хоть и с первенством в чести.

Концилиаризм в восточном православии существует в различных формах. Согласно классическим представлениям, речь шла о «пентархии» пяти патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Позднее эту модель разрушило появление новых патриархатов за пределами классического христианского мира, которые стали соперничать с историческими патриархатами.

После падения Римской Империи на западе, Константинополь начал воспринимать себя как «Второй Рим», однако когда османы в 1453 году его захватили, «Третьим Римом» начала называть себя Москва. Автором этой теории принято считать русского монаха Филофея, развивавшего ее в своем письме в 1510 году.

Дополнительно укрепили ее утверждения русских православных о том, что Константинопольский патриархат впал в ересь, приняв в XV веке решения Флорентийского собора и (пусть и на краткое время) вступив в унию с Римом. В русском православии концилиаризм называют соборностью. Этот термин означает свободное единение индивидуального многообразия в рамках церкви.

Отец Сергей Булгаков, священник Русской православной церкви, писал в своей работе 1935 года «Православие», что единение в церкви «может быть осуществляемо лишь на двух путях: православной соборности и авторитарной властности католической церковной монархии».

Филиокве

Еще одним препятствием к воссоединению католиков с восточными православными, помимо папского примата, считается Филиокве (Filioque) — «и Сына» — принятое на западе добавление к Никео-Константинопольскому Символу веры, описывающее исхождение Святого Духа.

Текст Символа веры был утвержден на Первом Никейском соборе и на Первом Константинопольском соборе — в 325 году и 381 году, соответственно. В нем говорилось, что Дух Святой исходит от Отца. Однако в Испании католическая церковь добавила к нему в шестом веке, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. Таким образом она боролась со скрытым арианством (ересью, отрицающей божественную природу Христа).

Постепенно это добавление распространилось на западе, однако на востоке его восприняли как новшество — в лучшем случае ненужное, а в худшем еретическое…

В 2003 году в рамках Североамериканского православно-католического богословского совещания был подписан документ, в котором говорилось, что вопрос о Филиокве не обязательно должен разделять Церковь. Более того, католики не всегда читают Символ веры с Филиокве — читая его по-гречески, они произносят исходную формулировку. Вдобавок, восточнокатолические церкви сейчас отказались от Филиокве как от «латинизации».

Нерасторжимость брака

В последнее время особую важность приобрело расхождение между восточными православными и католиками в вопросе о нерасторжимости брака.

Католическая церковь считает, что осуществленный церковный брак может расторгнуть только смерть, в то время как восточное православие, признавая нерасторжимость одной из характеристик брака и идеалом, к которому следует стремиться, обычно признает также и возможность развода и повторного брака.

По мнению секретаря Конгрегации по делам восточных церквей архиепископа Кирилла Василя (Cyril Vasil), это признание развода исторически связано с подчиненностью церкви императору в Византийской Империи. Примерно в 700 году император Юстиниан II восстановил развод в Византийской Империи. Благодаря тесным связям между Константинопольским патриархатом на востоке это новшество постепенно получило признание.

Тем не менее, в восточном православии по-прежнему трудно выделить единую позицию по этому вопросу, и среди восточных православных, безусловно, немало противников развода.

Чистилище, Непорочное зачатие Девы Марии и прочие расхождения

Чистилище стало еще одним предметом разногласий. Хотя православная церковь молится за усопших верующих — а это значит, что, по ее представлениям, они находятся в положении, требующем наших молитв, — доктрина о Чистилище разработана на востоке не так отчетливо, как на западе.

Вдобавок большинство восточных православных отвергают догмат о Непорочном зачатии Девы Марии. При этом они глубоко почитают Богородицу и видят в ней цель и исполнение истории спасения.

Как писал отец Александр Шмеман, священник Православной церкви в Америке, восточное православие отрицает Непорочное зачатие Богоматери именно потому, что оно делает рождение Девы Марии неким чудесным прорывом, а не итогом постепенного и долгого нарастания любви и ожидания, той «тоски по Богу Живому», которой преисполнен Ветхий Завет.

По словам священника Русской православной церкви Андрея Лута (Andrew Louth), восточные православные не верят в «первородный грех», как его понимал Блаженный Августин и как его понимает западная церковь. Вместо этого они придерживаются идеи о «прародительском грехе»…

Среди второстепенных вопросов, по которым католическая церковь расходится с восточными православными церквями, стоит отметить вопросы о дате Пасхи, об использовании пресного хлеба для причастия, об изображении Христа как агнца и о рукоположении женатых.

Источник:  inosmi.ru

Икона, изображающая Церковный Корабль и воюющих против него раскольников и еретиков.

Икона, изображающая Церковный Корабль и воюющих против него раскольников и еретиков.

Православие

Православие — одно из основных направлений христианства. Считается, что православие возникло в 33 г. н.э. среди греков, живших в Иерусалиме. Его основателем был Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трёх ипостасях — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рождён (а не сотворён) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рождён в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришёл на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние — ад и рай. Религиозным символом является крест (четырёх-, шести- и восьмиконечный).

В православии признаётся семь таинств (священнодействий) — крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, священство, елеосвящение (соборование). Особо выделяются евангельские таинства — крещение и причащение, установленные Иисусом Христом. Православные признают как Священное Писание (Библию), так и Священное Предание, живую память Церкви (в узком смысле — постановления признаваемых церковных соборов и труды отцов Церкви II-VIII вв.).

В православии признают лишь семь первых Вселенских соборов, состоявшихся до отделения западной ветви христианства (в 1054 г.). В православии отсутствует жёсткая церковная централизация. Крупные местные церкви полностью самостоятельны (автокефальны). В настоящее время автокефальность имеют 15 церквей. Самым большим праздником в православии считается Пасха (Воскресение Господне). Ещё 12 праздников считаются главными, двунадесятыми: Рождество Христово; Крещение Господне, или Богоявление; Сретение Господне; Преображение Господне; Рождество Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Введение во Храм Пресвятой Богородицы; Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне и Пятидесятница, или День Святой Троицы.

Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Католицизм

Католицизм — одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204 гг. В XVI в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Глава — папа Римский, считающийся преемником апостола Петра; 1-м Ватиканским собором 1869-70 гг. провозглашён догмат о его непогрешимости. Резиденция папы — Ватикан. Источники вероучения — Священное Писание и Священное Предание, которое включает, помимо древней традиции и постановлений первых семи Вселенских соборов (IV-VIII вв.), решения последующих церковных соборов, папские послания. В католицизме считается, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Сына (филиокве); лишь в католицизме имеется догмат о чистилище.

У католиков развито почитание Девы Марии (в 1854 г. провозглашён догмат о её непорочном зачатии, в 1950 г. — о её телесном вознесении), святых; культ характеризуется пышным театрализованным богослужением, клир резко отделён от мирян.

Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Протестантизм

Протестантизм (буквально — «публично доказывающий») — одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации (XVI в.). Объединяет множество самостоятельных течений, церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.).

Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощённый культ, отсутствие монашества и др.; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон; число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения — Священное Писание. Протестантские церкви играют главную роль в экуменическом движении (за объединение всех церквей).

Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Монофиситство

Монофиситство (от греч. mónos — один, phýsis — природа) — одно из 5 основных направлений христианства. Сторонников этого направления обычно именуют монофиситами, хотя они не признают этого термина и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви.

Направление сформировалось в 433 на Ближнем Востоке, но официально обособилось от остальной части христианства в 451, после того как Халкидонский вселенский собор принял диофиситскую доктрину (учение о двух природах Иисуса Христа) и осудил монофиситство как ересь. Основателем направления был архимандрит Евтихий (около 378-454) — игумен одного из крупных монастырей в Константинополе.

Евтихий учил, что вначале раздельно существовали две природы Христа — Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. В дальнейшем апологеты монофиситства или вовсе отрицали наличие какого-либо человеческого элемента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа в Христе была полностью поглощена божественной природой, или полагали, что человеческая и божественная природа в Христе соединились в нечто отличное от каждой из них.

Впрочем, существует мнение, что основные противоречия между монофиситством и православием носили скорее не доктринальный, а культурный, этнический, а может быть, и политический характер: в монофиситстве объединились силы, недовольные усилением византийского влияния.

Из вселенских соборов монофиситства признают только первые три: Никейский (325), Константинопольский (381) и Эфесский (431).

Культ в монофиситских церквах очень близок к культу, характерному для православия, отличаясь от него лишь в отдельных деталях. Дать его общую характеристику трудно, поскольку он заметно варьируется в отдельных монофиситских деноминациях, основные из к-рых: 1) Коптская православная церковь (включая близкие к ней Нубийскую и Эфиопскую церкви), 2) Сирийская православная (яковитская) церковь (включая Маланкарскую провинцию Сирийской церкви и Малабарскую сирийскую церковь Мар Тома), 3) Армянская апостольская церковь.

П. И. Пучков
Энциклопедия «Народы и религии мира»

Несторианство

Несторианство — одно из 5 основных направлений христианства. Возникло в начале V в. н. э. Основателем является монах Несторий, ставший на короткое время в 428-431 константинопольским патриархом. Вероучение несторианства впитало в себя некоторые элементы осужденного на I Вселенском соборе христианской церкви (325) учения Ария, отвергавшего божественную природу Иисуса Христа.

Основным догматическим отличием несторианства от других ветвей христианства является его учение о том, что Христос не был сыном Божьим, а был человеком, в котором жил Бог, и что божественная и человеческая природы Иисуса Христа отделимы друг от друга. В связи с таким взглядом, мать Христа — дева Мария считается у несториан не Богородицей, а Христородицей и не является объектом почитания. На III Вселенском (Эфесском) соборе (431) вероучение Нестория было осуждено как ересь, сам он сослан, а его книги сожжены.

Как и в православии, монофиситстве и католицизме, в несторианстве признаются 7 таинств, однако не все из них идентичны тем, которые приняты 3 указанными направлениями христианства. Таинствами у несториан считаются крещение, священство, причащение, миропомазание, покаяние, а также имеющиеся только у них святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинство святой закваски связано с верой несториан в то, что кусочек хлеба, розданного на Последней Вечере Иисусом Христом, был привезён апостолом Фаддеем (Иудой) на Восток, в Двуречье, и какая-то частица его постоянно использовалась при приготовлении элементов причастия. Считающееся в несторианстве таинством крестное знамение совершается весьма специфичным образом.

Несториане используют в богослужении литургию св. Фаддея (апостола из 12) и св. Марка (апостола из 70), которую последние ввели, прибыв на Восток из Иерусалима. Литургия совершается на старосирийском языке (в его несторианском варианте). В несторианских храмах, в отличие от православных, монофиситских и католических, нет икон и статуй.

Возглавляет несториан имеющий резиденцию в Тегеране патриарх-католикос всего Востока (в настоящее время Мар-Динха IV), причём должность эта с 1350 является наследственной в семье Мар-Шимун (племянник наследует своему дяде). В 1972 в руководстве несторианской церкви произошёл раскол, и часть иракских и индийских несториан признала своим духовным главой Мар-Аддаи, местопребывание которого в Багдаде. Патриарху подчинены митрополиты и епископы. Должность священников тоже носит наследственный характер. Священники не обязаны соблюдать целибат и, в отличие от православного белого духовенства, могут вступать в брак и после рукоположения. Богослужения и обряды священникам помогают совершать диаконы.

***

Куба. Гавана. 12 февраля 2016. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск (слева направо в центре) во время встречи.

Куба. Гавана. 12 февраля 2016. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск (слева направо в центре) во время встречи.

Встреча тысячелетия

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск: Мы разделены ранами прошлого. Но сегодня две церкви должны работать, чтобы защитить христиан.

Субботней ночью по московскому времени в Гаване состоялось историческое событие — встреча Патриарха всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Беседа христианских лидеров длилась около двух с половиной часов.

2600-46

На официальной заставке телеэкранов — фото нашего Патриарха расположено слева. Папа Римский — справа. Между главами церквей — текст. На первое место в объявлении встречи поставлен Папа. Патриарх смотрит на него.

Куба. Гавана. 12 февраля 2016. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск (слева направо) во время встречи. Предстоятели Православной и Греко-Католической церквей встретились впервые после раскола христианской церкви в 1054 г.

Куба. Гавана. 12 февраля 2016. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск (слева направо) во время встречи. Предстоятели Православной и Греко-Католической церквей встретились впервые после раскола христианской церкви в 1054 г.

Папа Римский Франциск вместе с делегацией Ватикана прошел за закрывшиеся для нас двери терминала. Встреча началась! Главы церквей очень тепло поздоровались, обнялись и сейчас начали разговор. «Мы встретились в нужном месте и в нужное время!» — так приветствовал Папу Римского Франциска предстоятель Русской православной церкви.

Подписание совместной декларации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и папы римского Франциска после исторической встречи в аэропорте Хосе Марти, Куба, 12 февраля 2016 года.

Подписание совместной декларации Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и папы римского Франциска после исторической встречи в аэропорте Хосе Марти, Куба, 12 февраля 2016 года.

И вот — исторический момент! Открываются раздвижные двери зала. Входят Патриарх и Папа Римский. Садятся на стулья. Получают авторучки. Не спеша, для камер, подписывают бумаги. Патриарх — справа, если смотреть на экран. Улыбаясь, передают подписанные документы друг другу и обнимаются. Трижды целуются. Патриарх первым берет слово.

Слово Патриарха Кирилла

— Сегодня две Церкви могут спокойно работать, чтобы защищать христиан по всему миру! Закрыты братские дискуссии. С полным пониманием ответственности за свои церкви, за верующий народ, за будущее христианства и за будущее человеческой цивилизации. Это была очень серьезная и содержательная беседа, которая дала возможность нам понять и почувствовать позиции друг друга.

Результаты нашей беседы дают мне возможность сказать, что мы можем активно совместно работать, защищая христиан по всему миру. Работать для того, чтобы не было вой ны, чтобы укреплялись основы семейной, личной и общественной нравственности. И чтобы через участие Церкви в жизни общества благословлялось пресвятое и преблагословенное имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Слово Папы Римского Франциска

— Мы той же веры. Мы искали тот же самый путь. Мы говорили очень откровенно. И я вас уверяю, что в этом диалоге я чувствовал присутствие Духа Святого. Я благодарю Его Святейшество за его смирение, за его усилия, которые он проявил, чтобы мы стали ближе. И мы вместе обсудили целый ряд инициатив, которые, думаю, со временем можно будет осуществлять. Еще раз благодарю Его Святейшество, его помощников за усилия по подготовке этой встречи. И сердечно благодарю Кубу, ее правительство и присутствующего здесь ее президента.

После ответного слова главы Церквей представили свои делегации. Первыми православные священники подходили по одному к Папе Римскому и получали памятные подарки. Патриарх пожал руки представителям католической церкви.

Источник:  «Вечерняя Москва»

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий