Главная » История РД » Рерихи и Гималаи: 90 лет вместе. 


 Ольга Никушкина

127 просмотров
фото Евгения Пахомова

фото Евгения Пахомова

«Рерихи — это Гималаи!», «Для меня Гималаи — это Рерихи», — наверное все слышали подобные высказывания поклонников художника и знатоков биографии челнов его семьи. Думаю, с этим можно поспорить. По крайней мере, Рерихи — это не только Гималаи. Не стоит забывать российский период творчества Николая Рериха, «Русские сезоны в Париже», Рериховский пакт о защите культурных ценностей, на основе которого позже была принята Гаагская конвенция…

Гималаи или не Гималаи, индийская мистика или западные тайные общества, но Рерихи оставили огромное художественное, научное и философское наследие, которое могло бы вызвать интерес и симпатию к России, а значит стать составляющей «мягкой силы» (soft power). Считается, что это понятие характеризует умение страны отстаивать свои интересы за счет привлекательности национальных языка и культуры, научных достижений и успешной дипломатии. И все это в противоположность «жесткой силе » (hard power), основанной на изоляционизме, а также на военном и экономическом давлении.

Как бы то ни было, 90 лет назад Николай Рерих купил усадьбу близ городка Наггар в Гималаях, куда и перебрался затем на постоянное жительство. Сейчас в усадьбе — музей, который вместе с рериховским трастом, рериховскими обществами, городом Наггар и всей долиной Кулу отмечает этот юбилейный год. И в этом году 29 апреля здесь начался масштабный рериховский фестиваль с конкурсами детского рисунка, семинарами, концертами и выставками взрослых живописцев, например, прошла выставка друга музея, художника Шива Кумара. Впервые в истории в арт-экспедицию в усадьбу Рерихов приехала группа художников из разных городов России. Они написали множество картин, по-новому оформили вход на выставку в научно-исследовательском институте «Урусвати» («Свет утренней звезды»), и организовали свою выставку.

фото Евгения Пахомова

фото Евгения Пахомова

Представители посольства России в Индии торжественно открыли новую экспозицию в научно-исследовательском институте «Урусвати», который находится на территории музейного комплекса.

Николай Рерих — талантливый художник Серебряного века, участник (а с 1910 года — председатель) объединения «Мир искусства» много лет рисовал «Древнюю и самую древнюю Русь», был членом Русского археологического общества и сотрудничал с петербургским археологическим институтом, и его интересовала «исконно русская культура». Во время «Русских сезонов» в Париже в оформлении Николая Рериха ставили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина и «Псковитянку» Римского-Корсакова, а еще он был одним из создателей реконструктивного и вполне европейского «Старинного театра».

Возможно, он так и остался бы «одним из» талантливых «мирискусников», если бы не начал рисовать горы. Столько гор на тот момент, не рисовал, наверное, никто из русских художников.

фото Евгения Пахомова

фото Евгения Пахомова

Постепенно, где-то с 1905 года, древнерусские сюжеты в творчестве Николая Рериха стали соседствовать с восточными. Появились такие картины как «Девассари Абунту» 1905, или, написанная для теософского центра в Санкт-Петербурге, «Мудрость Ману», 1916… 

В конце 1900-х и начале 20-х годов Рерихи много работают и путешествуют по США и Европе, и пока только мечтают о поездке в Индию. 
И, наконец, в 1925 году мечта об Индии сбылась — под руководством Николая Рериха начинается масштабная Центрально-Азиатская экспедиция.

 Когда экспедиция закончилась, семья поселилась в долине Кулу, тогда это ещё была Британская Индия. Сейчас это территория штата Химачал-Прадеш. Рерих перенес сюда Институт гималайских исследований «Урусвати», который был основан ранее: он решил, что долина Кулу — наиболее подходящее место для обработки результатов экспедиции, а также для этнографических, археологических, ботанических и других изысканий, которые они намеревались вести. Целью создания «Урусвати» было комплексное изучение Азии, кроме того там учили и продолжают учить индийских детей.

фото Евгения Пахомова

фото Евгения Пахомова

Теперь в честь Рерихов здесь проводятся фестивали и праздники. Их кульминацией обычно становится торжественная Пуджа в доме Рерихов.

Пуджа — сакральное ритуальное индуистское богослужение. Как правило, европейцам нельзя на нём присутствовать. Исключения раньше иногда делались для хиппи, так как их считали духовными искателями. Сейчас можно гарантированно попасть на Пуджу, которую проводит гуру некоторых современных модернистских направлений индуизма, куда, часто ради денег, готовы принимать всех, а не только рожденных индуистами.

Тем не менее, исключения всё же встречаются. Николая Рериха за его научные исследования и духовные поиски индийцы сочли провидцем — Махариши. Специально для совершения Пуджи в его имении был назначен брахман — пуджари. Сейчас эта традиция продолжается — из расположенного неподалеку храма приходит брахман и совершает сакральный обряд, на который приходят гости из Международного траста Рерихов, рериховских обществ и музеев, представители российского посольства и поклонники творчества Рерихов из разных стран.

 Пуджу совершают с древними идолами из коллекции семьи. Накануне совершения ритуала идолов украшают и готовят к церемонии, а на следующий день приходит Брахман и проводит обряд по всем индуистским правилам. После Пуджи торжественно поднимают флаги России, Индии и рериховское «знамя мира».

фото Евгения Пахомова

фото Евгения Пахомова

Местная администрация, впрочем, хоть и признает, что Рерих был Махариши, время от времени предлагает открыть на территории музея коровник или вообще задумывается о национализации рериховских земель. При этом представители районного Магистрата Кулу признают и пользу от музея. Во время фестиваля представитель администрации заявил журналистам: «значение того, что Николай Рерих решил поселиться в Кулу, для нас важно до сих пор, ведь большая часть туристов, которые приезжают в Наггар, приезжают сюда из-за Рериха. Кроме того, это важный элемент сотрудничества между нашими великими народами…»

Семья Рерихов завещала открыть в своем поместье музей (как и в поместье Святослава Рериха в Татагуни на юге Индии). Усадьба Рерихов в долине Кулу, скорее всего, единственный полноценный музей в этой части Индии, если не считать древние храмы и небольшие коллекции, выставленные в гостиницах. Здесь собраны не только картины Николая и Святослава Рерихов, но и семейная коллекция декоративно-прикладного искусства, и гербарии гималайских трав, и собрание изображений местных богов, и коллекция минералов, и многое другое. Эта усадьба, её картинная галерея, институт «Урусвати» и мистическая аура вокруг самой семьи Рерихов привлекают сюда туристов. Более того, на базе этого музея планируют построить международный научно-исследовательский институт, хотя пока это ещё только красивая идея.

фото Евгения Пахомова

фото Евгения Пахомова

Деятельная семья Рерихов заслуженно имеет международное признание. Николай Рерих стал основателем известной династии художников, ученых и мыслителей, чья деятельность связана с Индией. Здесь в Наггаре эту семью даже называют Великой. 
Он написал около 7 тысяч картин, многие из них выставлены в музеях 
разных стран, они по-прежнему высоко ценятся на аукционах. Николай Рерих написал и несколько десятков литературных трудов, в том числе «Алтай — Гималаи: путевой дневник» и «Восток-Запад». Он также стал автором важного международного договора (пакта Рериха) о защите культурного наследия во время военных конфликтов. Его жена, Елена Рерих, создала философскую систему «Живая этика». Старший сын Рерихов Юрий стал выдающимся исследователем Средней Азии, автором тибетско-англо-русско-санскритского словаря, монографии по истории Средней Азии. Второй сын Святослав прославился как художник и общественный деятель, он был удостоен одной из высших наград Индии ордена Лотоса (Падма Бхушан).

И если Индия применяет свою «мягкую силу», предлагая миру Йогу и Аюрведу, то Рерихи вполне могут стать частью нашей мягкой силы. И пусть для многих Рерихи станут Гималаями, а Гималаи — Рерихами. Как говорил американский политолог Джозеф Най, который и придумал этот термин, «мягкая сила», играет ключевую роль в международных отношениях, влияет на мировую политику и деловые связи. «Мягкая сила» должна вызывать интерес и симпатию к нашей стране и нашей культуре. Так что лучше бы коровник построили в другом месте, а в усадьбе пусть остается музей.

Ольга Никушкина, Дели — Наггар — Дели

Источник:  Суперстиль

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий