Главная » законы Вселенной » ТАЙНЫ ВСЕЛЕННОЙ. ЕЛЕНА ОРЛОВА

861 просмотров

2770-3

1. Структурирование мироздания

Ещё недавно учёные считали и до сих пор считают, за единичным исключением, что Космос представляет собой хаотичную неодушевлённую материю, а сам акт творения является продуктом случайных стихийных процессов, произошедших в результате Большого Взрыва. Тем не менее, пришло время осознать другую, более глубокую Истину, которая заключается в том, что Космос – это не только сложная многоструктурная система жизни, но что он есть Живой Организм, во главе которого стоит Космический Разум.

Мироздание строится согласно незыблемым законам Природы и представляет собой в противовес Хаосу стройное организованное и упорядоченное Единое Целое. В переводе с греческого «космос» означает «строй, порядок». Вселенную можно охарактеризовать ещё как целостную семеричную структуру или пространственно-временную спираль в её низшем, физическом аспекте, состоящую из бесчисленных фрагментов бытия, а также как высочайший синтез и совокупность всех вещей природе. Абсолют – это уже вневременная универсальная структура, Универсум, Первопричина, дающая начало всему сущему. Это не Сущность, но невидимый Источник Жизни, Сила и Движение, Непознаваемый Божественный Принцип, идентичный Парабрахману индусов. Мироздание, возникшее из этого невидимого Источника, как единая целостная структура, строится по принципу Иерархии. Высший Разум в лице многочисленных космических иерархических Фокусов или Центров стоит во главе Космоса и сознательно направляет его эволюцию.

Эзотерические источники и древняя мудрость учат, что во Вселенной между мирами существуют невидимые каналы энергетической связи. Миры, стоящие на высшей ступени развития, служат своеобразными генераторами высших космических энергий для миров, стоящих ступенью эволюционного развития ниже. Нижестоящие миры, восходя на более высокую ступень эволюции, в свою очередь помогают тем, кто следует за ними и т.д. Таким образом, вырисовывается вполне определённая и закономерная Космическая Иерархия. И речь идёт не о неодушевлённых мирах, а о разумных мыслящих созданиях, их населяющих, так называемых Высших Разумах или Планетных Духах.

Сознание Космического Разума Иерархии Света является великим Космическим Магнитом, связующим миры с Высшими сферами. Все Высшие духовные сущности, или Владыки, составляют одно Сознание и Сердце и, согласно Божественному Плану, направляют эволюцию слаборазвитых в эволюционном отношении миров. Они помогают восходить вверх всем, кто стоит ниже их уровнем, кто является младшими братьями. В этом весь смысл и назначение Бытия. Беспредельное совершенствование и сотрудничество, подразумевающие собой улучшение и строительство Космоса, являются основной целью существования.

Итак, КОСМОС представляет собой единое энергетическое суперполе, целостную макроструктуру и живой ОРГАНИЗМ, развивающийся по принципу спирали. Он представляет собой монолитное построение, спаянное универсальной всеначальной энергией. Жизнедеятельность Космоса – это бесконечное движение, колебания или вибрации живой материи. Движение – это всегда преодоление и борьба с Хаосом. Цель движения – упорядочить и сгармонизировать бытие. Прообразом физического мироздания является его идеальная модель – идеальная Вселенная. Основа идеального мира – всеначальная универсальная энергия, которая насыщает собой всё пространство на квантовом уровне.

По словам Е.И. Рерих, Первичная Материя, или Materia Matrix, лежащая в основании Вселенной, будучи первоначальным проводником, или носителем духа, не может быть хаотичной и неодушевлённой, лишь низшие стадии её приобретают свойства хаотичности.

За ней следует стадия Первичной Материи на астральном плане – Материя Люцида. Далее, уплотняясь, материя обретает всё более грубые формы, из которых строится наш физический проявленный мир.

Соотношение духа и материи характеризуется их неразрывным единством. Как основа и потенциал всего сущего, субстанция Духоматерии всюду едина, но её дифференциации бесконечно многообразны и могут значительно разниться друг от друга. Тем не менее, их космический Субстратум есть единое целое.

Материя представляет собой кристаллизованную форму или состояние Духа. Дух раскрывает свой потенциал посредством материализации и соприкосновения с миром форм. Элемент Духоматерии – это единое первоначальное целое, Первоначало, которое, дифференцируясь, приобретает многообразные и несхожие черты. Абсолют, по сути, представляет собой Отрицательную Абстракцию, безличный Божественный Принцип. Он есть простая духовная природа. Абсолют – Универсум, или Непроявленная Реальность, невидимый Источник всего Сущего, содержащий в потенциале зародыш всех вещей. Так называемая Матрица Творения. Космос – сложная семеричная структура. Непроявленная Вселенная – идеальная модель феноменального мира, строящегося по образу и подобию первичного. Мир форм – отражение идеальной Вселенной. Он менее реален и характеризуется плотностью и грубостью материала в сравнении с высшими формами первичной материи. Структуру мироздания характеризуют следующие черты: многомерность, цикличность развития, триединство сущего, семеричность построения, наличие единой энергетической основы.

Таким образом, перед нами предстаёт целостная взаимодействующая космоэнергетическая система со своими чёткими внутренними законами, строящаяся по строго Иерархическому принципу.

В Учении Махатм «Живая Этика», переданном ими человечеству, содержится научно обоснованная концепция структурирования мироздания. Согласно этой концепции, наш мир, Космос многомерен и строится по семеричному принципу. Семеричный принцип строения мироздания содержится в отголосках космических легенд народов Древнего мира. Например, по представлениям ненцев, Вселенная состоит из нескольких миров, расположенных по вертикали, один над другим. Всего над Землёй семь небес или сфер. Высоко в небесных сферах, считают они, живут небесные люди, похожие на земных. Кельты верили в существование семи морей, охватывающих мироздание. А древние египтяне насчитывали у человека не одну, а семь душ: Ка, Ба и т.д.

Седьмой план (или небо) самый высший. Седьмой принцип означает неизменное зерно духа – монаду – частицу божественного Абсолюта (Парабрамана), которая, спускаясь всё ниже в материю, облекается последовательно во всё более грубые оболочки или тленные тела. Термин «седьмое небо» _ всего лишь красивый символ, означающий высочайшую степень космического огня, Атму. Перечислим все семь принципов. Итак, Дух – Атма соответствует энергии, разлитой во всём Космосе (пневме). Все последующие оболочки позволяют духу проявиться на иных планах бытия и, за исключением первых двух, входящих в бессмертную Триаду, являются его временными вместилищами. За ним следует Буддхи – духовная душа или проводник. Пятый принцип, Манас или Высший Разум, означает Самосознание. Частично соединяясь с монадой, Манас воплощается в каждом новом рождении. Соединение Атма – Буддхи – Манас является бессмертной божественной Триадой (Святой Троицей) и главным творящим Принципом Космоса, основой всего сущего, Высшим Я. Четвёртый принцип Кама состоит из двух составляющих: низшего Ума или низшего Манаса и формы ментальных и физических желаний и мыслей – КАМА_РУПЫ. Кама означает «животная душа» или высшее астральное тело, аналогичное древнеегипетской «Ка». Третий принцип – жизненная энергия Прана, китайская «ци» (рэй ци, рэй ки), универсальная энергия. Затем следует низшее астральное тело или эфирный двойник. Наконец, завершает семеричное построение физическое тело, самое грубое из всех тел. Семеричное построение присуще всему сущему в Космосе, от целой Вселенной до её мельчайшего атома. Каждая клеточка во вселенной, включая Человека, планеты, звёзды, системы и галактики СЕМЕРИЧНЫ. Число 7 имеет особое оккультное или магическое значение во всех мировых религиях и мифах. Это число божественное, священное, и тайна его пока человечеству не может быть раскрыта. Известно лишь то, что каждый из семи физических чувств и состояний сознания соответствует одному из семи космических планов или сфер. Человеческая душа является отпрыском или эманацией своего ЛИЧНОГО Бога. Так и проявленная физическая Вселенная – отображение идеальной невидимой РЕАЛЬНОСТИ.

Итак, Земля, как и любое другое небесное тело, имеет семь тел или глобусов, которые составляют так называемую планетную цепь. Точнее сказать, планетные цепи – это сферы Тонкого и Огненного мира, окружающие нашу планету, которые и соответствуют семи принципам в организме человека. Самой низшей сферой является наш физический видимый глобус. Шесть других предположительно невидимы и находятся вне зоны досягаемости. Планетные цепи и есть 7 небес древних. Каждая подобная цепь является ПОРОЖДЕНИЕМ предыдущей, более низшей цепи, окончившей своё существование и передавшей все свои жизненные принципы последующей, как это произошло в случае с Землёй и её «матерью» Луной. Ибо оккультно Луна является «родительницей» нашей планеты, она гораздо старше Земли и сейчас мертва, так как передала своему «детищу» все свои жизненные принципы. Наши духовные прародители «питри» (предки) пришли с Луны и вошли в пустые земные оболочки, одушевив их, чтобы продолжить своё эволюционное развитие на новой планете. Так учит Тайная Доктрина. Отсюда и культ почитания предков, которые являются духами, вошедшими в наши физические тела. Таким образом, питри – это мы сами. Луна гораздо древнее Земли и даже Солнца. Именно Луна управляет Землёй, взять хотя бы приливы и отливы, рост растений, менструальный цикл у женщин – все эти жизненные явления связаны с влиянием Луны.

Возвращаясь к рассмотрению природы Абсолюта, резюмируем вышесказанное. Итак, Бог, или Субъективный Принцип, находится в потенциальном состоянии в недрах Космической Природы в качестве сокрытого духовного первоначала. Этот Элемент, будучи статичными нейтральным, сочетается с Космической Природой посредством связующего звена, или универсальной энергии, которая содержит в себе зародыши и свойства всех вещей. Материя последовательно развивается из высших форм в низшие, а из низших – снова в высшие в результате сочетания Космической Природы с духовным Субъективным Элементом. Каким образом происходит рождение Космоса? Что говорит об этом современная и древняя наука?..

 

2. Мистерия Вселенной

Мы выяснили, что Космос представляет собой универсальную гармоничную форму, высочайший синтез всех вещей. Он подлежит постоянному обновлению или сменам форм, каждая из которых совершеннее предыдущей. Развитие эволюции циклично и семерично как физически, так и метафизически. Строго говоря, существует семь планов Вселенной, шесть из которых невидимы физическим зрением. Эволюция Космоса предполагает бесконечное совершенствование всех форм бытия до их первоначального божественного состояния. Эволюция строится по спиральному принципу. Каждая новая форма или ступень развития выше предыдущей согласно прогрессии циклов. Эволюции противополагается процесс инволюции, градации – деградация. Космос расширяется и сужается в процессе космического «дыхания», основанного на гармонии противоположностей. Олицетворением Абсолюта является, по словам Е.П. Блаватской, «абсолютное Абстрактное Движение». Мироздание движется изнутри вовне, точно так же как изнутри семенного зародыша появляется росток, становящийся впоследствии могучим древом. Так и Космос рождается из невидимого семени, ширится и растёт, а затем умирает для нового возрождения, подобно бессмертной птице Феникс.

В настоящее время главенствует научная теория расширения и сжатия Вселенной. В науке имеет место закон взаимного удаления галактик со скоростями, приблизительно пропорциональными их взаимным расстояниям. Назван этот закон по имени астронома Хаббла. Так, галактики, находящиеся друг от друга на расстоянии в 10 млн. парсек, удаляются друг от друга со скоростями около 600 км / сек. Это расширение в соответствии с принципом Доплера вызывает наблюдаемое красное смещение спектральных линий в спектрах галактик. Это явление называют расширением Вселенной, или, как сказали бы древние, «Божественным Выдыханием». Многие эзотерические источники сходятся на том, что жизнь представляет собой дыхание Бога и с каждым вдохом и выдохом Вселенная поочерёдно сворачивается и разворачивается во времени и пространстве, рождая и уничтожая своё творение в цикличном ритме. Вселенная либо пассивна, во время Пралайи, Ночи Брамы, либо активна. Когда после активной стадии происходит возврат к пассивному состоянию, Вселенная сжимается и разлагается. Происходит обратный процесс дезинтеграции, и все элементы рассеиваются, возвращаясь к Первоисточнику. В древних манускриптах сказано, что выдыхание «непознаваемой сути» рождает мир; вдыхание приводит к его исчезновению. Процесс этот извечен, и наша нынешняя Вселенная – лишь одна из бесконечного ряда, не имеющего ни начала, ни конца.

Об этом повествуют древние мифы всех народов. Например, древние китайцы считали, что небо и Земля некогда были слиты воедино (как и у шумеров) и похожи на куриное яйцо. Внутри находился зародыш будущего великого божества Пань-гу. Родившийся из Космического яйца, он стал Творцом Неба и Земли. В древнеиранском письменном памятнике VII – VI вв. до н.э. «Авесте» мы находим следующее сообщение: «Сперва Ормазд создал небо в форме ЯЙЦА из сверкающего металла… А всё творение было создано внутри неба… Вторым он создал воду, третьим – землю, четвёртыми – растения, пятым – Быка, шестым – человека…»

Согласно «гермопольской» теории древних египтян в Начале был Хаос, в котором происходила борьба созидательных и разрушительных сил. Из земли и воды был создан Изначальный Холм – вселенская Мировая гора (аналог древнеиндийской горы Меру – прим. авт.). на нём Белый Гусь снёс Космическое Яйцо, которое было разбито и из него вылупился бог Солнца – Хепри. Его рождение послужило толчком для появления остального мира.

«Веды» древней Индии гласят, что вся вселенная и боги произошли из золотого Космического Яйца. По другой версии – из первичного Океана. Конечно же, Космическое или Духовное Яйцо всего лишь символ. Но что скрывается под ним? Обратимся за разъяснением к великому древнегреческому философу Платону. Согласно его учению, видимая материальная вселенная была создана невидимым и вечным ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ. Наш мир был сотворён по извечному образу «Мира Идей» или некоей «Идеальной» Вселенной, содержащейся в геометрической модели додекаэдра, которую использует Божество. Е.П. Блаватская в своём известном труде «Разоблачённая Изида» пишет следующее: «Ключом…служит общая формула единства во множественности, единое, переходящее во множество… Это древняя доктрина об эманировании… Всё из Него и через Него и в Нём содержится. Когда растворение – пралайя – достигло своего конца… – Господь, существующий от себя, от которого и через которого всё стало быть и будет решил эманировать из своей собственной субстанции различных тварей».

Давайте подробно рассмотрим сам акт сотворения и попробуем расшифровать древние символы. Согласно учению даосов, в начале вещей находился пустой круг у-цзи – изначальная субстанция Дао, которая означает состояние покоя, когда всё сущее неотделимо от своего источника («бытиё, объятое дао»).

В индийской терминологии это состояние называется пралайя («лайя» – санскр. – нулевая сингулярная точка).

Итак, зародыш будущей Вселенной – сингулярная нулевая точка (круг).

Архаические манускрипты содержат на своих страницах изображение безупречного белого круга на тусклом тёмном фоне, который означает Первоисточник, или Космос в Вечности, перед новым пробуждением Энергии. В первоначальном состоянии творения зародышевая Вселенная, погружённая в воды, покоилась в лоне Вечности. На другой странице манускрипта изображён тот же круг, но уже с точкой в центре.

Точка в круге указывает на начало дифференциации. Эта Точка в Мировом Яйце означает зародыш будущего Мироздания. Отсюда следует, что Космос в начале Творения был сконцентрирован в одной точке, которая тождественна Центральному Солнцу – источнику Жизненного Электричества. До появления Космоса не было ничего, кроме абсолютной тьмы во время Пралайи. В «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской образование Вселенной описывается так: ткань расширяется, когда над нею разносится огненное дыхание Отца. Она сокращается, когда дыхание Матери касается её. Тогда Сыны (элементы) рассыпаются, чтобы вернуться в лоно Матери при окончании Великого Дня Брамы для воссоединения с ней.

Согласно древнекитайскому учению, Тай-цзы символизирует разделение и начало перемен. Вся наша жизнь, весь окружающий представляет собой непрерывную перемену. Всё в этом мире постоянно меняется, каждую секунду, кроме самого закона изменений. Инь и янь находятся в постоянном борении, являясь полными противоположностями и обеспечивая существование, движение и развитие всех сфер объективного мира. В современной науке существует учение-диалектика о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.

Например, греческая философия формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе обе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Они понимали всеобщую изменчивость как результат превращения какого-либо одного основного элемента (земля, воздух, огонь и эфир) в другой.

У Платона бытие трактуется в качестве активной противоречивой координированной раздельности. Всякая вещь тождественна сама с собой и со всем другим, а также покоится и движется в самой себе и относительно всего другого. Дж. Бруно высказывал идею и о единстве противо-положностей, и о тождестве минимума и максимума, о бесконечности Вселенной, трактуя, что центр её находится везде, в любой точке, а окружность – нигде.

Итак, вернёмся опять к акту сотворения. Бытие или Всевышний, сказали мы, эманировал из себя СИЛОЙ ВОЛИ творящую мощь Брахму (Пурушу), который символизирует собой божественное мужское начало и Единое становится Двумя, Дуадой. Из союза этих двух принципов – Интеллекта и Материи – происходит третий феноменальный мир, как пишет Е.П. Блаватская.

Итак, архитектор мира Брахма плыл на листе лотоса[1], обратив молитву к Вечному. Первичная тьма рассеивается, Брахма открывает своё понимание и исходит из космического яйца. Космическое яйцо олицетворяет бесконечный хаос. Он исходит в виде СВЕТА и становится Творцом мира. Он приступает к строительной работе и создаёт феноменальный мир. Невидимая и непостижимая Троица создаёт вторую триаду, состоящую из трёх сил: творящую, сохраняющую и преобразующую – Брахму, Вишну и Шиву, слитыми воедино. Именно они являются творящей мощью и источником множества вещей, в том числе и нашего грубого физического мира.

Мир движется циклами. Вначале абсолютно чистый Дух спускается в грубую материю для самоосознания и собирания опыта, страдания Земли учат его распознаванию и различению добра и зла (вспомните библейский миф о том, как Адам вкусил яблоко с Древа Познания и был изгнан из рая неведения). Очищаясь и закаляясь в горниле страданий, Дух вновь поднимается ввысь, стараясь вернуть свою утраченную божественность, и так до бесконечности…

Посмотрим, как трактуют акт сотворения мира древнеиндийские Веды. Последователь Веданты, философ и подвижник свами Шивананда пишет: «Перед тем как мир был спроектирован в Брахмане, была вибрация… Он подумал или пожелал: «Я Один, пусть я буду многими». Эта вибрация соответствует разбуханию замоченного в воде семени. Таким образом был спроектирован мир… Этот мир был сотворён его силой иллюзии – майей… Вначале было только Существование; один Единый… Майя и Брахман неразделимы. Они как огонь и теплота, лёд и холод… Мир, в конце концов, – это ментальное творение. «Там, где есть сознание, есть и мир…».

Для того чтобы полнее осветить этот сложный вопрос, необходимо разобраться, прежде всего, с древнеиндийской терминологией и знать значение основных понятий, данных на санскрите. У Елены Рерих мы находим ясное объяснение: «Абсолют и есть Парабраман Индусов. Также и Мулапракрити[2] должна рассматриваться как Абсолют… В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и представляют собой Единый Элемент… Дух без материи est nihil… Парабраман имеет своим синонимом Брамана (Брахмана), тогда как Брама уже является Божеством, периодически появляющимся и исчезающим. Этот Брама, как проявленное Божество, имеет два аспекта: мужское и женское начало, или две полярности, или вечное выявление Космической Мыслеосновы в видимой Природе»[3]

Брама тождественен божественному Андрогину или Адаму Кадмону, который символизировал собой первое коллективное человечество, и он является второстепенным божеством, Демиургом, архитектором мира. Парабраман или Брахман и есть Абсолют или Ничто, Вечный, Высочайший Непознаваемый Бог или духовный первоначальный Принцип – источник всех вещей, всё и одно.

Отсюда мы узнаём ещё один важный момент, касающийся соотношения Духа и Материи. Обычно принято разделять их, но на самом деле оказывается, что они едины и нераздельны в своей изначальной сути. Дух без материи ничто, а материя – это всего лишь состояние духа. Дух, по существу, – завершение материи. Е. Рерих пишет: «Элемент Дух – Материя содержит в себе всю проявленную Вселенную… Истинно, они едины… Как основа, как потенциал всего сущего, субстанция эта всюду едина, но дифференциации её беспредельны… Космический субстратум этих дифференциаций будет един на протяжении беспредельного пространства…»[4]

 

Божественная природа Абсолюта

Мудрецы Востока категорически отрицают существование в Природе единого антропоморфизированного Бога или некой Духовной Сущности, якобы сотворившей мир и человека по Образу и Подобию Своему. По мнению древневосточной философии, это абсурд. Философия Востока крайне сложна для восприятия её западным умом и представляет собой весьма точную науку следствий по их причинам и причин по их следствиям, базируясь на основополагающем Законе Кармы или причинно-следственной цели действий и преобразований в природе. Восточная Доктрина отрицает существование Бога, но допускает при этом наличие в природе высших духовных сущностей, наделённых Космическим Разумом, или Сверхсознанием. Эзотерический буддизм утверждает, что Парабрахман, или Абсолют, не есть Бог, но «абсолютный и неизменный закон». Согласно данной доктрине, Единая Жизнь проникает в сущность каждого атома материи, следовательно, она материальна, то есть сама есть материя. Трансцендентальная доктрина отрицает существование «мыслящего, сознательного Бога на том основании, что подобный Бог должен быть обусловленным, ограниченным и подверженным изменениям, следовательно, не бесконечным»[5], и называли Его непреложным, неизменным, слепым принципом-законом или силой, давшей толчок образованию Вселенной и эманировавшей из себя все вещи. Данная философия в духе пантеизма отождествляет материю и Природу, констатируя её неуничтожимость, непреложность и бесконечность. На основании опыта эта наука показывает материю как некую энергетическую структуру, с одной стороны, наделённую неразрушимыми принципами и элементами, а с другой, находящуюся в процессе постоянного движения, видоизменения и самообновления форм, комбинаций и свойств. Что касается Бога, то, как утверждают восточные философы, он есть «сама сущность и природа этой беспредельной и вечной материи, её энергия и движение»[6] Материя имеет свои бесконечные градации, от чисто духовной степени до низших и грубых форм, но основа её, или субстратум, неизменна. Она есть вездесущий Протеус в её непрерывном движении, которое и есть жизнь, выявляемая Великой Матерью Природой. Т.о., движение-жизнь вытекает из сущности материи посредством энергии или врождённой силы. Природа является совокупностью, синтезом или соединением многочисленных свойств, качеств и комбинаций, произошедших из первичной материи путём сочетания.

Отсюда следуют три непреложных факта: существование материи, существование движения, или жизни в природе, и, наконец, их самосущность и вечность.

Можно сказать, что существует непроизвольная мощь Бесконечного Разума (но не Бога!), вечно вливающая «субъективную материю в объективные атомы или космическую материю для того, чтобы развиться впоследствии в формы»[7]. Эта же «непроизвольная механическая сила» управляет Вселенной и контролирует её. Одним словом, существует вечное Мировое движение, которое никогда не прекращает своего хода, даже во время дезинтеграции космических форм (Пралайи) и которое есть суть единое, вечное и несозданное Божество, неправильно именуемое Богом. Под Богом учёными-богословами и теологами подразумевается некая Духовная Сущность, которая на самом деле не существует, тогда, как вечносущее Божество есть неизменный Космический Принцип или Закон. Проще говоря, простая духовная природа, как выразился некогда Ориген.

Итак, именно движение управляет законами природы, как механический импульс. Свабхават буддистов-свабхавиков есть «Сила или Движение, вечно порождающее своё электричество, которое есть жизнь»[8]. Она бессознательна, вездесуща и пластична. Законы природы никем не создаются, ниоткуда не возникают, они просто СУЩЕСТВУЮТ вечно и неизменно в природе, являясь двигателем и движением одновременно. Во вселенной царствует единый Величественный Закон Гармонии и Равновесия и всё в природе строится в согласии с этим неизменным законом. Этот закон не есть случайность, но непознаваемая непреложность развития жизни. Из неразумной слепой Силы и посредством её рождаются в процессе эволюции и вечной прогрессии циклов высокоразвитые существа. Причём человек является лишь промежуточным звеном эволюции, а отнюдь не Венцом Природы, и цель его – бесконечное совершенствование. Согласно сокровенной Доктрине, Абсолют является квинтэссенцией единого принципа Духоматерии и единственной реальностью в природе. Всё остальное – иллюзия, Майя. Дух есть сублимированная материя, а материя – кристаллизованное состояние Духа. Святую троицу христиан можно расшифровать таким образом: Отец есть зарождающий Дух, или первичный субъективный Элемент, Сын – материя, или человек, и Святой Дух – нематериальная сущность. Дух и Материя, как было сказано выше, представляют нераздельное единое целое, поскольку Дух без материи ex nihil, или ничто, а материя без духа не могла бы быть спроектирована и обрести формы. С исчезновением духа, или жизненной силы из тела, молекулы разъединяются, возвращаясь к первоисточнику.

 

Теория эволюции

1. Доктрина циклов

Доктрина циклов учит о том, что «каждая планета проходит неоднократно через разные циклы. Также и огненные разрушения и строительства уже не раз посещали как нашу, так и другие планеты, но степень их интенсивности разнится в соответствии с духовным состоянием их обитателей»[9].

Каждый планетный цикл имеет предел для развития организма человека, и, согласно закону прогрессии циклов, с каждым новым кругом или циклическим оборотом ступень достижения повышается. Всё сущее в природе развёртывается в Беспредельности на семеричном основании. Вселенная строится по принципу семеричности. Отсюда, каждое небесное тело имеет шесть сфероидальных спутников, на которых происходит движение эволюции на протяжении семи циклов. Каждый Цикл Жизни на каждой из сфер состоит из семи рас. Это земной Круг. А круг от первой сферы к седьмой называется Планетарным Кругом.

По словам Махатм Востока, каждая Духовная Индивидуальность должна пройти огромный путь эволюции, завершить гигантский вращательный прогресс. «Первое – с самого начала великого Манвантарного вращения, от первой до последней из носящих человека планет – на каждой из них монада должна пройти через семь последовательных человеческих рас… Каждая из семи рас выпускает семь разветвляющихся веток из родительской ветви; и через каждую из них по очереди человек должен эволюционировать прежде, чем перейти в следующую высшую расу, и это – семь раз… Через каждую расу человек должен пройти, проделав семь последовательных вхождений и выходов, развивая интеллект от нижайшей до высочайшей степени и последовательности… Его земной цикл со своими малыми кругами и субкругами является точной копией Великого цикла – только в миниатюре»[10].

Как было сказано выше, Абсолютная Сила, содержащая в себе потенциал и зародыши всех вещей, раскрывает его на протяжении всего Великого Цикла Жизни, вначале созидая, а в конце разрушая всё сотворённое ею, и так без конца. Целью эволюции является раскрытие заложенного потенциала и самосознание путём совершенствования разума и форм. Жизненный импульс последовательно одухотворяет цепи миров, населяя их многообразными формами жизни, от минерального до человеческого царства – венца Мироздания. По завершении семи циклов в каждом из царств эволюция нисходит дугообразно вниз, чтобы развить последующий мир в цепи миров и т.д. В конце каждой Маха-Юги наступает разложение, Пралайя.

Так называемый человеческий цикл нашей системы состоит из четырнадцати сфер-глобусов одной планетной цепи, из которых семь – субъективны и семь объективны. Цепью планет называются различные фазы одной и той же планеты со всеми её сферами Тонкого и Огненного Мира. Причём эти сферы тождественны семи принципам человеческого организма. При этом каждая цепь миров является воплощением низшей цепи, передавшей ей свои жизненные принципы или импульс жизни. Например, наша земная цепь является порождением предыдущей лунной цепи. Ибо Луна, как сказано в «Тайной Доктрине», наша матерь, участвовавшая как в образовании нашей планеты, так и в населении её человечеством. Наши предки – «питри» – пришли с Луны и вошли в пустые оболочки. Как только дыхание жизни покинуло Луну, будучи передано нашей планете, Луна тотчас стала трупом, мёртвой планетой, превратившись в физический спутник своей дочери-Земли.

Данная доктрина учит, что ниже человека существуют три царства в объективной и три в субъективной области. Вместе с человеком – семь царств. Все эти царства подразделяются на многочисленные семеричные ответвления.

Монада (частица Абсолюта) начинает свой путь в высочайшем мире нисходящей серии или в сфере А (если мы примем такое условное обозначение сфер от А до Z). Вначале она проходит предварительные эволюции с их стадиями первых трёх царств, после чего она облекается в минеральную оболочку первого класса. Затем она переходит на другую планету, или сферу и т.д. через семь сфер. Закончив свою эволюцию минерального царства, монада воплощается в царстве растительном и движется к следующей сфере, от А к В.

Следует отметить, что прохождение монады от сферы А к сфере Z включает в себя проявление её в каждом из царств природы в качестве минерала, растения, животного и человека. Всё вместе это называется Великим Циклом, или Большим Кругом, который в свою очередь подразделяется на малые планетные циклы, в течение которых монада совершает семь основных инметаллизаций, то есть воплощений в минеральном царстве, семь зоонизаций в качестве животного класса и 7 инкарнаций. Малые круги, в свою очередь, делятся на субкруги, также в семеричных сериях. Классификация кругов и классов настолько обширна, что вычисления их заняли бы не одну страницу. Но обладают ими только посвящённые – простым смертным их знать не дано.

В «Письмах Махатм»[11] содержатся сведения о том, что на каждой планете, включая нашу Землю, человек должен совершить семь малых кругов через семь рас и через семь умноженных на семь ответвлений. Имеется семь коренных рас и семь субрас. Расчёты таковы: одна жизнь в каждой из семи коренных рас, помноженная на семь жизней в каждой из 49 субрас (7×7×7=343) плюс ещё 7, а затем серия жизней в ответвлениях рас, которые составляют сумму реинкарнаций на каждой планете, равную 777 воплощениям!

В целом картина эволюции монады такова. «Дух» сначала нисходит по нисходящей линии в «материю», уплотняясь всё более с каждой ступенью своего нисхождения, и, дойдя до поворотной точки, начинается его обратный ход. То есть материя начинает утончаться в своих формах, восходя вверх по дуге к чисто «духовному» состоянию.

Как сказано выше, эволюция Космоса подразделяется на активную и пассивную стадии развития. Активный цикл бытия Мироздания называется Манвантара, пассивный – Пралайя, или разложение всех форм. Существует три вида Пралайи и Манвантар:
1. Общая, или Маха-Пралайя и Маха-Манвантара.
2. Солнечная Пралайя и Манвантара.
3. Малая Пралайя и Манвантара…

Первый вид относится к Великому Мировому Циклу Дня и Ночи всей Вселенной. Второй касается отдельной звёздной системы миров. Третий вид касается лишь отдельной планетной цепи. В одном большом круге существуют семь малых планетных и земных кругов для каждого царства и одна обскурация (пассивная стадия в развитии планеты) каждой планеты.

По сведениям Махатм, малая Манвантара состоит из семи больших кругов, сорока девяти малых и семи обскураций.

Во время малых пралай не происходит уничтожения царств, достигших частичного, а не полного развития к концу малой Манвантары. По окончании пассивного периода существования они продолжают свою прерванную деятельность. Как формируются планеты и происходит последовательная эволюция на планетных цепях?

Вначале прообраз того, чему впоследствии предстоит стать планетой, представляет собой спиралеобразный вихрь или сгусток космической пыли, который сочетается с достигающими его в срок жизненным импульсом. Образуется незримый центр будущего планетного образования, на котором последовательно совершаются серии трёх эволюций сил природы тонкого порядка. Семь видов природных сил образуют семь планетных принципов, соответствующих принципам человеческого микрокосма, а именно: а) физическое тело; б) эфирную оболочку; в) жизненный принцип; г) творческий принцип (Кама-Рупа); д) животная душа, заключённая в животном и в зачаточном состоянии растительном царствах; е) человек есть шестой принцип Буддхи, или духовная душа; ж) наконец, седьмой принцип – это энергоинформационное поле планеты, или Акаша.

Формирование видимого глобуса начинается по окончании трёх бесплотных эволюций элементарных царств. Четвёртым по счёту царством природы (а не первым, как принято думать) является минеральное царство. Оно первое в стадии формирования осязаемой сферы. Его формам в данном круге свойственны эфирообразность и пластичность. К седьмому малому кругу они уплотняются и затвердевают. По завершении первого круга эволюция переходит на второй глобус, который уже почти сформирован для принятия жизни. Здесь начинается эволюция минерального царства.

Эволюция растительного царства в свою очередь начинается на первой планете, по завершении которой его сущность перейдёт на следующую (условно обозначим её номером вторым), в то время как минеральное царство, вполне развившееся на глобусе №2, переходит на третий глобус, а на первой планете пробуждаются к жизни зачатки животного царства и так далее. В завершении на планете №1 появляется первое человеческое существо. Оно совершенно непохоже на современного физического человека, ибо первый человек имеет эфирообразную духовную оболочку, которая с течением «падения в материю» всё более уплотняется и, наконец, полностью кристаллизуется в плотную физическую форму, чтобы затем вновь начать восходящий процесс своего утончения. Подобно представителям других царств человеческая сущность последовательно переходит с планеты на планету, совершая циклический оборот в 7 кругов.

«Когда все царства достигнут планеты Z[12], они не будут продвигаться вперёд, но снова войдут на планету А в предшествии человека, но под законом замедления, действующим от центральной точки, или Земли, до Z и который уравновешивает принцип ускорения по нисходящей дуге, они только закончат свою соответствующую эволюцию родов и видов, когда человек достигнет своего высшего развития на планете Z, в том или ином большом круге… Когда человек усовершенствован полностью в данном круге на планете А, он исчезает. Постепенно эта планета теряет жизнеспособность и, наконец, достигает стадии Луны, то есть смерти, и остаётся так, пока человек совершает свои семь малых кругов на Z и проходит свой междуциклический период, прежде чем начать следующий большой круг. Подобное происходит на всех планетах поочерёдно… Мы проследим человека от одного большого круга до Нирванического состояния между Z и А. А осталось в последнем круге мёртвым. С началом нового большого круга оно схватывает новый прилив жизни и порождает все свои царства до самого последнего, уже на высшей ступени. После того как это было повторено 7 раз, наступает малая пралайя; цепь миров не уничтожается разложением, …а переходит в abscondito, из которого они, в свою очередь, выявятся во время следующего семеричного периода. В течение одного солнечного периода происходит семь подобных малых периодов по восходящей шкале прогрессирующего развития»[13] [Письмо 66 (от 10.07.1882 г.), Кут-Куми – А. Хьюму].

При наступлении Пралайи солнечной системы каждая планета вместо того, чтобы вступить в состояние обскурации, разлагается, и её рассеянные частицы возвращаются к первоисточнику. Человечество погружается в Нирвану, после чего будет рождено в более высокой системе миров.

 

2. Эволюция человечества. Расы и субрасы

Выше мы упомянули о том, что человек окончательно сформировывается лишь к Четвёртому Кругу, в котором мы сейчас находимся. Эзотерическая доктрина учит, что та сущность, которой предстоит стать человеком, последовательно проходит предварительные стадии своего развития через все формы и царства природы в течение первого круга и через человеческие формы в последующих двух кругах. Достигнув Земли в начале четвёртого круга, человек появляется на планете в качестве первой формы, которой предшествовали лишь представители минерального и растительного царств. В течение предстоящих трёх кругов человеку предстоит принять свою изначальную божественную форму и воссоединиться с другими Планетными Духами. То есть стать Богочеловеком и Богом. Каждый Цикл жизни на каждом из глобусов состоит из семи коренных рас. Следует различать Планетарный Круг (эволюция семи глобусов) и земной круг семи рас (Круг глобуса) для того, чтобы не создавать путаницы между аналогичными, но не тождественными понятиями.

В первом круге (имеется в виду земной круг семи рас) человеческая сущность ещё слишком эфирообразна, бесплотна, она обладает высокой духовностью, но практически лишена разума. На протяжении своего развития в череде сменяющихся рас и субрас и их ответвлений человеческие оболочки всё более уплотняются, погружаясь в бездну материи. Полуматериальной оболочке прообраза человека присущи гигантские размеры, поражающие воображение.

Во втором круге прообраз человека продолжает уплотняться, в нём просыпаются зачатки разума, но духовность всё ещё преобладает.

К третьему кругу его физическая оболочка уже практически сформирована и уменьшена в размерах. В этом круге человек представляет собой разумное животное высокого типа, напоминающее человекообразную обезьяну, обладающую умом. Духовность отходит на второй план, вытесняемая разумом.

К четвёртому кругу формирующийся человеческий разум достигает пика своей эволюции. Четвёртый круг характеризуется появлением и развитием языковой речи, рассудка и расширения познаний физического характера. Вторая половина данного круга полагает начало борьбе между телом и разумом. В этот период в человеке пробуждаются его скрытые духовные силы. Эволюция сознания принимает ускоренную форму развития. В последующих кругах борьба и совершенствование продолжаются до тех пор, пока к концу седьмой расы седьмого Круга человечество не достигнет высочайшего пика своего развития, положенного на данный Жизненный Цикл.

Что касается так называемых субрас, то, по эзотерическим данным, например, «арийцы принадлежат к пятой под-расе пятой коренной расы. И каждая последующая коренная раса выкристаллизовывается из соответствующей ей под-расы»[14]. «Письма Махатм» подробно освещают аспекты трансцендентальных знаний об эволюции рас и субрас и закономерности процесса их развития. Те же сведения в завуалированной символической форме содержатся в «Тайной доктрине» Е.П. Блаватской в разделе «Антропогенезис», где наиболее полно раскрыта история развития эволюционных типов человечества.

Данные источники утверждают, что настоящая пятая раса началась в Азии 1 миллион лет назад. Ей предшествовали две высочайшие цивилизации атлантов и лемурийцев, некогда уничтоженных в результате планетных катаклизмов. Та же участь грозит и нашей высокотехнологичной цивилизации, ввиду её погружения в грубую материальность и забвения ею духовных ценностей. История повторяется, и ничто не ново под Солнцем. По сведениям «Тайной доктрины» [1937, т.II, С.392, 413]: «Лемурия погибла около 700 тысяч лет до начала того, что ныне называется «Третичным периодом», а Атлантида ушла под воду 850 тысяч лет назад».

Там же сказано: «Период в несколько миллионов лет истёк со времени Первой Расы, «не имевшей разума», до появления высоко разумной и интеллектуальной Расы позднейших Лемурийцев; так же как и другой период между самой ранней цивилизацией Атлантов и историческим периодом» (Блаватская Е.П. Тайная доктрина, 1937, т.II, С. 329).

Третья раса Лемурийцев менее известна, нежели легендарные атланты. Тем не менее это была некогда не менее блестящая и высокая цивилизация, упоминания о которой стёрты из свитков истории и давно канули в Лету. Именно в конце Третьей расы на Землю с Венеры и Юпитера пришли семь великих Мудрецов, чтобы руководить эволюцией Четвёртого Круга. Строительство египетских пирамид и других сооружений также относится к данному историческому периоду. Как утверждает «Тайная доктрина», останки этого народа можно усмотреть в некоторых плоскоголовых аборигенах Австралии. Доказательством подобному утверждению служит незапамятная древность австралийского материка, его уникальная архаичная фауна и флора, какую не встретишь ни на одном из континентов. Всё это свидетельствует в пользу данной теории. По эзотерическим сведениям, Австралия является частью или осколком некогда затонувшего великого материка.

Что современной науке известно об Австралии? И что из этих сведений согласуется с эзотерической доктриной о глубокой древности континента как части Лемурии? Современная наука нам говорит, что животный и растительный мир этого изолированного участка суши отличается замечательным своеобразием и глубокой ДРЕВНОСТЬЮ. Богатая и своеобразная флора данной области включает около 12 тысяч видов растений, из которых около 9100 эндемичны (свойственны лишь Австралийской области). Почти весь род эвкалиптов, филлодийные акации, казуарины и др. деревья не встречаются за пределами континента, что говорит об их принадлежности к более древней эпохе, когда сравнительно молодые Америка и Европа ещё покоились под водами. По мнению современных учёных, в мезозойскую эру Австралия составляла с Азией единый материк.

Далее древние роды, характерные для тропического и умеренного климата (эвкалипт, ксанторея, тристания и др.) составили основной костяк эндемичной флоры Австралии. В ряде случаев обнаруживается общность с флорами Антарктической и Канской областей. Это буковые, магнолиевые, протейные, древовидные папоротники и др. подобное явление обусловлено, по мнению науки, существованием в Мезозойский период антарктической суши, включавшей Австралию и другие материки и острова.

По мере приближения к морю на юго-западе и на востоке материка появляются субтропические леса, а на побережье Кораллового моря и влажные тропические леса – гилеи, сходные по структуре и происхождению с соседними малазийскими гилеями. Для субтропических лесов австралийской области характерны гигантские эвкалипты, древовидные папоротники и другие растения. Высота эвкалиптов свыше 100 метров, а в диаметре до 12 метров. Это ещё один факт в подтверждение теории, раскрытой в «Тайной доктрине» о том, что предыдущая раса лемурийцев, жившая в эпоху динозавров и строившая мегалитические сооружения, обладала гигантским ростом, до 10 и выше метров. Очевидно, такие вещественные доказательства, как гигантские размеры древней флоры, фауны и мегалитов, мало принимаются во внимание современной наукой. Но если это так, то почему не предположить, что наряду с ними и человеческая раса по аналогии могла достигать столь же огромных размеров? О том, что она существовала в ту отдалённую эпоху, свидетельствуют найденные многочисленные наскальные изображения людей верхом на динозаврах, народные предания об огнедышащих ящерах или драконах и т.д.

Что касается местной фауны, то она не столь богата, что, по мнению учёных, обусловливается древностью отделения Австралии и Новой Гвинеи от соседних материков. Она также характеризуется обилием эндемичных родов и семейств, малым числом высших, или плацентарных млекопитающих. Здесь преобладает большое количество сумчатых – около 50 родов (162 вида) [на материке сохранились представители фауны мезозоя и третичного времени, в том числе наиболее древние из млекопитающих – однопроходные яйцекладущие ехидна и утконос]. Аборигены Австралии (дегенерировшие останки лемурийской расы) наукой относятся к австралоидной расе – ветви большой экваториальной негроавстралоидной расы. Для них характерны тёмный цвет кожи, широкий нос и толстые негроидные губы. Вплоть до 19 века племена жили первобытнообщинным строем (процесс инволюции) и пользовались каменными орудиями труда, аналогичными мезолитическим. Это ещё один весомый факт в пользу эзотерической доктрины. Из этого следует, что как в настоящее время – время расцвета современной цивилизации, могут существовать вырождающиеся останки дегенерировавших рас, то есть дикарей, так и в былую эпоху наряду с такими же дикарями могли вполне соседствовать высокие, подобно нашей, цивилизации Лемурии и Атлантиды. Опровергнуть эту теорию наука не в силах. Представьте, что будущие расы во время раскопок случайно наткнутся на каменные орудия труда нынешних австралоидов и по ним будут судить о степени развития всей нашей расы! Они сочтут нас невежественными дикарями. И это будет справедливым возмездием Кармы за ограниченность, узость и догматичность нашей ортодоксальной науки.

Об Атлантиде мы знаем со слов древнегреческого мыслителя Платона, точнее об острове, являвшемся остатками некогда цветущего великого материка. Погружение Атлантиды началось в период Миоцена, а остров Посейдонис погиб за 9 тысяч лет до времени Платона, то есть 11 тысяч с половиной лет тому назад. Некогда цивилизация Атлантиды была могущественной и великой. Атланты занимались созидательным мирным трудом, возделывая плодородные земли и орошая тучные поля. Велось широкое строительство святилищ, храмов и дворцов, великолепие которых поражало воображение. Эта раса славилась мудростью и святостью. Они жили в роскоши, но презирали богатство и искали иных, неземных благ. Атланты были заняты преимущественно постижением и раскрытием тайн природы. Живя в согласии с природой, они владели скрытыми божественными силами и могли совершать так называемые «чудеса». Левитация, дематериализация, телепатия и другие сверхъестественные способности были нормой в те далёкие времена. Достигнув высочайшего расцвета своего развития, цивилизация атлантов начала стремительно угасать.

Духовная раса стала всё ниже погружаться в бездны материи. По мере этого погружения раса постепенно вырождалась. Завязалось противостояние, вылившееся в разрушительную войну. Победа Сил Света над порочными чёрными магами Посейдониса случилась 11 с половиной тысяч лет тому назад. Атлантида в результате космического катаклизма погрузилась под воду, и всякая память стёрлась о её былом величии и славе. Землю заселили новые племена представителей последующей пятой расы, потомками которых мы являемся. Но и наша цивилизация не будет царствовать вечно. Срок, предназначенный для пятой расы, подходит к концу. История повторяется. Придёт час, и наша цивилизация будет стёрта с лица земли, подобно легендарной Атлантиде. На месте старых земель возникнут новые, на которых будут жить более высокодуховные божественные расы. Шестая раса уже вступает в свои права. Пятая стремительно клонится к своему закату. Над землёй зависла грозовая туча перемен. На смену погрязшему в грехах человечеству идёт новая блестящая цивилизация, способная, как Солнце, затмить все предыдущие народы и царства.

 

Примечания:
1. Лотос эзотерически символизирует Космос.
2. Женский принцип или аспект Парабрамана.
3. Рерих Е.И. Сокровенное Знание… М., 2003. С. 65.
4. Там же.
5. Письма Махатм. М., 2003. С. 194.
6. Письма Махатм. М., 2003. С. 200.
7. Там же.
8. Письма Махатм. М., 2003. С. 202.
9. Рерих Е.И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги / Сост. М. Мусина, Н. Ковалёва. М., 2003. С. 97.
10. Письма Махатм. М., 2003. С. 187.
11. См. «Письма Махатм», С. 230-231.
12.Условное обозначение семи сфер или глобусов планетной цепи от А до Z.
13.Рерих Е.И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни-Йоги. М., 2003. С. 118-119.
14.Рерих Е.И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни-Йоги. М., 2003. С. 127.

Литература:
1. Рерих Е.И. Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги / Сост. М. Мусина, Н. Ковалёва. М., 2003
2. Письма Махатм. М., 2003.
3. Письма Махатм. М., 2003. С. 202.
4. Рерих Е.И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги. М., 2003.
5. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида в 2 томах, М., 2002
6. Блаватская Е.П. Тайная доктрина в 3 томах, М., 1993.

 

Источник:  Культурно-просветительный портал “Адамант”

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий