Главная » ЛЮДИ И ДАТЫ » ПРЕДЧУВСТВИЕ ЛЕНИНА. Г.Г. Хмуркин

97 просмотров

2597-57

Хмуркин Г. Г. Предчувствие Ленина / Предисловие докт. ист.
наук, проф. В. Т. Логинова. -
М.: Буки Веди, 2017. — 394 с.

О КНИГЕ

Космопланетарный феномен Владимира Ильича Лени­на не укладывается в тесные рамки привычных схем. Осмыс­ление жизни и деятельности Вощдя требует привлечения более широкого — метаисторического подхода.

Его основой может послужить Живая Этика (Агни Йога), этико-философское учение Рерихов, которые иначе, нежели последователи или крити­ки коммунизма, оценивали Ленина.

Великие Учителя Востока назвали Ленина Махатмой — «наделенным великой душой». Как примирить эту высокую оценку с суровыми распоряжениями Вождя? Можно ли счи­тать духовным подвижником человека, находящегося вне ре­лигии? Как он относился к духовенству и вообще к верующим?

Какими огненными качествами обладал Владимир Ильич? Что о нем говорит Живая Этика? Какие принципы и реформы, созвучные Плану Великих Учителей, проводил в жизнь пер­вый руководитель Советской России? Почему он так рано ушел из жизни? Чем объясняется изъятие всех упоминаний о Ленине во втором издании книги «Община» из корпуса Живой Этики?
Менялось ли отношение Рерихов к нему на протяжении жизни?
Таковы главные вопросы, стоящие перед автором.

Особое внимание уделено анализу многочисленных живучих мифов о Ленине.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга и обрадовала, и удивила.

Удивила потому, что после 25-летней «промывки моз­гов» нашей исторической журналистикой, оттеснившей в дальний угол историческую науку, создавшей новую мифологию и сотворившей новых кумиров, казалось, что ничто уже не повернет взоры нового поколения к дей­ствительным гигантам российской и мировой истории.

Ан-нет! Оказалось, что и это поколение, в немалой мере грешившее «клипово-интернетным» мышлением, способно устоять против навязываемых ему штампов и стереотипов. И не просто устоять, а — как выразился бы Ленин — пойти «против течения».

К пониманию и приятию Ленина приходят разными путями. Луначарский сказал когда-то, что марксизм он принял благодаря «красоте идеи». Автор этой интерес­нейшей книги шел от философского учения Рерихов, от их Живой Этики (Агни Йога). И эти столь разные — и поистине метаисторические — течения мысли сошлись в одной точке: понимании того, что есть благая цель.

В 1919 году, в самый разгар кровавой гражданской войны, в беседе с американским писателем Линкольном Стеффенсом, Владимир Ильич сказал: «Нам необходимо преодолеть все трудности и добраться до цели, которая составляет цель всех людей, ищущих смысл жизни. Мы по-разному представляем пути, ведущие к этой конечной цели, но мы согласны в пункте назначения».

В. Т. Логинов, доктор исторических наук, профессор

ВВЕДЕНИЕ

Фигура Владимира Ильича Ленина явилась одной из са­мых значительных в истории XX века. Его теоретическая мысль и реформы повлияли не только на жизнь миллио­нов людей бывших союзных республик, но и на ряд дру­гих стран. Даже сейчас, после распада СССР, это влияние огромно. Не утихает общественная дискуссия о судьбе Мавзолея на Красной площади. В соседней стране восприятие Ленина как символа «ненавистной России» при­вело к сносу и осквернению памятников.

В советские годы личность Владимира Ильича Ленина была одним из символов страны, ее строя, и это наложило свой отпечаток на изображение Вождя. Авторы придер­живались определенного, сложившегося канона его жиз­неописания, были засекречены отдельные «неудобные» документы, замалчивались некоторые детали его личной жизни. «Перестройка» 1980-х годов позволила открыть архивы, дала возможность высказаться всем. Гласность и свобода слова привели к тому, что маятник качнулся в другую сторону. Журналисты, писатели-публицисты, представители Церкви, политики заполнили информа­ционное пространство таким количеством «сенсаций» и «разоблачений», что в этом мутном потоке потерялись голоса немногочисленных серьезных исследователей-лениноведов, работающих медленно и кропотливо. Осо­бенно мощно этот поток излился в 1990-е годы. Сейчас страсти поутихли, и настало время поговорить о Ленине спокойно, без умалчивания и лишних эмоций.

Разговор такой необходим. В сознании людей, мало знакомых с жизнью Ленина, но симпатизирующих ему, а также тех, кто «что-то слышал» об оценке Ленина, дан­ной в книгах Живой Этики (1), на протяжении десятилетий тлеет конфликт, до которого как бы не доходят руки. С од­ной стороны, Великие Учителя Востока назвали Ленина Махатмой (2), высоко оценили его личный вклад в строи­тельство Новой России и Нового Мира. С другой стороны, средства массовой информации навязчиво рассказывают нам о жестокостях, ненависти к религии и разрушении храмов. Сколько правды в этих рассказах и как прими­рить ее с характеристикой, данной Великими Учителями? В этом — корень проблемы.

Ответим ли мы на эти коренные вопросы? Поста­вим ли точки над всеми «i» в общественно-политической биографии Ленина? Сможем ли точно воспроизвести ход его мыслей в тот сложный переходный для страны и мира период? Вряд ли. Слишком большую внутреннюю рабо­ту необходимо проделать для этого, простым прочтением книги ее не заменишь. Книга может лишь предложить подходы, дать общее направление мысли, следуя которо­му читатель, мы надеемся, сумеет самостоятельно подой­ти к решению поставленных вопросов.

ГЛАВА I

ЧТО СДЕЛАЛО ЛЕНИНА НАРОДНЫМ ВОЖДЕМ

Ни военная мощь, захватывающая обширные про­ странства, ни деньги, порабощающие низшую природу человека, ни физическая сила, подавляющая волю, не мо­жет сделать правителя Вождем. Истинный Вождь овла­девает сердцами и думами людей необычным личным магнетизмом. Именно это качество, сквозящее, просве­чивающееся в сотне других, порою как бы незначитель­ных, выдвигает и поднимает Вождя над мятущейся тол­пой. А значит, разговор о Ленине — человеке, в котором сошлись народные чаяния в труднейший период русской истории, — надо начинать с его личных качеств. Вероят­но, на этом пути мы приблизимся к пониманию сущности вообще всех Великих Подвижников — преобразователей внешнего и внутреннего бытия людей.

Вглядывание в личность Ленина представляется нам принципиально важным, даже ключевым, еще и с той точки зрения, что именно мотивы, напряжение чувств че­ловека, стоящего во главе государства, должны быть од­ним из главных оснований для оценки его действий. Мало процитировать распоряжение главы, мало перечислить некоторые видимые его последствия, — надо попытаться проникнуть в лабораторию внутренних побудительных импульсов, приведших к тому или иному решению.

Познакомившись с десятками воспоминаний о Ле­нине, мы выделили ряд его характерных черт, которые упоминаются большинством мемуаристов. Разумеется, можно говорить о положительном окрасе использован­ных воспоминаний (практически все они публиковались в советское время), однако регулярные, настойчивые упоминания о трогательной заботливости Ленина даже о малознакомых людях, его скромности, бесстрашии, целеустремленности, колоссальной работоспособности и других качествах не оставляют сомнений в том, что все это реальные черты Владимира Ильича. Кроме того, сей­час доступны и те работы, которые публиковались оп­понентами Ленина, в частности, за границей. Они тоже подтверждают ряд особенно присущих ему черт. Именно такие — звучащие рефреном — качества Ленина ниже пе­речисляются и иллюстрируются выдержками из воспо­минаний его современников. Эти черты с поразительной точностью укладываются в образ, очерченный в книге «Напутствие Вождю» (3), строками которой предваряются некоторые параграфы раздела…

«Напутствие Вождю» — анонимная книга, составленная Еленой Ива­ новной Рерих из Бесед с Великим Учителем М. Впервые увидела свет в Риге в 1937 году. Книга адресована просвещенному руководителю государства и со­ держит множество советов, касающихся воспитания, образования, экономики и многих других вопросов.

***

__________________

1. Живая Этика (или Лгни Йога) — этико-философское учение, созданное семьей Рерихов в сотрудничестве с Великими Учителями Востока (Махатма­ми) в 1920-х — 1930-х годах.

2. Махатма (санскр. «наделенный великой душой») — так в Живой Этике именуются люди, достигшие высочайших вершин духовного совершенства и посвящающие свою жизнь борьбе за благо человечества.

3. «Напутствие Вождю» — анонимная книга, составленная Еленой Ива­новной Рерих из Бесед с Великим Учителем М. Впервые увидела свет в Риге в 1937 году. Книга адресована просвещенному руководителю государства и со­держит множество советов, касающихся воспитания, образования, экономики и многих других вопросов.

__________________

Полностью прочитать книгу «Предчувствие Ленина» можно по ссылке:

http://leninism.su/images/PDF/hmurkin.pdf

 

Поделиться с друзьями:

Для того, чтобы отправить Комментарий:
- напишите текст, Ваше имя и эл.адрес
- вращая, совместите картинку внутри кружка с общей картинкой
- и нажмите кнопку "ОТПРАВИТЬ"

Комментариев пока нет... Будьте первым!

Оставить комментарий