Главная » О воспитании, ПЕДАГОГИКА » Строительство будущего и школа. Чистова М., Юрьев А.

156 просмотров

2593-46

Учение Жизни неустанно призывает нас мыслить о будущем, жить будущим. Вдвойне важно это для школьного учителя. Но тем более нужно остерегаться, чтобы мысль о будущем не соскользнула в майю умствований или бесплодных мечтаний. Поэтому необходимо учителю реально сознавать, кто находится перед ним в классе. Ведь «…эволюция сознания каждого человека происходит по определенному плану, который состоит в раскрытии его дремлющей Божественности». И каждое воплощение – это один день в Школе Вечной жизни».

В «Космических Легендах Востока» выделяется пять ступеней, которые преодолевает человек на пути от животного к Божественному.

К первой ступени относятся молодые души, чье умственное развитие еще в зачатке. Они не умеют обуздывать свои страсти и грубую природу. Их главное побуждение – «я хочу это». План учения первой ступени – эгоизм, он необходим для усиления центра индивидуальности. Рождаются такие люди среди дикарей, в полуцивилизованных расах или в отсталых и преступных типах цивилизованных обществ. И воплощаются много раз в одной и той же подрасе с маленьким перерывом.

Умственный горизонт людей второй ступени ограничен пределами семьи, государства, национальности. Это уровень заурядного обывательского развития, когда выучивается урок – не «я», а «мы» – и надо научиться делиться с другими. Эти уже «Цивилизованные» духи воплощаются тоже много раз в одной подрасе, но уже имея небольшой отдых в промежутках, длительность которого зависит от достигнутых успехов в духовном развитии.

Культурные люди – третья ступень эволюционного плана. Основная нота их жизни: желание разделять бремя других – «дайте мне помочь вам». Мировоззрение этого уровня сознания вмещает уже единство всего человечества и устремляется к высоким целям и идеалам. Такие духи перевоплощаются 2-3 раза в каждой подрасе с промежуточным сроком в среднем 700-1200 лет.

К четвертой ступени относятся ученики Учителей Мудрости, и к пятой – Учителя.

Легенды указывают и современное состояние общества: «… два первых класса – «дикарей» и «цивилизованных» – представляют собой более девяти десятых всего человечества». Школьный учитель знает это лучше, чем кто бы то ни было. Грубость, цинизм, жестокость – явления совсем не редкие в нашей школе. Как же на основе сегодняшней реальности строить реальность будущего? И на этот вопрос ответ дает Учение Жизни. Хочется поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

***

Как часто мы, сталкиваясь с трудной, подчас критической ситуацией, в том числе и школьной, спрашиваем себя: «Что же мне делать?», «Как мне поступить?». Но можем ли мы, живя в период, когда агонизирующая тьма вздымает всю муть со дна душ человеческих, лишь бы укрепиться в них, зная, на каких ступенях сознания находится сегодня большинство человечества, можем ли мы уповать только на собственные силы в этом направлении? Не переоценка ли это своих возможностей? Мое глубокое убеждение, что если раньше, может быть, и можно было как-то прожить своим умом, то сегодня, в одиночку, без обращения к Высокому Учителю и Братству, уже просто не справиться. А если обращение с просьбой наставить и вразумить станет постоянным, ежедневным, а не от случая к случаю, когда «припечет», тогда каждый сможет ощутить, какая могучая несокрушимая сила вливается в его собственные усилия. Но для этого нужен именно ритм ежедневности. Уже одно это позволило бы школьному учителю разрешить массу проблем. На своем опыте я убедилась в действенной силе молитвы, когда произошел такой случай.

На перемене я вошла в учительскую, когда конфликт достиг кульминации. Завуч, задыхаясь от гнева, горела красными пятнами, семиклассник, весь багровый, брызжущий злыми слезами, в истерике орал на нее самой непристойной бранью. Потом пулей вылетел из учительской, так хлопнув дверью, что содрогнулись стены. В учительской повисло молчание. Я не знала, в чем суть происшедшего конфликта, но вдруг необычайно отчетливо представила, как же черно и безысходно должно быть сейчас в душе этого мальчишки, какое клокотание ненависти и отчаяния. Стало так жаль его. С того момента я и начала молиться, чтобы просветлело в этой душе. Тогда я не работала в его классе, поэтому не было ничего удивительного в том, что ребенок, не здоровавшийся даже с теми, кто его учит, мимо меня проходил всегда, и вовсе не замечая. И вот, через несколько дней после случая в учительской, я иду в школу, а он выскакивает из подъезда своего дома и бежит в противоположном направлении. Но вдруг, уже на значительном расстоянии, разворачивается, лицо расплывается в улыбке, и он кричит на всю улицу: «Здравствуйте», называя меня по имени и отчеству.

Надо знать, что это за ребенок, чтобы представить, как я остолбенела в тот момент. После этого он начал здороваться со мной регулярно, и острых проблем, когда я взяла тот класс, у меня с ним не было. Еще раз хочу подчеркнуть, что внешне я никак не изменяла своего отношения к этому ребенку, но молилась за него постоянно.

Еще одной бедой многих учителей современной школы является незнание, и значит невыполнение очень важного совета Учения «Живой Этики» – не привязывайся к результатам своего труда. Наоборот, вся наша система образования ориентируется на некий стандартный результат с четкими параметрами. Но ведь даже садовник знает, что репей и при самом тщательном уходе не вырастет в розу, а фиалка – в кипарис. Почему же в глубине души у школьного учителя так часто можно найти стандартный образ, каким должен быть выпускник? И когда этот образ сталкивается с не соответствующей ему реальной действительностью, рождаются жалобы типа: «Я на него столько лет потратила, а он, неблагодарный, прошел и не поздоровался. Как печальна такая зависимость от видимого результата. Как печально саможаление, которое она порождает. Но можно ли с первоклассника требовать знание программы десятого класса? Можно ли к духу первой ступени человеческой эволюции предъявлять требование качеств второй ступени, а к уровню второй – третьей? Как же пластично и радостно надо научиться, прежде всего нам, учителям, мыслить о будущем!

До тех пор мы будем во власти иллюзий, думая о будущем, пока не научимся безошибочно распознавать, кто пришел к нам учениками за парты. Если в прежние времена распознавание было просто, т.к. основывалось на внешних признаках, то теперь оно требует особой чуткости и развития чувствознания. В книге «Озарение» сказано: «Трудность в новом делении человечества. Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяется сложным различием по светотени». Понятно, что в каждом человеке, уж коли он воплотился на Земле, намешано всякое – и от тьмы, и от света, но определить, каково соотношение этих качеств, какой полюс более магнитичен и какое задание Высшее являет дух, и есть нелегкая задача распознавания.

Учение призывает: «Без деталей надо провести общую светотень», как бы призыв в новую армию. Как трудно отобрать, не прибегая к особым мерам! Приводится даже конкретное число воинов новой армии. «Итак, Соберу под знамением Духа 1000000000 – это и будет знак Моего войска». Но возможно ли говорить о сегодняшнем строительстве этого будущего, если учитель вместо неустанного развития в себе умения распознавания ограничивается привычным «наклеиванием ярлыков» и заскорузлыми стандартами (смотрите школьные характеристики)?

В тех же Легендах сказано: «Современное Учение Востока «Агни Йога» выдвигает понятия, необходимые для следующей ступени эволюции. Первое – сотрудничество или кооперация, второе – полноправие женщины, третье – изучение психической энергии, четвертое – понимание значения мысли. Каждый из этих даров эволюции должен быть принят в полном размере и не отвлеченно». Это задачи ближайшего будущего, в том числе и для школы. Мыслить об этом, обращать мыслеобразы в дела и означает воплощать будущее в настоящем.

Какие же средства этого воплощения есть у школьного учителя? Прежде всего – это язык! Один из очень немногих на Планете, святой, данный из Высокого чистого Источника, русский язык. Не только сегодня, но уже не одно столетие злобствующая тьма пытается погасить понимание русским человеком значения тех слов, что он произносит. Нет нужды лишний раз обрисовывать мрачными красками современное состояние нашего языка. Но стоит лишь с открытым сердцем вслушаться в обыденные слова, как станет ясно, что «Радуга» – это солнечная дуга, потому что Ра – это Солнце. И, значит, радость – это даяние Солнца. И о какой бы тяжелейшей битве ни шла речь, русские говорят: «они воюют друг с другом», «встали друг против друга и начали бороться», «сразились друг с другом». — Никогда не говорится «враг со врагом». Почему?

Не потому ли, что в народе с древности жило точное знание, что не могут люли быть врагами, какими бы они ни были? Тогда где же настоящий враг, несущий раздоры и несчастья? Мы находим его в слове «ворожить» (корень – «ворож» – «ворог»). Ворожат, стремясь накликать на другого человека с помощью нечеловеческих сил, – сил подлинного врага всех людей.

Или взять ключевое слово «человек»: «чело» – ученик, следовательно, человек и есть ученик, идущий через века.

Но попробуем сравнить с английским man и monkеу (обезьяна) – подозрительно близкие корни.

Еще одно важнейшее слово – «культура», данное в своем буквальном значении только Учением Живой Этики, так как во всех современных словарях растолковывается лишь первая часть этого важного слова. Но «культ» – почитание, а «ур» — Свет. Почитание Света! Если бы каждый человек сознавал значение хотя бы одного только этого слова, как много бы прояснилось! Стало бы ясно, к примеру, что картина, даже если она висит в самом престижном музее и в самой роскошной раме, но изображает лишь разрушительную мазню, не относится к явлению Культуры, т.к. не имеет ничего общего с почитанием Света.

Примеров может быть множество, но стоит подумать, разве не устремлен в будущее народ, обладающий языком, в котором зашифровано все Космическое мировоззрение? Надо только услышать и применить.

И еще одним соображением мне хотелось бы поделиться, как учителю истории. Историю человечества можно ведь рассматривать не только как достигнутый рубеж, отталкиваясь от которого можно идти дальше. Но история любой эпохи и любого народа – это великолепная иллюстрация, как качество мысли о будущем создает качество настоящего.

Качество мысли о будущем древних греков породило современное им настоящее. А качество мысли о будущем ранних христиан – свое, да еще с таким мощным импульсом, докатившимся до нас!

То же самое можно сказать и об эпохе средневековья, Возрождения, Великой французской революции, нашей революции. Какой бы период, пусть даже самой древней истории, мы им изучали, для тех, кто жил тогда, это было настоящим, рожденным представлениями о будущем.

И разве не естественным будет каждый раз на уроке прокладывать мостик от этой идеи к нашей современности и неустанно напоминать ребятам о дисциплине мысли и ответственности за каждую нашу мысль, потому что как мы думаем, такое будущее мы себе и готовим.

Конечно, задача учителя не может ограничиваться одним только распознаванием. Это всего лишь необходимое условие для помощи ученику в его дальнейшем продвижении. Поэтому сам учитель, уж коли он выбрал такую профессию, не может быть ниже третьей ступени духовной эволюции – ступени человека культурного. И даже если придут к нему, в качестве земных учеников, воплотившиеся духи четвертой и пятой ступеней – а ведь и такую возможность нельзя исключать – школьный учитель должен помочь им сориентироваться в новых условиях и утвердиться для выполнения возложенной на них задачи.

Задумаемся, какая это величайшая ответственность!

Источник: Новая Эпоха, № 3(5). 1994

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий