Главная » РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, события Рериховского движения » «Пусть Свет войдёт в сердца, дела и судьбы…» СибРО

1 093 просмотров

2623-93

На завершающем 2015 год  декабрьском «круглом столе» СибРО,  в докладе «Наш путь решён» мы, говоря о событиях, изменивших карту мира, о времени, в котором живём, о положении в стране, подчеркнули, что нам, рериховцам, несопоставимо легче, чем остальным согражданам, — у нас есть знание о том, каким — вопреки всему  происходящему на планете — будет Будущее, ради которого мы трудимся, стараясь по мере сил его приблизить.Завершается 2016 год. Напряжение нарастает, по-прежнему все следят за ходом событий,  в надежде на улучшение положения в мире, а значит, и в стране. Сделаем краткий обзор того, какими событиями в Рериховском движении был ознаменован истекший год.

Начнём с главного. Бесспорно, все рериховцы едины в том, что имеющее мировое значение художественное, научное и духовное Наследие семьи Рерихов, хранящееся в музеях и частных коллекциях разных стран, — всё, в полном объёме, должно быть охранено вне зависимости от страны, в которой находится какая-то его часть, статуса музея или имени частного владельца. Особая роль и огромная ответственность в решении этого вопроса лежит на России — стране, для которой Наследие в первую очередь и предназначено. На этом единство мнений заканчивается.

До настоящего времени не решена жгучая проблема, связанная с бесперспективным противостоянием Международного Центра Рерихов (МЦР) и Министерства культуры РФ, решения которого в данном случае представляет Государственный музей искусств народов Востока (ГМВ).

Вопрос — государственным или общественным должен быть музей Рериха в Москве — разделил рериховское сообщество на два стана.  Представители и  одной и другой стороны приводят доводы со ссылкой на С.Н. Рериха. Мы не будем касаться этого сейчас — за два десятилетия конфликта и сказано, и написано достаточно. Скажем одно: считаем, что передача Наследия на Родину и сохранение его как такового было главным в содержании воли С.Н. Рериха.

Дилемма, которую решают для себя рериховские сообщества страны и отдельные рериховцы, определяясь с выбором статуса музея, — перед СибРО не стоит. Свою позицию в этом вопросе мы опубликовали  в октябре 2015 года, и она неизменна. Напомним: наша организация поддержала предложенный  тогда ещё Президентом МЦР А.П. Лосюковым*  и рядом других лиц вариант выхода из проблемы многолетнего конфликта через передачу Наследия под общественно-государственное управление, при котором ни одна из сторон не исключалась, но все вопросы по Наследию решались в их тесном взаимодействии.   Бесполезно сейчас, наблюдая за происходящим, сожалеть о том, что это предложение было отвергнуто МЦР, и реалии сегодняшнего дня уже другие. Тем не менее, мы не теряем надежду на то, что участники процесса вернутся за стол переговоров и совместно примут общее решение.

При этом подчеркнём: независимо от того, будет ли достигнута договорённость между сторонами, когда и как будет поставлена точка в этом споре, Сибирское Рериховское Общество готово сотрудничать со всеми музеями и организациями в совместном осуществлении конкретных культурных проектов.  Завершим эту тему словами Н.К. Рериха: «Будем помнить, что нам нужен не спор, а строительство»**.

В течение года темы, связанные с Рериховским Наследием, с дальнейшим развитием рериховского движения в стане и мире, взаимодействием рериховских организаций между собой и с государством и др.,  обсуждались на заседаниях ряда организаций.

1. В Общественной палате Российской Федерации прошли два круглых стола: 25 апреля темой встречи было «Значение Пакта Рериха и Знамени Мира в современной культуре».  18 июня круглый стол  был посвящён  90-летию северной части Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов: «Центрально-Азиатская экспедиция Рериха и культурная интеграция народов великих евразийских путей».

Оба заседания Общественная палата провела совместно с представителями Национального рериховского комитета (НРК), созданного в 2015 году группой лиц, среди которых бывший Президент МЦР А.П. Лосюков, А.М. Кадакин, Н.В. Тютюгина, Ш.А. Амонашвили и другие. Комитет планировался как центр рериховского движения,  координирующий взаимоотношения государства и общества. Призывая объединить усилия рериховцев для конструктивного диалога  по решению проблемы Наследия Рерихов, организаторы писали: «Возникшее противостояние указывает на то, что необходимо создание новых форм сотрудничества власти и общественности в сфере культуры. При проявлении доброй воли Музей им. Н.К. Рериха может стать той площадкой, на базе которой будут внедрены в практику нестандартные решения, позволяющие сделать значительный шаг вперёд в развитии гражданского общества в России»***.

2. В Государственном музее искусства народов Востока (ГМВ) 28 апреля прошёл «круглый стол», тема которого «Международное Рериховское движение: реалии и перспективы». Участники встречи, не касаясь злободневного вопроса, рассказали о том, как развивается рериховское движение в Европе, США и других странах, а также в Сибири и на Алтае.

3. В Музее Николая Рериха в Нью-Йорке 20-22 мая состоялась первая конференция русскоязычных групп Рериховского движения в Америке, прошедшая под девизом: «Единение и мир всему Миру».
Некоторое представление о рериховцах Америки дала Марина Коваль в своём выступлении на встрече в ГМВ, где она представляла Рериховское движение в Северной Америке. Процитировав Д. Энтина, сказавшего: «только русские двигают Рериха по Америке», она обозначила и масштаб этой деятельности: в разных городах Америки есть 4 небольшие группы бывших наших соотечественников, изучающих Учение; что касается англоязычных американцев и их интереса к Живой Этике, то за год музей распространяет среди них только 10-15 книг Учения на английском языке. (Для сравнения: отдел книгораспространения СибРО за период с 1 декабря 2015 г. по 18 декабря 2016 г. распространил 2053 книги Учения Живой Этики).
На этой конференции присутствовали представители МИСР и ГМВ. Были намечены дальнейшие встречи, к совместной разработке приняты несколько проектов.

4.  Ряд мероприятий прошёл в МЦР.
  • 4 марта состоялась внеочередная конференция, на которой новым президентом МЦР был избран Юрий Хатуевич Темирканов — художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии.
  • 25 июня — съезд международной общественности под девизом: «Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов — общественное достояние России».
  • 8-11 октября  — международная научно-общественная конференция «Людмила Васильевна Шапошникова: ученый, мыслитель, общественный деятель. К 90-летию со дня рождения».

5. В Государственном Музее-институте семьи Рерихов в С-Пб с 7 по 9 октября проходило масштабное мероприятие — XVI Международная научно-практическая конференция «Рериховское Наследие». Конференция проходила на трёх площадках: в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербургском государственном университете и Музее-институте семьи Рерихов.  Она была приурочена к 90-летию северного маршрута Первой Центрально-Азиатской экспедиции  Н.К. Рериха.

В рамках конференции прошёл круглый стол на тему: «Рериховское наследие, рериховское движение, взаимодействие государства и общества». В обсуждении темы приняли участие представители пяти музеев: Музея-института семьи Рерихов (Санкт-Петербург), Государственного Музея Востока (Москва), Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул), Музея Николая Рериха в Америке (Нью-Йорк), Дома-музея Рериха в Монголии (Улан-Батор); также присутствовали многие представители общественных организаций и групп, изучающих рериховское наследие. Выступающие говорили о необходимости объединения общественных и государственных сил для решения вопроса развития и сохранения Рериховского Наследия.6. По инициативе МЦР 27 октября 2016 года в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре состоялась встреча сотрудников ведомства с представителями Международного Центра Рерихов. Обсуждались вопросы сохранения культурного наследия Международного Центра Рерихов.
Первый заместитель Министра культуры РФ  В.В. Аристархов предложил, в частности, рассмотреть вопрос о подготовке и реализации совместного проекта Минкультуры РФ и МЦР — выставки картин Рерихов в Манеже. Предполагается, что участниками этого проекта станут ГМВ, Эрмитаж, Третьяковская картинная галерея, музей Нижнего Новгорода, Русский музей, Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, частные коллекционеры. В настоящее время вопрос проведения выставки в стадии решения.

7.  31 октября 2016 г. был опубликован Указ Президента РФ «О создании Общероссийской общественно-государственной организации  «Российский фонд  культуры». Несомненно, что создание этого фонда  имеет прямое отношение к событиям, связанным с рериховским наследием.

8. 13 декабря в ГМВ состоялся круглый стол на тему «Государственный музей Рерихов и рериховское движение». Он был приурочен к открытию новой экспозиции Мемориального кабинета Н.К. Рериха.  По словам зам. директора музея Т.К. Мкртычева, цель круглого стола — обменяться мнениями по вопросу взаимодействия создаваемого государственного музея и рериховского сообщества. Мы познакомились с материалами этого мероприятия — они находятся в открытом доступе, и надежда на то, что изнурительная борьба между МЦР и ГМВ будет закончена принятием «нестандартного решения», окрепла. В частности, в своём кратком выступлении А.П. Лосюков, который возглавляет сейчас Национальный рериховский комитет, призвав «соблюдать, прежде всего, интересы Наследия», сказал: «Полтора года назад я предложил идею общественно-государственного партнёрства. Уверен до сих пор,  что никакого другого пути просто нет, я это утверждаю».

На этой встрече о масштабном проекте, находящемся в стадии разработки, рассказал директор МИСР А.А. Бондаренко. На конференции  в Америке, о которой мы упоминали, три музея — ГМВ, МИСР и Музей Николая Рериха в Нью-Йорке — приняли решение создать портал Рериховского Наследия. Основной организатор — ГМВ. Осуществление этого проекта позволит людям, живущим в самых дальних уголках страны, зайдя на страницы портала, ознакомиться с коллекциями картин, вещей и других предметов Рерихов, находящимися в названных музеях.

Перейдём к Сибирскому Рериховскому Обществу.

О деятельности СибРО за истекший год в обоих музеях Рериха мы расскажем в отчёте в январе 2017 года, сейчас речь пойдёт о другом. Деятельность СибРО широко известна, и многих рериховцев, особенно тех, кто только приступил к изучению Рериховского Наследия и ищет для себя какие-то ориентиры, интересует мнение СибРО по самым разным вопросам — нам много пишут, спрашивают совета, что-то предлагают. В таких случаях ответ отправляется конкретным людям. Но когда возникают спорные ситуации или звучат предложения, касающиеся Рериховского движения, по которым наша организация считает нужным выразить своё видение происходящего или предлагаемого, — помимо журнала СибРО излагает своё мнение на сайте, и таким образом оно практически сразу становится известно самой широкой аудитории. При этом никогда сайты СибРО, а их четыре, не были площадкой для дискуссий, какой бы ни была ответная реакция на наши публикации.
Мы понимаем меру своей ответственности за всё, что говорится и публикуется от имени нашей организации — Сибирского Рериховского Общества.  В 2016 году возникло несколько обстоятельств, по которым СибРО публично выразило свою точку зрения.
В августе была опубликована статья «Мы хотели бы жить в стране Великой Культуры». Это был протест СибРО на антикультурные выпады в     московской радиопередаче и на телеканале Россия 1, где освещался конфликт, связанный с Рериховским наследием в Москве. Насколько нам известно, в тот момент (помимо МЦР, которого вопрос касался напрямую), по этому поводу открыто выступила только наша организация. Через два месяца оценку этим передачам дала Общественная коллегия по жалобам на прессу****.В сентябре была  опубликована реплика СибРО «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…» — по поводу созыва съезда, организаторами которого выступили  общество «Агни-йога Швеция» и инициативная группа «Сознание», г. Москва. В качестве одной из главных целей съезда была выдвинута идея создания партии рериховцев — новой политической силы — «для спасения России». Наша реакция была краткой: с этой стороны рериховское движение ещё не пытались дискредитировать.

В октябре мы выступили дважды. Краткой публикацией «Негодуем!» СибРО выразило  своё отношение к умозаключениям А. Люфта (живущего в Германии) по поводу так называемых «ошибок» С.Н. Рериха. Этими выводами Люфт оповестил общественность со страниц своего сайта «Живая Этика в мире».

Далее на круглом столе Международной конференции в Музее-институте семьи Рерихов в С-Пб выступил теперь уже представитель Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Д. Попов, предложивший рериховцам отделять художественное и литературное наследие Н.К. Рериха от Учения Живой Этики. На это СибРО отозвалось публикацией «Победа Света — как восход — неотвратима, непреложна…»,  в которой мы выразили решительный протест против такого разделения.

Из последовавших откликов на наши материалы мы получили дружественные и здравые мнения от незнакомых единомышленников; были и другие рассуждения, в которых говорилось о «сектантском мышлении»,  «неспособности мыслить самостоятельно», «пустышных мероприятиях», проводимых нашей организацией, и т.д. Эти определения даны лицами, которые выстраивают события в своей собственной системе координат,  чьи личные аксиомы не имеют ничего общего с реальностью. Прочитав такие оценки, можно только рассмеяться и тут же забыть. Всё так и было бы, не поднимись новая волна нападок на Наталию Дмитриевну Спирину. Ожесточённо и злобно член правления МЦР из Ярославля возобновил кощунственные речи по отношению к  руководителю СибРО. Причина всё та же: «полное непонимание со стороны СибРО принципа Иерархической преемственности». Аргументация МЦР, отшлифованная годами в судах, публикациях, широкомасштабной акцией «Защитим…» и пр., — общеизвестна, у неё достаточно приверженцев и она продолжает смущать многих. Ни для кого не является секретом, какое раздражение у сторонников МЦР вызывает независимая позиция СибРО, твёрдо обозначившего линию иерархической преемственности, никак не связанную с лидером МЦР.

Полностью поддерживая суть наших выступлений, не все наши друзья поддерживают их обнародование, говоря о том, что мы, помимо навлечения стрел на СибРО, делаем рекламу негодным элементам — тем, кто этого недостоин: «У вас такая работа, столько дел, делайте своё дело, потерпите, придёт время, и их просто сметёт, как и не было». По этому поводу стоит сказать:  мы хорошо помним, как во время подготовки первых спецвыпусков журнала «Восход», Наталия Дмитриевна говорила, что людям надо обязательно разъяснять нашу точку зрения, прояснять ситуацию, ведь многие  могут и не думать в каком-то ключе, но когда им объяснят, они поймут — те, кто способен понять.

Мы часто вспоминаем фразу Учителя: «Всё обращу на пользу». Так, в одной из наших публикаций мы выложили на сайте ссылки на 3 радиобеседы о Живой Этике, прошедшие по новосибирскому радио в начале 1990-х годов и имевшие тогда огромный отклик. И кто может сказать, какая аудитория их прослушала уже сейчас, если ежедневно наш сайт посещают до 700 человек и выше.

У многих рериховцев растёт тревога по поводу того, что расшатанное Рериховское движение в России надо укреплять, что-то делать, чтобы изменить ситуацию. Сейчас, когда  в среде рериховцев страны создалось положение, при котором дирижёры множатся, но оркестра так и нет, как никогда часто звучат призывы «объединиться», «забыть обиды», «подняться над распрями» и т.п.  Полностью разделяя эту тревогу, мы можем спросить в ответ: на каких основах объединяться, на каком фундаменте?  Да, конфликт из-за Рериховского Наследия в Москве  разделил рериховское сообщество на два стана, но разделение идёт не только по этому признаку. В «Позиции СибРО» от 7 октября 2015 г. мы утверждали: «…низведение Учения Живой Этики до уровня писаний современных «контактёров», «продолжающих» тексты Учения, является сейчас основным вопросом, по которому идёт разделение рериховских обществ». Для нас это вопрос принципиальный.

Путь развития Сибирского Рериховского Общества указан его руководителем Н.Д. Спириной. Защиту и сохранение Рериховского Наследия СибРО считает своей важнейшей задачей и прилагает для этого все силы. Решение этой задачи мы видим в следовании Учению, следовании заветам нашего земного Учителя, что для СибРО навсегда  останется единственно возможной позицией, а именно: нести Учение в чистоте, (или, как сказано, «охранить Учение от злотолкования») и, сохраняя сплочённость, усиливать работу двух Музеев Рериха в Сибири. На этом мы и концентрируемся. Потому на все  призывы к объединению мы повторяем: СибРО открыто к сотрудничеству для осуществления конкретных культурных инициатив.

В 1944 году, вскоре после знакомства с Учением,  Наталия Дмитриевна пишет стихотворение «В том Крае», первая строфа которого гласит:

Средь лязга раздоров и разъединенья
Мечта улетает туда,
Где в мраке планеты звездою спасенья
Сверкает Община Труда.

Только выполнением нашей прямой задачи мы сможем продвигаться к «звезде спасенья», как выразилась наша Ведущая.

Это выступление от коллектива Сибирского Рериховского Общества на «круглом столе» СибРО, завершающем 2016 год, мы назвали строкой из широко известной «Капли» Н.Д. Спириной: «Пусть Свет войдёт в сердца, дела и судьбы…».  Считаем, что  в этом пожелании заключена самая насущная необходимость текущего времени.

——————————
* — А.П. Лосюков снял с себя полномочия Президента МЦР 28.09.2015 г.
** — Н.К. Рерих. Письмо художника.
*** —  из Обращения Оргкомитета НРК к Рериховским организациям и рериховской общественности.
**** — Российская независимая общественная организация, создана для разрешения конфликтных ситуаций в журналистском сообществе. Образована в 2005 году по инициативе Большого жюри Союза журналистов России.
Источник:  СибРО и музей Н.К.Рериха в Новосибирске
Поделиться с друзьями:
Метки:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий