Главная » БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ, Как нужно жить » Путь жизни. Л.Н.Толстой. Мысли, цитаты.

2 626 просмотров

2633-24
«Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану» - 1871 г.
– из письма Толстого А.А.Фету.

«Люди любят меня за те пустяки „Война и мир“ и т.п., которые им кажутся очень важными» - 1908 г.
– запись в дневнике Толстого.

Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность
за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это всё равно, что к Эдисону
кто-нибудь пришёл и сказал бы: „Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку“.
Я приписываю значение совсем другим своим книгам (религиозным!)»

Толстой до сих пор является голосом совести. Живым упрёком для людей,
уверенных, что они живут в соответствии с моральными принципами!
Александр Мень.

ПРЕДИСЛОВИЕ    (к отдельным изданиям книжек “Путь жизни”)

Мысли, собранные здесь, принадлежат самым разнообразным авторам, начиная с браминской, конфуцианской, буддийской письменности, и до евангелия, посланий и многих, многих как древних, так и новых мыслителей. Большинство этих мыслей, как при переводах, так и при переделке, подверглись такому изменению, что я нахожу неудобным подписывать их именами их авторов. Лучшие из этих неподписанных мыслей принадлежат не мне, а величайшим мудрецам мира.

Л. Толстой.

Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от Бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с Богом – сознанием своей божественности. В этом все большем и большем соединении с душами других людей – любовью и с Богом – сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.

I. О ВЕРЕ

Если человеку плохо жить, то это только оттого, что у такого человека нет веры. Это же бывает и с народами. Если плохо живется народу, то только оттого, что народ потерял веру.

Для того, чтобы людям выйти из той грязи греха, разврата и  бедственной жизни, в которой они живут теперь, нужно одно: нужна такая вера, в которой люди не жили бы, как теперь, каждый для себя, а жили бы все общей жизнью, признавали бы все один закон и одну  цель.

Закон Божий открывается не одним каким-нибудь людям, а равно всякому человеку, если он хочет узнать его. Чудес же никогда не было и не бывает, и все рассказы о чудесах пустые выдумки. Неправда и то, что есть такие книги, в которых всякое слово истинно и внушено Богом. Все книги дело рук человеческих, и во всех  может  быть и полезное, и вредное, и истинное, и ложное.

Истинная вера дает благо только в настоящем, а не дает и не может дать никаких внешних благ в будущем.

Не заглушать свой разум нужно для того, чтобы познать истинную веру, а, напротив, очищать, напрягать его для того, чтобы проверять разумом то, чему учат учителя веры.

II. ДУША

2633-23Когда мы говорим: “это было, это будет или может быть”, то  мы  говорим про жизнь телесную. Но, кроме жизни телесной, которая была и будет, мы знаем в себе еще другую жизнь: жизнь духовную. А духовная жизнь не была, не будет, а сейчас есть. Эта-то жизнь и есть настоящая жизнь.

СОВЕСТЬ – ГОЛОС ДУШИ

В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один – слепой человек – ест, пьет, работает, отдыхает, плодится и делает все это, как заведенные часы. Другой – зрячий,  духовный человек- сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился.

Совесть – это сознание того духовного существа, которое живет во всех людях. И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей. А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут.

Говорят, что не надо любить себя. Но без любви к себе не было бы жизни. Дело только в том, что любить в себе: свою душу или свое тело.

Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, и жизнь твоя будет адом. Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в душе твоей.

Как только почувствуешь страсть, похоть, страх, злобу, вспомни, кто ты: вспомни, что ты не тело, а душа, и тотчас же затихнет то, что взволновало тебя.

III. ОДНА ДУША ВО ВСЕХ

2633-22

Бужеро. “Дорогая птичка”

Все люди отделены  друг от друга своими телами, но все соединены тем одним духовным началом, которое дает жизнь всему.

Поговори с человеком, вглядись хорошенько в его глаза, и ты почувствуешь, что ты родня ему, что ты как будто прежде, давно знал его. Отчего это? Оттого, что то, чем ты живешь, одно и то же в тебе и в нем.

Человек не потому выше животных, что может мучить их, а потому, что он способен жалеть их.

Не убий относится не к человеку только, но и ко всему живому. Заповедь эта была записана в сердце человека прежде, чем она была записана на скрижалях.

“Но неужели не убивать мух, блох? Каждым движением нашим мы невольно губим жизни незаметных нам существ”, – так говорят обыкновенно, думая этим оправдать людскую жестокость к животным. Те, кто говорят так, забывают то, что человеку ни в чем не дано достигнуть совершенства. Дело человека только приближаться к совершенству. То же и в деле сострадания к животным. Мы не можем жить, не причиняя смерти другим существам, но мы можем быть более или менее сострадательны. Чем сострадательнее мы будем ко всем  животным, тем лучше будет для души нашей.

Счастье свое человек находит только в служении ближним. А находит он счастье в служении ближним потому, что, служа ближним, он соединяется с  тем духом Божиим, который живет в них.

Как бы ни был дурен, несправедлив, глуп, неприятен человек, помни, что, переставая уважать его, ты этим обрываешь свою связь не с ним  одним, а со всем духовным миром.

IV. БОГ

Поленов. "Мечты" 1894

Поленов. “Мечты” 1894

Познать Бога можно только в себе.

Пока не найдешь Его в себе, не найдешь Его нигде.

Чем больше ты из себя выходишь, тем больше входит в тебя  Бог.  Ангелус Силезиус

Пока человек поет, кричит, при всех говорит: “О, Господи, Господи!”, знай, что он не нашел Господа. Тот, кто нашел Его, молчит.  Рамакришна

В дурные минуты не чувствуешь Бога,  сомневаешься в Нем. И спасение всегда одно, и верное: перестать думать о Боге, а думать только об Его законе и исполнять его, любить всех, – и сейчас кончается сомнение, и  опять найдешь Бога.

Когда люди, живя дурной жизнью, говорят, что нет Бога, они правы: Бог есть только для тех, кто глядит в Его сторону и приближается к Нему. Для того же, кто отвернулся от Него и идет прочь от Него, нет и не может быть Бога.

V. ЛЮБОВЬ

Жить по-Божьи значит быть подобным Богу. А чтобы быть подобным Богу, надо ничего не бояться и ничего не желать для себя.

А для того, чтобы ничего не бояться и ничего не желать для себя, надо только любить.

Если бы мы только твердо держались того, чтобы соединяться с людьми в том, в чем мы согласны с ними, и не требовать от них согласия с тем, с чем они несогласны, мы бы были гораздо ближе к Христу, чем те люди, которые, называя себя христианами, во имя Христа отделяют себя от людей других вер, требуя от них согласия с тем, что ими считается истиной.

Любите врагов ваших, и не будет у вас врагов. “Учение 12 апостолов”

Богданов-Бельский. "Воскресные чтения в сельской школе."  1895

Богданов-Бельский. “Воскресные чтения в сельской школе.”  1895

Путь к единению человек узнает так же  легко, как мы узнаем проход, проложенный досками через трясину. Только сверни прочь с пути – и  завязнешь в трясине мирской суеты, раздора и злобы.

Бог хотел, чтобы мы были счастливы, и для того вложил в нас потребность счастья, но Он хотел, чтобы мы были счастливы все, а не отдельные  люди,  и для того вложил в нас потребность любви. Оттого и счастливы могут быть  люди только тогда, когда они все будут любить друг друга.

Надо научиться любить тех, кого  не  любишь.  Человек  учится  самым трудным искусствам, учится читать, писать, всякой науке,  ремеслу.  Если  бы только человек учился любви так же усердно, как он учится наукам и ремеслам, он скоро и легко научился бы  тому,  чтобы  любить  всех  людей,  даже  тех, которые неприятны нам.

“Мне тяжело или скучно. Мне одиноко”. Да кто же тебе велел уйти от всех людей и запереть себя в тюрьму твоего одного скучного и ничтожного “я”?

Человек любит себя. Но если он любит в себе свое тело, то он ошибается, и от этой любви ему ничего не будет, кроме страданий. Любовь к  себе  только тогда хороша, когда человек любит в себе свою душу. Душа же одна и та же во всех людях. И потому, если человек любит свою душу, он будет любить  и  души других людей.

Тело хочет блага только себе, хотя бы во вред душе; душа же хочет блага себе, хотя бы во вред телу. Борьба эта кончается только тогда, когда человек поймет, что жизнь его не в теле, а в душе, и что тело – это только  то,  над чем должна работать его душа.

Смысл жизни в одном –  в  том,  чтобы все больше и больше освобождать душу  от  тела  и  соединять  ее  с  другими существами и началом всего – Богом.

Люди думают и говорят, что они не знают этого, только потому, что живут они не так, как учат их жить не только учения всех мудрецов мира, но и в них самих их разум и совесть.

Лошадь спасается от врага своим быстрым бегом. И она несчастна не тогда, когда не может петь петухом, а тогда, когда потеряла то, что ей  дано – свой быстрый бег.

У собаки самое дорогое – чутье; когда она потеряет его, она несчастна, но не тогда, когда она не может летать.

Точно так же и человек несчастен не тогда, когда он не может осилить медведя, или льва, “или злых людей, а тогда, когда он теряет то, что ему дано самого дорогого – свою духовную природу, свою способность любить.

Marie Witte

Marie Witte

Китайский мудрец Ми-Ти говорил: воспитывают людей так, что они дороже всего считают богатство, славу, и они заботятся только о том, чтобы добыть как можно больше славы, богатства, а надо воспитывать их так, чтобы они выше всего считали любовь и в жизни своей заботились бы о том, чтобы приучить себя к любви к людям, и они  все силы свои будут полагать на то, чтобы выучиться любить.

Ты хочешь добра? Ты и получишь то, чего хочешь, если только будешь хотеть того добра, которое добро для всех. А такое добро дается только любовью.

Все наши усовершенствования жизни: и железные дороги, и телеграфы, и всякие машины могут быть полезны  для  соединения  людей, а потому и для приближения Царства Божия. Для того, чтобы все эти машины принесли свою пользу, нужно, чтобы люди усовершенствовали свою душу, воспитали бы в себе любовь. А без любви телефоны, телеграфы, летательные машины не соединяют, а, напротив, все больше и больше разъединяют людей.

Говорят: какой же расчет делать добро людям, когда они за добро платят злом? Но если ты любишь того, кому делаешь добро, то ты уже получил награду в любви к нему и еще большую награду получишь в душе своей, если с любовью к нему перенесешь то зло, которое он тебе делает.

Если доброе дело делается для чего-нибудь, то оно уже не  доброе  дело. По-настоящему любишь только тогда, когда не знаешь, зачем и для чего.   Любовь дает, но ничего не желает.

VI. ГРЕХИ, СОБЛАЗНЫ, СУЕВЕРИЯ

Грехом в пахоте называется то, когда пахарь не удержал  плуг, и он выскочил из борозды и не захватил того, что должно.

То же и в жизни. Грех это то, когда человек не удержал  тела, – оно сорвалось с пути и сделало не то, что должно.

Нельзя заботиться зараз и о душе своей и о мирских благах. Если хочешь мирских благ, – откажись от души; если хочешь уберечь свою душу, – отрекись от мирских благ. Иначе будешь только раздергиваться и не получишь  ни  того, ни другого.

Дело нашей жизни на этом свете двойное. Одно – возрастить в себе свою душу, и другое – устанавливать Царство Божие на земле. Делаем мы и то и другое одним и тем же: тем, что освобождаем в себе тот божественный свет, который заложен нам в душу.

Люди наказываются не за грехи, а наказываются самими грехами.  И это самое тяжелое и самое верное наказание.

Бывает, что человек обманщик, обидчик проживает жизнь и умирает в богатстве и почете, но это не значит, чтобы он ушел от наказаний за свои грехи. Наказания эти будут не где-то там, где никто не бывал и не будет, а наказания эти здесь. Здесь уже человек этот наказан тем, что с каждым новым грехом он все больше и больше отдаляется от истинного  блага – любви и становится все меньше и меньше радостным.

Все равно как пьяница, будет ли он или не будет наказан за свое пьянство от людей, он уже всегда наверное наказан, кроме головной боли и похмелья, уже  тем, что чем чаще он напивается, тем телу и душе его становится все хуже и хуже.

Врубель. "Демон сидящий"  1890

Врубель. “Демон сидящий”  1890

Когда человек сделал грех и понял, что он согрешил, ему две дороги: одна та, чтобы признать грех и думать о том, как бы не повторять его, другая та, чтобы, не веря своей совести, справиться о том, как люди смотрят на тот грех, который он сделал, и если люди не  осуждают, продолжать грешить, не сознавая своих грехов.

“Все так, отчего же мне не делать того же, что и люди”.

Как только человек пошел по этой второй накатанной дорожке, он и не заметит, как укатится далеко от доброй жизни.

Соблазны и суеверия со всех сторон окружают человека. Идти в жизни среди этих опасностей  все  равно, как идти по болоту, постоянно погрязая и постоянно выбираясь.

“Соблазнам должно прийти в мир”, – сказал Христос – Я думаю, что смысл этого  воззрения тот, что знания истины недостаточно для того, чтобы отвратить людей от; зла и привлечь к добру. Для того, чтобы  большинство людей узнало истину, им необходимо, благодаря грехам, соблазнам и суевериям, быть  доведенными до последней степени заблуждения и вытекающего из заблуждения страдания.

Чисто обутый человек осторожно обходит  грязь, но раз оступился, запачкал обувь, он уже меньше остерегается, а когда видит, что обувь вся испачкана, уже смело шлепает по грязи, пачкаясь все больше и больше.

Так и человек смолоду, пока он еще чист от  дурных и развратных дел, бережется и сторонится от всего дурного, но стоит раз-другой ошибиться, и он думает: берегись, не берегись, все то же будет, и пускается во все пороки.

Не делай так. Запачкался – вытирайся, и будь еще осторожнее; согрешишь кайся, и еще больше берегись греха.

Большая ошибка думать, что от греха можно освободиться верою или прощением от людей. От греха ничем нельзя освободиться. Можно только сознавать свой грех и стараться не повторять его.

Савицкий. "Инок" 1897

Савицкий. “Инок” 1897

Никогда не робей перед грехом, не говори себе: я не могу не грешить, я привык, я слаб. Пока жив, всегда можешь и бороться с грехом и побороть его, не нынче, так завтра, не завтра, так послезавтра, не послезавтра, так уже наверное перед смертью.

Если же вперед отказываешься от борьбы, то отказываешься от самого главного дела жизни.

Для того, чтобы приучить себя к борьбе с грехами, полезно время от времени переставать делать то, к чему привык, для того, чтобы знать, что ты властен над телом, а не тело над тобой.

Те люди, которые верят в то, что Бог сотворил мир, часто спрашивают: зачем же сотворил Бог людей так, что они должны грешить, не могут не грешить? Спрашивать об этом, все равно что спрашивать о том, зачем Бог сотворил матерей так, что для того, чтобы им иметь детей, им надо мучиться, рожать, выкармливать, воспитывать детей? Не проще ли было бы, если бы Бог сразу дал матерям готовых детей, без родов, без кормления, без трудов, забот и страхов? Никакая мать не спросит этого, потому что ребенок и дорог ей потому, что и в муках родов, и в кормлении, и в выращивании, и в заботах о детях била ее лучшая радость жизни.

Тоже и с человеческою жизнью: грехи, соблазны и суеверия, борьба с ними и победа над ними, – в этом и смысл, и радость человеческой жизни.

Грехи, соблазны и суеверия – это та земля, которая должна покрывать семена любви для того, чтобы они могли взойти.

VII. ИЗЛИШЕСТВО

Единое, истинное благо человека в  любви. Лишается  же  человек  этого блага, когда он, вместо того чтобы увеличивать в себе любовь, увеличивает в себе потребности тела, потакая им.

Служить телу надо только тогда, когда оно требует этого. Употреблять же свой разум на  то, чтобы придумывать  удовольствия телу, – значит жить навыворот: не тело заставлять служить душе, а душу телу.

Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь, но далеко не  признанная всеми людьми старая истина.

Чем больше ты приучаешь себя к роскоши, тем больше подвергаешься рабству: потому что чем в большем ты будешь нуждаться, тем больше сократишь свою свободу. Совершенная свобода в том, чтобы вовсе ни в чем не нуждаться, а следующая за нею – нуждаться в немногом.   Иоанн Златоуст

Все, что точно нужно для тела, легко добывается. Трудно добывается только то, что не нужно.

Если ты здоров да поработал до усталости, то хлеб с водой тебе слаще покажется, чем богачу все его приправы, солома для постели мягче всяких пружинных кроватей и кафтан рабочий приятнее на теле всяких бархатных и меховых одежд.

Потакать телу, давать ему лишнее, сверх того, что ему нужно, – большая ошибка уже потому, что от роскошной жизни не прибавляется, а уменьшается удовольствие от еды, от отдыха, от сна, от одежды, от помещения.  Стал  есть лишнее, сладкое, не проголодавшись, расстраивается желудок, и нет охоты к еде и удовольствиям. Стал ездить там, где мог пешком пройти, привык к мягкой потели, к нежной, сладкой пище, к роскошному убранству в доме, привык заставлять делать других, что сам можешь сделать, – и нет радости отдыха после труда, тепла после холода, нет крепкого сна и  все больше ослабляешь себя и не прибавляешь, а убавляешь радости и спокойствия и свободы.

Уотерхаус Джон Уильям. "Диоген"

Уотерхаус Джон Уильям. “Диоген”

Если бы люди ели только тогда, когда они голодны, и питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней и им легче было бы бороться со страстями.

Мудрец говорил: благодарю Бога за то, что он сделал все нужное  легким, а все ненужное трудным. Это особенно верно в пище. Та пища, которая нужна человеку для того, чтобы он был здоров и способен работать, проста и дешева: хлеб, плоды, коренья, вода. Все это везде есть. Трудно только делать всякие хитрые кушанья, вроде мороженого летом и т.п.

Все эти хитрые кушанья мало того, что трудны, еще и вредны. Так что не тем здоровым людям, которые едят хлеб с водой и кашу, надо завидовать хворым богачам с их хитрыми кушаньями, а богачам завидовать беднякам и учиться их питанию.

Греческий мудрец Пифагор не ел мяса. Когда у Плутарха, греческого писателя, писавшего жизнь Пифагора, спрашивали, почему и зачем Пифагор не ел мяса, Плутарх отвечал, что его не то удивляет, что Пифагор не ел мяса, а удивляет то, что еще теперь люди,  которые могут сытно питаться зернами, овощами и плодами, ловят живые существа, режут их и едят.

Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что кто жесток с животными, не может быть добрым человеком.
Отчего у разных людей есть разные привычки, а привычки курения и пьянства одни и те же у всех, и у богатых и у бедных?

А оттого, что большинство людей недовольно своей жизнью. А недовольны люди своею жизнью оттого, что все ищут удовольствий тела. А тело никогда не довольно, и от этого недовольства люди, как бедные, так и богатые, стараются забыться в курении или пьянстве.

Никто никогда не напивался и не накуривался для того, чтобы делать хорошее дело: работать, обдумать вопрос, ходить за больным, молиться Богу.    Большинство же злых дел делаются в пьяном виде.

Дж Браун. "Взгляд на фруктовый лоток"

Дж Браун. “Взгляд на фруктовый лоток”

Не расчет приучать себя к роскоши, потому что чем больше тебе для твоего тела нужно, тем больше надо трудиться телом же для того, чтобы  лучше накормить, одеть, поместить свое тело. Ошибка эта незаметна только для таких людей, которые тем или другим обманом сумели так устроиться, чтобы другие должны были не на себя, а на них работать, так то для таких людей, для богатых, это уже, кроме того, что не расчет, еще и дурное дело.

Если бы люди не придумывали себе роскошных жилищ, одежд, пищи, все нуждающиеся теперь могли бы жить без нужды, а богатые – без страха за себя и свои богатства.

Чем меньше потакать телу в еде, одежде, помещении, увеселении, тем свободнее жить.

И напротив, только пустись улучшать еду, одежду, помещение, увеселения – и не будет конца трудам и заботам.

Бедным лучше быть, чем богатым, потому что богатые больше завязают в грехах, чем бедные. Да и грехи богатых мудреные и запутанные, и трудно разобраться в них.

У бедняков грехи нехитрые, и легче от них освобождаться.

То, что бывает с желудком, когда объешься, бывает и с весельем. Чем больше стараются люди увеличить удовольствие еды, придумывая утонченные кушанья, тем больше ослабляется желудок и уменьшается удовольствие еды. Чем больше стараются люди увеличить удовольствия увеселений утонченными, хитрыми играми, тем больше ослабляется способность истинного веселья.

VIII. ПОЛОВАЯ ПОХОТЬ НЕОБХОДИМО СТРЕМИТЬСЯ К ПОЛНОМУ ЦЕЛОМУДРИЮ

Если люди женятся, когда могут не жениться, то они делают то же, что делал бы человек, если бы падал, не споткнувшись. Если споткнулся и упал, то что же делать, а если не споткнулся, то зачем же нарочно падать? Если можешь без греха прожить целомудренно, то лучше не жениться.

Уотерхаус Джон Уильям. "Цирцея, завлекающая Одиссея". 1891

Уотерхаус Джон Уильям.
“Цирцея, завлекающая Одиссея”. 1891

Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.   1 Кор., VII, 32-34 6

Если люди, женившись, думают, что они своим браком служат Богу и людям тем, что продолжают род людской, то они сами себя обманывают. Таким людям, вместо того чтобы жениться для увеличения числа детских жизней, гораздо проще поддерживать и спасать те миллионы детских жизней, которые гибнут от нужды и заброшенности.

Называют одним и тем же словом любовь духовную – любовь к Богу и ближнему, и любовь плотскую мужчины к женщине или  женщины к мужчине. Это большая ошибка. Нет ничего общего  между этими двумя чувствами. Первое духовная любовь к Богу и ближнему – есть голос Бога, второе – половая любовь между мужчиной и женщиной – голос животного.

Закон Бога в том, чтобы любить Бога и ближнего, то есть всех людей без различия.

В половой же любви мужчина любит больше всех других одну женщину и женщина одного мужчину,  и потому половая любовь чаще всего отвлекает человека от исполнения закона Бога.

Главное средство борьбы с похотью – это сознание человеком своей духовности.

Стоит человеку вспомнить, кто он, для того, чтобы половая страсть представилась ему тем, что она и есть: унизительным животным свойством.

Борьба с половой похотью – самая трудная борьба, и нет положения и возраста, кроме первого детства и самой глубокой старости, когда человек был бы свободен от нее. И потому взрослому и не старому еще человеку, как мужчине, так и женщине, надо всегда быть настороже против врага, выжидающего только удобного случая нападения.

Брак – это обещание двух людей, мужчины и женщины, иметь детей только друг от друга. Тот из двух, кто не исполняет этого обещания, делает грех, от которого всегда ему же самому бывает хуже.

Greg Harris

Greg Harris

Сожительство, последствием которого может быть деторождение, есть истинный, действительный брак; всякие же обряды, заявления, условия не составляют брака и употребляются большей частью для того, чтобы признать из многих сожительств только одно браком.

Для того, чтобы брак был разумным и нравственным делом, нужно:

Во-первых, не думать, как теперь думают, что каждому человеку, мужчине и женщине, нужно непременно вступить в брак, а, напротив, думать, что каждому человеку – мужчине и женщине – лучше всего соблюсти чистоту для того, чтобы ничто не мешало отдать все свои силы на служение Богу.

Во-вторых, смотреть на вступление в половое общение кого бы то ни было и с кем бы то ни было, как на вступление в неразрывный брак.

В-третьих, не смотреть на брак, как теперь, как на разрешение удовлетворения плотской похоти, а как на грех, требующий своего искупления, состоящего в исполнении обязанностей семьи.    См. Мф. XIX, 4-7

Брак, настоящий брак, состоящий в рождении и воспитании детей, есть посредственное служение Богу – служение Богу через детей.

“Если я не  сделал того, что мог и должен был сделать, так вот на смену мне  мои  дети, – они будут делать”.

От этого-то люди, вступающие в брак, имеющий целью деторождение, всегда испытывают  чувство как будто некоторого успокоения, облегчения. Люди чувствуют, что они передают часть своих обязанностей своим будущим детям. Но чувство это законно только тогда, когда соединенные браком супруги стараются воспитать детей так, чтобы они не были помехой делу божьему, а работниками его. Сознание того, что если я сам не мог или сама не могла вполне  отдаться служению Богу, то я сделаю все возможное для того, чтобы  дети  мои  сделали это, – сознание это дает и браку и воспитанию духовный смысл.

IX. ТУНЕЯДСТВО

Людям, которые живут роскошной жизнью, нельзя любить людей. Нельзя им любить, потому что все то, чем они пользуются, сделано поневоле, от нужды, часто с проклятиями, теми людьми, которых они заставляют служить себе. Для того, чтобы им можно было любить людей, им надо прежде перестать мучить их.

Человек живет и телесной и духовной жизнью. И есть закон телесной и закон духовной жизни. Закон телесной жизни – труд. Закон духовной жизни любовь. Если человек нарушил закон телесной жизни – закон труда, он неизбежно нарушит и духовный – закон любви.

Если много работаешь на других, не тяготись такой работой и не желай себе за нее похвалы, а знай, что труд твой, если ты, любя, делаешь его для других, полезнее всего для настоящего тебя, для души твоей.

Мясоедов. "Страдная пора" (Косцы), 1887

Мясоедов. “Страдная пора” (Косцы), 1887

Хочешь всегда быть в добром духе – трудись до усталости, но не через силу. От праздности люди бывают и недовольны и сердиты. То же бывает и от работы через силу.

Одна из лучших и чистых радостей – это отдых после труда.  Кант

Жизнь людей нашего мира сложилась так, что наибольшее вознаграждение получается за самый вредный труд: за службу в полиции, в войске, в судах, в банках, за газетную, типографскую работу, за работу в военных складах, в кондитерских, табачных фабриках,  аптеках, банках, за торговые дела, за писательство, за музыку и т.п., и наименьшее за земледельческие работы. Если приписывать важность денежному вознаграждению, то это очень несправедливо. Если же обращать главное внимание на радость труда и на влияние его на телесное здоровье и естественную привлекательность его, то это совершенно справедливо.

В последнее время много говорят о том, что одна из главных причин успеха людей в производстве вещей – это разделение  труда. Мы говорим: разделение труда; но такое выражение неправильно. В нашем обществе не труд разделен, но люди разделены на частицы  людей, разломлены на маленькие кусочки, на крошки: на фабрике один человек делает только  одну  маленькую частицу предмета, так что та малая часть рассудка, которая оставлена в человеке, недостаточна, чтобы делать целую булавку или целый гвоздь, и истощается на то, чтобы сделать кончик булавки или шляпку гвоздя. Правда, что хорошо и желательно делать много булавок в день, но если бы только мы могли видеть, каким песком мы отчищаем их, мы бы подумали о том, что это тоже и невыгодно. Невыгодно это потому, что отчищаем мы их  песком души человеческой.

Можно заковывать, мучить людей, запрягать их, как скот, убивать их, как летних мух, и все-таки такие люди, в известном смысле, в самом лучшем смысле, могут оставаться свободными. Но давить в них бессмертные души, душить и превращать людей в двигателей машин, – вот в чем истинное рабство. Только это унижение и превращение человека в машину заставляет рабочих безумно, разрушительно и тщетно бороться за свободу, сущности которой они сами не понимают. Озлобление их против богатства и против господ вызвано не давлением голода, не уколами оскорбленной гордости (эти две причины производили свое действие всегда, но основы общества не были никогда так расшатаны, как теперь). Дело не в том, что люди дурно питаются, но в том, что они не испытывают удовольствия от той работы, посредством которой они добывают хлеб, и потому они смотрят на богатство как на  единственное средство удовольствия.  Джон Рескин

Ручной труд особенно важен тем, что он мешает шатанию ума: думанию о пустяках.

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.  Паскаль

Похитонов. "Садовник" 1900

Похитонов. “Садовник” 1900

Человек, как и всякое животное, так сотворен, что ему надо работать для того, чтобы не умереть от голода и холода. И работа  эта, как для всякого животного, так и для человека, не мучение, а радость, если никто не мешает этой работе.

Но люди так устроили свою жизнь, что одни, сами ничего не работая, заставляют других за себя работать, и, скучая от этого, выдумывают всякие глупости и гадости, чтобы занять себя; другие же люди работают через силу и скучают работой, главное, оттого, что им приходится работать не на себя, а на других.

Нехорошо и тем и другим. Первым, не работающим, худо оттого, что они от праздности губят свои души; вторым же худо то, что они через силу тратят тело. Но работающим все-таки лучше, чем неработающим.  Душа дороже тела.

Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Надобно бы в муки ада включить вечную праздность, а  ее-то, напротив, поместили среди радостей рая.   Монтескье

Были два брата: один служил у царя, а другой кормился трудом рук своих. Богатый брат сказал раз бедному:

– Зачем ты не поступаешь на служение к царю, – ты бы не знал тяжелого труда.

На это бедный сказал:

– А зачем ты не трудишься: ты бы не знал унижения, рабства.

Мудрецы говорили, что лучше спокойно есть хлеб своего труда, чем носить золотой пояс и быть слугою другого. Лучше месить руками известь и глину, чем складывать их на груди в знак покорности.   Саади

Источник:  У-Ра

Читать далее:

Часть 2
Часть 3
Часть 4

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий