Главная » ПЕДАГОГИКА, Педагогика Живой Этики » ШАГИ НОВОГО ВЕКА. Спирина Н.Д.

781 просмотров

2760-8

Приветственное слово на школе-семинаре «Дети и Живая Этика». 24 – 26 июня 1994 г.

Счастье — созидать дела Учителя.

Агни Йога, 368

Год назад мы положили начало небывалому делу — преподаванию Живой Этики детям. Мы дерзнули на это в силу явно созревшей необходимости. Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать, как мы продвинулись в этом небывалом деле за год. Причём теперь насыщенность времени во много раз увеличилась, события уплотнились до предела выносимости. Буквально каждый день приносит нечто новое, такое, какого ещё не бывало и прогнозировать которое нам не дано. Шаги наступающего Нового века становятся слышнее с каждым днём, с каждым часом; они раздаются всё грознее и радостнее. Они наступают всё неотвратимее на отживающее прошлое и приносят первые ростки обновления человечества и планеты. Эти новые возможности, эту закономерность нового витка эволюции нам предлагается не упустить. От того, как мы используем те знания и ту Помощь, которые так щедро даются нам, зависит успех или неуспех нашего дела. Духовная судьба каждого человека формируется сейчас с небывалой быстротой и интенсивностью. Зёрна добра и зла, света и тьмы в нас прорастают буквально на глазах для конечного выявления и отбора. То, что в нас таилось и незримо зрело веками и годами, — вдруг выявляется неожиданно и для самого носителя его, и для окружающих. Не столетия и годы, но часы и минуты несут теперь решение наших судеб. Ещё не поздно дать всходам добра процвести. Ещё не поздно выполоть сорняки зла в себе и других. Для этого и даётся Учение Жизни; для того, чтобы учиться, как это делать, мы и собрались здесь. Каждая крупица принесённого, добытого за год опыта работы с людьми будущего века бесценна в перспективе её роста и развития. Мы порадуемся каждой находке в сфере нашего труда как предвестнице новых открытий. Мы вместе подумаем, как использовать, как не упустить их. Велика сила совместной, согласованной мысли, направленной на одну и ту же цель. Она притянет из пространства, из этого живого и действующего хранилища мудрости и знания, ту помощь, которая нам так спешно нужна. И наши Старшие Братья, наши Учителя Света говорят нам: «Можно представить, насколько Нам легче помогать, когда имеется дружное единение, ведь происходит сбережение энергии. Она направляется в одно место, и такая концентрация даёт яркое усиление энергии. (…) Но, кроме умножения Нашей помощи, единение есть как бы насос пространственной энергии. Люди забывают, что их энергия при сотрудничестве увеличивается в несколько раз»2. Надо ли говорить, как нужна, как необходима нам эта великая творческая сила в нашем труде формирования душ человеческих, и особенно сейчас, при происходящем интенсивном разрушении этих душ.

От того, что мы принесём детям, будут зависеть все наши достижения в этой работе. Если каждому Учение ставит условием, необходимым для его продвижения, неустанное самосовершенствование, то тем, кто несёт Учение людям и особенно детям, непреложность этого условия увеличивается во много раз. Если учитель, хоть в какой-то мере, не претворит Живую Этику в себе, он её не даст другим по закону воздействия вибраций. Этика — это наука будущего, первые открытия в области которой уже начались. В будущем точные аппараты выявят и определят физическую значимость каждой нашей эмоции или мысли. Мы, благодаря полученным из книг Учения знаниям, идём впереди научных открытий и лабораторных исследований и можем уже теперь оперировать этими данными о влиянии наших эманаций на окружающее.

Сегодня мы вкратце вспомним о двух качествах, может быть, самых необходимых для продвижения по путям познавания и претворения основ Живой Этики.

Совсем недавно по телевидению женщина-врач рассказывала о своих взаимоотношениях с комнатными цветами. Подоконники её врачебного кабинета представляли собой целые клумбы цветущих кактусов. В её квартире росли многочисленные сорта фиалок, и успех роста и цветения всех этих цветов зависел в очень большой степени от того, как она к ним относилась. Она нежно их любила, говорила с ними, и они отвечали ей взаимностью, выражавшейся в интенсивном цветении сверх обычных норм и сроков. Как-то раз она исключила из сферы своего любовного внимания цветы на подоконнике в одной из комнат, и они стали хиреть и вянуть. Заметив это, она сказала им, что она их любит, обласкала своим сочувствием, и они вновь воспрянули и зацвели.

Однажды по радио работница теплицы, в которой выращивались парниковые огурцы, поведала, что она разговаривает со своими зелёными питомцами, относится к ним по-доброму, ухаживает не формально, а с личным благорасположением, и они растут и плодоносят обильно, сверх обычной положенной им нормы.

Мы знаем также, что стоящие в вазах срезанные цветы у одних не вянут дольше, чем у других.

Все мы знакомы с рассказами о трогательных взаимоотношениях подвижников, людей высокой духовности и великого сердца, с животным миром. Дикие звери не только их не трогали, но приходили к ним за угощением и лаской. Птицы слетались и клевали из их рук и слушали их речи. Даже кузнечик, по зову святого Франциска, прыгнул ему на руку и вместе с ним запел хвалу Творцу всей твари.

Если растительный и животный мир так откликается на магнит любви, то насколько же сильнее потянутся дети к духовным дарам любящего сердца! Приобщив их к своему чувству любви, мы научим и их любить.

Огромное значение придаёт Учение чувству радости. «Мыслитель указывал, что радость по силе равна любви»3. Для успеха дела приобщения к Живой Этике необходимо и самим принести детям радость, и научить и их радоваться. Эта двойная задача должна быть решена и в духе, и на практике всей жизни. И это совсем не просто. Для этого требуется, прежде всего, преодоление себя и обстоятельств жизни, отнюдь не способствующих радости. Для этого требуется та особая мудрость, которая даётся только Учением.

Найдя и утвердив радость в себе, мы принесём её детям. И на такие занятия дети будут идти как на праздник.

В книгах Живой Этики перечислено немало причин для возникновения и утверждения радости. Вспомним некоторые из них. Это пригодится нам в жизни каждого дня.

«…Одна радость неотъемлема — радость мысли о будущем. Ни рыбы, ни птицы, ни животные не знают будущего. Но человек уже знает неминуемость будущего. В этом зове пространства заключена огромная радость»4. В словах «И это пройдёт», начертанных на кольце Соломона Премудрого, кроме всех прочих значений, заключается и та утешительная мысль, что самое тяжкое, самое удручающее и горестное в земной жизни обязательно будет иметь конец. Это — признание неминуемого будущего, и радости о нём отнять у нас никто не может.

«Люди… должны научиться радоваться новому. Радость о новом уже есть крылья к будущему»5. Надо сказать, что постоянное чтение и перечитывание книг Живой Этики даёт, помимо всего прочего, каждый раз радость открытия чего-то нового в них, так как сколько бы раз мы ни перечитывали эти книги, мы всегда находим в них ещё что-то, неизвестное нам.

«Много сведений дано, но нужно применить их. Не в унынии, не в сомнении, не в подозрении, но в радости о будущем прилагаются эти сведения»6.

Велика радость служить преображению сознания, и своего и учеников. Судьба нашего будущего заложена в нашем сознании. Поняв это, человек становится властелином своей кармы. «Хотеть — значит иметь». Чего захотим, что сможем вместить, то и получим. Но надо знать, чего хотеть, и не ошибиться в выборе.

Особенно будет близка детям радость о Прекрасном. Наша задача — научить их вмещать красоту жизни, открывая им глаза, уча их видеть красоты и мироздания, и произведений искусства и литературы; научить слышать созвучия в музыке и стихах и получать от всего этого радость. Эти открытия через зрение и слух никогда не будут утеряны, останутся на всю жизнь.

«Труд радостный является успешным в несколько раз»7. Это относится и к труду преподавания Живой Этики детям любого возраста и в любой форме. Это — благословенный труд. «Утверждаю, что радость работы есть лучшее пламя духа»8. «Какая радость отдать себя общему благу, не отвлечённому, но сознательному продвижению!»9

Таким образом, главная задача и трудность для нас заключается не столько в самом преподавании Живой Этики, сколько в приобщении детей к ней через себя.

Невозможно зажечь другого без наличия своего огня. Мы знаем о бесконечной делимости язычка пламени, когда от одной зажжённой свечи может возжечься бесчисленное количество других источников света. Но для этого свеча должна гореть.

Две тысячи лет тому назад двенадцать апостолов, двенадцать светильников, загоревшихся огнём Святого Духа в день святой Троицы, зажгли им миллионы людей, приобщившихся через них к «Царю Небесному, Сокровищу благих и жизни Подателю», как именуется в молитве Святой Дух.

В разных веках и народах Светочи Мира искали этого выявления единого Бога в себе. Об этом говорил святой Серафим Саровский, указывая, что цель нашей жизни состоит «в стяжании даров Духа Святого»; к этому стремился Рабиндранат Тагор в мантраме: «О Единый… прояви себя во мне!» Этого достигла в неимоверных трудах и подвигах святая Тереза Авильская: «Жизнь моя кончилась — началась жизнь Бога во мне».

Все Светочи Мира потому и Светочи, что через Них светит в мир единое Солнце Правды, что они являются Его носителями и выявителями.

Мы не ставим себе непосильных задач. Мы не мо­жем с подножия горы сразу вдруг очутиться на её вершине. Но с чего-то надо начинать. Если не начнём восходить, то и не взойдём. Если не возжжём в себе малый огонёк любви и радости к Высшему и к ближнему, то он и не разгорится.

Сегодня мы собрались для со-трудничества, для совместного труда на общее благо, преодолев немалые материальные затруднения и препятствия во имя помощи новому поколению грядущего века. Елена Ивановна Рерих пишет: «Каждый может приложить свою силу в каждое мгновение, стоит только представить себе, что на высотах постоянно трудятся на помощь человечеству. Одна такая мысль уже создаёт прилив энергии. Она продвинет сознание к служению человечеству. Она подскажет, что возможна любовь к человечеству. По земным условиям часто трудно представить себе возможность такой любви. Но пусть мысль о существовании Братства поможет раскрыть сердце. Тогда сотрудничество явится не как обязанность, но как РАДОСТЬ»10.

Мы начинаем. «Действуйте, а Мы вам поможем» — так говорят Учителя Света.

Учитель тот, кто сам растёт

И в росте том преуспевает;

Пример зовущий подаёт,

Движению преград не ставит.

И устремляясь сам вперёд,

С собой учеников влечёт.


1 Приветственное слово на школе-семинаре «Дети и Живая Этика». 24 – 26 июня 1994 г.

2 Надземное. 385.

3 Там же. 823.

4 Община. 189.

5 Мир Огненный. I. 47.

6 Сердце. 542.

7 Агни Йога. 572.

8 Там же. 459.

9 Аум. 297.

10 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 350 (19.07.1937).

 

Источник:  Журнал “Восход” № 11 (259), Ноябрь, 2015

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий