Главная » сердце » «ПУТЬ СЕРДЦА» Р. А. Овчинников

875 просмотров
Н. Д. Спирина. Новосибирск, 1960-е http://spirina.info/photo/69/356

Н. Д. Спирина. Новосибирск, 1960-е
http://spirina.info/photo/69/356

Необходимость настоящего момента состоит в осмыслении тех основополагающих понятий, на которых будет строиться наступающая Новая Эпоха, Сатия Юга. Одним из этих понятий является сердце.

Сердце лежит в основе всякого существования, всё обладает им. «…сердце есть огненный двигатель жизни. Даже в атоме бьётся оно, а также и в солнце», — говорится в «Гранях Агни Йоги» [1].

Но как осознать эту основу основ? Как услышать голос сердца? Ведь мы, как правило, не умеем различить его — не умеем воспринять, почувствовать себя и мир через сердце.

Но мы можем обратиться к примеру тех немногих индивидуальностей, которые являют собой исключения, — тех, кто ступил на следующую ступень духовного восхождения. К ним принадлежит Наталия Дмитриевна Спирина, чей опыт особенно близок нам, её младшим современникам.

* * *

По признанию самой Наталии Дмитриевны, путь сердца влёк её изначально. Вспоминая о своём детстве, она рассказывала: «И хотя меня водили в церковь, но искала я всегда какого-то прямого пути — не через ритуалы, не через обряды, не через длинные молитвы… Меня интересовал какой-то прямой путь — “от сердца к сердцу”. Как подойти ближе к Богу, проще? Как подходили к Нему святые? Как жить, чтобы выполнять Его заповеди? Меня интересовало именно это» [2].

Со временем духовные искания привели её к Учению Живой Этики и к встрече духовного руководителя Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Николая Константиновича Рериха.

Подтверждением пути сердца, избранного Наталией Дмитриевной, являются слова Великого Владыки, приводимые Еленой Ивановной Рерих: «Ярая Ната притянулась ко Мне сердечными огнями…» «Она… стала Мне полезной и прекрасной сотрудницей. Яро помогу ей в её работе в Моей лучшей стране» [3].

Попытаемся понять, что есть путь сердца, обратившись к тому, что говорит об этом Наталия Дмитриевна.

* * *

Сердце, будучи началом, источником жизни, чаще всего остаётся скрытым, загромождённым прочими, более грубыми проявлениями микрокосма. «Ведь сердце — у всех, — сказано в «Гранях Агни Йоги». — И все сердцем живут, хотя и заваленным сором, непризнаваемым и находящимся в небрежении» [4].

В работах Наталии Дмитриевны встречаем образ выявления в человеке Высшего, Божественного Начала, который, думается, будет справедливо отнести к сердцу, хотя само это слово в данном случае не употреблено:

«Чтобы добыть алмаз, скрытый в земных глубинах, нужно приложить немалый труд, терпение и целеустремлённость. И, добыв, требуется ещё очистить его от наслоений земли и отшлифовать. Только тогда сможет он выявить свои драгоценные свойства, и свет будет преломляться и сверкать в нём. Бог — во всём, и во всех людях присутствует Его Божественная частица. Но у одних она погребена под всеми наносными напластованиями, в то время как в других, освобождённых от своего низшего “я”, она явлена как дивный свет, дающий людям возможность познать свойства Бога…» [5].

Следует добавить, что образ чистоты, прозрачности является сущностно близким самой Наталии Дмитриевне. Он, например, весьма созвучен её стихам, её словам-выступлениям на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества — кристально ясным по мысли и форме выражения.

* * *

В «Слове о сердце» Наталия Дмитриевна обозначает первые шаги, которые необходимы для того, чтобы осознать сердце, почувствовать его.

«Что нужно сделать для начала? Для начала надо начать думать о сердце. Вспоминать о нём и пытаться осознать его значение. Думание о сердце, направленное на него сознание пробуждают его. Мы начинаем прислушиваться к его голосу, а затем и слушаться его. Таким образом вступаем мы на путь сердца.

Мы начинаем следить за его реакциями» [6].

В беседе с сотрудниками, поясняя, как почувствовать реакцию сердца, Наталия Дмитриевна говорила: «Скажем, вы встречаетесь с каким-то обстоятельством или человеком. Какая у вас реакция? Внутри вас при этом хорошо или нет? Как у вас сердце реагирует? Бывает, что оно или сжимается, или стесняется, или ему больно, или, наоборот, оно радуется, — надо прислушиваться. Только так мы и выработаем возможность кооперировать с нашим сердцем…» [7].

Если мы будем «прислушиваться к голосу своего сердца», то это «будет очень усиливать его» [8].

* * *

Полезно также обращать внимание на употребление слова «сердце» в языке, на обороты речи, связанные с представлением о сердце, на его характеристики

«”Сердце — вещун”, — говорит народ. Народная мудрость, этот кристалл опыта многих веков, накопила множество определений сердца, и мы нередко употребляем их в нашей повседневной речи, сами того не замечая.

Сердце чует, сердце радуется, сердце тоскует. Недавно вновь возникло слово “милосердие”, корень которого “сердце”. Было бы интересно и поучительно собирать подобные определения, они тоже повернули бы нас в сторону сердца», — замечает Наталия Дмитриевна [9].

* * *

Необходимо изучать книгу «Сердце».

«Очень полезно работать над книгой “Сердце”, выписывать определения сердца, его значение, его задачи и функции. Это поможет освоению богатейшего материала, данного в этом труде…» [10].

«Книга “Сердце”, — сказано в «Гранях Агни Йоги», — не конец, но начало великой науки» [11]; она «есть только введение в Огненную Доктрину Сердца, которую невозможно вместить ни в какое количество печатных листов, ибо сущность его беспредельна» [12].

* * *

Пожалуй, самое яркое и бесспорное выявление сердца есть любовь.

«Жизнь сердца есть любовь, ею оно живёт и дышит. При отсутствии любви умирает сердце», — говорит Наталия Дмитриевна в слове «Жизнь и смерть сердца», приводя далее стихотворение из сборника «Капли»:

Любовь есть дыхание сердца;
Уйдёт она — сердце умрёт…
Что мёртвому камню Восход?
Ему и в Лучах не согреться…
Люби — и вся радость придёт!
Любовь есть Бессмертие сердца [13].

* * *

Один из аспектов любви есть сострадание и сочувствие к менее совершенным созданиям. Великие Учителя — Святые, Подвижники — являют образец претворения этого качества.

«Любовь ко всему сущему была их [Святых. — Р. О.] естественным состоянием и не требовала усилий с их стороны, — пишет Наталия Дмитриевна. — Они просто иначе не могли — не могли не сочувствовать, не жалеть, не сострадать и, таким образом, не могли не помогать. Их можно было бы назвать воплощённой Помощью и Любовью в самой высокой степени» [14].

«Вспомним некоторые эпизоды из жития наших великих Подвижников. Они жили сердцем, и сердце помогало им не ожесточаться на гонения, мучения и непонимание окружающих.

Величайшее милосердие проявил Христос, молясь на кресте за тех, кто предал Его этой страшной казни. Он говорил: “Боже, прости им, ибо не ведают, что творят”.

И у всех Святых неизменно проявлялось чувство великого сострадания и любви ко всему живому и к своим меньшим братьям.

Когда к Преподобному Сергию Радонежскому пришёл истощённый от голода медведь, Подвижник поделился с ним последним куском чёрствого хлеба.

И к Серафиму Саровскому приходили звери и уходили обласканные.

На картине Н. К. Рериха “Святой Франциск” мы видим Франциска, беседующего с птицами и нежно держащего в левой руке голубку. […]

Все Святые являют для нас великий пример проявления сострадания и милосердия ко всему, что их окружало» [15].

Н. К. Рерих. Милосердие (Сострадание). (1936) http://gallery.facets.ru/show.php?id=793

Н. К. Рерих. Милосердие (Сострадание). (1936)
http://gallery.facets.ru/show.php?id=793

* * *

Любовь в ином аспекте есть любовь, обращённая к Высшему Началу.

«Подниматься можно только на крыльях любви, — говорит Наталия Дмитриевна. — Мы поражаемся духовной высоте Святых и Светочей, но как они достигали её?

Они начинали с любви к тому Высшему, что уводило их от земного. Они переставали любить себя и тот личный мирок, в котором они жили. Они больше не хотели его. Они уходили в то Реальное, что всегда было, есть и будет, и в нём находили ответ на все свои чаяния и запросы» [16].

На зов любви идёт Ответ,
Несущий Разуменья свет;
Твоей благой Стрелы полёт
Всепонимание даёт;
И Луч, в ответ на сердца стук,
Из праха поднимает дух.

Н. Д. Спирина. Из сборника «Капли»[17].
* * *

Подступом к любви в этом, высоком аспекте является признательность.

В слове, посвящённом Жанне д’Арк, — говоря о таких же, как она, «небесных», «надземных сёстрах» — женских образах Светочей Мира, — Наталия Дмитриевна замечает: «Быть способными любить их есть для нас великое счастье, потому что только любовь объединяет. Она является единственной возможностью для приближения, и это приносит нам несказуемую радость. Но чтобы это произошло, надо дорасти до любви к ним. К этому чувству приведёт восхищение их духовной красотой и признательность за их благие деяния» [18].

«Признательность порождает любовь. Любовь соединяет, как самый крепкий фермент» [19].

«Любовь и признательность — мощные духовные магниты, приближающие нас к Существам Высшего Мира, не доступного нам иначе. От сердца к Сердцу — таков прямой и единственный путь к Ним» [20].

* * *

Приближение к Высоким Духам вызывает чувство особой радости.

Именно состояние блаженства, радости, счастья сопровождало Наталию Дмитриевну, по её признанию, во время её общения со своим духовным руководителем Борисом Николаевичем Абрамовым:

«Я ещё только подходила к его дому, — вспоминала она, говоря о занятиях в группе Бориса Николаевича в Харбине, — и уже была счастлива. Как будто открывалась дверь не в квартиру, а в беспредельность, и уже при входе туда сердце наполнялось счастьем. В Учении говорится о “часах счастья”, когда Рерихи пребывали в Твердыне, с Иерархией. А в моей жизни часы счастья были только в общении с ним. Это были единственные часы, когда я была совершенно счастлива» [21].

Б. Н. Абрамов http://www.roerichs.com/Publications/Abramov/abramov-photo.htm

Б. Н. Абрамов
http://www.roerichs.com/Publications/Abramov/abramov-photo.htm

* * *

Подобные ощущения Наталия Дмитриевна отмечала и при общении со Святославом Николаевичем Рерихом.

«…Близость его излучений вызывала ощущение счастья. Вокруг него, находящегося в центре Москвы, создавался Оазис Света. Мы переносились в мир иной, не имевший к тому столичному водовороту, который бурлил за стенами, никакого отношения. Мы об этом просто не помнили. Мы были в ином измерении, отключённые от временного и повседневного и включённые в надземное и вечное» [22].

Слева направо: Н. Д. Спирина, М. Н. Валл, С. Н. Рерих. Москва, 1984 http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/27517

Слева направо: Н. Д. Спирина, М. Н. Валл, С. Н. Рерих. Москва, 1984
http://rossasia.sibro.ru/voshod/article/27517

* * *

Путь сердца имеет и иную грань, сопряжённую вовсе не с радостными переживаниями.

«Сегодня я читала эпизод о том, какие доносы и клевету творили на Серафима Саровского иноки его же обители, — делилась как-то Наталия Дмитриевна в беседе с сотрудниками. — Жили рядом и не видели, Кто с ними. Каждый видит своё. Помните, как вместо Будды люди увидели страшную собаку, и было сказано: “И увидели, чего каждый достоин”» [23].

Самой Наталии Дмитриевне также довелось пройти через непонимание и неприятие, через клевету и предательство со стороны тех, кто, казалось бы, откликнулся на Учение Живой Этики, принял его.

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «…всех распинали, терзали, гноили в темницах, преследовали и убивали, всех, кто на Землю людям Свет приносил и был в числе Тех, Кого почитают Великими Духами. Если страдали Они, то понятно вполне, что идущие тем же путём тоже должны испить свою чашу яда» [24].

* * *

Человек, живущий жизнью сердца, естественным образом явит трепетное, чуткое отношение к области сокровенного, несказуемого — не допустит его профанации.

Это качество отличало и Наталию Дмитриевну.

В частности, она воздерживалась от обсуждения сокровенных, эзотерических аспектов жизни Великих Учителей: «И ещё спрашивают: какой Учитель перевоплощается в какого Учителя? Наше ли это дело? Или: кто выше — Христос или Будда? Сказано: “Невозможно измерить дальние миры. Можем лишь восхищаться их сиянием” [25]. То, что ещё не для нашего разума, не надо трогать. Как бы не впасть в умаление!» [26].

В отношении Имён Великих Учителей она была также предельно корректна. «Имена нельзя произносить запросто. Я с этим сталкиваюсь, и это очень шокирует» [27].

В связи с распространением Изображений Великого Владыки, Наталия Дмитриевна советовала быть осторожным и внимательным — уметь отличить достоверный, подлинный Облик от искажённого [28].

Подлинное Изображение должно быть охранено от случайных взглядов. Наталия Дмитриевна призывала «не выставлять изображение Учителя… не ставить его на сервант, или на гардероб, или ещё куда-нибудь», но «беречь и хранить и не каждому его показывать, потому что мы не знаем, какова будет реакция того, кому мы покажем такое изображение» [29].

Публичная демонстрация Изображений не допускалась.

«Также на некоторых таких выставках [репродукций картин Н. К. Рериха. — Р. О.] помещают Изображения Великих Учителей», — констатирует Наталия Дмитриевна и поясняет далее: «Мы этого не делаем, так как не можем быть уверены, что эти Великие Облики будут достойно восприняты всеми.

В Учении Живой Этики настоятельно указывается говорить по сознанию, это же относится и к тому, что показываем» [30].

* * *

Путь сердца противоположен пути механических приёмов «саморазвития», практику которых Наталия Дмитриевна совершенно не поддерживала.

«…От нас требуется сердце, никаких приёмов, магии, мантр, заклинаний и прочего, что только уводит и осложняет. Открытое сердце, и любовь, и устремление», — говорила она [31].

Отвечая на вопрос о пробуждении центров, она поясняла: «Главное — сердце. Уверяю вас, что открытие центров происходит естественным путём — путём очищения и любви. Я никогда не думаю о центрах, никогда. В Учении гораздо большее значение придаётся чувствознанию, его и надо развивать. Центры раскроются по мере очищения и устремления. И вы о них даже не заботьтесь и не думайте. Меня лично они нисколько не волнуют, потому что достижение не в них» [32].

Всё искусственное, механическое в сфере духа резко диссонирует с самим обликом Наталии Дмитриевны, яркой отличительной чертой которого была простота.

* * *

Пробуждённое сердце как бы освящает собой жизнь человека, преображая её в молитвенное предстояние.

Поясняя идею соединения молитвы и труда, Наталия Дмитриевна говорила: «Молитва — это постоянное чувство любви к Высшему, причём его вовсе не надо в словах формулировать. При этом можно говорить, читать, писать, а вот тут, в сердце, что-то будет как уголёк гореть, что-то будет ощущаться помимо слов» [33].

Высшее проявление собственно молитвы — простое, непосредственное сердечное обращение к Высшему. «…кому какие молитвы ближе, тот пусть их и повторяет. Но в конце концов мы приходим уже к безмолвному обращению, прямо от сердца нашего — к Великому Сердцу» [34].

Листы Сада М. Озарение, 3–IV–1

Молитва сердца коротка
И не запятнана словами…
Взмахнув могучими крылами,
Любовь перелетит века,
И расстоянья, и преграды,
В едином вздохе встанет рядом…
Дорога сердца коротка!

Н. Д. Спирина. Из сборника «Капли» [35].

 

* * *

Если контакт с Высшим осуществляется через сердце, то изучение Живой Этики, чтение его книг также не мыслимо без него.

«Как нужно читать Учение? Для его усвоения надо читать не одними глазами, а с участием сердца, при полном стремлении постичь и претворить прочитанное», — говорит Наталия Дмитриевна [36].

«Сердцем учитесь читать, но не глазами, — сказано в «Гранях Агни Йоги». — Светоносным Называем такое чтение. Очень полезно оно и питательно очень» [37].

И наоборот: «Бессердечное читание (Учения) не плодоносно» [38].

Н. К. Рерих. Книга мудрости. (1924) http://gallery.facets.ru/show.php?id=431&setSize=9

Н. К. Рерих. Книга мудрости. (1924)
http://gallery.facets.ru/show.php?id=431&setSize=9

* * *

Особое внимание Наталия Дмитриевна уделяла Памятным дням — тем срокам, которые дают исключительную возможность приближения в духе к Высочайшим Индивидуальностям.

«Это дни [памятные дни. — Р. О.] особо углублённых, интенсивно сердечных воспоминаний о тех Светочах Мира, без которых было бы очень темно на нашей планете», — говорит Наталия Дмитриевна [39].

«Каждая мысль о ком-то есть встреча с ним на мысленном плане, который так же реален, как и земной, но в другом измерении. И если результаты таких встреч материально не очевидны, то их ментальные последствия не могут быть по-земному учтены и переоценены. Такие встречи питают нас, ими мы растём, незаметно, но неуклонно. Важно только, чтобы мы сердцем приобщились к ним и к тому, с кем мы встречаемся» [40].

Живой огонь перед Живым Огнём
Возносит сердце в памятные даты.
Туда, как птицы, в свой далёкий Дом,
Летят стремленья, огненно крылаты.
Преодолев все дали и преграды,
Предстанет малый огонёк лампады,
Сердечный дар, перед Отцом Огнём.

Н. Д. Спирина. Из сборника «Капли» [41].

«”Без сердца мы шелуха погибшая” , — говорит Живая Этика; и никакое интеллектуальное приобщение не даст нам духовного, сердечного приближения, хотя познавание, ознакомление с трудами великих людей, Светочей мира, очень важно и неоспоримо и обогащает нас полезной информацией. Но только контакт сердца с сердцем может преобразить человека» [42].

* * *

Жизнь Наталии Дмитриевны являет пример тех достижений, тех даров духа, которые даёт следование Учению Живой Этики.

Вспоминая о ней, знакомясь с её духовным опытом и постигая его, мы начинаем лучше понимать, что представляет собой более высокая, но одна из сравнительно близких нам ступеней пути восхождения духа — ступень утверждённого сотрудника Сил Света, — одна из вех уходящей в Беспредельность лестницы жизни.

Н. К. Рерих. Путь в Шамбалу. (1933) http://gallery.facets.ru/show.php?id=674&info

Н. К. Рерих. Путь в Шамбалу. (1933)
http://gallery.facets.ru/show.php?id=674&info

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Т. VI, 238.
[2] Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 1: Отблески. 1944–1993. Новосибирск: Изд. центр «Россазия» Сибирского Рериховского Общества, 2007. С. 338.
[3] Рерих Е. И. Письма. Т. IX: 1951–1955 / Ред.-сост. Т. О. Книжник; Примеч., пер. с англ., указ. имён Т. О. Книжник. М.: Междунар. Центр Рерихов, 2009. С. 315–316, 46.
[4] Т. VI, 238.
[5] Спирина Н. Д. Указ. соч. С. 466.
[6] Там же. С. 266.
[7] Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 6: Собеседования. 1996–1999. Новосибирск: Изд. центр «Россазия» Сибирского Рериховского Общества, 2015. С. 52.
[8] Там же. С. 216.
[9] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 1. С. 266.
[10] Там же.
[11] Т. VI, 238.
[12] Т. XII, 723.
[13] Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 2: Отблески. 1994–2003. Новосибирск: Изд. центр «Россазия» Сибирского Рериховского Общества, 2008. С. 339.
[14] Там же. С. 151.
[15] Там же. С. 341–342.
[16] Там же. С. 150.
[17] Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск: Изд. центр «Россазия» Сибирского Рериховского Общества, 2009. С. 57.
[18] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 2. С. 21.
[19] Там же. С. 90.
[20] Там же. С. 257.
[21] Там же. С. 200.
[22] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 1. С. 459.
[23] Спирина Н. Д. Полное собрание трудов. Т. 5: Собеседования. 1991–1995. Новосибирск: Изд. центр «Россазия» Сибирского Рериховского Общества, 2014. С. 46.
[24] Т. II, 568.
[25] Листы Сада Мории. Озарение, 3-IV-8.
[26] Спирина Н. Д. Указ. соч. С. 51.
[27] Там же.
[28] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 6. С. 198.
[29] Там же.
[30] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 2. С. 322.
[31] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 6. С. 20.
[32] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 5. С. 78.
[33] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 6. С. 329.
[34] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 5. С. 283.
[35] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 3. С. 51.
[36] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 2. С. 48.
[37] 1959 г., 138.
[38] Грани Агни Йоги. Т. II, 44.
[39] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 2. С. 214.
[40] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 1. С. 280–281.
[41] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 3. С. 40.
[42] Спирина Н. Д. Указ. соч. Т. 1. С. 281.

Источник:  Интернет-Община “Крылья Духа”

Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий