Главная » РОССИЯ » Россия на правильной стороне истории…

676 просмотров

2592-90

Выступление на 11-м Европейском русском форуме в Брюсселе

Наталия Нарочницкая
06.12.2017

По приглашению депутата Европарламента, председателя Европейского русского альянса Татьяны Жданок президент Фонда исторической перспективы, руководитель Института демократии и сотрудничества (Париж) Н.А. Нарочницкая приняла участие в прошедшем 3-4 декабря в Брюсселе в Европейском парламенте 11-м Европейском русском форуме «Евросоюз 2017 и Русская революция 1917: невыученные уроки». Организаторами Форума стали ассоциация русскоязычных жителей ЕС – Европейский русский альянс и Комиссия ОП РФ по развитию науки и образования. Цель мероприятия – обсуждение острых проблем современной европейской политики: судьба проекта «Восточное партнерство»; эволюция прав человека и нравственных ценностей; вопросы усиления радикализма в Европе; современное состояние и перспективы реализации права на самоопределение в европейских странах.

Благодарю Вас, Татьяна Аркадьевна, уважаемые коллеги. Для меня большая честь быть здесь. То, что я сегодня услышала, побуждает к размышлению, а также доказывает тот факт, что созданный Вами, Татьяна Аркадьевна, форум, является площадкой, где высказываются, яркие, нетривиальные, нетрусливые суждения не только о судьбе России и Европы, но и о судьбе всей нашей цивилизации и мира.

Очень часто мы слышим сегодня такую догматическую мантру, напоминающую мне мои студенческие годы, когда ЦК КПСС заставлял всех трактовать международные проблемы в русле одних и тех же надоевших тезисов, о том, что основное содержание нашей эпохи – это переход от капитализма к социализму. Сейчас же от главных оппонентов приходится слышать, что основное содержание нашей эпохи – это переход от последних оплотов тоталитаризма к светской демократии. Древний философский дух блуждает с Запада на Восток, с Востока на Запад по мере того, как затупляется его острие, которое разрушает традиционное общество… То же произошло с Россией после Октябрьской революции.

При всей критичности и панорамном осмыслении того эпохального для всего мира события, признавая неоправданные жертвы и распятие исторической России, мы не можем относиться к революции 1917-го как к фарсу, потому что это событие пробудило такие огромные силы и такой срез разных идей по всему миру, которые, причудливо видоизменяясь, взаимодействуют в течение всего столетия. События 1917-го породили очень многие явления сегодняшнего дня.

Я считаю, что мы, русские, обязаны относиться к этому так, как учил Карамзин: «Все это нами сотворено, а значит – наше».

Кстати говоря, при всей модернистской презрительности нынешней Брюссельской цивилизации, в плане отношения к своим корням на Западе мы не видим поношения собственной истории вообще. Там то, что невозможно прославлять, потихонечку просто перестает быть в центре внимания. Там, например, нет дискуссий о злодействе Екатерины Медичи или о том, что Генрих VIII обезглавил не только своих врагов, но и гуманиста Томаса Мора. Причем в отличие от того, что писалось в большевистских учебниках, он обезглавил Т. Мора не за его гуманизм, а за то, что тот отказался признать авторитет короля выше авторитета Бога…

Здесь были высказаны как оптимистические, так и беспощадно пессимистические оценки современной стадии европейской цивилизации, в которой мы живем. Действительно, современных варваров можно сравнить с Аларихом Вестготским, который разрушил Рим. Нынешняя технократия утратила свои религиозные корни, и не просто утратила, а она их попирает, скоро, наверное, нас заставят отредактировать уже и Евангелие. А уж что говорить о Второзаконии, где есть кое-какие суждения о современных явлениях жизни, которые стали чуть ли не критериями демократии, я думаю, что скоро мы будем свидетелями и этого. Во всяком случае, госпожа Кристин Бутен, бывший министр Саркози, была оштрафована на 5 тысяч евро по иску ЛГБТ-сообществ, когда она на вопрос о своем отношении к нетрадиционным ориентациям просто процитировала Библию. В итоге два года шло разбирательство, и ее оштрафовали.

Я не призываю зацикливаться на этом. У европейской цивилизации есть много других проблем, хотя эта проблема тоже стала частью философского пересмотра религиозно-философских основ и фундамента европейской цивилизации.

Сейчас Европа переживает эпоху непредсказуемой трансформации. Вызовы огромны: демографические, цивилизационные, экономические. Начался кризис европейского социального государства, а это великое достижение Западной Европы после войны.

Я, работая во Франции, будучи нанимателем на работу граждан ЕС, честно говоря, поражена социальными обязательствами, наложенными на нанимателя, которые не снились никому ни в СССР, ни в современной России, которая не защищает в такой мере своих граждан, трудящихся.

Несмотря на все это, в Брюсселе царствует то, что я бы охарактеризовала как «крайнюю постмодернистскую философскую базу для отношения ко всем явлениям». И тот конфликт, который существует между Россией и Европой, то есть дилемма Россия-Европа, которую в свое время не обошли вниманием крупнейшие умы рубежа XIX – начала XX века, те же О. Шпенглер, Г. Ферреро, вот эта дилемма сегодня имеет другое измерение. Европа традиционная, христианская, консервативная, против Европы постмодернистской, апостасийной. И Россия здесь вместе с Европой традиционной и христианской против Европы постмодернистской. Многие на Западе и в Европе это понимают. Хотя инерция либертаристского догматизма очень заслоняет глаза. При этом левый дух, который в СССР гораздо меньше изменил наш общий консерватизм, философский – отношение к семье, к государству, к Отечеству, он в государствах Западной Европы как раз более проявился в духовной сфере, хотя, казалось бы, защищал частную собственность. Это базовое различие между русским и европейским подходом, когда экономические преступления у нас считаются менее ужасными, а на Западе со средних веков они были самыми страшными и наказуемыми.

Назову тезисно, что сейчас переживает Европа, особенно на фоне событий двух последних лет. Это кризис системных партий, почти повсеместный, и кризис элит. Причем сами элиты не считают, что они в кризисе, они цепляются за свое доминирование. Но кризис доверия огромного количества людей в отношении к современным элитам и к брюссельским структурам, и к системным партиям налицо. Можно сколько угодно наклеивать ярлык популизма на тех, кто голосовал за Brexit, за «Альтернативу для Германии», за Марин ле Пен, за Австрийскую партию свободы… Но на это были причины. Когда это происходит не в одной стране, а по всей Европе, имеет разную специфику, это, безусловно, кризис.

Никогда еще молодежь европейская не была так пессимистично настроена в отношении будущего, как сегодня. Это тоже тревожит.

Проблемы безопасности в благополучнейшей Европе вышли на первое место в связи с проблемами миграции и терроризмом. Причем законодательство Европы разрешает семейную иммиграцию, когда каждый работающий в Европе или даже не работающий привозит 5-7 человек, которые однозначно ложатся социальным бременем на европейское общество.

Поношение России началось не с украинского кризиса и не с Крыма. Оно началось именно тогда, когда устами своего Президента и Парламента Россия с открытым забралом выступила в защиту традиционных ценностей и объявила, что она будет защищать именно христианские ценности.

По оценке одного крупного философа во Франции, которого интервьюировали в «Фигаро», именно это сделало изгоями для либертаристов в Европе Путина и наше государство, Россию в целом, и именно это привлекает консерваторов Европы в разных странах, левых и правых. Сейчас вообще нельзя применять традиционную линейку для оценки того, что такое левый и что такое правый. Сейчас это совсем не то, что было до Второй мировой войны. Это смешение разных качеств и разных восприятий.

Нам предстоит продолжать вялое противостояние, которое некоторые даже называют «горячей войной». Я буду более сдержанна в своих суждениях, хотя обольщаться нельзя. Ни год, ни два, ни три не дадут нам облегчения. Но в целом, мне кажется, Россия на правильной стороне истории, как та самая консервативная часть Европы, которую я продолжаю любить, почитать, восхищаться ее классической культурой и теми подвигами европейцев, для которых не нынешние права человека были важны, а которые были готовы отдавать жизнь за веру, Отечество, честь, долг, любовь, традиционные ценности. Именно они создали великую Европу.

Источник:  СТОЛЕТИЕ

 ***

© Дмитрий Жилин

© Дмитрий Жилин

Европейский русский форум в Брюсселе: 100 лет Русской революции, Россия и Запад сегодня

В начале этой недели в Брюсселе в стенах Европейского парламента прошел 11-й Европейский русский форум, тема которого в этом году звучала так: «Евросоюз 2017 и Русская революция 1917: невыученные уроки».

Между прошлым и будущим

2017 год – год столетия Русской революции. Сначала – февральская, а потом – Великая Октябрьская социалистическая революция, которая произошла 25 октября 1917 года по старому летоисчислению (или 7 ноября по нашему календарю), которая изначально выглядела как переворот. Закономерно, что в центре внимания организаторов и участников Европейского русского форума, состоявшегося в Брюсселе, оказались исторические события 100-летней давности, а также их влияние на историю мировой цивилизации. Впрочем, не обошлось и без анализа текущих событий, а также обсуждения взаимоотношений Западного мира с современной Россией.

В форуме принял участие целый ряд политиков, ученых и экспертов, а также журналистов и представителей общественных организаций. Вот лишь некоторые фамилии: член Совета Федерации РФ Ольга Тимофеева, постоянный представитель России при Европейском Союзе Владимир Чижов, депутаты Госдумы РФ Константин Затулин и Вячеслав Никонов, депутаты Европейского парламента Татьяна Жданок (она неизменно выступает организатором этого форума), Хавьер Коусо Пермуй (Испания), Костадинка Кунева (Греция), Фабио Массимо Кастальдо (Италия) и Андрей Мамыкин (Латвия). Также в форуме участвовала Галина Антюфеева – заместитель председателя Верховного совета непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Содержательная повестка форума была разделена на две части, в ходе которых его участники выступили со своими докладами. Все выступления были разбиты на два больших блока. Первый был посвящен конфликту между Западом и Россией в 2017 году, а второй – борьбе с социальной несправедливостью и был озаглавлен как «Уроки Русской революции 1917». В ходе всего мероприятия авторами докладов и участниками прослеживалась тесная связь между событиями, происходящими сегодня, и теми титаническими историческими трансформациями, к которым привела социалистическая революция 1917 года, изменившая не только Россию, но и весь остальной мир.

«И Ленин, такой молодой…»

Отдельно стоит отметить, что основной упор форума был сделан именно на октябрьской социалистической революции 1917 года. Так как уже далеко не все помнят о том, что 1917 год в истории России отметился не одной, а сразу двумя революциями. Причем первой была буржуазная февральская революция, в ходе которой представители тогдашней политический элиты вначале добились отречения царя, а затем и вовсе свергли монархический строй в Российской империи. Большевики же в октябре того же года свергали уже временное правительство, а вовсе не царя, как кто-то привычно считает.

К удивлению многих, самой часто упоминаемой фигурой на Русском форуме неожиданно стал Владимир Ленин. Причем его имя звучало вовсе не в связи с расстрелом царской семьи, а в сугубо положительном смысле – как человека, давшего независимость множеству стран. Среди которых были Финляндия, Латвия, Украина и многие другие, большинство из которых впоследствии стало республиками бывшего СССР.

Британский адвокат, профессор права колледжа Биркбек Билл Боуринг озвучил мысль, что Латвия, Литва и Эстония свою независимость получили фактически из рук Ленина.

Отдельно, сразу несколькими докладчиками упоминался конфликт между Лениным и Сталиным по поводу Грузии – Ленин хотел дать независимость и этой стране, но грузин Иосиф Сталин выступал категорически против этого.

Социальная революция – подарок России Европе

В ходе форума представители сразу нескольких стран обратили внимание на те изменения в социальной сфере, которые произошли в мире после социалистической революции 1917 года в России. Причем не только в тогдашнем СССР, но и в окружающем его мире: распределение социальных благ стало более справедливым, сократилась продолжительность рабочего дня, а выходцы из беднейших и самых бесправных слоев общества получили доступ к образованию.

В частности, на эту тему высказалась депутат Европейского парламента от Греции Костадинка Кунева (партия Лево-зеленые Севера), назвавшая Октябрьскую революцию неотъемлемой частью европейской культуры. Она отметила, что эта революция неразрывно связана с послевоенной социальной моделью, и что именно революция 1917 года в России много сделала для устранения социального неравенства. Причем, по её словам, это выражалось не только в том, что у землевладельцев и капиталистов отняли землю и собственность, но и в том, что были признаны социальные права людей: после Октябрьской революции начался сложный социальный эксперимент, который сделал людей равными. Костадинка Кунева также отметила, что без равенства и социальной демократии невозможно обеспечить равный доступ к социальным благам.

О времени же, предшествовавшем 1917 году и во многом о том, что было после него, Костадинка Кунева сказала так: «Капитализм и буржуазные режимы, которые доминировали в Европе, говорили людям, что у них есть равные права. Но государство ничего не говорило о том, как люди будут реализовывать эти права».

Вернет ли Россия подарок от Европы?

В свою очередь руководитель Института демократии и сотрудничества в Париже Наталья Нарочницкая пожаловалась на то, что в современной Европе работодатель должен обеспечить своим работникам такой уровень социальных гарантий, какой не снился и рабочим в СССР, не говоря уже о современной России, для которой социальная несправедливость – норма. И что ей как европейскому работодателю, которому приходится нанимать людей, приходится тяжело.

О том, что для современной России характерна социальная несправедливость в своем выступлении говорил и депутат госдумы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин (по ходу своей речи упомянувший присутствие в зале графа Петра Петровича Шереметева). В частности Затулин отметил, что социальное неравенство в России «болезненно переживается людьми, привыкшими за 70 лет к относительному равенству».

ЕС и СССР – параллели и различия

По ходу Европейского русского форума в речах его участников регулярно звучали сравнения двух союзов: Европейского союза и СССР. Причем общие черты или, наоборот, отличия докладчики находили в самых различных областях.

Это привело к тому, что немецкий независимый эксперт и публицист Хауке Ритз был вынужден взять слово и попытался доказать присутствующим, что между СССР и ЕС нет вообще ничего общего, что это два абсолютно разных союза, построенных на разных принципах, разных ценностных базах, по-разному.

Если попытаться уместить всё сказанное им в одном предложении, то оно могло бы звучать примерно так: ЕС и СССР настолько разные, что даже простое упоминание их в одном предложении уже неуместно.

Тем не менее, чем больше Хауке Ритз приводил в качестве примера фундаментальных отличий между ЕС и СССР, тем больше возникало впечатление, что их сравнение не только уместно, но более того – неизбежно.

Быть или не быть независимости?

Отдельное место на форуме занимали выступления, посвященные проблеме территориальной целостности и часто приходящим в противоречие с ней правом народов на самоопределение. Они были собраны вместе в рамках панельной дискуссии «Самоопределение наций: от 1917 до 2017».

В дискусии на историческом материале анализировался опыт получения независимости такими странами, как Финляндия. Обсуждался опыт стран, ставших независимыми после крушения Российской империи, а позже вошедших в состав СССР и вновь получивших независимость после развала Советского Союза в 1991 году. Звучали факты из жизни непризнанных государств. Упоминались Косово, Каталония, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровская Молдавская Республика.

ЕС глазами Приднестровья: двойные стандарты и переписывание истории

Заместитель председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики Галина Антюфеева рассказала о том, что жители Приднестровья ощущают себя частью русского мира и нацелены на интеграцию с Россией. Обратила внимание на практику переписывания истории и насаждения антироссийских настроений в Молдове.

Также Антюфеева призвала ЕС отказаться от двойных стандартов, и обратила внимание на то, что Украина и Молдова препятствуют свободному перемещению граждан Приднестровья.

Кроме того она напомнила о праве народов на самоопределение и поблагодарила Россию за миротворческую деятельность.

Что общего между Крымом и Аландскими островами?

Неизбежно на форуме затрагивалось и происходящее на Украине.

Член Совета Федерации РФ от законодательного собрания Севастополя Ольга Тимофеева представила подробный, сопровождающийся слайдами доклад на тему истории Финляндии и её параллелей с крымскими событиями 2014 года.

Вначале Ольга Тимофеева рассказала о выходе Финляндии из состава Российской империи, а затем о попытках выхода Аландских островов уже из состава самой Финляндии с целью присоединения их к Швеции (на островах преимущественно проживают этнические шведы – прим.ред.). После чего напомнила хронологию событий, приведших к включению полуострова Крым в состав Российской Федерации.

«НАТО воюет не с Россией, НАТО воюет со всем миром»

Также, поскольку украинские события послужили формальным стартом обострения отношений между Западом и Россией, это позволило некоторым присутствующим на форуме экспертам охарактеризовать существующий на данный момент конфликт между странами блока НАТО и Россией вовсе не как новую холодную войну, а как полноценную горячую войну, ведущуюся гибридными методами.

В частности об этом говорил бывший депутат Европейского парламента и руководитель политического движения «Альтернатива» Джульетто Кьеза (Италия). Правда, в качестве противника совокупного Запада Кьеза обозначил не только Россию, но весь остальной мир, частью которого она также является.

С утверждениями о том, что причину конфликта Россия-Запад надо искать в украинских событиях 2014 года не согласилась руководитель Института демократии и сотрудничества в Париже Наталья Нарочницкая, высказавшая точку зрения, согласно которой конфликт между Западом и Россией перешел в жесткую стадию вовсе не из-за событий на Украине, а после того, как Россия встала на защиту традиционных христианских ценностей. И это же (защита ценностей), по её словам, привлекает в Европе на сторону России симпатии европейских консерваторов.

Образование на русском языке в Латвии

Прозвучала на форуме и тема русских школ в Латвии и необходимости сохранения в них билингвального образования. Очень подробный доклад о ситуации в Латвии, снабженный многочисленными примерами и фактами представил один из лидеров Русского союза Латвии Мирослав Митрофанов, который на форуме присутствовал в другом своем качестве – директора Института русского наследия Латвии и представителя Европейского русского альянса.

Говорил об образовании на русском языке в Латвии и евродепутат Андрей Мамыкин, сравнивший во время своего выступления на панельной дискуссии законы об образовании в Латвии и на Украине. Мамыкин также рассказал, насколько тяжело быть услышанным в Европе русскому по национальности депутату Европарламента – приходится преодолевать множество стереотипов и предубеждений.

Молодым – дорогу?

Отдельно стоит отметить, что Европейский русский форум в Европарламенте этого года не ограничивался только «взрослой» дискуссионной площадкой для политиков, дипломатов и экспертов из разных стран, но также имел и молодежное измерение. Темами Европейского русского молодежного форума на этот раз были проблемы самореализации русскоязычной молодежи в Евросоюзе и проблема сохранения культурной идентичности.

Брюссель-Рига

Источник:  Русский Век

 

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий