Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОДАРНОСТИ И ЛЮБВИ. Сергию Радонежскому

1 122 просмотров

2698-8

 

Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связаны знание и строительство, сострадание и неутомимая твердость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, в зримых и незримых, в сказанных и несказанных. Несказанных во всей своей невыразимости условным языком человеческим, но, по счастью, кроме языка словесного человечеству дан и язык сердца. В этом языке пламенном и огне сердца сойдемся мы и, забыв темноту для вчерашнего, устремимся совместно к Свету.

НИКОЛАЙ РЕРИХ

Истинный вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком вожде, как в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния народа. Такой вождь идет, осененный знанием высшим, и милосердие и строительство — доспехи его.

Таким вождем был Преподобный Сергий, вдохнувший героический дух в народ. Он устремил его в будущее. Таким вождем остается Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и подвигом их жизни.

Осиянный Светом Несказуемым стоит Он, невидимо Видимый, на ступеньках великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой и Вождя его земного на новый подвиг.

ЕЛЕНА РЕРИХ

Ныне же мы должны особенно благодарить Бога за то, что даровал он такого старца святого — говорю о господине Преподобном Сергии — земле нашей Русской, стране нашей полунощной, в дни наши, в последние времена и годы.

Похвала наша Сергию не ему пользу приносит, но для нас спасением будет духовным.

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ

Без Сергия Радонежского русская душа не полна… При всем множестве любимых и почитаемых в нашем народе святых, Сергиева святость несколько особого сложения — сложенная из русского представления о своем идеале… К Сергию народ не мог охладеть, это значило бы отказаться от себя. В самые тяжкие для общей судьбы моменты в русском сердце слышались его участливые слова: «Не скорби, чадо».

Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, вызываются не итогом чего-то, а предвестием, в том числе необходимостью спасительных переходов через духовное бездорожье всех времен…, через предстоящие потоки лжи и грязи на противоположный берег, где, установясь на твердую почву, русский человек сможет опять обрести себя в праведных трудах.

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН

Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии в экономическом единстве, – назовется ли она по-гречески киновией или по латыни – коммунизмом, всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней как вожделеннейшая заповедь жизни – была водружена и воплощена в Троице-Сергиевой Лавре Преподобным Сергием и распространилась отсюда.

ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ

Еще при жизни Преподобного, как рассказывает его жизнеописатель-современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие». И в наши дни люди всех классов русского общества притекают ко гробу Преподобного со своими думами, мольбами и упованиями… Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания.

ВАСИЛИЙ КЛЮЧЕВСКИЙ

Н.К.Рерих. Святой Сергий. 1932

Н.К.Рерих. Святой Сергий. 1932

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ

О СВЯТОМ СЕРГИИ

Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры.

Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет всех нас к непрестанному, светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его.

Ориген заповедал: «Глазами сердца смотри». Не есть ли это также и заповедь Самого Преподобного, который в пламенной Чаше вознес заповедь сострадания и любви.

Преподобный Сирин сказал: «Когда мы в покое – демоны веселятся, а когда в трудах – Ангелы радуются». Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный камень русской духовной культуры, внеся в сокровищницу мирового почитания.

Имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, огнепоклонникам и почитателям Великого Духа. Было ли при этом хоть одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и всевозносящая духовная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не мечом, но сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати.

Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамена Преподобного? Дивно и чудно видеть, как даже в наше смятенное, отягощенное мраком, время всюду возносятся светочи храмов и часовень во Имя Преподобного. В Париже – Сергиева Обитель, в Лондоне – Сергиева группа учащихся. В Южной Америке знают Имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Св. Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного. По Азии раскинуты зачатки часовень и храмов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу. Огромное количество книг, статей и листовок посвящены Преподобному. Всюду благовестит это непобедимое Имя.

Больше того, когда вам приходится встречать людей близких в духе, рано или поздно, но безошибочно вы узнаете от них, что у кого в сердце, а у кого и в образе, носится это священное Имя, так объединяющее, так зовущее от дня вчерашнего перейти к светлому завтра.

Обратите внимание – Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя, Он был Богоносцем. Буддисты называют Боддисатвою, евреи – Израилем, а индусы – Махатмою.

Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас облик Святого Сергия. И пламенны были видения Ему Владычицы!

Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать, навсегда соединила Имя Преподобного с представлением о всезнании. «Преподобный знает», — так запомнил народ. «Преподобный знает, когда спасти». «Преподобный знает, когда явиться». «Преподобный знает, когда помочь». «Преподобный знает, чье сердце доступно благодати». «Преподобный знает, где нет неверия и предательства». «Преподобный знает, где искренний дар».

Во всех встречах от имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его. В этом схождении на понятии знания, культуры, мы найдем спасение общее…

Слово на освящении часовни Св. Преподобного Сергия, сооруженной

Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха в Радонеге. Чураевка, штат Коннектикут

 

Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда остается тем прибежищем, на которое опирается душа народа.

Будет ли это великое Имя в Соборе, будет ли оно в Музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Опять далеко за пределами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах как драгоценный Ковчег духа. Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен – сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности.

«Душа народов»

 

Минин указывал, что источник его решимости поднять ополчение таился в чудесном троекратном ему видении Преподобного.

В сонном видении явился ему Сергий и велел собирать казну для ратных людей и идти с ними очищать Государство Московское от разбойников. Пробудившись, Козьма в страхе стал размышлять о видении, но, полагая, что собирание войска не его дело, не знал, на что решиться. Спустя немного времени, Преподобный вторично явился ему, но и после того Козьма пребывал в нерешительности. Тогда Преподобный в третий раз явился к нему и сказал: «Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей, чтобы ты шел на освобождение Земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец».

Последнее видение повергло Козьму в такой трепет, что он даже занемог, но больше сомневаться уже не мог и ревностно принялся за указанное великое дело.

«Знамя Преподобного Сергия»

 

…Он всегда заповедует о жизни, о жизни вечной. Он знает Великую Строительницу. Он знает пути ко Господу. Он говорит: «Исполните все пути мирные, испытайте всю меру мира, и тогда победа за вами». Он благословит битву после того, как удостоверится, что пути мирные исчерпаны. Он допустит все испытания и в них укажет прочные камни перехода и восхода.

Он никогда не обременит непосильно. Он укажет путь всегда новый, неожиданный в своем несказуемом значении. Он придет в минуту последнюю, там где вера и под пламенем жара продолжает цвести благоухание. Он, признавший видение Владычицы, знает, как может трепетать сердце. Он никогда не нарушит доброе сердце человеческое. Он оценит каждое сердечное устремление. Он знает, что такое признательность. Он умеет направить на путь кратчайший.

Он дает хорошие пути. Он не считает расстояние, ибо знает меры нездешние. Он скажет идущему на Запад – повернуть к Востоку. Он обернет устремленного к Северу на Юг. Он шепнет не расседлывать коней на ночь и не закрывать входа шатра. Он указывает наступление там, где по-людскому считается отходом. Он знает лучшее приближение там, где люди в стесненности полагают уход. Он говорит отходящему: «Ты приближаешься». Он торопит, не считая меры земные.

Он ведет к поспешению. Он знает невидимые меры времени. Он оборачивает стрелы демонов. Он проницает тьму Светом незримым. Он всегда недалек. Он пройдет иногда близко и человечески слышим, чтобы напомнить и обострить ухо человеческое. Он воссияет мгновенно, чтобы просветить и глаз человеческий. Если отемневает глаз, то засияет и просветление – было бы и сердце преданно и трепетно.

Он не покинет, если не отринут руку водящую. Он сказал о вере, о доверии. Он сказал о надежде – знании. Надежда – знание. Творяща вера. И любовь окрыляюща. Он знает только продвижение, но вехи путей разноличны. Ему сослужил Пламенный. Сам Пламенный сослужил и даже дал себя быть видимым. Кто не может утверждать, что никогда не увидит, и откуда пришло бы такое утверждение, не от смерти ли? Жизнь говорит – захоти и увидишь, пожалей – и познаешь.

Он – воевода ведущий. Он ведет неутомимо и непрестанно. Маловеры, неужели подумаете, что остановитесь. Неужели помыслите об отступлении? Он не со знаменем, с утверждением ведет. Он построит. Он уже несет град сложенный. В Звенигороде колокола новые. Он дал им язык. Он слил металлы горные с воздушными силами, чтобы удостоверились.

Он идет. И не слышно, и ветка не хрустнет. Он проходит – и скалы сокрушаются. Он поспешит – и гром гремит и сияет молния, Он идет – Воевода.

(«Он»)

Н.К.Рерих. Сергий-строитель. 1925

Н.К.Рерих. Сергий-строитель. 1925

Источник:  http://yro.narod.ru/yar/sergii1.htm

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий